Духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающихся как одно из направлений введения фгос. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Духовно нравственное развитие и воспитание

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание - это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

·общеобразовательных дисциплин;

·произведений искусства;

·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

·духовной культуры и фольклора народов России;

·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

·других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное

будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Духовно - нравственное воспитание учащихся

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Общечеловеческие ценности

    Любовь к матери

    Патриотизм.

    Любовь к Родине

    Свобода воли

    Добро и зло

    Самовоспитание

    Добродетель

    Совесть

    Надежда

Традиционными источниками нравственности являются:

    Патриотизм

    Социальная солидарность

    Гражданственность

    Семья

    Труд и творчество

    Искусство и литература

    Природа

    Религия

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом я всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.

В классе мы проводим:

- конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»,

Конкурсы сочинений «Истории из детства моих родителей», «Руки бабушки моей», «Папа может все» и пр.,

    классные часы «Моя семья - мое богатство», «Где служили наши деды и отцы?», «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»

Проекты, классные часы:

    Создание родословного древа,

    «История моего имени»,

    «Откуда пошла моя фамилия?»

    «Помни корни свои» и пр.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: в школьный музей, городской музей, музеи городов области и по возможности России. И нтернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.

Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях «Вахта памяти», в концертах для ветеранов .

Всегда познавательно проходят встречи с интересными людьми нашего края («Где родился, там и пригодился», «Родину, как мать, не выбирают»), с представителями разных государственных органов

Формы работы с детьми, применяемые мною:

    индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,
создание предметов декоративно-прикладного творчества .

Воспитание ребенка идет через его творчество, через игру. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства.

    Проведение праздников и мероприятий.

    Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,
    виртуальный музей, создание презентаций).

Исследовательская деятельность учащихся.

Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят. С 1 класса пытаюсь вовлекать ребят в такую деятельность. Сначала это небольшие проекты: «Украсим планету», «Чистота - залог здоровья», «Мы вас ждем, товарищ птица», «Слова, родные с детства», «Тайна школьного портфеля», «Помни корни свои» .

Исследовательская деятельность способствует изучению истории, культуры родного края, языка.

    Экскурсии.

Организация выставок.

Ребята с удовольствием принимают участие в выставках своего творчества: «Осенний букет», «Овощные фантазии», «Наш класс - одни таланты», «Модульное оригами» и пр.

Тематические и творческие вечера.

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В течение ряда лет я веду кружок: «Доноведение ».

Формы работы с родителями:

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Предполагаемый результат (выпускник)

    Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к
    добру.

    Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим
    людям.

    Потребность к сопереживанию.

    Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
    служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,
    долг, честь, Родина, вера.

    Приобщение к опыту православной культуры.

    Деятельное отношение к труду.

    Ответственность за свои дела и поступки.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.

Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья, «Веселые старты»

Формы работы с родителями:

    Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
    процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

    Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

    Совместно организованные с родителями праздники.

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (составная часть основной образовательной программы

    Программа

    Из суще­ственных сторон духовно -нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся основано на...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    На основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся . В концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

  3. Пояснительная записка 4 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  4. Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  5. Пояснительная записка 3 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа

    ... духовно -нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция). В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой ...

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № ____ от _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой ______________

Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся

в общеобразовательных школах

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся составлены методические рекомендации по организации образовательного процесса в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной организации. Составлены в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Нормативно-правовые основы

духовно-нравственного воспитания обучающихся

Организация и осуществление процесса духовно-нравственное воспитания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с нормами законодательства:

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).

Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.

Законодательство Российской Федерации:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Общие положения

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется с целью формирования нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Цель : становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Формирование нравственного смысла учения;

Формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры :

Формирование основ российской гражданской идентичности;

Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Укрепление доверия к другим людям;

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры :

Формирование отношения к семье как основе российского общества;

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.

Организация работы по воспитанию и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания . Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Особенности организации работы по

духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Воспитание и социализация, согласно Федеральным государственным стандартам общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, должны быть интегрированы во все виды деятельности обучающихся: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъективности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Принцип ориентации на идеал. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

При рассмотрении тем о добре, милосердии, справедливости и др. реализуется принцип ориентации на идеал. Учитель не только называет критерии хороших и плохих поступков, но и предлагает в качестве «эталона» жизнь и деятельность известных людей, вымышленных героев.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Организация и проведение всех видов воспитательной и образовательной деятельности духовно-нравственной направленности имеют своим основанием ценности (любовь к России, нравственный выбор, смысл жизни, красота; гармония, здоровье физическое, здоровье социальное, жизнь, родная земля, трудолюбие, творчество). В рамках мероприятий акцент может быть сделан как на одной-двух ценностях, так и на их системе в целом.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Диалог в рамках уроков духовно-нравственной направленности может быть организован между учителем и учеником, учеников и учеником. Для осуществления подобной формы работы рекомендуется использовать интерактивные формы обучения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования .

Принцип системно-деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для эффективного функционирования системы духовно-нравственного воспитания (образования) рекомендуется использовать метод педагогического моделирования. Универсальная модель духовно-нравственного образования строится с учетом влияния следующих объективно существующих потребностей: потребности личности, потребности семьи, потребности общества.

Особенности моделирования системы духовно-нравственного образования:

Преемственность, взаимосвязь и координация педагогической деятельности разных социальных институтов;

Интеграция урочной, внеурочной, воспитательной работы и системы дополнительного образования ,

Духовно-нравственное воспитание в рамках учебной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы .

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о добрых поступках ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. К информации будет больше доверия, если сам педагог поступками и словами подтверждает сказанное.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся рекомендуется использовать следующие формы и виды организации учебной деятельности:

1. Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Правила, соблюдаемые при организации и проведении игр:

Игры должны быть эмоционально позитивными или нейтральными,

Игры должны быть предназначены для развития различных способностей, умений, навыков,

Игры должны быть разнообразными по видам активности.

"Скажи наоборот". Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.

"Подбери синоним". Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

"Кто больше?" Учитель спрашивает у детей: "Какой сегодня день недели?" Далее дает им задание назвать качества личности, начинающиеся с этой буквы. Букву также можно искать по книге (называя страницу, номер строки, номер слова или, не глядя, ткнуть карандашом в текст), вытянуть перевернутую карточку и т. д.

"Сказка на новый лад". После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.

2. Проведение совместных праздников школы и общественности. Высок воспитательный потенциал народных обрядов и праздников: музыкальной гостиной “Рождественские встречи”, развлечения “Зимние святки” и др.

3.. Применение аудиозаписей и технических средств обучения позволяет изменить структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение.

Задачи использования аудио - и видеозаписей :

Создать условия для духовно-нравственного становления обучающихся на внеклассных мероприятиях музыкальной направленности, вокально-хоровых занятиях и занятиях музыкального кружка «Русь колокольная»;

Научить школьников ориентироваться в мире музыки на примерах русской классики и приобщить к высшим духовным ценностям;

Сформировать у учеников духовно-нравственные ориентиры в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

В рамках мероприятий духовно-нравственной направленности возможна демонстрация короткометражных анимационных фильмов. Например, «Хрустальный мальчик», «Серёжа», «Щенок», «Новогодние приключения двух братьев» и др.

4. Экскурсии, целевые прогулки. Особое место во внеучебной деятельности занимают различные экскурсии, которые рекомендуется организовывать не реже раза в четверть. В конце каждой четверти возможно организовывать поощрительные поездки для тех школьников, которые были награждены похвальными грамотами за успехи в учебе, примерное поведение и прилежание.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, времени для человеческого общения с ними, для проявления к ним подлинного внимания и заботы не остаётся. И какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий развитие и воспитание духовно-нравственного человека.

В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приёмы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности.

Поэтому сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Дети сейчас живут в условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Поэтому на сегодняшний день формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся является востребованной и актуальной задачей .

И духовно-нравственное воспитание должно решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Все это доказывает особую значимость и актуальность по внедрению и реализации в учебный процесс программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе православных традиций. Ведь сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. Но как мы видим времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.

В реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

    Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.

2. Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа.

3. Помочь найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

4. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

5. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

6. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

7. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

8. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Разработке темы опыта я посвятила около десяти лет. Первые годы накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.

Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в учебно-воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, встречи с духовными отцами, поездки по святым местам, вечера – встречи со старожилами села способствуют формированию духовно-нравственной личности.

Для эффективной работы по данной теме в начальной школе я учитываю психологические особенности младших школьников:

Так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

Опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;

Для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.

Не нужно забывать, что возраст 7 - 9 лет-это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях учащиеся могут на различных уроках.

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной мудростью и народными традициями, сложившимися веками. Данную работу я провожу следующим образом. Говорю ребятам: « А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл. Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения».

Конец, кончил, дело, учись, смело, гуляй, смолоду, пригодится, в, старости, делу, венец

Конец - делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

От бездельника и Бог отворачивается

Работаем над толкованием пословиц.

Конец - делу венец . Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.

Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.

Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.

От бездельника и Бог отворачивается. Бездельник – ленивый человек. А Бог не любит ленивых людей, поэтому от них отворачивается. Ведь Бог сам трудился и нам велел.

(Данная информация обогащает учащихся народной и духовной мудростью)

Дальше идет работа над развитием орфографической зоркости. Ребятам предлагается найти родственные слова и объяснить написание гласной о, найти проверочное слово во второй пословице (кончил). Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного. Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Учись см_л_ду - пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть - самому пом_л_деть.

Надеюсь, я вас убедила в том, что, работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной и народной мудростью.

Мною также был разработан инновационный проект , направленный на реализацию ФГОС «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Данный проект в нашей школе внедряется на протяжении трех лет и имеет свои положительные результаты.

Научная новизна инновационного проекта состоит в выявлении условий развития духовно-нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Формирование духовно-нравственных ценностей невозможно без постепенного, целенаправленного и систематического использования в процессе обучения учебно-воспитательных заданий. Ведущая педагогическая идея данного проекта заключается в эффективности внедрения на уроках и во внеурочной деятельности с детьми средств и методов, направленных на формирование теоретического мышления и сознания, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности и социально значимой деятельности. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и недостаточной возможностью традиционного подхода к развитию и воспитанию была разделена на три этапа.

Первый этап : обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности нравственных качеств личности.

Второй этап : создание и апробирование на практике специальных учебно-воспитательных заданий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей и социально значимой деятельности на основе формирования теоретического мышления и сознания младших школьников.

Третий этап : обобщение исследовательской работы.

В качестве педагогического инструмента развития духовности и нравственности обучающихся в рамках данного проекта я выбрала ежедневное проведение «минуток духовности и нравственности». Пример нескольких минуток, которые проводятся на уроках в начальной школе. Такие минутки можно проводить на любых уроках: математики, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки.

Цель : ознакомить с понятием «бескорыстие »

Ребята, сегодня у нас в гостях сова. Кто знает, как еще называют сову в школе? Почему?

Сегодня Мудрая сова нам принесла задание, которое вы должны выполнить. Задание интересное, поучительное. Я надеюсь, что вы его выполните и узнаете, что Мудрая сова хотела вам сказать, чему научить.

Расшифруйте нравственное качество человека.

45: 15 = 3 б 13 * 4 = 52 с 72: 4 = 18 р

72: 12 = 6 с 14 * 7 = 98 е 96: 3 = 32 ы

91: 13 = 7 к 16 * 5 = 80 т 75: 5 = 15 о

70: 14 = 5 е 12 * 7 = 84 и

Запишите ответы и буквы в таблицу в порядке возрастания и у вас получится слово.

Какое слово вы прочитали?

Ребята, кто знает смысл данного слова?

А что надо сделать, если мы не знаем значения слова?

Посмотрите в толковом словаре значение слова бескорыстие.

А кого мы можем назвать бескорыстным?

А вы знаете, какие поступки можно назвать бескорыстными?

Вывод: бескорыстие – это качество человека, который совершает благородный, великодушный поступок.

«Минутка духовности и нравственности» (картина Совы)

Цель : осуществить посредством общеучебных действий содержательный анализ объекта.

Допишите подходящие по смыслу имена существительные, укажите их род, найдите лишнее словосочетание.

Теплое…, душистая …, звездное…, дружная …, хрустальная …, топленое …, бескорыстный….

- Прочитайте словосочетания и назовите род имен существительных.

Назовите лишнее словосочетание.

По какому признаку вы выбирали лишнее словосочетание?

Какое существительное вы подобрали к прилагательному бескорыстный? (поступок)

Разберите слово по составу.

Назовите корень в этом слове. Приставку.

Что обозначает приставка бес?

Как вы понимаете смысл этого слова? (не имеет корысти)

Какой поступок мы называем бескорыстным?

В каких ситуациях мы можем совершить бескорыстный поступок?

Вывод: бескорыстный поступок – это действие человека на пользу другого не имея при этом никакой личной выгоды.

«Минутка духовности и нравственности»

Цель : побуждение к нравственному действию.

Вывод при изучении произведения В. Бианки «Мышонок Пик»

Ребята, над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

Какой совет вы бы дали героям рассказа?

А как бы вы поступили на месте ребят?

Как вы охарактеризуете ребят? Какие они? (легкомысленные, бездушные, злые)

Чтение учителем рассказа «Как быть доброй?» (журнал «Свечечка»)

Беседа: Как папа объяснил Ане: «Что нужно делать, чтобы быть доброй»

Кто людям помогает быть добрым?

Вывод : таким образом, дети приобретают элементы опыта поведения в жизни, что побуждает их к нравственному действию.

Диагностика показала успешность выбранных заданий для решения педагогической проблемы. На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния учебно-воспитательных заданий на уровень развития духовно-нравственных ценностей младших школьников. Установлено, что существует определенная связь уровней духовно-нравственного развития школьников с уровнем сформированности у них основ теоретического мышления.

Эффективность инновационного проекта в том, что постепенное, последовательно, целенаправленное и систематическое внедрение учебно-воспитательных заданий в учебно-воспитательный процесс формирует у обучающихся основы теоретического мышления и сознания, осуществляет воспитание в контексте жизнедеятельности школьников и усвоение духовно-нравственных ценностей в форме нравственно ориентированных поступков, создает необходимые условия для участия детей в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Дети приобретают элементы опыта нравственного поведения и жизни.

В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Семья остается основным институтом воспитания личности ребенка и развития нравственных ценностей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении. А еще веду знакомство с будущими родителями за долго до поступления ребенка в первый класс. Данных родителей приглашаю в школу на родительские собрания, где провожу лекторий «Школа родителей будущего первоклассника». Проводя индивидуальные беседы, консультации, лекции, рассказываю родителям о том, как необходимо воспитывать маленьких детей, прививая им нравственные нормы поведения. Ведь то, что заложено в раннем детском возрасте остается на всю жизнь. Данный лекторий проходит под девизом «Отвори ключи добра, красоты, любви».

Для повышения учебной мотивации обучающихся провожу внеурочную деятельность следующим образом: предлагаю детям поговорить о том, как должен относится к учебе православный человек. Но сначала предлагаю ответить на вопрос: «Зачем необходимо учиться?» После ответа говорю:

Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика. Дальше идет работа по группам.

Работа по группам.

Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.

«Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).

Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)

Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.

    Ученье свет – не ученье тьма.

    Учиться никогда не поздно.

    Грамоте учиться – всегда

пригодится.

    Человек уму учится весь век.

    Есть терпенье, будет и уменье.

    Мало хотеть, надо уметь.

    Поживешь среди добрых людей –

сам подобреешь

    На Бога уповай, а без дела не бывай!

    Не хлебом живы, молитвою.

Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте и помогайте мне.

1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там

старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.

2)Святой равноапостольный Кирилл . (равноапостольный, т.е. равный апостолам - ученикам Христовым).

В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.

Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.

3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.

Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?

Верно, они учились старательно. А если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога. Поучимся у святых, и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и его святых. Об успехах в учебе молятся равноапостольным Кириллу, Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому.

Самая простая молитва к этим святым будет звучать так: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас».

Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Литература», «Окружающий мир». Поэтому в нашей школе уже стало традицией проводить интегрированные уроки (ИЗО и музыка, МХК и ИЗО, чтение и ОПК, ОПК и история). Наша школа тесно сотрудничает с духовенством рыльских приходов. Поэтому в нашей школе уже стало традицией приглашать на уроки священнослужителей, выезжать на совместные праздники, проводимые в Свято-Николаевском монастыре.

Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского мы проводили в несколько этапов:

    Встреча со священнослужителем . Отец Николай (священник Вознесенского храма г. Рыльска) рассказал детям об Александре Невском, как святом. Показал изображение А. Невского на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах, спрашивая, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?

    Просмотр фильма «Житие святого благоверного князя Александра Невского».

    Рассказ о памятных местах и памятниках в разных городах, связанных с именем А. Невского.

    Работа с литературными источниками . В самом тексте жития выделяли несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.

На заключительном этапе вели работу по осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией ничего добиться, достичь невозможно.

23 февраля, мы отмечаем праздник Защитников Отечества. Этот праздник посвящен героям и Святым людям. Защитники Отечества оберегали Землю, которую дал Бог людям. Русская земля всегда славилась своими защитниками.

В нашей школе духовные отцы частые гости. Священнослужители приходят к детям на уроки ОПК, истории, проводя беседы на различные темы: «Заповеди Божьи», «Иконописцы и иконография Божий Матери» и другие, а дети посещают храмы, святые места, источники.

Ребята нашей школы ежегодно участвуют в благотворительном концерте, посвященном женам мироносицам в городе Рыльске.

Совместно с настоятелем Свято-Николаевского монастыря отцом Панкратием и методистом Демидовой Л. Н. была проведена Рождественская елка в монастыре, где принимали участие дети нашей школы. Данная поездка оставила в душах детей самые теплые и добрые впечатления. А сколько было радости от врученных подарков с рук самого настоятеля. Поэтому я считаю, что такие поездки оставляют тепло в детских душах и делают их добрее и милосердней, духовно обогащают.

Сценарий данного праздника был направлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» в 2011 году, где был признан лучшим, и материалы были направлены на Всероссийский конкурс.

Коростелева Г. В. в 2012 году принимала участие в региональной научно-практической конференции «Проектирование региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» Курской области с опытом работы по теме «Духовно- нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций», где ее работа была напечатана в сборнике.

В школе также проводятся престольные праздники, посвященные святым, имя которого носит церковь в селе. Так в школе был проведен музыкально-театрализованный праздник «Святые Борис и Глеб».

В 2007 году материалы праздника были направлены на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагогическое исследование года», где получили высокую оценку и были направлены на Всероссийский конкурс.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся реализуется через проведение Пасхальных фестивалей, Рождественских елок, Святой Троицы, Рождество Богородицы. Стало традицией проводить совместные праздники в базовых школах. Так в школе был проведен Пасхальный фестиваль совместно с ребятами нескольких школ на тему «Заповеди Божии». Проводятся выставки «Пасхальные мотивы», «Пасхальный благовест», «Свет Рождественской звезды».

В школе создан краеведческий музей, руководителем которого является директор школы Шевракова Н. В.

Огромный труд вложен в создание музея, как руководителя, так и ребят. Проводилась большая исследовательская деятельность. Ребята создали летопись села Костровы, проводились творческие работы по теме «Моя малая родина». Работа Добыкина Игоря была направлена на областной конкурс, где была отмечена дипломом 1 степени. В музее создан раздел «Православная Русь», который пополняется экспонатами, сделанными руками детей. Членами краеведческого кружка проводятся экскурсии для обучающихся школы и района. Разработаны тематические экскурсии:

    История села, школы.

    Великая Отечественная война.

    Воины-афганцы – выпускники школы.

    Воинский путь генерала Добыкина.

    Русь Православная.

Члены краеведческого кружка принимают участие в ежегодной конференции юных краеведов.

Обучающиеся школы, учителя и жители села пополняют музей экспонатами, которые бережно хранятся в музее.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Для того чтобы учителя полюбили предмет ОПК и по–особенному относились к преподаванию этого предмета у нас в районе большую помощь оказывают духовные отцы и методист Администрации подразделения по образованию Демидова Л. Н. Очень часто Любовь Николаевна с отцом Владимиром организуют паломнические поездки по святым местам. Так для учителей были организованы поездки в Оптину пустынь, Коренную пустынь, Глинскую пустынь. За что мы искренне благодарим организаторов поездки. Ведь такие поездки делают человека духовно богаче, добрее, милосерднее.

Также в районе для учителей основ православной культуры дважды были организованы курсы повешения квалификации на базе Курского государственного университета.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся у нас в школе осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах православной направленности, где ребята показывают хорошие и отличные знания, занимая призовые места и являются победителями. Так в районе проводилась игра «Умники и умницы», посвященная Великому Христовому Воскресению. Коростелева Олеся заняла 2 место, а преподаватели участвовали в выставке декоративно-прикладного искусства, где тоже являются победителями. Так Коростелева Г.В. и Алтухова Г. И. стали победителями в номинации «Декоративно-прикладное искусство».

Ребята вот уже много лет подряд становятся победителями и призерами муниципального этапа областной олимпиады по православной культуре.

МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» многие годы является социокультурным центром села. И это не случайно. Именно в школе воспитывается все: предметно-пространственная и событийная среда, социум, добрые отношения, взаимопонимание. Школа для детей является местом, где они осваивают и усваивают позитивные жизненные ценности. В команде с педагогическим коллективом в этом процессе участвуют многие родители, учреждения и организации села. Так совместно с директором СДК Добыкиным В. Ф. и заведующей поселенческой библиотекой Артамоновой Л. П. проводятся различные мероприятия, праздники, конкурсы на православную тематику. Так уже стало традицией 7 января в СДК проводить рождественскую елку для младшего школьного возраста. А 12 июня проводить праздник «День России».

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. В нашей школе почти все учителя - предметники через урочную и внеурочную деятельность реализуют программу духовно-нравственного воспитания обучающихся. На базе нашей школы прошел семинар учителей математики и физики района

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность