Плетение из соломки своими руками. Украшаем интерьер: Осенние поделки из соломы (38 фото). Для работы понадобятся

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают соломенные ленты или уже готовые формы. Из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – далее создают более сложные изделия. Существует множество различных видов плетения соломки в зависимости от использования заготовок материала и способов их соединения. Рассмотрим в статье некоторые из них.

Спиральное плетение

Спиральное плетение – один из самых распространенных в недавнем прошлом видов плетения. Именно таким способом изготавливали предметы домашнего обихода, утварь – корзины, короба, миски.

Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши.

Основой спирального плетения является жгут соломы. Процесс плетения связан с формированием объема изготавливаемого предмета. Жгут укладывается по спирали, поэтому с каждым витком можно наращивать объем и высоту, сужать или расширять изделие. В силу этих причин способом спирального плетения изготовляют округлые, цилиндрические или шарообразные предметы, которые имеют круглое или овальное основание.

Для соединения жгутов между собой чаще всего применяют льняные нитки, используя при этом толстую иглу с большим ушком.

Из увлажненной соломы сформируйте пучок нужной толщины, конец его обкрутите лентой или ниткой, загните на 1–2 см и стяните с пучком (рис. 4).

Рис. 4. Схема спирального плетения

Затем стяните конец с пучком второй раз – получается первый виток спирали. Пучок обкрутите нитками три раза и выкладывайте из него второй виток. Одновременно с этим витки скрепляйте между собой, перетягивая нитку при помощи иглы через перетяжку первого ряда.

В дальнейшем нитку также протягивайте через все перетяжки первого витка, в результате чего наружный виток спирали скрепляется с внутренним витком. Чтобы плетение было плотным, при каждой перетяжке нужно сильно натягивать нитку и следить, чтобы она плотно обвивала жгут.

В дальнейшем соломенный жгут просто наращивают, укладывая его по спирали и последовательно перетягивая витки.

Помните, что толщина жгута зависит от размеров создаваемого вами изделия: для изготовления больших предметов используют целые стебли соломки, а для предметов, меньших по размеру, – заготовленную и отсортированную соломку без коленец.

Прямое плетение

Наиболее простым способом – простым плетением – можно изготовить салфетку или декоративное панно, деталь для более сложного, объемного плетения (рис. 5).

Чтобы приступить к прямому плетению, необходимо приготовить сплющенные в ленту соломины. Для этого увлажните толстую соломину и расщепите ее вдоль стебля острием ножа или иголкой, затем расправьте ее следующим способом: приложите к доске и прогладьте тупым концом ножа, переверните другой стороной и повторите эту операцию. Можно проглаживать не очень нагретым утюгом.

Рис. 5. Прямое плетение

Плетение объемных плетенок во многом похоже на изготовление полотна, поэтому не случайно такие плетенки напоминают по рисунку тканое полотно.

Шахматка

Расположите несколько соломин параллельно друг другу в вертикальном положении. Прижмите с одной стороны их концы. Затем возьмите еще одну соломину и, располагая ее горизонтально, заплетите в вертикальные соломины следующим образом: обозначим вертикальные соломины цифрами 1, 2, 3, 4 и т. д., а горизонтальные – буквами а, б, в, г и т. д. Возьмите соломину а и протяните ее под соломиной 1 , потом положите ее на соломину 2 и снова протяните под соломиной 3 . Делайте так пока не закончатся соломины, чередуйте их, протягивая под одной и накладывая на следующую. Соломину б заплетайте так же, но начинайте с накладывания. Чтобы в плетении не было просветов, плотно пригоняйте соломины друг к другу (рис. 6).

Рис. 6. Прямое плетение (шахматка)

Готовую плетенку просушите под прессом, чтобы она выровнялась.

Паркет

Для получения рисунка «паркет» надо изменить порядок плетения. Горизонтальные соломины перекладывайте не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигайте плетение вправо или влево на одну соломину.

Плетение плоских косичек

Переплетая соломку таким способом, можно получить красивые и прочные ленты, из которых впоследствии создают различные предметы – панно, сумки, шляпы. Эти же ленты используют и для соломенной скульптуры.

Иногда для плетения подобных лент длины соломины не хватает, в таком случае ее можно удлинить тремя способами:

1. В срез соломины, которая закончилась во время плетения, вставьте другую, более толстую соломину или наоборот.

2. Концы соломин наложите один на другой на 2 см и дальше заплетайте их вместе.

3. Расщепите стебель закончившейся соломины другой соломиной.

Чтобы рисунок при плетении получался четким и красивым, необходимо соблюдать следующие правила :

♦ для плоского плетения старайтесь выбирать соломины, одинаковые по толщине по всей длине. Обычно такую соломку заготовляют из средней части стебля. Если же такой соломки недостаточно, а ленту необходимо сплести длинную, пред началом плетения складывайте соломины разными концами: одни стебли более толстыми концами, а другие – концами потоньше. В таком случае не придется наращивать толстые соломины тонкими и наоборот и плетенка будет равномерной;

♦ наращивайте соломину лишь после того, как заплели предыдущий стык;

♦ четко зафиксируйте загибы краевых соломин под нужным углом и проглаживайте их большим пальцем правой руки;

♦ плетите плотно, так как при высыхании соломы плетение ослабевает;

♦ до высыхания прокатайте законченную плетенку деревянной скалкой, чтобы она стала ровной и плотной.

Сшивание плетенок

Плетенки сшивают для того, чтобы получить какое-либо изделие. В зависимости вида изделия выбирают вид плетенки (косички) и способ сшивания. Есть два способа сшивания: встык и уступом.

Сшивание встык. Этот способ сшивания используют при изготовлении плоских изделий: циновок, ковриков, ширм, панно и др. Сшивание встык выполняют следующим образом: поочередно зацепляют иголкой края соединяемых косичек и стягивают их. Нитки следует выбрать покрепче, так как стягивать косички надо сильно, а слабая нитка будет часто рваться.

Сшивание уступом. Такой способ сшивания используют при изготовлении различных головных уборов (шляп, кепок и т. д.), сумок, абажуров, чаш, блюд, коробок, подносов и др. Уступом сшивают чаще всего круглые или овальные изделия. Начинают сшивание с центра и соединяют косички по спирали. Каждый виток следует накладывать на предыдущий на треть ширины ленты (предыдущего витка) и пришивать. Перед сшиванием плетенки надо намочить, чтобы они стали более податливыми и хорошо ложились.

Готовое сшитое изделие следует выровнять, постучав по его поверхности молотком или прогладив утюгом через мокрую ткань.

Тройная косичка

Тройную косичку плетут как обычную косу, то есть попеременно перехлестывают соломинами, расположенными по краям, среднюю соломину (рис. 7).

Рис. 7. Плетеная косичка из трех соломин

Плетение ведут поочередно крайними правой и левой соломинами, соблюдая при плетении прямой угол. Как только одна из соломин заканчивается, ее тут же наращивают. И главное, плетите от себя, соломины перебирайте большими и указательными пальцами, помогая иногда средними.

Четвертная косичка

Четвертная косичка имеет вид ленты, легко растягивается и сгибается. Плетут ее так же, как и тройную, только в плетении участвуют четыре свободных конца, которые образуются из двух перегнутых соломин (рис. 8, а ).

2-ю соломину перегните за 4-ю и уложите параллельно 3-й (рис. 8, б ). 4-ю соломину перегните от себя, пропустите под 2-ю, уложите поверх 3-й соломины параллельно 1-й (рис. 8, в ). Далее 1-ю соломину укладывайте поверх 4-й и параллельно 3-й и 2-й (рис. 8, г ). 2-ю соломину перегните от себя, пропустите под 3-ю и кладите поверх 1-й и 4-й (рис. 8, д ).

Принцип дальнейшего плетения приведен на рис. 8 е-з . Необходимо лишь помнить, что крайняя правая соломина перегибается от себя, а крайняя левая – к себе.

Рис. 8. Плетенка из четырех соломин с двумя осевымы

Четвертная «Зубатка»

«Зубатка» – одна из самых распространенных и декоративных плетенок. Называется она так из-за зубчатых краев. «Зубатка» отличается простотой изготовления, малой способностью к растяжению. Широко используется для сшивания шляп, сумок, краевого оформления.

Технология ее плетения напоминает изготовление четвертную косичку (рис. а-в предыдущего рисунка), с той лишь разницей, что в данном случае поочередно заплетаются две правые соломины, а потом – две левые.

Техника плетения: 1-ю соломину перегните к себе, уложив ее поверх 4-й и 3-й соломин, под 2-ю соломину (рис. 9, а ).

4-ю соломину уложите под 3-ю поверх 2-й и параллельно 1-й (рис. 9, б ). Далее 3-ю соломину заплетайте от себя за 4-ю, пропустив ее под 2-ю и 4-ю соломины и уложив поверх 1-й. Так формируется первый левый зубец плетенки (рис. 9, в ).

Правый зубец начинают формировать, перегнув 3-ю соломину через 1-ю, уложив ее поверх 4-й и параллельно 2-й (рис. 9, г ).

Следующая позиция – перегните 1-ю соломину от себя за 3-ю, пропустив под 4-ю и 3-ю и уложив поверх 2-й соломины. Так получится второй зубец (рис. 9, д ).

Третий зубец сформируйте, перегнув 2-ю соломину от себя за 1-ю, пропустите под 3-ю и 1-ю соломины и уложите поверх 4-й (рис. 9, ж ).

Рис. 9. Плетенка «зубатка» из четырех соломин

«Рогожка» из пяти соломин

Свяжите пять соломин в пучок, разведите их концы в стороны: две вправо и три влево, так чтобы они находились под прямым углом по отношению друг к другу.

3-ю соломину перегните к себе, уложите поверх 4-й под 5-ю соломину, параллельно 1-й и 2-й (рис. 10, а ).

1-ю соломину уложите поверх 2-й под 3-ю соломину, параллельно 5-й и 4-й (рис. 10, б ).

После этого 4-ю соломину кладите поверх 5-й и под 1-ю, параллельно 3-й и 2-й (рис. 10, в ).

Дальнейшая последовательность действий приведена на рис. 10, г-д .

Рис. 10. Плетенка рогожа из пяти соломин

Существуют более объемные рогожи из шести и более соломин (рис. 11).

Рис. 11. Зубчатая плетенка рогожа из шести соломин

Объемное плетение

Объемные плетенки могут служить как шнурами, так и деталями для сборки изделий из соломки и декоративными дополнениями к ним. В процессе плетения в зависимости от желаемой формы изделия можно использовать каркасы из различных материалов: соломы, проволоки, палочек, прутьев.

Одной из наиболее простых и пластичных объемных плетенок является двойная косичка.

Двойная косичка (цепочка)

Заплетается двойная косичка из одной соломины, которую сгибают под углом 45°. Линию сгиба чуть сместите в одну сторону, тогда одна сторона станет длиннее другой и наращивать соломины будет удобнее. Концы косички окажутся под прямым углом друг к другу. Далее согните левый конец соломины под прямым углом. Затем конец полоски, которая находится справа, тоже согните под прямым углом. Другой конец, оказавшийся внизу, согните сверху вниз, а затем другой конец согните под прямым углом слева направо. Выполняйте так же до тех пор, пока не сделаете косичку нужной длины (рис. 12, а-г ).

Рис. 12. Плетеная косичка из двух соломин

Все повороты делайте по направлению против часовой стрелки. Плетенка должна быть упругой, равномерной и иметь в сечении треугольник. Закончив плетение, растяните косичку как гармошку – у вас получится плетенка, похожая на спираль.

Елочка

Выполнение елочки очень похоже на выполнение четвертной косички. Начинать плести елочку следует так же. Различие появляется, когда начинается формироваться первый и второй зубчики. Выполняйте плетение по рисунку (рис. 13).

После того, как сформируются три зубчика, дальнейшую работу делайте в том же порядке. Сложность изготовления данной плетенки только кажущаяся, внимательно посмотрите на рисунок, потренируйтесь плести из полосок плотной бумаги и можете приступать к плетению из соломки.

Плетение елочки из семи соломин выполняется идентичным способом.

Квадрат

Перед началом работы следует изготовить каркас. Для этого возьмите две палочки или соломины одинаковой длины, расположите их под прямым углом друг к другу и прочно свяжите. Так как каркас будет полностью оплетен соломкой, то его можно изготовить из проволоки или любого другого материала. К полученной крестовине привяжите длинную соломенную ленту и заплетайте ее вокруг крестовины, как показано на рисунке (рис. 15).

Если закончилась лента, вставьте новую в расщепленный конец предыдущей или же приклейте клеем перед поворотом вокруг палочки. При этом новая соломина огибает палочку и зажимает тем самым старую.

Рис. 14. Простая плетенка из четырех соломин

По окончании плетения конец ленты следует продеть под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата. Плетение продолжают до тех пор, пока квадрат не достигнет необходимого размера. Плетение на внешней и внутренней сторонах квадрата отличается. Кроме того, в результате натяжения ребер квадрата соломиной он становится выпуклым. Чтобы квадрат стал плоским, просто высушите его под прессом.

Если за основу каркаса взять гибкие прутики или проволоку, то можно сплести квадратную пирамиду. Для этого нужно соединить их, отогнуть ребра вниз и оплести их.

Чтобы сделать многоугольник (шестиугольник, восьмиугольник), возьмите, соответственно, крестовину с тремя и четырьмя пересекающимися палочками (шестью и восемью лучами, рис. 16).

Подобные плетеные фигуры могут использоваться как самостоятельный элемент, так и для изготовления шкатулок и цельноплетеных изделий: лотков, абажуров, коробов и т. д.

Витые плетенки

Способом объемного плетения можно выполнять также витые плетенки-шнуры. Такие плетенки имеют несколько разновидностей, их вид зависит от количества соломин. Чем больше соломин, тем чаще витки на плетенке и тем она прочнее. Витые плетенки пластичны, они легко гнутся и образуют различные узоры. Изготавливают их на каркасе; если в качестве каркаса использовать проволоку, плетенке можно придать необходимую форму.

Витая плетенка из пяти соломин

Такая плетенка выполняется из пяти связанных в пучок соломин. Схема плетения приведена на (рис. 17, а-м) .

Рис. 17. Витая плетенка из пяти соломин

После того как заплетка завершается, все соломинки закрепляются в исходное положение для начала плетения следующего витка (рис. 17, м ). После этого плетение нужно повернуть завязанными концами соломинок к себе, чтобы в дальнейшем они оказались внутри плетенки. Далее плетение ведется последовательно всеми пятью соломинами по направлению к себе.

В процессе плетения две соломины должны все время находиться параллельно друг другу. Нижняя соломина перегибается через верхнюю и укладывается параллельно следующей. После этого плетение поворачивается влево на 90° и вновь повторяется операция с двумя соломинами. Для получения равномерной толщины плетенки в ее сечении при укладке соломин необходимо соблюдать квадрат. Так выглядит плетенка, если смотреть на нее сверху (рис. 18).

Рис. 18. Витая плетенка из пяти соломин

Витая плетенка из четырех соломин

Такая плетенка выполняется аналогично плетенке из пяти соломин, но отличается более редким повторением витков. Схема плетения приведена на рис. 19.

Рис. 19. Витая плетенка из четырех соломин

При укладке соломин в сечении необходимо соблюдать треугольник.

Существуют и более сложные плетенки – из шести, семи, и более соломин (рис. 20).

Рис. 20. Витая соломка из шести и семи соломин

Расширение и сужение витой плетенки

Некоторые виды украшений, например подвесные украшения в виде сосулек, можно от начала до конца сплести в технике объемного плетения. Для этого надо лишь знать способы сужения и расширения витой плетенки.

Чтобы создать расширяющуюся или сужающуюся спираль, необходимо особым образом укладывать соломинки.

На рис. 21 приведена схема расширения витой плетенки из пяти соломин, начиная с исходной позиции, которая образуется в результате поворота заплетки к себе. 5-ю и все последующие соломины нужно слегка отводить во внешнюю сторону. При заплетке сторона квадрата в сечении будет увеличиваться, а плетенка – расширяться.

Рис. 21. Приемы расширения и сужения витой плетенки

И наоборот, если сдвигать соломинки внутрь плетенки, она будет сужаться, постепенно уменьшая сторону квадрата, можно свести плетение на нет.

Ржаную соломку как поделочный материал стали использовать на Вятке в XIX веке.

У такой соломки ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено - до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков - от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями, ее используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.

Ржаная соломка в зависимости от условий произрастания растения, времени ее сбора и особенностей хранения приобретает тот или иной цвет. Если растение росло в тени, то его соломка красновато-фиолетового цвета. Соломка, перезимовавшая в стогу, становится коричневой. Мягкие и упругие ржаные стебли, срезанные в период молочно-восковой спелости зерна, имеют приятный зеленоватый цвет. Цветовая гамма соломки, поэтому достаточно велика, в ней насчитывают более 90 оттенков.

Заготовку соломки для промысла кустари производили серпом вручную, перед массовой косовицей хлебов в июле - августе. Сжатый хлеб связывали в снопы и после 1 - 3-дневной просушки снопы аккуратно оббивали для удаления зерна. Хранили связанную в снопы соломку в затененном, неотапливаемом помещении. Далее соломку готовили к работе: со стеблей срезали колоски и листья. У соломки, идущей на изготовление плетешков удаляли узлы, утолщения между коленами, сортировали по длине, толщине и цвету. Рассортированную соломку хранили в снопиках толщиной 10 - 15 см, длиной 50 см в сухом затененном месте.

Соломку, собранную после обмолота зерна, применяли редко, так как она помята и после обработки становится ломкой и хрупкой. Вместе с тем у нее по-своему красивый неповторимо-золотой цвет, который давал дополнительные возможности мастеру. Обычно для получения равномерного золотистого цвета соломку раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до 2 - 3 дней.

При необходимости соломку отбеливали, окрашивали, прессовали, изготавливали плетешки, из которых и «собирали» готовое изделие.

В 1871 году на заседании комиссии, учрежденной при Вятском губернском статистическом комитете по содействию Московской Политехнической выставке, было предложено приобрести образцы корзинок и шляп, сплетенных их соломы, обратившись с этой целью в Унинской волостное правление. И действительно, в Унях изделия из соломы плелись уже не от случая к случаю и не только на собственные нужды, нго и на продажу. А работал мастер профессионально. Это подтвердили строчки в «Памятной книжке Вятской губернии» за 1873 год, через два года после первого письменного упоминания: «Плетением корзин и шляп из соломы занимается один человек в Унинской волости в Глазовском уезде, вырабатывая до 50 шляп по 30 коп. и 30 корзинок по 40 копеек каждая». Имя этого первого искусного кустаря по соломке история не сохранила.

В 1889 году «Вятские губернские ведомости» перепечатали заметку из «Волжского вестника», касающуюся нашего Слободского уезда: «…Здесь кустари в основном занимаются выделкой посуды и мебели. «Новинку», в смысле развития кустарной промышленности, представляет северо-западная Георгиевская волость, отстающая от города в 26 верстах. В этой волости с 1888 г. появился новый промысел - выделка соломенных шляп. Этим ремеслом занимаются, главным образом, крестьянские мальчики, лет двенадцати-тринадцати, тем более что первым распространителем этого искусства оказался крестьянский мальчик села Шестакова Иван Елькин, который выучился ему у волостного писаря Олькова, а последний вынес шляпное ремесло из Орловского уезда, где этот промысел существует уже давно. Таким образом, благодаря «новому» кустарно-шляпное искусство скоро понравилось и другим мальчикам, которых в настоящее время насчитывается до 20 человек. За время занятий Елькина - им сплетено и продано до 200 шляп.

Шляпы плетутся из обыкновенной белой соломы. Они продаются Елькиным от 15 до 30 копеек, смотря по тому, из какой соломы сплетена шляпа: из мелкой - по 30 копеек, из крупной - 15 - 20 копеек. Конечно, в этом случае следует отдать предпочтение шляпе, сплетенной из мелкой соломы, так как такая шляпа имеет более или менее изящный вид. Поэтому не редкость составляет видеть такие шляпы не только на мужике, но и на обывателе нашего города, но особенно охотно покупаются они крестьянами».

И в Слободском кустарно-шляпное искусство было развито достаточно хорошо. Поэтому именно слободские шляпники в 1890 году Иван Лукич Елькин, Василий Иванович Елькин, Терентий Кириллович Козлов и Кузьма Тимофеевич Князев выставили свои изделия на Казанской выставке.

В 1899 году Вятское земство, желая быстрее внедрить соломенный промысел на территории губернии, открыло при кустарном музее и складе соломенную мастерскую. Цикл обучения в вятской земской мастерской длился один месяц, обучали новому ремеслу бесплатно и всех желающих. После таких мер изделия соломенной мастерской внесли в прейскурант Вятского склада и экспонировали на выставках. И хотя в архивах не зафиксировано какого-то одного центра по обработке соломки, это ремесло через мастерскую получило широкое распространение в Вятской губернии.

Изделия из соломки не только качественно совершенствовались, но и расширялся их ассортимент. Мастерская стала предлагать «сумки конусные, ридики, шляпы женские черные, детские пестрые».

В начале XX века соломку уже научились красить в самые ходовые цвета: красный, розовый, фиолетовый, красно-фиолетовый, желтый, оранжевый, серый, зеленый. Но переменчивая мода и массовое распространение аксессуаров фабричного изготовления постепенно вытесняют соломенные изделия с вятского рынка.

История плетеных из ржаной соломки шкатулок начинается только в ХХ веке. Адрес зарождения этого промысла на Вятке - село Камешница Оричевского района. Долгое время здесь работала мастером Валентина Григорьевна Бояринцева, научившаяся этому ремеслу еще в детстве. В 1978 году она рассказывала: «От своих родителей я слышала, что плести шкатулки научил селян вернувшийся с Первой мировой войны солдат. А он выучился у кого-то из фронтовых друзей. С тех пор и стали заниматься этим делом. Разные формы изделий - это плод коллективного творчества. Кто-нибудь придумает форму - все повторяют. Так, выделилась среди нас старая мастерица (по ее образцам работали) Тамара Ивановна Кротова. У нее была большая фантазия. Она делала не только шкатулки, но и разные фигурки».

Так в трудное времяпо окончании Первой мировой войны зародилось новое вятское ремесло. Постепенно к промыслу обратились не только женщины Камешницы, но и соседних деревень Шиховых и Коноваловщины. В 1940 году в Камешнице была организована художественно-промысловая артель «Самолет», ее первым мастером назначили А.А. Москвитинову. Из рук в руки, от поколения к поколению передавалось здесь несложное, но кропотливое мастерство плетения из соломки. В 1959 году газета «Кировская правда» дважды написала о Камешницкой артели, о ее новом изделии - сундучке из соломки. В следующем году камешницкие шкатулки отправились на республиканскую выставку.

В 1960 году после ликвидации промысловой кооперации камешницкие мастерицы вошли в состав надомного цеха Кировской фабрики художественных изделий. Для сравнительно малоизвестной плетеной шкатулки начались новые времена. Главный художник фабрики Б.А. Кузнецов и пришедшая после него Е.А. Окишева решили качественно изменить технологию производства. Полуфабрикат каркаса шкатулок стали делать в деревообрабатывающем цехе в городе Кирове, соломку теперь перестали красить и только отбеливали перекисью водорода с нашатырем, обклеенную бумагу заменили на однотонную, выявив, таким образом, естественную природную красоту материала - теплый золотистый цвет. Шкатулка преобразилась. Изделия стали пользоваться более широким спросом.

Расширение массового фабричного производства разнообразных товаров постепенно вытесняет соломенные изделия с вятского рынка. В конце 1980 - начале 1990-х годов производственное объединение «Умелец» сделало попытку вернуться к плетению изделий из соломки. Мастера объединения изготавливали дамские сумочки, шляпки, но по другой технологии, без окраски, сохраняя золотистый, естественный цвет соломки. На предприятии в эти годы также создавали декоративные панно, конфетницы, сухарницы, подставки под горячее, занавесы, игрушки-сувениры и разнообразные шкатулки.

Развивают в наши дни «соломенный» промысел как предприятия, так и отдельные мастера. В числе первых «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров), в числе последних наиболее известна кировская мастерица Лариса Вениаминовна Сметанина. В 2007 году решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области Ларисе Вениаминовне был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Важное и древнейшее ремесло, которым овладели люди, начиная с древних веков – плетение. Как правило, всё, что могло пригодиться в данной технике выполнения поделок, люди пытались использовать и приручить для своих целей. Всё материалы растительного происхождения, могли быть полезны человеку даже для такого дела, как плетение. Например, колосья пшеницы, либо диких растений и иных злаковых культур были хорошим подспорьем в изготовлении той или иной поделки. Плетение из соломки вы сделаете в данной статье для начинающих и узнаете интересные факты о происхождении этой технологии.

Вещи, изготовленные в технике плетения из соломки, называют соломоплетеными, а саму технологию – соломоплетением. Солома – универсальный материал для изготовления поделок в технике плетения. Потому, что её стебли достаточно тонкие, но прочные, что даёт подобным поделкам пригодность в быту и просто приятное преимущество перед другими материалами.

Для придания ещё большей пластичности соломке при изготовлении поделки её размачивают. А когда солома высыхает, то прекрасно держит форму изделия. Например, ржаная соломка имеет свойство хорошо окрашиваться. Поэтому, её используют для основы в изготовлении поделок, подвергающихся окраске.

Чтобы работать с соломкой было легко, она не доставляла неудобств, стебли обрабатывают, срезая все лишние отростки, колоски, листья и узелки. Если имелась такая необходимость, то её окрашивали, возможно, даже отбеливали и придавали положенную для изделия длину, цвет, форму.

Использовать изделия из соломки стали в 19 веке в Вятке. Там же решили приобрести образцы изготовленных из соломы шляп, корзинок, книг, цветов, для дальнейшего изучение и модернизирования. В дальнейшем, организовывались мк и выставки по данной технике плетения вещей и аксессуаров. Поэтому, спустя время, подобные поделки, получили своё распространение не только в качестве украшения интерьера и аксессуаров, но и как самостоятельный товар для продажи. Мастера, работающие в этой технике профессионально, имели большой спрос и радовали глаз неописуемыми поделками.

Ближе к 1889 году в Вятской губернии появился самостоятельный промысел по изготовлению соломенных шляп. Этим делом занимались подростки, мальчики примерно 11 – 16 лет. Это был их основной способ пропитания и заработка с то время. Со временем, соломенные шляпы стали приобретать всё более изящный вид, усовершенствовались техники плетения, этот аксессуар стали приобретать женщины.

Спустя года, данное ремесло качественно перешло на высокий уровень и прилавки с соломенными изделиями расширяли свой ассортимент. Конусные сумки, сумки изготовленные в технике винтового плетения, детские сумочки, женские шляпы различных фасонов и цветов – далеко не полный перечень выполненных мастерами того времени поделок.

Уже в 20 веке, своё распространение получили крашеные изделия из соломы.

Модные в те времена цвета:

  • Красный
  • Желтый
  • Оранжевый
  • Фиолетовый
  • Розовый
  • Зеленый
  • Серый.

Шло время, вещи из соломы стали постепенно выходить из моды. Стремительно развивался рынок, всевозможная фабричная продукция и подобные аксессуары просто не имели былой актуальности и привлекательности для покупателей.

К радости многих мастеров, сегодня соломенные изделия популярны и востребованы. Они несут в себе определенную ауру и всегда помогают сделать интерьер квартиры и дома более уютным. Сегодняшний мастер – класс, научит вас выполнять поделки из соломки с минимальными затратами и максимальным удовольствием от процесса изготовления изделия.

Изучаем плетение из соломки для начинающих для создания шляпки

Сегодня, вы узнаете, как сплести детскую шляпку из соломы своими руками в домашних условиях.

Вам понадобятся:
  • Соломка
  • Схема.

Схемы по составлению шляпки из соломы вы сможете найти в интернете, их великое множество.

Пошаговая инструкция по изготовлению шляпки:
  1. Подготавливаете место для работы. Просматриваете материал, которым будете работать.
  2. Плетете согласно схеме. У каждой из поделок свои последовательные действия по работе с материалом. Поэтому, следуя им, вы без труда соорудите поделку.
  3. Если у вас есть тонкая резинка, то можете прикрепить её к готовой шляпке.
  4. Когда поделка будет готова, то можете украсить её всевозможными аксессуарами для того, чтобы украсить её.

Носите на радость!

Будем рады, если наш мастер – класс вам понравится и пригодится.

Видео по теме статьи

Мастер-класс. Осенние поделки своими руками.

Мастер-класс. Волшебная соломка. Панно «Нарциссы» (подарок ко Дню матери)

Мастер-класс рассчитан для учащихся 2-4 классов и старше, педагогов и родителей.

Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, оформление интерьера комнаты.

Актуальность

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Фантазия поведёт нас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Изготовление изделий из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Весной - травкой шелковистой;

Летом - нивой золотистой,

Ну, а зимнею порою -

Аппликацией - игрою.

Сухая очень ломка, зовут её…(соломка).

Всё оживает в умелых руках! Соломка - сухие стебли — замечательный материал для работы. Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Издавна применяет народ её для изготовления легких, прочных вещей. Из соломки делают шляпы, корзинки и сумки, коврики, мебель, бытовые предметы, игрушки. Можно выполнить соломкой и плоские украшения на коробочках, шкатулках.

С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая.

Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок и передавать красоту природы через создание настенных панно, используя соломку.

Задачи:

1. Познакомить с приёмами изготовления панно из соломки.

2. Развивать фантазию, кругозор, образное мышление и воображение, творческие способности и эстетический вкус в деятельности по составлению панно.

3. Воспитывать аккуратность, бережное и заботливое отношение к природе, трудолюбие при работе с природными материалами

Ведущей идеей является применение природных материалов для создания красоты вокруг себя, умение передать красоту природы через создание настенных панно из соломки, и подарить людям радость и хорошее настроение.

В основе работы лежит создание панно и воплощение их в реальность как результат творчества, поиска нового, оригинального.

Инструменты и материалы

Кисточки № 1, № 2

Клей ПВА.

Лак ПФ - 283

Ватные диски.

Самоклеющиеся обои.

Листы бумаги в клетку.

Соломка (пшеницы).

Охрана труда

Опасности вработе:

травма руки ножницами;

покрытие изделия лаком;

глажение горячим утюгом.

Заготовка соломы

Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Она является дешёвым и доступным материалом для аппликации.

Сухая солома - хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами — глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета — позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли надо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков.

Срезанную соломку разрезают на части по узлам — так удобнее хранить материал. Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты.

Приготовление соломки к работе.

Если работу будут выполнять младшие школьники, то соломку желательно чтобы приготовили взрослые (учитель или родители).

1.Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком. Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на несколько часов. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной и легко сгибается и плетется.

Не следует замачивать колличество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

2. Для выполнения плоских аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты.

Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

3. Разгладить горячим утюгом каждую полоску. Готовые полоски сложить в коробочку.

Технология наклейки соломенных полос.

Технология наклейки соломенных полос — важнейший этап работы.

Разглаженные полоски соломки наклеить клеем ПВА на листки бумаги (из тетради) плотно друг к другу, подбирая их по цветовой гамме, чтобы не было просветов.

Сразу эти листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс, между книгами.

Технология выполнения аппликации из соломки.

Процесс выполнения аппликации из соломки делится на следующие этапы :

1. Выбор эскиза.

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании — круглые или овальные.

Рис. 1. Спиральное плетение: а — начало плетения; 6 — соединение жгута бечевкой; в — приспособление для контроля за толщиной жгута; г — окончание плетения; д — челнок для стягивания жгутов.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок увеличиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают «холостые» обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки. Чтобы укладываемый жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы толщина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контролировать с помощью металлической или пластмассовой трубки (в). Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечевкой, и соединение жгута становится почти незаметным. Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4-7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образовавшимся дужкам. Последний виток спирали оплетают лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвращаясь назад, заплетают просветы. Если жгуты обматывают не очень толстыми бечевками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, которые могут служить подставками, ковриками. Если необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении — сужается.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой. Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом. Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину. Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а — полотняное, б — диагональное.

Плоские плетенки. Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плоских плетенок: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки, «зубатки».

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:
— брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;
— соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;
— плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;
— наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;
— наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;
— загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;
— плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;
— толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;
— законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Для плетения трехконцовки (рис. 3) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 — под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения. Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой — вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г). После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

Пятиконцовка (рис. 5) получается несколько шире.
Вариант I: Заплетают ее, взяв в руки три соломины. Соломины 2 и 3 огибают одновременно вокруг соломины 1 так, чтобы между их концами получился прямой угол (I — а, б). Соломину 1 сгибают влево и подсовывают под соседнюю соломину 3 (I — б). Затем сгибают соломину 3 с левой стороны, располагая ее над соломиной 2, и подсовывают под соломину 1 (I — б, в). Соломину 2, находящуюся справа, переплетают с соломинами 3, а соломину 2 (слева) — с соломинами 1 и 2 (I — в, г). Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Рис. 5. Плетенка-пятиконцовка.

Вариант II: Плетения пятиконцовки начинают, как при заплетании плетенки-четырехконцовки, используя всего две соломины. Их располагают под углом друг к другу (II — а), а затем переплетают, как четырехконцовку (II — б, в). На следующей стадии вставляют в плетенку соломину 3 и, поочередно сгибая крайние соломины, переплетают их с другими, находящимися в плетенке (II — г, д).

Плетенку-шестиконцовку (рис. 6) плетут с помощью специальной булавки, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины зажимают булавкой под определенным углом (а) и перегибают в месте ее закрепления (б). После этого начинают переплетать соломины, не беспокоясь, что они рассыплются. Находящуюся в середине соломину 3 переплетают с соломинами 1 и 2 (в). С ними же переплетают также находящуюся справа соломину 3 (в, г). Затем крайнюю слева соломину 1 переплетают с соломиной 2 и двумя соломинами 3 (г, д). В той же последовательности плетут дальше. Когда все соломины будут неоднократно переплетены, булавку вынимают.

Рис. 6. Плетенка-шестиконцовка.

Плетенка-шестиконцовка, как и все другие плоские плетенки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем плетенки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются сильнее тех, что сплетены из нечетного числа соломин. Поэтому готовые плетенки увлажняют и разглаживают горячим утюгом, а затем сворачивают в рулончики, перевязывают в нескольких местах бечевкой и хранят в сухом месте.

Плетенку «зубатка» (рис. 7) используют для сшивания шляп, сумок, оформления краев изделий, декорирования соломенной скульптуры и т.д. Она имеет зубчатые края, красивый рисунок, проста в исполнении. Плетенка не растягивается, но в то же время способна изгибаться.

Рис. 7. Плетенка «зубатка».

Начинают плести «зубатку» так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим.

Объемные плетенки. Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т.д. Используют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления украшений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т.д.).

Наиболее простой и пластичной объемной плетенкой является цепочка (рис. 8). Ее можно растянуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Заплетается «цепочка» из одной соломины, которую сгибают под углом 45° (а). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (б). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из концов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения «цепочки» нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.

Рис. 8. Объемная плетенка «цепочка».

Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них — квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (б — к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л).

Рис. 9. Плетение квадрата.

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника — это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника — четыре. Поскольку каркас крестовины полностью оплетается соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоугольников на стенках деревянных или картонных шкатулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетенная из соломы двух цветов, расположенных в определенном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

Если немного пофантазировать, то из соломки на основе многоугольника можно изготовить множество ярких елочных украшений (рис. 10). При этом крестовины делают из длинных соломин, затем их сгибают и соединяют различным образом.

Рис. 10. Елочные украшения из соломки.

Отделочные плетенки. Они бывают двух видов: плоские и витые. Плетут их как минимум из четырех соломин. Используют для отделки сшитых из плоских плетенок изделий, а также различных шкатулок и коробочек. Отделочные плетенки пластичны, хорошо изгибаются, из них можно выкладывать разные формы, а если вставить в плетенку проволоку, то она сохранит заданный изгиб. Витую плетенку можно выполнить в виде расширяющейся или сужающейся спирали. Этого достигают за счет утолщения каркаса в нужном месте или за счет специальной укладки соломки. Такие плетенки получаются легкими, ажурными. Обычно для отделочных плетенок используют тонкую солому верхней части стебля.

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой — ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Рис. 11. Плетение плоской отделочной плетенки.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных — ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Рис. 12. Плетение витой отделочной плетенки.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 — на 3, а 7 — на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания — встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Рис. 13. Сшивание плоских плетенок встык.

Уступом сшиваются плетенки для всевозможных головных уборов, сумок, абажуров и других изделий, показанных на рис. 14. Рассмотрим этот способ скрепления плетенок на примере изготовления шляпы. Для нее потребуется сплести 15-20 м «зубатки», которую перед сшиванием обязательно нужно увлажнить, тогда она хорошо будет выкладываться по форме и не расщепляться при прокалывании иглой. Сшивают по спирали. Шляпа, как известно, состоит из донышка 2 (рис. 14), тульи 3 и полей 1. Сшивать начинают с донышка. Вокруг конца «зубатки», отогнутого на 5 см, выкладывают по овалу витки ленты плетенки. На закругленных участках слегка растягивают ее по внешней стороне. Каждый виток накладывают на предыдущий на 1/3 ширины ленты и пришивают. Шить следует нитками под цвет соломки, делая стежки не более 2-3 мм и стараясь размещать их на зубчиках. После того как будет сшито 8-10 витков (размер шляпы 56-58), очередной виток отгибают от прошивки вниз, а последующие витки выкладывают по его периметру и выстрачивают тулью высотой 6-7 см. Чтобы вывести из цилиндра тульи плоские поля шляпы, внешний край десятого витка припускают в длину и отгибают вверх. Для полей достаточно сшить 8 витков. Конец «зубатки» подшивают под предыдущий виток. В процессе сшивания необходимо помнить, что если плетенку припускать — форма изделия увеличится, если натягивать — уменьшится.

Рис. 14. Изделия из плоских плетенок, сшитых уступом.

Таким же образом изготавливают изделия полусферической формы — чашу, блюдо, короб, поднос. Укладывают увлажненную плетенку, изгибая ее по спирали. Каждый новый оборот спирали накладывают на предыдущий с уступом 2-6 мм. Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шириной 10 -12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой — не менее 50 м плетенки.

Готовое изделие выравнивают, постукивая молотком по его поверхности или прогладив утюгом через мокрую ткань.

Соломенная скульптура. Искусство соломенной пластики — один из наиболее трудных видов соломоплетения. Кроме ремесленных навыков свободного владения материалом оно требует особого чутья формы, объема, знания художественных особенностей соломки, умения подметить и передать характерные черты изображаемого. Для скульптуры берут верхнюю, более тонкую и длинную часть ржаной соломы. А если фигура крупная, то и весь стебель. Каркас делают из пучка распаренной соломы; конструктивные узлы перевязывают толстыми нитками или проволокой очень туго. Обычно перевязки прикрывают соломенной лентой. Для наполнения объема скульптуры используют бумагу, вату, ткань, для передачи движения и устойчивости — гибкую проволоку. После окончания плетения фигурку оборачивают лентами из мягкой ткани до ее окончательного высыхания.

На рис. 15 показаны этапы изготовления лошадки — традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги — из первого, туловище и хвост — из второго, задние ноги — из третьего. Гриву и уши делают отдельно.

Рис. 15. Изготовление соломенной лошадки.

Процесс изготовления: 1 — перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 — выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 — делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 — оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 — отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 — делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза — внизу и посередине.

Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым.

Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами.

Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.

Соломенный «паук». Это подвесная декоративная конструкция, одно из интересных изобретений народного соломоплетения. Собранные из нескольких десятков, а то и сотен соломенных трубочек, «пауки» почти невесомы. Беспрестанно вращаясь под потолком, они мерцают фантастическим золотистым узорным блеском. Тело «паука» — пространственная конструкция, несущая декоративные элементы, похожая на паутину. Для него характерны ажурность, геометризм форм, соразмерность частей. В белорусском соломоплетении наиболее традиционны «пауки» пирамидальной и ромбической форм.

Рис. 16. Изготовление «паука».

Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов (рис. 16). Чтобы связать ромб, сначала нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем их нанизывают на нить с помощью толстой иглы. Четыре крайние соломины связывают в квадрат, у одной из сторон которого размещают две соломины так, чтобы получился треугольник. Такие треугольники выполняют на каждой стороне квадрата. Первую пару соломин треугольника перекручивают через основание к центру квадрата, вторую пару — от центра, третью — к центру, четвертую — от центра. Когда будет перекручена четвертая пара, оставшийся конец нитки связывают с другим концом. В результате должна получиться плоская фигура с квадратом в центре. Чтобы получить пространственную ромбическую фигуру, нужно поднять вверх второй и четвертый треугольники и связать их вместе, а первый и третий — отвести в противоположную сторону и тоже связать. Для того чтобы соломенные трубочки не разрезались нитью, их следует увлажнить перед сборкой ромбов. Для обеспечения жесткости конструкции в целом можно в основной несущий ромб вдеть гибкую проволоку, углы же остальных ромбов зафиксировать клеем ПВА.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность