Занятие в старшей группе по фцкм (формирование целостной картины мира) «путешествие в профессии. (фцкм) в старшей группе экологическая викторина « знатоки природы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Заяц Коська и Родничек». Данный материал будет полезен для воспитателей старших групп. Этот конспект направлен на познавательное развитие детей с использованием элементов экспериментирования.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Заяц Коська и Родничек».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи: Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Учить вести себя так, к окружающему миру, чтобы не навредить природе.
Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
Дать детям представления о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот.
Учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Развивать наблюдательность, расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения.
Учить приемам самомассажа.
Методы и приёмы . Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения. Наглядные: рассматривание, показ, опыт. Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.
Ход НОД:
-Ребята, сегодня мы отправимся в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком.
-Что это произошло с ключиком? Он вмёрз в лёд. Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы. Вот что она пишет: «В сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
-Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?
(-Холодная, тёплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)
-Вода имеет форму, запах? Может ли смешиваться? (Опыт: смешивание подкрашенной воды).
-А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?
(-Зимой, когда наступают морозы).
-Что же это - «твёрдая вода»?(-Лёд).
-Какие свойства льда вы знаете?
(-Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле).

-Можно ли соединить льдинки? А разделить по цвету?(Опыт с подкрашенными льдинками)
Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
(-В тёплую погоду вода нагревается и испаряется, превращается в пар).
-Какие свойства пара вы знаете, есть ли у него форма, запах?
(-Пар движется во всех направлениях, занимает всё свободное пространство).
-Где в природе встречается вода? (Озеро, река, море).
-Для чего нужна вода? Какая нужна вода? (-Чистая).
-Как нужно относиться к водоёмам, как вести себя на природе?
(-Не загрязнять берега рек, озёр, соблюдать чистоту).
-Посмотрите, это ручей. Где же его начало? Это родник. Откуда в роднике вода? (-Она вытекает из под земли).
-А где ручей заканчивает свой путь?
(-Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море).
-Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лёд растаял и я могу взять ключик. Давайте скажем: «Раз, два, три ключик сказку отопри».
-Силу для путешествия нам даст волшебный ручеёк. Пройдём по ручейку на носочках. (звучат звуки воды, ручья) Споём песню о нашем прохладном ручейке. (песня «Ручеёк»)
-Теперь присядьте и слушайте сказку. Живёт в нашем лесу заяц Коська – пушистая шёрстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, всё на свете разузнать хочет. Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.
-Бежал Коська по лесу и встретил белку.
-Ты кто такая?
-Я белка.
-А я заяц Коська. Пойдём искать где-нибудь, что-нибудь.
-Да мне некогда, к зиме готовлюсь.
-Ребята, а как белка к зиме готовится?
(-Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи, утепляет дупло).
-Я угощаю вас орехами.
-Прежде чем съесть орехи, мы используем их для массажа и разогревания наших пальчиков. Покатайте орех между средним и указательным пальцем,
Теперь между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. Тоже с другой рукой.
-Положите ладонь на бедро и перекатывайте орех по пальцам руки.
-Зажмите орех между ладонями, вращайте его. Что чувствует ладонь и пальцы? Подуем на руки. Ощущаете прохладу воздуха? Улыбнитесь.
-Что же было дальше. Побежал заяц Коська вперёд, вдруг увидел – Родничёк, а из него ручеёк течёт.
-Ты кто?
-Я Родничёк. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далёкие края.
-Вот здорово, побежали наперегонки.
-Бежит ручеёк, изгибается, да всё впереди зайца. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
-Эй, Родничёк, где ты?
-А я тут, посмотри наверх.
-Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается
-Ребята, а как же Родничёк туда попал?
(-Вода в ручейке согрелась, Родничёк испарился и поднялся облачком).
-Незаметно пришла осень: стало прохладно, набежали тучи, пошёл дождь. Споём песню «Капли-молоточки».
-Слышишь, Коська, шумит что-то.
-Эй, кто там?
-Это я, Родничёк обратно вернулся.
-Ребята, как же он в ручей попал?
-(Вместе с дождём в ручеёк упал).
-Вот уже и зима наступила, наш зайчик изменился. Что же с ним произошло?
(-Поменял серую шубку - на белую).
-Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»
-Ребята, как же Родничёк в сугроб попал?
-(Он в тучке замёрз, превратился в снежинку, и в сугроб упал).
-Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споём песню «Что вам нравится зимой».
-Так и жили они до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?
(-Снег растаял, из него потёк ручеёк).
-И снова заяц Коська стал путешествовать с Родничком. Наша сказка закончилась. Понравилась она вам? Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте споём о всех превращениях воды песню «Коль нырнуть зимою с вышки…»
Коль нырнуть зимою с вышки,
То набьёшь, конечно, шишки:
Знать тверда была вода,-
Ты ответишь без труда.
Ну,а если прыгнуть в воду
В очень тёплую погоду-
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лёд бывает жидким. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

1.Активизировать знания детей о внешнем виде, об уходе за птицами в уголке природы.

2. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

3.Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

Демонстрационный материал:

Петрушка, лиса

Клетка с попугаями

Чучело вороны

Карточки с вопросами

Пустая клетка для птиц

1. Сейчас мы с вами отправимся в лес.

А что такое лес?

С собой мы возьмем одну игрушку, отгадайте, кто это?

Он с бубенчиком в руке

В сине - красном колпаке

Он веселая игрушка.

А зовут его….. (петрушка)

В лесу есть лесная школа, там учатся звери и петрушка вместе с ними. А теперь закрыли глаза (включается аудиозапись с голосами птиц)

Что вы слышите, а почему птицы поют?

Птиц сейчас в лесу весной не увидишь, у них большие заботы и дела. Строят гнезда, выводят птенцов, слышно только как они поют.

2. А вот и лесная школа, садись Петрушка за парту, учительница сейчас подойдет. А вот и она. (лиса) Зовут ее Лисия Петровна, она очень строгая, и не любит когда ее не слушают внимательно. А Петрушка учиться не любит, крутится, вертится, и учиться не хочет. Вот однажды Лисия Петровна ему говорит: Петрушка! Нарисуй нам лес!

Вот он взял лист бумаги, краски, подумал, что такое лес и нарисовал дерево. Лисия Петровна взяла и отпустила бумагу в волшебную папку и затем добавила, что если на твоем рисунке нарисован настоящий лес, рисунок таким же и останется, а если ты нарисовал неправильно, то лес погибнет. Вытащила она листок из папки, смотрят, а там лишь одни сухие стволы. Петрушка удивился: «Что случилось? Почему засох мой лес?»

- «Какой же это лес? Тут одни только деревья» - сказала Лисия Петровна. Деревья ты нарисовал хорошо, а вот за деревьями леса не увидишь. Разве может быть лес из одних только деревьев, а где кусты, трава, цветы?

Вот петрушка заново взял лист бумаги, краски и снова нарисовал деревья, добавил траву, цвету, кусты. Отдал он картинку учителю, снова Лисия Петровна сказала: «сейчас посмотрим, правильно ли ты нарисовал» и опустила бумагу в волшебную папку, вытаскивает, а там опять лишь одни сухие стволы. А это потому что ты забыл нарисовать насекомых. Петрушка нарисовал новую картину- деревья, кусты, траву, цветы, насекомых. Снова опустила картину в волшебную папку, вытаскивают, а там опять лишь сухие стволы остались. Петрушка стал думать, что же еще не хватает и вспомнил, что забыл нарисовать птиц. Снова он взял краски, кисти и нарисовал деревья, цветы, траву, насекомых и птиц. Снова опустили картину в папку, вытаскивают, а рисунок не изменился. «Вот теперь ты нарисовал настоящий лес, теперь он будет жить» -сказала Лисия Петровна, потому что здесь есть все: и деревья, и трава, и цветы, и птицы.

Вот сегодня я расскажу вам про птиц, о наших самых лучших друзьях.

А почему люди любят птиц?

Вот например, сова съедает за одну ночь 8 мышей, а синица и зимой и летом уничтожает на деревьях вредных насекомых. Кукушка за один день съедает сорок кузнечиков, много бабочек и пауков, есть среди птиц и доктор. Как его зовут? Каждое дерево любит дятла, потому что он его лечит, целый день он по дереву барабанит, а почему? Вот какие полезные птицы у нас живут

Но давайте мы на них внимательно посмотрим и вспомним сказку про Красную шапочку и серого волка. Красная шапочка спрашивает волка, который переоделся в бабушку: » Бабушка, бабушка, а почему у вас такие большие зубы, уши…. Вот и мы спросим у этой птицы(чучело вороны)

» Птичка, птичка, если у тебя шея? А когда шея видна? У кого здесь шея видна?

Птичка, птичка, если у тебя уши? Хорошо ли они слышат?

Птичка, птичка, а какой у тебя клюв? У всех ли птиц прямой клюв? А что это за птица? (клест) У него необычный клюв, нос у него на перекос. И зачем он такой? Муху не поймаешь, вкусное зернышко с земли не склюешь. А вы не знаете? Давайте спросим у Петрушки, вот он даже руку поднимает, значит что-то знает.(он своим клювом шишки потрошит.)

А эту птицу вы, наверное, все знаете? (попугай)

Какой у него клюв? У попугая нос крючком, таким клювом удобно колоть орехи и за ветки сцепляться. Детям очень нравятся попугай и их родители нередко покупают им клетку с попугаем. Дети, конечно, очень радуются, но вот вопрос: «а вы умеете за птицами ухаживать? У кого ни будь есть дома птицы?

Давайте послушаем, что однажды сказала своему Петрушке мама, когда купила ему попугая (слова говорит девочка)

Я купила тебе птичку, теперь ухаживай за ней, около клетки не бегай, не кричи. Если песни поёт, значит она здорова, если сидит в углу значит она болеет. Корми ее хлебом, зерном, кашей, постоянно меняй воду и птичке у нас будет хорошо.

Мама ушла на работу, а Петрушка забыл, как ухаживать за птицей, стоит около клетки и не знает что делать. Вы ребята, не подскажите, как надо ухаживать за птицами.

4. А сейчас я проверю, как вы меня слушали, если ответите на все мои вопросы, я вам сделаю большой подарок!

Здесь лежат карточки, на карточках вопросы, кто-то подойдет и выберет себе карточку, дает Петрушке, он читает, а вы отвечаете.

Карточки:

1. Загадки (выходят 4 детей и загадывают загадки о птицах)

2. Игра «что здесь изображено?» (сорока, ласточка)

3. Которая из птиц барабанит?

4. Как нужно ухаживать за птицами?

Молодцы ответили на все мои вопросы, а теперь закрыли глаза (вношу клетку с попугаями)

Я дарю вам клетку. Кто там живёт? Какое у них оперение? Как нужно ухаживать за ними?

А теперь нам пора домой, и не забудьте, будете в лесу птичек не обижайте, гнезда не разоряйте и помните, что птицы наши самые лучшие друзья (прощание с лесной школой).

5. Где мы были? О чем говорили? О чем вы узнали? Какой наказ вам передали.

Цели и задачи:

  • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; закреплять название материала, из которого посуда сделана;
  • развивать зрительное восприятие и внимание, согласованность речи с выполнением движений; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона;
  • совершенствовать артикуляционные навыки; развивать правильное речевое дыхание и умение регулировать силу и интонацию голоса;
  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Закреплять навыки и способы лепки (сплющивание, раскатывание, скатывание, примазывание).

Предварительная работа:

  • экскурсия с родителями в магазин (отдел) посуды, рассматривание посуды на кухне дома;
  • чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники».
  • Проведение игр: «В чем готовим?», «Из чего едим?», «В чем храним?»

Ход занятия

1. Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу)
Мы пришли сюда с утра,
Крикнем дружно все: «Ура!»
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля!
Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!
Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте!
2. Посуда - чудесница. (ребята располагаются удобно на ковре).
- Ребята, любите ли вы ходить в гости? А нравится ли вам самим принимать гостей? Чем люди занимаются, когда ходят друг к другу в гости? (предположения детей, в т.ч. - об угощении гостей). Что нужно людям, чтобы угощать и угощаться? (посуда). Для чего еще нужна посуда? Да, без посуды нам, людям, никак не обойтись.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо!
Мы бы тотчас из людей
Превратились в дикарей!
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами!
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке!
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еде кладут,
Из нее едят и пьют!
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты!
В ней готовят сотни блюд:
Варят, жарят и пекут!
«Поиграем!»
«Кувшин - графин» (для кувшина губы вытягиваем узкой трубочкой, для графина - широкой).
«Пьем коктейль через трубочку» - вдох через губы, сложенные трубочкой
«Воронка» - выдох
«Дуем на горячий чай» - ладонь перед лицом (держим блюдце), продолжительный выдох.
«Пыхтящий чайник» - («пых-пах-пох!», «пых-пих-пах», «пох-пах-пых»). Начинает кипеть - шепотом, кипит - с шумом.
Порядок на кухне. Куда положим продукты?
Масло положим в ……(масленку)
Сахар насыплем в ……(сахарницу)
Молоко нальем в …….(молочник)
Соль насыплем в ……(солонку)
Хлеб положим в ……(хлебницу)
Фрукты положим в ….(вазу или фруктовницу)
Конфеты у нас в ….(конфетнице)
Сок нальем в ……(графин)
Суп у нас в …….(супнице)
«Угадай-ка!». Загадки-добавлялки
Среди ложек я - полковник, а зовут меня - ….(половник)
На плите кастрюль начальник, толстый, длинноносый…..(чайник)
На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды на кухне без…(сковороды)
Для нас она необходима, всю пищу из нее едим мы.
Бывает она глубокая и мелкая, зовут ее….(тарелкою)
А на чай и простоквашку подставляй, дружочек,….(чашку).
Динамическая минутка - упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни - разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Легли, вытянулись.

«Четвертый - лишний». Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.
Кастрюля - хлебница - сковорода - чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка - стакан - кружка - вилка (вилка не для питья)
Ложка - вилка - нож - кастрюля (кастрюля - не столовый прибор)
Чайник - самовар - чашка - сковорода (сковорода - не чайная посуда)
«Кто внимательный?».
Предложить ребятам «зашумленные картинки», на которых нужно найти и назвать как можно больше предметов посуды.
«Что за горе у Федоры?»
Вот какая помощница наша - посуда! А должны ли люди как-то помогать посуде? (предположения детей). Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните как она называется. (чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского). Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры? Что вы можете посоветовать Федоре, чтобы посуда от нее больше не убегала? (предположения детей).
К сожалению, у Федоры разбилось много чашек… Из чего же теперь Федора будет пить свой любимый чай?... Давайте, поможем Федоре: подарим ей новый чашки! Чашки эти мы сами слепим! (показ готовой чашки; краткая инструкция выполнения работы).
После работы похвалить детей за старание, за разнообразие цвета чашек и украшений на них.

Тема: Три поры осени.

Цели: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», картинки с признаками осени; картинки, изображающие три поры осени, листья с разных деревьев, зонт, резиновые сапоги, узкая дорожка, канат, мольберт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот, все обиды и огорчения.
- Молодцы, а теперь присаживайтесь и начнем наше занятие.

2. Постановка целей и задач.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Да это осень. И сегодня мы с вами поговорим о том, какой разной бывает осень.

3. Основная часть.

А) Беседа.
- Осень, ребята, это одно из времен года. а скажите, сколько всего времен года в году?
+ 4
- Давайте назовем их.
+ Осень, зима, весна, лето.
- А сколько месяцев у осени?
+ три.
- Назовите их, пожалуйста.
+ Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Б) Работа по иллюстрации «Осень»
- Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года. в этом нам поможет наш волшебный экран.
(Иллюстрация «Осень», а отдельные картинки, признаки осени)
- Каким осенью становится небо?
+ Небо осенью хмурое, затянуто тучами.
+ Дует холодный ветер.
+ Часто идут дожди.
- А солнце осенью, какое?
+ Низкое, светит и греет мало, грустное, печальное.
+ На деревьях листья становятся разноцветными и опадают.
+ Это листопад.
+ Птицы улетают на юг.
- Да, правильно, это все признаки осеннего времени года.

В) Логическая задача «Книжка про осень»
- А сейчас, я хочу вам рассказать про мальчика Сашу.
- Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинка, почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.
- «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» - опять прочитала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень» - опять ответила мама.

Ребята, скажите, почему про осень нарисованы три разные картинки?
+ Потому что она разная.
- Да, скажите, на какой картинке нарисовано начало осени?
+ На первой.
- Почему вы так думаете?
- А её окончание, где заметно, что осень скоро закончится?
+ На последней.
- Почему вы так думаете?
- Правильно. А на второй нарисована середина осени.
(дети раскладывают по порядку картинки)

Г) Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Падают с ветки, золотые монетки. (листья).
- Да, это листья. А почему монетки «золотые»?
+ Потому что листья становятся желтыми, оранжевыми, как будто золотые.
- Какой период осени называют «золотая осень»?
+ самое начало осени.
- Как можно назвать первую картинку в книжке Саши?
+ Ранняя осень, золотая осень, красивая осень.
- Да, это самая красивая пора осени. Это время любят взрослые и дети. Поэты написали очень много стихотворений об этой поре осени.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
- С чем сравнивает поэт лес?
- Какие краски увидел он в лесу?
+
- Да, и именно за богатство красок, за красоту, осень стали называть «золотой».
- А «поздняя осень», - какой период осени?
+ Последний. Это её окончание.
- Название второй картинки можно оставить таким же, а вот третью как можно назвать?
+ Поздняя осень. Скоро зима. Конец осени.
- Молодцы.

Д) Физминутка.

А сейчас мы с вами отправимся на осеннюю прогулку.
(дети за воспитателем идут по узкой дорожке и по канату)
Мы сейчас в поход выходим,
По дорожке мы идем,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем!
Е)
- Шагаем по мягкому ковру из осенних листьев. Давайте попробуем определить с какого дерева листок.
(дети поднимают один листок и называют, с какого он дерева)

Ребята, прислушайтесь, почему то не слышно птичьих голосов?
+ Они улетели в теплые края.
- Правильно. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Как называют таких птиц?
+ Перелетные птицы.
- А почему они улетают?
- Да перелетные птицы улетают на юг, потому что там тепло и много еды для птиц.
- Ребята, пока мы с вами гуляли, погода испортилась. Отгадайте загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
- Да, ребята, пошел такой сильный дождь.
- Что появляется на дорожках во время дождя?
+ Лужи.
- И чтобы нам вернуться сухими нам необходимы помощники.

Сухой – клин.
Мокрый – блин. (зонт)

Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)

Да, конечно, это зонт и резиновые сапоги. А зачем они нам с вами нужны во время дождя?
+
- Идемте быстрее под зонтик. Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.

4 Итог
- О чем мы сегодня говорили?
+ Об осени.
- Да, осенью дни стали короче. Солнце светит мало. Листья на деревьях становятся разноцветными: желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми. Они падают на землю – это листопад. Часто дует ветер, моросит холодный дождь. Поэтому на дорогах лужи, грязь, а люди прячутся от дождя под зонтиками. Птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. Поздней осенью выпадает первый снег. Природа готовится к приходу зимы.
- А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?
+
- Какой время года было перед осенью?
+
- Какое будет после осени?
+
Какой самое любимое и почему?
+
- Наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо. А наши наблюдения за осенью еще продолжатся на прогулке.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком