Методическая разработка "Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина Недоросль". Сочинение на тему: Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль Пример воспитания эссе недоросль

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Комедия Фонвизина «Недоросль» стала знаковым произведением в русской литературе. Прежде всего, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы, поскольку во многом опередила свое время как по тематике, так и по форме.

Отличие от классицистической комедии

На первый взгляд может показаться, что «Недоросль» написана в точном соответствии с рамками царившего на тот момент в литературе классицизма. К примеру, в комедии соблюдаются принципы единства времени, места и действия, персонажи разговаривают согласно своему социальному статусу, а комизм часто построен на моментах ситуативных. На этом, пожалуй, сходство с классицистической комедией заканчивается. Основным же отличием можно назвать то, сколь важно воспитание в комедии «Недоросль» для автора и читателя.

Что волновало Фонвизина

Большинство исследователей, рассматривая комедию «Недоросль», утверждают, что основной конфликт в данном случае строится на любовной линии, а проблематика носит в основном социальный характер. При этом активно подмечается наличие темы классового неравенства, стремления к социальному благоустройству. Конечно, в такого рода утверждениях есть определенная доля истины, однако проблематика данного произведения куда более глубока.

Просто невозможно не заметить тему воспитания, на которой Фонвизин акцентировал внимание читателя. Именно передачу опыта последующим поколениям, формирование в них человечности автор преследовал, создавая своих персонажей. Обращая читательское внимание на воспитание, Фонвизин «Недоросль» писал с особым старанием, филигранно прорабатывая каждое слово, каждое действие своих персонажей.

в комедии

Если обратиться к тексту, можно заметить, что проблема воспитания в комедии «Недоросль» освещается на примере двух героев: Митрофанушки и Софьи. Обладая очень тонким авторским чутьем, способностью улавливать малейшие нюансы, Фонвизин демонстрирует читателю сложившуюся ситуацию сразу с двух сторон, в разрезе двух пониманий. Автор прямо-таки заостряет внимание читающего на контрасте между главными героями.

Моральная чистота, почтение к старшим, духовность Софьи очень ярко отделена от жестокости, невоспитанности Митрофанушки. Именно за счет этого противопоставления основная проблематика в пьесе становится особенно очевидной.

Контраст между героями старшего поколения

В комедии «Недоросль», конечно, не могла бы в полной мере выразиться без задействования героев предыдущего, старшего поколения. В данном случае речь тоже идет о вполне очевидном контрасте: Стародум, заботящийся о Софье, очень отчетливо противопоставляется семейству Простаковых. Автор ни минуты не скрывает этого факта, а наоборот, старается его всячески подчеркнуть, снова и снова выдвигая его на передний план для читателя.

Контраст в данном случае дополнительно подчеркивается и речевой разницей между героями. Внимательный читатель или же зритель сразу заметит, сколь разительно отличие между речью Простаковых и Стародума. Воспитание в комедии Фонвизина «Недоросль» проявляется еще и на этом, сугубо речевом уровне, причем как в старшем, так и в младшем поколении.

Исключительно положительные герои

Ранее уже говорилось о том, что комедия «Недоросль» стала настоящим скачком вперед для русской литературы. Этого вопроса следует коснуться особенно, поскольку он является ключевым в понимании произведения.

Для классицистической пьесы, к которым чаще всего и относят комедию Фонвизина, характерна целостность в характере героев. В данном случае имеется в виду тот факт, что положительный герой не может иметь никаких отрицательных качеств и наоборот.

В данном же случае ситуация совершенно иная. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается на примере двух семейств: Стародума и Софьи, Простаковых и Митрофанушки. Согласно логике классицистического искусства, первые два из названных героев должны быть исключительно положительными. На деле же, при пристальном рассмотрении текста произведения, можно заметить, что автор довольно строг и к ним. В Стародуме, к примеру, обнаруживается некоторая «законсервированность», неприятие общества в той форме, в которой оно сложилось на данный момент.

Софья же, несмотря на все ее весьма очевидные достоинства, имеет и недостатки: она не может похвастаться, к примеру, особой способностью отстаивать собственное мнение, что Фонвизин откровенно осуждает.

Исключительно отрицательные герои

Примерно та же ситуация складывается и в отношении Простаковых. Несмотря на жестокость матери Митрофанушки, ее чрезвычайно узкие, ограниченные взгляды, в ней есть и К примеру, госпожа Простакова наделена способностью искренне любить собственное дитя и заботиться о нем в силу своих возможностей.

В комедии «Недоросль» тема воспитания раскрывается скорее путем демонстрации самого Митрофанушки, в котором совершенно невозможно выделить хоть какое-то минимально положительное качество. Он жесток, груб, ограничен и совершенно ленив. По сути, в данных условиях он и не мог стать другим - полнейшее отсутствие строгости у матери, мягкотелость и безразличие отца при тотальной опеке, совершенно наплевательское отношение учителей - все это просто не могло сформировать другую личность.

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» показано особенно отчетливо, в мельчайших подробностях. Читатель просто не может остаться равнодушным к столь вопиющему поведению по отношению к растущему, формирующемуся ребенку, которому в результате предстоит попросту предать собственную мать.

Дополнительные аспекты

Не стоит забывать и о том, что тема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается не только через главных героев. По большому счету, на формирование личности Митрофанушки оказывают большое влияние и другие персонажи пьесы: Скотинин, Вральман, Кутейкин, Цыфиркин и, конечно, Еремеевна. Все названные персонажи так или иначе еще более усугубляют сложившуюся ситуацию. Элементарная лень, ограниченность или слепая любовь, с которой относится к Митрофану его няня, никак не способствуют воспитанию нравственности, духовной чистоты.

Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» вызывает откровенное осуждение. Даже комичные ситуации, которые по законам классицистической комедии должны вызывать улыбку, приводят читателя в итоге скорее к горечи.

Даже финальная сцена с госпожой Простаковой, где добро, казалось бы, побеждает зло, не вызывает улыбки или радости - она глубоко печальна и сподвигает к длительному мыслительному процессу.

Возмущение и порицание

В комедии «Недоросль» тема воспитания звучит одинаково остро по отношению к духовному и рациональному воспитанию. Недостаток нравственной чистоты Фонвизин демонстрирует путем включения героев в конкретные ситуации, в которых их поведение не вызывает ничего кроме недоумения и некоторого отвращения. Что же касается нежелания постигать науки, Фонвизин осуждает это чрезвычайно остро, практически в каждом случае заметно негодование автора по поводу такого рода отношения к обучению.

Если в первом случае тема воспитания в комедии «Недоросль» остается открытой для читателя, который самостоятельно должен сделать вывод на основании конкретных поступков, то во втором случае выбора не остается - Фонвизин открыто указывает на пороки Митрофанушки, того же Кутейкина и, конечно, Простаковых.

С читателем один на один

Несмотря на то, что Фонвизин осуждает те или иные поступки своих героев, он не морализирует открыто в своей комедии. В данном случае имеется в виду тот факт, что реакция читателя провоцируется наглядностью действий, обличением человеческих пороков, а не разговорами о них, прямой дискуссией. Именно поэтому проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается максимально полно, глубоко задевает читателя. Фонвизин мастерски продемонстрировал в ней самые темные, самые пыльные уголки русского общества своего времени, благодаря чему комедия не только дошла до наших дней, но и не утратила ни толики своего значения.

Простаковы всегда будут вызывать осуждение, Скотинин - возмущение, а Митрофанушка - некоторую долю отвращения. Тем не менее читатель абсолютно уверен и в том, что всегда будут оставаться такие, как Софья, Правдин или Милон, на которых можно ориентироваться и которыми стоит гордиться.

Фонвизин сегодня

С особым вниманием относятся сегодня к великой комедии о русской жизни: ее активно изучают в школах и университетах. Столь глубока она по своей сути, столь жива, что даже сегодня видит четкую разницу между добром и злом, невежеством и нравственностью, справедливостью и корыстолюбием.

Не зря текст фонвизинского «Недоросля» давным-давно разошелся на афоризмы, не зря до сих пор его ценят и любят, и, конечно, не зря еще многие годы он будет изучаться подрастающим поколением, ведь формирование нравственности в человеке - это главное.

Комедия Фонвизина «Недоросль» считается одним из важнейших произведений русской литературы. Ведь ей удалось оказать влияние на течение мысли во всей последующей литературе. Она шагала впереди по своей форме и, прежде всего, по проблематике.

Может сложиться впечатление, что пьеса «Недоросль» соответствует рамкам главенствующего в тот период классицизма. В ней соблюдены принципы единого времени, места и действия, герои произносят речи, соответствующие их положению, а комизм зачастую основан на неожиданно сложившейся ситуации. Главным отличием от канонов классицизма можно назвать проблематику произведения – важность воспитания в жизни человека.

Многие критики отмечали, что главный конфликт в этом произведении заключается в линии любовных отношений, а проблематика касается социальных проблем. Да, в этих словах есть доля правды, но, на самом деле, проблематика комедии более глубока.

Автор обращает внимание читателя на проблемы образования. Он написал это произведение, желая передать горестный опыт будущим поколениям. Для этого Фонвизин подбирает каждое слово, сказанное героем, обращает внимание на движения персонажей, на каждый их жест. В «Недоросле» продумана каждая буква.

Нетрудно понять, что проблема воспитания здесь показывается на примере двух персонажей: Митрофанушки и Софьи. Чтобы не быть осужденным за однобокость представленного взгляда, автор обрисовывает ситуацию с разных сторон, относительно абсолютно противоположных молодых людей. Автор намерено останавливает внимание читателя на контрастных индивидах.

Нравственность, почитание своего отца, духовность и даже некое смирение Софьи прямо противопоставлена жестокости, халатности и отсутствию воспитания Митрофана. Как раз благодаря этому противопоставлению основная проблематика пьесы становится просто очевидной.

Читатель не знает, чем занимается в свободные от занятий часы Митрофан. Мы не понимаем, что нравится этому молодому человеку. У него нет обязательств по дому, он предоставлен сам себе.

Но что привело к таким результатам? Какие корни имеет проблема появления столь невежественного и глупого Митрофана?

Все дети рождаются с чистым сознанием. И от того, что будет их окружать, во многом зависит то, какими они станут, когда вырастут. Если для Софьи примером был тактичный отец, то для Митрофана таковой стала мать, сильная деспотичная женщина, все в семье решившая взять в свои руки. Она даже имя сыну дает со значением «находящийся при матери», словно боясь как огня его самостоятельности. Мать лишь отрицательно влияет таким своим поведением на семью, сделав из сына невежду, а из мужа бесхребетную куклу. Митрофан привык, что все приносится по первому его желанию. Мальчику не нужно прилагать никаких усилий – мама все сделает. Он и не видел надобности в обучении до тех пор, пока не вышел новый указ, заставляющий всех дворян младше 18 лет, учиться. Не было бы указа и страха попасть в рекруты в случае неповиновения, он бы и не начинал познавать науку.

Хотя его обучение трудно назвать таковым. Известно, что человека против его воли трудно чему-либо обучить. Вот и Митрофан, приступая к занятиям по принуждению, не получает от них никакой пользы.

Проблема воспитания затронула и другой образ - Скотинина. Он вырос в той же семье, в которой воспитывалась мать Митрофанушки, ведь он ее брат. Значит они имеют схожие взгляды. Он жесток к крестьянам. Но хвастается своей хваткой и готов обучить этому сестру. Однако не за просто так, а при условии того, что Простакова сосватает ему Софью. Даже отношения родных брата и сестры строятся на выгоде и желании материального достатка. Он и жениться хочет не по привязанности сердечной, а желая заполучить все имущество возможной невесты, ее деньги, на которые можно купить много свиней.

Иными словами, воспитание родителей без любви и взаимопонимания, основанное лишь на физических и материальных потребностях, привело к появлению их жестоких и безнравственных копий. Проблема семьи неотрывно связана с проблемой воспитания.

Представленная Фонвизиным в комедии «Недоросль» манера воспитания доказала, что вековая традиция ломала юные умы и чернила души молодых. Единственным спасением из этого страшного замкнутого круга автор считал выход из семьи во служение государства. Только так, считал Фонвизин, можно раскрыть молодым дворянам глаза, поставить их рядом с реальными проблемами и научить жить самостоятельно, а значит развеять невежественные пороки, взращиваемые в них в невежественной семье: корысть, жестокость и лень.

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.


Тема воспитания и образования в дворянских семьях в России 18-ого века была довольно актуальной. Одним из первых эту проблему затронул Д. И. Фонвизин в комедии "Недоросль". С первой же реплики автор вводит нас в атмосферу помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с персонажами, положительными и отрицательными. Положительным героем прежде всего является Стародум (который также является персонажем-резонером и выражает авторские взгляды), а также Правдин, Софья и Милон.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Отрицательные герои - госпожа Простакова, Скотинин, Митрофанушка. Главной среди них, конечно же, является Простакова. Она мать Митрофана, крайне невежественная, грубая, жестокая женщина. Она никогда не училась и гордится этим. Простакова, несомненно, любила сына, но но ему нужен был достойный пример, ведь характер человека формируется в семье. Однако Простакова просто не могла стать хорошим примером, она стала иным: Митрофанушка перенял у нее все пороки. Это неудивительно, ведь госпожа Простакова позволяла себе на глазах у сына хамить, грубить и унижать окружающих.

Стоит обратить внимание на то, как Митрофан получает образование. Как уже было сказано, Простакова не считала нужным обучаться наукам, но все же наняла для своего сына учителей, ведь так велел закон. Митрофан не хотел учиться, подобно матери. Он ленился, был глупым: "Не хочу учиться, хочу жениться". Но проблема не только в самом мальчике: учителя и не могли дать ему достойного образования, потому что были такими же недоучками. Этими учителями были бывший кучер Вральман, семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин. Результаты такого учения налицо: например, из грамматики Митрофан знает что есть "существительна да прилагательна". Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, - "покаметс существительна".

Всем этим автор хочет показать, как нельзя воспитывать детей. Так каким же должно быть образование, воспитание? Авторские взгляды выражает Стародум: образование должно быть на высоком уровне, однако не имеет ценности само по себе. Главная цель знаний - возвышать душу.

Таким образом, система образования в русских дворянских семьях, по мнению Фонвизина, была несовершенной, порочной и способной погубить судьбу молодого дворянина. В молодых людях того времени развивались такие качества как лень, пассивность, высокомерие. Однако, я считаю, что эта проблема воспитания, не только всегда была, но и есть, и будет. В нашей эпохе так же множество семей не понимает как нужно воспитывать детей. Многие родители показывают ужасный пример своим детям, не думая о последствиях, о том, что дети прежде всего пытаются подражать родителям.

Эта комедия Фонвизина может заставить задуматься не только нас самих, но и наших родителей, если это необходимо.

Обновлено: 2017-03-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Уровень образования.
2. Школа жизни.
3. Моральные основы воспитания.
4. Роль невежества и грубости.

Воспитывать — значит приготовлять к жизни...
Д. И. Писарев

Проблема воспитания являлась важной и актуальной в любой временной период. И дело здесь не только в том, что родители и дети подходят к ее решению по-разному, вовлекаясь в бесконечный спор двух поколений. Очень важно, что каждый человек вкладывает в это понятие, какие основы закладываются в воспитание. На этот вопрос всесторонне отвечает комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».

В своем произведении драматург создает многогранный образ такого понятия, как воспитание. Он старается не оставить без внимания все объекты: уровень подготовки людей для восприятия новых знаний, моральные основы этого процесса. У каждого из персонажей свой уровень воспитания. Он формируется на основе двух компонентов. Первый из них основан на жизненных впечатлениях, а второй — на том, что преподносят учителя. Если с таких позиций рассматривать образ Митрофанушки, недоросля из комедии, то ему не дано ни того, ни другого. Его жизненные впечатления ограничиваются рамками собственного дома. Что находится вне этого замкнутого пространства, ему неведомо. И несмотря на то что он так мало знает в этой области, не считает нужным расширять свой кругозор с помощью изучения различных наук, в том числе географии. А зачем постигать такую науку, когда кучер может довести, куда ему приказывают?

От учителей Митрофанушка тоже ничего не перенимает. Наоборот, именно тогда, когда он отвечает урок, мы понимаем, что его знания основываются на искаженных жизненных наблюдениях. Они описаны драматургом с некоторой долей иронии.

П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

М и т р о ф а н. Дверь? Котора дверь?

П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта.

М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему ж?

М и тр о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Да и какие знания может получить Митрофанушка, если историю ему преподает бывший кучер Стародума Вральман.

Так драматург показывает, что недоросль совершенно не воспитан. Он ничего не знает, да и знать не хочет. Митрофанушка цепляется за любую соломинку, чтобы не идти на урок. Именно поэтому с его уст слетает знаменитая фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Другие персонажи этой комедии более воспитаны. И дело здесь не только в том, что они получили прекрасное образование. В семье Скотининых к этому относились весьма негативно. Но они смогли приобрести богатый опыт. А ведь жизнь приносит немало сюрпризов и задает такие вопросы, над которыми проходится и голову поломать. Для Стародума это была школа Сибири, для Милона — службы.

Софье, несмотря на столь юный возраст, тоже пришлось многое увидеть в жизни. Она получила образование в своей семье, но жизнь ее столкнула с Простаковыми и Скотиниными, которые тоже немало уроков преподнесли юной девице. Но те нравственные основы, которые были заложены в родном доме, позволили ей не опускаться в пошлый и корыстный мир дома Простаковых. Она, живя в другой атмосфере, сразу же почувствовала чуждое ей окружение. Вот как Софья рассказывает о лицемерном отношении к ней хозяйки дома.

С о ф ь я. Сегодня, однако ж, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. Совершенно другие моральные основы заложены в натуре Скотинина, брата хозяйки. Для него главное даже не нравственное наполнение человека. Он на него не обращает никакого внимания. Поэтому при сватовстве к Софье на первое место выходят свиньи, о которых, кажется, он думает и во сне.

С к о т и н и н. ...да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям.

В эту категорию невежественных натур можно внести и одного из учителей — Кутейкина, который требует оплаты не за знания, которые он вложил в ребенка, а за обувь, что «истаскал в три года». Очень важно в процессе воспитания иметь хороший пример для подражания. В данном случае можно выделить несколько таких образцов. Один из них представляет семья Простаковых, в которой муж находится под каблуком своей жены. Он словно видит и живет только ее глазами и словами, не имея своего мнения. При этом их сын, Митрофанушка, хорошо чувствует на чьей стороне власть. Поэтому он встает на сторону матери, понимая, что за этим непременно последует вознаграждение. И это настолько видно, что бросается в глаза даже Скотинину, который старается особо не вмешивается в семейные дела сестры: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Но Фонвизин все же в этот семейный дуэт добавляется брата Простаковой, который является просто образцом грубости и невежества. Он не разбирает кто прав, а кто виноват и готов наказать каждого. А как же может быть иначе, если его девиз: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Но драматург дает нам возможность увидеть и другие образцы для подражания. Среди них можно выделить Стародума, который за свою жизнь приобрел богатый духовный опыт. Но он не забыл и завет отца, который говорил ему: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Именно подобные слова должны стать примером, которому не стыдно подражать. В произведении появляются и эпизодические персонажи, являющиеся образцом для подражания. Об одном из них говорит Милон: «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».

Все эти варианты показывают разные оттенки нравственного поведения, которые должны быть взяты на вооружение добродетельными молодыми людьми, которые делают только первые шаги в эту сложную жизнь.

В комедии писатель поднимает еще один из аспектов воспитания, когда герои начинают рассуждать о невежестве. Определяет границы такого понятия Сатродум, когда экзаменует Митрофанушку. Он говорит Простаковой, защищавшей невежество сына, о том, что «в человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь». Это было очень верно подмечено Стародумом. Но хозяйка не то чтобы с этим не соглашается, она, наоборот, приводит в пример своих родителей.

Г-жа П р о с т а к о в а. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить.

Но с каких бы сторон персонажи не подходил к проблеме воспитания, результат их действий представлен в конце произведения. Митрофанушка отталкивает свою мать, которая вложила в него очень много сил. Но самое страшное, что она сокрушается не о потери того, кого постоянно опекала. Ей важно другое: она лишилась власти. Только после этого Простакова вспоминает о сыне.

Г-жа П р о с т а к о в а (очнувшись в отчаянии) . Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! То есть в мире Простаковых на первом месте непременно стоят деньги, власть, сила, а потом уже семья. Именно такой подход и губит душу недоросля. Можно надеется, что военная служба окажет на него благотворное влияние. Но не стоит забывать, что в основу этой личности уже заложены невежество, которое весьма трудно будет исправить. Об этом в очередной раз напоминает в конце произведения Стародум: «Вот злонравия достойные плоды!»

Хочется надеяться, что еще не поздно что-то изменить и вырвать хотя Митрофанушку из этого темного царства невежества и грубости. Но в эпиграфе к нашему сочинению представлено очень ценное замечание о том, что воспитание помогает приспосабливаться к жизни. И на основе этого мы может сказать, что именно Митрофанушка меньше всего готов к жизни в новых условиях. Если рассматривает его под таким углом зрения, то недоросля становится немного жалко. Однако пример Фонвизина, представленный в такой форме, становится более наглядным и поучительным не только для современников писателя, но и для нас, читателей-потомков.

Не даром Н. В. Гоголь называл произведение «истинно-общественной» комедией. В ней словно в миниатюре драматург изобразил все общество с его положительными и отрицательными качествами. Но мы догадываемся, на чьей стороне автор, так как все отрицательные персонажи представлены в сатирическом свете.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность