Реализация регионального компонента в образовательной деятельности доу через разнообразные формы методической работы. Консультация "региональный компонент в доу" Что такое региональный компонент в доу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Разделы: Администрирование школы

Региональный компонент государственного стандарта общего образования (<Рисунок1>)

В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, т. е. государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом. Во всех образовательных учреждениях, в том числе и в нашей гимназии, проходили педагогические советы по теме: “Проблемы модернизации Российского образования”, на которых педагоги познакомились с нормативно – правовой базой в контексте образовательных реформ.

Рисунок 2

(<Рисунок 2>) "Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала". Для каждого предмета разработаны свои федеральные государственные образовательные стандарты.

Рисунок 3

Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, (<Рисунок 3>) в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования. И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.

Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами.

Региональный компонент, должен быть согласован с требованиями федерального компонента, и выполняться в развитие федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана, не замыкаясь в узкие рамки региона.

Архангельская область – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Архангельской области. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента образовательного учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех образовательных учреждений Архангельской области.

В практической деятельности по введению регионального компонента государственного стандарта общего образования наши учителя, как и педагоги других ОУ Архангельской области руководствуются следующей нормативно-правовой базой: (<Рисунок 4>)

Рисунок 4

  • концепцией регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области,
  • региональным компонентом государственного стандарта общего образования по учебным предметам, разработанным в соответствии с общей концепцией;
  • региональным базисным учебным планом, учебно-методическими комплексами (учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы).

Создание банка данных по региональной тематике, учебно-методической литературы, проведение работы по расширению библиотечного фонда с региональным содержанием – одна из задач, которую предстоит решать нашей гимназии в направлении работы по реализации регионального компонента.

Рисунок 5

(<Рисунок 5>) Структура регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области (структурирован по образцу федерального компонента государственного стандарта образования).

Региональный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам. Региональный компонент среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Региональный компонент по учебному предмету включает:

  • цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;
  • обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования;
  • требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области.

Рисунок 6

(<Рисунок 6>) Цели регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области:

  • обеспечение права каждого учащегося на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре Архангельской области;
  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • формирование деятельностной личности, обладающей познавательными, коммуникативными, нравственными качествами, а также формирование трудовой, эстетической и физической культуры личности современного школьника;
  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  • повышение статуса образования как фактора развития региона.

В концепции регионального компонента прописаны его функции:

Рисунок 7

Рисунок 5

  • определение статуса регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Архангельской области;
  • определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежа-щих обязательному усвоению (не менее 10 % учебного времени);
  • установление единых методологических подходов к изучению регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов;
  • обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях;
  • отражение баланса интересов и компетенции государства, региона и школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.

Использование краеведческого материала не должно носить фрагментарный характер. Еще одна из основных задач гимназии – построить свою работу таким образом, чтобы организация регионального компонента содержания учебных предметов отвечала принципу систематичности, состоящем в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных этапах обучения. Не случайно, в концепции основными требованиями, предъявляемые к региональному компоненту являются: (<Рисунок 8>)

Рисунок 8

  • преемственность ступеней образования;
  • содержание и структура регионального компонента должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.

Рисунок 9

(<Рисунок 9>) Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

  1. Принцип региональности – ориентация на учет особенностей Архангельской области в учебно – воспитательном процессе.
  2. Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
  3. Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
  4. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
  5. Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в Архангельской области, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.

Рисунок 10

Рисунок 8

(<Рисунок 10> <Рисунок 8>) Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования в нашей области:

  • введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Экономика”;
  • органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
  • углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

В нашей гимназии краеведческий материал реализуется через:

Уроки с региональным содержанием.

Курсы дополнительного образования. Так, для учащихся начальной школы разработаны и апробируются курсы дополнительного образования: для 1х классах – “Развиваем дар слова”; для 3х классов – “Народные ремесла”, где занятия организуются совместно со школой Бурчевского; для 3-4 классов – курс “Семья – моя малая Родина”. В 5-6- х классах реализуется литературный курс “Вокруг тебя мир”, в который включается краеведческий материал. В классах средней ступени у нас есть опыт по реализации курса “География Архангельской области”. В старших 10-11 классах образовательная область “Технология” представлена профильным обучением на английском языке. Курс “Гиды-переводчики” – является профильным курсом по английскому языку с региональным содержанием. Данный курс обогащает социокультурный компонент содержания обучения материалами о регионе, его истории и культуре.

Научно – исследовательскую работу учащихся. Старшеклассники представляют свои реферативные, исследовательские работы на научно-практических конференциях различного уровня (городских, областных, вузовских) в секциях “Краеведение”, “Этнография”. В планах нашей гимназии – организовать работу таких секций на школьной научно-исследовательской конференции, активнее использовать проектную деятельность учащихся. Ученические (индивидуальные и групповые) проекты могут быть реализованы в рамках регионального компонента обучения. Учащиеся представляют или защищают результаты своей проектной деятельности в виде плакатов, рефератов, курсовых работ, страниц в сети Интернет. Важно, чтобы тематика проектов соотносилась с общей тематикой учебного плана по предмету.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, консультации специалистов.

Экскурсии в музеи, на производства и т.д. – также одна из форм реализации регионального компонента.

Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей гимназии является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

Приоритетным направлением работы дошкольных групп МДОУ центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи является:

  • изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки, участие старших дошкольников в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях; организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимальный вариант нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

Рабочая программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:

Средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ города Сочи по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Краснодарского края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;

Через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы

Реализация регионального компонента осуществляется в старших группах в образовательной деятельности в режимных моментах

Региональный компонент предусматривает:

  • построение программы на местном (Краснодарский край, г. Сочи, районы г. Сочи) материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Дети совместно со взрослыми познают традиции и обычаи народностей Сочи. Знакомятся с географическими особенностями города, с достопримечательностями города и районов;
  • развитие физических качеств посредством дошкольной туристской подготовки. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в спортивной жизни города, в районных, городских, всероссийских соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по авторским программам «Сочиведение для малышей», «Дошкольная туристская подготовка» (рецензия директора ЦДЮТиЭ Р.Р. Искакова, Зам. Директора по УВР Я.А. Кукава, ветерана туризма Кубани, действительного члена Географического Общества России, обладателя серебряной медали им. Семенова – Тяньшаньского, лауреата 1 городского конкурса авторских программ Э.Н. Гаврилюк)

Целью реализации программ является процесс, который предполагает :

Организацию интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников

– на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём средствами туристско-краеведческой деятельности

В связи с этим основными задачами являются :

В области образования :

Расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

Приобретение умений и навыков в работе с картой;

Приобретение специальных знаний по вопросам туристско-краеведческой деятельности, оказанию первой доврачебной помощи;

Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

Знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

В области воспитания :

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

В области физической подготовки :

Физическое совершенствование дошкольников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

способствовать физическому развитию и оздоровлению

Выполнение в течение учебного года соответствующих нормативов, участие в соревнованиях по туризму и ориентированию в городской черте, участие в походах, в том числе многодневных)

Учить ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Национально-культурный компонент реализуется по темам и составляет 20% основной общеобразовательной программы дошкольного образования центра развития ребенка- детского сада № 41 г. Сочи :

В тематический план программ включены следующие темы:

Географические характеристики:

Вводное занятие - чем интересны краеведческие путешествия (введение в курс обучения) ; чем и как будут заниматься, просмотр видеороликов, фотографий, слайдов о деятельности кавказского географического общества, об истории города, его районах, о животном и растительном мире и пр…) Районы Большого Сочи. Климат в Сочи. Население города Сочи. Сочи-город – курорт и столица зимних олимпийских игр.

Карта-схема города Сочи (изучение топографических знаков, изображение рельефа и его элементов на картах-схемах, топографических картах, чтение карт и работа с ними; применение компаса в походах; участие в зачетных соревнованиях по ориентированию). Реки и горы в Сочи, озера, водопады, пещеры Сочи. Населенные пункты. Достопримечательности Сочи и его районов.

Рельеф Сочи и горные породы.

Характеристика рельефа и горные породы (изучение рельефа и горных пород на выездных мероприятиях, музейная педагогика)

-История Хосты и Сочи

Знакомство с историческими событиями района и города, откуда произошли названия Хоста, Сочи, Кудепста, Мацеста. Легенды. Сочи и сочинцы во время Великой Отечественной войны. Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных Дню Победы. Достопримечательности Хосты и Сочи. Посещение достопримечательностей – экскурсионных объектов и музеев с приобщением родителей. Участие в военно-патриотической игре «Зарница», конкурсах «Я – сочинец!», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», участие в фестивалях песни «Камертон», этнических фестивалях, проведение народных и казачьих праздников Введенские ярмарки, Рождество Христово, Масленица, Светлая Пасха и пр. Встречи со знаменитыми жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.) Бизнесс - мероприятия

Наш край

Ознакомление с Краснодарским краем. Чем знаменит Краснодарский край. Город и герб Сочи, Краснодара; участие в городских конкурсах по краеведению, экскурсиях, акциях, создание альбома и фотовыставки о любимом городе; проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма и пр. Постановка спектаклей по легендам,«Край родной мой, край любимый», «На Кубани мы живем».

Моя семья и род.

Презентация семьи. Родословное древо. Создание личного альбома «Я и моя семья». Традиции народов, заселявших Хосту и Сочи. Традиционные российские религии. Встречи с представителями православной церкви. Сказания о народах. Народный фольклор. Театрализованные представления. Участие в семейных фестивалях, ярмарках и соревнованиях. Экскурсии в этнические музеи и храмы. Посещение семей семьями с целью приобщения к семейным традициям.

Чёрное море.

Географические характеристики. Богатства Чёрного моря. Легенды Черного моря. Растительный и животный мир Черного моря. Экологические проблемы Чёрного моря.

Участие в городском конкурсе «Черное море». Празднование Дня Черного моря. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Благотворительные мероприятия.

Растительный мир Сочи.

Особенности растительности Сочи. Растения – экзоты. Растения – реликты. Ярусы леса. Растения – эндемики. Ядовитые и опасные растения. Лекарственные растения. Умение различать в гербарии, в рисунках, в прогулках-путешествиях лекарственные и ядовитые растения, грибы сочинского региона; «Зеленая аптека» - использование лекарственных и съедобных растений и пр. Посещение музея природы, парка Дендрарий, «Южные культуры» Фотовыставка. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Посадка деревьев на территории ДОУ и дворовых площадок.

Животный мир .

Особенности животного мира Сочи. Каких животных можно встретить в лесу. Посещение музея природы и зоовольерного комплекса «Лаура», Аквариумов, Дельфинария. Охраняемые животные. Фотовыставка. Встречи с представителями Заповедника и «Заказника». Участие в акциях и конкурсах. Постановка спектаклей, театрализованных игр. Бизнес-мероприятия в защиту природы.

Охрана природы

Охрана природы. Экология и охрана природы. Заповедная природа - Красная книга Краснодарского края и Сочи. Правила поведения в природе. Помощь природе. Природоохранные акции. Участие в конкурсах «День Птиц», «День Земли», «День Воды», «Я - исследователь», «День Черного моря», Марш парков, «Наш дом – Земля» и пр. Постановка спектаклей, театрализованных игр.

- Изучение и охрана памятников истории, культуры, природы.

Знакомство с памятниками партизанам, «Вечный огонь», «Подвиг милосердия», Стела, Мацеста, Якорь – пушка, Н. Островскому, Маяк, Народный дом, библиотека им. Пушкина, тисо-самшитовая роща и пр. Возложение цветов, участие в охранных мероприятиях с приобщением родителей. Фотовыставка и выставка рисунков. Встречи с ветеранами ВОВ и краеведами- историками, жителями Хосты и Сочи. Постановка спектаклей, театрализованных игр, направленных на исторические события.

- Музейная педагогика .

Создание мини-музея в дошкольном учреждении. Сбор экспонатов с приобщением родителей и беседы в мини-музее по темам «История Хосты», «Мой город – самый лучший!», «Народный быт», «Природные богатства Сочи», «Сочи и сочинцы во время ВОВ», « Сочи – город-госпиталь», « Сочи Олимпийский». Составление рассказов о городе, районе, крае. Экскурсии в музеи истории, краеведения, спортивной славы, казачества, музеи природы с приобщением родителей. Фотовыставки. Картинная галерея по тематике мини-музея.

Повторение материала.

Повторение тем на конкурсах, викторинах, экологических праздниках. Участие в семейном фестивале « Мой город – самый лучший!», «Возьмемся за руки, друзья!»

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

Совместная деятельность с детьми: непосредственно образовательная и образовательная деятельность в режимных моментах;

Самостоятельная деятельность с детьми;

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации задач национально-культурного компонента;

Создание предметно-развивающей среды для реализации поставленных задач

Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах),

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях;

Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации программы могут быть использованы разнообразные формы работы: различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «туристская полоса», ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.), викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.

Формы и виды контроля : конкурсы, викторины, игры, соревнования.

Промежуточные результаты освоения тематических блоков

6 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность, называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

Эмоционально-отзывчивый

Выражает восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей моря. Выражает положительные чувства при рассматривании природы города Сочи в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Мотивирует свое отношение к Хостинскому району, городу Сочи, Черному морю.

Составляет несложные рассказы о растительном и животном мире Сочи и Чёрного моря. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса)с помощью наглядной модели. Проводит опыты, эксперименты с морской и речной водой. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе

Ребенок имеет представление о флоре и фауне Черного моря, города Сочи, температуре воды и воздуха; почетных жителях Сочи, специальностей родителей.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности/

Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Итоговые результаты освоения тематических блоков

7 лет

Любознательный, активный

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает город Сочи, Черное море на карте, отмечает их уникальность

(море - двухслойное, нижний слой насыщен сероводородом, верхний – кислородом; город Сочи защищен от сильных ветров горами и теплым морем, здесь будут проходить зимние Олимпийские игры), называет качества морской воды (чистая, соленая, прозрачная, лечебная, шторм, штиль).

Называет по представлению или с помощью картинок некоторых обитателей Черного моря. Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения -эндемики., реликтовые растения, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу. Участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Эмоционально-отзывчивый

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Сочи и Чёрного моря. Знает стихи, легенды о достопримечательностях Сочи, об обитателях моря. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы..

Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания.

Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Отражает знания о городе Сочи, обитателях Черного моря е в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.

Способен решать интеллектуальные и личностные задания,адекватные возрасту

Устанавливает связи между растительным и животным миром (ярусы леса) с помощью наглядной модели. Проводит эксперименты с морской и речной водой.

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе

Ребенок имеет представление о жизни в Черном море, знает его обитателей. Имеет представление о достопримечательностях Сочи и его районов, вместе с родителями участвует в экологических акциях, городских и всероссийских конкурсах и соревнованиях, фестивалях, туристских походах, летних лагерях.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет моделировать «этажи» (слои) воды Черного моря, растительного и животного мира Сочи и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни.

Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района, моря. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Прогнозируемые результаты:

Приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

Формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

К концу обучения воспитанники должны знать:

Критерии здорового образа жизни;

Название края и краевого центра;

Чем славится Краснодарский край;

Название города, в котором живешь, название районов,

Достопримечательности: железнодорожный и морской, авто - вокзалы, собор Михаила Архангела, зал «Фестивальный», Зимний театр, Художественный музей, ЦДЮТЭ, цирк, стадион, парки «Дендрарий», «Ривьера», «Южные культуры», памятник «Якорь-пушка, стела «Подвиг милосердия»;

Название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона;

Правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

Разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

Топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;

Требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе;

Особенности растительного и животного мира города;

уметь:

- различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

Владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная);

Свободно устанавливать и собирать палатку;

Правильно выбирать здоровую пищу;

Самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

Выполнять правила гигиены юного туриста;

Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

Пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

Применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

Выполнять общие правила и обязанности участника похода;

Распределять обязанности в группе(командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)

Проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

Проводить простые исследования для разработки мини проектов.

Условиями реализации этих задач являются:

Наличие квалифицированных педагогов дополнительного образования, имеющих звание «Инструктор детско-юношеского туризма» или «Организатор туристско-краеведческой работы»;

Взаимосвязь теории с практической работой;

Наличие достаточного количества туристского снаряжения.

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:

Включение регионального материала к образовательным областям Программы, реализуемой в ДОУ, интеграция регионального компонента в образовательный процесс:

Образовательная область

Методические приемы

Познание

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой:

  • Знакомство с животным и растительным миром Краснодарского края; с народными приметами.
  • Знакомство с флорой и фауной Черного моря
  • Сбор гербария; опытническая работа.

Ознакомление с окружающим миром:

  • Экскурсии: по детскому саду, по территории детского сада, по ознакомлению с достопримечательностями города, пешие экскурсии по городу, походы в лесо-парковую зону, театр, парк, сквер, музей, цирк и т.д.
  • Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Мой город – самый лучший», «Черное море» , « Сочи - столица Зимних Олимпийских игр «Сочи -2014», «Сочи – город-курорт», «Сочи-город-госпиталь» и др.
  • Знаки, символы, флаг, герб, значки, открытки.

Ознакомление с прошлым родного края:

  • встречи с родителями:, организация вечера с дегустацией национальных блюд, беседы с жителями Хосты, Сочи, которые живут с дней основания нашего города, знакомы с их историческими моментами.
  • консультации для родителей

Татьяна Куделина
Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента , позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры , включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО, разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент (через программу «Родники Дона» ) формируемый участниками образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента :

Непосредственно образовательная деятельность ;

Экскурсионная работа ;

Музейная педагогика .

Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том , что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т. д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента : обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность , включение в систематическую учебную деятельность в школе .

Цель реализации задач регионального компонента :

Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;

Формировать интерес к культурному наследию региона ;

Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;

Готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ :

Формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;

Формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

Изучение национальных традиций и обычаев;

Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

Воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

Обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;

Изучение истории Донского края и казачества во взаимосвязи с культурой и историей России;

Раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов , писателей и художников;

Преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях :

1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение крае-ведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов , опыта их работы , учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя :

Отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

Обогащение развивающей среды материалами о Донском крае и казачестве (знакомство с символикой города, казачества, области, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Диагностику изменений в его развитии.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее :

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстро-енный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного пере-хода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края : дети сами выбирают деятельность , в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра» , включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре

Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.

Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой , животным и растительным миром Донского края.

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности , в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность ). Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др., знакомят с жителями города– носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

Также в образовательной деятельности необходимо систематически рас-ширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности , способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.

Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.

Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвиж-ным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона . Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений : осенины, проводы Масленицы, Калядки, Пасха, и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса .

Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.


В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: -формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.


Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.


Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи: - знакомить детей с особенностями и традициями города; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.


Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.


Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.


Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально- коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города


Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.


Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т.п.)


Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК « ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ» Задачи Темы и формы работы Формировать знания о родном городе, его культурных и исторических ценностях Знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала младший и средний дошкольный возраст тема «Где мы живем» Тема «Где мы живем» «Мой дом, моя улица» «Любимый детский сад» «Улицы родного города» «Жизнь города» Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы: вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Сюжетно-ролевые игры: Дом Семья Улица города Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы достопримечательности города» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии»


Расширять знания детей о родном городе, его культурных и исторических ценностях. Продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями, памятными местами города. Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Старший дошкольный возраст Тема «Где мы живем» Мой родной город, край Символика города Памятные места Путешествие в прошлое города Калининград - город будущего Экскурсии: Азбука пешехода В краеведческий музей К местам боевой славы Сюжетно-ролевые игры: Дом-семья Улица города Стройка Конкурсы: Рисунков «Калининград-город будущего» Изготовление макетов родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город» День открытых дверей Стенд «История одной фотографии» Конкурс «Изготовление макета города», сотворчество родителей с детьми Семейный проект «Семейные традиции»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА» Задачи Темы и формы работы Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу Младший и средний дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» «Деревья вокруг нас» «Труд в природе» «Как птицы в городе готовятся к зиме» «Подкормка птиц» «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо» Акции Трудовые прогулки-акции Покормим птиц Содружество с семьей Конкурс «Скворечники для птиц»


Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края. Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её Старший дошкольный возраст Тема «Добро пожаловать в экологию» Беседа о домашних и диких животных Доктора леса. Для чего человек сажает лес? «Живая, неживая природа Калининградской области» «Влияние неживой природы на жизнь растений и животных в городе» Конкурс. Акция. Выставка «Фантазия» /поделки из природного материала/ Акция «Вторая жизнь бросового материала» Выставка рисунков «Природа родного города» Содружество с семьей Анкетирование «Что я знаю о природе родного края» Конкурс семейных традиций Туристические походы Субботник «Озеленение участков д/сада»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ» Задачи Темы и формы работы Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» Младший и средний дошкольный возраст Знакомство с фольклором Чудесный русский сундучок Ярмарка Лавка ремесел Бабушкины сказки Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) Традиции русского народа Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников Культурные и спортивные центры города Спорт-это здоровье Традиции родного города


Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом. Формировать у детей навыки культурного поведения Экскурсии начиная со II полугодия средней группы: в художественную школу в музыкальную школу Календарно-обрядовые праздники Русские посиделки Коляда - открывай ворота Широкая масленица Пасха Городские традиции фестиваль детского творчества День города 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: совместные физкультурные и музыкальные досуги старинные семейные традиции конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми фотовыставка «Летний отдых»


При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. «Достопримечательности Калининграда», «Почему так улицу назвали», «Солнечный камень», «Мой микрорайон» «Птицы Калининградской области» «Балтийское море» «Животные Калининградской области» «Красная книга Калининградской области» и др.


Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;


Вывод: реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


Литература: 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, – 80 с. 2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, А.С. Моргачев «Липецк. Страницы истории».- Липецк: Центрально- Черноземное книжное издательство, А. Березен «Земля наша Липецкая».- Воронеж: Центрально- Черноземное книжное издательство, «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, Астахов В.В., Дюкарев Ю.В., Сарычев В.С. Заповедная природа Ли­ пецкого края. - Липецк: ООО «Фото-Проф-ТАСС», Шальнев Б.М., Шахов В.В. Мир детства. Родная культура: учебник- хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, Шальнев Б.М., Шахов В.В. Липецкая энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, Барадулин В.А. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Региональный компонент в ДОУ

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Мордовского края, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.

В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Мордовией и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край» . В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.

Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.

Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками