Программа приемная семья для пожилых людей. Приемная семья, ее особенности для пожилого человека. Пожилой человек как объект социальной работы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Практика усыновления несовершеннолетних привычна и повсеместно распространена, в приёмных семьях воспитывается огромное число детей, но на этот раз хотелось бы поговорить об относительно новом и пока ещё недостаточно широко известном среди населения явлении - создании приёмных семей для пожилых людей и инвалидов.

Проект «Приемная семья для пожилых людей» был запущен в России в 2004 году. Его суть заключается в том, чтобы помочь одиноким (не имеющим родственников, супругов и членов семьи) пожилым людям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе, преодолеть чувство одиночества, сохранить достойный образ жизни, получить необходимое внимание, заботу и поддержку не в «казённых учреждениях» (дома для престарелых, интернаты и т.д.), а в кругу приемной семьи.

Социальные проекты "Приемная семья для пожилых людей" реализуются более чем в тридцати регионах Российской Федерации (в Томской, Ростовской, Оренбургской, Белгородской, Омской, Кемеровской, Челябинской, Пензенской, Владимирской, Московской областях, в Пермском, Краснодарском и Красноярском крае. С 1 января 2017 года планируется запустить такой проект в республиках Татарстан и Башкортостан. Во всех этих регионах приняты соответствующие нормативные акты. Федерального закона, регулирующего создание и реализацию приёмных семей для пожилых людей и инвалидов в настоящее время нет.

Центрами социального обслуживания населения ведётся работа по приёму заявлений и документов граждан, желающих организовать приемную семью, и граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе и изъявивших намерение проживать в приёмной семье.

Региональные нормативно-правовые акты довольно чётко прописывают порядок создания и реализации приёмной семьи, требования как к лицам, желающим создать приемную семью и к гражданам, которые желают пойти в такую семью.

В интернет-обсуждениях данный проект вызывает споры со стороны граждан и общественных активистов, высказываются сомнения в том, что престарелый человек в действительности может получить полноценный уход в посторонней семье, ведь иногда такого ухода старики и инвалиды не получают даже находясь в кругу родственников. Так же высказываются сомнения в бескорыстности мотивов тех, кто создаёт такие приёмные семьи и предположения, что граждане могут брать в свои семьи престарелых людей только ради ежемесячных денежных выплат и прочих материальных благ. Тем не менее, переоценить социальную значимость такого проекта на самом деле сложно.

С одной стороны, одинокий пожилой человек получает шанс провести остаток своей жизни в семейном кругу, в комфортной морально-психологической обстановке и возможно быть полезным (пусть даже эта полезность будет заключаться в чтении книг ребёнку). С другой - принимающие в свою семью пожилого человека или инвалида люди получают возможность реализовать свою потребность помогать нуждающимся, скрасить чьё-то, и возможно даже своё собственное, одиночество, продлить и облегчить чью-то жизнь, подать добрый пример членам своей семьи и окружающим. Для кого-то это может быть прекрасной возможностью восполнить свои «неполные» семьи - иметь родителя, или бабушек и дедушек для своих детей.

Кроме того, ухаживая за пожилым человеком, люди подают своим детям наглядный пример нормального, традиционного семейного уклада, при котором младшие члены семьи обеспечивают достойную старость и заботу старшему поколению.

Проект создания приемных семей для пожилых людей и инвалидов важное, с точки зрения социальной значимости, направление. СО НКО могут и должны активно включаться в работу по созданию и реализации таких приемных семей. Прежде всего, это должна быть работа по популяризации этой идеи среди населения, насыщение информационного пространства материалами о такой возможности, ведь зачастую граждане, несмотря на обилие информации в интернете и СМИ, страдают от отсутствия необходимых именно им знаний. Семья - самое достойное окружение для любого человека, и трудно придумать что-либо более грустное, чем одинокая старость.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

28.12.2010

Повышение уровня и качества жизни населения – приоритетное направление деятельности правительства Астраханской области. В особом внимании государства нуждаются пожилые люди. В регионе успешно прижилась новая форма социального обслуживания – приемная семья для пожилого человека.

В Астраханской области за последние годы успешно реализован целый ряд значимых инновационных проектов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития, заложен фундамент обновленной устойчивой экономики.

Существенным социальным достижением стал демографический рост, который отмечен не только подъемом рождаемости, но и сокращением смертности. Средняя продолжительность жизни в последние годы увеличилась и соответствует среднероссийским показателям: 62,4 года для мужчин и 74,1 года для женщин. Достижение этих показателей стало возможным благодаря поддержке семьи и принципиальной модернизации региональной медицины.

Население области – 1007 тыс. человек. Трудоспособное население региона составляет 65% (650 тыс. человек). Доля пожилых людей – 20% (около 190 тыс. человек) и, по оценкам специалистов, будет увеличиваться, поэтому эта категория населения находится в числе главных объектов заботы и внимания.

Сегодня 95% от общего числа граждан пенсионного возраста пользуются мерами социальной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. Это компенсации расходов по оплате ЖКУ, проезда, лекарственного обеспечения, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Особое место в работе с пожилыми занимает социальное обслуживание. В структуре отрасли социальной защиты действует сеть разнопрофильных учреждений социального обслуживания и социальной реабилитации: 5 домов-интернатов для престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов; 10 социально-реабилитационных центров различной направленности; 16 комплексных центров социального обслуживания населения во всех районах области имеют в своей структуре отделения временного и постоянного проживания, дневного пребывания, социального обслуживания на дому, медико-социального обслуживания. В год обслуживается более 72 тыс. пожилых граждан.

Мониторинг потребностей современных пенсионеров показал, что традиционные формы социального обслуживания устраивают потребителей не в полной мере. Это определило необходимость оптимизации действующей сети социальных учреждений, внедрения инновационных методов работы с пожилыми людьми.

Успешно реализуется проект «Все в сеть!» по обучению компьютерной грамотности, развивается сеть «Школа третьего возраста и активного долголетия», апробируется служба «Единый социальный телефон» на базе единого номера 112. Участники проекта «Все в сеть» научились совершать операции с социальной картой (платежи, поиск необходимой информации), создавать и использовать электронный почтовый ящик, осуществлять поиск информации в сети Интернет, использовать правовые информационные системы. Для реализации специальных образовательных, творческих проектов для лиц пожилого возраста организованы хореографическая студия, литературный салон, курсы правовой грамотности, иностранного языка, стилистики и дизайна, психологические тренинги, спортивный клуб, студия рукоделия, вокальная студия.

Проведенный мониторинг выявил определенную категорию пожилых людей, нуждающихся в стационарном обслуживании, но не желающих по ряду причин проживать в доме-интернате. Так возникла идея о внедрении новой для нас формы социального обслуживания – создании приемной семьи для пожилого человека. Было опрошено более 2,5 тыс. человек в возрасте от 60 до 86 лет. На вопрос, готовы ли они сами быть непосредственными участниками этого проекта, четверть опрошенных ответили утвердительно, 15% – отрицательно, а остальные затруднились ответить. 164 человека готовы были уйти в приемную семью немедленно, решив для себя проблемы, связанные с одиночеством, плохими жилищно-бытовыми условиями, необходимостью постоянного ухода. Кстати, по оценкам психологов, именно жалобы на одиночество среди старых людей занимают первое место, и только на втором – проблемы здоровья.

На основе имеющегося опыта других регионов и с учетом своих наработок были подготовлены необходимые нормативные акты, которые определили условия, порядок деятельности приемной семьи, права и обязанности лиц, участвующих в проекте. Согласно проекту, любое совершеннолетнее дееспособное лицо может принять в свою семью дееспособного гражданина пожилого возраста или инвалида, частично или полностью утратившего способность к самообслуживанию и нуждающегося по состоянию здоровья в постоянном социальном обслуживании, для совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом обязательным условием является проживание пожилого в доме принявшей его семьи, отсутствие между ними родственных связей. Постановление определяет приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов как форму социального обслуживания, представляющую собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги. В рамках эксперимента один из членов семьи зачисляется в штат территориального комплексного центра социального обслуживания населения и его оплата труда производится из расчета одной второй ставки социального работника. Оплата труда в среднем составляет около 2,5 тыс. рублей в месяц.

Среди семей, изъявивших желание взять пожилого человека, были и молодые, и люди среднего возраста, и пенсионеры. Практически все имели свои семьи, детей. Наибольшее число претендентов выявлено в сельских районах области.

Среди семей был проведен тщательный отбор. Выяснялись мотивы, подвигнувшие на такой шаг, материальное положение, отношения в семье. Особое внимание уделялось психологической совместимости людей. Практика показала, что наиболее эффективно начать работу с теми, кто давно знаком между собой.

Для участия в проекте гражданин, изъявивший желание проживать в приемной семье, подает в учреждение по месту жительства заявление и следующие документы: паспорт; справку об инвалидности (для женщин в возрасте до 55 лет, для мужчин – до 60 лет), заключение учреждения здравоохранения о потребности в постоянном или временном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, об отсутствии медицинских противопоказаний для принятия на социальное обслуживание в приемную семью, справку о размере пенсии. Основанием для отказа в принятии в приемную семью является наличие у гражданина хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Кандидаты в приемные родители представляют письменное согласие совершеннолетних членов своей семьи на проживание гражданина в семье, документ, подтверждающий наличие достаточной жилой площади для размещения гражданина, справки о доходах членов семьи, характеристику по месту жительства, справки учреждения здравоохранения об отсутствии тяжелых заболеваний.

Таким образом, были сформированы 9 приемных семей, с которыми заключены договоры о социальном обслуживании. Типовая форма трехстороннего договора об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи (между центром социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах) утверждена постановлением.

Договор содержит обязательства по предоставлению гражданину социально-бытовых услуг (обеспечение ухода, организация питания, поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими нормами, помощь в приобретении товаров и др.), социально-медицинских и социально-правовых услуг (содействие в организации юридической помощи, в оформлении различных документов, в получении установленных мер социальной поддержки, пенсионного обеспечения и др.).

Обязательным условием договора со стороны комплексного центра социального обслуживания является проведение ежемесячных проверок условий проживания пожилого гражданина, выполнения условий договора, выявление психологической обстановки в приемной семье.

Одновременно с договором формируется паспорт приемной семьи – документ, способствующий осуществлению контроля за соблюдением интересов пожилого человека, куда вносится информация о членах приемной семьи, движимом и недвижимом имуществе лица, оказывающего социальные услуги, и лица, нуждающегося в социальных услугах, социально-бытовые условия проживания, проблемы семьи, сроки и методы их решения.

Специалисты органов социальной защиты участвовали в решении вопросов семейного бюджета, изменения сложившегося внутреннего семейного распорядка в связи с появлением нового члена семьи, удобного размещения пожилого человека.

Следует подчеркнуть, что «приемный родитель» не может являться доверительным управляющим и заключать договор доверительного управления имуществом своего подопечного. При обнаружении подобных фактов договор об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи расторгается.

За лицом, нуждающимся в социальных услугах в рамках приемной семьи, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии, а также право собственности на жилое помещение. Вопросы формирования совместного бюджета оговаривается договором по согласованию сторон, но предусматривается, что в личном распоряжении гражданина остается не менее 25% от его ежемесячного дохода.

В настоящее время разрабатывается проект закона Астраханской области «О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов», которым предусматривается фиксированная ежемесячная выплата гражданам, принявшим пожилого человека в свою семью.

Прошедшие полтора года с начала реализации проекта показали положительные результаты. Развитие института приемной семьи позволяет значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества. Пожилой человек получает достойный уход и внимание, а многие – детей и внуков, которых у них в силу неблагоприятно сложившихся жизненных обстоятельств никогда не было.

Таким образом, органы социальной защиты населения обеспечивают условия для здоровой безопасной и достойной старости для пожилых людей, реализации их потребностей, оптимизируют расходы на предоставление стационарного социального обслуживания.

Естественно, развитие приемных семей не сможет заменить действующие интернатные учреждения. Но даже если определенная группа людей обретет для себя семью, преодолеет одиночество, сохранит ощущение полезности для окружающих, значит, эта форма работы оправдана и ее стоит развивать.

Новоженина Елена Анатольевна

начальник департамента социального обслуживания и методологии мер социальной поддержки Министерства социального развития и труда Астраханской области

журнал Национальные проекты № 11 ,2010 г.

У населения района возникает много вопросов по созданию приемных семей, на наиболее типичные отвечает директор Комплексного центра социального обслуживания населения Жанна ДЕРБЫШЕВА.

- Что такое приёмная семья для граждан пожилого возраста?

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов – это стационарозамещающая, инновационная форма жизнеустройства и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов. Приемная семья представляет собой совместное проживание и ведение хозяйства человека, нуждающегося в социальных услугах и человека, оказывающего социальные услуги, не являющегося его близким родственником. Для одинокого пожилого человека такая семья – это возможность продления жизни в домашней обстановке, систематическое получение различных видов помощи, решение жилищных проблем. В приемной семье пожилой человек будет обеспечен всем необходимым: питанием, уходом, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса. Более того, приемная семья организует для пожилого человека общий быт, досуг, создавая благоприятный психологический климат. И самое главное, пожилой человек имеет возможность общения, что очень важно для него.

В приемную семью будут приниматься одинокие (одинокопроживающие) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) или инвалиды, не имеющие прямых родственников (супруга, родителей, совершеннолетних детей, полнородных или неполнородных братьев и сестер), а также иных совместно проживающих членов семьи (имеющих регистрацию по месту жительства в жилом помещении, в котором проживает пожилой гражданин), полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном (круглосуточном) уходе.

- Кто может организовать приёмную семью?

Приемную семью имеют право организовать совершеннолетние дееспособные граждане, постоянно проживающие на территории Челябинской области, не являющиеся членами семей граждан пожилого возраста, способные исполнять обязательства по совместному проживанию, обеспечению постоянного полноценного ухода и надлежащих жилищно – бытовых условий для принимаемого лица.

- На каких условиях организуется приёмная семья?

Порядок создания и функционирования приемной семьи для пожилых граждан, перечень документов, требования к документам и другие организационные вопросы регламентированы постановлением Правительства Челябинской области от 23.03.2016 года № 98-П «О порядке создания приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Челябинской области».

Подбор кандидатов и граждан, нуждающихся в постороннем уходе, а также прием документов, необходимых для создания приемной семьи, осуществляется Комплексным центром социального обслуживания населения Саткинского муниципального района Челябинской области.

Приемная семья подбирается для каждого гражданина индивидуально путем прохождения предварительного собеседования, обследования и оценки условий проживания обеих сторон.

Между принимающим, принимаемым гражданином и Министерством социальных отношений Челябинской области будет заключаться трехсторонний договор, в котором будут определены права, обязанности и ответственность сторон. Решение о возможности заключения договора о приемной семье будут приниматься Министерством социальных отношений в соответствии с очередностью по мере поступления документов из МБУ «Комплексный центр».

Принимаемое лицо будет ежемесячно вносить в бюджет приемной семьи личные денежные средства, размер которых не может превышать 75 процентов от его ежемесячного дохода. Принимающее лицо должно расходовать полученные средства на питание, приобретение предметов первой необходимости (постельные принадлежности, средства личной гигиены), приобретение лекарственных средств, оплату жилья и коммунальных услуг и иные нужды принимаемого лица и предоставлять в Комплексный центр ежегодный отчет о расходовании средств с приложением чеков, квитанций и иных платежных документов. Принимающее лицо не вправе пользоваться и распоряжаться имуществом принимаемого лица в своих интересах.

В период действия договора принимающему гражданину выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 7198 рублей. Размер вознаграждения ежегодно индексируется в соответствии с Законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Создание приемной семьи допускается как по месту жительства гражданина, изъявившего желание проживать в приемной семье, так и по месту жительства (пребывания) лица, изъявившего желание создать приемную семью.

В целом, организация приемных семей основывается на следующих принципах: добровольности, конфиденциальности, соблюдения прав и законных интересов, контроля за выполнением договора о приемной семье.

- Кто пользуется правом первоочередного заключения договора о создании приёмной семь и?

Преимущественным правом приема в приемную семью пользуются граждане пожилого возраста и инвалиды, состоящие на учете в Министерстве социальных отношений Челябинской области в качестве нуждающихся в социальном обслуживании в стационарной форме.

- Существуют ли основания для отказа?

Организация приемной семьи не допускается:

Между супругами, близкими родственниками, полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными;

При отсутствии согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи принимающего лица на проживание в этой семье принимаемого лица;

Если принимаемое лицо и (или) принимающее лицо и (или) проживающие совместно члены семьи страдают (страдает) хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, карантинными инфекционными заболеваниями, активными формами туберкулеза, хроническими и затяжными психическими расстройствами, венерическими заболеваниями, требующих лечения в медицинских организациях;

Если принимающее лицо имеет или имело судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

Если общая площадь жилого помещения, предполагаемого для совместного проживания приемной семьи, в расчете на каждое лицо, проживающее в данном жилом помещении, окажется меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленного органом местного самоуправления.

- Куда необходимо обращаться по вопросу организации приёмной семьи для граждан пожилого возраста?

По всем вопросам создания приемной семьи необходимо обращаться в Комплексный центр социального обслуживания по адресу, г.Сатка, ул. 50 лет Октября, дом 1 или по телефонам 4-25-18, 4-24-48.

Решение проблемы социальной защищенности пожилых людей требует более активного участия гражданского общества, постоянного поиска новых форм социального обслуживания. Граждане пожилого возраста - это часть населения, имеющая большой трудовой, жизненный опыт и знания, представляющие определенную ценность для общества и его успешного развития. Пожилые граждане заслуживают общей заботы и уважения.

Новой формой социального обслуживания граждан пожилого возраста является приемная семья.

Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи для детей, а также практика помещения пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Подобный опыт присутствует в таких странах как: США, Англия, Швейцария, Франция и.т.д.

Разработка и внедрение в России сходной модели приемной семьи для пожилого человека может способствовать решению некоторых актуальных индивидуальных (личностных) и групповых социальных проблем.

Приемная семья предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе, наблюдении и семейной заботе. Основные задачи этого вида социального обслуживания - создание семейного окружения для гражданина, психологическая реабилитация личности и оказание социально-бытовых услуг (42, с. 27).

Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом. Новая форма социального обслуживания «Семья для пожилого» является одним из вариантов решения проблем жизнеустройства одиноких пожилых людей.

Приемная семья принимает на себя обязательства по содержанию и обеспечению пожилого человека необходимым уходом, питанием, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса, оказанию доврачебной медицинской помощи, медицинскому сопровождению, организует общий быт, досуг на основе взаимоуважения, создавая благоприятный психологический климат (23, с. 35).

Срок пребывания в приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от желания обеих сторон. Проживание в приемных семьях в условиях рыночных отношений должно быть взаимовыгодным, только таким оно будет востребовано с обеих сторон.

По желанию сторон местом проживания приемной семьи может стать как жилое помещение приемной семьи, так и жилое помещение пожилого гражданина.

Семья с хорошим семейным микроклиматом - это возможность продления жизни в домашней обстановке, систематическое оказание различных видов помощи, решение жилищных проблем.

Необходимо отметить, что помещение пожилого человека в семью должно быть взаимовыгодным, только тогда модель приемной семьи будет востребована с обеих сторон. Исходя из этого, возникает несколько вариантов приемной семьи для пожилого человека (4, с. 33):

Вариант, когда семья имеет больного родственника и один из членов семьи вынужден находиться дома, выходя на социальное пособие по уходу, может взять на себя обязательство оказания помощи и другому престарелому гражданину, приняв его в свою семью. В данном случае деятельность лица, ответственного за содержание и социальное обслуживание пожилого человека приравнивается к труду социального работника, учитывается трудовой стаж и производится доплата семье, равная сумме содержания на 1 человека в стационарном учреждении;

Вариант, когда одиноко проживающий пожилой человек, имеющий собственное жилье, предоставляет семье на условиях соответствующего договора свою квартиру для совместного проживания. Семья принимает на себя обязательства по содержанию, обеспечению ухода, созданию комфортной психологической обстановки приемному члену семьи. В этом случае жилое помещение после смерти пожилого человека переходит в собственность приемной семье.

В любом из представленных вариантов семья поднимает социальный статус пожилого человека, он чувствует себя более защищенным, не нарушается привычный ритм жизни.

Помимо этого, у пожилого человека не будет страха перед одиночеством, появится возможность общения, оказания посильной помощи и передачи накопленного жизненного опыта другим членам семьи.

Обслуживание в приемной семье трудно сравнить с надомным обслуживанием, скорее всего, данная форма обслуживания является самостоятельной, имеющей свои особенности, но по характеру услуг, количеству и кратности их предоставления приближается к стационарному обслуживанию.

Кроме того, сопоставляя примерные затраты на содержание одного обслуживаемого в приемной семье, с содержанием в отделении обслуживания на дому и в отделении постоянного и временного проживания в год, можно прийти к выводу о том, что расходы на обслуживание в приемной семье ниже, чем в отделении постоянного и временного проживания и немного выше, чем при надомном обслуживании. Но количество услуг, их кратность в приемной семье намного превышает эти показатели при обслуживании на дому.

Следует обратить особое внимание на социальную значимость приемной семьи для пожилого человека (9, с. 18):

Во-первых, сразу снимается проблема жизнеустройства одиноких пожилых граждан;

Во-вторых, им обеспечивается постоянный уход;

В-третьих, предупрежден резкий рост очередности на стационарное обслуживание;

В-четвертых, дополнительно оказывается поддержка семьям, принявшим пожилого человека.

С другой стороны, принимающая семья также заинтересована в подобном статусе, поскольку получает (5, с. 49):

Возможность реализации своего нравственного потенциала;

Возможность получения дополнительного дохода, что особенно немаловажно, например, для сельских жителей.

Кроме того, к созданию такой семьи обе стороны должны быть подготовлены морально. Так, например, в большинстве стран мира практика определения пожилых людей в приемные семьи существует в виде института временных патронатных семей, который в нашей стране еще не развит должным образом. Однако подобный опыт есть и в России: геронтологи г. Сургута внедрили модель «гостевой семьи». В ней пенсионер может проживать до двух месяцев без оформления каких-либо документов. Если ему в новом доме понравится, можно будет оформить отношения на постоянной основе. Но тут возникают юридические проблемы: ведь в документах должно четко оговариваться, что станет с жилплощадью и имуществом стариков после их смерти. А далеко не все одинокие пенсионеры имеют желание немедленно составить завещание на малознакомых людей (55).

В любом случае в приемных семьях должны быть частыми гостями социальные работники и психологи. Последние утверждают, что взять в семью пожилого человека зачастую сложнее, нежели маленького ребенка. «Дело в том, что взрослый человек прекрасно осознает всю необычность ситуации, боится, что не оправдает надежд, что будет обузой для семьи. Именно поэтому очень важно создать в семье такой климат, при котором обе стороны будут чувствовать себя максимально комфортно».

Внедрению такой формы работы через центры социального обслуживания мешает отсутствие нормативно-правовой базы. Необходимо законодательно отрегулировать вопрос об оплате труда лиц из приемной семьи, о расходах на содержание пожилых людей, а также вопросы, касающиеся их имущества и жилья. Осложняет работу и психологический фактор.

В данном случае речь идет, прежде всего, о том, что пожилой возраст это сложный период адаптации. В этом возрасте человек приспосабливается к потере физической силы и здоровья, выходу на пенсию, потере супруга (супруги), организации повседневной индивидуальной деятельности. Он присоединяется к новой для него возрастной группе пожилых людей и вынужден принять новые социальные роли. В пожилом возрасте социально-психологические черты человека могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до полного их разрушения. В какой бы степени сохранности личность ни находилась, ей сложно адаптироваться к новой действительности без посторонней помощи (14, с. 20). При этом социально-психологическая поддержка приемной семьи может иметь разнообразные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, организация повседневной индивидуальной деятельности, информационное содействие, моральное содействие, оказываемое пожилому человеку другими членами семьи. Участие в группе и вступление в контакты с другими людьми повышают самооценку пожилых людей и облегчают их социализацию вне группы.

Именно поэтому социально-психологическая поддержка семьи, в том числе и приемной, является основой адаптации пожилого человека к позднему периоду жизни. Благодаря этой поддержке у пожилого человека возникает чувство защищенности, он понимает, что о нем заботятся, его ценят и уважают. Социально-психологическая поддержка также дает человеку понимание того, что негативные чувства, испытываемые им в ситуации старения нормальны, т.к. соответствуют его возрастным особенностям и положению. Она стимулирует пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей, повышает самоуважение (30, с. 105). Кроме того, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам приемной семьи вести домашнее хозяйство, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определенной мере адаптироваться к периоду старости.

Стремление людей в период поздней взрослости жить заботами семьи приводит к усилению интереса к жизни. Индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении социальным смыслом позднего периода жизни. Если на первых этапах начала старости для пожилого человека это сохранная или частично сохранная общественная деятельность, то затем речь может идти лишь о тех или иных формах повседневной занятости.

Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз упомянуть о том, что приемная семья - это одна из новых эффективных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста. Пожилой человек входит в приемную семью с намерением преодолеть одиночество и получить уход. С другой стороны, находится семья, готовая его принять и обеспечить поддержку на договорных началах.

Несмотря на то, что «усыновление» одиноких пенсионеров в нашей стране идет пока только на правах эксперимента, можно привести массу примеров, когда совершенно чужие люди ухаживают за своими немощными соседями только потому, что не могут остаться безучастными к человеческим страданиям. Нередки случаи, когда посторонние люди берут к себе стариков с тем расчетом, что смогут улучшить свои жилищные условия. Однако и этот вариант имеет положительную сторону, поскольку пожилые люди при этом будут иметь возможность прожить достойную старость.

Как уже отмечалось, массового распространения приемных семей для пожилых граждан еще нет, поскольку отсутствуют федеральные законы, придающие членам приемных семей статус социальных работников. Но результаты этой работы уже есть.

Так, например, во многих регионах Российской Федерации уже принимаются законодательные акты, которые направлены на регулирование различных вопросов, связанных с созданием приемных семей для людей пожилого возраста. Подобные документы, как правило, включают: правила организации деятельности приемной семьи, порядок образования приемной семьи, обязанности лиц, создавших семью и лиц, нуждающихся в социальных услугах, оплату социальных услуг в приемной семье, бюджет приемной семьи и т.д.

Таким образом, с нашей точки зрения, приемная семья для пожилого человека является хорошей возможностью в дальнейшем отказаться от деятельности домов-интернатов для престарелых, в которых пожилые люди доживают свою жизнь в прямом смысле этого слова. Зачастую находясь в тесном кругу таких же беспомощных и никому ненужных стариков, пожилые люди перестают радоваться жизни, неохотно идут на контакт, всё чаще задумываясь о смерти. Что касается приемной семьи, то здесь наоборот, пожилой человек, перестает думать о своей ненужности. Здесь его окружают люди, которые намного моложе его, и с которыми он чувствует себя моложе, а значит и более увереннее, что благоприятно влияет на его здоровье.

Выводы по Главе I

1. В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте от 60 лет и старше.

2. К пожилым относятся разные люди -- от относительно здоровых и крепких до пожилых людей с тяжелыми заболеваниями; представители из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

3. На основе исследований американских психологов выделяют пять основных видов жизненной позиции пожилых людей: конструктивная, защитная, зависимая, позиция враждебности миру и позиция враждебности к себе и своей жизни.

4. Данная типология отражает реальную картину поведения и жизнедеятельности пожилых людей, позволяет объективно подходить к оценке действий пожилого человека, к выбору форм и методов общения с ним.

5. Решением социальных проблем граждан пожилого возраста занимаются органы социальной защиты населения. Составным элементом социальной защиты пожилых людей на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот.

6. Наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения, важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся пожилым гражданам.

7. Одной из таких форм является приемная семья. Социальное обслуживание в приемной семье направлено на максимальное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной для него социальной среде, в целях поддержания его социального статуса.

8. Приемная семья предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе, наблюдении и семейной заботе.

9. Основные задачи этого вида социального обслуживания - создание семейного окружения для гражданина, психологическая реабилитация личности и оказание социально-бытовых услуг.

10. Приемная семья принимает на себя обязательства по содержанию и обеспечению пожилого человека необходимым уходом, питанием, лекарственными средствами, предметами повседневного спроса, оказанию доврачебной медицинской помощи, медицинскому сопровождению, организует общий быт, досуг на основе взаимоуважения, создавая благоприятный психологический климат.

11. Срок пребывания в приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от желания обеих сторон.

12. По желанию сторон местом проживания приемной семьи может стать как жилое помещение приемной семьи, так и жилое помещение пожилого гражданина.

13. Внедрению такой формы работы через центры социального обслуживания мешает отсутствие нормативно-правовой базы.

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы. Сиушкина Наталья Владимировна, магистрант Петрозаводского государственного университета

В настоящее время наблюдается тенденция старения населения. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера. В частности, в социальной сфере оно сказывается на составе семьи, репродуктивном поведении, миграционных тенденциях, потребностях в жилье, а так же потребностях в медицинской помощи и социальных услугах.

Старение населения представляет собой увеличение относительной доли лиц пожилого возраста. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а так же частично миграции .

Феномен глобального старения затрагивает практически все государства, в том числе и Российскую Федерацию. Можно выделить аспекты, которые характеризуют процесс демографического старения населения России на современном этапе: во-первых, отсутствует принципиальные различия в динамике старения населения России и развитых европейских стран; во-вторых, сокращается разница в численности мужчин и женщин в общем количестве пожилых людей; в-третьих, происходит выравнивание процессов старения в регионах (все население становится «старым») .

Исходя из этих процессов, на современном этапе на территории России представляются необходимыми внедрение геронтологического профилирования специалистов, работающих с пожилыми людьми (медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга), а также разработка принципа социальной защищенности пожилого человека, предполагающей достойные условия существования .

Пожилые люди являются уязвимой группой населения.

Сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию; материальная обеспеченность ― в связи с низким размером пенсии, является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать; проблема одиночества , которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе; проблема насилия и жестокости со стороны взрослых детей либо супругов ; проблема агрессивного отношения к пожилым людям в обществе, социальная дистанция граждан пожилого возраста от других групп - вот неполный перечень актуальных проблем людей старшего возраста.

Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено несколькими заболеваниями, инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку. Это определило актуальность создания и развития в стране специальных учреждений - домов-интернатов, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей .

Исследователи отмечают, что при поступлении на проживание в учреждение социального обслуживания пожилой человек оказывается в психологически тяжелом положении. Факт институционализации (то есть переход пожилого человека на постоянное жительство в какой-нибудь стационар, например, в пансионат, и дальнейшее его там проживание) изменяет привычную деятельность пожилого человека и является критическим моментом в его жизни. Все эти процессы проходят тяжело и болезненно.

Негативное воздействие на психоэмоциональную сферу пожилого человека, поступающего на проживание в стационарное учреждение, оказывает дефицит догоспитальной информации; отсутствие психологической готовности пожилого человека к смене жизненного стереотипа.

Переезд или помещение пожилого человека в дом-интернат рассматривается не только обществом, но и им самим как последний этап жизни, рассчитанный на «доживание», потому что он попадает в систему, высоко регламентируемой жизни, начинает зависеть от других.

Факт институционализации сам по себе уже обесценивает взгляды пожилых людей. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интернатах пожилые люди становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются.

Негативную роль играет явление госпитализма, которое является следствием унифицированного обеспечения. Синдром госпитализма определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в стационаре в отрыве от близких людей и дома . Для него характерны регламентированность деятельности учреждений, монотонный образ жизни, отсутствие уюта, ограниченность связей с внешним миром, бедность впечатлений, скученность, недостаток личного пространства, скудность выбора занятий для пожилых людей, зависимость от персонала, гиперопека и зависимость от окружающих, ситуационное устранение резидентов от решения жизненно важных проблем.

В результате этих негативных воздействий у пожилых людей появляются невротические состояния, депрессивная пассивность перемежается взрывными аффективными проявлениями.

Приюты сильно ограничивают число степеней свободы личности, не стимулируют ее социальной активности, не порождают чувства своей нужности.

Так как учреждения стационарного обслуживания оказывают на пожилого человека ряд негативных последствий, исследователи всё больше склоняются в пользе применения стационарозамещающих технологий. К ним относится инновационная технология приемной семьи для граждан пожилого возраста как альтернатива помещению пожилых людей в стационарные учреждения .

Приемная семья для пожилого человека имеет большие преимущества и положительные эффекты, нежели чем стационар. Если говорить в общем, то она оказывает социально-психологическую поддержку членам семьи: моральное и информационное содействие, оказываемое членами семьи пожилым людям, материальная помощь, эмоциональная поддержка, организация повседневной индивидуальной деятельности и т. д.

Эта инновация направлена на интересы пожилых граждан. Развитие этого института позволяет улучшить самочувствие пожилого человека, укрепить связь поколений.

Впервые в нашей стране альтернативу государственным социальным учреждениям для граждан пожилого возраста предложили власти Пермской области. В 2005 г. проживание в приемной семье законодательством Пермского края было закреплено как особая форма социального обслуживания граждан независимо от возраста.

С 2007 г. технология «Семья для пожилого» действует в рамках краевой целевой программы и уже стала одной из форм социального обслуживания. В дальнейшем данная форма социального обслуживания законодательно закрепилась по другим регионам Российской Федерации, в частности, Забайкальский край, Амурская область и т. д.

Что же касается развития института приемной семьи для пожилого человека в Республике Карелия, то он не сформирован, несмотря на демографические данные, а так же наличие проблем у граждан пожилого и старческого возраста.

По данным Карелиястат численность населения на начало 2015 года в Республике Карелия составляет 632,533 тыс. человек. Из общей численности 160,5 тыс. - население старше трудоспособного возраста, что составляет 25,4 %. Республика Карелия находится на пятом месте по коэффициенту старения среди регионов Северо-Западного федерального округа. Самыми «старыми» регионами в Северо-Западном федеральном округе считаются Псковская область (28,5 % лица старше трудоспособного возраста от общей численности населения), Новгородская область (28,2 %), Ленинградская область (26,6 %). Если же сравнить коэффициенты старения по округам, то Северо-Западный федеральный округ стоит на втором месте (25,3 %) после Центрального федерального округа (26,4 %) .

Как мы можем заметить, отсутствует принципиальная разница между значениями коэффициентов. Исходя из этих данных, по классификации польского демографа Э. Россета, Карелию можно отнести к «демографически старой» республике с очень высоким уровнем старости. И поэтому Правительство Карелии должно уделять внимание проблемам граждан пожилого возраста, обеспечить им достойную старость.

В 2013 году в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия состоялся семинар для руководителей государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, посвященный перспективам внедрения стационарозамещающих технологий в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В задачи семинара входило обсуждение моделей стационарозамещающих технологий и выбор наиболее эффективных для Карелии с целью снижения очереди в дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Начальник управления социальной поддержки и организации социального обслуживания населения Минздравсоцразвития РК А. В. Зиновьев в своем докладе сообщил, что стационарозамещающие технологии - это решение проблемы снижения уровня очередности в стационарные учреждения социального обслуживания (в 2013 году очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составила 206 человек).

Были выделены общие подходы к организации приемных семей: совместное проживание с гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании, установление требований к лицу, изъявившему желание организовать приемную семью, возмездный характер деятельности гражданина, организовавшего приемную семью (принятие гражданина в штат учреждения социального обслуживания либо выплата социального пособия), наличие ограничений для приемного родителя .

Невозможно не упомянуть государственную программу Республики Карелия «Социальная поддержка граждан Республики Карелия» . В ней прописаны приоритетные направления социальной политики в Республике Карелия, в числе которых и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года также не говорится о приемной семье для граждан пожилого возраста. Но в приоритетные задачи 2013–2016 гг. входит поэтапное снижение очереди на устройство нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания общесоматического и психоневрологического профилей.

Этого можно достичь с помощью создания института приемной семьи для пожилого человека. Исходя из этой информации, можно сделать вывод о том, что были предприняты попытки внедрить данную технологию.

В 2015 году нами было проведено телефонное интервью с 10 специалистами социальной работы, целью которого являлось выявление условий и ресурсов для реализации технологии приемной семьи, причин отсутствия данной технологии в сфере социального обслуживания республики Карелия. Выборка осуществлялась методом доступного массива, так как многих специалистов не удалось опросить в силу их высокой занятости. Базой проведения эмпирического исследования выступили ГБСУ СО «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов», ГБСУ СО «Видлицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГБСУ СО «Калевальский дом-интернат для престарелых и инвалидов», отделение срочного социального обслуживания КЦСОН «Истоки».

Интервью со специалистами включало в себя вопросы об организации приемных семей в Республике Карелия, региональных особенностях внедрения и использования данной технологии, а также предполагаемые ожидаемые результаты внедрения и использования. Большинству специалистов знакома данная технология, они понимают, что она подразумевает.

Основными источниками знаний о данной инновации послужили СМИ, Internet, различные тематические семинары, а так же обмен знаниями между специалистами учреждений. Что же касается необходимости принятия нормативно-правового акта, регулирующего взаимоотношения между пожилым человеком и принимающей семьей, то мнения специалистов разделились. 5 специалистов считают, что нужно обязательно принять данный нормативно-правовой акт, который сможет улучшить качество жизни пожилых.

Пожилому человеку, по словам специалистов, лучше жить семейных домашних условиях, нежели одному или в доме-интернате. Так же отметили, что нормативно-правовой акт послужит неким регулятором юридических отношений между пожилым человеком и семьей: сможет пресечь противоправные действия либо поощрять законные действия.

Специалисты выделяют следующие условия, необходимые для создания и использования данной формы обслуживания :

выявление мотивов взять пожилого человека в свою семью;

создание базы данных о приемных семьях и граждан пожилого возраста, в которой фиксировались бы результаты работы;

соответствующие достойные жилищные условия, в соответствие с этим организовать обследование жилищно-бытовых условий приемной семьи;

психолого-педагогическая подготовка пожилых людей и семей к совместному проживанию, а также обучение приемной семьи работе с пожилыми людьми;

достойное денежное вознаграждение (заработная плата) приемным семьям; изменение сознания людей, постараться смягчить последствия геронтостереотипов в повседневной жизни людей.

На вопрос о региональных особенностях, которые необходимо учитывать при внедрении и развитии приемных семей для пожилого человека, многие специалисты затрудняются ответить. В основном, упоминаются национальные различия и удаленность некоторых социальных учреждений, локализованных в районных центрах.

Специалисты выделяют два уровня трудностей и проблем, которые могут возникнуть при создании приемных семей: региональный уровень и семейный уровень.

К региональным трудностям можно отнести отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы. По словам специалистов, необходимо продумать до мельчайших деталей организацию данной технологии: от механизма выплат зарплаты до организации обучающих программ приемных семей и пожилых граждан.

С социально-медицинской точки зрения, необходимо информировать семьи и пожилых людей о различных заболеваниях и мерах их предупреждения, а также есть необходимость продолжать развивать доступную среду.

На уровне семьи могут возникнуть, по мнению специалистов, следующие трудности: выявление мотива принятия пожилого человека в свою семью, психологические проблемы (аспект общения между членами приемных семей и пожилым человеком). Члены приемной семьи и пожилой человек должны понимать, что у каждого сложились свои привычки, характер. Пожилые люди имеют свои особенности, которые должны принимать во внимание приемная семья.

Специалисты также отметили, что принятие пожилого человека - ответственное дело, в некоторой степени, ответственнее принятия детей в семью. Есть риск возврата пожилых людей в силу непонимания взятых на себя обязанностей.

По словам специалистов, организация приемных семей в сельской местности будет отличаться от организации в городской среде. В сельской местности могут возникнуть следующие трудности, в основном, социально-медицинского характера:

низкий уровень медицинского обслуживания населения из-за недостатка квалифицированных кадров медицинских работников;

удаленность от специализированных медицинских учреждений; плохие транспортное сообщение и дорожное хозяйство: состояние дорог, обслуживание дорог в зимний период времени оставляет желать лучшего;

обеспечение медикаментами.

Некоторые препараты можно купить лишь в г. Петрозаводске.

Специалистами были выделены следующие основные причины отсутствия данной технологии в Республике Карелия:

Отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы; низкое финансирование социальной сферы в целом;

Неосведомленность и низкая информированность граждан;

Незаинтересованность социальных служб и организаций во внедрении данной технологии, так как каждая служба и организация осуществляет свои цели, задачи и функции.

В результате внедрения может произойти нагрузка на учреждения, что может повлиять на качество социального обслуживания.

Специалисты отмечают необходимость разработки стандартов, нормативов по работе с приемными семьями и гражданами пожилого возраста. Необходимо организовать основное центральное учреждение для контроля, организации приемных семей, высокого информирования населения, а также мультипрофессиональную команду, состоящую как из специалистов-теоретиков, так и из специалистов-практиков. В эту команду необходимо включить специалистов по социальной работе, социальных работников, медицинский персонал, психологов, обязанностью которых будет выявление нуждающихся в данной технологии, дальнейшее сопровождение, помощь приемной семье в трудной жизненной ситуации.

Центры социальной работы, комплексные центры социального обслуживания, Пенсионный Фонд, поликлиники, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, общественные организации - по мнению специалистов, с этими организациями и службами нужно сотрудничать при внедрении и организации приемных семей.

На вопрос об отрицательных и положительных сторонах/эффектах данной формы социального обслуживания, о проблемах, которые могут быть решены посредством принятия данной технологии, многие специалисты затрудняются ответить.

Но все же были выделены отрицательные стороны - мошеннические действия со стороны людей, берущих пожилого человека в семью, взятие пожилого человека в семью с корыстными целями. Не возможно не сказать о такой проблеме, как психологическая несовместимость членов приемной семьи и пожилого человека, вследствие чего есть риск ухудшения отношений между членами семьи и пожилыми человеком, возрастание частоты конфликтов.

Положительные стороны - уменьшение очереди на стационарное социальное обслуживание, получение более качественного обслуживания, решение проблемы одиночества. Как отмечают специалисты, пожилому человеку в семье будет намного комфортнее, будет оказываться семейная поддержка. Благодаря созданию приемных семей будет происходить гуманизация отношений не только в самой семье, но и в обществе в целом.

Пожилой человек лучше адаптируется к старости в семейных условиях, приобретает чувство защищенности, общение, достойный уход, заботу, внимание. Данная технология, по мнению специалистов, может показать гуманное отношение населения к старшему поколению, развить уважение и потребность помогать нуждающимся в помощи людям. Семья будет способствовать реализации потребностей и умений пожилого человека.

Большинство специалистов затрудняются ответить на вопрос о перспективах развития приемных семей в Республике Карелия. Некоторые специалисты считают, что перспектива развития данной технологии очень мала в Республике Карелия в силу «северного» менталитета, стереотипов в отношении пожилых людей, низкого финансирования.

Специалисты отмечают, что «камнем преткновения» является отсутствие соответствующей законодательной базы, которая смогла бы разрешить данную проблему.

На основе результатов телефонного интервью можно сделать вывод о том, что, во-первых, технология приемной семьи для пожилых людей в сфере социального обслуживания республики Карелия востребована; во-вторых, в республике Карелия существуют барьеры, трудности реализации технологии, преодолев которые возможно внедрить инновационную форму обслуживания; в-третьих, создание определенных условий для реализации данной формы обслуживания с привлечением ресурсов (кадровые, финансовые, временной ресурс) может повысить возможность реализации данной технологии в республике Карелия.

Таким образом, данная технология является важной, необходимой в сфере социального обслуживания республики Карелия. Но в силу определенных факторов стационарозамещающая технология имеет низкую перспективу развития в Карелии. Создание определенных условий для внедрения, развития и использования данной формы обслуживания, а также устранение факторов, негативно влияющих на процесс развития, повышает возможность реализации данной технологии в республике Карелия. Данная статья написана в рамках Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета.

Литература

Закон Амурской области от 22 февраля 2012 г. № 15-ОЗ «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Амурской области». - [принятЗаконодательным Собранием Амурской области 22.02.2012 г.] // ГАРАНТ.РУ - информационно-правовой портал [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016).

Закон Забайкальского Края от 22 декабря 2011 года № 609-ззк о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в забайкальском крае (с изменениями на: 28.07.2014) // «Кодекс» - информационно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Кодекс». - Электрон. дан. - [СПб.]. - URL:http://docs.cntd.ru/document/922224799, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения:20.10.16).

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Document/Strategy2020/6.7.html, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016 г.)

Государственная программа Республики Карелия «Социальная поддержка граждан в Республике Карелия» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/docs/2014/06/169-p_1.html, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 25.02.2015 г.).

Васильчиков В.М, Чикарина Л. Я. Приемная семья для пожилого человека: государственная политика и региональная практика /В. М. Васильчиков, Л. Я. Чикарина // Труд и социальные отношения. - 2013. - № 10. - С.16–21.

Долгова Т. М. Особенности развития приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Бурятия / Т. М. Долгова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 110–114.

Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. - 864 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

Краснова О. В. Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. - 2006. - № 2 (34). - С.49–61.

Основные демографические показатели // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/e6d49c0049768290b2e2f22d12c3261e/75071.pdf (дата обращения: 21.09.2016)

Перспективы внедрения стационарозамещающих технологий обсудили специалисты учреждений социального обслуживания Республики Карелия // // Министерство здравоохранения Республики Карелия. URL:http://www.mzsocial-rk.ru/news/2013/w191220132.html (дата обращения: 15.10.2016 г.).

Пивоварова И. В., Зырянова А. А. Старение населения как глобальная демографическая проблема / И. В. Пивоварова, А. А. Зырянова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 33. - С. 111–114.

Распределение постоянного населения по возрастным группам // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/4e4b49004c49639ba7d3af052efb10e3/70991.2015.pdf (дата обращения: 21.09.2016)

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. -1266 с.

Сапожникова Т. И. Демографическое старение: прогнозы, причины, последствия / Т. И. Сапожникова // Научный журнал КубГАУ. - январь 2007. - № 25(1). - С. 1–14.

Семенцова Л. И. Пожилая семья: автономия и своеобразие в контексте социальной работы / Л. И. Семенцова // Вестник ЮрГТУ (НПИ). - 2012. - № 6. - С. 296–305.

Смирнова Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция / Т. В. Смирнова // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 49–55.

Цыплакова Л. Б., Архипова О. В. Психологические проблемы пожилых резидентов в условиях стационарного проживания и пути их решения / Л. Б. Цыплакова, О. В. Архипова // Методическое пособие для психологов, социальных работников, медицинского персонала «Угроза суицида в позднем возрасте. Диагностика. Суицидальная интервенция резидентов в стационарных условиях». - 2011. - С. 2–13.

Шабунова А. А., Барсуков В. Н. Тенденции демографического старения населения Российской Федерации пути их преодоления / А. А. Шабунова, В. Н. Барсуков // Проблемы развития территории. - 2015. - № 1(75). - 76–87.

Приемная семья для пожилых

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго