План экологическому воспитанию младшей группе. Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. Теоретические основы экологического воспитания в младших группах ДОУ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Перспективный план игр по экологическому воспитанию в 1-ой младшей группе.

Сентябрь «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»

Закрепление знаний о

свойствах сухого песка;

знакомство с качествами

предметов – размером, формой.

    Формировать умение обследовать материал.

    Развивать зрительно – слуховые связи, моторику рук, координацию движений.

    Центр «Вода-песок»

    Мелкие игрушки (шарики, кубики).

«Постройка домика для зайчика»

Закрепить представления о сухом и влажном песке. (сухой – сыпется, влажный – лепится).

    Формировать представление о размере (большой – маленький)

    Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

    Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Мелкие игрушки зайчики по количеству детей.

    Центр «Вода-песок»

«Лисичка в гостях у ребят»

Закрепить умение определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

    Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

    Игрушка – лисичка.

    Крупные бусины по количеству детей.

    Сита.

    Лейка с водой.

    Центр «Вода-песок»

«День рождение куклы Кати»

Упражнять в выкладывании форм из влажного песка.

    Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.

    Кукла.

    Формочки.

    Совки.

    Центр «Вода-песок

Октябрь «ЗДРАСТВУЙ ОСЕНЬ»

1. Продолжать формировать понятия

«большой», «маленький».

2. Развивать умение соотносить слова и

движения.

3. Упражнять в проговаривании слов, фраз за воспитателем.

4. Воспитывать любовь к родной природе.

1. Кленовые листья.

«С какого дерева листок»

Развивать умение узнавать деревья по форме листа (клён, берёза).

    Формировать умение соотносить форму листа с названием дерева.

    Ввести в активный словарь слова – клён, берёза.

    Воспитывать бережное отношение к миру растений.

    Деревья на участке

а) клён

б) берёза

«Чудесный мешочек»

Упражнять в умении различать по внешнему виду овощи (фрукты), называть их.

    Узнавать овощи (фрукты) в натуре и на картинках и называть их.

    Понимать и использовать в речи обобщённые слова «овощи», «фрукты».

    Развивать активный словарь.

    Муляжи овощей (фруктов)

    Картинки овощей (фруктов)

«Угадай на вкус»

Закрепить умение различать овощи (фрукты) по внешнему виду, на ощупь, на вкус.

(2-3 вида)

    Закрепить умение узнавать овощи (фрукты) на вкус без опоры на зрительное восприятие.

    Развивать общую моторику, тактильные ощущения.

    Развивать активный словарь.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи (фрукты)

    Тарелка с кусочками овощей.

    Шпажки.

Ноябрь «ВОДИЧКА - ВОДИЧКА»

1.Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

2 Развивать логическое мышление, память, внимание.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

1. комнатное растение с сухим комом земли.

2. лейка с водой

д/и «Кому нужна вода»

Закрепить знания детей о назначении воды в жизни человека, животных, птиц.

    Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

    Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Карточки

«Кто живёт в воде?»

«Кто пьёт воду?»

«Что поливают водой?»

Игра – опыт «Тонет – плавает»

Познакомить со свойствами дерева и камней. Дерево лёгкое, оно плавает в воде. Камень тяжёлый – тонет.

    Формировать умение действовать с природными материалами.

    Центр «Вода – песок»

    Деревянные игрушки.

    Камушки.

    Резиновый утёнок.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

    Упражнять в ходьбе, беге взявшись за руки, двигаясь по кругу в хороводе.

    Развивать фантазию, воображение.

    Воспитывать желание играть со сверстниками.

    Маска – тучка.

    Музыка, напоминающая дождь.

Декабрь «У КОРМУШКИ»

Узнавать птиц на картинках и называть их.

Ввести в активный словарь слова обозначающие названия птиц.

    Картинки с изображением птиц:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

«Что делают птички»

Продолжать знакомить с птицами и их повадками.

    Развивать связанную речь.

    Упражнять в имитации движений птиц.

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Сюжетные картинки на которых изображены разные действия птиц.

«У кормушки»

Упражнять в умении отличать птиц по внешнему виду.

    Упражнять в названии знакомых птиц и умении отличать их друг от друга.

    Активизировать словарь по теме.

    Воспитывать заботливое отношение к птицам.

1. Картинки с изображением птиц или игрушки:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

п/и «Птички»

Продолжить знакомство с птицами и их повадками.

    Формировать умении действовать по команде взрослого.

    Упражнять в произношении звуков (имитации птичьих голосов)

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Эмблемы с изображением знакомых птиц.

    Усложнение: маска кошки.

Январь «СНЕГ, СНЕЖОК»

Формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Игрушка – Дед Мороз

    Снежный ком.

    Подносы.

    Формочки.

    Совочки.

«Снеговик в гостях у ребят»

Закрепить знания о свойствах снега: он лепится, в тёплых руках тает и превращается в воду.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Снеговик из снега.

    Формочки.

    Совочки.

    Подносы.

    Снег в тазу.

«Леденцы для Деда Мороза»

Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.

    Упражнять в названии основных цветов.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

    Прозрачные стаканчики (3шт.)

    Гуашь (красная, жёлтая).

    Вкладыши из под шоколадных конфет.

    Игрушка Дед Мороз.

«Волшебная сосулька»

Закрепление знаний о свойстве льда.

    Продолжить формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.

    Игрушка Дед Мороз.

    Сосульки.

    Подносы.

    Салфетки.

Февраль «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Развивать умение узнавать на картинках домашних животных и называть их.

    Развивать мелкую моторику.

    Воспитывать усидчивость, внимание.

    н/п игра «Зоологическое лото»

«Кто как кричит?»

Узнавать знакомых животных по звукоподражаниям.

    Упражнять в произношении звукоподражаний.

    Игрушки животные: собака, кошка, корова, курица и др.

    Ширма.

«Чей малыш?»

Закрепление знаний о животных и их детёнышах.

    Продолжить формировать обобщённое понятие «детёныши»

    Ввести в активный словарь слова обозначающие названия детёнышей.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки животные и их детёныши:

Собака – щенок

Кошка – котёнок

Корова – телёнок и др.

«Что перепутал художник?»

Закрепление знаний о домашних животных о месте их обитания.

    Закрепить умение узнавать и называть животных.

    Расширять знания о месте их обитания.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Панно «Деревня – лес»

    Домашние и дикие животные (картинки).

Март «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь. Радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

    Упражнять в прыжках из обруча в обруч.

    Упражнять в подпевании.

    Воспитывать любовь к животным.

    Игрушка заяц.

    Обручи (4шт.)

    Маска зайца.

«Помоги белке»

Побуждать к активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.

    Обогащать представления о животном – белке.

    Упражнять в умении действовать по сигналу.

    Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

    Игрушка белка.

    Грибы, шишки.

    Корзинки.

«Кто где живёт?»

Совершенствовать знания о животных и местах их обитания.

    Активизировать в речи слова обозначающие места обитания животных (нора, берлога…)

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать интерес к миру животных.

н/п игра «Кто где живёт?»

«Зоопарк»

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

    Закрепить знания о диких животных.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки - дикие животные.

    Строительный материал.

Апрель «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Развивать связанную речь.

Комнатные растения: фиалка, фикус.

п/и «1,2,3 к дереву беги»

Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду.

    Ввести в активный словарь слова (берёза, клён, ель).

    Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать любовь к родной природе.

    Деревья на участке д/с.

а) берёза

б) ель

в) клён.

«Какого растения не стало»

Упражнять детей в различении растений по внешнему виду.

    Закрепить знания о комнатных растениях.

    Развивать зрительную память.

    Воспитывать интерес к миру растений.

Комнатные растения 2 -3шт.

«Чудесный мешочек»

Упражнять в узнавании овощей (фруктов) по характерным признакам.

    Развивать умение узнавать овощи (фрукты) на ощупь.

    Упражнять в отгадывании загадок.

    Развивать тактильные ощущения.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи: морковь, лук, огурец.

Май «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»

Совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности.

Развивать связанную речь.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

  1. Мел.

«Цветы»

Вызвать желание беречь цветы, украшающие наш город.

    Активизировать словарь по теме.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы.

Игру проводить у клумбы.

«Стрекозы, бабочки, кузнечики»

Прививать желание не причинять вреда насекомым.

    Закрепить умение слушать не большой рассказ взрослого.

    Упражнять в прыжках, беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать желание радоваться красоте всего живущего на земле.

Наблюдения за насекомыми.

«Когда это бывает?»

Закрепление знаний о временах года, их характерных признаках.

    Развивать связанную речь.

    Развивать внимание, находчивость, выдержку.

    Воспитывать дружеские отношения.

н/ п игра «Времена года»

Библиотека
материалов

Соколова Ольга Владимировна

Старший воспитатель

СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»

Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Тема занятий

Цель наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1. Овощи, фрукты

2. Цветы на клумбе

3.Травушка - муравушка

4. Солнышко лучистое

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Беседа

Рассматривание овощей, фруктов

Чтение сказки "Спор овощей"

Дидактические игры:

"Что растёт на дереве, а что в земле",

" Чудесный мешочек",

" Угадай по запаху",

" Узнай по вкусу",

" Сбор урожая",

" Солнышко и туча"

Драматизация сказки " Репка"

Аппликация " Фрукты на тарелке"

Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"

Рассматривание луговых растений

Поделки из природно-бросового материала

Целевая прогулка в огород

Игровое упражнение " Солнечный зайчик"

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

ОКТЯБРЬ

1.В гости к деревьям

2.Комнатные цветы в уголке природы

3. Дождик, лей, лей, лей!

Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.

Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Экскурсия по экологической тропинке

Наблюдения за деревьями

Беседа о деревьях

Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"

Дидактические игры:

"Найди по листу дерево",

"Посадим дерево",

" Найди то, о чём расскажу",

"Покажем мишке уголок природы",

"От какого растения листья?" (с использованием моделей)

Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко

Труд в природе: сбор осенних листьев

Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке

Чтение М. Пришвина " Листопад"

Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"

Заучивание потешки " Радуга- дуга"

Закличка "Дождик, лей, лей, лей"

НОЯБРЬ

1.Золотая осень

2.Кто живёт в лесу

3. Ветер, ветер, ветерок

Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.

Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.

Загадывание загадок

Рассматривание картины " Золотая осень"

Беседа

Рисование " Листопад"

Рассматривание картин с изображением диких животных

Потешка "Идёт лисичка по мосту"

Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Драматизация р. н. с. "Теремок"

Сказка на фланелеграфе " Три медведя"

Чтение Е. Чарушина "Волчишко"

Зачем зайчику другая шубка?

Хороводная игра "Зайка беленький сидит"

Дидактические игры:

"Кто где живёт",

"Скажи ласково",

"Найди детёныша"

Аппликация " Колючий ёж"

Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"

Игры с султанчиками, бег с ленточками

ДЕКАБРЬ

1.Котенька-коток и его друзья

2..Зимний лес полон чудес

3.Водичка, водичка

Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.

Воспитывать любовь и заботу к животным.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.

Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"

Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")

Настольный театр " Волк и 7 козлят"

Рассматривание картины с изображением домашних животных

Сказка " Бычок - смоляной бочок"

Дидактические игры:

"Чьи детки?",

"Что даёт корова",

"Кто живёт на бабушкином дворе"

Путешествие в Зимний сказочный лес

Зачем зайчику другая шубка?

Лепка "Зайка беленький сидит"

Загадки

Рассматривание картины " Зайцы в лесу"

Потешка "Водичка, водичка."

Беседа "Для чего нужна вода?"

Опыт "Таяние снега, замерзание воды"

Изготовление цветных льдинок

Узнаем, какая вода

ЯНВАРЬ

Курочка - Ряба и её соседи

2.Пернатые друзья

3. Воздух вокруг нас

Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Загадки о животных

Дидактические игры:

" На птичьем дворе",

"Чей детёныш",

"Кто как кричит",

" Назови ласково"

Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)

Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"

Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"

Песенка "Жили у бабуси:"

Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")

Аппликация "Жёлтый цыплёнок"

Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"

Игра-забава "Наседка и цыплята"

Подвижная игра "Воробышки и кот"

Наблюдения за птицами на участке

Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида

Рассматривание картины "Таня и голуби"

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Дидактическая игра "Найди пару"

Игра "Голуби и воробьи"

Аппликация "Скворечник"

Опыт "Что в пакете?"

Игры с воздушным шаром и соломинкой

Надувание мыльных пузырей

ФЕВРАЛЬ

Где живёт золотая рыбка

2.Волшебница- зима

3.Снеговичок

4. Посадка лука

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Беседа о рыбах

Наблюдения за рыбками

Рассматривание иллюстраций с рыбками

Игра "Хорошо- плохо"

Рисование "Рыбки в аквариуме"

Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"

Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"

Стих-е В. Берестов "Снегопад"

Рисование "Вот зима- кругом бело"

-"Уж ты ты, зимушка- зима"

Подвижная игра "Снежинки и ветер"

Наблюдения за погодой на участке

Рассматривание картины с зимним пейзажом

Беседа о зиме

Игра "Когда это бывает"

Опыт со снегом

Постройка снеговика на участке

Загадки о луке

Рассматривание луковицы

Опыт с луком

Наблюдение за ростом лука

Рассматривание появившихся зелёных пёрышков

Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми

Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой

МАРТ

1.Весна пришла

Я - человек

"Береги живое"

Какой песок, какая глина

Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"

А. Плещеев "Весна"

А, Майков "Ласточка примчалась"

Л. Толстой "Птица свила гнездо"

Чтение произведений о животных

Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)

Рисование "Сосульки длинные и короткие"

Дидактическая игра:

"Мир вокруг нас",

"Времена года"

Рассматривание книги "Моё тело", беседа

Дидактические игры:

"Валеология",

"Строение человека",

"Угадай на вкус",

"Запахи"

Игра "Кто я?"

Развлечение "Весёлые человечки играют"

Нарисуй свой портрет

-"Наши помощники"

Дидактическая игра "Хорошо- плохо"

-"Путешествие на полянку"

Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"

Наблюдение

Беседа

Игра "Убери мусор на поляне"

Опыт с песком и глиной

Рассматривание песка и глины

Выставка глиняных игрушек

Игры с песком

Лепка пирожков и печенья

Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"

АПРЕЛЬ

Экологическая тропинка

Насекомые -маленькие помощники

Посев семян гороха, лука в огород

Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки

Разучивание стихотворений о природе

Рассматривание картины "Весна"

Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".

Стих-е З. Александровой "Одуванчик"

Стих-е Е. Благининой "Яблонька"

Чтение потешки "Божья коровка", разучивание

Лепка "Червячки для цыплят"

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых

Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"

Отгадывание загадок

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)

Загадки

Чтение художественной литературы

Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян

Зарисовки

МАЙ

1.Природа наш родной дом

2.Нужные вещи из ненужных вещей

3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины

Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины

Чтение притчи Л. Толстого

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы

Экскурсия по участку д/с

Наблюдения

Дидактическая игра "Береги природу"

Рассматривание игрушек, предметов

Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала

Беседа

Дидактическая игра "Что из чего сделано"

Опыт с бумагой

Опыт с древесиной

Рассказ о бумаге и древесины

Рассматривание иллюстраций, предметов

Дидактическая игра "Найди и покажи"

Программа кружка по экологии для 2 младшей группы

Пояснительная записка

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Н апример, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

    Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

    Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

    Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

    Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

    Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

    Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

    Наглядные методы:

    экскурсии, целевые прогулки;

    наблюдения;

    показа сказок (педагогом, детьми);

    рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

    проведение дидактических игр;

    Словесные методы:

    чтение литературных произведений;

    беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    Игровые методы :

    проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

    загадывание загадок;

    Практические методы

    организация продуктивной деятельности детей;

    оформление гербария растений, плодов;

    постановка сказок, отрывков литературных произведений;

    изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления .:

    Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

    Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

    Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

Перспективный план работы кружка 2013 – 2014 учебный год

Дата

тема

задачи

Сентябрь
1 неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

«Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки» Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь
1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь
1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь
1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а.

Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки,

Январь
1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль
1 неделя

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март
1 неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,« Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры
«Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель
1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Май
1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика, игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется».

Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.юдва,три к дереву беги»

Воспитанник должен

Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..


Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

А. Барто


  • Предложить детям посмотреть на небо, отметить какое оно (чистое, голубое), подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнечным «зайчиком». охарактеризовать погоду (хорошая, солнечная)

  • В дождливую погоду проводить наблюдения из окна.
К нам на длинной

Мокрой ножке

Дождик скачет

По дорожке,

А на лужице круги –

Это дождика шаги. З. Александрова

Предложить детям послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная).


  • Посмотреть, есть ли на небе солнышко, тучи. Что сделали тучи (закрыли солнце), отметить какое небо (хмурое).
Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи темные. А. Кольцов


  • Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у детей, почему так неспокойно ведут себя деревья.
Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.


  • Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Предложить им потрогать белый ствол березы. Обратить внимание, что дерево высокое и, чтобы его рассмотреть, надо высоко поднять голову. Понаблюдать, как, медленно кружась в воздухе листья падают на землю.
Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

И желтые, красные листья

По ветру вьются – летят. М. Ивенсен .


  • Предложить детям побегать по опавшим листьям (в начале месяца они сырые, а в конце месяца – сухие). Рассмотреть опавшие листья: найти красные, зеленые, желтые, большой, маленький, круглый, удлиненный. Провести дидактические игры: «Найти самый красивый», «Найди самый большой», «Найди такой же» (по цвету, величине). Использовать листья в сюжетных играх , составлять букеты для украшения группы.

  • Обратить внимание детей на траву, спросить, что надо сделать, чтобы рассмотреть ее (низко опустить голову), что надо сделать, чтобы увидеть все дерево (высоко поднять голову). Порадоваться травам продолжающим цвести – подорожник, мокрица. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать).

  • Рассмотреть цветы на клумбах: настурцию, ноготки, бархатцы. Срезать несколько цветков для составления букета в группе. Учить детей различать стебель, листья, цветок.

  • Понаблюдать за появившимися на участке в солнечный день бабочками и летающими на паутинке паучками.

  • Посмотреть, как работают дети старших групп на клумбах (уборка сухих, листьев и побегов, сбор семян).

  • Наблюдать за работой взрослых по уборке опавших листьев и обрезании засохших ветвей на деревьях.

  • Наблюдать за птицами. Отметить их внешний вид, голоса, поведение (как передвигаются, клюют корм, пьют воду).
Воробей по лужице,

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошены,

Хвостик распушил. А. Барто

Страница 1 из 2

Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников по программе «Детство»

II младшая группа

Задачи на I квартал

1. Учить детей определять и называть характер погоды: тепло, холодно, идет дождь, дует ветер;

2. Знать типичные признаки осени: пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю;

3. Дать элементарные знания в установлении простейших закономерностей, обратить внимание на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы;

4. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира;

5. Учить различать и узнавать по внешним признакам 2-3 домашних и диких животных, растений;

6. Проявлять интерес к труду взрослых по уходу за животными и растениями.

СЕНТЯРЬ

Мир удивительных открытий.

I занятие: Знакомство с кабинетом природы и его обитателями.

Цель: Показать детям, что здесь много цветов, есть хомячок, морская черепашка. Учить различать и называть 2 растения по внешнему виду (кливия, герань). Познакомить детей с различными способами ухода за комнатными растениями.

II занятие: Знакомство с растительным миром.

Рассматривание клумбы с осенними цветами

Цель: Учить различать и называть 2 цветущих растения по цвету цветка, по высоте. Учить обследовательским действиям: показать рукой, какое растение выше, какое ниже, понюхать.

III занятие: Знакомство с неживой природой: песок, камни, глина.

Цель: Дать детям элементарные знания о неживой природе: песок, камни, глина, земля не растут, не дышат, не передвигаются.

IV занятие: Знакомство с животным миром: домашние и дикие животные, птицы, насекомые. Наблюдение за кроликом.

Цель: Учить узнавать и называть все виды животного мира. Познакомить с кроликом, особенностями его внешнего вида и особенностями поведения.

ОКТЯБРЬ

Растения всякие нужны! Растения всякие важны!

I занятие: Что у растений есть?

Цель: Дать элементарные знания о строении растений: у них есть корни, ствол, стебель, почки, листья, цветы, семена. Они живые - растут, размножаются.

II занятие: Что мы о них знаем?

Цель: Формировать представления детей о том, что растения могут цвести, имеют запахи, они желтеют, вянут, сохнут. Познакомить детей с местом произрастания растений: поле, луг, комната, аквариум, дно моря.

III занятие: Рассматривание осеннего дерева.

Цель: Уточнить представления детей об основных частях дерева (ствол, ветки, листья). Упражнять в различении листьев по цвету, форме, величине. Подвести детей к пониманию значимости растений (зачем они нужны? - лечат, очищают воздух, защищают от солнца, ветра, дождя и т.д.).

IV занятие: Вот такой огород. Д/ игра «Чудесный мешочек» (Р.К)

Цель: Уточнить представление о внешнем виде овощей и фруктов. Сформировать обобщение (овощи растут на огороде, поле, фрукты - в саду). Рассказать о том какие овощи и фрукты растут в нашем краю.

НОЯБРЬ

Животные и птицы - наши друзья!

I занятие: Дидактическая игра «Отправляемся в полет!»

Цель: Учить детей узнавать и называть воробья, голубя, кукушку, видеть некоторые особенности внешнего вида. Познакомить с некоторыми особенностями поведения: летают, прыгают, клюют; с наступлением осени кукушки, ласточки улетают в теплые края.

II занятие: Села птичка на окошко. (Р.К)

Цель: уточнить представление детей о птицах (воробье, вороне, голубе). Дать им определенные знания о том, какое у птиц оперение, как ходят- прыгают. Сравнить птиц по величине. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым.

III занятие: Наблюдение за попугаем.

Цель: Учить узнавать волнистого попугайчика, отличать от других птиц (по разноцветному оперенью). Уточнить представление о поведении птицы (летает, прыгает, скользит по прутьям клетки, пьёт воду, клюёт зерна). Познакомить со способами ухода за попугайчиком.

IV занятие: Наблюдение за кошкой

Цель: Учить различать характерные признаки внешнего вида (большая, серая, с мягкой пушистой шерстью и т.д.). Познакомить с особенностями поведения: бегает, мяукает, лакает молоко, ест рыбу.

Задачи на II квартал

1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли озера, реки, метут метели, день короче ночи. Небо серое, на нем облака, тучи).

2. Учить определять состояние земли, воды; устанавливать связи между живой и неживой природой (погода - состояние воды, снега, время года - состояние растений, одежда человека).

3. Учить сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.

4. Уточнять представления детей об образе жизни диких зверей зимой, установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

5. Расширять представления детей о разнообразии птиц и об их общих признаках, о жизни зимующих птиц.

6. расширять и закреплять умения узнавать и называть комнатные растения, сравнение их по значимым для ухода признакам (характер поверхности листьев, их количество, расположение).

7. Формировать представления детей о том, что растения живые (они дышат, питаются).

8. Выделение, сравнение и исследование органов чувств человека, растений и животных.

ДЕКАБРЬ

Здравствуй, зимушка-зима!

I занятие: Посадка лука.

Цель: Уточнить представления о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки: поместить в лунку, крепко нажать, присыпать землей и полить; вызвать интерес к выращиванию растений.

II занятие: Наблюдение за зимующими птицами. Рассматривание снегиря.

Цель: Учить детей узнавать и называть птиц, которых они видят на участке. Уточнить, что с наступлением холодов сороки и вороны приближаются к жилью человека, ищут пищу: синички держаться стайками. Формировать понятие «зимующие птицы». Познакомить со снегирем, его внешним видом, особенностями поведения

III занятие: Рассматривание деревьев и кустарников в зимнем наряде. (Р.К)

Цель: Уточнить представления о признаках зимы (холодно, морозно, деревья и кустарники стоят без листьев). Учить детей различать березу, тополь, иву в зимнем наряде; отличать дерево от куста. Рассказать детям о деревьях и кустарниках растущих на территории детского сада и возле их дома.

IV занятие: Наблюдение за елочкой.

Цель: Учить детей узнавать и различать елку (у ели ветки растут по всему стволу от верхушки до земли, опущены вниз, иголки - короткие, шишки - продолговатые). Уточнить, что ель - хвойное дерево, вечнозеленое, очень красивое, их надо беречь.

ЯНВАРЬ

Мы и они - живые!

I занятие: Почему идет снег?

Цель: Уточнить представления о признаках зимы (холодно, идет снег, со снегом можно играть). Посредством сказки познакомить детей, откуда появляется снег, почему он идет. Вызвать у детей радостное переживание от зимней прогулки.

II занятие: Разноцветные бусинки. В гостях у Знайки (опыты с водой).

Цель: Познакомить со свойствами воды. Развивать наблюдательность, любознательность, стремление экспериментировать и исследовать. Учить делать выводы из имеющихся знаний.

III занятие: Рассказ воспитателя о диких зверях.

Е.И. Чарушин «Волчишко».

Цель: Учить различать и узнавать лису, зайца, волка на картинке; отмечать характерные признаки. Познакомить с образом жизни зверей и основными способами питания. Развить интерес к животным.

IV занятие: Ребенок открывает мир: мы и они живые!

Цель: Уточнить представления детей о том, что животные и мы живые (дышим, двигаемся, питаемся, размножаемся, растем, издаем звуки). Учить находить сходство с ними - имеем голову, конечности, кожу, волосяной покров, внутренние и внешние органы, болеем и т.д.

V занятие: Где я живу? (Р.К)

Цель: Уточнить представления детей о городе, в котором они живут. Обратить внимание детей на изменения в природе в связи с приходом зимы.

ФЕВРАЛЬ

«Уходи, мороз косматый!»

I занятие: Рассматривание веток тополя, сирени и комнатные

растения (в сравнении)

Цель: Учить детей различать зимой деревья и кусты по веткам, по стволу. Уточнить, что зимой они спят, что для роста растений необходимы свет, тепло, вода. Учить детей сравнивать.

II занятие: Села птичка на окошко (Р.К).

Цель: Уточнить представления детей о зимующих в нашем регионе птицах (воробей, голубь, синица) Уточнить: какие птица прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к пернатым.

III занятие: Я все знаю!

Цель: дать детям элементарные знания о строении и функциях частей тела человека: для чего глаза, уши, рот, нос, руки, ноги и т.д.

Д/игра: «Мое тело».

IV занятие: «Уходи, мороз косматый!» (заключительная беседа о зиме)

Цель: Уточнить знания детей о том, что зимой холодно, лежит снег. Дети тепло одеты. Деревья спят, птиц очень мало. Насекомые все попрятались. Развивать активный словарь детей.

Задачи на III квартал

1. Накопление и обобщение первичных представлений о наиболее ярких явлениях происходящих в природе весной: рост растений, их цветение; интенсивный рост животных, появление у них детенышей. Освоение зависимости роста растений, животных, насекомых от условий среды.

2. Различение и называние растений (мать-и-мачехи, подснежников), птиц (грача, вороны, ласточки), насекомых (бабочки, жука, кузнечика), диких животных (волка, лисы, зайца, лягушки).

3. Уточнение представлений об аквариуме как месте обитания рыб.

4. Формирование позиции помощника и защитника живой природы.

МАРТ

Весна! Как прекрасно твое пробуждение!

I занятие: «Как мы весну искали»(в гости к Лесовичку)

Цель: Познакомить детей с первыми признаками весны: изменившееся небо (его цвет) яркое солнце, появление травы, набухание почек, цветение «котиков» у вербы. Закрепить знания детей названий деревьев, уметь находить сходство и различие в строении дерева и куста. Отметить особенности поведения птиц (воробьи, грачи собираются стаями и кричат).

II занятие: Рассматривание веток тополя и березы с распустившимися листьями.

Цель: Закрепить знания о том, что деревья зимой не погибают, а «спят», на ветках остаются почки, из которых весной распускаются зеленые листья. Для роста растений необходимо тепло.

III занятие: Кто живет в нашем лесу? (Р.К)

Цель: Познакомить с образом жизни зверей весной, рассказать о том, что весной у многих животных появляются детеныши, просыпается лес.

IV занятие: Посадка гороха на огороде.

Цель: Дать знания о том, что весной в землю сажают семена. Закрепить навыки правильной посадки семян (раскладывать в бороздки, присыпать землей).

АПРЕЛЬ

Нет зимы - пришла весна!

I занятие: Наблюдение за птицами.

Цель: Продолжать знакомить детей с признаками весны (яркое солнце, деревья и кустарники покрыты листвой, появились насекомые, а значит, прилетели из теплых краев скворцы, зяблики). Учить детей узнавать и называть знакомых им уже птиц. Познакомить детей со скворечником (домик для скворцов).

II занятие: Рассматривание мать-и-мачехи. (Р.К)

Цель: Закрепить представление о названии и об основных частях растений. Научить различать и узнавать первый весенний цветок - мать-и-мачеху. Рассказать, почему его так назвали и чем он полезен. Познакомить детей с растениями растущими на территории детского сада.

III занятие: Рассматривание жуков и бабочек.

Цель: Учить детей различать насекомых и бабочек по внешнему виду, отмечать характерные особенности (цвет, величину), некоторые особенности движения (жук ползает, бабочка летает, порхает, муравей ползает).

IV занятие: Целевая прогулка на огород.

Цель: Дать знания о том, что весной в землю сажают семена; вызвать интерес к труду старших детей, желание принять участие в труде.

Идет весна повсюду!

I занятие: Рассматривание цветущего дерева.

Цель: закрепить представление о дереве (у дерева есть ствол, ветви, листья, весной на дереве появляются зеленые листья, цветы). Активизировать словарь детей. Вызывать радость от красоты весеннего дерева.

II занятие: В гостях у Курочки Рябы.

Цель: Познакомить детей с тем, что весной у курицы, утки, гусыни появляются малыши. Формировать представления о цыпленке, утенке, гусенке. Учить различать их. Познакомить с особенностями ухода за ними. Д/игра: «Где, чья мама?»

III занятие: Наблюдение за рыбкой в аквариуме. Кто живет в речке? (Р.К)

Цель: Учить детей узнавать и называть рыбок. Видеть некоторые особенности внешнего вида: красивая, золотая, большая. Выделять некоторые части тела: у рыбки есть хвост, плавники, глаза, рот. Познакомится с некоторыми особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, хвоста, хватает корм ртом. Дать знания о том, что рыбку нужно кормить. Рассказать о некоторых видах рыб обитающих в реке Днестр.

IV занятие: Давайте научимся любить природу!

Цель: Закрепить представления, что природа - это то, что нас окружает, что для условий жизни необходимы тепло, свет, почва, вода. Воспитывать любовь и заботу о ней: поливать, рыхлить, кормить, чистить, заготавливать корма. Знать правила поведения в природе.

Средняя группа

Задачи на I квартал

1. Учить обобщению первичных представлений об осени по существенным признакам сезона: состояние погоды и основные осенние явления (хмурое небо, мелкий холодный дождь, туман)

2. Учить узнавать деревья, кусты по листьям, плодам, семенам, количеству и характерным особенностям стеблей. Выделение общих признаков у дерева и куста, их различие.

3. Учить различать и называть комнатные растения. Подвести детей к пониманию того, что полив есть удовлетворение потребности растений во влаге.

4. Расширять представления об овощах и фруктах (цвет, форма, величина, запах, вкус), сенсорное их обследование. Конкретизировать представления о домашних и диких животных, о приспособлении их к трудной зимовке, необходимости помощи живому существу. Развивать умение устанавливать простейшие связи между цветом шерстяного покрова и средой обитания: интерес к самостоятельному наблюдению.

5. Познакомить детей с понятием Вселенная; с понятием Заповедные места, «Красная книга»; знакомить с тем как человек использует дары природы и как охраняет окружающую среду от загрязнения.

СЕНТЯРЬ

Щедра природа на выдумки!

I занятие: Планете Земля – наш общий дом.

Цель: Формировать элементарные представления о Земле как о планете: она круглая, вращается, на ней моря, океаны, реки, суша. Познакомить с глобусом, с понятием «Вселенная».

II занятие: Щедра природа на выдумки!

Цель: Учить детей обобщать первичные представления о смене времен года. Обратить внимание на первые признаки осени - расцвечивание листьев. Упражнять детей в различении 2-3 деревьев (березы, ивы, тополя).

III занятие: Что такое родная природа? (Р.К)

Цель: Познакомить детей с ландшафтом, растительным и животным миром данной местности. Научить узнавать и называть растения территории детского сада. Познакомить с понятием «Заповедные места. Растения Дендрария».

IV занятие: Тайны природы.

Цель: Познакомить детей с тайнами природы: что такое радуга, облака, тучи, гроза, шторм, буря. Учить наблюдать явления погоды и фиксировать их в календаре природы.

ОКТЯБРЬ

Как прекрасен мир растений!

I занятие: Рассматривание осеннего дерева.

Цель: Формировать представления детей об особенностях среды обитания и строения растений леса, реки, болота, пустыни. Уточнить представления о строении дерева: упражнять о различении листьев по цвету, величине, форме. Защита растений (заповедники).

II занятие: Хорошо ли живется растениям. Рассматривание комнатных растений (бальзамин, алоэ).

Цель: Формировать понимание приспособления растений к условиям внешней среды: различные потребности в свете, влаге, температуре. Учить детей понимать зависимость растения от отношения к нему человека: болеет, вянет, желтеет. Понятие «Красная Книга». Научить различать и узнавать алоэ (стебель прямой, листья сочные, толстые, продолговатые, с зазубринами по краям, гладкие). Познакомить с особенностями ухода (обтирать влажной кисточкой, поливать редко). Закрепить представление о внешнем виде бальзамина и уходом за ним.

III занятие: Мой город! (Р.К)

Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями нашего города. Рассказать о том, что в октябре празднуется день рождения города.

IV занятие: Они необыкновенны!

Цель: Дать представление о том, что растения бывают съедобные, ядовитые, лекарственные, колючие, жгучие и др. Они пахнут, дают плоды.

НОЯБРЬ

Тайны мира животных, птиц.

I занятие: Как звери готовятся к зиме.

Цель: Формировать представления у детей о том, как звери готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо, меняет шубку; заяц тоже меняет окраску, ёж готовится к спячке, медведь устраивает берлогу и залегает в длительную спячку). Учить различать и называть диких зверей. Охрана животных Красной Книги.

II занятие: Беседа «Секреты животных»

Цель: Познакомить детей со способами приспособления к среде обитания животных, рыб, птиц, их внутренних и внешних органов: жабры, плавники, хвосты, клювы, языки, колючки, шерсть, уши, перья, крылья, копыта и т.д. Рассказать детям о размножении, способах передвижения и защиты животных.

III занятие: Кто живет в лесу? (Р.К)

Цель: Закрепить знание о диких животных нашего края. Рассказать о том где живут, как готовятся к зиме. Уточнить чем питаются, какую приносят пользу.

IV занятие: Представление о многообразии животного мира.

Цель: Учить узнавать, называть все виды животного мира; какую пользу приносят.

Задачи на II квартал

1. Развивать у детей стремление обнаруживать связи между изменениями в жизни растительного и животного мира и состоянием погоды.

2. Учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.

3. Формировать элементарные представления о её целостности и единстве.

4. Учить выделять существенные признаки, свойственные всем живым организмам.

5. Продолжать знакомить детей понятием Вселенная, рассказать о необъятности мира, о множестве планет и звезд.

6. Продолжать знакомить с заповедными местами города, края; охраной растений и животных (Красная книга).

7. Познакомить с экологическими плакатами.

ДЕКАБРЬ

Берегите птиц!

I занятие: Посадка лука на зелень.

Цель: Уточнить знания о том, что овощи выращивают из семян, луковиц, о характерных признаках луковиц (круглая или вытянутая, есть донце и верхушка, покрытая яркой чешуей, цвет разный, чешуйки гладкие). Упражнять в правильных приемах посадки в ящик с землей и в банку с водой.

II занятие: Наблюдение за зимующими птицами.

Цель: Узнавать и называть уже известных детям птиц; продолжать формировать понятие «зимующие птицы». Познакомить детей с календарем наблюдений за птицами. Поддерживать интерес к наблюдениям за птицами и желание их подкармливать.

III занятие: Птицы нашего края. (Р.К)

Цель: Закрепить знания о птицах, зимующих в нашей республике. Рассказать детям, что в конце осени к нам прилетают грачи из более северных районов и остаются у нас зимовать.

IV занятие: Наблюдение за хвойными деревьями.

Цель: Закрепить умение различать ель и сосну, уточнить, что они хвойные, вечнозеленые деревья. Развивать умение сравнивать. Воспитывать бережное отношение.

ЯНВАРЬ

Сказка зимнего леса!

I занятие: Сказка зимнего леса. Экскурсия в парк.

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках зимы (холодно, морозно, снег лежит на земле, сверкает на солнце; деревья и кустарники стоят без листьев, только ель и сосна зеленые; не видно бабочек и жуков, стало мало птиц). Закрепить знания правил поведения в природе. Разговор о необъятности Вселенной, заповедных местах края.

II занятие: Посев овса. Наблюдение за попугайчиком.

Цель: Учить узнавать попугайчики и отличать от других птиц. Уточнить правильные приемы посева овса. Познакомить со способами ухода за попугаем (кормить разным кормом, в том числе и зеленым). Учить детей видеть своеобразие внешнего вида попугаев (небольшая птица, красивое оперение: голова, грудка, крылья покрыты волнистыми желтыми и черными полосками, хвост синий, длинный, клюв короткий, на лапках коготки). Формировать представления об особенностях поведения и ухода за ним.

III занятие: Опыты с водой (превращения в лед, пар)

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: жидкость без вкуса, запаха, цвета, формы, текучая, может разливаться и т.д. Показать значение воды для всего живого.

IV занятие: Рассматривание комнатного растения (герань душистая)

Цель: Закрепить знания о том, что в зимнем саду находятся разные комнатные растения, за ними надо по-разному ухаживать. Познакомить с новым растением - геранью душистой и уходом за ней (листья от пыли чистят кисточкой).

ФЕВРАЛЬ

В поисках весны!

I занятие: Зиму провожай, весну встречай! (Р.К)

Цель: Дать детям элементарное понятие о взаимосвязи в природе. О цикличности смены времен года, особенностях празднования праздника «Масленица», его истории и традициях.

II занятие: Комплексное занятие: «Приходите добрый доктор Айболит»

Цель: Формировать представления о ценности здоровья, что солнце, воздух и вода - лучшие друзья нашего здоровья. Советы доктора Айболита о том, как надо заботиться зимой о своем здоровье.

III занятие: Учимся любить себя. Уроки здоровья.

Цель: закрепить представления о ценности здоровья, о необходимости здорового образа жизни и заботе о своем здоровье. Охрана животных и растений.

IV занятие: В поисках весны (заключительная беседа).

Цель: Закрепить знания о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, которые в конце зимы начнут распускаться, что дни стали длиннее, все чаще появляется яркое солнце, зацветают пролески.

Задачи на III квартал

1. Уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).

2. Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих). Различение 2-3 деревьев по цветению.

3. Расширение представлений о жизни животных весной (выход из нор, берлоги, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание) Называние взрослого животного и детеныша.

4. Представления о птицах, их образе жизни (на земле, в воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетом птиц, размножение, забота о птенцах.

5. Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле), установление простейших связей.

6. Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений (посадка и длительное наблюдение за ними).

7. Развитие наблюдательности. Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.

8. Познакомить с загрязнением окружающей среды, как человек использует и охраняет природу.

9. Продолжать знакомить с понятием Вселенной; «Красной книгой».

МАРТ

Синичкин календарь

I занятие: Рассматривание первых весенних цветов. (Р.К)

Цель: Познакомить детей с первыми весенними растениями, учить их различать и правильно называть, выделяя характерные признаки. Рассказать о растениях, занесенных в Красную книгу ПМР. Вспомнить легенду о Мэрцишоре.

II занятие: Нет зимы - пришла весна!

Цель: Развивать умение видеть изменения, происходящие в неживой природе весной: стало теплее, тает снег, появились ручьи, тают сосульки, стали теплыми камни, песок, земля; небо ясное, солнце яркое. Учить устанавливать связь между солнечным светом, теплом и таянием снега, льда, сосулек.

III занятие: Синичкин календарь.

Цель: Дать представление об изменении в жизни растений, птиц, насекомых, животных весной. Познакомить с некоторыми народными приметами. Поговорить о разнообразии растений, о необходимости их охранять.

IV занятие: Рассматривание комнатных растений. Их отбор для пересадки.

Цель: Уточнить, что весной изменяется потребность растений во влаге, учить детей узнавать необходимость полива не только путем обследования почвы, но и по состоянию растения; замечать новые побеги у аспарагуса, цветы у герани; что некоторые растения нуждаются в пересадке (большое в маленьком горшочке, желтые листья).

АПРЕЛЬ

О, Земля! Поздравляем тебя!

I занятие: К нам весна шагает быстрыми шагами!

Цель: Продолжать знакомить детей с явлениями, типичными для апреля (ясное небо, у деревьев и кустарников набухли и распустились почки, у некоторых - ива, клен - цветы; на солнечных местах появились первые цветущие растения: мать-и-мачеха, пролеска, подснежник, ветреница). Учить детей различать их по внешнему виду. Создать детям радостное настроение от встречи с любимыми цветами в театрализованном представлении по стихотворению «Корзинка» В. Берестова.

II занятие: Новые открытия!

Цель: Упражнять детей в различении и назывании комнатных растений (герань, бегония, традисканция); дать представления о том, что эти растения размножаются вегетативным способом: листом, отростками, клубнями, семенами, усами, черенками. Привлечь детей к выращиванию, нового растения из отростка (кливия).

III занятие: Экскурсия в ботанический сад во время цветения. (Р.К)

Цель: рассмотреть деревья в цвету, отметить обилие насекомых: учить отличать 2-3 вида деревьев в весеннем уборе, показать красоту цветущего сада. Познакомить детей с деревьями, растущими в ботаническом саду г. Тирасполя.

IV занятие: Посадка цветочных семян.

Цель: Закрепить представления о том, что семена сажают в землю, поливают, из них вырастают растения, и будет у нас красиво. Упражнять в способах обследования. Познакомить с приемами посадки. Охрана растений. Красная книга.

Весенняя радость!

I занятие: Наблюдение за лягушкой.

Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде лягушки, полученные во время наблюдений на прогулках (небольшое животное, серовато-зеленого цвета, глаза большие, выпуклые).

Познакомить с движениями лягушки (она прыгает на суше, ползает в воде); показать связь между строением передних и задних конечностей и способами передвижения, сообщить о том, что лягушка питается комарами, мухами, она полезна, её надо беречь.

II занятие: Рассматривание ранних овощей и приготовление салата из них.

Цель: Уточнить представление о внешнем виде овощей (морковь - продолговатая, оранжевого цвета и т.д.; свекла - круглая, темно-красного цвета и т.д.).

Упражнять в различении ранних овощей (редис, щавель), сформировать обобщение (овощи выращивают на огороде, употребляют в пищу). Привлечь детей к приготовлению салата из редиса.

III занятие: Наблюдение за насекомыми. Беседа о вредных и полезных насекомых

Цель: Упражнять в узнавании и назывании уже известных насекомых, показать 2-3 новых жука (бронзовку, жужелицу) и бабочку (капустницу) крапивницу. Внести в словарь детей новые названия насекомых.

IV занятие: Водоемы нашего края. (Р.К)

Цель: Познакомить детей с основными водоемами нашей республики. Рассказать о том, где они находятся, какие животные населяют, какие растения растут. В чем особенности. Формировать чувство ответственности за сохранение синего наряда планеты. Красная книга.

Старшая группа

Задачи на I квартал

1. Формировать понятия об осени как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди).

2. Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, признаки хорошего состояния, способы удовлетворения потребностей).

3. Уточнять представления о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистемы.

4. Осваивать представления о некоторых факторах абиотической среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода и ее переход в различные состояния; воздух - его давление, сила; почва - состав).

5. Формировать представления о целостности и единстве живой и неживой природы.

6. Закрепить понятие «Вселенная». Планеты Солнечной системы.

7. Знакомство с полезными ископаемыми, ресурсами края, их пользе.

8. Продолжать знакомить с животными и растениями Красной Книги.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность