Лечебная педагогика как комплексное воздействие на организм и личность ребенка. Центр лечебной педагогики. Принципы лечебной педагогики. Личность учителя – залог успеха лечебной педагогики

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Лечебная педагогика - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и кор­рекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика - это комплексное воздействие на орга­низм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умст­венного и физического развития, коррекция имеющихся отклоне­ний в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий сле­дует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медици­ной, в первую очередь, с педиатрией, с детской неврологией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разра­ботке специальных индивидуальных и групповых методов и про­грамм, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личност­ное его развитие.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является также пси­хотерапевтическое воздействие на ребенка и его семью с разра­боткой индивидуализированных программ семейного вос­питания, семейной психотерапии, адекватного, развивающего взаимодействия матери и ребенка.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обуслов­ливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие пе­дагогические и общевоспитательные задачи, так и сугубо спе-цифические-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главным принципом лечебной педагогики является тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

121Программа педагогической и воспитательной работы строится с учетом общепедагогических и общевоспитательных задач с ис­пользованием специфических педагогических приемов и методов, дифференцированных в зависимости от характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии, об­щего уровня физического и умственного развития, возраста, степе­ни социальной и педагогической запущенности и дезадаптации. Лечебно-коррекционное воздействие должно оказывать по­ложительное влияние не только на ребенка, но и на его семью. Это особенно важно, так как хорошо известно, что в семье, в которой воспитывается больной ребенок, обычно создается осо­бый психологический конфликт, особенно в тех случаях, когда члены семьи начинают ощущать безрезультатность или малую эффективность своих усилий, направленных на стимуляцию раз­вития ребенка. Если же происходит еще и снижение социаль­ного статуса семьи, чаще матери, ухаживающей за больным ре­бенком, то семейный психологический конфликт может углуб­ляться. В этих случаях необходима систематическая семейная психотерапия, одним из основных звеньев которой является обу­чение матери специальным коррекционным приемам и при­влечение ее к работе как со своим ребенком под руководством психотерапевта и педагога-дефектолога, так и постепенно к ра­боте с другими детьми в качестве помощника дефектолога.

Важным принципом лечебной педагогики является необхо­димость индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом наиболее сохранных, «здоровых» нервно-психических функций и положительных свойств личности.

Важным принципом лечебной педагогики является «прин­цип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъ­являемые больному ребенку, должны соответствовать состоя­нию его здоровья, его физическим и психическим возможно­стям. Только в этих условиях у ребенка может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положитель­ное отношение к занятиям. Рекомендуется, чтобы на началь­ных этапах работы педагогические требования даже несколько отставали от психофизических возможностей ребенка, что бу­дет способствовать повышению его эмоционального тонуса.

Важнейшей задачей лечебной педагогики является умствен­ное воспитание ребенка, при этом особенно важно развивать умственные способности, а не только расширять объем знаний и представлений об окружающем.

Различают общую и частную лечебную педагогику. Частная лечебная педагогика основывается на специфике отдельных за­болеваний и отклонений в психомоторном развитии.

В настоящее время роль лечебной педагогики в воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии рез­ко возрастает. Это обусловлено как увеличением числа детей, нуждающихся в специальной лечебно-педагогической помощи, так и гуманизацией образования, обусловливающей необходи­мость создания специальных условий для возможности успеш­ного обучения каждого ребенка, в том числе и детей с отклоне­ниями в развитии, различными неврологическими, психи­ческими и хроническими соматическими заболеваниями. Уве­личивается число детей, которые без специальной подготовки с применением лечебно-педагогических мероприятий, не могут успешно начать обучение в школе. Условно они объединяются в группу детей с особыми нуждами. Среди них есть дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и дви­гательными дефектами, неконтактные дети, больные с хрони­ческими соматическими заболеваниями и, в том числе, с так называемым врожденным иммунодефицитом, когда ребенок при нормальном умственном развитии отличается резкой сомати­ческой ослабленностью и повышенной склонностью к различ­ным заболеваниям внутренних органов. Многие из этих детей являются лежачими больными, и их обучение проводится либо на дому, либо в стационарных детских больницах.

Среди детей с особыми нуждами большую группу составля­ют дети с нервно-психическими заболеваниями и отклонения­ми в развитии. Это дети с задержкой психического развития, речевыми, сенсорными и двигательными дефектами, неконтакт­ные дети, или дети с нарушениями общения, нарушениями по­ведения, больные психическими и неврологическими заболева­ниями, такими как детская шизофрения, эпилепсия, миопатия и многими другими. Особую группу составляют дети со сложны­ми нарушениями в развитии, у которых имеется несколько от­клонений или заболеваний. Например, сочетание отставания в умственном развитии с нарушениями зрения, слуха, поведения, заболеваниями костно-мышечной системы или внутренних ор­ганов, эндокринными и другими расстройствами.

Большое значение для школьной и социальной адаптации этих детей имеет не только характер самого заболевания или вариант аномального развития, но и, прежде всего, время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоя-

123щее время установлено, что рано начатые и проводимые систе­матически лечебно-коррекционные мероприятия и обучение мо­гут в значительной степени способствовать более успешному развитию и социальной адаптации детей, в том числе и детей-инвалидов с наиболее тяжелыми отклонениями в развитии и заболеваниями.

Специфика проведения лечебно-коррекционных мероприя­тий в раннем возрасте, как в семье родителями, так и на специ­альных занятиях педагогами, психологами и логопедами является мало разработанной. Особенно это касается детей с хрониче­скими соматическими заболеваниями, которые часто сочета­ются с нервно-психическими расстройствами, а также детей с нарушениями общения (РДА), нерезко выраженными отклоне­ниями в развитии и сложными, множественными дефектами.

Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения у каждого из детей этих групп, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умст­венная работоспособность, недостаточность концентрации вни­мания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмо­циональная неустойчивость, отставание в развитии речи, огра­ниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточность моторных функций, отставание в развитии про­странственных представлений.

Для некоторых из них характерна аффективная возбудимость, двигательная расторможенность, для других, напротив, вялость, пассивность, недостаточная двигательная и психическая актив­ность, безразличие к окружающему.

Для большинства этих детей характерна недостаточная вы­раженность познавательных интересов, нарушение и замедле­ние приема и переработки сенсорной и речевой информации. К началу школьного обучения у многих этих детей рука «не готова» к письму.

Большие индивидуальные различия в специфике и степени выраженности указанных нарушений развития в значительной степени обусловлены характером и временем поражения ЦНС, спецификой психического, неврологического или соматическо­го заболевания, а также генетически обусловленными особен­ностями органов ребенка.

Большое значение для дальнейшего развития ребенка с от­клонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и прежде всего время начала лечеб-

но-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые системати­ческие лечебно-педагогические коррекционные мероприятия, могут в значительной степени способствовать более успешному развитию и обучению ребенка. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интен­сивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети легче усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если же при отсутствии лечебно-педагогических и коррекционных ме­роприятий эти стереотипы изначально сформированы и закре­плены неправильно, то впоследствии скорректировать их край­не сложно.

Лечебно-педагогическое воздействие предполагает как пре­одоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреж­дение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы, а также различными психическими травма­ми, приводящими к возникновению особых болезненных со­стояний нервной системы, которые легко возникают у детей раннего и дошкольного возраста - неврозов. Чем младше ре­бенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Это определяет необходимость обучения родителей и педагогов правильному взаимодействию с ребен­ком раннего возраста в процессе его воспитания и обучения. Для этого необходимы специальные лечебно-педагогические кор-рекционно-развивающие программы взаимодействия матери и ребенка; педагога-корректора и ребенка.

До последнего времени многие дети с тяжелыми отклоне­ниями в развитии рассматривались как необучаемые инвалиды, и родителям, в основном, рекомендовалось помещать их в учреж­дения социального обеспечения. В настоящее время положе­ние изменилось. Разработка приемов и методов лечебной педаго­гики показывает высокую их эффективность при раннем при­менении и особенно в тех случаях, когда активным участником проведения лечебно-педагогической работы становится мать, хо­рошо ориентированная не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педа­гогики. Особое внимание мы обращаем на роль правильно орга­низованного эмоционально-развивающего взаимодействия мате­ри и ребенка и на стимуляцию в процессе этого взаимодействия его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важ­но, чтобы мать больного ребенка овладела основами лечебно-

125педагогической работы со своим малышом и проводила ее сис­тематически в процессе эмоционального взаимодействия с ним. При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специали­стам важно соблюдать следующие основные принципы.

1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Кон­венции о правах ребенка, максимально стремиться к реализа­ции права на образование, направленное прежде всего на раз-, витие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с особыми нуждами на сохранение своей инди­видуальности.

2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклоне­ниями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивиду­альную развивающую и коррекционную программу.

3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравни­вать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на пре­дыдущем этапе развития.

4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, фор­мировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.

5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка реально представлять дальнейшие возможности разви­тия и социальной адаптации.

6. Педагогический прогноз определять на основе углублен­ного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагоги­ческим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохран­ные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опе­реться в педагогической работе.

7. Ко всем детям и особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокой­но, ровно, доброжелательно.

8. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.

9. Помнить, что признаками переутомления, наряду со сни­жением концентрации внимания, ухудшением двигательной ко­ординации, является нарушение сна. При переутомлении ребе­нок часто плохо засыпает или, наоборот, быстро засыпает, но

потом скоро просыпается и может не спать всю ночь. При пе­реутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раз­дражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.

10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.

11. Весь персонал, работающий с ребенком должен соблю­дать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны спе­циалистов.

12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уни­кальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.

13. Разрабатывать динамичную индивидуальную развиваю­щую и коррекционную программу для каждого ребенка.

14. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, рас­кованности.

15. Постепенно, но систематически включать ребенка в са­мооценивание своей работы.

16. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.

При разработке специальной методики преддошкольного и дошкольного воспитания и обучения опираться на общие и спе­цифические закономерности возрастного развития как в нор­ме, так и при отклонениях в развитии.

Соблюдать основные принципы методического подхода к вос­питанию и обучению: создавать специальные условия для обес­печения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуа­лизировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все про­дуктивные виды деятельности: рисование, лепку, ручной труд, аппликации и т.п.

В коррекционной работе использовать особые приемы и ме­тодики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды про­дуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития. При

проведении лечебно-педагогической работы в преддошкольном и дошкольном возрасте необходимо научно-практическое обос­нование каждого вида занятий в зависимости от индивидуально-личностных, эмоциональных и интеллектуальных возможностей и особенностей данного ребенка: индивидуальных, подгруппо-вых, фронтальных, а также дифференцированного использова­ния различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, игр-инс­ценировок, музыкально-ритмических и др.

Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги пони­мают правильно его проблемы и при этом семья и особенно мать сохраняют душевное равновесие. Только такая мать ста­новится активным помощником педагогу и прежде всего сво­ему малышу. Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, внимательно прислушивается к советам спе­циалистов. Такая мать часто ведет дневник наблюдений за сво­им малышом. Ведение дневника очень важно не только для родителей, но и для специалистов, наблюдающих ребенка.

Необходимым условием правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка является адекват­ное отношение близких к его состоянию. Поэтому родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в ква­лифицированной помощи специалистов, моральной поддержке окружающих.

Для развития здорового и особенно больного ребенка боль­шое значение имеете его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникативное поведе­ние, имеющее важное значение для всего дальнейшего психи­ческого развития.

Мы уже отмечали, что стресс матери, возникающий при ро­ждении больного ребенка, мешает установлению нормальных взаимоотношений со своим малышом. Такая мать скована, на­пряжена, она редко улыбается, крайне непоследовательна и не­ровна в обращении с малышом. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических ме­роприятий, направленных на коррекцию имеющихся наруше­ний и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он растет нервным, возбу­димым, у него в еще большей степени проявляется отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи.

Для того, чтобы родители могли быть хорошими помощни­ками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе,

а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводи­ли в него и ребенка, постоянно расширяли его контакты с окру­жающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходи­мо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой или неполно­ценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраня­ла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей. Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда усту­пал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как боль­ного, так и здорового ребенка, а также на психологическом кли­мате семьи.

Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы ро­дители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо нака­зывали его, ставя при этом в пример здорового брата или сестру и не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша.

При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслужива­ния, включать его в жизнедеятельность семьи.

Родители больного ребенка должны быть в своей семье не только специалистами по лечебной педагогике, но и психотера­певтами. Создать нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, помогают объединения родителей в ассоциации. В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, расширяется сеть ассоциаций родителей детей с отклонениями в развитии.

Лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребен­ком, имеющим отклонение в развитии - нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и педагоги относились к нему естест­венно, каков бы ни был у него дефект.

Таким образом, успех лечебно-педагогических и коррекци-онных мероприятий зависит от возможности правильной совме­стной работы педагога-дефектолога, логопеда, врача, психолога и родителей.

Важной составной частью лечебно-педагогических мероприя­тий является раннее восстановительное и стимулирующее раз­витие лечение. Раннее применение специального лечения стиму­лирует развитие и способствует предупреждению необратимых

129изменений в нервной, мышечной и костной системах. Многие дети с отклонениями в развитии нуждаются в раннем комплекс­ном лечении, в котором участвуют специалисты разного профи­ля: педиатр, детский невропатолог, детский психиатр, ортопед, врач или методист лечебной гимнастики. Часто необходима также консультация и лечение окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика.

Особенно важное значение имеет специализированный уход и лечение в первые годы жизни, когда происходит наиболее интенсивное развитие мозга ребенка.

Большую роль в лечении ребенка раннего возраста с откло­нениями в развитии играют родители. Они должны прежде все­го представлять, что лечение ребенка с поражением нервной системы и отклонениями в развитии - это длительный про­цесс, который должен осуществляться в тесной взаимосвязи с проведением специальных педагогических занятий, логопеди­ческой работы, занятий лечебной физкультурой. Мать необхо­димо научить специальным навыкам ухода за ребенком с уче­том специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, правилам ортопедического режима, прие­мам речевой терапии.130

На первый взгляд может показаться, что тема «Лечебной педагогики» касается узкого круга людей, имеющих то или иное отношение к специальному образованию детей с особенными потребностями. Однако сегодня уже смело можно говорить о том, что это мнение ошибочное. По данным Всероссийской диспансеризации: «число практически здоровых детей в России снизилось до 32,2 процента, а во многих регионах здоровых детей не выше четырёх процентов». За время учёбы в школе, только седьмая часть, от общего количества поступивших в школу здоровых детей, остаются такими же на момент получения аттестата. Таким образом, на сегодняшний день в образовательном сообществе проблема сохранения здоровья молодых людей выходит на первый план. Перед школой ставится задача не только обучения и воспитания подрастающего поколения, а в первую очередь сохранения здоровья и будущего нации. И, несмотря на то, что спецификой лечебной педагогики является коррекционная направленность образовательного процесса, ее принципы сегодня можно успешно использовать в общеобразовательном процессе массовых школ.

Лечебная педагогика – суть и принципы

В энциклопедическом словаре педагога можно прочитать следующее определение «лечебной педагогики» - «ветвь педагогики как системы наук, изучающая особенности реконструкции педагогического процесса и среды в целях усиления их влияния на оздоровление детей с теми или иными заболеваниями. Лечебная педагогика – это педагогика, способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств» . Именно благодаря правильному и рациональному подбору педагогических инструментов можно предотвратить либо скорригировать физические и психические недостатки в развитии ребенка. А учитывая тенденцию к инклюзивному и интеграционному процессу в общеобразовательной среде, современный педагог просто обязан знать и опираться в своей работе на принципы лечебной педагогики, а именно:

1. Личносто-ориентированный подход в обучении детей

Дети все разные, со своими психическими особенностями и умственными возможностями, и не учитывать эти отличия в обучении, значит не давать возможности развиваться, порождать комплексы, и как следствие способствовать развитию тех или иных заболеваний психического и соматического характера. Это касается и способа восприятия учебного материала. Учащиеся, зачастую, воспринимают материал либо целостно, выделяя затем отдельные части, такой тип восприятия называется аналитическим, либо фрагментарно, в последующем выстраивая целостную картину, в таком случае говорят о синтетическом типе усвоения информации. Учителю необходимо знать: как именно усваивает информацию ребенок, какой анализатор работает эффективнее, и, исходя из этого, выбирать методы обучения. Поэтому на начальном этапе (при поступлении ребенка в школу) рекомендуется провести его обследование, используя, например, методику быстрого тестирования модальности (KQM), которая дает представление о доминирующем анализаторе ученика. При использовании данной методики необходимым условием является умение ребенка считать до 30.

2. Индивидуальный темп организации обучения

Для каждого из нас характерен свой темп обучения и дети не являются здесь исключением. В связи с этим учитель обязан учитывать данный принцип в своей работе. Педагог, ориентированный на способность более сильного учащегося усваивать материал, не дает возможности ребенку со средним и низким темпом работы до конца разобраться и понять тему. В итоге ученик остается неудовлетворенным своей деятельностью, не чувствует ситуации успеха и как следствие возникает нервозность, причина многих соматических заболеваний, и нежелание учиться. Грамотный учитель не станет пенять на медлительность учащегося, он понимает: для овладения знаниями ему необходимо чуть больше времени, и построит урок так, чтобы дать возможность и «сильным детям» не скучать, и «слабым» усвоить учебный материал.

3. Использование на уроке игровых методов обучения

«Игра вР‚" это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра вР‚" это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил Сухомлинский.

Многие дети, приходят в школу с достаточно незрелой познавательной активностью. И основным мотивационным компонентом познания у них остается игра. Поэтому опытный педагог, всегда использует игру как неотъемлемый элемент урока, и это касается не только учащихся младшей школы. Игру можно использовать на любом этапе урока и вводить ее необходимо так, чтобы понимание учебного материала стало средством в достижении цели игры. Так, например, на уроке чтения можно поиграть в «Почту», в этом случае читать и писать ребенку нужно будет не для учителя, а для успешной реализации себя в игре.

4. Принцип последовательности в освоении материала

Данный принцип характерен не только для лечебной педагогики, но и для педагогической науки в целом. Любое занятие необходимо начинать с того уровня знаний, который имеется у ребенка на данном этапе, что создаёт позитивный настрой на работу и служит стимулом к сотрудничеству между учителем и учеником. Однако, зачастую, педагог игнорирует этот принцип по отношению к учащимся, пропустившим урок по той или иной причине, и не усвоившим материал. В итоге «незнания» у ребенка растут, как снежный ком, и как следствие нервозность и неудовлетворенность от процесса обучения. Единственным выходом в данной ситуации может стать индивидуальный подход к ученику.

5. Развитие психологических предпосылок, для усвоения знаний

Известно, что любой навык в своей основе имеет те или иные психологические предпосылки, обеспечивающие его успешное формирование. Следовательно, прежде чем приступать к формированию определенного навыка, учитель должен знать степень готовности школьника, к овладению учебным материалом. Так, например, для формирования орфографического навыка, ребенок должен уметь абстрактно мыслить, устанавливать аналитико-синтетические взаимосвязи, обобщать. При несформированности данных психических процессов, ученик не сможет успешно овладеть умением грамотно писать, и будет получать от этого процесса негативные эмоции.

Личность учителя – залог успеха лечебной педагогики

Ну, и конечно, как короля играет свита, так и школу делает учитель. А говоря о необычной школе, и личность педагога должна быть креативной и нестандартной, поэтому учитель, который в своей практике использует принципы и методы лечебной педагогики должен обладать рядом качеств:

  • Владеть методами диагностики и коррекции;
  • Быть терпеливым и сдержанным, готовым столкнуться лицом к лицу с трудностями как учебного, так и поведенческого характера;
  • Уметь строить отношения с ребенком не на принципе принуждения, а полагаясь на свой багаж знаний и умений, заинтересовать ученика;
  • Уважать внутренний мир маленького человека, с пониманием относится к его интересам.

Примеры успешного использования «лечебной педагогики»

Ни кто не станет спорить, что нововведения требуют апробации и имеющийся опыт стаёт опорой для внедрения инноваций.

Одним из ярких представителей, работающих по принципам лечебной педагогики, можно считать Вальдорфскую школу . Её кредо – образование и воспитание подрастающего поколения на основе здорового развития.

Еще один пример – это московская школа «Планета здоровья XXI века», где принципы лечебной педагогики давно стали образом жизни её обитателей. Здесь не просто рассказывают о том, как быть здоровым, тут учат сохранять здоровье, укреплять его и передавать эти знания другим. Особое внимание уделяется профилактике нервно - психических заболеваний, снижению зрения, изменению осанки.

И помните, слова великого поэта Генриха Гейне «Единственная красота, которая существует, - это здоровье».

Ускова Ольга Михайловна

Лечебная педагогика.

Я работаю с детьми, которые находятся на лечении в КОГКУЗ «Талицкий детский туберкулезный санаторий». Сюда приезжают дети от 2,5 до 18 лет. В 2010 году школу санатория перевели в состав обычной городской школы МОАУ СОШ № 20 г.Кирова. Мы обучаем детей с 1 по 11 классы. Сменяется детский коллектив 4 раза в год. Детский санаторий – это специализированное лечебно-профилактическое, медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляется восстановительное лечение, школьное обучение, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей, страдающих туберкулёзом или имеющих предрасположенность к этому заболеванию. Под влиянием болезни и противотуберкулёзных препаратов дезорганизуются основные функции организма, изменяется его реактивность, истощается центральная нервная система, которая становится более ранимой, неспособной к адекватной реакции на обычные раздражители. Успешная реабилитация больных детей возможна при хорошо поставленной педагогической работе с рационально сочетающейся лечебно-профилактической работой.

Передо мной, как перед учителем стоят задачи:

Создать условия для усвоения учебных программ по дисциплинам начальной школы;

Способствовать быстрейшей адаптации детей к новым условиям;

Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика на уроке;

Создать педагогические ситуации успешности учащегося на уроке.

  1. Понятие лечебной педагогики
  1. Л.Г.Коган отмечает: «Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов лечения и реабилитации больного ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена прежде всего и главным образом на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма ребенка и целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения.»
  2. В общей педагогике записано: «Под лечебной педагогикой имеется в виду система методов и приемов, которые благоприятно действуя на психику ребенка, способствуют его лечению и выздоровлению».

«Лечебная педагогика не готовый рецепт, а творческая идея».

Это дает возможность использования различных методов и программ, связанных с оздоровлением. Лечебная педагогика дает возможность творчеству педагога, в то же время требует от него хорошего знания педагогики, психологии, методик. Всем, кто работает над вопросами лечебной педагогики, необходимо знать, что можно требовать от ребенка, как построить работу в соответствии с его психологическими особенностями больного и часто болеющего ребенка.

Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от внутренней психической жизни. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.

  1. Здоровье ребенка в норме, если он:
  1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  3. В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  4. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
  1. Задачи педагога:
  1. должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышая устойчивость нервной системы для преодоления детьми трудностей;
  2. направлять все внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они способны сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам.
  1. Принципы лечебной педагогики:
  1. Лечение радостью;
  2. Учет влияния психического фактора на здоровье детей;
  3. Индивидуальный подход;
  4. Принцип активной деятельности в сочетании с отдыхом;
  5. Единство работы медицинского и педагогического персонала
  1. Лечение радостью.

Что может нести радость?

  1. Дружный детский коллектив, он несет радость общения со сверстниками.
  2. Соблюдение деятельного режима, организация досуга, заполненного играми, развлечениями, праздниками. Провожу на уроке физминутки, а в перемены активные игры. С ребятами подготавливаем праздники к 8 марта, «Прощание с азбукой» и пр.
  3. Осуществление всестороннего эстетического воспитания. В эстетотерапию входит благоустройство и художественное оформление территории, интерьеров. Красота проявляется и в поведении, и во взаимоотношениях между людьми. Наряду с лечебным воздействием эстетика формирует моральный облик. На все эти моменты я обращаю внимание моих учеников.
  4. Проведение разнообразных форм физического воспитания приносит ребенку двигательную радость. Это терренкуры, пешеходные микротуризмы, спортивные игры и пр. Все это я провожу в рамках урочного времени на физкультуре и окружающему мире.
  5. Трудотерапия. Начинаю с самообслуживания во время уроков и кончаю работой на пришкольном участке.
  6. Музотерапия.
  7. Ровное и спокойное обращение взрослых, обслуживающего персонала с детьми. Сила ласкового слова так велика, что с ним не сравнится никакое наказание. Эту потребность в любви каждый, кто общается с детьми, должен удовлетворять. «Работая с детьми, отдайте им свое сердце»,- сказал педагог Сухомлинский.
  1. Учет влияния психологического фактора на здоровье.

Психологический фактор- это прежде всего психическое здоровье и условия, которые необходимы для его наличия у ребенка.

Условия здорового душевного развития:

  1. Создание спокойной обстановки, доброжелательности взрослых, умение создать и поддержать хорошее настроение, учить находить радость.
  2. Удовлетворение жизненных потребностей в любви, ласке, внимании.
  3. Наличие стимулов для здорового психического развития,

укрепление веры в себя, свою значимость, свое умение;

  1. Организация увлекательной деятельности. Пассивность, неуверенность, тревожность возникают во время отсутствия интересного дела.

Фактор госпитализации ведет к регрессу личности и организма от бездеятельности.

  1. Получение ребенком разнообразных ярких переживаний, впечатлений, представлений и понятий о внешнем мире.
  2. Развитие познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия.
  1. Индивидуальный подход.

Педагогическая работа должна согласовываться не только с характером болезни, но с индивидуальными особенностями. Только тогда наша работа даст должный эффект и станет элементом лечения.

Учителю необходимо знать основы психологии, типы нервной системы, уметь организовать адаптацию «трудных» детей, вырабатывать соответствующий подход и коррекцию поведения.

Так, например, медики выделяют 3 группы детей по реакции на болезнь и госпитализацию (адаптация).

1 группа. Дети с резко выраженным возбуждением, которое выражается в плаче, отказе от игрушек, нежелании контактировать, плохом сне. Такие дети плохо привыкают к казенным стенам. Течение болезни у таких детей бывает негладким. Они беспокойны, внимание неустойчивое. Эта группа самая трудная.

В отношении к таким детям необходимо применять специальные приемы для того, чтобы установить с ними контакт, успокоить их, придать их деятельности спокойный, продуктивный характер.

2 группа. Это вялые, заторможенные дети, на поступление в больницу реагируют слишком спокойно. Они совершенно не обращают внимания на окружающую обстановку. Лица их очень бледные. От игрушек такие дети обычно отказываются, либо берут их, но не играют. Спят они хорошо, а днем, как в полусне. У таких болезни принимают затяжной характер.

Таких детей надо активизировать, причем необходим прямой контакт с ребенком. Это приносит хорошие результаты.

3 группа. Это спокойные, уравновешенные дети. На госпитализацию реагируют активно, но спокойно, не плачут, легко вступают в контакт, отвечают на вопросы, охотно берут игрушки и занимаются с ними, чувствуют себя как дома. Заболевание у таких протекает гладко, без осложнений.

Думая и заботясь обо всем, большом и малом, отчего зависит успешность лечения и выздоровления ребенка, его общее состояние и настроение, необходимо придавать значение абсолютно каждой мелочи, все важное и большое складывается из мелочей.

Наблюдая за учащимися во время приема в санаторий, я выделяю детей, которые требуют особого подхода, беседую с родителями или лицами, их заменяющими. Затем ежедневно провожу индивидуальные беседы, игры-упражнения по адаптации. Планомерная работа помогает детям быстрее влиться в новый коллектив, приспособиться к новым условиям, с минимальным стрессом пережить отрыв от дома.

  1. Принцип активной деятельности в сочетании с отдыхом.

В нашей школе разработана система разнообразных игр: подвижные, познавательные, спортивные, всевозможные турниры, встречи, конкурсы, праздники. При разработке мероприятий стараемся развивать познавательные процессы: память, внимание, воображение, мышление, движение и пр.

Педагоги должны с первых дней пребывания детей воспитывать умение правильно, интересно организовывать свой досуг.

8. Единство работы педагогического и медицинского персонала.

Лечебная педагогика требует от работников санатория выполнения не только того, что «положено», но и много такого, что не предусмотрено никакими нормативами – труда вдохновенного, творческого. Именно по этим причинам, как отмечал Л.Г.Коган, лечебная педагогика в лечебных учреждениях внедряется медленно. Такой труд по силам не каждому.

Медицинский работник в детском санатории должен быть и педагогом, а педагог хорошо разбираться в вопросах медицины. Но самое главное, чтобы каждый мог понимать и ценить работу своего коллеги. Для сотрудников санатория особенно подходят слова А.Макаренко: «Подобрать кадры – полдела, труднее создать коллектив единомышленников, в котором каждый, стремясь внести свою лепту в общее творчество, в то же время постоянно учится у своих коллег».

Вывод:

Знания содержания лечебной педагогики позволили мне выстроить систему работы с детьми часто сменяющегося коллектива и получать положительные результаты. В моей системе работы особое внимание уделяю:

  1. Адаптационному периоду
  2. Эмоциональному воспитанию.
  3. Сенсорному воспитанию (особенно для первоклассников).
  4. Развитие познавательных процессов в разных видах деятельности (игры, трудотерапия, музотерапия, арттерапия и пр.)

Для уверенности в своих силах помню

10 заповедей воспитания

(В.А.Караковский)

  1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
  2. Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
  3. Воспитание без уважения – подавление.
  4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
  5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
  6. Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
  7. Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
  8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть систематичным.
  10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Лечебная педагогика - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика - это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умственного и физического развития, коррекция имеющихся отклонений в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь с педиатрией, с детской невролгией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обусловливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и специфически-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главный принцип лечебной педагогики - тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специалистам важно соблюдать следующие основные принципы .

1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конституции о правах ребенка, максимально стремиться к реализации права на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития.

4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.

5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности развития и социальной адаптации.

6. Педагогический прогноз определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.

7. Ко всем детям, особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокойно, ровно, доброжелательно.

8. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.

9. Помнить, что признаками переутомления, наряду со снижением концентрации внимания, ухудшением двигательной координации, является нарушение сна. При переутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раздражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.

10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.

11. Весь персонал, работающий с ребенком, должен соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка - профессиональная тайна специалистов.

12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.

13. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребенка.

14. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.

15. Постепенно, но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.

16. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.

При разработке специальной методики воспитания и обучения следует опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии. Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать у ребенка все продуктивные виды деятельности.

Таким образом, выстраивая систему уроков, следует особое внимание уделить таким аспектам: обеспечение мотивационной стороны деятельности ребенка; формирование психологической базы речи; развитие различных форм познавательной деятельности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность