Современное ткачество. Ручное ткачество

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сейчас я постараюсь ответить на вопросы, задаваемые Вами, и тем самым впервые в интернете открыть те маленькие секреты, которые так необходимы начинающим ткачам.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»
ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать круглый гобелен?»
ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»
ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: «Как сделать переход цвета от одного к другому более плавным?»
ВОПРОС ПЯТЫЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»

Ответы:

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»

Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:
1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:

А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:

2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).

3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:

4. Способ - «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.

Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом. Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:

ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать круглый гобелен?»

Тут тоже нет на мой взгляд ничего сложного. Просто в начале работы Вы должны заплести косичку полукругом (по Вашему рисунку):

Точно также можно сделать гобелен любой формы. Например, так (по этому профилю можно сделать накидку на табурет):

ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»

Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: «Как сделать переход цвета от одного к другому более плавным?»

Несмотря на то что фабрика по покраске ниток работает круглосуточно...

В магазине порой невозможно приобрести нужный нам цвет. Например, все оттенки от красного до белого. А у нас с Вами есть только красный и розовый (как переходный цвет к белому). Что делать?

Все не так уж безнадежно, как кажется на первый взгляд.

Берем красную нитку. Складываем в две и начинаем ткать. Затем к этим двум мы должны прибавить розовую.

Нить, как правило, сплетена из нескольких более тонких ниточек и наша задача разделить их друг от друга для того, чтобы розовый цвет добавлялся постепенно (ниже я покажу Вам на видео как это делается).

Берем, значит, одну (уже разделенную нами) ниточку и вместе с двумя красными начинаем вплетать в гобелен. Получаем легкий оттенок розового. Далее к двум красным добавляем две тоненькие розовые. Затем целую. И таким же образом начинаем уменьшать толщину красной нитки, постепенно переходя в чисто розовый. Вот так можно уйти от одного цвета в другой.

1.4 Традиционные техники ткачества

Эволюция ткацких станков способствовала развитию различных техник ручного ткачества. К одному из древнейших способов получения орнаментированной ткани относится так называемое «закладное» ткачество. Оно было известно в Древнем Египте, Индии, Китае других государствах Древнего мира.

Особенность закладного ткачества состоит в том, что узоры здесь выполняются каждым цветом отдельно. Цвета могут соединяться между собой различными способами или не соединяться, образуя зазор в месте стыка. Именно в технике закладного ткачества выполнялись известные китайские ткани косы, она применялась при ткачестве индийских сари г. Бенаресе, в знаменитых коптских тканях, в ткачестве французских шпалер. Закладное ткачество является двухсторонним - лицевая и изнаночная стороны готовой ткани идентичны. Техника достаточно трудоемка. Существует большое количество тканей с «закладами» в традиционном народном ткачестве России конца XIX - начала XX вв. Для Русского Севера было характерно использование контрастного сочетания белого фона и красного узора. Подобные орнаменты широко представлены в коллекции Российского Этнографического музея в качестве декора полотенец, рубах, поясов, передников.

Помимо двухцветных существовали также полихромные «заклады», представлявшие собой сочетания геометрических фигур - столбиков, косых полос, треугольников, квадратов. Орнамент здесь состоял из простейших геометрических фигур: полос, разделенных на косые столбики, квадратов и треугольников. Цветовое решение кроме красного и белого цветов включало синий и оранжевый. Закладные узоры этого типа выполнялись, например, в Тверской области на рубеже XIX–XX вв.

Интересно, что техника «закладного ткачества» применялась в работе и на вертикальных, и на горизонтальных ткацких станках. При ткачестве на горизонтальном станке фон обычно ткался льняными нитками, а узор - шерстью или хлопком.

На вертикальных ткацких станках закладным ткачеством ткали ковры. В этом случае нити утка должны были полностью закрывать нити основы, поэтому и для фона, и для узора использовали шерсть.

Техника браного ткачества значительно отличается от закладной. Название «браное ткачество» происходит от слов «брать», «выбирать». В процессе работы в этой технике использовали специальный пруток или дощечку «бральницу», поэтому браное ткачество может называться также ткачеством «на дощечке» или «на прутиках». Таким образом, выбранные нити основы поднимались отдельно от фоновых нитей, образуя дополнительный зев. Техника браного ткачества похожа на вышивку. Для нее характерно наличие фона и как бы наложенного сверху рельефного узора. Лицевая и изнаночная стороны браных тканей представляют собой негатив друг друга. Обычно орнамент, выполненный в технике браного ткачества, имел горизонтальное построение по всей ширине ткани и геометрическую стилизацию. Композиция орнамента делилась, как правило, на три горизонтальные зоны, верхнюю и нижнюю, которые обычно, дублировали друг друга, и среднюю. Именно средняя зона несла наибольшую смысловую нагрузку, здесь могли быть изображены стилизованные сюжетные композиции «абсолютно идентичные орнаментам древности».

Что касается цветового решения таких тканей, то оно обычно было двухцветным - красный узор на белом фоне. Однако возможно использование одного цвета, например белый орнамент, вытканный по белому фону. В этом случае орнамент строился на контрасте толщины основных и уточных нитей и игре светотени. Так же, как и «заклады», браные ткани могли быть полихромными. Так Северно-русская экспедиция Института этнографии Академии наук в СССР в 1948 г. установила очаги многоцветного браного тканья в Вологодской и Архангельской областях.

Исследователями отмечается широкое распространение браного ткачества в крестьянском быту России в конце XIX - начале XX вв., но появилась эта техника значительно раньше, что подтверждено археологическими находками. Так, например, при раскопках курганов XII–XIII вв. на берегах р. Угры, были обнаружены фрагменты клетчатой шерстяной ткани, выполненной браной техникой. «Вранье» производилось в Москве на царской мануфактуре в XVI–XVII вв., «в описаниях дворцового имущества постоянно упоминаются “браные” скатерти, “браные убрусцы”». Интересно отметить, что техника браного ткачества могла использоваться и в «примитивном тканье», например в ткачестве «на бердечке» и «на ниту».

К текстильным техникам, характерным для работы только на горизонтальном ткацком станке, относятся выборное, переборное, ажурное и ремизное ткачество.

Выборное ткачество по способу выполнения близко к браному, так как для получения узора здесь тоже применялась дощечка - «бральница», но для выборного ткачества не характерно горизонтальное построение узора. Орнамент здесь выполнялся отдельными участками, использовался свободный цветовой ритм, фактура узора оставалась рельефной, а лицо и изнанка ткани являлись негативом друг друга. В XIX–XX вв. многоцветное выборное ткачество, часто в комбинации с браным, бытовало в Новгородской, Вологодской, Ярославской областях России.

Переборное ткачество было распространено в украинском и белорусском народном творчестве. По своему внешнему виду переборная ткань напоминала выборную, но значительно отличалась от нее по технике исполнения. Так, например, полотняный фон выполнялся здесь также при помощи ремизок, но количество их увеличивалось (обычно до четырех); дощечки не применялись. Нити узорного утка в переборной ткани, как и в выборной, закладывались отдельными участками, но для их прокладывания применялись не дощечки-бральницы, а дополнительные ремизки, в которые пробирались нити основы. Главной особенностью переборного ткачества была свобода в расположении и чередовании орнаментальных форм и в применении цвета. Фактура самой ткани была менее рельефной, чем в браных и выборных тканях. Различают два вида «переборов»: с одним узорным утком или с несколькими. При работе с одним утком получался двухсторонний орнамент ткани, а при работе с двумя и более утками - одноличный «перебор». Подобная техника широко применялась в белорусском ткачестве при ткачестве многоцветных постилок и полотенец.

Интересным видом ткачества является ажурное переплетение с перевивкой нитей. Орнамент ажурных тканей представлял собой сквозные просветы, такие ткани часто использовались для скатертей, занавесок, полотенец. На рубеже XIX–XX вв. эта техника была распространена во многих районах Русского Севера и в Карелии.

В ткачестве на горизонтальных ткацких станках наиболее распространенной и производительной техникой является ремизное (многоремизное) ткачество. Примеры тканей, выполненных в технике ремизного ткачества встречались на Младшей Волосовской стоянке конца 2 тысячелетия до н. э., славянских погребениях X–XI вв., их можно видеть в одеждах святых на иконах XIV–XV вв. новгородского и галицкого письма. Простейшим видом ремизного ткачества являлась пестроткань или «пестрядь» - рисунки в клетку или полоску. Согласно исследованиям Н.С. Королевой и Л.А. Кожевниковой «многие ее образцы отличаются высокими художественными достоинствами, прекрасным гармоничным колоритом, уравновешенностью пропорций, удачно найденным масштабом рисунков по отношению к пропорциям человеческой фигуры».

Одним из самых распространенных видов ремизного ткачества была «клетчатина». Узор такой ткани образовывался мелким уточным настилом, проходящим по гладкому полотну. Узоры «клетчатины» могли быть разнообразны, что видно из названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники», «денежки» и т. д.

К более сложным ремизным тканям относился так называемый «пешечный узор», построенный на игре светотени и состоявший из шашек разной величины. На рубеже XIX–XX вв., были распространены ремизные ткани, выполненные «пешечным узором», на поверхности которых образовывался орнамент, состоящий из пересекающихся кругов с квадратами внутри.

Интересной техникой ремизного ткачества являлось изготовление ткани на непарных нитах. Например, в 3-х нитном переплетении основа пропускалась парами в два нита, а в третий по одной нити из каждой пары.

Интересным представляется тот факт, что в традиционном ручном ткачестве могли ткать, используя комбинированную технику. Так, например, вырабатывались полотенца, у которых на концах были поперечные браные полосы, а середина - ремизное ткачество. Одним из видов комбинированного ткачества являлось ткачество «на куколках». Нити утка наматывались здесь на круглые бумажные трубочки - куколки, и применялась техника закладного ткачества в сочетании с ремизным. Эта техника была описана Н.И. Лебедевой: «При тканье «на куколках» использовали три челнока - один с белой портяной ниткой, другой с шерстяной красной, третий - с шерстяной синей… Получалась двойная ткань: «портяная» подкладка и суконный верх. Цветной узор достигался путем вкладывания дополнительных дощечек позади нита (бральниц), которые образовывали дополнительный зев, то есть нарушали правильное чередование нитей основы…».

Техника ремизного ткачества применялась при изготовлении полотенец, скатертей, покрывал. Декоративные полотенца являлись важной частью интерьера традиционной крестьянской избы на территории России в конце XIX - начале XX вв. На богато украшенном полотенце принято было подносить хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на них несли гроб с покойником и опускали его в могилу. На специальном полотенце - «набожнике» ставили иконы. Исследователь А.Н. Курилович отмечала, что «постоянное украшение полотенцами икон было характерно для православных, тогда как католики вешали на икону полотенце только во время свадьбы». Важной частью традиционной бытовой культуры конца XIX - начала XX вв. были скатерти. На территории Древней Руси скатерть была известна уже в XI–XIII вв., она называлась «столешник».

Традиционные техники ткачества, в особенности закладное, браное и ремизное, получили широкое распространение и развитие. Комбинируя нити основы и утка, используя несложные приспособления (дощечки, прутики и т. д.), человек создавал орнамент, совершенствуя как технологические, так и эстетические навыки.

Ручное ткачество, появившееся в эпоху неолита, являлось одним из основных видов деятельности человека. В результате изучения различных видов плетения, «полутканья» и «примитивного тканья» можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению «развитого тканья» на вертикальных и горизонтальных ткацких станках, а также выявить многочисленные точки соприкосновения в текстильных традициях разных народов.

Из книги Высокочастотный автомобиль автора Бабат Георгий

ПОБЕДА СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИ В старые времена одиночка-изобретатель мог создать нечто новое. Паровую машину изобрел и построил Ползунов. На далеком руднике Черепанов изобрел и построил паровоз. Изобретатель капитан Можайский создал аэроплан.И Можайский, и Ползунов, и

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

4.3. Сертификация качества авиационной техники 4.3.1. Нормы летной годности Международная организация гражданской авиации (ИКАО), одной из главных задач которой является обеспечение безопасности полетов, установила, что страны-члены ИКАО должны выдавать

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович

На выставке трофейной техники Для наилучшего представления об атмосфере этих показов приведем выдержки из статьи известного отечественного автоконструктора Ю. А. Долматовского, посетившего в то время столичное собрание:«Эта выставка не похожа на международный

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Чудеса военной техники Все знают, что драться – плохо. А воевать – тем более. Тем не менее всю свою историю люди только и делают, что воюют между собой, а самые лучшие идеи, изобретения применяют прежде всего в ратном

Из книги Совершенство техники автора Юнгер Фридрих Георг

КНИГА ПЕРВАЯ СОВЕРШЕНСТВО ТЕХНИКИ Девиз: Всему есть место, но для каждой вещи свое. Надпись на складе инструментов 1 Сочинения в жанре технической утопии, как показывает наблюдение, отнюдь не редкость в литературе и даже напротив: их так много и читательский спрос на них

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛЫ «СОВЕРШЕНСТВУ ТЕХНИКИ»? Настоящее издание включает в себя две работы Фридриха Георга Юнгера (1898–1977) - «Совершенство техники» и «Машина и собственность». Их объединяет одна тема - техника. Поэтому, повинуясь гипнозу установившейся академической

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

Глава 1 История возникновения ткачества

Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

Глава 2 Семантические аспекты ручного ткачества 2.1 Истоки орнаментальных мотивов Многие орнаментальные мотивы, сохранившиеся в текстиле вплоть до конца XIX - начала XX вв., появились в эпоху неолита. Согласно определению В.Г. Власова, слово «орнамент» происходит «от лат.

Из книги автора

11.4.4. РАЗВИТИЕ ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Создание транзисторов в 50-х годах положило начало развитию полупроводниковой информационной техники.Первый отечественный точечный транзистор обладал усилительными свойствами, однако большой технологический

Из книги автора

12.5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Использование достижений микроэлектроники и вычислительной техники в электроизмерительной технике определяют в настоящее время одну из основных тенденций ее развития, для которой характерна компьютеризация

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Эталоны для физики и техники Эталон длины Сначала эталоны были естественные, например, эталоном длины был, возможно, пояс короля Карла такого-то. Потом король слегка разъелся и экономика сошла с ума. Поэтому взяли длину маятника с определенным периодом (привязав тем

Приглашаю вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества. Здесь вы можете ознакомиться с основными приемами этого вида рукоделия.

Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально, для ткачества использовали натуральное волокно - из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти.

В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Ткачество на станке

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) - основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Ткачество на бёрдышке

Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов - продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Ткачество на дощечках

Ткачество на дощечках - это ещё один способ для создания поясов и других изделий с орнаментальными узорами.

Ткачество на сволочке или ниту

Один из способов создания поясов с узорами.


Гобелен

Гобелен - это один из видов ручного ткачества.

Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые - гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным - на всю стену, или же всего 20*20 см - так называемые мини-гобелены.

При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы, пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон - лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке - вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.

Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.


Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

Для многих изготовление тканых изделий в домашних условиях кажется неприемлемым из-за использования в работе громоздкого ткацкого станка, не вписывающегося в габариты современной квартиры, действительно, для выполнения изделий, имеющих большую площадь и сложное переплетение нитей, нельзя обойтись без специального оборудования, но тканье небольших полотнищ не требует сложных приспособлений и может выполняться на деревянной раме, заменяющей ткацкий станок. Вне зависимости от того, при помощи какого оборудования осуществляется работа, сам принцип выполнения тканого материала остается неизменным. Всякая ткань состоит из вертикальных и горизонтальных нитей, пересекающихся под прямым углом в определенной последовательности. Нити, идущие вдоль полотна, называются основой, а поперечные, переходящие от кромки к кромке, - утком. В зависимости от способа чередования вертикальных и горизонтальных нитей получаются различные типы тканей. О самом простом приеме тканья - полотняном переплетении нитей - и пойдет речь в этом разделе.

Материалом для ручного ткачества нам послужат нитки, изготовленные практически из любых натуральных и искусственных волокон. Следует иметь в виду, что фактура ткани во многом определяется толщиной используемого в работе сырья. Если нити основы окажутся значительно тоньше уточных, то на готовом изделии будут видны только их горизонтальные ряды, уложенные друг над другом. Такая техника обычно используется при выполнении мини-гобеленов. В том случае, когда толщина ниток утка и основы приблизительно одинаковы и они изготовлены из одного и того же материала, сотканная из них ткань напоминает холст или мешковину.

Дополним простейший ткацкий станок-раму рядами маленьких гвоздиков, которые в шахматном порядке набиваются на две противоположные стороны рамы. Несколько позже на эти штыри будут намотаны нити основы. Надо учитывать, что от ширины промежутков между соседними гвоздиками напрямую зависит, насколько часто окажутся протянуты нити основы, а следовательно, какой будет плотность сотканной ткани.

В соответствии с представленной схемой натянем на раму основу полотна (рис. 1). Образующие ее нитки могут сматываться как с одного, так и с нескольких поочередно используемых клубков. Второй прием, позволяющий изготовить многоцветную основу, используется в том случае, если необходимо соткать пеструю или клетчатую ткань. Завершив выполнение основы, выровняем натянутые нити, пропустив между ними полоску жесткого картона. Равномерно распределить нити основы по всей ширине рамы и зафиксировать расстояние между ними нам поможет выполненная крючком "уравнительная плетенка". Каждая петля фиксирует пару нитей основы, а концы "плетенки" закрепляются на противоположных сторонах рамы (рис. 2).

Заправив основу, разделим составляющие ее нити на четные и нечетные. Для этого охватим каждую из них отрезком прочной нитки красного или синего цвета. Отметим синим цветом все четные нити основы, а красным - нечетные. Свяжем отрезки ниток одного цвета в пучки, формируя тем самым простейшие ремизки - приспособления, позволяющие разделять основу надвое (рис. 2). Поочередно оттягивая на себя четные и нечетные ремизки, каждый раз мы образуем зев, сквозь который протягивается нить утка. Ритмичное чередование этих действий и составляет сам процесс тканья.

Для того чтобы уточная нитка свободно проходила через зев, ее необходимо намотать на специальный челнок, длина которого должна немного превышать ширину изготовляемого полотна. Следует подготовить сразу несколько челноков - по одному для ниток каждого используемого в тканье цвета. Челноки нетрудно изготовить, вырезав их из плотного картона или фанеры. Приступая к отделке заготовок, особое внимание следует уделить обработке их боковых граней. Челнок должен легко скользить между нитями основы, не цепляясь за них, поэтому его поверхность должна быть ровной и гладкой, без искривлений, выступов и заусенцев.

Проведя все этапы подготовки основы полотна к работе и намотав на челноки уточные нитки, перейдем к тканью, которое всегда начинается с нижнего конца изделия. Прежде всего сформируем край полотна, выполняемый из хлопчатобумажных ниток подходящей толщины. Поочередно оттягивая на себя четные и нечетные ремизки, проложим пять-семь рядов уточной нитки. При этом, переходя к Выполнению каждого очередного ряда, оставим вдоль кромки полотна небольшую петельку, образованную уточной нитью, тем самым предохраняя ткань от стягивания. Проложив несколько уточных рядов, уплотним полотно, воспользовавшись так называемой колотушкой, роль которой с успехом выполняет обыкновенная расческа с частыми зубьями. Использование колотушки позволяет сделать ткань более плотной и выровнять ее кромки, расположив нити утка и основы перпендикулярно друг другу. Завершив оформление края полотна, продолжим тканье, используя в работе несущие декоративную нагрузку уточные нитки разных цветов.

Чередуя разноцветные нитки утка, можно изготовить ткань "в полоску", а если основа полотна также состоит из нитей двух и более цветов, появляется возможность выткать клетчатое полотно. Более сложные тканые орнаменты создаются за счет чередования разноцветных уточных ниток в каждом горизонтальном ряду. При этом узор "растет" по всей ширине полотна одновременно. Неиспользуемые при выполнении отдельных орнаментальных мотивов нитки либо пропускают по изнаночной стороне полотна, либо сцепляют с рабочей нитью непосредственно во время тканья.

Завершив изготовление полотна, зафиксируем его верхний край несколькими рядами хлопчатобумажных ниток и снимем готовое изделие с рамы. Для того чтобы самодельная ткань не рассыпалась, попарно свяжем между собой нити основы.

На последнем этапе работы над домотканым полотном его желательно увлажнить и прогладить не очень горячим утюгом через лоскут белой хлопчатобумажной ткани.

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Покчинская основная
общеобразовательная школа им. И.И. Широкшина»

«Ручное ткачество »

выполнила учащаяся 6 класса
под руководством
учителя технологии
Петровой Ириной Николаевной
2016.

Содержание
1. Введение …………………………………………………………………
2. Цель, задачи, гипотеза работы …………………………………………
3. Основные методы исследования ……………………………………….
4. История ткачества……………………………………………………..
5. Что мы узнали, посетив краеведческий музей? ……………………..
6. Изучение основных видов ткацких переплетений ……………………
7. Выбор техники ткачества для практической работы…………………
8. Инструменты и материалы для работы ……………………………….
9. Результаты работы ………………………………………………………
10. Возможные пути дальнейшего изучения темы………………………
11. Выводы ………………………………………………………………..
12. Список использованных информационных ресурсов
13 Приложения………………………………………………………………

Введение
Мы провели опрос среди одноклассников и выяснили, что многие из них
знают, какие ремесла были развиты в нашем Чердынском крае, но не все
смогли назвать технологию создания изделий. Возникает противоречие:
ровесники знают, какими ремеслами владели наши предки, но не имеют
представления о том, как изготавливались изделия, используемые ими в быту.
На уроках технологии мы изучаем историю одежды. Все люди носят разную
одежду ­ костюмы, блузки, платья. Все ткани, из которых изготовлена наша
одежда ­ сотканы.
«Что такое «ткачество»? Как получается ткань? Как и когда появились
ткани? Как они менялись?» ­ все это очень интересно узнать. С этими
вопросами мы обратились к учителю и родителям. Темой нашего исследования
стало­ ткачество в прошлом и настоящем. Учительница помогла нам
определить задачи исследования и помогла составить план изучения темы. Мы
считаем, что тема очень интересная. Ведь история одежды связана с историей
всего человечества, с историей развития нашего родного края. Эта работа
будет полезна для нас, потому что каждая девочка в будущем будет хозяйкой
дома и должна уметь устроить быт своей семьи.
Цель работы: узнать как можно больше о старинном ремесле ­ ткачестве.
Гипотеза: Мы предположили, что ребята нашего возраста, изучив технологию
тканых изделий, смогут изготовить их сами. Старинное ремесло ­ ручное
ткачество может пригодиться в современном мире.
По ходу нашего движения по маршруту мы ставили следующие задачи:
1. в библиотеке найти книги, рассказывающие о ткачестве;
2. найти информацию по теме в сети Интернет, в библиотеках, в музеях;
3. посетить Чердынский краеведческий музей;
4. узнать и усвоить технологию ручного ткачества на бердаке и на станке
5. изготовить изделия своими руками;
6. провести мастер класс для одноклассников.
1. Чтение книг и статей об истории ткачества и основных видах тканей.
Основные методы исследования:

2. Посещение краеведческого музея.
3. Поиск информации о применении ручного ткачества в современной
жизни.
4. Практическая (творческая) работа.
История ручного ткачества
Ткачество возникло примерно 20­30 тысяч лет до нашей эры. Появилось
раньше, чем прядение. Первые ткани были примитивными, они скорее
напоминали плетение из полосок кожи, прутиков, лыка. Первые виды плетеной
одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими
изделиями. Самое первое волокно, которое человек начал применять для
ткачества росло возле дома – это крапива. Значительно позже появились лен и
хлопок. Вырастив лён рукодельницы, принимались за изготовление изделий
для быта и одежды для своих домашних.
Что мы узнали, посетив краеведческий музей
А после посещения Чердынского краеведческого музея мы познакомились с
новыми понятиями, увидели предметы, с помощью которых создавались ткани.
Например:
«веретено» ­ приспособление для прядения,
«домотканый» ­ вытканный домашним способом,
«лен» ­ травянистое растение из стеблей которого получают
прядильное волокно, а из семян ­ масло,
«кудель» ­ волокнистая часть льна,
«трепало» ­ устройство для трепания и очистки волокна льна,
«бердо» ­ деталь ткацкого стана, в которую продевался уток.
И так далее.
Мы подробно узнали о том, что прежде, чем ткать, сначала надо спрясть. В
старину прядение было одним из привычных русских рукоделий, к которому
начинали приучать самых маленьких девочек 4­5 лет. В деревнях особенно
много пряли зимой, когда не надо было работать в поле. Вечерами девочки и
женщины собирались вместе, зажигали лучину, пряли и при этом пели песни
или беседовали. Чтобы нить при прядении получалась ровная и прочная, люди
придумали приспособление ­ веретено. Если привязать готовую нитку к
веретену и запустить веретено как волчок, нить сильно скручивается и
становится еще прочнее и ровнее. Для того, чтобы веретено хорошо
крутилось, на него надевали пряслице ­ каменное или глиняное колечко.
Позже люди придумали привязывать ещё непряденые волокна (кудель) к
специальной подставке прялки, и садились на её донце, чтобы прясть стало

ещё удобнее. Самое первое волокно, которое человек начал применять для
ткачества росло возле дома – это крапива. Значительно позже появились лен,
и хлопок.
В давние времена были придуманы станки для плетения. Как
же происходило плетение на станке? Станок был устроен таким
образом, чтобы с его помощью рукодельница могла вручную сплести ровное
полотно.

В музее и из книг по истории Пермского края и Чердынского района мы
узнали, что почти в каждом доме раньше был ткацкий станок, на котором
вырабатывались ткани. Приспособлением для домашнего ткачества служила
простая деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На
раму параллельно одной из ее сторон натягивались нити – основа будущей
ткани. Затем рукодельница переплетала нити поперечной нитью (уток),
причём без смещения, они располагались друг над другом в строгом порядке
и такой процесс плетения назвали ткачеством.
Готовый холст морозили на морозе, расстилали на снегу. Весной льняное
полотно расстилали по траве на солнышке и сбрызгивали водой.
Таким образом, холст из серого превращался в белый. Но когда приходилось
изменять цвет льняного полотна, пользовались растительными красителями.
Корой дуба или ольхи красили в коричневый цвет. Листьями березы ­ в
зеленый. Черный цвет получали при окрашивании полотна листьями ольхи.
В музее нам показали нарядные узорные полотенца, которыми
крестьяне издавна украшали стены, «красный угол», иконы, портреты.
Ткаными узорами оформляли одежду: сарафаны, передники, юбки, рукава.
Узорными полотенцами в старину невеста одаривала жениха к свадьбе, на
таком же богатом полотенце подносили хлеб ­ соль почетным гостям.

Нарядными были скатерти, которыми покрывали праздничный стол. Нас
очень заинтересовали домотканые половики, изготовленные из полосок ткани.
Все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках.
Именно такие станы, тогда деревянные, стояли в каждой крестьянской избе.
Трудно представить, сколько времени, сил и труда уходило на то, чтобы
сшить простую домотканую рубашку.
Изучение основных видов ткацких переплетений
с
Следующим этапом нашей работы было подробное знакомство
разновидностями тканей и ткацких переплетений. Из книг и источников
Интернета мы узнали что, если произвести группировку разнообразных
переплетений, имеющихся в тканях, то оказывается, что все переплетения
нитей приводятся к трем главным видам переплетения:
1)тафтяное (полотняное);
2) киперное или саржевое;
3) атласное.
Первый вид плетения, представленный на
рисунке, построен следующим образом:
нити основы разделены на две равные
части (четные и нечетные нити), уточная же
нить в своих переплетениях с основною проходит то над чётными, то
под чётными нитями основы и соответственно же переплетается с
нечётными нитями в такой же последовательности.
Этот вид плетения получает следующие названия:



для тканей шелковых - тафтяного переплетения;
для тканей шерстяных - суконного переплетения;
для тканей льняных и хлопчатобумажных ­ полотняного
плетения
Ткань этого вида имеет наибольшее число переплетений и
перекрещиваний нитей, то эта ткань и является наиболее прочной из
всех видов.
Каждая нить этой ткани скрадывается во многих переплетениях.
Поэтому ткань этого вида является
наименее блестящей и гладкой и в
этом отношении уступает другим
тканям.
Ткань по рисунку можно выполнить с
некоторыми простыми вариантами.

Второй вид плетения - киперное или саржевое. Оно отличается от
предыдущего тем, что в нём имеются диагонально проходящие
полоски, более выпуклые нежели вся поверхность ткани,
чередующиеся с узкими бороздками образующимися чередованием не
перекрытых нитей основы с перекрытыми нитями утка и наоборот.
Киперные ткани все обладают большим блеском и гладкостью, чем
ткани тафтяные, и это можно увидеть на рисунках, из которых видно,
что нить утка идет свободно по верху нитей основы - этим
обеспечивается блеск и гладкость ткани.
Следующий вид переплетения – сатиновое.
Рассматривая рисунок, находим, что плетение происходит по такому
закону: нить основы сначала сама перекрывает несколько нитей утка,
идя по последним свободно, а затем сама в свою очередь
перекрывается уточной нитью; следующая соседняя нить идёт таким
же точно образом, перекрывая такое же число уточных нитей,
однако, уточные перекрытия двух соседних нитей основы сдвинуты
по меньшей мере на две уточных нити. В атласном переплетении, в
котором нить основы проходит, перекрывая свободно семь нитей
(оборотов) утка, а затем сама перекрывается утком. Эта ткань носит
название восмивязного атласа.
Этот вид переплетения допускает также большое разнообразие.
Ткань получает превосходный блеск и шелковистый вид.
Такие переплетения, кроме того, встречаются еще в виде различных
комбинаций с другими видами в так называемых «двусторонних»
материях, которые показывают с одной стороны атласное, а с другой
- тафтяное или киперное плетение.
Существуют и более сложные ткани.
Изучая ткацкое ремесло, мы определяли для себя следующие задачи:
 работа в простейшей традиции плетения и ткачества с
использованием современных материалов и текстильных отходов;
 разработка собственных творческих моделей ткачества.
Выбор техники ткачества для практической работы
Нас очень заинтересовало и привлекло простое ткачество на берде, ведь эту
работу мы можем попробовать выполнить сами. Кроме того, интересная
история древнего промысла, связана и с историей моды, одежды и главное, с
историей нашего края, нашей малой родины – села Покча.
Если мы научимся основам этого ремесла, то сможем использовать для
ткачества шнурки, пряденые нити, ленты и даже старые вещи, которые

предварительно разрезаются на полоски. В ткачестве можно комбинировать
их как угодно. Тканые изделия можно, пофантазировав применять и в быту, и
в одежде. Например, из узко тканых полосок мы можем сделать чехлы для
мобильных телефонов, косметички, а также оригинальные сумочки, детали
одежды в старинном стиле. Можно украсить свою комнату красивым
гобеленом, вытканным вручную.
Пояса тканые на бёрдышке.
Русские народные пояса не только плетут руками, но и ткут. И такие тканые
пояса получаются на удивление красивые и прочные. Узоры украшающие
тканые пояса настолько разнообразны, аж дух иногда захватывает!
Ткут пояса как на больших домашних ткацких станах, так и с помощью
бердечка или бёрдышка. Ещё ткут пояса и на дощечках. И ткут на ниту или
сволочке. Но сейчас я смогу рассказать только о ткачестве поясов на бердо.
Что же такое Бёрдышко?
Это такая вещь, с помощью которой можно соткать пояс:) Пояс широкий или
узкий, с простым или многоцветным сложным узором. Выглядит бердо вот
так:

Бывают бёрда меньше и больше. Бывают с большим количеством дырочек.
Но самое основное назначение берда ­ это ткать ткань или полотно. Прямо
как у стана, с помощью которого с давних времен на Руси люди ткали ткань
для своей одежды.
С помощью берда можно соткать пусть и не совсем широкую, но ткань, в
которой одна нить проходит через все другие и таким образом, соединяет их в
единое, длинное полотно.
Соткать пояс на берде можно разными способами. От выбора способа
зависит какой получится узор на поясе и его плотность.
Пояс сотканный на бёрдышке Заправочным способом
Этот способ самый простой в ткачестве на бёрдышке. Пояски, которые
получаются выглядят по­разному, всё зависит от подбора цвета нитей и
порядка их заправки в бердо. И такие пояса очень подходят детям. И если
вашему ребёнку понравится такой поясок, то он будет с радостью носить его
и играть в разные игры. А красота нитей самого пояска будет привлекать
внимание смотрящих людей к себе и этим защитит вашего ребёнка от
дурного
глаза.
И ещё тканые пояса очень хороши для музыкальных инструментов. ИхРезультаты работы
В результате проделанной работы мы познакомились с историей ткачества.
Узнали основные виды тканей и ткацких переплетений. Освоили приём
ткачества на бердаке. Итогом проекта стала выставка наших работ и мастер­
класс для одноклассников. У ребят нашего класса получаются красивые
пояса, которыми они могут украсить любую часть своей одежды.

Возможные пути дальнейшего изучения темы
В дальнейшем нам хочется освоить другие техники плетения: ткачество
на дощечках, ткачество на станке.
Выводы
Работая над проектом, мы получили огромное удовольствие. В процессе
знакомства с ремеслом и работы над созданием собственных тканых изделий
мы поняли, что любить свою малую родину ­ значит изучать историю своего
края, и своими руками учиться делать все то, что когда­то много лет назад
знали, умели и делали наши ровесники. Опыт наших предшественников очень
важен, полезен и интересен. В настоящее время мало кто интересуется
русскими народными промыслами. Своей работой мы доказали, что и в
современном быту возможно использование ручного ткачества. Ребята нашего
возраста могут использовать свои новые умения в жизни, создавая своими
руками красивые, нужные и полезные в быту вещи.
Список использованных информационных ресурсов
1. Чуракова С. В. «Виды ручного узорного ткачества».
2. Кожевников Л.А. «Особенности народного узорного
ткачества».
3. Кузьмина М. Азбука плетения. М. Легпромбытиздат, 1991
Интернет ресурсы
4. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru – история
ткачества

5. http://telarian.ru/?r=history
– сайт о ручном ткачестве

Приложения

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность