Венчание и регистрация брака в один день. Брак на небесах — венчание после нескольких лет брака. Какое время после свадьбы лучше

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Планируя свадьбу, не так-то легко избежать ошибок, которые… ошибками даже не считаются! Ведь их раз за разом совершали предыдущие поколения невест. «Все так делают» — это, конечно, железный аргумент)))) Хотите на свадьбе носиться колбасой, переживать, всё время опаздывать, а к вечеру упасть без сил – пожалуйста, делайте, «как все». А если хотите, чтобы свадьба прошла комфортно, радостно, без лишних нервов – внимательно прочтите эту статью.

1. Очень раннее начало

Подъем невесты еще до рассвета – настолько привычное дело на свадьбах, что кажется, будто иначе никак. Ведь столько всего нужно успеть! Однако вы вполне можете встать в день свадьбы даже позже обычного – просто спланируйте время грамотно и избегайте ошибок, о которых я пишу в следующих пунктах. А также:

  • Не устраивайте выкуп – эта банальная традиция отнимает массу времени
  • Не выбирайте время для регистрации раньше 3 часов дня
  • Не пытайтесь впихнуть в свой свадебный день все события, которые только возможно

Следуя этим советам, вы спокойно сможете встать не в 5-6 утра, а в 9-10. Зачем? Да затем, чтобы как следует выспаться, хорошо себя чувствовать и отлично выглядеть, а на банкете веселиться вместе со всеми, а не засыпать от усталости.

2. Слишком много локаций, слишком большие расстояния

Сначала жених едет к родителям невесты – выкупать любимую. Потом вместе они отправляются в ЗАГС. Дальше – объезжать городские памятники (как минимум 5 мест). И, наконец – за город, на банкет. Да, это «нормальный» сценарий свадьбы. И он ужасен!
Чем больше мест вы хотите посетить в свадебный день и чем дальше они находятся друг от друга, тем больше времени вы будете тупо сидеть в машинах. Особенно если речь о мегаполисе, а свадьба в пятницу. С таким сценарием можно потерять несколько часов от драгоценного свадебного дня!

Если вы не мечтаете провести пол свадьбы, стоя в пробках, то:

  • Постарайтесь организовать торжество максимально компактно. А лучше – полностью в одном месте (например, в отеле).
  • Не выбирайте «самый красивый» ЗАГС, если он находится на другом конце города. Мало того, что туда придется долго ехать, так еще и всю дорогу вы будете переживать, что опоздаете.
  • Заранее выберите места для фотосессии – максимум два и, опять же, неподалеку. Если вам очень хочется устроить красивый фотосет у водопада, но туда ехать 40 км — перенесите съемку на другой день.

3. Большой промежуток времени между регистрацией и банкетом

Самая «любимая» ошибка невест: регистрацию назначить на 12-13 часов, а банкет начать в 5-6 вечера. Церемония занимает максимум час. И что, спрашивается, делать оставшиеся 5 часов??? Естественно, фоткаться! Но, поскольку гости уже собрались, куда их теперь девать?.. Над этим вопросом сломало голову немало невест, и ответ находится обычно самый простой: таскать гостей с собой, чтобы они, пока вы позируете фотографу, напивались, скучали и мешали вам. И никакого банкета к 6 вечера уже не хотели.
Милые невестушки, планируйте фотосессию ДО церемонии! Это же так просто. А саму регистрацию назначайте максимум за 2 часа до начала банкета. Не удалось забронировать нужное время в ЗАГСе? Выберите выездную церемонию – ее проведут, когда вам хочется. Только избегайте следующей ошибки.

4. Регистрация и выездная церемония в один день

Дата в свидетельстве о регистрации брака должна совпадать с датой свадьбы – это правило невесты железно усвоили. Поэтому, даже если в день свадьбы планируется выездная церемония, с утра нужно все равно сбегать в ЗАГС и расписаться. Почему именно в тот же самый день – лично для меня загадка. Какая разница, когда получить документ – сегодня, вчера или завтра? Или вы боитесь, что жених после свадьбы передумает идти в ЗАГС? Так сводите его до))) Не знаете, когда отмечать годовщину? Отмечайте по дню свадьбы. Боитесь, что пытливые родственники начнут заглядывать в свидетельство и сверять даты? Не начнут, да и придумать объяснение не составит труда. Считаете, что так «положено»? Кем?

Если вы решили делать выездную церемонию – это красиво и удобно именно тем, что позволяет спланировать комфортный свадебный день без ненужной спешки. Но если вы при этом с утра несетесь в ЗАГС – это уже совсем НЕ удобно. Возникает масса вопросов: выбрать торжественную церемонию или неторжественную? Звать еще кого-то в ЗАГС или не надо? Если звать, то кого? Как одеться?.. Ну и зачем вам вся эта головная боль? Не майтесь дурью. Выездная церемония – идеальный выбор для свадьбы. А ЗАГС оставьте на другой день, выбирайте неторжественную регистрацию и приходите только вдвоем.

5. Регистрация и венчание в один день

В отличие от выездной церемонии, венчаться без свидетельства об официальной регистрации брака не разрешается. И снова многие невесты воспринимают это как сигнал: с утра – в ЗАГС, в днем – в церковь. Однако венчание — духовное таинство. Если вы решились на такой обряд, значит, он для вас очень важен. Не лучше ли посвятить свадебный день только венчанию? А заодно избавить себя от ненужных гонок и переживаний, что вы куда-то не успеете.

6. Затянутый банкет

Свадебный день должен заканчиваться вовремя – и для молодоженов, и для гостей. Во-первых, не затягивайте с уходом. Молодожены вовсе не должны сидеть на собственном торжестве «до последнего гостя», как у нас принято. Если вы хотите, чтобы в брачную ночь у вас остались силы друг на друга, покидайте праздник примерно через 4 часа после начала банкета. При этом завершать веселье совсем необязательно — пускай гости «догуливают» без вас. Не бойтесь, что с вашим уходом праздник сразу сойдет на нет – оставьте гостям музыку, и они еще долго будут танцевать и веселиться.
Во-вторых, чем меньше у вас гостей, тем короче должен быть праздник. Если у вас камерная свадьба до 20 человек, банкет продлится 4 часа, 20-50 приглашенных – 5 часов, больше 50 гостей – 6 часов. Если кому-то из гостей не хватит этого времени, всегда можно продолжить веселье самостоятельно – например, в ночном клубе.

Венчание в церкви - вновь возрождающаяся традиция.

Сегодня все чаще молодожены приходят в храм, чтобы подтвердить свой союз перед Богом. Нередко бывает, когда венчание происходит после нескольких лет брака.

Почему же супружеские пары считают важным совершение данного обряда, и что нужно, чтобы венчаться в церкви.

Пояснение таинства венчания: зачем нужно венчаться, и что это дает в браке

Как говорят церковнослужители, венчаясь, жених и невеста обращаются к Богу с просьбой благословить их семью.

Точнее, они как бы приглашают Господа стать частичкой их союза. Верующие даже называют брак, заключенный в храме, малой церковью.

По мнению священнослужителей, человек, считающий себя христианином, любящий свою вторую половину, должен обратиться к церкви.

Ведь венчание - это высшая точка, к которой приходит семейная пара.

Существует поверье, что после венчания гораздо проще решаются все жизненные неурядицы и конфликты.

Многие пары, прошедшие через этот обряд, говорят, что венчание - это своего рода фундамент, связывающий семью воедино, дающий силы строить прочные, доверительные отношения.

Церковь не считает «невенчанный» бак греховным. Союз, узаконенный признается и заслуживает уважения.

Чин венчания супругов

В отличие от такого обряда, как крещение, — венчание невозможно совершить в любой день. Поэтому к таинству тщательно готовятся, выбирают дату.

Подготовка к венчанию

Приготовления к венчанию представляет собой два этапа:

  1. Внутренний, церковный.
  2. Внешний - выбор одежды молодоженов, венчальных свечей, колец и так далее.

На венчание не приходят спонтанно, со священником и певчими договариваются заранее.

Первым делом служитель храма приглашает пару на беседу. Священник должен рассказать молодоженам, что представляет собой брак в церковном понимании. Иерей поясняет, как проходит сам обряд венчания, и как дается церковное благословение.

Из этой беседы священнослужитель понимает, действительно ли для пары так важно осуществить таинство венчания. Батюшка может дать советы и порекомендовать к прочтению какие-либо тексты из Библии.

Молодожены также заранее покупают кольца и отдают их священнику. Существующие издревле традиции предписывали мужу надевать серебряное или железное кольцо, а жене - золотое. В современном мире жених и невеста выбирают кольца на свой вкус.

Отдают священнику и венчальные иконы - Спасителя и Божьей Матери. После завершения обряда лики святых вновь возвращаются к супругам.

Также молодым, чтобы повенчаться, необходимо будет приобрести свечи и белое полотенце, называемое рушник. Сделать это можно прямо в церкви непосредственно перед ритуалом.

Венцы покупать не нужно, их новобрачным предоставляет церковь.

Что надеть жене и мужу

Для венчания жених и невеста также выбирают особенную одежду.

По традиции девушка должна быть в платье. Вовсе не обязательно, чтобы наряд был белым, ведь издревле на Руси венчались в платьях любых цветов. Главное, чтобы одежда не была пестрой или слишком темной. Уместны светлые, мягкие цвета.

Кстати, традиция надевать на венчание белое платье пришла к нам из Европы.

Как происходит обряд венчания

Церковь ставит также ограничение по длине женского наряда - юбка обязательно должна прикрывать колени. По православным традициям не принято надевать в церковь платье со шлейфом. Но сегодня отношение к деталям намного проще, чем в старину. Поэтому за платье «в пол» в церкви не осудят.

Важно также, чтобы наряд был не слишком открытым: не приветствуется глубокое декольте и оголенная спина.

Туфли лучше выбирать на низком каблуке. Поскольку обряд венчания длится долго, стоять на шпильках будет крайне тяжело.

Не стоит забывать и о том, что, заходя в церковь, женщины покрывают голову. Поэтому, чтобы не надевать платок, лучше сразу позаботиться о покупке фаты для венчания с вуалью.

Свадебный наряд для мужчины также должен быть закрытым. Это может быть любой костюм или брюки с рубашкой. Предпочтительно, чтобы одежда была светлых оттенков. Не стоит надевать джинсы или костюм спортивного типа.

Наиболее подходящее время

Обвенчаться в церкви можно не в любой день. Существует так называемый «венчальный календарь», согласно которому можно выбрать дату проведения обряда.

Самое подходящее время:

  • Период от Крещения до Масленицы.
  • Осень.
  • Летние дни между Петровским и Успенским постами.
  • Патриархия приветствует венчания в Красную горку - первое воскресенье после Пасхи.

Традиционно, таинство в церкви совершается после Божественной Литургии. Поэтому проведение обряда обычно назначают на 11:00 - 13:00.

Заключение церковного брака

Церковь запрещает венчание во вторник, четверг и субботу. Также не совершается таинство во время постов:

  • Рождественского;
  • Великого;
  • Петровского;
  • Успенского.

Что необходимо знать свидетелям

На церемонии венчания обязательно присутствуют свидетели.

Но их функция - не только помочь молодым во время проведения таинства, но и стать своего рода наставниками для новой семьи.

Свидетелями могут выступить как семейная пара, так и просто близкие друзья жениха и невесты.

Не могут стать свидетелями в церкви разведенные пары, а также мужчина и женщина, проживающие в гражданском браке.

Свидетели обязательно должны быть крещеными, а за несколько дней до совершения обряда им необходимо совершить таинство причастия и исповедаться.

Одежда тоже должна быть соответствующей. Наряд свидетельницы должен закрывать колени и плечи. На голову потребуется набросить шарф или платок.

У свидетелей есть и ряд обязанностей на время проведения церемонии:

  • Подать обручальные кольца венчающимся.
  • Перед аналоем постелить белое полотенце.
  • Сопровождать молодоженов в процессе троекратного шествия.
  • Собрать букеты после окончания церемонии.

Участие свидетелей в таинстве венчания - традиция. Но, если молодые не могут найти поручителей, обряд может быть совершен только с присутствием молодоженов.

Если до церемонии свидетели не были женаты, то после таинства венчания, став духовными родственниками, они уже не смогут заключить церковный брак.

Можно ли венчаться в церкви

Венчание - это, прежде всего, таинство церкви, и оно может быть совершено только над верующими христианами. Обряд возможен только по обоюдному желанию. Если хотя бы для одного из супругов венчание - лишь развлечение, или же оно происходит по принуждению, то лучше ограничиться обычной государственной регистрацией.

После нескольких прожитых лет после бракосочетания

Венчание - это не просто красивый обряд, это, прежде всего, брак перед Богом. Поэтому многие семейные пары решаются на проведение таинства после того, как несколько лет прожили в законном браке. И церкви не важно, когда состоялась официальная женитьба - пару дней или 20 лет назад. Венчание связывает мужчину и женщину на всю жизнь, и невозможно так просто «развенчаться», как расторгнуть обычный брак.

Правда, если пара приняла решение венчаться через много лет после официальной свадьбы, здесь будут существовать некоторые тонкости.

Жених и невеста в церкви

Например, есть особый чин для пар, совместная жизнь которых составляет десять или более лет: «Благословение супругов, проживших 25 или 50 лет». Не обязательно, чтобы с момента регистрации прошло именно столько времени, главное, чтобы муж и жена жили долго в невенчанном браке.

Венчание может быть назначено на какую-либо знаменательную дату: будь то годовщина свадьбы или день подачи заявления в ЗАГС.

Венчаться в церкви можно даже если в браке уже родился ребенок.

Можно ли венчаться если второй брак?

Если женщина выходит замуж во второй раз, либо для мужчины это уже не первое супружество, возникает вопрос, можно ли венчаться в церкви?

Если первый брак был невенчанным, совершить таинство в церкви можно. Но если один из супругов уже однажды стоял перед алтарем?

Как говорится в Евангелии, право венчаться во второй раз может быть дано тому, кто был безгрешен в предыдущем браке.

Православные традиции, позабытые в атеистические советские годы, постепенно возвращаются в нашу жизнь и, конечно же, не могут обойти стороной такое важное событие, как заключение брака. Венчание выбирается всё большим количеством пар – кем-то из-за собственной глубокой веры, кем-то – чтобы сделать приятно родителям, или же просто из желания чего-то особенного и сакрального. А иногда таинство решают провести муж и жена, уже долгие годы живущие вместе.

Венчание символически означает единение Христа в образе жениха и православной церкви в образе невесты. Таинство представляет собой взаимные клятвы в любви и верности. После обмена кольцами и торжественной службы жених и невеста считаются супругами в глазах Бога, между ними образуется нерушимая духовная связь, а новая семья получает благословение на счастливую жизнь и рождение детей. Стоит помнить, что – навсегда, а церемонии развенчания не существует.

Особенность! Конечно же, церковь идёт навстречу слабой человеческой природе, и позволяет повторный брак, но лишь после епитимьи, исповеди, а также не более трёх раз за всю жизнь. Гражданский незарегистрированный брак также считается.

Какое время после свадьбы лучше?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Давать серьёзную клятву стоит лишь тогда, когда почувствуете, что к этому готовы. Вы должны быть уверены, что проживёте с избранником всю жизнь, принимая его минусы и слабости, гордыню и ошибки. Освященный церковью союз – это духовное единение, совместный путь к Богу, требующий внутренней зрелости, мудрости, терпимости.


По канонам венчание допускается как в день регистрации брака, так и через месяц, год, десять лет – в любое время, когда придет осознание готовности к ответственному шагу.

Если вы хотите стать супругами перед государством и перед Богом в один день, стоит хорошенько распланировать время обоих торжеств. Обычно рекомендуют всё же разнести две церемонии по времени, так как молодые и гости могут устать от такого количества впечатлений.

Что касается верхней границы, то её нет. Можно скрепить союз духовными узами хоть через пятьдесят лет брака – и в этом случае это точно будет взвешенным и неизменным решением.

Подготовка

Венчание возможно лишь для новобрачных, уже оформивших свои отношения юридически (исключения возможны, но очень редки). Так что, строго говоря, любая пара будет венчаться после свадьбы, вопрос лишь в том, как долго длилась их семейная жизнь.


Если вы совсем недавно поженились, и невеста невинна, то никаких особых требований нет. В случае, если ваша семья уже какое-то время существовала, есть свои нюансы:

  • По правилам церкви фату может надевать только девственница , жена же, уже познавшая мужа, должна покрывать голову светлым платком (ничто, впрочем, не мешает украсить его кружевом или сделать из полупрозрачной ткани);
  • Если невеста вступает в брак не впервые, то платье стоит выбрать не белоснежное, а любого другого светлого оттенка ;
  • Невестам в возрасте рекомендуется выбрать кремовое, пастельное, золотистое платье , даже если брак у неё первый и единственный;
  • Женатым парам нужно помнить о том, что три дня до церемонии стоит поститься – не есть животную пищу, настраиваться на духовное очищение и перерождение, а также избегать интимных отношений;
  • Беременность женщины венчанию не помеха, а вот в критические дни церковь посещать категорически запрещено , так что сверьтесь со своим календарём.

Правила

Любое церковное таинство имеет определенные требования, которые следует соблюдать. Так, обязательно должен быть целомудренным, закрывающим декольте, колени, плечи, руки (минимум до локтей). Брючные костюмы, тёмные или яркие цвета недопустимы.

Воздержитесь от крупных вычурных украшений и яркой косметики, особенное внимание уделите отсутствию помады, ведь вам предстоит целовать крест.

Таинство не проводится в дни постов или даты крупных церковных праздников. Венчание невозможно во вторник, четверг или субботу, ведь тогда первая брачная ночь выпадает на постный день.

Важно! Если в паспорте у вас написано имя, отличающееся от полученного при крещении, предупредите об этом батюшку заблаговременно. Во время таинства нужно будет использовать именно второе, данное перед Богом имя.

Оба новобрачных должны быть крещёнными православными (с оговорками допускаются христиане других направлений), не являющиеся друг другу кровными или духовными родственниками, а также не связанными другими брачными клятвами.


В случае повторного венчания необходимо получить разрешение от архиерея на расторжение предыдущего брака, а также на вступление в новый. Кроме того, если прошлый брак был расторгнут по вине новобрачного, то следует покаяться и выполнить возложенную епитимью.

Минимальный возраст невесты — 16 лет, жениха — 18. Максимальный возраст ограничен 60 годами для женщины и 70 для мужчины, однако это правило соблюдается не слишком строго. Для пары, прожившей долгую жизнь в светском браке, скорее всего, сделают исключение и обвенчают, даже если один или оба супруга находятся уже в преклонном возрасте.

Атрибуты

  • . Они должны быть максимально простыми, без сложного декора или крупных камней. Если соблюдать все правила, то невесте стоит выбрать серебряное, а жениху – золотое;
  • : Спасителя для жениха, Богоматери для невесты, лучше всего – доставшиеся в дар от родителей;
  • Белый или розовый рушник , достаточно большой, чтобы на нём уместились стоящие новобрачные;
  • Нательные кресты – должны быть как у вступающих в брак, так и у всех гостей таинства;
  • Венчальные свечи , которые можно приобрести в церковной лавке, и белые платки, которыми вы будете их держать;
  • Красное вино (кагор);
  • Свежеиспеченный хлеб – приносится в дар церкви.

Обряд

Само таинство занимает около часа и начинается с обручения. Батюшка заводит молодых в церковь, показывая тем, что перед Богом они теперь единое целое. Зажигаются венчальные свечи, вступающим в брак читают молитвы и проводят каждение. В конце священник надевает кольца, освященные на престоле, а муж с женой обмениваются ими трижды, подтверждая своё намерение быть вместе всегда.

Важно! В день венчания паре необходимо прийти к началу службы, при этом с 12 ночи запрещается есть, пить алкоголь и курить.

Затем начинается непосредственно таинство венчания. Главная его часть – выражение согласия взять друг друга в супруги перед миром и Богом. Возносятся молитвы о благословении брака, семейном счастье, духовной чистоте и будущих детях. Новобрачных крестят венцом, при этом жена прикладывается к иконе Богородицы, а муж – к лику Спасителя.


Далее батюшка произносит торжественное «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!», после чего подаёт молодым чашу с красным вином – символом радости. Сначала кагор должен пригубить муж, а следом за ним – жена. Пара трижды обводится вокруг аналоя, после чего и они считаются супругами в глазах церкви.

Полезное видео

Венчание – очень красивое и серьезное таинство. Кто-то венчается через день после свадьбы, кто-то, прожив с супругом много лет. Об этом в видео:

Заключение

Венчанный брак – самая искренняя и всеобъемлющая клятва в верности , которую могут дать друг другу любящие люди. Таинство связывает две души на всю жизнь неразрывными духовными узами. Именно поэтому венчание уже поживших в браке людей, знающих друг друга и уверенных в своей любви, принимается и благословляется церковью даже более благосклонно, чем обряд для молодой невинной пары.

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

– Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Сегодня нередко встречаются такие пары, которые не считают нужным регистрировать семейные отношения в ЗАГСе, но, вместе с тем, живут по законам православия и хотели бы обвенчаться в церкви.

На любопытные вопросы знакомых и родственников они обычно отвечают, что «штамп в паспорте – это формальность», «счастья это не приносит» и т. п.

По их мнению, именно церковный обряд венчания – и есть священный брак, Таинство, совершаемое на небесах, и к этому они стремятся.

Возможно ли обвенчаться в церкви без регистрации брака в ЗАГСе?

Венчание, или церковный брак – это обряд, который производится священнослужителем в храме.

Считается, что это священное Таинство объединяет души влюблённых, позволяет закрепить отношения мужа и жены на небесах и получить одобрение всевышнего на рождение детей.

Венчаться в церкви молодожёнов никто не обязывает . Совершать данный обряд или нет – решают будущие супруги, ведь с юридической точки зрения официальным, законным браком считается лишь процедура регистрация брака в органах ЗАГСа.

Более 2 столетий назад ситуация была иной. До 20 века в России именно церковный брак считался единственно законным, имел все юридические последствия.

Церковная практика брачного заключения была весьма строгой: помимо венчания, молодожёны проходили процедуру обручения, после чего иногда годами могли ждать священного Таинства. Сейчас эти 2 обряда соединены в одном чинопоследовании венчания.

Важно! Венчание — очень серьёзный и ответственный шаг. Решение молодожёнов о совершении священного обряда должно быть обоюдным и обдуманным.

Православная религия не запрещает венчание в церкви без регистрации отношений в органах ЗАГСа.

Однако, согласно современным правилам Русской Православной Церкви (РПЦ), обряд венчания должен проводиться только после заключения брака в органах ЗАГСа.

Именно поэтому первоначальным шагом в создании любой семьи считается союз, заключенный в ЗАГСе.

Известно немало случаев, когда женатые мужчины приходили в церковь венчаться с ненастоящими супругами.

Поскольку православие не допускает многожёнства, то подобный церковный союз невозможен. Священник же не может проверить людей на наличие другого брака, церковь такими сведениями просто не владеет.

В связи с этим между государством и церковнослужителями существует договорённость о том, что благословение на обряд венчания может быть получено от священника только после предъявления молодожёнами свидетельства о регистрации брака.

Если штампы в паспортах супругов отсутствуют, но пара всё же очень хочет обвенчаться, то это возможно, но только при одном условии.

Мужчина и женщина должны доказать священнослужителю абсолютную искренность своих чувств. Влюблённые молодые люди могут обвенчаться, если они являются прихожанами церкви, где планируют заключить священный брак, а настоятель храма знает их уже много лет и видит их отношение другу к другу.

Благословляя такую пару на совершение обряда Таинства без заключения брака в органах ЗАГСа, он, таким образом, берёт на себя всю ответственность за их союз.

Примером подобного брака в России может служить звёздная супружеская пара, обвенчавшаяся без росписи в ЗАГСе — Антон Макарский и Виктория Морозова. Однако этот случай является, скорее, исключением из правил.

По сути венчание не имеет юридических последствий и правового статуса в законодательной основе РФ.

Кроме того, молодых людей могут обвенчать без предварительной регистрации органами ЗАГСа при наличии особых, экстремальных условий, угрожающих жизни одного из супругов.

К примеру, это может быть жизненно опасная операция либо отбывание на работу, угрожающую жизни. В подобном случае возможность проведения церковной церемонии решается в индивидуальном порядке.

Если церковнослужители высшей иерархии дают своё разрешение, то обряд венчания проведут и без свидетельства о браке. Для всех исключительных случаев нужно получить допуск к венчанию у епархиального архиерея.

Обратите внимание! Обряд венчания может проводиться в тот же день, что и роспись в ЗАГСе.

В том случае, если процедура заключения брака назначена позже, священника нужно предупредить заранее, а ещё лучше предъявить документ из ЗАГСа, подтверждающий данный факт.

В соответствии с законодательством РФ, церковный брак не обладает юридической силой .

Но в исключительных ситуациях церковное свидетельство может доказать существование брачных отношений (гражданского брака) по факту. Это касается в основном вопросов имущественного и наследственного характера, а также прав детей.

Важно понимать, что со стороны закона церковный союз не считается браком, поэтому государство, в частности судебная инстанция, не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов такой семьи, поскольку данной «ячейки общества» по документам просто не существует.

Обряд венчания по правилам начинается задолго до дня церемонии. Вначале молодожены приходят в храм для беседы со священнослужителем .

Это необходимо для того, чтобы решить организационные вопросы и получить ответы на волнующие будущую чету вопросы о семейных отношениях с точки зрения духовенства.

Сначала священник задаст несколько обязательных вопросов, на которые влюблённые обязаны ответить максимально искренне.

Святой отец непременно спросит о наличии свидетельства о заключении брака или о том, когда молодожёны собираются узаконить свой союз .

Если выяснится, что они хотят обвенчаться без регистрации брака в органах ЗАГСа, то настоятель может расценить это как несерьёзное и безответственное отношение к семье и браку. Если же пара желает венчаться в день бракосочетания, то священник благословит их на священное Таинство.

Молодожёнам также будет задан вопрос о том, по обоюдному ли согласию и своей ли воле они пожелали совершить обряд венчания . Если святой отец из разговора поймёт, что кто-то из пары пришёл в храм по принуждению, то может отказать в совершении церковного обряда.

Так, если один из супругов крещёный, но не верит в Бога и соглашается на венчание только для того, чтобы угодить своей второй половине, то это может быть расценено как принуждение.

Часто настоятель церкви задаёт паре вопросы о будущей семейной жизни, например:

  • планируют ли они иметь детей;
  • собираются ли воспитывать их по слову Божию;
  • как молодожёны относятся к измене, разводу;
  • попросит рассказать о предыдущем браке (в том случае, если таковой был), какими были те отношения, почему не сложились и т. д.

Всё это нужно священнику, чтобы убедиться в серьёзности и осознанности решения молодых людей вступить в духовный брак.

Молодожёны также могут задать священнику свои вопросы и прояснить для себя все непонятные моменты .

Часто их интересует, как будет производиться обряд Таинства, сколько по времени длится процедура венчания, какие наряды можно надеть, возможна ли фото- и видеосъёмка процесса.

Не стоит стесняться или бояться спрашивать, поскольку всё должно быть предельно ясно.

После того как молодожёны и священник договорились о дате и времени проведения венчальной церемонии, прояснили все интересующие их моменты, они должны подготовить предметы, необходимые для совершения обряда:

За несколько дней до Таинства молодожёны должны некоторое время подержать пост, затем причаститься и исповедаться перед святым отцом . Считается, что молодые люди таким образом очищаются перед вступлением в церковный брак.

  1. Обручение.
  2. Собственно венчание.

Как уже отмечалось, ранее это было 2 отдельных обряда, которые проводились в разные дни. Сегодня это – единый неразрывный обряд.

По окончании венчальной церемонии супругам вручается Свидетельство о заключении церковного брака.

Свидетельство о венчании, которое выдаётся в церкви после совершения Таинства, не имеет никакой правовой силы, в отличие от свидетельства о регистрации брака, выданного органами ЗАГСа.

Оно лишь подтверждает духовный союз молодожёнов, заключённый перед Богом на небесах.

Регистрируя свой союз в ЗАГСе, молодые люди показывают всю серьёзность отношений, чего нельзя сказать о парах, проживающих в гражданском браке без росписи в Книге актов гражданского состояния.

Церковь чтит законы государства и отрицает подобное сожительство, считая такой союз греховным. Гражданские пары, по церковным канонам, не могут быть крёстными родителями, так как они ведут распутную бездуховную жизнь и не способны привить крестнику правильного духовного воспитания.

Помимо того, такие пары не допускаются к причастию до тех пор, пока они не покаются и не прекратят «жить во грехе».

Итак, венчание в церкви и государственная регистрация в органах ЗАГСа идут рука об руку . И если вступление в законный брак вполне допускается без венчания, то обратная ситуация совершенно не типична для современного общества.

Венчание в стандартных ситуациях всегда следует после росписи в Книге актов гражданского состояния. Исключения делаются церковнослужителями только в редких случаях.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком