Конспект по технологии пасхальное яйцо. Пасхальное яйцо из бумаги для детей начальной школы. Мастер-класс с фото. Закрепление нового материала

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Урок 28. ДЕКОРИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ. ВИДЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ

Цель : продолжить ознакомление учащихся с народным творчеством, с декорированием изделий; ознакомить с разновидностями украшения пасхальных яиц; развивать навыки работы в технике аппликации; формировать эстетические чувства, вкус; воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие произведений народных мастеров, бережное отношение к материалам, аккуратность во время работы, стимулировать творческий потенциал учащихся.

Оборудование : деревянная (или пустые куриные) яйца; цветные нитки; бисер; цветные полоски; клей; ножницы; длинная игла с большим ушком; образцы изделий и рисунки; мультимедийная доска.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Поздравления

2. Проверка готовности к уроку

3. Упорядочение рабочих мест

II. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение темы и цели урока

Мы сегодня на уроке продолжим знакомство с народным творчеством и декорированием изделий, а именно - с разновидностями украшение пасхальных яиц.

2. Рассказ учителя

Мультимедийная презентация

Вспомним, какие виды декорирования пасхальных яиц вам известны?

Пасхальные яйца - яйцо окрашенное в один цвет.

Дряпанки - яйцо красят в темно-коричневый цвет, а рисунок наносят иглой или шилом.

Крапанки - яйцо украшают разноцветными точечками с помощью воска и красок.

Малеванки - яйцо разрисовывают с помощью кисточки и красок.

Для изготовления писанок выбирают сырые куриные яйца. Предварительно их нужно хорошо вымыть в воде, растворив в ней немного пищевой соды.

Затем яйца погружают в слабый раствор уксуса. Когда они просохнут, начинают расписывать. Чаще всего это делают с помощью воска. Натуральный пчелиный воск кладут в небольшую керамическую посудину или в черепок. Сосуд с воском ставят на небольшой огонь в печи ли на рассеиватель на газовой плите. Воск должен быть горячим, но не доведенным до кипения.

Расписывают яйца писачком - небольшой деревянной палочкой, в которой раскаленным гвоздем выжигают дырочку, чтобы вставить туда металлический наконечник или трубочку, свернутую из фольги. Затем этот наконечник закрепляют нитью. Писачок держат неподвижно, вращают только яйцо. После росписи яйцо погружают в краску, а затем просушивают.

Физкультминутка

3. Демонстрация и анализ образца

1) Инструктаж учителя.

Работа по учебнику (с. 96). Мультимедийная презентация

Пасхальные яйца можно украшать не только традиционным способом (красителями, воском), но и разнообразными материалами: бисером, цветной бумагой, шерстяными нитками.

Помните детские скороговорки, в которых упоминают числа? А сказки, в которых непременно присутствуют или три царства, или три сестры? Для наших предков числа были священными, у каждого было свое значение и своя сила. Поэтому разделение поверхности яйца на определенное количество частей и постоянное повторение некоторых элементов не случайны.

Деление пополам передавал представление о двух мирах. На три части делили чаще всего по вертикали, так обозначали три небесных сферы.

При делении на четыре части образуется крест, что означает четыре стороны света.

Классическое разделение полусфер на четыре части, каждая из которых разделена на три, передает представление о четырех временах года с тремя месяцами. По другим представлениям, мир делился и на шесть сторон. Такую пространственную ориентацию передает шестиконечная звезда.

Исследуя писанки, ученые высказали догадку о том, что в древности существовал восьмилетний календарный цикл. В народной мифологии небо имеет восемь сфер - «облоків»: семь синих, а восьмая - красная, на которой сидит сам Бог.

Очень интересным является разделение на сорок частей, так называемые сорококлинці. Каждый клинышек обозначал некий вид человеческой деятельности или явление природы, а в христианском видении - сорок дней поста.

Вспомним, какие цвета мы будем использовать? Какое значение имеют эти цвета?

Красный - радость.

Синий - цвет воды, пожелание хорошего урожая.

Зеленый - жизнь, пожелания здоровья.

Коричневый - цвет земли, дарует мудрость.

С помощью кроссворда отгадайте, какими материалами и инструментами мы будем пользоваться.

Кроссворд

1. Длинная и пушистая, за металлической сестрой хвостом ходит. (Нить)

2. Ты за ней, она - от тебя, ты от нее, она - за тобой. (Игла)

3. Два кольца, два конца, а посередине гвоздь. (Ножницы)

4. У носатого Ивана

Одежда деревянная.

Он в чистом поле ходит

И по нему носом водит,

Не стриженый, не чесаный -

Острым ножом затесаний. (Карандаш)

5. Все, к чему он прикасается, потом невозможно оторвать. (Клей)

6. Разрежет мо лед - достанемо плод:

Сверху серебро, внутри золото. (Яйцо)

7. Маленькое кругленькое на иглу надеть, бусы сделать. (Бисер)

Итак, начинаем работать!

1. Возьмите яйцо и простым карандашом нанесите линии - границы между цветами.

2. Смажьте часть яйца клеем и плотно обмотайте нитью.

3. Поочередно таким же способом обработайте и другие части узора.

4. Сквозь отверстия в яйце проденьте нитку или полоску с помощью иголки с большим ушком.

5. Поверхность яйца, покрытую нитями, можно украсить бисером, сделать орнамент.

2) Повторение правил безопасности во время работы.

4. Интересно знать!

СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ И УКРАШЕНИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ

Прежде всего, нужно усвоить определенные тонкости. Чтобы сохранить скорлупу целой, яйца желательно около часа подержать при комнатной температуре, а в воду во время варки добавить столовую ложку соли. Чтобы краска ложилась ровнее, перед покраской яйца необходимо обезжирить - протереть мыльным раствором или спиртом.

Самый доступный способ окрашивания яиц - сварить их в ранее приготовленном отваре луковой шелухи. Цвет - от светло-желтого до красно-коричневого - зависит от концентрации отвара. Также можно приготовить отвар из листочков березы (молодых или сухих) или молодых листьев ореха, процедить и варить в нем яйца на слабом огне в течение 10-12 минут с момента закипания. Яйца приобретут желтый цвет. Натуральными красителями яйца красят двумя способами. Холодный способ: уже сваренные яйца нужно подержать в соке (свекольном, морковном). Горячий способ: в течение 15 минут нужно кипятить яйца в кастрюле с водой, чайной ложкой уксуса и натуральными красителями для получения различных цветов.

Светло-красный цвет дает свекла или черника; оранжевый - лук; светло-желтый - лимоны, апельсины или морковь; желтый - корни куркумы, скорлупа грецкого ореха; светло-зеленый - листья шпината, крапивы; зеленый - зеленые яблоки; синий или фиолетовый - листья красной капусты; бежевый или коричневый - кофе.

Если после окрашивания поставить яйца в этом же отваре на всю ночь в холодильник, то окраска будет ярче.

Чтобы получить рисунок в крапинку, мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и варят в луковой шелухе обычным способом. Для получения мраморного эффекта нужно обернуть яйца в луковое шелуху и сверху завязать хлопчатобумажной тканью, складки которой отразятся на поверхности скорлупы.

Если при окрашивании обмотать яйца толстыми нитками, то на них получатся полоски - вдоль или поперек, в зависимости от того, как обмотаєте скорлупу. Цветки или листочки разной формы отразятся на яйцах, если, например, листья петрушки, кинзы или мелкие цветки домашних растений приложить к ним, обвернуть чулком и туго завязать, и так кипятить в отваре луковой шелухи.

Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Существуют также другие способы украшения пасхальных яиц: с помощью наклеек, бисера, акварели и прочее. В продаже можно найти термические наклейки с изображением Христа, Пресвятой Богородицы, святых апостолов, различных сюжетов, изображающие распятие Христа или восхождение на Голгофу. Церковь рекомендует отказаться от идеи использования столь значимых символов, которые неизбежно будут разрушены при разбивании пасхального яйца. Ведь священные изображения не должны размещаться не только на пасхальных яйцах, но и вообще там, где они могут быть осквернены небрежным использованием. Производство таких наклеек и их продажа свидетельствуют о обнищанию духовного чувства у людей, которые называют себя православными. Ассортимент возможных изображений для наклеек весьма широк: цветы, узоры, абстрактные орнаменты, небесные светила, пейзажи... - выбирайте любое!

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

IV. ВЫСТАВКА И ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Свои работы дети вешают на веточку, поставленную в вазу, образуя пасхальное дерево.

Какие работы вам понравились больше всего?

Понравилось вам украшать яйца?

Если вам понравилось, украсьте пасхальные яйца дома вместе с родителями.

V. ИТОГ УРОКА

Вот и уроку конец!

Кто работал, тот молодец!

Все дружные и активные были все время.

Хорошие оценки ждут в дневниках вас!

Тема урока: Пасхальное яйцо как символ жизни.

Тип урока: урок-конкурс

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.

Материальное обеспечение урока:

Раздаточныйматериал: заготовки яиц, салфетки с рисунком, клей ПВА-М

Инструменты и приспособления для выполнения работы:

ножницы, кисти, акриловый грунт, поролоновые валики и губки

Образцы яиц, оформленных в разных техниках

Инструкционные карты

Презентация «Символ Пасхи»

Видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

Межпредметные связи:

Математика, изобразительное искусство, история, география.

Цель урока : ознакомление учащихся с новыми видами декоративно-прикладного искусства

Задачи урока:

Обучающие:

формирование умений и навыков в изготовлении пасхального яйца

Развивающие :

развитие внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, мелкой моторики и глазомера.

Воспитательные :

воспитание бережливого отношения к труду, толерантного отношения друг к другу.

Ход урока.

I. Организационная часть

Приветствие учащихся

Учитель - Прозвенел уже звонок, начинается урок, подровнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Учитель берет в руки шкатулку и предлагает ученикам угадать, что находится в ней?

Хотелось бы вам разгадать тайну «Волшебной шкатулки»? Тогда в путь, к открытию тайны. То, что находится в шкатулке, является символом зарождения жизни на Земле, ее плодородия у многих народов мира с давних времен. Так, среди предметов быта, обнаруженных археологами на раскопках в Египте, найдены их раскрашенные остатки. Ученые установили их возраст - более четырех тысяч лет (2000 год до н.э.). Как вы думаете, о чём идёт речь?

Ответ учеников - Это яйцо

Учитель - Правильно. Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает весь православный мир весной?

Ответ учеников - «Пасха»

Учитель - Да, верно. А с чем у вас ассоциируется этот праздник?

Ответ учеников - крашеные яйца, куличи, пасхи и много всего вкусного, но самое главное, конечно, пасхальные яйца и приветствие «Христос воскрес!»

Учитель совместно с учениками называет тему урока «Пасхальное яйцо как символ жизни».

Учитель - А какую цель мы поставим перед собой?

Ответы учеников: - узнать об истории праздника Пасхи

Узнать, как раньше украшали яйца

Научиться самим украшать пасхальные яйца

2.Изложение нового материала .

Учитель предлагает просмотреть видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

Учитель - Скажите как же украшают пасхальные яйца и почему их называют «писанки»и «крашанки»?

Ответы учеников.

Учитель -Сегодня на уроке мы приобщимся к этому прекрасному празднику и приготовим пасхальное яйцо в удивительной технике «декупаж». Что же нам понадобится для работы?

Инструменты и приспособления для работы

Учитель демонстрирует ученикам материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы

Технология изготовления техники «Декупаж»

Учитель объясняет и показывает технологию выполнения, используя инструкционные карты и презентацию.

Демонстрация различных поделок в технике «декупаж»

Учитель показывает ученикам наглядные пособия и кратко рассказывает технологию изготовления и их применение.

3.Закрепление нового материала

Работа в парах. Ученикам предлагается ответить на вопросы карточки-задания и самим оценить себя. За каждый правильный ответ -1 балл

1.Назвать главный символ Пасхи (пасхальное яйцо)

2.Перечислить способы украшения яиц назвать не менее 5. (бисером, луковой шелухой, красками, блёстками, в технике «декупаж)

3.Почему яйца называли «крашанки» (потому что их окрашивали в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христа)

4.Что обозначает техника «декупаж»? (Слово «декупаж» происходит от французкого decouper, что дословно означает «вырезать».

5.Где впервые возникла техника «декупаж»? (в Китае в 16 веке)

4.Физкультминутка.

Видеоролик Ученики под музыку выполняют гимнастические упражнения.

5. Вводный инструктаж

Учитель знакомит учащихся с инструкционными картами, соблюдением правил безопасности труда, организацией рабочего места.

Показ учителем способа обработки пасхального яйца в технике «декупаж»

6.Практическая работа учащихся.

Учитель - сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на лучшее пасхальное яйцо, которое мы выберем вместе с вами. Ну, а для начала, мы составим план действий. Ученики совместно с учителем составляют план работы. Итак, вперёд, к свершениям!

Обход рабочих мест учителем: проверка организации работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности, помощь в изготовлении слабым учащимся.

Требования к выполнению: аккуратность и качество изготовления, оригинальность и эстетический вкус.

7. Рефлексия

Учитель - Итак, мы сегодня славно потрудились, но нам надо выбрать самые лучшие пасхальные яйца, они должны быть аккуратными, красивыми и оригинальными.

Дети выбирают лучшие работы.

Учитель - Дети, скажите, вам понравился наш урок? На столе вы видите ленточки красного, жёлтого и синего цветов. Давайте украсим букет из верб этими лентами. Если понравилось - красная лента, если не совсем-жёлтая, не понравилось - синяя лента. Дети украшают вербу.

Скажите, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, и будете ли вы применять их? Добились ли мы поставленных целей?

Ученики – Да. Мы узнали о празднике «Пасха», о том, как его праздновали на Руси и о главном символе Пасхи - яйце, а также как его украшать. Мы познакомились с техникой «декупаж» и будем её применять в декорировании разных изделий.

Учитель – В заключении я хотела бы вам рассказать притчу.

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

А в наших руках – творить, мастерить и приносить людям радость!

Наши поэты сочинили множество стихов об этом светлом празднике «Пасха Христова»

Христос воскрес! Опять с зарею

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажегся над землею

Для новой жизни новый день.

9. Домашнее задание

Украсить пасхальное яйцо в любой другой технике.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время урока учащиеся овладевают новыми приёмами при изготовлении

пасхального яйца, развивают свои творческие способности и эстетический вкус. Одновременно получают знания по истории православного праздника «Пасха Христова». А также узнают о новом виде декоративно-прикладного творчества-

технике «декупаж» Ученики, работая в паре, воспитывают толерантное отношение друг к другу, учатся анализировать свою работу и работу других, а также проводят само и взаимооценку.

Результат урока:

Учащиеся должны выполнить пасхальное яйцо в технике «декупаж», освоить и совершенствовать свои навыки в изготовлении, проявлять фантазию и выдумку.

Данная разработка может помочь педагогам в освоении новых изделий декоративно-прикладного искусства.

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Анне Пипер. Книга серии СД "Декупаж. Салфеточная техника". Арт-Родник.2010г.

2.Анна Зайцева. Декупаж: самый полный и понятный самоучитель Эксмо,2013г

3.А.Рябцева. Декупаж. Красота в деталях. Издательство Феникс 2013г

4.Галанова Татьяна. Энциклопедия "Ажурная бумага" АСТ-Пресс.2008г.

5.Жалпанова, Матюхина, Алебастрова: Масленица, Великий пост, Пасха: история, традиции, постный и праздничный стол. Ниола-пресс, 2010 г.

6.http://www.lubimoe-rukodelie.

7.http://www.mastera-forum.ru

Приложение 1

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к великой книге Библии, а именно к её части под названием «Исход». В этой части повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10. Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена.[

Каждый год весь крещёный мир, одевшись в веселье и радость, торжественно чествует светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Повсюду звонят колокола, проходят крестные ходы, возжигаются свечи и лампады. Люди идут в храмы, освещают куличи и разноцветные крашеные яйца, с улыбками и целованием христосуются, приветствуя друг друга возгласами «Христос воскресе» и отвечая «Воистину воскресе».

ГБС(К)ОУ школа-интернат I-II вида Краснодарского края

Г. Краснодар

Конспект открытого урока по художественному труду

В 5 классе II вида.

Учитель трудового обучения: Голдобина О.А.

2014 г.

Урок по теме: «Декорирование пасхального яйца в технике декупаж» представлен в блоке «Декоративное искусство в современном мире» тематического планирования Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.

Блок тем «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства» дает возможность использовать учащимся все многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.

Конспект открытого урока по художественному труду в 5 классе.

Тема: «Декорирование пасхального яйца в технике декупаж».

Цель: 1. Дать представление о роли народных художественных традиций в жизни современного человека.

2. Развивать творческие способности, трудовые навыки.

3. А ктивизировать речь учащихся.

4 . Формировать навыки аккуратной работы.

5 . Воспитывать эстетический вкус.

Словарь : Декорировать, украшать, декупаж, пасхальное яйцо, трехслойная салфетка, верхний слой салфетки, выбрать фрагмент рисунка, расположить фрагмент на поверхности.

Материалы и оборудование: Декорированные пасхальные яйца, деревянные яйца, подставки под яйца, салфетки для декупажа, акриловый грунт, клей ПВА, кисти, ножницы, акриловые краски, салфетки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Ребята, проверьте все ли готово к уроку. Разместите на столе оборудование.

II. Речевая работа

Какой сейчас урок?

Сейчас урок художественного труда.

III. Беседа по теме

- Совсем скоро наступает светлый праздник Пасхи.

В преддверии пасхальных дней так хочется украсить дом, подготовить подарки для родных и друзей. Очень многое можно сделать самостоятельно.

Ведь процесс подготовки к празднику подарит вам столько радости, что вы ощутите его еще задолго до его наступления.

Сделать подарок своими руками очень просто. Что принято дарить друг другу на Пасху? Что является символом этого праздника? Правильно, яйцо.

С древних времен люди красили яйца, и сегодня эта традиция жива. Однако современный человек придумал много разнообразных способов декорирования.

Что означает слово «декорирование»?

Декорирование – это украшение предмета.

- Сегодня мы будем декорировать деревянные яйца с помощью техники декупаж.

Декупаж – невероятно красивая и при этом несложная в освоении техника,

позволяющая в считанные минуты превратить обычную вещь в произведение

искусства.

С какими материалами мы будем работать?

Мы будем работать:

С салфеткой,

Клеем,

Акриловыми красками.

IV. Составление плана работы

Будем составлять план работы.

Что надо сделать сначала?

Сначала надо вырезать фрагмент рисунка.

Что надо сделать потом?

Отделить верхний слой салфетки.

Приклеить фрагмента рисунка к поверхности.

Дорисовать детали рисунка.

Что мы делали?

Мы составляли план.

V. Практическая деятельность учащихся

- А теперь приступаем к выполнению работы.

  • Сначала мы покроем деревянное яйцо тонким слоем акрилового грунта. Это делается для того, чтобы рисунок приклеенной салфетки казался ярче, красивее.
  • Затем, пока грунт на яйце подсыхает, мы выберем понравившийся фрагмент рисунка на салфетке и аккуратно его вырежем.
  • Далее, мы прикладываем нужный фрагмент салфетки к поверхности яйца и аккуратно его расправляем. При необходимости его можно подвинуть выше или ниже.
  • Теперь, когда мы убедились что в правильном расположении рисунка на поверхности яйца, мы приступаем к его приклеиванию. Делать это надо быстро и аккуратно, стараясь разглаживать кисточкой возникающие морщинки.
  • Давайте проверим, все ли края салфетки приклеились? Нет ли морщинок на получившемся изображении? Дадим высохнуть несколько минут, а пока выберем нужный цвет для фона. Фон должен гармонировать с цветовой гаммой рисунка на салфетке.
  • Покрываем акриловой краской пустое пространство на деревянном яйце, обходя приклеенный мотив. Даем высохнуть.

- Ну вот, теперь наша работа завершена.

VI. Итог урока.

(Выставка и анализ работ)

Вам нравится?

Какая работа вам нравится?

Мне нравится …

VII. Обобщение темы урока

С каким материалом мы сегодня работали?

Мы работали:

С салфеткой,

Клеем,

Акриловыми красками.

Вам нравится такой вид работы?

Мне нравится (не нравится) вид работы.

А какие прекрасные работы у вас получились! Посмотрите, какая красота. Теперь вы можете сами декорировать не только пасхальные яйца, но и другие предметы.

Уборка рабочего места


Пасхальные мотивы

(вырезанки из бумаги)

Цель: познакомить обучающихся с писанкарством и искусством вырезания из бумаги; с Пасхальными традициями и обрядами; научить детей вырезать писанки из цветной бумаги, делать простые вырезанки. Закреплять навыки работы с ножницами, бумагой. Усовершенствовать умения врезать отверстия разной формы. Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям, воспитывать гражданское самосознание, патриотизм, гордость за свой народ.

Оборудование для учителя: писанки разных видов, музыкальное сопровождение (песня «Христос Воскрес!, песня «Писанки»), шаблоны в форме яйца и зайчика или цыпленка, таблицы-опоры, работы детей.

Оборудование для детей: цветная бумага, картон, ножницы, клей, шаблоны, тряпка для вытирания рук.

Ход урока.

Организация класса.

Звучит мелодия песни «Христос Воскрес!». Учитель читает стих «Пасха».

Христос Воскрес! Все радо!

Смеется солнышко с небес!

Прозрачная река яснеет!

В траве фиалочки вздыхают,

И пролесок дрожит весь-весь,

Расцветши, яблонька сияет –

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети, приближается праздник Пасхи. Как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей). Праздник Пасхи – это праздник Воскресения Иисуса Христа! В этот праздник поздравляют друг друга, дарят писанки, ходят в гости. А знаете, что такое писанки?

Яичко – яркое, цветное,

Им тешится и взрослый и дитя.

Творенье рук людей святое –

Как символ жизни, бытия.

Писанки – это яички, разрисованные разными узорами. Эти рисунки можно делать разными способами:

капанка – рисунок делают капельками воска;

шкрябанка – рисунок выцарапывается специальным инструментом или иголкой на крашеном яйце;

писанки – рисунок наносится специальным инструментом, похожим на ручку – писачком, этот рисунок может состоять из двух и больше цветов.

Где-то глубоко под землей сидит злой змей. Каждый год, накануне Пасхи, он посылает своих гонцов на землю посмотреть, рисуют ли дети писанки. Если писанок много - змей болеет и железные цепи надежно держат его под землей. Он все надеется, что придет время, когда люди перестанут рисовать писанки, и тогда змей сможет вырваться на волю и принести на землю зло… Но не дождется! Потому что роспись писанок – очень давняя традиция нашего народа, и мы будем ее беречь и развивать.

Сегодня мы с вами тоже познакомимся с еще одним старинным видом искусства – вырезанкой.

Вырезанка – это искусство вырезать узоры из бумаги. Это искусство возникло очень давно, а недавно появилось искусство делать писанки-вырезанки. Эти писанки очень красивые и нежные. Их делают из скорлупы настоящих яиц с помощью специальных резачков. Возможно, вы когда нибудь, вы тоже будете делать такие писанки, но сегодня мы будем делать вырезанки-аппликации.

Для работы нам будут нужны: клей ножницы и цветная бумага. Посмотрите, у нас на партах есть овалы в виде яйца и фигурки кролика или цыпленка – это шаблоны. Они нам нужны, чтобы наши писанки имели правильную форму и размер. Еще нам нужен картон, чтобы наклеить наши шедевры. Выберите цвет, который вам нравится для писанки и желтый для цыпленка или кролика.

А теперь обведите шаблоны и отложите все в сторону и внимательно смотрите, как нужно делать вырезанку и как ее расположить на картоне. (учитель демонстрирует последовательность выполнения работы, используя таблицы-опоры и готовую работу).

Продолжим работу. Чтоб не ошибиться и даром не порезать все заготовки, давайте сначала вырежем и наклеим основу. А готовые вырезанки будем клеить на основу.

Посмотрите, у нас выйдет писанка из двух цветов и очень необычная.

(демонстрация детских работ)

Самостоятельная работа детей.

(Учитель помогает, исправляет ошибки в работе, следит за соблюдением норм техники безопасности).

Неудачные работы учитель предлагает переделать, помогает ученикам. Перед работой нужно предупредить, что нужно вырезать не слишком большие отверстия в бумаге и отходы не стоит сразу выбрасывать, - возможно, они понадобятся для коррекции рисунка. Клей нужно наносить аккуратно и медленно, чтобы не повредить рисунок. Чтобы приклеить рисунок к основе, следует пользоваться вспомогательным листком, чтобы не размазывать клей.

Молодцы, теперь я вижу, что змей-лиходей никогда не сможет освободиться из подземной темницы. Вы хорошие художники и наследники народных традиций. Дома вы можете попробовать расписать настоящее яйцо, возможно, вам помогут ваши родители.

Анализ и оценивание работ.

Лучшие работы вывешиваются на магнитную доску.

Тема урока: Пасхальное яйцо как символ жизни.

Тип урока: урок-конкурс

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.

Материальное обеспечение урока:

Раздаточныйматериал: заготовки яиц, салфетки с рисунком, клей ПВА-М

Инструменты и приспособления для выполнения работы:

ножницы, кисти, акриловый грунт, поролоновые валики и губки

Образцы яиц, оформленных в разных техниках

Инструкционные карты

Презентация «Символ Пасхи»

Видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

Межпредметные связи:

Математика, изобразительное искусство, история, география.

Цель урока : ознакомление учащихся с новыми видами декоративно-прикладного искусства

Задачи урока:

Обучающие:

формирование умений и навыков в изготовлении пасхального яйца

Развивающие :

развитие внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, мелкой моторики и глазомера.

Воспитательные :

воспитание бережливого отношения к труду, толерантного отношения друг к другу.

Ход урока.

I. Организационная часть

Приветствие учащихся

Прозвенел уже звонок, начинается урок, подровнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Учитель берет в руки шкатулку и предлагает ученикам угадать, что находится в ней?

Хотелось бы вам разгадать тайну «Волшебной шкатулки»? Тогда в путь, к открытию тайны. То, что находится в шкатулке, является символом зарождения жизни на Земле, ее плодородия у многих народов мира с давних времен. Так, среди предметов быта, обнаруженных археологами на раскопках в Египте, найдены их раскрашенные остатки. Ученые установили их возраст - более четырех тысяч лет (2000 год до н.э.). Как вы думаете, о чём идёт речь?

Ответ учеников - Это яйцо

Правильно. Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает весь православный мир весной?

Ответ учеников - «Пасха»

Да, верно. А с чем у вас ассоциируется этот праздник?

Ответ учеников - крашеные яйца, куличи, пасхи и много всего вкусного, но самое главное, конечно, пасхальные яйца и приветствие «Христос воскрес!»

Учитель совместно с учениками называет тему урока «Пасхальное яйцо как символ жизни».

А какую цель мы поставим перед собой?

Ответы учеников: - узнать об истории праздника Пасхи

Узнать, как раньше украшали яйца

Научиться самим украшать пасхальные яйца

2.Изложение нового материала .

Учитель предлагает просмотреть видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

и рассказывает об истории праздника Пасхи

Скажите как же украшают пасхальные яйца и почему их называют «писанки» и «крашанки»?

Ответы учеников.

Сегодня на уроке мы приобщимся к этому прекрасному празднику и приготовим пасхальное яйцо в удивительной технике «декупаж».

Что же нам понадобится для работы?

Инструменты и приспособления для работы

Учитель демонстрирует ученикам материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы

Технология изготовления техники «Декупаж»

Учитель объясняет и показывает технологию выполнения, используя инструкционные карты и презентацию.

Учитель показывает ученикам наглядные пособия и кратко рассказывает технологию изготовления и их применение.

3.Закрепление нового материала

Работа в парах. Ученикам предлагается ответить на вопросы карточки-задания и самим оценить себя. Ответы выводятся на слайде

1.Назвать главный символ Пасхи (пасхальное яйцо)

2.Перечислить способы украшения яиц назвать не менее 5. (бисером, луковой шелухой, красками, блёстками, в технике «декупаж)

3.Почему яйца называли «крашанки» (потому что их окрашивали в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христа)

4.Что обозначает техника «декупаж»? (Слово «декупаж» происходит от французкого decouper, что дословно означает «вырезать».

5.Где впервые возникла техника «декупаж»? (в Китае в 16 веке)

4.Физкультминутка.

Видеоролик Ученики под музыку выполняют гимнастические упражнения.

5. Вводный инструктаж

Учитель знакомит учащихся с инструкционными картами, соблюдением правил безопасности труда, организацией рабочего места.

Показ учителем способа обработки пасхального яйца в технике «декупаж»

6.Практическая работа учащихся.

Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на лучшее пасхальное яйцо, которое мы выберем вместе с вами. Ну, а для начала, мы составим план действий.

Что надо сделать сначала?

Сначала надо вырезать фрагмент рисунка.

Что надо сделать потом?

Отделить верхний слой салфетки.

Приклеить фрагмента рисунка к поверхности.

Что мы делали?

Мы составляли план.

Ученики совместно с учителем составляют план работы. Итак, вперёд, к свершениям!

Обход рабочих мест учителем: проверка организации работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности, помощь в изготовлении слабым учащимся.

Требования к выполнению: аккуратность и качество изготовления, оригинальность и эстетический вкус.

7. Рефлексия

Учитель - Итак, мы сегодня славно потрудились, но нам надо выбрать самые лучшие пасхальные яйца, они должны быть аккуратными, красивыми и оригинальными.

Дети выбирают лучшие работы.

Учитель - Дети, скажите, вам понравился наш урок? На столе вы видите ленточки красного, жёлтого и синего цветов. Давайте украсим букет из верб этими лентами. Если понравилось - красная лента, если не совсем-жёлтая, не понравилось - синяя лента. Дети украшают вербу.

Скажите, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, и будете ли вы применять их? Добились ли мы поставленных целей?

Ученики – Да. Мы узнали о празднике «Пасха», о том, как его праздновали на Руси и о главном символе Пасхи - яйце, а также как его украшать. Мы познакомились с техникой «декупаж» и будем её применять в декорировании разных изделий.

В заключении я хотела бы вам рассказать притчу.

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

А в наших руках – творить, мастерить и приносить людям радость!

9. Домашнее задание. Украсить пасхальное яйцо в любой другой технике.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком