Конспект занятия во второй младшей группе. Русская народная игрушка «Матрешка. НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка Дидактическая игра «Третий лишний»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе.

Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением русской матрёшки; рассматривание альбома «Русские игрушки». Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров.

Материал: иллюстрации разных матрёшек, матрёшки одинарные на каждого ребёнка, матрёшка большая.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы если отгадаете, то узнаете, кто к нам в гости пришёл.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ну-ка отгадайте без подсказки, кто же это?

Дети: Молодцы, правильно Матрёшка.

Воспитатель: Матрёшка – это особенная игрушка. С ней можно играть, разбирать и собирать. Матрешки служат украшением для интерьеров. Матрёшка - это кукла с секретом. Постепенно она становится русским символом. Первую матрёшку сделал старый японский мастер. Родина Матрёшки – Япония.

Художник С.В.Малютин сотни лет назад расписал первую из них в России.

Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха.

По росписи можно узнать место рождения матрешки.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко.
Ну, а в ней - еще немножко.
Ну, а в ней - матрешка-крошка.
Ну, а в крошке - никого.
Их четыре же всего.

Воспитатель: Как зовут этих сестренок? Дети: Матрёшками.

Воспитатель: В матрешке - матрешка.
В матрешке - матрешка.
А самая маленькая,

Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть.
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая -
И вырастет сразу матрешка большая .

Игра «Расставь матрёшек по росту». Воспитатель: Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются?

Они отличаются друг от друга формой и росписью. Это зависит от места ее изготовления. В каждой местности есть свои изюминки в росписи, свои отличии в цветах и форме матрёшки.

Дети: формой, росписью.

Воспитатель: Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Найди Матрёшку». Я буду прятать, а вы мне говорить, где она.

Воспитатель: А вы знаете, как делают Матрёшку?

Дети: делают из дерева заготовку и расписывают её.

Воспитатель: Правильно, сначала нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, а только потом начинают расписывать её узорами. Для изготовления матрёшки требуется особая технология. При росписи матрёшки необходима определённая последовательность . Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Физ. минутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: К какому выводу мы пришли?

Родина матрёшки?

Дети: Япония.

Воспитатель: Для изготовления матрёшки требуется?

Дети: особая технология.

Воспитатель: При росписи матрёшки необходима определённая последовательность.

Благодаря русским мастерам, матрёшка стала одной из любимых игрушек детей и взрослых. Спустя более 120 лет она пользуется большой популярностью – стала символом России.

У матрёшки есть свои отличительные особенности: форма и роспись. Мастера разных русских городов внесли в роспись матрёшки своё цветовое оформление.


Конспект НОД во второй младшей группе «Матрёшка - русская народная игрушка»
Тема: Матрёшка- русская народная игрушка. Вторая младшая группа
Цель: Знакомство с национальной культуры России.
Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке; развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная.
Материал: Расписная матрёшка, картинки с изображением расписных матрёшек – семёновские, загорские; заготовки не расписанной матрёшки на каждого ребёнка; заготовки из цветной бумаги для украшения матрёшки в технике аппликации.
Подготовительная работа: Рассматривание альбома «Русская матрёшка»; игры с матрёшками; заучивание потешки; отгадывание загадок.
Содержание деятельности
Ведущая в костюме хозяйки. Здравствуйте, ребятишки! Шла я к вам сейчас в детский сад и увидела на улице чудо чудное: стоит сундучок весь красивый, расписной. Как вы думаете, что там может быть? (Предложения детей.) Хотите заглянуть?
- Ой, ребятишки да тут матрёшка лежит, какая красивая! (Любуются)
Матрёшки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке,
Как в доме деревянном.
Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Матрёшка здоровается с детьми. После того как все поздоровалась, каждый ребёнок получает по одной матрёшке.
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
- Правильно, чтобы дети могли играть с ней.
- Как вы думаете, из чего сделана эта матрёшка?
- Конечно из дерева.
- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось?
- Верно, её украшали красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). Посмотрите вот ещё одна матрёшка- она поменьше. Она так же украшена как и её сестрица.
- Дети, скажите, почему вам понравились матрёшки (Ответ детей) .Физкультминутка по детскую песенку «Матрёшка»
Хозяйка достаёт матрёшку – заготовку, не украшенную узором.
-Дети, посмотрите на эту матрёшку, её забыли украсить.
- Давайте, ребята, украсим её наряд, и она тоже будет красивой.
Дети украшают под музыку.
- Какие красивые узоры у вас получились! Молодцы дети, вы очень постарались.
Хозяйка (прячет в большую маленьких, приговаривая)
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Хозяйка и матрёшка прощаются с детьми.

Цикл занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:

Народная игрушка

Занятие. Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

· Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке , уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

· Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

· Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

II младшая группа

Тема: «Знакомство с игрушкой забавой».

● Расширить познавательные способности детей, умение видеть в окружающем новое. Желание путем имитационных, подражательных движений «играть» на дудочке, балалайке, уметь подудеть, посвистеть, потрещать.

● Способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности. Желание овладеть тем или иным музыкальным инструментом.

● Расширять представление о богатстве мира игрушек – забав.

Ход занятия

Вос-ль: Дети, посмотрите, что я вам сегодня принесла на занятие. Показ, рассматривание игрушек.

Вос-ль: Какие игрушки вам знакомы?

Дети называют: дудочка, балалайка, неваляшка, мяч и т. д.

Вос-ль: Многие из них называют забавами, это потому, что игрушки веселят детей. Некоторые из них издают звуки: дудочка – дудит, погремушка - гремит, балалайка – бренчит, юла – гудит. Воспитатель предлагает детям подудеть, позвенеть, потрещать, постучать. Дети меняются игрушками, каждый пытается освоить её.


Вос-ль: Дети, а если бы у нас не было таких игрушек, как бы мы в них играли? Имитация движений и звуков: Как может греметь барабан, дудеть дудочка, как можно бренчать на балалайке.

Вос-ль: Дети, сейчас много новых, современных игрушек – забав: летающие самолеты, заводные паровозы, плавающие рыбки. Я вам предлагаю принести в детский сад у кого какие есть дома и всем вместе поиграть.

А сейчас мальчики сыграют на наших инструментах, а девочки весело спляшут под них.

План-конспект занятия (младшая группа) по теме:

Праздник «Кузьминки» Ознакомление с народной игрушкой.

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …).

Ход занятия.

Воспитатель. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими вечерами. Поздняя осень. Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечают первый зимний праздник – Кузьминки.

Праздник этот ремесла,

Домашнего очага.

Праздник не безделья,

Так уж на Руси повелось, приходили Кузьминки, садились за работу мастера, рукодельницы. Много пословиц есть о мастерах:

Красна птица пером, а человек умением.

Хорошая работа уже века живет.

Умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит.

В каждой деревне есть свои мастера, но есть и такие которые на весь мир прославились. Ободной такой игрушке мы сейчас и поговорим. Живут на свете дружные сестрицы. Пойдет одна в лес, за ней другая … А уж как одна на другую похожа, хотя платочки у всех разные, губы у одной бантиком, у другой по своему; щеки у одной розовые, у другой побелее, сарафаны луг цветной. Как зовут этих сестренок (Ответы).

Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются!? (Ростом). Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные? Ищи, на то и игра. (Дид. игра «Найди Матрёшку»). А вы знаете как делают Матрёшку (Рассказы детей). Воспитатель подводит итог. Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Дети читают стихи о Матрёшке (2-3). Русская народная игра «Карусель» (В эту и другие по ходу занятия игры играли на Кузьминки).

Воспитатель. Настоящие карусели устанавливались на ярмарке. (Словарная работа). Эх и весело было там. Коробейники зазывали покупателей, скоморохи (словарная работа) веселили народ. У многих в руках были свистульки. (Воспитатель раздает детям свистульки. Дети свистят).Затем рассматривают филимоновские игрушки. Воспитатель рассказывает как делают филимоновскую игрушку. Игрушки удивительно красивы и разнообразны. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барышни - всех и не перечесть - образуют яркий хоровод. И каждая фигурка свистит. Делают эти фигурки из местной глины иссиня-черной, которая послеобжига становится светлой. Какие краски используют мастерицы (делают игрушки только женщины) для росписи (отметить это слово)? (Ответы). Желтый, красный, зеленый – основные цвета. Они сочетаются со светлым тоном обожженной глины, создают неподражаемый образ филимоновской игрушки.


Воспитатель. Пойдем далее по ярмарке. Здесь продаются другие игрушки – из Дымковской слободы. Благодаря труду замечательных мастериц их слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых дымковских глиняных игрушек. Давайте рассмотрим их.

Что лепили – (ответы) барыни, лошадки, индюки, куры, петухи. Обратите внимание - лепили из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. А для чего лепили!? – чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей. А сейчас расскажу как ее делают. Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили, обжигали и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. Какие!? (Ответы). Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Дети рассматривают элементы дымковского узора. Садятся за столы. Игра «Сидит дед» на закрепление правильной постановки спины. Рисование «Украсим барыне сарафан».

На листе бумаги дети изображают узор из элементов, которые сами выбирали. Пока сохнет рисунок - проводится игра «Подушечка».

«Подушечка, подушечка.

Молодушка, молодушка.

Кого я люблю, кого я люблю

Того я поцелую, тому и подарю»

Ход игры: водящий входит в круг, выбирает девушку, пляшет с ней, оставляет ее в середине круга и т. д.

После игры дети предлагают свои рисунки (ткань для юбки) барыни. В свободное время (после занятия) юбку вырезают по трафарету и дарят барыне.

Посмотри как хороша эта девица душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барыня так красива

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

От имени барыни воспитатель благодарит детей.

Воспитатель обращает внимание на ложки. Ложки – загляденье. Из чего сделаны!? (Ответы). Из дерева. Легкие, золотисто-огненные. Из какого дерева вырезал мастер ложки (из липы, осины).Причем, вместо одной срезанной липки, сажали две – для сына и внука. Давайте посмотрим какой рисунок на ложках. (Ответы). Мастер любит родную сторону – рисует то, что видит, то что любо и дорого ему.

Давайте поиграем на ложках. (Исполняется русская народная мелодия, дети хлопают ложками).

Хорошо иметь чудо-ложку, но еще лучше если к ней поставить расписную миску, солонку …

Вот они на столе (застеленной вязаной скатертью).Поглядеть любо-дорого. Ребята, а где делают этупосуду (В Хохломе). Эту посуду делают в Хохломе и называют ее золотой хохломой. И кисель налитый в нее, самый вкусный, полезный, богатый витаминами .

Дети угощаются киселем, сваренным из свежих ягод смородины и малины. Кисель должен быть густым.

Материал к занятию:

1. Дымковские поделки.

2. Филимоновские свистульки.

3. Изделия Хохломы.

4. Матрёшки (игрушки).

5. Матрешки для оформления зала.

6. Корзина (красивая) с ложками.

7. Прялки для оформления зала.

8. Оформление мастерской художников

Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской игрушкой. Закрепить знания по технике ее изготовления. Учить выделять элементы дымковской росписи. Через игрушку воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Закрепить знания о некоторых образцах устного народного творчества, фольклора (календарные игры, пословицы …)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа).

Программное содержание:

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

Участвовать в диалоге при обсуждении;

Отгадывать загадки;

развивать

Навыки приема рисования – примакивания;

Навыки аккуратного использования краски с соблюдением гигиенических требований;

воспитывать

Патриотические чувства через знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.

Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят игрушки.

(Среди игрушек есть матрешка).

Предлагает детям отгадать загадку:

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

Красавица – девица,

У нее сестрицы,

Каждая сестрица для маленькой темница.

Если дети не отгадывают, предлагаю еще одну загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети называют матрешку. Спрашиваю, как ребята догадались, что речь идет о матрешке?

Ответы детей.

Подвожу детей к столу, на котором подготовлена выставка матрешек.

Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.

На кого похожи эти куклы?

Из чего сделаны эти игрушки?

Как они выглядят?

Похожи они друг на друга. Чем?

Чем отличаются друг от друга?

Вопросы о размере, цвете, форме.

Предлагаю детям послушать стихотворение.

Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками.

В каждом доме ей почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

Ребята, эти удивительные куклы пришли к нам не одни. Они привели с собой своих подружек, у которых случилась беда?

Хотите узнать, что случилось?

Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможете матрешкам, распишите их фартучки?

Предлагаю рассмотреть образцы. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом примакивания. (После того, как дети рассмотрят, убираю образцы)

Предлагаю детям перед тем, как рисовать, размять и подготовить пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику «Цветы».

Дети садятся за столы, работают. (Включаю медленную русскую народную музыку. Работа 4- 5 мин.)

Заключительный этап.

Предлагаю ребятам показать свои работы матрешкам. Звучат положительные оценки работ и благодарность за выполненную работу . Помещаем фартучки на магнитную доску.

Спрашиваю у детей, чем они сегодня занимались, понравилось ли им, что запомнилось. Благодарю за внимание и проделанную работу. Предлагаю поиграть с матрешками, в одной из них дети находят сюрприз – баранки.

После занятия и игры предлагаю детям помочь, убрать оборудование после занятия.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме :

Конспект занятия « Русские народные игрушки»

Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

«Русские народные игрушки»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Используемый материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек). Да, это карта нашей Родины.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О русских мастерах-умельцах

На весь мир молва идет.

Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.

Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей).

Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».

Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес.

(Звучит фонограмма – музыка, смех)

Эй, народ честной, да удачливый!

На нашу ярмарку поворачивай!

Что душа не пожелает,

Все на ярмарке найдет!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдет!

Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).

Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.

Игровое задание «Скажи пословицу»

Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.

Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

От лени-болезни, от труда – здоровье.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят).

Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской.

(Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?

Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Это, ребята, дымковские игрушки.

Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?

Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».

Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.

Физкультминутка «Дымковский индюк»

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).

Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).

Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.

Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана?

В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)

Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка?

Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.

Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?

(Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Какими элементами узора они расписаны? (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера? (Ответы детей). В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера?

(Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки и прикрепляют еще цветной силуэт).

Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые. Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка. Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».

Проводится игра «Найди игрушки»

Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (По цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек)

Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Сазонова Светлана Александровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МАУДО «Детский сад Солнышко»

п. Туртас Уватского муниципального района

Паспорт проекта

Вид проекта: краткосрочный.
Время реализации проекта: 15.01 - 19.01.2018 год
Участники проекта: педагоги, родители, дети.Целевая группа: воспитанники первой младшей группы «Пчелки».
Основание для разработки проекта: расширить представление детей о народных игрушках.

Актуальность проблемы

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности; игрушки учат общению и познанию себя. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если малыш не знает, как и во что с ними играть.

В 2-3 летнем возрасте дети многие игрушки используют не по назначению или вообще не играют с ними. Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)

Цель: Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством(песенки, потешки и др.)

Задачи:

Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям. Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

Ожидаемые результаты:
Имеют представления о русских народных игрушках - Неваляшке, Петрушке, Матрёшке.
Бережно относятся к окружающим предметам и игрушкам. Используют потешки в определённых жизненных ситуациях, в играх.

назначение
Обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении. Активизация словаря.

Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам, и способствует развитию его личности.

Проект был разработан и реализован в рамках тематической недели «Наши любимые игрушки, игры и занятия». Состоял он из трех этапов:

I этап - подготовительный Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр. Раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»

Изучение и подбор материала. Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр.

Составление тематического планирования.
II этап - основной

Беседы: «Зачем нужны игрушки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Магазин игрушек», «Народная игрушка». Выставка книг «Народные игрушки». Проведение дидактических игр: «Найди по описанию», «Один – много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек». Рассматривание иллюстраций в альбомах

Проведение дидактических игр «Один – много», «Сложи матрешку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит».

Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг.

НОД по лепке «Сарафан для Матрешки».

НОД по аппликации «Неваляшка».

НОД по рисованию «Украсим Дымковскую лошадку».

Интегрированное занятие «Петрушка – веселая игрушка».

Папка передвижка «Игрушки в жизни ребенка» (консультация для родителей).

III Заключительный

  • Мини – музей «Моя любимая игрушка».
  • Развлечение «Народные игрушки – Матрешки, Неваляшки, Петрушки».

Назначение проекта обогащение знаний детей младшего дошкольного возраста об народных игрушках и их предназначении.

Работа над проектом отражена в презентации:

литература, интернет - ресурсы:

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.

h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​1​0​r​u​k​.​r​u​.​/​o​b​u​c​h​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;

​- Русская народная игрушка Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-мтодическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 304 с.: ил.

h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​i​n​s​m​o​l​e​n​s​k​.​r​u​/​&​n​b​s​p​;​- эскизы кукол

h​t​t​p​:​/​/​p​o​g​o​d​k​i​.​n​a​r​o​d​.​r​u​/​m​a​s​t​e​r​i​g​r​.​h​t​m​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​а​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​и​г​р​у​ш​к​а

h​t​t​p​:​/​/​p​e​r​u​n​i​c​a​.​r​u​/​t​r​a​d​i​c​i​i​/​1​5​2​7​-​r​u​s​s​k​i​e​-​o​.​.​.​&​n​b​s​p​;​Р​у​с​с​к​и​е​&​n​b​s​p​;​о​б​р​я​д​ы и традиции. Народная кукла

h​t​t​p​:​/​/​l​e​t​o​p​i​s​i​.​r​u​/​i​n​d​e​x​.​p​h​p​/​Б​е​р​е​г​и​н​я​&​n​b​s​p​;​н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​- Letopisi.ru

h​t​t​p​:​/​/​o​x​a​n​a​f​a​.​r​u​/​n​a​r​k​y​k​l​a​/​&​n​b​s​p​;​Н​а​р​о​д​н​а​я​&​n​b​s​p​;​к​у​к​л​а​&​n​b​s​p​;​» Рукоделие и творчество.

Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004887

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности для детей 3-4 лет « Народная игрушка – конек». Прививать любовь к родному краю, знакомить с народным творчеством детей нужно начинать с самого раннего детства, но для младших дошкольников не вся информация доступна. Знакомить детей с народным творчеством можно на примере народной игрушки. Лошадка-качалка одна из самых старинных игрушек, издавна помогала детям в раннем возрасте развивать равновесие и координацию, совмещая эти "тренировки" с забавной игрой. Данный конспект будет полезен родителям малышей, воспитателям, он поможет познакомить детей с частичкой нашей истории и культуры.

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему: «Народная игрушка - конек».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение и заучивание наизусть («Еду-еду к бабе, к деду..»; «Что за конь..»; «Деревянная лошадка.» (Е. Ковина); «Мой конь» С. Маршак).
Цель : Знакомство со старинной деревянной игрушкой – конек.
Задачи: Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки; Дать детям представление о деревянной народной игрушке – конек; Расширить словарный запас детей (катать, качать, качалка, каталка, из дерева, из бумаги); Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Воспитывать желание играть в игрушки прошлого.
Развивающая среда:
Демонстрационный материал: картина Анны Бак «Мальчик на лошадке»; игрушки:конь – качалка, конь-каталка; игрушечные инструменты: бревно – дерево, доска – кирпичик, рубанок, пилка, молоток; ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя зеленая; цветные карточки по числу детей в группе (красные, желтые, синие, желтые). Раздаточный материал: картонные лошадки: коньки - качалки, ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя, зеленая.
План работы:
1.Организационный момент. Воспитатель показывает новую деревянную игрушку – конек.
2.Рассматривание игрушек: из чего сделаны, сравнение качалки с каталкой.
3.Физминутка.
4.Рассматривание, чем украшена игрушка.
5. Практическая деятельность детей. Рисование узоров.
6.Рефлексия.
Ход ООД:
Организационный момент: (воспитатель показывает игрушку - конек)


Все любят играть, даже мы, взрослые, а вот этой игрушкой из дерева можно и играть, качать и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми лошадка украшена. (рассматриваем). Есть у вас дома такие игрушки? Раньше, давным – давно, в такие игрушки играли все дети. А хотите, чтобы у вас были такие игрушки? (ответы детей)
2 часть. Знакомство с деревянной игрушкой. Эти игрушки изготавливают из дерева (воспитатель показывает конька – каталку и конька – качалку). Нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, туловище лошадки. (показываю игрушки: рубанок, топор, пила…) Иди, Дима, покажи, как пилили пилкой? (ребенок показывает) Покажи, Слава, как рубанком доски строгали? (показывает на деревянном кирпичике) А как, Сережа, молотком сколачивали игрушку? Когда туловище готово (показываю лошадку, без колес), что нужно было еще сделать? (колеса) (воспитатель присоединяет колеса)


- Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!
Бух!.. (дети повторяют знакомые слова, в потешке, вместе с воспитателем)
А к другой лошадке, нужно было еще сделать качалку.


Что за конь, только тронь.
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести.
(воспитатель показывает лошадки)
-У этой лошадки к туловищу что крепится? Колеса
Значит, как с ней будем играть? (катать)
-А у этой лошадки? (качалка)
-Как с ней будем играть? (качать)
Когда лошадки из дерева вырезаны, их раскрашивали специальными красками. Можно, было, играть и с не раскрашенными коньками, ведь краски были не у всех. Качалки были и большие. (показываю картину «Мальчик на лошадке») Может, сейчас, у кого дома есть такие лошадки?

(на полу разложены по кругу цветные карточки)
Физминутка
Деревянная лошадка. (Е. Ковина)
Деревянную лошадку………………..сгибаем и разгибаем руки в локтях (едем на лошадке)
Папа мне вчера принёс…… руки вытянуть вперед (папа дает лошадку)
Я схватил большую шашку,……………..одеваем воображаемую шапку
Конь меня вперёд понёс………………..скачем на лошадке
Поскакал я по долинам,………………. скачут за воспитателем по кругу
Горы, реки оббежал,…………………. бегом
И в припрыжку по дорогам………….. прыжки вперед
И... немножечко устал……………….. поднять руки вверх и с наклоном вперед, опустить руки вниз
А когда я утром встал,………………..потянуться на носочках
Даже завтракать не стал,……………. показывают кушают, мотают головой влево, вправо
Я опять же поскакал……………………скачут по кругу
По долинам и холмам.
-Чем украшена игрушка?
- Какого цвета краску мастера использовали, чтобы украсить этих лошадок (дети поднимают карточки и называют цвет) Света, покажи, где на лошадке цветы, а где листочки? Сережа покажи где ягодки, где линии, кружочки? А хотите раскрасить лошадки – качалки, которые сделали для вас дети из старшей группы?
3.Практическая деятельность детей. Рисование узоров. Давайте украсим наших лошадок, они из дерева? (нет из бумаги, картона) Украшать их будем кружочками и точками. Кружочки и точки можно рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками. (воспитатель показывает, как работать ватной палочкой, нужно ее менять, если меняешь цвет).
Рефлексия: (работы детей выставляются на полку)


Ах, какие замечательные узоры у вас получились! Какая красивая выставка народной игрушки. Когда лошадки подсохнут, можно будет с ними играть. Вот так делали игрушки раньше! Из чего их делали?
А сейчас пойдем играть с деревянными игрушками: конек – каталка; конек – качалка. (можно организовать игру у кого конек - каталка быстрее проедет по дорожке, дорожка из кубиков).
Или выполнить игру – имитацию под стихотворение «Мой конь», С. Я. Маршака.

Мой конь
Я сам проворен и удал,
И конь мой весь в меня.
Я сам взнуздал,
И оседлал,
И покатил коня.

Я сам поем -
И конь мой сыт.
Я спать ложусь -
И конь мой спит.

Я целый день вожу коня,
А ночью конь везёт меня.

Во весь опор, взметая пыль,
Несётся он вперёд,
И легковой автомобиль
Дорогу нам даёт.
(С. Маршак)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность