Развитие феноменальной памяти. Виды памяти человека и типы: все классификации. Составление плана текстов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п., а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Лучшие упражнения на запоминание

Запоминание несвязанных чисел

Уча­щемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.

При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фото­графическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квар­тиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем луч­шим оказывается запоминание цифр.

После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержа­щиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в край­нем случае, из телефонного справоч­ника.

Ряды случайных чисел для запоми­нания:

6442180814 1798548911

4380009351 4132644344

4102483167 9624043642

0747744606 5484654759

Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с уча­щимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,

Это упражнение формирует способ­ность легко запоминать различные чис­ла (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.

Анализ бессмысленных слов

Учаще­муся предъявляются несколько квази­слов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Упражнения на развитие памяти

Медленно просматривая каждое сло­во, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. На­пример, «комол» - сокращение от «ком­сомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «ко­му»)+«лист»; «стрено» связать со сло­вами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совер­шается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запо­минания каждого учащегося и их кор­рекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов

Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, напри­мер: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых при­чудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку сле­дует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сум­раке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настоль­ной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сли­вы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на блан­ке или зачитываются первые слова каж­дой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова па­ры, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и за­вершается анализом причин допущен­ных ошибок.

Это упражнение направлено на со­вершенствование приема создания яр­ких образов при запоминании текстово­го материала.

"Тройная стимуляция" памяти

Уп­ражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуля­ции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на на­чальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Уча­щимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или на­рисованными картинками и предлага­ется из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в даль­нейшем можно было, глядя лишь на вто­рой ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и вос­произведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор кар­точек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысло­вом, образном, эмоциональном или ка­ком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под кар­точками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закры­вается листом ватмана и предъявляет­ся третий набор карточек (герань, крес­ло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего на­бора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспом­нить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выпол­нении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набо­ра, не называя карточек второго набо­ра. Можно вводить и большее количе­ство опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавли­вать смысловые связи между отдель­ными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязан­ными словами

Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предло­жить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запомина­ние. Например, можно объединить сло­ва с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус све­тит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схе­ма свинцового счетчика и на нее про­лили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и жи­вотное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкрет­ным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания карточек осу­ществляется непосредственное и отсро­ченное воспроизведение слов и анали­зируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способ­ность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материа­ле, обеспечивая тем самым его эффек­тивное запоминание.

Анализ структуры длинных предложений

Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. На­пример: «Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом состав­лять схему, отражающую его синтак­сическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информа­ции, а выступают в роли вспомогатель­ных опор, пунктирных линий воспроизведения),

  • какими
  • какие
  • что сделали
  • кого, что
  • чего
  • кем
  • являются
  • кто
  • каких
  • кто
  • которые
  • что делают
  • которые
  • что делают
  • что
  • делающие
  • кого
  • что
  • что:
  • когда
  • чего
  • где (2 места)
  • какие
  • каких

следует попробовать как можно точнее восстановить предложе­ние (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Это упражнение развивает способ­ность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необ­ходимой предпосылкой точного в смыс­ловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Анализ структуры коротких текстов

Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Напри­мер: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В экспе­рименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепу­тали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».

В процессе чтения текста составля­ется схема, отражающая все смысловые его части:

  • о сходстве одного с другим
  • кто участвовал
  • что делали
  • сперва
  • потом
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • суть
  • эксперимент
  • результаты
  • сравнение

Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точ­нее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способ­ность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составле­ния его схемы, а также точно использо­вать составленную схему при воспроиз­ведении материала.

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информа­цией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияю­щих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явле­ния на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явле­ния и признака Б второго явления при­водит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усилива­ются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свой­ство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая текст, следует соста­вить схематический рисунок, отражаю­щий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько минут или ча­сов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполне­нии этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способ­ность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычле­нять в нем наиболее существенные свя­зи и использовать зрительные представ­ления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов

Это уп­ражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних усло­виях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представ­ляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует еже­дневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами пер­вый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.

Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восста­новить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обраща­ется на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего со­держания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в про­цессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глу­боким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной фор­мулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на соб­ственном опыте убедиться в том, на­сколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспро­изведения. Вначале такой анализ за­труднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоя­тельно.

Звери в состоянии невесомости

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.

1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.

2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.

3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.

4. Можно совместить способы запоминания.

Ассоциации

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Игра Барабан

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.

ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Запомни фразы

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:

1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

10 слов

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Числовые ряды

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Нет интереснее материала для изучения, чем память. Это сложный психологический процесс необходимый для хранения, воспроизведения поступающей информации. Способность запоминать необходима человеку на протяжении всей жизни и участвует во всех сферах жизнедеятельности. Она развивает умственные способности, нужна для совершенствования и развития. Способность запоминать дана природой не просто так, навыки и возможности человека напрямую зависят от ее развития.

Способность присутствует у каждого живого существа, но наибольшего развития достигла только у людей. Главной ее функцией является привязка прошлого опыта к настоящему. Благодаря памяти люди понимают себя и окружающих, это психическая форма сознания, накапливающая, сохраняющая и закрепляющая необходимый материал.

Тип памяти зависит от индивидуальных особенностей человека, и может быть:

  • Кратковременной. Информация сохраняется в маленьком объеме и на короткий промежуток времени. Кратковременную память нельзя не дооценивать. Благодаря ей происходит разгрузка мозга и отсеивание лишней информации. Кратковременную память легко увеличить с помощью многократного повторения материала.
  • Долговременной. Информация хранится долго, возможно, всю жизнь. Для такого эффекта не подходит заучивание информации, используется только методика концентрации и установки связи текста с жизненным опытом.
  • Сенсорной. Сенсорная память удерживает данные об окружающем мире с помощью органов чувств. Она длится 1–2 минуты, затем быстро исчезая. Сенсорная память делится на слуховую и зрительную.

Все люди индивидуальны, как и протекающие психологические процессы. Обладать точной памятью посчастливилось не всем. Есть люди, с рождения наделенные даром запоминания сложной информации, цифр, стоит только захотеть. А есть и те, кто, каждый раз идя на работу, вспоминает закрыл ли входную дверь.

В любом случае проблемы с запоминанием можно быстро решить, для этого разработаны специальные приемы, программы, существует курс развития способности и методики. Память как мышца, ее можно развивать и укрепить, с помощью ежедневной тренировки.

Память человека состоит из трех элементов:

  • Запоминания информации. Это усвоение нового материала, передача в специальный отсек мозга и ассоциативной связи. Главная задача этого процесса заключается в привязки смысловой связи к информации. В этом сознанию помогает мышление и интеллект, которые перерабатывают и распределяют материал.
  • Хранение. Это накопление и удержание информации. Без него не возможно мышление и остальные психологические способности человека.
  • Вспоминание. Воспроизведения накопленной информации делится на произвольное и непроизвольное. С его помощью мы вспоминаем нужный материал, легко «достаем» его из глубин памяти.
  • Забывание. Забывание представляет собой проблемы развития памяти. Воспроизвести информацию тяжело из-за полного или частичного отсутствия такой способности.

Ухудшение возникает независимо от возраста и пола человека. Иногда наступает внезапно, поэтому нуждается в специальном лечении. Причины бывают разные и зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. Ухудшение памяти и снижение внимания - серьезные проблемы современного общества, требующие незамедлительного решения.

Причины забывчивости:

  • Вредные привычки. Ведение неправильного образа жизни, постоянное употребление алкоголя и курение табака вызывает нарушение работы мозга, ухудшение внимания и памяти.
  • Перегрузка организма. Перегрузка мозга, избыток информационного потока пагубно влияет на здоровье, вызывает проблемы с наблюдательностью, желание концентрировать внимание на одном предмете. Недостаточная концентрация вызывает снижение усидчивости и ухудшение памяти.
  • Кислородный голод. Достаточное количество свежего воздуха увеличивает работоспособность организма и мозга. Частые прогулки и проветривание помещение решит проблемы забывчивости.
  • Стресс. Нарушение памяти происходит из-за плохого самочувствия, беспокойства, нервного состояния и стресса. Эти негативные факторы вызывают снижение восприятия, ослабевают память. Чем чаще человек нервничает и беспокоится, тем больше появляются проблемы с запоминанием.
  • Недосып. Не высыпание, нарушение режима вызывает неполноценную работу мозга на химическом уровне. Полноценный сон и правильный режим повысит работу мозга, устранит причины забывчивости.
  • Развитие тяжелых заболеваний. Когда происходит резкое нарушение памяти это говорит о развитии серьезного заболевания, нуждающегося в лечение. Снижение уровня способности является симптомом болезни Паркинсона, Альцгеймера, склероза. Не стоит откладывать визит к врачу, вовремя поставленный диагноз облегчает лечение и способствует быстрому выздоровлению. Перед началом лечения следует разобраться, какая именно болезнь вызвала нарушение в работе мозга. Лечение недуга осуществляется с помощью физиотерапии или назначается психологическое педагогическое лечение. Во втором случае больного учат заново запоминать. В этом процессе участвуют только здоровые области мозга. Это трудоемкий процесс, состоящий из работы над созданием и выработки автоматизации в действиях.
  • Нет интереса. Если вы легко запоминаете информацию на интересную тему, можете легко вспомнить факты и числа, но как только дело касается рутины внимательность куда-то исчезает - на нарушение памяти можно не жаловаться, проблема возникает из-за недостаточного интереса. Это распространенная проблема. На запоминание скучного текста уходит много времени и сил, решить проблему можно только усилием силы воли. Также можно разработать свою технику запоминания, основанную на личном опыте.

Нарушение внимания носит индивидуальный характер и развивается по-разному. Улучшить ее получится только после устранения негативных факторов, вызвавших нарушение. Важно вовремя найти проблему, тем самым восстановив функции памяти.

Как развить память и внимание

Быстро запоминать и без труда вспоминать нужную информацию желают все. Развить память может каждый человек. Только решив проблемы запоминания и концентрации внимания, получится повысить умственные возможности. Имея хорошую память, человек улучшит повседневную жизнь, добьется успехов в работе.

  • Заучивание. Учите наизусть стихи, отрывки из любимых произведений, песни. Постоянное заучивание даст хороший результат. Для тех, кто не любит читать или нет времени, поможет аудиокнига. Слушайте в свободное время стихи или прозу, затем повторяйте наизусть.
  • Пальцевая гимнастика. Пальцевая гимнастика помогает устранить снижение памяти, улучшить концентрацию, внимание, работу мозга. Все упражнения простые, подойдут для детей. Гимнастика выполняется 1–2 минуты ежедневно.
  • Запоминание слов. Записываем на листочке 10–15 слов, внимательно перечитываем. Затем переворачиваем и пишем по памяти. Только написав все слова можно перевернуть листочек и сверить.

Развитие слуховой памяти

Слуховая память - это звуки, которые мы слышим и запоминаем. Существует три методики, способные повысить слуховую память:

  • Перед тем как лечь спать, ложимся в кровать, закрываем глаза и внимательно прислушиваемся к звукам вокруг. Их найдется достаточное количество, обращайте на каждый отдельное внимание (тиканье часов, шум за окном, скрип пола). Такого рода упражнения помогают выделять каждый звук из звукового фона, улучшая слуховую память. Делать его нужно каждый день.
  • В тихой спокойной обстановке сконцентрируйтесь, вспомните услышанные за день звуки, воспроизводя их мысленно. Затем постепенно меняем их продолжительность и тональность. Выполняйте задание каждый день, по 5 минут и результат не заставит себя ждать.
  • Хорошо помогает музыкальная слуховая методика. Выбираем песню, слушаем ее. Затем опять включаем и останавливаем на любом месте, после чего продолжаем воспроизводить мысленно. Такая методика считается полностью выполненной, когда получиться мысленно, включать и выключать музыку и без труда продолжать воспроизводить независимо от места паузы.

Развитие зрительной памяти

Эйдетическая память (она же зрительная и фотографическая) представляет собой способность к запоминанию и максимально точному воспроизведению живых образов или предметов. Эйдетическая память задействует образное мышление, помогая вспомнить детали предмета путем мысленного представления. Это увлекательный процесс, которым пользуются дети и подростки.

Многие задаются вопросом, как развить фотографическую способность запоминать проще всего, и для чего она нужна. Прекрасная зрительная память пригодится в любой ситуации, поможет сориентироваться в местности, четко запоминать лица знакомых и незнакомых людей. Эту способность легко развивать и тренировать. Существуют разные приемы и упражнения как улучшить зрительную память. Вот некоторые способы:

  • Все знают головоломку «Найди 10 отличий», которую печатают в детских журналах. В ней необходимо найти разницу в двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Такие упражнения повышают работу мозга, усиливая внимательность к деталям. Головоломка как тренажер задействует зрительную память, улучшая ее, главное делать упражнение как можно чаще.
  • Перед сном вспоминайте места, которые посетили за день. Образы вспоминаем досконально, вплоть до цвета стен и предметов на столе.
  • Выберите интересный предмет, положите перед собой и внимательно изучите. Закройте глаза, представьте его мысленно, подробно расписывая детали, изгибы, цвета. Откройте глаза, сравните предмет с мысленным описанием, отметьте себе, какую деталь вы упустили или ошиблись в описании. Упражнение сложнее, чем кажется. Делать нужно 2–3 раза в неделю.
  • Можно не останавливаться на мысленном описании, а перенести его на бумагу, по памяти нарисовав предмет. Выполнять упражнение лучше всего после предыдущего.
  • Ежедневно, во время прогулки или идя на работу, внимательно изучайте лица прохожих. Вырисовывайте мысленно их портрет, припоминая как можно больше: одежда, прическа, черты лица. С каждым днем зрительная память будет улучшаться, образы станут четче и быстрее вспоминаться.

Приложения для развития внимания и памяти

Среди самых популярных способов улучшения памяти считается книга Рюта Кавашима «Японская система развития интеллекта и памяти». Она содержит арифметические задачи разной сложности. Многочисленные тесты в этой области показали, что задачи на деление, умножение и сложение повышают работу мозга, развивают мышление и концентрацию внимания.

  • «Японская система развития интеллекта и памяти» содержит наиболее продуктивные упражнения и психологические приемы для любого возраста, рассчитана на 60 дней. Упражнения достаточно выполнять по 5 минут в день.
  • Альтернатива книги - аудиокнига «Тренинг развития памяти». Эта аудиокнига понравится тем, кто не любит читать и включает в себя специальные упражнения, программы и приемы, развивающие творческое мышление, точность мысли и образную память. Аудиокнига представляет собой методическое пособие, расширяющая границы сознания и работу мозга.
  • Также разработаны специальные тесты – программы и приложения для мобильных телефонов, которые решат вопрос о том, как развить зрительную память, выполнят диагностику видов и свойств. Многочисленные тесты – программы помогут улучшить способность без усилий, для этого надо решить специально подобранные задания.

Тест на определение способности запоминать исследует следующие критерии:

  • тип (кратковременную, долговременную, оперативную);
  • объем (механический, смысловой, оперативный, образный);
  • свойства (скорость, прочность);

Программы для развития ума помогают выявить нарушение работы мозга, усилить усвоение текстового, цифрового и образного материала, повысить концентрацию внимания.

Любого человека память может как выручить в критический момент, так и неожиданно сильно подвести. Возможности человеческой памяти до сих пор остаются предметом исследований ученых.

Феномен Соломона Шеришевского

Москва. Июль 1926 года. В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра Лурии пришел мужчина лет тридцати. Он представился: «Соломон Шеришевский». И попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, молодой человек запоминает любой объем информации.

Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шеришевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать Шеришевскому выговор и вызвал к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шеришевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шеришевского больше тридцати лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный человек может запомнить за раз не больше десяти несвязанных слов, Шеришевский запоминал тысячи и делал это без всякого усилия. Он мог воспроизводить любой длинный ряд слов, данный ему неделю, месяц, год и даже пятнадцать лет назад.

Синестезическая память

Шеришевский воспринимал услышанное синестезически -- этот термин означает, что он чувствовал запах, цвет, вкус каждого слова. Шеришевский буквально видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как мы. И часто образы не совпадали со значением слова.

«У моего дедушки была особая система запоминания цифр. Цифры у него вызывали ассоциации определенного вида человека. Единица -- это что-то высокое, худое, как человек с тростью. Семерка -- это мужчина с усами, восьмерка -- это полная женщина», -- говорит Ирина Барабаш -- внучка Соломона Шеришевского

Слишком много

Но феноменальные способности не были Соломону Шеришевскому в радость, ему было трудно общаться с людьми. Голос, произносивший слова, тоже имел свои образы. Когда Шеришевский ел, он не мог читать. Читать газету за завтраком для него было просто физически невозможно, вкус слов перебивал вкус пищи. Чтение вообще было пыткой для Соломона, он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Это его очень утомляло, смысл текста постепенно ускользал.

«Он не мог складывать слова в тексте вместе. То есть у него не получалось все сложить и охватить единым взором, для того чтобы понять, о чем шла речь», -- рассказывает Зураб Кекелидзе, врач-психиатр, доктор медицинских наук.

Шеришевскому с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории ему прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этой задачей он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. При этом зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили -- «тиф». Шеришевскому же потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание, -- в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные слова.

Трудно забыть

У Шеришевского была еще одна серьезная проблема. Как объясняла Наталья Бехтерева, нейрофизиолог, доктор медицинских наук: «Очень плохое . Очень плохое вытеснение их из памяти. Получается так, что человек может запомнить все, но радости это ведь ему не приносило».

Шеришевский пытался придумать специальные приемы забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот: записывал то, что хотел забыть. Это не помогло. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия лишь оставляли дополнительные следы в памяти.

Демонстрируя феноменальную память, Шеришевский выступал с концертами. Однажды после третьего подряд выступления произошло чудо. Шеришевский очень устал, но ему нужно было четвертый раз выходить на сцену, и он боялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел. И... старые картинки ушли из памяти. Тогда Шеришевский понял: чтобы что-то забыть, ему нужно очень сильно этого захотеть и сконцентрироваться.

Как в детстве

В детстве мы все запоминали, как Шеришевский. Синестезическая память -- это память детская. Детям она необходима, чтобы быстрее адаптироваться в незнакомом мире. В детстве человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться всю жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения. Новая информация словно записывается на матрицу, на подкорку, запоминается абсолютно все. Даже то, как человек должен себя чувствовать в нормальных условиях.

«Здоровый человек может не думать о здоровье. В нервной системе и прежде всего в мозгу существует матрица поддержания вот этого устойчивого состояния здоровья», -- рассказывала Наталья Бехтерева.

Так идет запоминание до трех-пяти лет. Затем память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной -- памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл, вычленять суть. У Шеришевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть.

Память гениев

Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Они помнили имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Духовенство 17-го века в строжайшей тайне хранило партитуру «Мизерере», аллегро в девяти частях -- считалось, что это божественное произведение не должно стать достоянием простых смертных. Моцарт услышал мелодию один раз и по памяти записал всю партитуру. Позднее за этот проступок композитор будет долго подвергаться гонениям церкви, но записанные им ноты на века сохранили «Божественную музыку». Память родного брата Пушкина, Льва Сергеевича, сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы «Евгения Онегина». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, там он собирался отдать пятую главу в печать. Как назло все черновики были уничтожены. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся -- в ответ он получил полный текст потерянной главы с точностью до запятой. Лев Сергеевич один раз слышал ее и один раз читал.

Мы регулярно забываем забрать с принтера посланные на печать документы, оставляем дома собранные мамами и женами ланч-боксы, не можем вспомнить пароль для входа в компьютер и ПИН-код от банковской карты, а особо заработавшиеся забывают даже имена своих коллег и друзей. В то же время есть люди, которые помнят все. Как им это удается?
Имя Станислава Матвеева внесено в раздел «Феноменальная память» Книги рекордов России. При этом память у него - самая обыкновенная, просто он научился ею эффективно пользоваться и теперь предлагает сделать то же своим читателям. Матвеев пропагандирует исключительно практическую модель обучения, теория в этой книге сведена к минимуму. Мастер мнемотехники делится секретами своего успеха, а также рассказывает о том, как пользоваться приемами запоминания в повседневной жизни.
Вы будете поражены безграничными возможностями своей памяти!

Клетки и сети.

Память не сосредоточена в какой-либо определенной части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определенные участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина - эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.
В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток - нейронов. У новорожденных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.
Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно,
получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов требуется раз от разу для выполнения этого действия.

Введение
Часть I Немного о памяти
Часть II Учимся запоминать и тренируемся
Часть III Чемпионаты по запоминанию
Послесловие

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Феноменальная память, методы запоминания информации, Матвеев С. , 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Windows 7 с обновлениями 2012, все об использовании и настройках, самоучитель, Матвеев М.Д., Юдин М.В., Прокди Р.Г., 2012
  • Словарные диктанты, 1-2 классы, к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 и 2 классов, Кремнева С.Ю., 2012
  • 300 английских слов за 1 день, Васильева Е., 2008 - С детства мы часто слышали пословицу: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и нс раз убеждались в … Книги по английскому языку
  • Английские афоризмы, Матвеев С.А., 2012 - В данной книге собраны наиболее удачные и интересные с лингвистической точки зрения английские афоризмы, вобравшие опыт, знания, остроумие и удивительно … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги.

Феноменальная память - это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Мнение специалистов

Интересно, что для учёных феноменальная память является такой же загадкой, как и для всех остальных людей. Механизм сверхвысокой скорости усваивания человеческим мозгом информации, которую в таком темпе может запомнить лишь компьютер, понять невозможно.

Есть лишь предположение. Якобы электрические импульсы производят нечто вроде «кодировки» серого вещества мозга - по аналогии с записью нолей и единиц в компьютере. О чём это говорит? О том, что мозг человека системой «записи» информации аналогичен компьютеру. Отличается только два нюанса. Это скорость «записи» и объём памяти. Но, всё же, у некоторых людей наблюдается феноменальная память. И их скорость «записи» превосходит обычную.

Фотографическая память

Это наиболее часто встречающаяся «разновидность» обсуждаемой феноменальной способности. Люди, которым она свойственна, ничем не отличаются от остальных. Они могут забыть о дне рождения родственника, о том, что надо купить хлеб по дороге домой, или заплатить за Интернет.

Но вот, допустим, такой человек очутился в незнакомом городе. Он пробыл там всего день, а после - уехал. И спустя многие годы ему вновь довелось там очутиться. Что тогда? Ему не составит ни малейшего труда вспомнить все дороги, автобусные остановки, местонахождение магазинов и т. д. Закрыв глаза, и попытавшись воспроизвести свой давно пройденный путь в этом городе, он сможет «увидеть» не только улицы, но даже названия на табличках, номера домов, лица встречавшихся прохожих.

Другие виды сверхспособности

Теперь можно рассказать о видах феноменальной памяти, встречающихся реже фотографической. В частности, о слуховой.

Люди, которым она свойственна, с лёгкостью запоминают в огромном объёме аудиоинформацию. Обычно такой способностью могут похвастаться музыканты. Причём многие. Им достаточно единожды услышать музыкальную композицию, чтобы потом воспроизвести её на своём инструменте. А некоторые композиторы и вовсе сразу же переписывают понравившуюся на слух музыку в нотную тетрадь. Им даже не нужно перепроверять правильной композиции, предварительно проигрывая её. Музыканты прекрасно знают, как звучат ноты и регистры. Поэтому, перенося услышанное на бумагу, мысленно они заново проигрывают композицию.

Ещё есть люди с феноменальной памятью математического характера. И её действительно можно назвать сверхспособностью. Потому что такие личности способны выполнить в уме сложнейшие вычисления. И даже вспомнить в подробностях те, которые были сделаны ими ранее.

Люди с текстовой памятью тоже не могут не удивлять. Ведь им достаточно один раз прочитать или услышать текст (будь то повесть, стих, роман и т. д.), чтобы потом его воспроизвести.

Развитие способности посредством образности

Многие восхищаются теми, кому свойственна феноменальная память. Развитием данной способности одержимо немалое количество людей, и их можно понять. Что ж, если такого дара нет, то отчаиваться не следует. Нужно настроиться на самосовершенствование и начать тренироваться.

Нужно запомнить первое правила. Всю информацию надо трансформировать в образы (как правило, в визуальные). Они должны быть:

  • Цветными. Чем ярче будут цвета, тем легче окажется запомнить то, что в них окрашено.
  • Большими. Образ должен быть крупным, вне зависимости от действительных габаритов воображаемого объекта.
  • Детальными. Подробности важны, и надо научиться акцентировать на них своё внимание.
  • Яркими. Тут даже объяснять не нужно. Всем понятно, что тусклые образы запоминаются крайне плохо.
  • Объёмными. Пытаясь рассмотреть образ у себя в голове со всех сторон, удаётся не только детализировать его, но и поспособствовать развитию воображения, что тоже немаловажно.

Данный способ подойдёт даже для занятых людей. Феноменальную память развивать образами очень удобно, ведь они окружают нас повсюду.

Ассоциации и мнемотехника

Это, пожалуй, самые популярные способы, посредством которых можно развить память. Вот, например, чтобы запомнить длинный номер мобильного телефона, многие пытаются найти в нём важную дату, свой день рождения, почтовый индекс и т. д. Некоторые поступают иначе. Они создают образы: двойка похожа на лебедя, единица напоминает свечку, пятёрка смахивает на английскую S, и т. д.

Что касательно мнемотехники? Данная совокупность приёмов подразумевает создание человеком событийных цепочек. Тут способность мыслить образно играет не последнюю роль. Например, нужно запомнить цепочку следующих слов, никак между собой не связанных: автобус, змея, шляпа, бутылка, дождь, жёлтый. Как это сделать? Легко! Достаточно представить, как змея в жёлтой шляпе едет в автобусе в дождливую погоду. Яркая получается картинка, не так ли? О том-то выше и говорилось. Чем ярче образ - тем проще будет что-либо запомнить.

Чтение

Его значение и важность в процессе самообразования невозможно переоценить. Чтение является сложным когнитивным процессом декодирования символов, который направлен на понимание текста. Люди с феноменальной памятью, как правило, усваивают немало литературы.

Чтобы развить в себе эту способность, надо читать. Только делать это нужно правильно. Выбрав «правильную» литературу (с достаточной смысловой нагрузкой), можно приступать к вдумчивому и основательному чтению.

Человек должен будто бы «цеплять» каждое написанное в книге слово взглядом, и сразу же анализировать его. Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вроде бы прочитал целую страницу, но ничего не понял. Это из-за отсутствия концентрации и основательного подхода. А вот подмечая каждое написанное слово, человек научится осмысливать всё, что он читает. А впоследствии и запоминать. В дальнейшем удастся также развить скорость чтения. Феноменальная память (как способность), неразрывно связана с умением в темпе знакомиться с текстовой информацией и усваивать её.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго