Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Выбор профессии – обязанность и право в юношеском возрасте. Кто должен искать работу для подростка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Различия между трудовой деятельностью учащихся и трудом взрослых проявляются прежде всего в целях. В труде взрослых основной целью является создание потребительных стоимостей (материальных, духовных и др.), а в трудовой деятельности детей главное - это решение учебных и воспитательных задач. Создание общественно полезного продукта здесь - средство трудового воспитания, условие и способ формирования психологической готовности к труду и развития личности школьника. Чтобы труд выступил в этом качестве, в процессе его осуществления цели воспитателя должны совпадать с потребностями, интересами и целями школьника, который призван сознательно участвовать в формировании своей личности. Однако, как показывает анализ, эти цели не всегда совпадают.

По сравнению со взрослыми школьники предъявляют более высокие требования к профессиональному содержанию своей трудовой деятельности, к представленности в ней основных составляющих той или иной профессии (предметов, средств и условий труда, типичных трудовых задач и др.).

4. Роль труда в формировании личности

Труд имеет огромное значение на всех этапах становления личности. Он лежит в основе нравственного воспитания.

Многогранна трудовая деятельность школьника-подростка. Ему органически присуще стремление трудиться. Но это вовсе не значит, что он всегда и при любых условиях будет охотно участвовать в полезных обществу, но не вызывающих у него положительных эмоций делах. Подросток (в первую очередь младший) - еще ребенок, и труд должен вызывать у него интерес. Потому-то надо облекать трудовую деятельность подростков, особенно младших, в занимательные формы, окрашивать ее романтикой, что диктуется психологическими особенностями детей этого возраста, потребностью их в романтике.

В процессе организованного коллективного труда у подростков к интересу постепенно присоединяется и чувство долга, появляется наслаждение трудом как, "игрой физических и интеллектуальных сил". При этом у них вырабатываются настойчивость, воля, терпение. Задача заключается в том, чтобы научить детей празднично работать в обыкновенной будничной обстановке, с уважением относиться к любому труду, уметь выполнять любую работу, видеть необходимость малопривлекательных на первый взгляд, трудовых операций, дел, профессий.

Родителям важно знать, что для формирования психологической готовности подростка к труду имеет значение равное вовлечение в трудовые дела мальчиков и девочек без различия между ними. Это особенно важно в подростковый период, когда у ребят еще нет таких форм трудовой деятельности, которые по специфике производства требовали бы исключительно мужского или женского труда. Что касается различной реакции девочек и мальчиков на различные виды работ, то это - результат сложившихся традиций, а отнюдь не врожденная склонность мальчиков или девочек к тем или иным видам труда.

Конечно, есть ряд работ, которые в большей или меньшей степени соответствуют полу и, следовательно, дают больший эффект в руках или мальчиков или девочек. В части точных движений и внимательности девочки обгоняют мальчиков. Опыт показывает, что если дать различные виды работы подросткам на выбор, то, как правило, девочки предпочитают более спокойные, требующие меньше резких движений, меньшей затраты физических сил, хотя порой и более сложные. С этим нельзя не считаться. В то же время необходимо привлекать мальчиков наряду с девочками к бытовым видам труда, в том числе стирке, мытью посуды, починке предметов домашнего обихода, ко всему, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других.

Семья многое может и должна делать по воспитанию у детей любви к труду. Именно в семье, где каждый из взрослых является членом какого-либо производственного коллектива, важно с ранних пор формировать психологическую готовность ребенка участвовать в производительном труде, необходимом обществу. Помогая школе, родители должны внушать своим детям-подросткам, что везде и всегда нужны высококвалифицированные мастера своего дела, что работа - это не только долг человека перед обществом и своей семьей, но и обогащение личности, участвующей в создании материальных ценностей для всех.

Чтобы овладеть высокой квалификацией, надо иметь хорошую общеобразовательную подготовку, широкий круг духовных интересов. Это откроет молодому человеку дорогу к профессиональному росту, к мастерству, и, как следствие – к высокой оценке результатов его труда (в том числе и к высокому материальному вознаграждению). Обо всем этом надо говорить с подростками.

Но слово родителей должно подкрепляться делами, правильным отношением к труду вообще, к трудовым делам класса, где учатся сын или дочь. К сожалению, некоторые родители пытаются оградить своих детей от физического труда. Одна мама, чтобы освободить сына от работы в в трудовом лагере на селе, сама поехала туда в качестве повара. Такая позиция ничего, кроме вреда, принести не может.

Особое значение для воспитания подростка имеет его участие в домашнем труде. Домашний труд вырабатывает положительное отношение детей к неэмоциональным видам работ, без чего невозможно формирование должного отношения к любой деятельности на общую пользу. Однако организован домашний труд подростка плохо. Родители, вовлекая школьников в трудовую деятельность семьи, нередко при этом не учитывают особенностей психологии подростка, в частности его потребности в самостоятельности. Отсюда домашний труд нередко приобретает форму "работы на побегушках": "сбегай, отдай туфли в ремонт" или "сходи в магазин". Легко понять, что поручения такого рода часто вызывают внутреннее сопротивление подростков, стремящихся к самоутверждению. Не потому ли, чем старше подросток, тем менее он проявляет желания участвовать в домашнем труде? Показательно, что к выполнению отдельных поручений родителей положительно относятся лишь 17 % ребят, в то время как к значительно более тяжелому труду по присмотру за малышами, где можно проявить свое "я", 68 % детей-подростков. А работа по принуждению не может развить ни трудолюбия, ни чувства ответственности.

Некоторые матери упорно стараются избавить сына или дочь даже от малейшего участия в домашнем труде, другие, и таких родителей немало, привлекают детей к работе по дому лишь время от времени, случайно. Те привыкают к тому, что и без них можно обойтись, что их усилия не обязательны для нормальной организации жизни семьи. Эта привычка порождает в сознании подростка (о чем он не всегда отдает себе полный отчет) отношение к домашнему труду как к делу второстепенному, которое выполняется как бы само собой, без всяких усилии. Между тем постоянные и твердо очерченные трудовые обязанности подростка в семье, его систематический труд наравне со всеми порождают привычку к трудовому усилию, без чего немыслимо воспитание трудолюбивого человека.

Часто можно наблюдать, как трудно подростку бросить увлекательную книгу и взяться за пылесос или переключиться на мытье посуды. Как поступить в этом случае? Ответить на это непросто. Если действительно необходимо что-то сделать быстро и, кроме сына, это сделать некому, надо не приказывать, а попросить, извинившись при этом, что вы отвлекаете его от важного дела, и объяснить неотложность выполнения просимого. Воспитать трудолюбие у подростка - это значит добиться того, чтобы при малейшей необходимости у него сработали привычка, чувство долга.

Обычно же мать многократно напоминает, потом приказывает, наконец возмущается. Под воздействием воли взрослого (а иногда и чтобы избежать ругани и шума) подросток начинает что-то делать по дому. Но работа под нажимом, по принуждению не воспитывает у него любви к труду. Важно, чтобы подросток знал, что он работает наряду со взрослыми и как взрослый, что семье нужна его помощь - посильная, но всерьез. Необходимо все время помнить, что у детей подросткового возраста обострено чувство собственного достоинства и они болезненно переживают любые попытки подавить их самостоятельность. Без привычки к систематическому труду у ребенка будут срывы, невыполнение порученного дела. Нельзя при этом ругать, унижать сына или дочь. Правильнее сказать: "Думаю, ты не выполнил поручение случайно; уверена, больше этого не повторится".

Нередко у взрослых членов семьи не хватает терпения "уговаривать", "упрашивать" подростка помочь по дому. Их раздражает неумение, медлительность сына или дочери, их внезапное отключение от дела, погружение в себя, в свои мысли, мечты. И родители выполняют работу сами. Так постепенно обязанности подростка переходят к взрослым членам семьи.

Чтобы не дергать детей, не держать их на побегушках, надо, обсудив с ними возможный круг их постоянных обязанностей, предложить им самим выбрать для себя наиболее привлекательное дело. Младшие подростки могут выполнять работу по уборке комнат (вытирать пыль, подметать или пылесосить пол, поливать цветы), покупать хлеб, сахар, молоко (за тем, чтобы все это было дома, следит сам ребенок); ухаживать за животными, если они есть в доме (особенно в том случае, когда они появились по просьбе ребенка). Возможно, что однажды все останутся без хлеба, молока. Пусть подросток осознает свою вину, это только повысит у него чувство ответственности.

Школьники, особенно старшие подростки, должны не только иметь постоянные обязанности, но и принимать участие в общих домашних делах: обсуждении того, что надо купить, в составлении бюджета семьи, в планировании свободного времени, каникул и летних отпусков. Это не только приобщит их к труду, но и сблизит со взрослыми. И тогда они с удовольствием произведут генеральную уборку, помогут в приготовлении праздничного обеда, в проведении косметического ремонта квартиры. Главное, чтобы в совместной работе с родителями сын или дочь ощутили себя полноправными участниками общего дела, учились умению выполнять любую домашнюю работу, в том числе и "неприятную", "грязную".

Перестройка учебной деятельности. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

Труд подростка. Как правило, подростки очень охотно трудятся. Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта, как активность подростков. Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята очень дорожат. В-третьих, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка весьма велико. Таким образом, трудовая деятельность подростков - это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Труд дает возможность формировать у подростков навыки самостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитием самостоятельности мышления. Поэтому важно, чтобы подростки не всегда получали готовые указания о способах выполнения и последовательности отдельных трудовых операций, а устанавливали это самостоятельно, разбирая полученное ими трудовое задание.

В коллективном общественно полезном труде у подростков формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. В процессе труда у подростков рождаются новые чувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения от трудовых достижений.

Организации труда подростков следует уделять большое внимание. Если труд плохо организован, то у подростков пропадает интерес к труду, они безразлично или даже явно отрицательно относятся к нему.

44. Молодость – становление субъекта собственной жизни.

Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей.

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического мотива. В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления творческих способностей.

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

Прием на работу подростков имеете свои особенности и нюансы

Напомню, что в мы выяснили, какие компании могут принять на работу несовершеннолетних граждан, а какие работы подросткам абсолютно не подходят.

Медицинское обследование

Предположим, вы решили принять подростка на работу. Само собой, что эта работа не может быть вредной и тяжелой. Наоборот, она может быть очень простой и легкой. Но все равно ваш будущий работник, которому не исполнилось 18 лет, обязан пройти предварительное медицинское обследование за ваш счет. Без медосмотра вы просто не имеете права принимать его на работу (статья 69 ТК РФ). А в дальнейшем, если подросток работает у вас постоянно, вы за свой счет проводите для него ежегодные медосмотры до достижения им возраста 18 лет.

Согласие родителей

Если подростку исполнилось уже 16 лет, то согласия родителей запрашивать не нужно. Сам ребенок имеет право решать вопросы своего трудоустройства и подписывать договор от своего имени (статья 20 ТК РФ).

Если ребенку от 15 до 16 лет, то согласия от родителей тоже не нужно, но подросток может выполнять только легкую работу в свободное от учебы время. В течение учебного года такой подросток может работать только если уже окончил 9 классов. В период летних каникул работать можно, но не более 24 часов в неделю.

Если же вы смелый работодатель, и отважились принять на работу ребенка от 14 до 15 лет, то дополнительно ко всем предыдущим требованиям (легкая работа, сокращенное время, летние каникулы) нужно еще получить письменное согласие от одного из родителей и органа опеки и попечительства. Договор в этом случае ребенок подписывает тоже сам, от своего имени. А что делать, если один родитель согласен, чтобы его ребенок работал, а другой категорически против?

Если один из родителей возражает против заключения трудового договора с подростком в возрасте от 14 до 15 лет, необходимо учесть мнение самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства (п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 января 2014 г. № 1).

Детей младше 14 лет принимать на работу нельзя. Только очень узкий круг компаний имеют на это право. Эти компании перечислены в статье 63 ТК РФ (кино, театры, цирк).

Особенности трудового договора

Эти особенности связаны с гарантиями и льготами, которые предусмотрены для несовершеннолетних. Перечислим их:

  1. Ежегодный отпуск устанавливаем 31 календарный день (статья 267 ТК РФ), причем взять отпуск работник может в удобное для него время.
  2. Обязательно устанавливаем сокращенное рабочее время (статья 92 ТК РФ). Об этом чуть ниже.
  3. Испытательный срок устанавливать нельзя (статья 70 ТК РФ).

Перечень документов при приеме

При приеме на работу мы требуем от работника предоставить определенные документы. Эти документы указаны в статье 65 ТК РФ. Оформляя подростка на работу, мы должны потребовать от него эти же документы, но в силу его возраста некоторых документов у него может не оказаться.

Паспорт должен быть, ведь мы получаем его уже в 14 лет. А вот трудовой книжки и страхового свидетельства ПФР может не быть. Работодатель сам оформляет эти документы своему молодому работнику. Документы воинского учета будут только у лиц старше 17 лет – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. А документ об образовании – у лиц, окончивших 9 классов.

Режим работы подростков

Мы уже отметили, что подросток должен работать меньше по времени, чем взрослый работник. Есть законодательно установленные ограничения продолжительности рабочего дня и недели для подростков разного возраста. Для удобства я свела их в таблицу.

Гарантии подросткам во время работы

Работников, которым не исполнилось еще 18 лет, нельзя привлекать к работе сверхурочно. Также они не должны работать в свои выходные и праздничные дни. Этот запрет императивный, т.е. действует, даже если сам работник согласен поработать дополнительно. Запрещено отправлять несовершеннолетних работников в командировки. Все эти запреты направлены на то, чтобы подросток хорошо отдыхал, не перетруждался, полностью восстанавливался после работы.

Особенности увольнения

В общем-то, особенность всего одна. Если вы надумаете уволить подростка по инициативе работодателя (любое основание по статье 81 ТК РФ, кроме ликвидации организации), то процедура увольнения осложняется тем, что сначала нужно получить согласие на это от инспекции труда (ГИТ) и комиссии по делам несовершеннолетних.

При увольнении по другим статьям (например, собственное желание, истечение срока ТД) получать такое согласие не нужно.

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Тем не менее трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности. О таких нюансах и будет рассказано в предлагаемом материале.

Начнем с законодательной основы трудоустройства подростков. Во-первых, это отдельные положения Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), в частности гл. 42. Во-вторых, сюда же относится «Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время» от 3 июня 1988 года (далее - Положение), которое применяют в настоящее время только в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с п. 1 Положения с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, достигших 14-летнего возраста, можно принимать на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нормальному развитию.

Данное положение закреплено в ст. 63 ТК РФ. Заключать трудовой договор допустимо с 16-летнего возраста. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор вправе заключить и лицо, достигшее 15 лет. Ст. 63 ТК РФ также определяет, что с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства допустимо заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию таких лиц.

При оформлении на работу должны быть предоставлены следующие документы: личное заявление, в котором содержится согласие на осуществление трудовой деятельности ребенком одного из родителей или лица, заменяющего его; справка с места жительства; свидетельство о рождении или паспорт; справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 266 ТК РФ лиц в возрасте до 18 лет принимают на работу только после предварительного медицинского осмотра за счет работодателя. Прием на работу должен быть оформлен договором в письменной форме, в котором нужно полно изложить взаимные обязательства сторон, в том числе предусмотренные ст. 21 и 22 ТК РФ.

Образовательное учреждение по согласованию с местными органами по труду и социальным вопросам самостоятельно определяет профессии, виды работ и рабочие места, на которых работодатель планирует использовать труд подростков. При заключении договора администрация организации обязана ознакомить молодых сотрудников с характером работы, условиями труда, разъяснить их права и обязанности, ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда.

Трудовые отношения с несовершеннолетними работниками могут быть прекращены в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 77–84). Кроме того, учащиеся имеют право самостоятельно расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию организации письменно за три дня до расторжения (п. 9 Положения). Работа учащегося также прекращается, если есть письменное заявление одного из родителей или заменяющего его лица либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы. При прекращении договора наниматель обязан выдать учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квалификации, должности и времени работы.

Трудовые книжки на учащихся не заводят. Запись в них о времени работы заносят в организации, куда в дальнейшем после окончания учебного заведения будет принят учащийся. На подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, трудовые книжки оформляют в общеустановленном порядке.

Работу учащихся можно считать обязательной ежегодной практикой на следующих условиях: для учащихся 8–9-х классов - если продолжительность ежегодной трудовой практики не меньше времени, установленного учебным планом общеобразовательной школы; для учащихся 10-го класса общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - при условии соответствия содержания работы профилю профессии, получаемой в учебном заведении. В течение учебного года продолжительность еженедельного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 18 часов в неделю и 3,5 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 12 часов в неделю и 2,5 часов в день. Продолжительность рабочего времени во время каникул, а также для лиц, окончивших (оставивших) обучение в общеобразовательных учреждениях, в соответствии со ст. 92 и 94 ТК РФ и п. 12 Положения составляет: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 36 часов в неделю и 7 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 24 часа в неделю и 5 часов в день.

В соответствии с действующим законодательством запрещается использовать труд несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда. Подростков нельзя привлекать к работам в ночное время, в выходные дни, а также к работам сверх рабочего времени, обусловленного трудовым договором. Согласно ст. 265 ТК РФ запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет на подземных работах, на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещаются также переноска и передвижение подростками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 163, а нормы предельно допустимых нагрузок - Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года № 7. Труд подростков может быть также организован на условиях неполной рабочей недели или по гибкому графику, а также на дому с возможными перерывами в дни напряженных занятий.

Оплату труда подростков, принятых на работу в свободное от учебы время, производят пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При применении почасовой формы оплаты труда заработок определяют следующим образом: путем умножения часовой ставки оплаты труда на количество фактически отработанных часов. Оплата труда лиц из числа подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, происходит на основании принятых в организации форм и систем оплаты труда. При этом при повременной оплате труда заработную плату работникам в возрасте до 18 лет выплачивают с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивают по установленным сдельным расценкам. Ставки оплаты труда и нормы выработки утверждает работодатель с учетом мнения профсоюзного органа, или их устанавливают в коллективном договоре. Выплату заработанных средств следует осуществлять ежемесячно в установленный по соглашению сторон или внутренним трудовым распорядком (коллективным договором) срок.

Наряду с оплатой труда подрост-ков на работодателей возлагают обязанности по предоставлению им всего комплекса предусмотренных трудовым законодательством льгот, гарантий и компенсаций. В соответствии со ст. 267 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 31 календарный день. Оплату отпуска производят пропорционально проработанному времени в данном рабочем году: исходя из расчета количества дней отпуска, приходящихся за каждый месяц работы, по правилам исчисления среднего заработка. Эти правила зафиксированы в ст. 139 ТК РФ и в «Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 11 апреля 2003 года № 213.

Если учащиеся в процессе трудовой деятельности освоили знания и умения по данной профессии или специальности в соответствии с квалификационными характеристиками, то им может быть присвоен начальный квалификационный разряд.

Таким образом, прежде чем принимать на работу несовершеннолетних молодых людей, работодатель должен ознакомиться с особенностями их трудоустройства и трудовой деятельности. Получение такой информации не помешает и самим подросткам, и их родителям. Полагаем, что наши разъяснения им в этом помогут.

По материалам издания "Обучение и карьера"

4. Роль труда в формировании личности

Труд имеет огромное значение на всех этапах становления личности. Он лежит в основе нравственного воспитания.

Многогранна трудовая деятельность школьника-подростка. Ему органически присуще стремление трудиться. Но это вовсе не значит, что он всегда и при любых условиях будет охотно участвовать в полезных обществу, но не вызывающих у него положительных эмоций делах. Подросток (в первую очередь младший) - еще ребенок, и труд должен вызывать у него интерес. Потому-то надо облекать трудовую деятельность подростков, особенно младших, в занимательные формы, окрашивать ее романтикой, что диктуется психологическими особенностями детей этого возраста, потребностью их в романтике.

В процессе организованного коллективного труда у подростков к интересу постепенно присоединяется и чувство долга, появляется наслаждение трудом как, "игрой физических и интеллектуальных сил". При этом у них вырабатываются настойчивость, воля, терпение. Задача заключается в том, чтобы научить детей празднично работать в обыкновенной будничной обстановке, с уважением относиться к любому труду, уметь выполнять любую работу, видеть необходимость малопривлекательных на первый взгляд, трудовых операций, дел, профессий.

Родителям важно знать, что для формирования психологической готовности подростка к труду имеет значение равное вовлечение в трудовые дела мальчиков и девочек без различия между ними. Это особенно важно в подростковый период, когда у ребят еще нет таких форм трудовой деятельности, которые по специфике производства требовали бы исключительно мужского или женского труда. Что касается различной реакции девочек и мальчиков на различные виды работ, то это - результат сложившихся традиций, а отнюдь не врожденная склонность мальчиков или девочек к тем или иным видам труда.

Конечно, есть ряд работ, которые в большей или меньшей степени соответствуют полу и, следовательно, дают больший эффект в руках или мальчиков или девочек. В части точных движений и внимательности девочки обгоняют мальчиков. Опыт показывает, что если дать различные виды работы подросткам на выбор, то, как правило, девочки предпочитают более спокойные, требующие меньше резких движений, меньшей затраты физических сил, хотя порой и более сложные. С этим нельзя не считаться. В то же время необходимо привлекать мальчиков наряду с девочками к бытовым видам труда, в том числе стирке, мытью посуды, починке предметов домашнего обихода, ко всему, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других.

Семья многое может и должна делать по воспитанию у детей любви к труду. Именно в семье, где каждый из взрослых является членом какого-либо производственного коллектива, важно с ранних пор формировать психологическую готовность ребенка участвовать в производительном труде, необходимом обществу. Помогая школе, родители должны внушать своим детям-подросткам, что везде и всегда нужны высококвалифицированные мастера своего дела, что работа - это не только долг человека перед обществом и своей семьей, но и обогащение личности, участвующей в создании материальных ценностей для всех.

Чтобы овладеть высокой квалификацией, надо иметь хорошую общеобразовательную подготовку, широкий круг духовных интересов. Это откроет молодому человеку дорогу к профессиональному росту, к мастерству, и, как следствие – к высокой оценке результатов его труда (в том числе и к высокому материальному вознаграждению). Обо всем этом надо говорить с подростками.

Но слово родителей должно подкрепляться делами, правильным отношением к труду вообще, к трудовым делам класса, где учатся сын или дочь. К сожалению, некоторые родители пытаются оградить своих детей от физического труда. Одна мама, чтобы освободить сына от работы в в трудовом лагере на селе, сама поехала туда в качестве повара. Такая позиция ничего, кроме вреда, принести не может.

Особое значение для воспитания подростка имеет его участие в домашнем труде. Домашний труд вырабатывает положительное отношение детей к неэмоциональным видам работ, без чего невозможно формирование должного отношения к любой деятельности на общую пользу. Однако организован домашний труд подростка плохо. Родители, вовлекая школьников в трудовую деятельность семьи, нередко при этом не учитывают особенностей психологии подростка, в частности его потребности в самостоятельности. Отсюда домашний труд нередко приобретает форму "работы на побегушках": "сбегай, отдай туфли в ремонт" или "сходи в магазин". Легко понять, что поручения такого рода часто вызывают внутреннее сопротивление подростков, стремящихся к самоутверждению. Не потому ли, чем старше подросток, тем менее он проявляет желания участвовать в домашнем труде? Показательно, что к выполнению отдельных поручений родителей положительно относятся лишь 17 % ребят, в то время как к значительно более тяжелому труду по присмотру за малышами, где можно проявить свое "я", 68 % детей-подростков. А работа по принуждению не может развить ни трудолюбия, ни чувства ответственности.

Некоторые матери упорно стараются избавить сына или дочь даже от малейшего участия в домашнем труде, другие, и таких родителей немало, привлекают детей к работе по дому лишь время от времени, случайно. Те привыкают к тому, что и без них можно обойтись, что их усилия не обязательны для нормальной организации жизни семьи. Эта привычка порождает в сознании подростка (о чем он не всегда отдает себе полный отчет) отношение к домашнему труду как к делу второстепенному, которое выполняется как бы само собой, без всяких усилии. Между тем постоянные и твердо очерченные трудовые обязанности подростка в семье, его систематический труд наравне со всеми порождают привычку к трудовому усилию, без чего немыслимо воспитание трудолюбивого человека.

Часто можно наблюдать, как трудно подростку бросить увлекательную книгу и взяться за пылесос или переключиться на мытье посуды. Как поступить в этом случае? Ответить на это непросто. Если действительно необходимо что-то сделать быстро и, кроме сына, это сделать некому, надо не приказывать, а попросить, извинившись при этом, что вы отвлекаете его от важного дела, и объяснить неотложность выполнения просимого. Воспитать трудолюбие у подростка - это значит добиться того, чтобы при малейшей необходимости у него сработали привычка, чувство долга.

Обычно же мать многократно напоминает, потом приказывает, наконец возмущается. Под воздействием воли взрослого (а иногда и чтобы избежать ругани и шума) подросток начинает что-то делать по дому. Но работа под нажимом, по принуждению не воспитывает у него любви к труду. Важно, чтобы подросток знал, что он работает наряду со взрослыми и как взрослый, что семье нужна его помощь - посильная, но всерьез. Необходимо все время помнить, что у детей подросткового возраста обострено чувство собственного достоинства и они болезненно переживают любые попытки подавить их самостоятельность. Без привычки к систематическому труду у ребенка будут срывы, невыполнение порученного дела. Нельзя при этом ругать, унижать сына или дочь. Правильнее сказать: "Думаю, ты не выполнил поручение случайно; уверена, больше этого не повторится".

Нередко у взрослых членов семьи не хватает терпения "уговаривать", "упрашивать" подростка помочь по дому. Их раздражает неумение, медлительность сына или дочери, их внезапное отключение от дела, погружение в себя, в свои мысли, мечты. И родители выполняют работу сами. Так постепенно обязанности подростка переходят к взрослым членам семьи.

Чтобы не дергать детей, не держать их на побегушках, надо, обсудив с ними возможный круг их постоянных обязанностей, предложить им самим выбрать для себя наиболее привлекательное дело. Младшие подростки могут выполнять работу по уборке комнат (вытирать пыль, подметать или пылесосить пол, поливать цветы), покупать хлеб, сахар, молоко (за тем, чтобы все это было дома, следит сам ребенок); ухаживать за животными, если они есть в доме (особенно в том случае, когда они появились по просьбе ребенка). Возможно, что однажды все останутся без хлеба, молока. Пусть подросток осознает свою вину, это только повысит у него чувство ответственности.

Школьники, особенно старшие подростки, должны не только иметь постоянные обязанности, но и принимать участие в общих домашних делах: обсуждении того, что надо купить, в составлении бюджета семьи, в планировании свободного времени, каникул и летних отпусков. Это не только приобщит их к труду, но и сблизит со взрослыми. И тогда они с удовольствием произведут генеральную уборку, помогут в приготовлении праздничного обеда, в проведении косметического ремонта квартиры. Главное, чтобы в совместной работе с родителями сын или дочь ощутили себя полноправными участниками общего дела, учились умению выполнять любую домашнюю работу, в том числе и "неприятную", "грязную".

Деление домашней работы подростков на "приличную" и "неприличную", несомненно, приносит вред. Как показали исследования, проведенные одним из авторов этого сайта, из числа старших подростков, участвовавших в домашнем труде, 74 % подметают и пылесосят, 61 % протирают пыль, 48% моют в квартирах полы, но только 3 % убирают туалеты и только 0,5 % из них при этом моют унитазы. Многих родителей даже сам вопрос об этом виде домашнего труда явно шокирует. Эта работа для их детей "неприличная, грязная", заявляют они. Не удивительно, что и дети этих родителей начинают делить труд на "чистый" и "грязный". Такое избирательное включение подростков в домашнюю работу наносит серьезный вред их нравственному развитию, вырабатывая иждивенческие настроения. Между тем домашний труд подростков ценен далеко не утилитарными результатами. Его главная цель - выработать уважение к любому труду, в том числе и к самым неэмоциональным, "черновым" его видам.

Плохо, когда домашний труд подростков направлен на удовлетворение только личных потребностей; выполняя разнообразный труд в семье (в том числе труд по обслуживанию самих себя), школьники, к сожалению, мало включаются в такие виды домашних работ, которые связаны с общими интересами нескольких семей, интересами рядом живущих людей (соседей). Повторяем, домашний труд лишь в том случае окажет воспитательное воздействие на подростков, когда он не только объективно полезен, но и, а это главное, когда взрослые относятся к работе школьника по дому как к труду равноправного члена семейного коллектива. В этом случае находят удовлетворение потребности подростка в самостоятельности, взрослости, признании его прав, что создает в семье отношения взаимной ответственности и доверия. У подростка формируется уважение к будничной, малоинтересной, но полезной для семьи деятельности, вырабатывается уважение и правильное отношение к любому полезному для общества труду, к людям труда.

Родителям необходимо понимание того, что приучение ребенка к труду - это тоже труд и труд, требующий терпения, выдержки, знания возрастной психологии и индивидуальных особенностей своих детей. Хорошую службу может сыграть повышение престижа домашнего труда в глазах детского коллектива. С этой целью объединяются педагоги и родители.

Многих подростков волнует вопрос: заканчивать образование в школе или пойти учиться в колледж, училище. Решить его - значит решить серьезную и вполне "взрослую" задачу: выбрать будущую профессию, а в известной мере - определить жизненный путь.

Помощь подростку в выборе профессии - одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило - знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают, где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно.

Воспитание в подростке семейной трудовой гордости - дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания подростка непростительно 8 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Для старшеклассников–выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго