День посвящения в лицеисты. Сценарий праздника. Внеклассное мероприятие « Царскосельский лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию Сценарий праздника лицея день заветный

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея

  1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

2. Ведущий 1:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

Ведущий 2:

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 201 год со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Ведущий 1:

А мы 19 октября называем Днём гимназии. А значит, он и наш праздник, так как все мы юные гимназисты!

Звучат фанфары.

На экране – слайды с видами Царского Села

3. Ведущий 2:

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Ведущий 1:

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

Ведущий 2:

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

Ведущий 1:

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь.

Ведущий 2:

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени.

Ведущий 1:

Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

– Нет, не удерешь, Кюхля!

– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

4. Ведущий 2:

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.

Директор лицея Василий Федорович Малиновский

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.

Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

Ведущий 1:

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права.

Император: «В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титул ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях.

От воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы. Воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10-ти до 12-ти лет и при том представлять свидетельства о своём дворянстве».

Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!

Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хоть люди они крепостные!

Телесные наказания запрещены!

Лицей будет иметь особенный мундир, НАМИ определённый».

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Ведущий 1: Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный пламень,

Им чистая лампада возжена…

Звучат фанфары.

Директор Малиновский:

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г. :

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Звучат фанфары.

Ведущий 2:

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Ведущий 1:

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Малиновский объявляет:

(выходят ученики в роли прославившихся лицеистов и рассказывают интересные факты из их жизни).

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Император удаляется.

Ведущий 2:

Прощаясь с первым лицейским выпуском 2-ой директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт подвёл итоги шестилетнего обучения так:

«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Ведущий 1:

И они будут помнить Лицей, ставший им вторым домом, своих верных друзей и уважаемых наставников. Об этом прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея, написанная 18-летним Антоном Дельвигом:

Чтец 1:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Чтец 2:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

Чтец 3:

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да,

неправде - нет.

Чтец 4:

В несчастье - гордое терпенье.

И в счастье -

всем равно привет!

Чтец 5:

Шесть лет промчалось,

как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Чтец 6:

Прощайтесь, братья,

руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Вместе:

Судьба на вечную разлуку,

Быть может,

здесь сроднила нас!


Император Александр I – __________________.

Императрица Елизавета Алексеевна – __________________.

Фрейлины двора

Фрейлина 1 – __________________.

Фрейлина 2 – __________________.

Фрейлина 3 – __________________.

Фрейлина 4 – __________________.

Фрейлина 5 – __________________.

Фрейлина 6 – __________________.

Фрейлина 7 – __________________.

Лицеисты

Пушкин – __________________.

Дельвиг – __________________.

Пущин – __________________.

Кюхельбекер – __________________.

Малиновский – __________________.

Корсаков – __________________.

Вольховский – __________________.

Горчаков – __________________.

Данзас – __________________.

Матюшкин – __________________.

Директор Царскосельского Лицея __________________.

Софья Андреевна Малиновская (жена директора)– __________________.

Анечка Малиновская (дочь директора) – __________________.

Екатерина Бакунина (сестра лицеиста) – __________________.

Распорядитель бала – __________________.

Сценарный ход

Зал оформлен баннером и драпировками штор. По бокам стоят диванчики и стулья. Звучит фоновая № 1, в зал входят гости (все, кроме 11 классов и фрейлин). Дамы рассаживаются на диваны, кавалеры встают рядом с ними. Музыка затихает, и в центре зала появляется директор Лицея.

Директор Лицея __________________.
: Друзья мои! Год минул, как раздался глас отечества, в недра свои впервые вас призвавшего. Из родительских объятий вступили вы под кров сего священного храма наук, высочайшей милостью учрежденного. Тогда еще дремал Наполеон, и беззаботными отроками расцветали вы под сенью царскосельских садов. Ныне же кровавая забота обняла Отечество наше. Грозный враг ликует в сердце России и иные, знаю, с досадою проклинают юные свои лета и суровые узы наук, кои удерживают вас вдали от полей бранных. Утешьтесь: Государь и наставники ваши единственной целью имеют воспитать из вас истинных сынов Отечества, способных иметь непосредственное влияние на благо целого общества на поприще воинском и гражданском. Мужество, терпение и любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями. Сие говорю я вам по повелению Государя, в знак своего благорасположения вновь почтившего своим присутствием стены Лицея.

Фоновая № 2. Входная дверь открывается, входит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала:
Приветствуем августейшую фамилию!

Звучит торжественный марш; в зал входят Император и Императрица, за ними следует двор (учащиеся 11 классов и фрейлины).

Распорядитель бала: Дамы и господа, полонез!

Фрейлина 7: Полонез – польский национальный танец в умеренном темпе. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Происхождение танца обычно относят к эпохе, когда Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III) был избран на польский трон (1573); польские придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В результате тесных связей между Польшей и Саксонией (саксонский курфюрст Август стал королем Польши в 1697) полонез вошел в моду в Германии и оттуда распространился по всей Европе.

Звучит мелодия полонеза, исполняется танец. После танца Император и Императрица занимают почетные места, двор рассаживается, и начинается представление лицеистов.

В центр зала выходит директор Лицея.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество, мы счастливы лицезреть Вас (поклон ) и Вашу августейшую супругу (поклон ) в стенах основанного вами Царскосельского Лицея и просим вашего дозволения начать бал, сему радостному событию посвященный, представлением воспитанников.

Император милостиво кивает. На протяжении всего представления звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГОРЧАКОВ!

Под закадровый текст входит Горчаков и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Директор Лицея __________________.: БАРОН АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ!

Под закадровый текст входит Дельвиг и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Директор Лицея __________________.: ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАЛИНОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Малиновский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Распорядитель бала: Ваше императорское величество! Позвольте в честь Вашего прибытия от лица наставников и воспитанников Лицея преподнести Вам и вашей августейшей супруге сей скромный дар.

Звучит мелодия венского вальса, Иванушкин Артем и Попова Диана исполняют танец. По окончании танца пара кланяется императору. Император благосклонно кивает. Кавалер отводит даму на место и возвращается к остальным представленным воспитанникам. Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.:

Император:
Дозволяю!

Директор Лицея __________________.: ИВАН ИВАНОВИЧ ПУШИН!

Под закадровый текст входит Пущин и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

:
ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР!

Под закадровый текст входит Кюхельбекер и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ВОЛЬХОВСКИЙ!

Под закадровый текст входит Вольховский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.

Этот список – сущи бредни!

Кто тут первый, кто последний?

Все нули, все нули!

Ай, люли, люли, люли!

Покровительством Минервы,

Пусть Вольховский будет первый!

Мы ж нули, мы нули!

Ай, люли, люли, люли!

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император (выслушав и благосклонно улыбнувшись) : Почтеннейший Василий Федорович! Среди гостей я вижу дам и кавалеров в летах более юных, чем воспитанники ваши. Кто они?


Это, Ваше Величество, братья и сестры лицеистов. В соответствии с высказанным Вашим Величеством пожеланием, один праздничный день в году Лицей открыт для посещений его родственниками воспитанников.

Император: И что, они столь же хороши в науках и искусствах, как и старшие братья их?

Директор Лицея __________________.
(с улыбкой) : Пока они сильнее в искусствах, Ваше Величество.

Выходит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.

Распорядитель бала: Дамы и господа, менуэт!

Фоновая № 4. Выходит Фрейлина 1, делает реверанс Императору и Малиновскому.

Фрейлина 1:
Милостивые государи и государыни! Менуэт – танец в умеренном темпе. Название его происходит от французского слова menu, означающего «маленький шаг» или от amener – старофранцузского танца. Менуэт был основным придворным танцем с середины 17 по середину 18 века. Изначально это был сельский танец, но затем он превратился в образец французского придворного балета. Жан Батист Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе и не выходил из моды до начала 19 века.

Звучит мелодия менуэта. Исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт»).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приветствуем кавалерственных дам ордена Святой Екатерины!

Звучит мелодия менуэта Моцарта. Исполняется танец (учителя).

Звучит фоновая № 3.

Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество! Испрашиваю милостивого дозволения продолжить представление воспитанников Лицея, Вами основанного.

Император:
Дозволяю!
Директор Лицея __________________.: КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС! Под закадровый текст входит Данзас кланяется императору, после представления встает рядом с директором. Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.Директор Лицея __________________.: ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ МАТЮШКИН! Под закадровый текст входит Матюшкин кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Императрица встает и подходит к императору и Малиновскому

Императрица: Почтеннейший Василий Федорович! Скажите, танцуют ли Ваши воспитанники тот новый модный танец, что пришел к нам из Пруссии и зовется walzen? Сама я не любительница его с позиций нравственных, но фрейлины мои без ума от него. Не порадуют ли их ваши воспитанники?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном императрице) : Извольте, Ваше Величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, вальс!

Последовательно исполняются два вальса 8-х классов и 10 Б класса.

Фоновая № 5

Императрица (обращаясь сначала к Малиновскому, затем к императору) : Благодарю Вас, Василий Федорович! (Императору) А все же мне более по душе англезы (улыбнувшись императору). И не только из соображений политических.

Распорядитель бала: Дамы и господа, контрданс «Вальс герцога Кентского»!

Выходит Фрейлина 2, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Фрейлина 2. Милостивые государи и государыни!Контрданс – старинный английский танец. На его британское происхождение указывает его другое название – англез. Около 1685 он распространился из Англии в Нидерланды и Францию и на долгое время стал одним из самых любимых европейских танцев. В России англез впервые появился при Петре I и назывался "английским танцем". В контрдансе часто используются народные наигрыши и другие популярные мелодии. Пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах.

Звучит мелодия контрданса. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к контрдансу!

Пары строятся четверками в две линии. Под счет с пояснением все пары танцуют одно проведение. Звучит мелодия контрданса. Танец исполняется повторно всеми парами.

Фоновая № 5Выходит Фрейлина 3, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.

Распорядитель бала: Дамы и господа, экосез!

Фрейлина 3: Милостивые государи и государыни!Экосез – старинный шотландский народный танец. Первоначально он танцевался в умеренном темпе и сопровождался волынкой. Позднее он стал веселым бальным парно-групповым танцем быстрого темпа. Экосез близок «англезу», который в конце 17 в. появился во Франции, а затем распространился по всей Европе. Экосез как музыкальная форма был известен во Франции с 1726 г.; первое упоминание экосеза в качестве танца относится к 1800 г., когда его начали танцевать в Германии. Германские танцмейстеры указывали на шотландское происхождение экосеза и утверждали, что в континентальной Европе он появился через англичан, т.е., вероятно, именно благодаря англезам. Экосез был особенно популярен в первой трети 19 в. в Германии, Англии и России; в других странах Европы и в Америке его танцевали мало или не танцевали вообще.

Звучит мелодия экосеза. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).

Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к экосезу! Вся колонна следует в выборе фигур за первой парой, поэтому просьба внимательно следить за ее движением!

Пары строятся в колонну. Звучит мелодия экосеза. Танец исполняется повторно всеми парами.

Император:
Василий Федорович, мы слышали от государыни, что супруга Ваша премило поет на домашних концертах. Не окажет ли она нам такой чести сегодняшним вечером?

(подводя к императору супругу.) :
Об этом следует спросить Софью Андреевну, Ваше Величество.

Софья Андреевна Малиновская: Я счастлива, что скромный мой дар удостоился внимания Вашего Величества. (
Делает реверанс императору. Император отвечает поклоном.)

Малиновская проходит к микрофону в центре зала. Звучит мелодия песни «Мы –эхо», исполняется песня.

Фоновая № 6

Императрица Елизавета Алексеевна (с волнением, беря императора за руки) :
Друг мой, не передать, как тронула струны сердца моего эта песня! (Малиновской, оставляя императора и беря ее под руку) Софья Андреевна, вы знаете, что я тоже не чужда музыке. Не поделитесь ли со мною нотами?

Софья Андреевна Малиновская (с реверансом) :
Я счастлива оказаться полезной Вашему Величеству. (берет императрицу под руку, обе удаляются, разговаривая)

Фоновая № 7.

Император
(Малиновскому) : Что наши лицеисты, Василий Фёдорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном) : Остались пииты наши, ваше величество! НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРСАКОВ!
Под закадровый текст входит Корсаков, кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..

Директор Лицея __________________.:
Александр Сергеевич Пушкин!

Пушкин выходит к микрофону в центре зала.

Пушкин:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

<…>
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега…

Император (Пушкину, с заметным волннением): Кем Вы доводитесь Василию Львовичу?

Пушкин (с поклоном) : Племянником, ваше величество.

Император (гостям) : Дарование одно другого замечательнее рождает прославленное в отечественных летописях семейство Пушкиных! (Пушкину ) Не растратьте Вашего таланта, юноша. Отечественная литература наша в нем нуждается. Я буду следить за успехами Вашими. (Пушкин кланяется императору.)

Оба представленных лицеиста отходят и садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.

Император
(гостям, заметно повышая голос). Милостивые государи и государыни! Сей час должно объявить вам радостную новость, которую получил я от графа Ростопчина. Враг наш со своими полками оставил столицу! Однако после поражение на поле Бородинском это уже не прежняя Великая армия, и светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский надеется на скорый разгром неприятеля и изгнание его из пределов Отечества!

Директор Лицея __________________.: Ужели не вспомним мы с благодарностию доблестных героев, защищающих родину нашу на полях войны Отечественной?

Звучит вступление к романсу «Генералам 1812 года». На экране показывается видеоролик, исполняется романс.

Фрейлина 4 (подходя к императору, с реверансом) : Дозвольте обратиться, Ваше Величество.

Император: Извольте, княжна.

Император склоняется к фрейлине, которая шепотом что-то говорит ему на ухо.

Император (с улыбкой): Милое дитя! (Малиновскому) Василий Федорович! Среди гостей я вижу довольно лейб-гусарских мундиров. А коли так, не должно ли распорядиться насчет мазурки?

Распорядитель бала: Дамы и господа, мазурка!

Фрейлина 4: Милостивые государи и государыни! Мазурка – польский по происхождению народный танец. Название его связано с местностью Мазовией, где он впервые появляется на сельских балах. В 18 веке, во время правления короля Августа III, мазурка становится танцем городским и придворным. Она состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры. Мазурка отличается сочетанием эмоциональности, удали и задушевности, что делает этот танец особенно привлекательным для военных и, разумеется, для их дам.

Звучит мелодия мазурки. Исполняется танец (9 классы).

Император:
Дамы требуют повторить, Василий Федорович!

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Извольте, Ваше императорское величество!

Распорядитель бала: Дамы и господа, прошу вас присоединиться к мазурке! Подобно экосезу, этот танец требует особого внимания к действиям ведущей пары!

Пары встают в круг. Звучит мелодия мазурки, исполняется танец.

Император (гостям) : Танцмейстеры говорят, что мазурка воспитывает удаль, менуэт создает царственную осанку, а полька способствует выносливости. (Малиновскому)
Так ли это, Василий Федорович?

Директор Лицея __________________.
(с поклоном и улыбкой) : Судя по юным нашим гостям, это совершенно справедливо, Ваше величество. Однако не помешает еще рас в сем удостовериться.

Распорядитель бала: Дамы и господа, полька!

Фрейлина 5: Милостивые государи и государыни! Полька – танец чешского происхождения, исполняемый в быстром темпе. Название его происходит от чешского слова půlka - половина, что указывает на размер танца. Для ритма польки особенно характерна отрывистость. Из Чехии танец в первой трети 19 века быстро распространился по всей Европе. Польку танцуют парами по кругу, весело и непринужденно.

Звучит мелодии польки, исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт».

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к польке!

Пары встают в круг. Звучит мелодия польки, исполняется танец.

Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Ваше императорское величество, я понимаю, что все французское ныне не в моде, но какой бал может обойтись без кадрили?!

Император:
Почтеннейший Василий Федорович, мне знаком иной способ танцевания кадрили, как исполняют ее в Североамериканских Штатах. Меня ему научил капитан экспедиции графа Резанова. Ежели вы распорядитесь насчет музыки, мы с удовольствием покажем ее вам.

Распорядитель бала: Дамы и господа, американская кадриль!

Фрейлина 6: Милостивые государи и государыни! Кадриль возникла во Франции в конце 18 в. и была весьма популярна до конца 19 в. Название ее связано с тем, что танец всегда исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями: «Штаны» (название популярной французской песенки), «Лето», «Курица» (наверное, самая ранняя мелодия, в которой имитируется куриное кудахтанье), «Пастораль» и «Финал»: к нему танцмейстер Трениц добавил шестую фигуру, которая стала носить его имя. Американская кадриль, в отличие от французской, характеризуется меньшим количеством фигур, но гораздо большей подвижностью и быстрым, все ускоряющимся к концу темпом.

Звучит мелодия кадрили, исполняется танец (10 А класс).

Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к кадрили! Напоминаю, что постоянное ускорение темпа потребует всего вашего внимания! Следите также за чередованием четных и нечетных пар, подобно тому, как вы делали это в контрдансе!

Пары встают в линии. Звучит мелодия кадрили, исполняется танец.

Фоновая № 8. К императору подходит гусар и вручает запечатанный конверт. Подходит императрица, лицо ее выражает волнение. Император вскрывает письмо, читает его и, вернув гусару, шепотом говорит ему что-то, затем встает и обращается ко всем гостям.

Император:
Милостивые государи и государыни, почтеннейший Василий Федорович! В милом вашем дружеском кругу я отдыхал сердцем и, признаться, забыл, что живем мы во время военное. С сожалением должен оставить вас, ибо неотложные дела призывают меня в столицу.

Распорядитель бала: Августейшая фамилия покидает бальную залу!

Император подает руку императрице, за ними в колонну выстраивается двор (11 классы и фрейлины). Под звуки марша они проходят по залу полный круг и выходят. Остальные гости в это время встают и делают реверанс (дамы) либо кланяются (кавалеры). Распорядитель выходит вместе с двором и закрывает двери зала. Когда двор покинул зал, все садятся.

Директор Лицея __________________. (гостям): Милый наш дружеский круг, как изволил выразиться государь, поредел, но дружества оттого, думаю я, не утратил. (Обращаясь к дочери)
Анечка, не споешь ли нам напоследок? Ту самую, что сочинил барон Дельвиг?

Анечка Малиновская: Извольте, папá.

(Екатерина Бакунина подает Анечке гитару. Исполняется песня на стихи барона Дельвига)

Промчатся годы, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
Уже отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Тебе, наш царь, благодаренье!
Ты сам нас юных съединил
И в сем святом уединенье
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.

Благословите положивших
В любви отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.

Фоновая № 8.

Распорядитель бала ( входя в зал): Августейшая фамилия изволит покидать Императорский Царскосельский Лицей! Пожалуйте к разъезду!

Все гости строятся за распорядителем и выходят из зала. Фоновая № 8 звучит в это время громко, слышны звуки фейерверка и приветственные крики за окнами. Бал закончен.

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

СЦЕНАРИЙ

литературного вечера,

посвященного ______ годовщине с основания

Царскосельского Лицея

«Отечество нам Царское Село…»

Цель: помочь учащимся почувствовать притягательную силу личности А.С.Пушкина, волшебную магию его стихов и прозы, ощутить подлинное величие школьного братства и

духовной близости учителей и учеников первого лицейского выпуска.

(Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки. Демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).

1-й ведущий: Уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном двухсотлетней годовщине Царскосельского Лицея!

2-й ведущий: Пушкинский Лицей! Пушкинский выпуск! Сколько легенд, сколько мифов вокруг этого первого выпуска! Каждый выпускник хотя и в разной степени, но принес славу Лицею, славу России!

1-й ведущий: Но мы вспоминаем этот выпуск не только поэтому. Для нас важно и то, что пушкинский выпуск доказал всем, что истинное школьное братство не выдумка учителей и писателей, оно на самом деле существует и будет существовать до тех пор, пока мы молоды и полны высоких стремлений и любви к Родине.

2-й ведущий: И каждый из нас сегодня мечтает о такой дружбе, о такой же духовной близости учителей и учеников, о таком же школьном братстве.

1-й ведущий: Может быть, не сразу, но именно Пушкин стал центральной фигурой этого прекрасного союза, его певцом, его духовным центром, Поэтому мы сегодня достанем с полки его портрет и снова увидим его молодым и веселым.

(Снова звучит та же музыка. Демонстрируется слайд: портрет молодого Пушкина).

3-й ведущий: Мы приглашаем вас, наших современников всего на двести лет назад, в первые десятилетия 19 века. Вот мы видим быстрого мальчишку со светло-русыми кудрями, который, расположившись в карете рядом с важным господином, собственным дядей, едет из второй столицы в первую.

4-й ведущий: Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня, чтобы на третий день к вечеру успеть в столичный город Санкт-Петербург. А потом еще на двадцать верст к югу, где мальчик увидит старинные дворцы и галереи, мраморные «призраки героев», девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин, -

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей…

(Снова демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).

3-й ведущий: Только не сидит еще на скамейке небольшого садика тот бронзовый отрок, который в наши дни встречает гостей, подперев курчавую голову рукою. Пока еще туда впервые едет отрок живой, превеселый, непоседливый…

4-й ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея», так что они могли считать себя и школьниками (им было в среднем лет по двенадцати) и студентами (потому что после окончания Лицея уже не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении).

3-й ведущий: Еще более года назад, 12 августа 1810 года, царь Александр 1 подписал проект, составленный всесильным в ту пору Михаилом Сперанским.

(Демонстрируется слайд: портрет М.Сперанского).

Старики называли его подьячим, а он, утвердившись во власти, издавал один указ за другим. Первый – о придворных званиях, второй – о гражданских чинах. Великосветские люди проводили жизнь в праздности, с колыбели получали чин камер-юнкера, а с ним и чин пятого класса. По новым указам сословие чиновников должно было бросить старые привычки и готовиться к экзаменам по естественному праву и математике. Наук испугались все. Учиться наукам по обязанности – не дворянское дело. Подьячий учинил хаос и все перевернул.

(Звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского).

1-й ведущий: (на фоне музыки) День министра кончался. Он взял с полки «Дон Кихота» и, раскрыв наугад, стал читать. Дружба толстого Пансы с сухопарым дворянином была самой высокой поэзией, которую он знавал. Одиночество исчезло. Почитав с полчаса, он отложил книгу и своим ровным круглым почерком написал на листке: «Об особенном лицее. Все состояния».

2-ведущий: Так появился проект о создании в двадцати верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.

(Звучит «Полонез» Ф. Шопена. Демонстрируется слайд: Царскосельский Лицей).

1-й чтец: 19 октября 1825 года опальный Пушкин напишет свое знаменитое стихотворение, посвященном 14-й годовщине со дня открытия Лицея. В нем будут такие строки:

Полней, полней! И сердцем возгоря,

Опять до дна до капли выпивайте!

Но за кого, о други, угадайте!

Ура, наш царь! Так выпьем за царя!

Он человек, им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим его неправое гоненье…

Он взял Париж, он основал Лицей!

(Демонстрируются слайды: портрет Александра, устав Лицея).

1-й ведущий: План особого учебного заведения Сперанский составлял вместе с Малиновским, который и должен был стать его директором. Новое училище должно было носить название античного ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Новая порода людей должна была возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодые люди брались из дворянских семей с различным достатком. Они составляли одно общество, без всякого различия в столе и одежде, преподавание должно было вестись на русском языке; в образе жизни и взаимном обращении следовало добиваться полного равенства.

3-й ведущий: - А будут ли телесные наказания?

4-й ведущий: Об этом осторожно спросил Малиновский.

1-й ведущий: - Нет, Василий Федорович.

2-й ведущий: Таков был короткий ответ Сперанского.

1-й ведущий: И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается.

3-й ведущий: Предстояло, однако, главное – выбор учителей.

(Демонстрируется слайд: портрет А.Куницына).

1-й чтец: ВЫ помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли, и встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…

(Звучит фрагмент стихотворения А.С.Пушкина «Была пора… наш праздник молодой…»)

3-й ведущий: Профессор Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам естественное право. Будучи человеком гуманистических убеждений, разделяющим просветительские взгляды на естественное равенство людей, Куницын оказал большое влияние на мировоззрение своих воспитанников, привил им ненависть к деспотии, уважение к человеческой личности. На открытии Лицея ему было предложено

выступит с речью.

(Звучит «Пассакалия» Г.Генделя – сначала тихо, затем громче, по нарастающей).

2-й чтец: (из дневника Куницына): « В день открытия с утра стали прибывать кареты. Мундиры поистине слепили глаза. Приехала из Гатчины старая императрица со статс-дамами и дочерью, великой княгиней, и, наконец, сам государь со свитой. Отслужив молебен, Лицей открыли. Василий Федорович Малиновский сказал свою речь. Он был бледен, запинался, и голос его не был слышен. Прочли список воспитанников и прочее, и тут настала мой черед. Я начал читать свою речь с неприятным чувством. Читал я громко, ибо меня предупредили, что государь глуховат. Постепенно стесненность моя исчезла. Когда я сделал нападение на аристократию, только и гордящуюся, что своими предками, некоторые гости хмурились, не скрывая неудовольствия, но государь, прислонив ладонь к уху, слушал внимательно. На следующий день Малиновский поздравил меня с орденом – за речь.

1-й чтец: (на фоне музыки)

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

ИМ чистая лампада возжена…

(Демонстрируется портрет юного Пушкина, звучит романс «Поднимем бокалы»).

2-й чтец: Друзья мои, Прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

1-й ведущий: В числе первых воспитанников Лицея, кроме Пушкина, были: Корф Вольховский, Горчаков, Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Илличевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и др.

3-й чтец: Товарищи! Сегодня праздник наш,

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирных чаш.

На пир любви душой стремлюсь и я,

Вот вижу вас, вот милых обнимаю,

Я праздника порядок учреждаю…

Я вдохновлен, о, слушайте, друзья…

Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!

Садитеся, как вы садились там,

Когда места в сени святого крова

Отличие предписывало нам.

Спартанскою душой пленяя нас,

Воспитанный суровою Минервой,

Пускай опять Вольховский сядет первый,

Последним я, иль Брольо, иль Данзас.

4-й ведущий: В числа, места («первый», «последний») любили играть лицеисты - всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами: по номерам комнат. Пушкин - № 14, а рядом №13 – Иван Пущин. Легкий стук в стенку был их условным знаком.

(Демонстрируется слайд: Комнаты Пушкина и Пущина).

Дружба, начавшаяся в Лицее, продлилась всю жизнь и воспета в стихах

…Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Пущин был первым из друзей, кто навестил Пушкина в Михайловском.

(Демонстрируется слайд: встреча Пушкина и Пущина в Михайловском. Звучит «Пастораль» Свиридова).

2-й ведущий: (из записок о Пушкине) «Кон несут среди сугробов, опасности нет… в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо – править не нужно. Скачем опять в гору, извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было сил остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…Я оглядываюсь… вижу на крыльце Пушкина босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило».

3-й ведущий: Разговоры были откровенными. Прщались далеко за полночь. «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось6 как будто чувствовали, что в последний раз вместе пьем и пьем на вечную разлуку…Кони рванули в гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мною..»

4-й ведущий: Вместе с другими декабристами Пущин был приговорен к ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина.

4-й чтец: Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

(Звучит «Вальс» Г.Свиридова. Демонстрируется слайд: Дельвиг- лицеист).

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

1-й ведущий: Дельвига Пушкин любил. В беспечности и лени Дельвига была какая-то храбрость, дерзость. Учился он плохо, его собственная лень доставляла ему видимое наслаждение. Небывалая, всепобеждающая и в то же время безобидная, простодушная леность стала основной темой лицейских преданий о Дельвиге.Однако не забудем, что речь идет о поэте, который уйдя из жизни в возрасте 32 лет, оставил потомкам около 200 произведений, не считая переводов; издавал 2 альманаха, сотрудничал во многих журналах и был деятельным участником нескольких литературных обществ.

2-й ведущий: Пушкин писал о Дельвиге: «Любббббовь к поэзии пробудилась в нем рано. Он знал почти наизусть «Собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. С Державиным он не расставался. Знал латинских инемецких поэтов».

2-й чтец: (стихотворение А.Дельвига «Друзьям»)

Я редко пел, но весело, друзья!

Моя душа свободно разливалась.

О Царский сад, тебя ль забуду я?

Твоей красой волшебной оживлялась

Проказница фантазия моя,

И со струной струна перекликалась,

В согласный звон сливалась под рукой,-

3-й ведущий: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига», - признавался Пушкин, горько оплакивая безвременную кончину своего друга.

3-й чтец: Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем весели мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш,

И наши песни тем грустнее.

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят -

Кто здесь, кто там: на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных,

Навек от нас утекший гений

(Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Кюхельбекер-лицеист).

4-й ведущий: Оказалось, что Вильгельм Кюхельбекер, который почти не знал русского языка, тоже пишет стихи. Все в нем возбуждало желание дразнить: походка, рост, глухота. Он был трудолюбив, упрям, тщеславен, обидчив. Плохо зная язык, он читал и писал по целым дням, вскакивал по ночам и писал в темноте.

4-й чтец: С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали,

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел;

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

1-й ведущий: Вильгельма любили. Но это не мешало смеяться над ним. А он готов был на месте убить обидчика – нрав у него бешеный.

Однажды Кюхельбекер вызвал на дуэль горячо любившего его, но не упускавшего случая подтрунить над ним Пушкина. Пушкин очень не хотел этой глупой дуэли, но отказаться было нельзя. Дельвиг был секундантам Кюхельбекера и стоял слева от него.

Когда Кюхельбекер начал целиться, Пушкин закричал: «Дельвиг, встань

на мое место, здесь безопаснее1» Кюхельбекер взбесился, рука дрогнула, он сделал пол-оборота и пробил фуражку на голове Дельвига. «Послушай, товарищ, - сказал Пушкин, - без лести – ты стоишь дружбы, без эпиграммы – пороху не стоишь», - и бросил пистолет.

(Звучит «Романс» Г. Свиридова)

1-й чтец (на фоне музыки):

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты,

Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, нетто ль и снами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

2-й ведущий: В декабре 1825 года Вильгельм Кюхельбекер на Сенатской площади среди декабристов. Затем арест, тюремные скитания, ссылка.

: ИЗ дневника Пушкина: «Вчерашний день был для меня замечателен…На станции едва я начал читать Шиллера, как вдруг подъехали четыре тройки с фельдъегерем…Один из арестантов с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили.»

Поминки нашей юности – и я

Их праздновать хочу. Воспоминанья!

В лучах дрожащих тихого мерцанья

Воскресните. Предстаньте мне, друзья!

Пусть созерцает вас душа моя,

Всех вас, Лицея нашего семья!

Я с вами был когда-то счастлив, молод, -

Вы с сердца свеете туман и холод.

Чьи резче всех рисуются черты

Пред взорами моими? Как перуны

Сибирских гроз, его златые струны

Рокочут: Пушкин, Пушкин! Это ты! любили

(Звучит «Романс» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Пушкин на экзамене).

3-й ведущий: Сначала его звали французом, потому что никто не писал инее говорил по-французски, как он. Еще его звали Обезьяной. Миша Яковлев говорил, что не Пушкин похож на обезьяну, а обезьяна на Пушкина. Так он и изображал его: одиноко прыгающим по классной комнате, грызущим в задумчивости перья и вдруг, внезапно, видящим на кафедре профессора. В особенности удавался ему смех Пушкина: внезапный, короткий, отрывистый и до того радостный, что все смеялись.

3-й чтец: В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал

В те дни в таинственных долинах,

Весной при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

4-й ведущий: Многие лицеисты не просто писали стихи, но стали признанными поэтами. Однако, первым стихотворцем всегда был Пушкин. Пущин вспоминает: «При самом начале – он наш поэт». Но…

4-й чтец: Промчались годы заточенья,

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

(Звучит торжественная музыка).

1-й ведущий: Из воспоминаний Пушкина: «Это было в 1815г. На публичном экзамене в Лицее.Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.» Державин был стар. Его усадили в кресло, где он задремал. Вдруг раздался звонкий голос. И этот голос сказал ему, и никому другому: «- Воспоминания в Царском Селе».

Он вдруг задрожал, повторяя отвислыми, грубыми, солдатскими губами, без звука, без голоса, эти слова. Он всматривался в школяра, и школяр, казалось, смотрел на него и читал…

Бессмертны вы вовек, о росски исполины,

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян.

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян.

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

2-й ведущий: Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него; большая часть смотрела на Державина. Старик, согнутый в три погибели, все выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в восторге, слезы текли по морщинистым щекам. Вдруг он с неожиданной легкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца. Но Александра уже не было. Его искали, но не нашли. Через несколько месяцев Гавриила Романович скажет приехавшему к нему Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей».

3-й Ведущий: 19 октября 1811 в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет двадцать девять юношей обучатся и получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читают повести и легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще прижизни и вскоре после смерти становятся легендой…

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.

4-й ведущий: Важно ли, когда в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? Сто, двести, две тысячи лет назад? Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? Пересекают они свою страну на поезде, самолете или в карете, на почтовых лошадях? КОНЕЧНО, РАЗНИЦА ВЕКОВ НАМ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА. Но ВЕДЬ СКОЛЬКО ОБЩЕГО! Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», мы вдруг замечаем то, что вблизи было почти неразличимо…. И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше сегодня и их далеко. А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горний ангелов полет…» - тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать, ибо тот славный мальчишка, тот веселый одноклассник легко и просто ведет за собой своих друзей в историю, в настоящее, в будущее…

4-й чтец: Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст.

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу из заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

(Звучит фоновая музыка)

1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

2. Слово ведущего .

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.

Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.

3. Слово ведущего

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

4. Слайдовая презентация

(Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)

Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.

Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.

Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.

Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:

  • конкурсы чтецов,
  • разнообразные гостиные,
  • праздник-конкурс “Натали”,
  • пушкинские чтения.

На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.

Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)

Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:

  • и в знаменитом Парадном зале РФК,
  • и в Центральном Доме учёных;
  • и в Центральном Доме работников искусств,
  • на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
  • в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
  • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
  • на “Народном радио”.

Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.

5. Слово ведущего

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

7. Слово ведущего

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

9. Слово ведущего

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены!

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Звучат фанфары.

10. Слово ведущего

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

Звучат фанфары.

14. Слово ведущего

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

Император удаляется.

15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).

16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.

17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.

18. Торжественная минута посвящения.

Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.

19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.

Звучат стихотворения, возлагаются цветы.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками