Примерная тематика уроков-бесед на нравственно-духовные темы. Беседа для младших школьников «Твой внешний вид Тематика беседы с младшими школьниками

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Беседа для учащихся начальных классов «Поведение на улице»

Цель: формировать навык культурного поведения на улице.

Ход мероприятия

Культура общения — это не только умение принять гостей, хорошо вести себя в театре или в библиотеке. Это еще и поведение на улице. А что значит вести себя на улице правильно? Какие правила мы должны соблюдать?

Ситуация 1 . Представьте, что мы с вами на улице наблюдаем за группой ребят, которые громко смеются, разговаривают друг с другом, не обращают внимания на прохожих, нечаянно задевая их...

— Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать внимание окружающих. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Выводы : воспитанный человек не разговаривает и не хохочет слишком громко; не стоит посередине улицы, обходит встречных прохожих с правой стороны; ни в коем случае не мешает движению пешеходов, не толкается.

Ситуация 2. Пожилая женщина попросила ребят говорить тише на улице. Ребята же ответили: «А что, мы мешаем? А может, вы нам больше мешаете».

— Прокомментируйте поведение учащихся. (Ответы детей.)

Вывод: культурный человек не делает замечаний незнакомым людям, не вступает в перепалку, тем более если перед ним пожилой человек.

Ситуация 3 . Мама с маленькой Катей пришла в сквер. Кате в сквере не понравилось, потому что на газонах валялось много пустых бутылок, пакетов, ореховой скорлупы... «Как здесь грязно! Пойдем, мама, отсюда!» — попросила Катя маму и потянула ее прочь из сквера.

— Кто виноват в том, что в сквере так грязно? (Ответы детей.)

Маленький дворник с огромной метлой,

Что ты сегодня усталый и злой?

«Встал я с рассветом, метлой помахал,

Двор весь подмел я и мусор собрал.

Сел отдохнуть... Оглянулся — позор!

Снова повсюду откуда-то сор».

М. Хаткина

Вывод: культурный человек не позволит себе есть, сидя в сквере, и тут же выбрасывать на газоны обертки от конфет, орешков, чипсов и т. д.

Французские школьники, их учителя и родители придумали интересную акцию: они купили зеленые резиновые перчатки, зеленые полиэтиленовые мешки и с плакатами «Пусть Земля будет чистой!» вышли на улицы городов. Защитники чистоты собрали много мусора, а родители вывезли зеленые мешки с мусором на свалку. Прекрасная акция, но лучше давайте не сорить!

Игровой момент: восстановите пословицу.

(Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!)

Ситуация 3. Вы приехали в чужой район крупного города. Вам трудно сориентироваться.

— Как вы обратитесь к прохожим, чтобы узнать дорогу? (Ответы детей.)

— Какими словами следует поблагодарить прохожего, давшего ответ на ваш вопрос? (Ответы детей.)

Запомните, что слова «спасибо», «благодарю вас» как нельзя лучше подходят к данной ситуации.

— А как вы ответите человеку, который обратился к вам с просьбой объяснить дорогу, если сами точно не знаете, как пройти в нужное место? (Ответы детей.)

Вывод: вежливый отказ — тоже признак хорошего тона.

Запомните: в различных ситуациях на улице нужно помнить о вежливости. Используйте чаще слова-просьбы «будьте добры», «прошу вас», «будьте любезны», «могу ли я обратиться к вам с просьбой» и др.

Нравственное просвещение учащихся в начальных классах имеет целью формирование основ нравственно-этической культуры личности. Достижение этой цели предполагает целенаправленную педагогическую работу на уроках, во внеурочной деятельности, создание в коллективе благоприятного морального климата. Традиционно с младшими школьниками. проводятся этические беседы на классных часах или специально организованные этические занятия.

Задачи этических занятий в начальных классах:

Разъяснение учащимся норм и правил поведения в обществе, сущности нравственных качеств личности, мотивов и значимости нравственных поступков;

Помощь учащимся в осознании мотивов собственного поведения, формирование умения соотносить поступки с моральными нормами и предвидеть последствия своего поведения;

Развитие высших нравственных чувств и переживаний, гуманного отношения к людям, ко всему живому;

Выработка конкретных практических навыков и привычек культурного образа жизни и поведения.

Урок этической грамматики планируется и подготавливается заранее, посвящается определенной теме. Тематику и содержание занятий следует строить с учетом постепенного накопления учащимися знаний и представлений по вопросам нравственного поведения, а также содержания уроков чтения, курса «Человек и мир», уровня воспитанности учащихся.

Тематика занятий разнообразна. Все темы можно сгруппировать следующим образом:

1) о культуре повседневной жизни ;

Культура речи и общения;

Культура внешнего вида;

Культура поведения в общественных местах (в школе, на улице, в театре, в библиотеке, магазине, на выставке);

Здоровый образ жизни, физическая культура;

Культура поведения в природе, отношение к животным;

Отношение к созданным трудом людей материальным ценностям – личным вещам, предметам, хлебу, книге, школьному имуществу и т.п.

Отношение к прекрасному, элементарная эстетическая культура;

Культура быта;

Культура чувств (проявление гнева, радости, симпатии, благодарности и т.п.);

Элементарная финансово-экономическая культура (отношение к деньгам, разумные потребности).

2) о доступном пониманию младших школьников нравственном качестве личности (товарищество, правдивость, щедрость, вежливость, трудолюбие, аккуратность, организованность, скромность, настойчивость, смелость, чуткость, бережливость, справедливость и др.).

Определив тему урока этической грамматики, учитель подбирает необходимый материал (рассказы, сказки, стихи, пословицы, фрагменты мультфильмов, жизненные ситуации, материалы периодической печати), продумывает план занятия, необходимое оборудование (музыкальное оформление, рисунки, плакаты, атрибуты для инсценировок). К подготовке занятий могут привлекаться учащиеся.


Перед занятием возможно проведение и анализ письменного опроса учащихся, мини-сочинений, рисунков на данную тему. Это позволит выяснить уровень знаний и представлений, отношение учащихся к проблеме.

Одно из важных требований методики проведения уроков этической грамматики – логическое, последовательное построение материала, постепенное подведение учащихся к главным выводам, нравственным суждениям, осознанию мотивов поведения.

Методика построения занятия предполагает определенную логику :

Вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные вопросы);

Разъяснение смысла понятий, нравственной сущности качества;

Игровые упражнения, анализ ситуаций, игры;

При этом важно с учетом возраста детей разнообразить виды деятельности. На занятии учащиеся слушают и размышляют, читают стихи, играют, показывают инсценировки, слушают музыку, рисуют.

Вступительная часть, как правило, непродолжительна по времени. Здесь главное – вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, рассуждение педагога о жизненных ситуациях и др.

Для разъяснения понятий, норм поведения, нравственной сущности качеств личности рекомендуются такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение» и другие.

Задушевный и в то же время глубокий разговор невозможен без вопросов к воспитанникам. Формулирование вопросов требует высокого уровня мастерства педагога. «Вопрос, задаваемый педагогом детям, – пишет Ш.А.Амонашвили, – это клеточка не только методики, но и всей педагогики». Поэтому особое внимание в разработках этических занятий надо уделять тщательно продуманным вопросам к детям по обсуждаемой теме . Предпочтение дается не репродуктивным вопросам, а тем, которые заставляют думать, начинаются со слова «почему», стимулируют глубокие размышления над мотивами поведения.

Работа с пословицами, афоризмами традиционно широко используется на этических занятиях. Можно предложить следующие приемы работы с пословицами :

Составить маленький рассказ по пословице;

Нарисовать рисунок;

Объяснить значение пословицы;

Привести примеры, раскрывающие смысл пословицы;

Придумать пословицу или дописать;

Составить пословицу из предложенных слов.

Чем старше дети, тем больше возможностей использовать на занятии элементы дискуссии . К примеру, можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Н.Е. Щуркова). Ученикам предлагается высказаться по поводу утверждений, абсурдных с точки зрения моральных норм. К примеру, предлагаются следующие утверждения:

Девочкам не надо учиться быть хозяйственными

Телевизор очень полезен для здоровья

Мужчина должен быть нежным и ласковым

Дисциплина в школе приносит большой вред и т.п.

Подобные утверждения можно легко сформулировать на основе стихов Григория Остера.

Важное условие успешности проведения этических занятий – отказ от прямого морализирования , назидательных увещеваний, создание благоприятной доверительной обстановки. В воспитательных беседах

необходимо избегать прямых внушений типа: "вы должны соблюдать правила поведения", "а вот некоторые дети почему-то этого не делают", "нельзя забывать волшебные слова", "давайте всегда будем вежливыми и добрыми" и т.д.

При проведении этического занятия целесообразно использовать игры, упражнения, анализ ситуаций, инсценировки и другиеактивные методы работы .

Например:

Игра « Ромашка». На сердцевинке бумажного цветка пишется ключевое понятие или фраза, а на лепестках учащиеся записывают, что означает это слово, как проявляется данное качество и т.п.

Составление в микрогруппах перечня определенных правил поведения.

Коллективное (или в микрогруппах) составление письма-послания, письма-обещания, мини-рассказа, сказки-эстафеты, панно, символического изображения определенного качества.

Игровые упражнения: «Фея Утешительница», «Министерство поздравлений», «Хозяйский глаз», « В транспорте», «На дне рождения» и др.

Прием «Свиток». Учитель задает какой-либо вопрос. Ученики передают по цепочке длинный листок бумаги, на котором по очереди записывают свой ответ, после чего загибают листок. Затем все ответы зачитываются, комментируются, обобщаются учителем.

Обсуждение ситуаций. Например, можно предложить следующие ситуации:

1).Представьте себе, что вы идете домой из школы и видите, как мальчик толкает в лужу маленькую девочку. Туфли ее намокли, бант еле держится, по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

2). Мальчишки поймали котенка и решили сбросить его с девятого этажа, чтобы посмотреть, как он будет лететь.

3). Олег всегда любил быть первым. Когда класс строился, он часто грубо отталкивал ребят, кричал, что это его место.

4). В классе четверо: две девочки и два мальчика. Девочки убирают класс, мальчики что-то пишут.

Что вы здесь делаете? - спрашиваю.

Мы парты моем, а эти двойки переписывают.

Да-да! - радостно воскликнула другая девочка. - У Ивана аж восемь ошибок! А у нас ни одной!

5). Витя и Саша играли в шашки. Поняв, что проигрывает, Витя начал играть нечестно. Тогда Саша рассердился и сбросил с доски все шашки. А Витя пошел и пожаловался учителю.

6). Звонит телефон:

Алло! Мне Игоря! Нету? Ну, ладно. Кто спрашивает? Так, друг один…Ладно, я позвоню позже…Разбудил??? А вы что, уже спали? Так рано? Ну, пока.

7). Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что сейчас она не может купить их, так как нет денег. Но Дина продолжала требовать, кричала, что мама ее не любит, а потом оделась и ушла, хлопнув дверью.

При анализе ситуации следует избегать прямолинейных сравнений, вопросов типа «А у нас в классе есть такие ребята?» Лучше сказать: «Я думаю, среди вас нет таких» или «Задумайтесь, ребята, и не поступайте так, как герой нашего рассказа». Особенно тактичным должен быть учитель при обсуждении случаев, касающихся личных, внутрисемейных отношений.

Методика проведения этического занятия в 1-2 классах и 3-4-м имеет свои особенности:

Во-первых, по тематике и содержанию занятий. Для малышей подбираются темы, посвященные самым элементарным нормам, простым качествам (аккуратность, вежливость, товарищество, справедливость, щедрость и т.п.) Широко используются игры, сказки, стихи.

В 3-4 классах может быть разговор о доброте, скромности, бескорыстии, деликатности, культуре общения, здоровом образе жизни, правах человека и т.п. Подбирается более глубокий и объемный литературный материал, для анализа включаются ситуации, предполагающие неоднозначное решение (ситуации-коллизии), даются определения нравственных качеств (положительных и отрицательных).

Во-вторых, по степени участия детей в поиске и подборе материала , в подготовке инсценировок, изготовлении наглядности. Естественно, чем старше дети, тем активнее их можно привлекать к подготовке занятия.

В-третьих, по методам и формам организации беседы . Если в 1-2 классах ведущее место занимают игры, упражнения, рисунки, анализ простых ситуаций, чтение стихов, то в 3-4-х занятие может быть проведено в форме устного журнала, дискуссии, спектакля, конкурса, турнира-викторины, конференции.

В- четвертых, по продолжительности . В 1-2 классах время проведения этического занятия 25-30 минут, в 3-4 классах – 45-50 минут.

Методически правильное проведение занятия по этической грамматике свидетельствует о высоком уровне общей и нравственной культуры, профессионализме педагога, его эрудиции, знании психологии детей, способности к педагогической импровизации.

Типичные недостатки в проведении этических бесед:

1.Неудачный выбор темы занятия (слишком легкая или слишком сложная; формальная, неактуальная, далекая от повседневной жизни детей, а также объединение в одну тему нескольких самостоятельных проблем).

2.Однообразные формы, приемы проведения беседы. Пассивность детей.

3.Литературный материал, содержание вопросов не интересны детям, не задевают их чувств.

4.Отсутствие логики, взаимосвязи частей беседы.

5.Назидательный характер разговора, морализирование, отсутствие проблемных вопросов, ситуаций, требующих неоднозначного решения.

6.Шаблонное начало и завершение беседы.

7.Не продуманы условия, обеспечивающие доверительный характер разговора (место, время, обстановка, атмосфера, возможность свободного обсуждения).

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами…

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

Общешкольные мероприятия:

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
- здоровый образ жизни в доме и школе;
- ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
- успеваемость и поведение вашего ребёнка;
- помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

Охрана здоровья:

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками