Прием здоровых детей. Структура детской городской поликлиники. Как можно попасть в кабинет "Здоровое детство"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Профилактические приемы наиболее рационально проводить в кабинете здорового ребенка,

Педиатрический кабинет. Предназначен для приема детей врачом-педиатром. Помещение должно быть хорошо осве­щенным, с температурой не ниже 20-22 °С. Его оборудова­ние включает: стол для врача, пеленальный стол, кушетку для осмотра старших детей, ростомеры, детские весы, столик для медицинских инструментов. Наличие умывальника с холод-ион и горячей водой, мыла, полотенца обязательно. В каби­нете должны быть сантиметровая лента, шпатели, аппарат для измерения артериального давления, легкомоющиеся иг­рушки. В нем обычно находится картотека истории развития ребенка 1-го года жизни, а также детей, получающих бес­ила гное питание, пострадавших от ЧАЭС и детей-инвалидов.

№52. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники, содержание работы. Профилактические осмотры.

Особенностью обслуживания детей в возрасте до 5 лет является активный патронаж, Который начинается с антенатального периода. Сведения о беременных поступают в детскую поликлинику с 6-7 месяцев беременности. Патронаж беременной осуществляется участковой медицинской сестрой детской поликлиники. При первом посещении она знакомится с бытовыми условиями, разъясняет режим и характер питания беременной; при втором - готовит ее к кормлению новорожденного, дает рекомендации по приобретению предметов ухода за младенцем.

Патронажное наблюдение за новорожденным начинается после его выписки из родильного дома. Первое патронажное посещение проводится врачом совместно с медицинской сестрой в первые 3 дня. Второе посещение ребенка на первом месяце жизни врач осуществляет на 20-й день жизни, медицинская сестра обязана посетить его еще как минимум 2 раза. На первом году жизни осуществляется ежемесячное наблюдение за ребенком в поликлинике, а также посредством патронажных ежемесячных посещений медицинской сестрой на дому. В возрасте 1 года участковый врач-педиатр проводит полное обследование ребенка: обобщает ежемесячно проводившиеся измерения массы тела, роста, окружности группой клетки, анализирует результаты осмотров специалистами (регламентирован осмотр хирурга, невропатолога, окулиста) и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.

Детям в возрасте 1-3 лет проводится патронаж 1 раз в квартал, а старше 3 лет o- 1 раз в год.

Перед поступлением ребенка в детское дошкольное учреждение или школу проводится углубленный медицинский осмотр с привлечением необходимых специалистов.

Главной фигурой в системе педиатрического обслуживания является участковый педиатр, работающий по участковому принципу. Это дает возможность хорошо знать свой контингент и учитывать не только индивидуальные особенности детей, но и особенности организации их жизни в семье, а также осуществлять наблюдение не только за больными, но и за здоровыми детьми. Под наблюдением врача-педиатра находятся все дети, проживающие на территории участка, независимо от их возраста. В соответствии с Положением об участковом враче-педиатре детской городской поликлиники его основной задачей является проведение лечебно-профилактических мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, проживающих на территории участка.

Участковый врач-педиатр ведет прежде всего большую профилактическую работу со здоровыми детьми, заключающуюся в проведении дородового патронажа беременных, проживающих в районе обслуживания, осуществлении активного динамического наблюдения за детьми в зависимости от возраста и наличия факторов риска, организации комплексных профилактических осмотров врачами-специалистами, проведении противоэпидемических мероприятий и санитарного просвещения.

Дети с хроническими заболеваниями находятся под диспансерным наблюдением участкового педиатра или врачей специалистов узкого профиля. Диспансеризация детей включает в себя все основные элементы диспансерного метода:

· активное выявление и взятие на учет контингентов, подлежащих диспансерному наблюдению;

· активное систематическое наблюдение за контингентами, взятыми на учет, и своевременное оказание всех необходимых видов медицинской и социальной помощи;

· меры общественной профилактики.

По результатам профилактических осмотров педиатр дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка. При этом учитываются следующие данные: функциональное состояние органов и систем, резистентность и реактивность организма, уровень и тармоничность физического и нервно-психического развития, наличие хроническод патологии. Предусматривающая следующие группы здоровья:

первая группа-здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болевшие в период наблюдения или имеющие незначительные отклонения, не требующие коррекции;

вторая групп а-«угрожаемые» дети, склонные к повышенной заболеваемости, с риском возникновения хронической патологии. В эту группу включаются дети с наличием функциональных отклонений, дети первого года жизни с отягощенным акушерским или генеалогическим анамнезом, часто болеющие или перенесшие тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п.

третья, четвертая и пятая группы- больные дети с хронической патологией в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации.

Лечебная работа в детских поликлиниках занимает наибольший удельный вес, составляя до 60% от всех посещений. Она осуществляется на дому и в поликлинике и находится в прямой зависимости от уровня заболеваемости детского населения, которая увеличивается в осенне-зимний период и снижается в летнее время.

В медицинской помощи детям раннего возраста, оказываемой детской поликлиникой, значительное место занимает профилактическая работа, особенно с детьми первых трех лет жизни. Для планомерного проведения профилактической работы с детьми раннего возраста и устранения контактов с детьми более старших возрастов в детских поликлиниках выделяется один или два полных дня в неделю для приема детей первых трех лет жизни. Иногда эти профилактические приемы называют закрытыми, так как часы приема не указываются на общей доске расписаний, а отмечены в памятке, выдаваемой матери при первичном патронаже новорожденного после выписки из родильного дома.

Для надлежащей организации профилактических приемов в детской поликлинике необходимо не только рационально составленное расписание, но и рациональная организация самого приема. Первое условие-отсутствие перегрузки приема, .поэтому участковая медицинская сестра не должна приглашать на профилактический прием более 5 детей (на 1 ч приема).

Следует помнить, что качественный прием даже 1 ребенка в течение 12 мин может быть обеспечен только очень четкой его организацией.

Профилактические приемы наиболее рационально проводить в кабинете здорового ребенка, который должен быть специально оборудован для детей первого и второго года жизни. В кабинете должны быть весы, ростомеры, наглядные пособия, стол для массажа. В числе наглядных пособий должны быть красочно оформленные режимы дня, наборы одежды, игрушек, предметы ухода в зависимости от возрастных периодов детей.

В детских поликлиниках должны быть помещения для проведения контрольного кормления.

Основными задачами профилактического приема являются следующие:

1) контроль за правильностью физического и психомоторного развития ребенка;

2) регулирование изменений режима жизни и питания ребенка соответственно возрасту;

3) осуществление мероприятий по профилактике и лечению рахита;

4) обучение матерей массажу и комплексам гимнастики, соответствующим возрасту ребенка;

6) осмотр детей перед профилактическими прививками;

В обязанности участковой медицинской сестры входит подготовка кабинета к приему детей. Она состоит в проверке санитарного состояния кабинета, исправности приборов, наличии чистых халатов, мыла, полотенца для рук, чистых шпателей, направлений на лабораторное исследование.

Систематичность наблюдения педиатра и участковой медицинской сестры за детьми первых лет жизни является одним из основных условий воспитания здорового ребенка и характеризует качество работы детской поликлиники.

Прием здоровых детей первого года жизни можно проводить в КЗР. Кабинет обес-

печивает консультационно-методическую помощь роди гелям, участковым сестрам, педиатрам по вопросам развития, вос­питания и охраны здоровья детей. Особое внимание сестра КЗР уделяет мерам, направленным на сохранение грудного вскармливания, консультирует родителей по организации ре­жима дня, физическому воспитанию детей, привитию им ги­гиенических навыков, обучает методикам физического воспи­тания, технологии приготовления и введения детского пита­ния, профилактике и устранению вредных привычек, гигиене полости рта, участвует в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения. Проводит массаж и гимнастику, оценивает нервно-психическое развитие и выявляет особен­ности поведения детей. Консультирует участковых сестер по методике проведения массажа и гимнастики, закаливающих процедур, информирует их о выявленных нарушениях в раз­витии ребенка и ошибках родителей в уходе за детьми. Про­водит работу по оформлению холла и КЗР, обеспечивает ро­дителей методическими материалами по уходу за ребенком (памятки, брошюры), осуществляет связь с Домом санитарно­го просвещения. В некоторых поликлиниках функции сестры КЗР переданы участковым медсестрам.

Сестра КЗР ведет документацию: план работы на год и ме­сяц, карту-вкладыш к форме № 112, журнал учета сашпарно-просветительной работы (ф. № 038-0/у), дневник работы среднего медицинского персонала поликлиники (ф. № 039/у).

№53. Содержание противоэпидемической работы участкового врача-педиатра. Прививочный кабинет детской поликлиники, его задачи, организация работы. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.

Противоэпидемическая работа педиатра:

1) профилактика инфекционных заболеваний:

Раннее выявление инфекционных больных (при приеме или посещении на дому по любому поводу)

Их изоляция (на месте или госпитализация)

Срочное оповещение о случае заболевания

Проведение мероприятий по предупреждению новых случаев болезни в эпид очаге и на участке (изоляция, разрыв путей передачи, снижение восприимчивости к болезни окружающих)

Наблюдение за выздоровевшими

2) иммунопрофилактика

Врач координирует действия по профилактике инф. Заболеваний, совместно работая с родителями, работниками поликлиники, детских учреждений, районного ЦГЭ, органами местной власти, администрацией организаций и учреждений, представителями общественных организаций, расположенных на обслуживаемой территории.

1. Структура и организация работы педиатрического отделения

Педиатрическое отделение – оказывает лечебно-профилактическую помощь детям в поликлинике, и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается.

Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка; осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

Задачи участкового врача-педиатра:

1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;

2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома;

3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми;

5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей;

6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;

7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;

8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;

9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;

10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;

11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.

В поликлинике организуется работа необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.

2. Структура детской городской поликлиники

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом, регистратура, гардероб, кабинеты (педиат-ров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.

Задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.

В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом.

Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке само-записи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.

Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.

Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста.

Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.

В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья.

Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.

После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.

В кабинете проводится работа по профилактике рахита.

3. Структура детской городской поликлиники. Кабинет доврачебной помощи и педиатрический кабинет

Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха. Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.

В настоящее время задачей врача-педиатра является проведение профилактических бесед среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.

Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:

1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;

2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;

3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;

4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников.

В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.

Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.

Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.

Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.

В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.

В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра.

4. Антенатальная охрана плода

После взятия беременной на учет в женской консультации сведения передаются по телефону в детскую поликлинику и фиксируются в специальном журнале.

Первый дородовой патронаж к беременной женщине осуществляет участковая медицинская сестра детской поликлиники. Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на 3 группы факторов пренатального риска:

1) социально-биологические;

2) акушерско-гинекологические (включая осложнения беременности и состояние плода);

3) экстрагенитальные заболевания матери.

Для оценки степени риска используют шкалу значимости пренатальных факторов риска.

К группе высокого риска относятся беременные женщины с суммарной оценкой пренатальных факторов риска 10 баллов и выше, среднего риска – 5–9 баллов, низкого – до 4 баллов. С течением времени группа низкого риска, как правило, к родам уменьшается, а среднего и высокого – увеличивается. Необходимо также обратить внимание на наследственность, морально-психологический климат в семье, выяснить, желанна или случайна данная беременность.

Инструктаж касается вопросов здорового образа жизни и возможности снижения выявленных факторов риска. Медицинская сестра приглашает будущих родителей в «Школу молодой матери», которая действует в отделении здорового ребенка.

Полученные сведения и данные рекомендации тщательно регистрируются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый дородовой патронаж». Участковый врач знакомится с результатами патронажа, при необходимости посещает беременную женщину на дому.

Второй дородовой патронаж проводится на 31-38-й неделе беременности участковой медицинской сестрой. Основные его цели – проверка выполнения данных ранее рекомендаций, повторная оценка факторов риска и подготовка к послеродовому периоду.

При сборе анамнеза медицинская сестра повторно оценивает факторы пренатального риска, уточняет сведения о наследственности и морально-психологическом климате в семье, готовности к воспитанию ребенка.

Инструктаж включает такие вопросы, как:

1) грудное вскармливание (преимущества перед искусственным вскармливанием);

2) организация зоны для обслуживания ребенка;

3) приобретение приданого для новорожденного;

4) приобретение аптечки для матери и ребенка, в которой должны быть: стерильная вата и бинты, детская присыпка и крем, калия перманганат, 5 %-ный раствор йода, фурацилин в таблетках, вазелиновое масло, 1 %-ный водный раствор бриллиантового зеленого, резиновая грелка, детская клизма № 3, газоотводная трубка, термометр для измерения температуры тела и водяной термометр, пипетки;

5) информация о телефонах поликлиники и педиатрической неотложной помощи;

6) беседы с будущей мамой и другими членами семьи, подготавливающие к рождению ребенка.

5. Неонатальный период. Первый патронаж к новорожденному

После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и мецинская сестра выполняют первый патронаж новорожденного. Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. В обменной карте содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Объективное обследование проводится по системам: кожные покровы, поза, голова, грудная клетка, живот, гениталии, конечности, нервное и психичес-кое развитие

Проводят инструктаж родителей по вопросам ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10 мин. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода за новорожденным. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

6. Второй патронаж к новорожденному

Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на вопросы матери в связи с возникшими проблемами, инструктаж.

При сборе анамнеза необходимо выяснить вопросы вскармливания, режима дня, поведения новорож-денного.

Объективное обследование проводится поэтапно.

Необходимо оценить, как ребенок прибавляет в массе. Если бывают срыгивания, то следует объяснить матери, что у детей до 1 года имеется физиологическая недостаточность в работе сфинктерного аппарата желудочно-кишечного тракта.

При заглатывании воздуха во время кормления ребенка следует подержать вертикально 10 мин после кормления. Если срыгивания упорные, постоянные, бывает рвота фонтаном, ребенок плохо прибавляет в весе, то его необходимо обследовать в стационаре.

С двухнедельного возраста у детей могут возникать схваткообразные боли в животе (колики), что обуслов-лено адаптацией ЖКТ к новым условиям жизни. Это проявляется внезапным беспокойством ребенка.

Мать обязана сообщить о таких симптомах участковому врачу, который оценивает, являются ли данные изменения функциональными отклонениями или обус-ловлены органической патологией.

Инструктаж проводится матери о значении массажа и гимнастики для новорожденного. Массаж и гимнас-тику подключают к закаливающим и оздоровительным мероприятиям.

Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. На начальных этапах массаж должен быть легким, из всех приемов применяют преимущественно поглаживание, так как оно способствует расслаблению мышц.

Первое упражнение: ребенок лежит на спине, мать дает ему ухватиться руками за свои большие пальцы, затем разводит руки новорожденного в стороны и сводит их вместе, скрестив на груди. Упражнение помогает расслабить мышцы грудной клетки и плечевого пояса.

Второе упражнение: ребенок лежит на спине, мать поднимает его руки над головой и опускает через стороны вниз. Упражнение расслабляет мышцы плечевого пояса, верхних конечностей.

Третье упражнение: ребенок лежит на спине, мать берет его за голени и плавно пригибает колени к животу, затем разгибает ноги. Упражнение расслабляет мышцы ног, помогает ребенку освободить кишечник от газов.

Четвертое упражнение: ребенок лежит на животе, мать подпирает ступни ребенка руками, это заставляет малыша выпрямлять ноги и ползти вперед (рефлекторное ползание). Упражнение способствует развитию мышц ног, рук и спины.

Для воспитания и развития зрительного сосредоточения новорожденного над кроваткой на расстоянии 40–50 см от лица подвешивают игрушки.

7. Третий патронаж к новорожденному

Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение выявленных отклонений в развитии.

При обследовании новорожденного необходимо обратить внимание на его поведение, самочувствие, реакцию на окружающую обстановку. В динамике оценивают показатели массы тела, роста, окружности головы, грудной клетки, состояние большого родничка.

На слизистой полости рта может быть молочница при дефектах ухода за ребенком. Новорожденный на третьей неделе жизни уже может фиксировать взгляд, реагировать положительными эмоциями на ласковое обращение к нему.

Кожные покровы в норме эластичные, бархатистые, розовые, чистые. При наличии гнойничков необходимо лечение на дому при удовлетворительном состоянии ребенка и возможности хорошего ухода.

При состоянии средней тяжести или неблагоприятном санитарно-культурном уровне в семье участковый врач дает направление для обследования и лечения в стационаре.

Область пупка к 21-му дню жизни ребенка должна быть эпителизирована. При гнойном отделяемом из пупочной ранки, гиперемии вокруг пупка следует направить ребенка в стационар.

Для определения состояния новорожденного врач повторно оценивает безусловные физиологические рефлексы (Бабкина, сосательный, хватательный, автоматической походки, ползания), проводит перкуссию и аускультацию легких, сердца, пальпацию живота.

Инструктаж. Затем врач уточняет в беседе с матерью характер физиологических отправлений у ребенка, дает рекомендации по вскармливанию и уходу за новорожденным, отвечает на вопросы, возникшие у нее на протяжении третьей недели жизни ребенка.

Во время третьего патронажа следует рассказать маме о рахите у детей и подготовить ее к необходимости профилактики этого заболевания, проинформировать о значении ультрафиолетовых лучей, витамина D для жизнедеятельности организма и выписать рецепт для приобретения в аптеке масляного раствора витамина D в профилактической дозе 450 МЕ/сут.

Необходимо рассказать о дефицитных анемиях у детей, значении грудного вскармливания и профилактике анемий. Врач обсуждает с мамой вопросы закаливания организма ребенка и укрепления его резистентности, знакомит с методикой обучения плаванию.

В конце беседы участковый врач приглашает маму с ребенком на прием в поликлинику по исполнении малышу одного месяца, доводит до сведения расписание работы участкового врача и специалистов и сообщает о дне здорового ребенка.

К концу периода новорожденности участковый врач должен составить прогноз состояния здоровья ребенка для первого года жизни. Некоторые дети групп риска могут быть сняты с диспансерного наблюдения и со второго месяца наблюдаться так же, как здоровые дети.

Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

В столице запускается краудсорсинг-проект «Детские поликлиники». На портале crowd.сайт москвичи могут высказать свои идеи по улучшению работы лечебных учреждений для маленьких пациентов.

Эксперименты по модернизации детских поликлиник уже идут. Зачем регистратуры меняют на стойки ресепшен, как в лечебных учреждениях разделяют потоки здоровых и больных пациентов, в интервью сайт рассказал главный врач детской поликлиники № 125 Татьяна Васильева.

— В вашей поликлинике внедряется комплекс новых мероприятий по улучшению качества работы. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.

Татьяна Васильева (главный врач ГБУЗ города Москвы «Детская городская поликлиника № 125 Департамента здравоохранения города Москвы») : Да, разработка комплекса организационных мероприятий началась в нашей поликлинике. Сейчас эти новации апробируются ещё в некоторых детских поликлиниках столицы.

— О каких изменениях идёт речь?

Татьяна Васильева: У нас реорганизована регистратура, родителям не нужно бегать за картами, стоять в очереди. Карты разносят по кабинетам перед приёмом у врача. В холле поликлиники организована стойка приёма, так называемый ресепшен, где можно получить консультацию о графике работы врачей и записаться на приём.

Кроме того, в поликлинике появились аппараты с напитками и сладостями, а также зоны комфортного пребывания, где дети могут поиграть, посмотреть мультфильмы, а родители — выпить чай, кофе, покормить ребёнка. Также были организованы комнаты для грудного кормления детей. В туалетных комнатах по просьбе родителей мы поставили пеленальные столики.

Помимо этого, теперь в нашей поликлинике разделены потоки: кабинеты, где принимают больных и здоровых детей, находятся в разных крыльях здания. Открыли кабинет «Здоровое детство», где можно получить необходимые справки в школу, в детский сад, направление на прививки.

— У вас есть ещё и кабинет «Здоровый ребёнок». Чем он отличается от «Здорового детства»?

Татьяна Васильева: Кабинет «Здоровый ребёнок» предназначен для родителей с малышами, здесь принимают детей в возрасте до трёх лет. Приём ведёт медицинская сестра, которая помогает родителям, обучая их правильному уходу за ребёнком: гигиене, зарядке, навыкам кормления, купания. Здесь им покажут комплекс специальных массажей, лечебной физкультуры, объяснят, как правильно кормить ребёнка, как развивать определённые навыки.

— Как изменилась работа участковых педиатров с началом эксперимента?

Татьяна Васильева: Они стали больше времени уделять пациентам. Их значительно разгрузил от бумажной работы кабинет «Здоровое детство». Кроме того, в поликлиниках работает ещё и дежурный врач, попасть к которому можно с острыми заболеваниями и прямо в день обращения.

— Продолжат ли участковые врачи-педиатры ходить по вызовам на дом?

Татьяна Васильева: Да, обязательно продолжат. Большинство родителей хотят, чтобы за здоровьем ребёнка следил участковый педиатр, который наблюдал его с раннего детства.

Московский стандарт поликлиники

Московский стандарт поликлиники — это программа повышения качества и эффективности работы лечебных учреждений. Его внедрение в некоторых взрослых поликлиниках началось в апреле 2015 года, а к октябрю и по всему городу. В рамках стандарта для улучшения качества работы поликлиник реализовали более 150 мероприятий.

Так, в столичных поликлиниках отказались от регистратур традиционного типа. Теперь пациентам не нужно стоять в очереди за картой, её приносят в кабинет заранее. Однако как и раньше, москвичи могут обратиться в регистратуру за информацией справочного характера.

Кроме того, участковые терапевты больше не ходят по домам, а принимают пациентов в поликлинике полную смену, то есть семь часов 30 минут в день. При этом для обслуживания вызовов на дому были созданы специальные выездные бригады врачей на машинах, оснащённых необходимым оборудованием. Терапевты могут на дому сделать пациенту ЭКГ, измерить уровень глюкозы в крови, сделать укол и дать лекарство.

«Таким образом, мы увеличили ресурс терапевтической службы в два раза», — рассказал главный врач городской поликлиники № 64 Инга Кокарева.

Помимо этого, во всех поликлиниках были созданы сестринские посты для пациентов, которым необходимо получить направления на анализы, санаторно-курортные карты и другие справки.

Стандарт был разработан на основе пожеланий москвичей, которые высказывались на краудсорсинговом проекте . Горожане предложили более 27 тысяч идей по улучшению качества работы поликлиник.

Для информации

В основу новых стандартов легли предложения москвичей, высказанные в ходе самого масштабного за всю историю проведения подобных мероприятий краудсорсинг-проекта «Московская поликлиника». Московский стандарт поликлиники является показательным примером успешного взаимодействия органов власти и населения для повышения качества и доступности медицинской помощи.

Основными составляющими нового стандарта стали повышение доступности медицинских услуг, сокращение очередей и сроков ожидания приёма у кабинета врача, создание комфортных условий для людей, посещающих поликлиники.

Снизить нагрузку на врача, не связанную с оказанием собственно медицинской помощи, помогло создание специальных сестринских постов. Здесь можно оформить рецепт на льготные лекарства, направление на медико-социальную экспертизу или анализы, получить необходимые справки. Как показывает опыт работы таких постов, они позволяют освободить для приёма пациентов до 40 процентов рабочего времени врача.

Пациентам с острой болью предоставлена возможность без предварительной записи попасть на приём к дежурному врачу в день обращения.

Каждый родитель прекрасно знает, как трудно находиться с ребенком в детской поликлинике. Не секрет, что здоровые и больные пациенты должны сидеть в общей очереди перед кабинетом доктора в течение долгого периода времени. Для того чтобы снизить риск распространения воздушно-капельной инфекции, в крупных городах стали открывать кабинет "Здоровое детство" в поликлинике. Что это за место и что в нем происходит?

Предпосылки возникновения данного кабинета

В каких случаях еще можно обратиться?

Для получения направлений на анализы. Многие вынуждены подолгу сидеть в очереди к врачу лишь для того, чтобы получить направление на сдачу клинических анализов.

Любой родитель сможет записать своего сына или дочь на прием к врачу-специалисту. Медицинский работник в кабинете "Здоровое детство" тщательно осмотрит ребенка, опросит родителя о причинах обращения в лечебное учреждение и, в зависимости от показаний, запишет ребенка на консультацию к подходящему врачу.

Для перед вакцинацией. Перед каждой прививкой врач должен тщательно осмотреть ребенка, вся процедура занимает около 5 минут, а стояние в очереди к педиатру отнимет от 15 до 60 минут, а то и более.

Для выписки рецепта на молочную детскую кухню. Не секрет, что для родителей малыша весьма проблематично посещать детскую поликлинику, особенно если речь идет лишь о выписке льготного рецепта. Что за кабинет "Здоровое детство" в поликлинике? Это место, где родители малыша смогут получить льготный рецепт на молочное питание в считанные минуты.

Как можно попасть в кабинет "Здоровое детство"?

Во многих детских поликлиниках уже существуют специальные кабинеты, однако, родителей до сих пор интересует вопрос: "Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это такое и как туда можно попасть на прием?». Талон на прием можно взять в регистратуре точно так же, как и талон к любому другому врачу детской поликлиники. Кроме этого, в данный кабинет можно записаться через специальный сайт в Интернете, выбрав графу "педиатр - здоровое детство".

Кабинет "Здоровое детство" в поликлинике - что это, необходимость или излишество? Организация подобных кабинетов позволила значительно сократить распространение воздушно-капельных инфекций у детей, ведь теперь нет необходимости здоровым и больным сидеть в одной и той же очереди. Кроме этого, получить необходимые направления или справки для детских учреждений стало гораздо проще.

Что в итоге?

Улучшение качества обслуживания и доступность участкового врача-педиатра.

Сокращение времени приема и ожидание в очереди.

Быстрое и качественное оформление медицинской документации.

Освобождение времени участкового педиатра, которое он может уделить больным детям.

Не так давно в крупных городах стали открываться специальные кабинеты "Здоровое детство", которые созданы специально для того, чтобы облегчить жизнь маленьким пациентам и их родителям. За несколько месяцев своей работы они уже оправдали свою эффективность и необходимость. В нашей стране все делается для того, чтобы улучшить качество обслуживания и уменьшить количество очередей в детских лечебных учреждениях, поэтому кабинеты "Здоровое детство" необходимо создавать в каждом детском медицинском учреждении. Получить справку, записаться к узким специалистам, получить рецепт на детскую молочную кухню - все это теперь можно сделать в течение 5 минут в специальном кабинете.

– важное звено в структуре поликлиники. От четкости работы регистратуры во многом зависит своевременность и порядок в обслуживании больных и здоровых детей.

Поликлиника работает в две смены , и участковые врачи планируют свою работу так, чтобы один и тот же врач в течение недели имел дни с утренним приемом и дни с вечерним приемом.

В регистратуре поликлиники есть специальный стенд и стол с папками для предварительной самозаписи на прием к специалистам.

Основным документом детской поликлиники является история развития ребенка (уч. ф. № 112). Истории развития хранятся на стеллажах в регистратуре и раскладываются по участково-территориальному принципу. Обычно они имеют цветную маркировку корешков, различную по участкам, что облегчает работу регистратора.

Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. В нее вписываются, кроме того, активные посещения по инициативе самого врача, а также вызовы, переданные со станции скорой и неотложной помощи.

Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или поликлиникой.

Кабинет доврачебной помощи

является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.

В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемической обстановке по месту жительства, оформления справок из истории развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.

В кабинете доврачебной помощи производятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления перед осмотром педиатра .

Все это сокращает время пребывания в поликлинике родителей с детьми, ликвидирует очереди, разгружает педиатрический прием за счет уменьшения посещений, связанных с оформлением документации. Ребенок попадает на прием со всеми необходимыми исследованиями и документами, подготовленными для окончательного заключения о состоянии здоровья или подписи выписок, справок и др.

Кабинет здорового ребенка

структурное подразделение детской поликлиники, выполняющее роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста. Он обеспечивает консультативно-методическую помощь врачампедиатрам, медицинским сестрам, молодым матерям и беременным женщинам.

Основной штатной единицей кабинета является специально подготовленная медицинская сестра (фельдшер). Руководит ее деятельностью один из заведующих педиатрическим отделением. Медицинская сестра кабинета поддерживает тесную связь с участковыми педиатрами.

Основной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста.

В оборудование кабинета входят: кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей (матрац, простыни, плоская подушка с наволочкой, одеяло теплое, байковое, тканевое, пододеяльники) коляска детская, пеленальный стол весы медицинские, ростомер, столик детский, стульчик детский, стеклянный шкаф для предметов ухода за ребенком и грудью матери, шкафчик для образцов продуктов питания, шкафчик для игрушек. В одном из шкафов должны быть наборы одежды, пеленки, большая пластмассовая кукла для обучения пеленанию и одеванию ребенка.

Из наглядных пособий необходимы стенды, рассказывающие о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни, стол с санитарно-просветительной литературой.

Участковые педиатры ведут здесь по графику приемы здоровых детей первого года жизни, определяют степень их физического и нервно-психического развития, беседуют с матерями о методах ухода за детьми и их воспитания, о рациональном питании исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

При этом они используют имеющиеся в кабинете наглядные пособия. Медицинская сестра часто приглашает 3 – 4 ребенка близкого возраста. Во время осмотра врачом одного ребенка медицинская сестра обучает мать другого методам массажа, гимнастики.

На базе кабинета проходят занятия школы будущих матерей, отцов, проводятся беседы со школьницами старших классов

о будущем материнстве.

Педиатрический кабинет

предназначен для приема детей врачом – педиатром. Он должен быть хорошо освещенным, с температурой воздуха не ниже 20-22°, достаточно изолированным от внешнего шума.

Оборудование: стол для врача, пеленальный столик для осмотра детей раннего возраста, кушетка для осмотра старших детей, ростомеры, сантиметровая лента, детские весы, небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, аппарат для измерения артериального давления, легко моющиеся игрушки.

В работе участкового педиатра выделяют несколько основных разделов:

Профилактическая работа с диспансеризацией; -лечебная работа; -санитарно-просветительная работа; -организационная работа.

Профилактическая работа

1. Неспецифическая профилактика:

Антенатальная охрана плода и новорожденного;

Участие в работе школы молодой матери и молодого отца;

Выполнение дородовых патронажей к беременным женщинам и послеродовых патронажей к новорожденным;

Организация рационального режима и вскармливания детей на первом году жизни;

Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний у ребенка после рождения;

Проведение комплекса мероприятий по закаливанию детей на участке;

Профилактика и реабилитация детей с хроническими заболеваниями;

Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми.

2. Специфическая профилактика: -иммунопрофилактика – плановая и экстренная;

Работа в очаге инфекционных заболеваний по предупреждению их распространения путем активной или пассивной иммунизации детей.

Профилактическая работа оценивается по следующим показателям:

1.охват беременных дородовыми патронажами; 2.занятие беременных в очной школе молодых матерей;

3.выполнение первичного врачебно-сестринского патронажа после выписки из родильного дома;

4.выполнение врачебных патронажей к новорожденным на 19-20 день их жизни;систематичность наблюдения за детьми первого, второго, третьего года жизни;

5.удельный вес детей первых четырех месяцев жизни, переведенных на раннее смешанное и искусственное вскармливание;

6.индекс здоровья детей первого месяца, года, а также второго и третьего годов жизни, находящихся под наблюдением педиатра по системе активного патронажа.

Качество профилактической работы педиатрического участка оценивается по уровню заболеваемости новорожденных, перинатальной и ранней детской смертности.

При оценке профилактической работы, проводимой участковым педиатром, большое значение имеют показатели заболеваемости детей первого года жизни рахитом, гипотрофией, анемией.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго