Теория говарда гарднера. Теория множественных интеллектов гарднера. тип - Визуально-пространственный

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Однажды, вступая во взрослую жизнь, мы встаём перед одним и самых сложных выборов в пользу будущей профессии или призвания. Мы делаем этот выбор, основываясь на своих предпочтениях и желаниях, по указке других людей или за компанию, часто не задумываясь об ответственности, которая на нас лежит. Немногие задаются вопросом: Насколько мой выбор отвечает моим истинным потребностям? Как я могу быть уверенным, что не ошибаюсь? И существуют ли методы, которые бы помогли мне в выборе подходящей профессии? В начале двадцатого века эти вопросы стояли наиболее остро, и, вполне естественно, что это послужило толчком к созданию психологами всевозможных тестов на профориентацию. В 1983 году, психолог Говард Гарднер опубликовал в своей книге «Умонастроения» разработанную им теорию множественного интеллекта, которая делит людей на семь типов по их предпочтительному способу познания. С помощью теории множественного интеллекта любой человек может определить, к какому интеллектуальному типу он относятся, какой стиль обучения ему подходит и к какой профессии ему следует присмотреться. Итак, давайте рассмотрим теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера подробнее.

Объявление:


Говард Гарднер родился в небольшом американском городке Скрэнтон, Пенсильвания, в немецко-еврейской семье иммигрантов. В 1961 году он поступил в Гарвард, где познакомился со своим наставником Эриком Эриксоном. Позднее, под влиянием своих коллег он согласился стать соучредителем «Project Zero» - «проекта по Человеческому Потенциалу», в дальнейшем, ставшего платформой для создания его новой теории. Примечательно, что после публикации его книги, теория множественного интеллекта довольно быстро была признана как классическая модель для понимания аспектов человеческого интеллекта, стилей обучения, личности и поведения в процессе обучения и работы. Столь быстрое признание теории сообществами учителей и тренеров можно было объяснить возросшей необходимостью в подобной теории для образовательных учреждений и коммерческих предприятий. Ныне адъютант – профессор Гарвардского университета, старший директор гарвардского «Проекта Зеро», обладатель множества почетных степеней и автор нескольких книг о человеческом разуме, Говард Гарднер продолжает работать над развитием своей теории и обдумывать вопрос о добавлении дополнительных типов интеллекта. Об этом чуть ниже, а пока, предлагаю ознакомиться с теорией Гарднера в её оригинальной версии.

Множественный интеллект Говарда Гарднера
Тип интеллекта Описание Типичная роль Легко даётся
Лингвистический Слова и язык, письмо и разговор, запоминание, интерпретация и объяснение идей и информации через язык, понимание отношений между сообщением и значением Писатели, юристы, журналисты, ораторы, тренеры, копирайтеры, учителя русского языка, поэты, редакторы, лингвисты, переводчики, теле- и радио ведущие, закадровые артисты Написание набора инструкций, разговор по существу, редактирование текстовой информации, написание речи, рассказ о событии, применение положительного или отрицательного «ключа» к истории
Логико-Математический Логическое мышление, обнаружение узоров, научные рассуждения и дедукция, анализ проблемы, выполнение математических вычислений, понимание связи между причиной и следствием в направлении материального исхода или результата Учёные, инженеры, компьютерные специалисты, бухгалтера, статистики, исследователи, аналитики, трейдеры, банкиры, букмекеры, страховые брокеры, посредники, специалисты по решению проблем и заключению договоров, директора Выполнение расчётов в уме, создание процесса для измерения чего-то сложного, анализ работы машины, создание процесса, разработка стратегии для достижения цели, оценка стоимости бизнеса
Музыкальный Музыкальные способности, осознание, понимание и использование звука, распознание тона и ритмы, понимание отношений между музыкой и чувстами Музыканты, певцы, композиторы, ди-джеи, музыкальные продюсеры, акустические инженеры, артисты, тамада, дизайнеры окружения и специалисты по звуковому сопровождению, голосовые тренеры Исполнение музыкальных произведений, пение песен, обзор музыкальных произведений, тренера игры на музыкальных инструментах, настройщики
Телесно-Кинестетический Контроль движения тела, ловкость рук и равновесие, координация тела в пространстве Танцоры, актёры, спортсмены, водители, солдаты, пожарные, рыбаки, водители, ремесленники, садовники, повара, целители, авантюристы Жонглирование, демонстрация спортивной техники, создание пантомим, бросание «блинчиков», запуск воздушной змеи, оценка эргономики рабочего места
Пространственно-Визуальный Визуальное и пространственное восприятие, интерпретация и создание визуальных образов, живописные фантазии и выражение, понимание отношений между изображением и смыслом, между пространством и эффектом Художники, дизайнеры, карикатуристы, архитекторы, фотографы, скульпторы, градостроители, изобретатели, инженеры, имиджмейкеры Дизайн костюма, интерпретация картин, создание макета комнаты, создание корпоративного логотипа, проектирование здания, упаковка чемодана или багажника автомобиля
Межличностный Восприятие чувств людей, способность к отношениям с другими людьми, интерпретация поведения и общения, понимание отношений между людьми и их положения Терапевты, посредники, консультанты, политики, эжекторы, менеджеры по продажам, психологи, учителя, врачи, целители, организаторы, воспитатели, рекламные специалисты, тренера и наставники Выявление настроения по мимике, демонстрация чувств через язык тела, влияние на чувства других людей, наставничество или консультация
Внутри-личностный Самосознание, знание самого себя, внутренняя объективность, способность к пониманию себя и своих взаимоотношений с другими людьми и миром Возможно: философы, авторы литературы по самопознанию и развитию, любая другая профессия Высокий уровень самосознания и способность к включению в процесс изменения мыслей, убеждений и поведения в отношении к ситуации, другим людям и своим целям

Как вы уже поняли, теория множественного интеллекта предоставляет нам возможность не только определиться с выбором профессии, но и получить представление о предпочтительном способе обучения новым вещам. Дело в том, что у каждого интеллектуального типа преобладает свой способ познания, с помощью которого он лучше усваивает информацию из внешнего мира. Так, для лингвистического интеллекта это слова и язык, для логико–математического - числа, а для музыкального, соответственно, музыка. Из таблицы, которая будет приведена далее, вы узнаете, какой способ познания предпочтителен для каждого из интеллектуальных типов.

Следует иметь в виду, что деление человеческого интеллекта на перечисленные семь интеллектов, весьма условно. Неизвестно, найдёте ли вы среди своих знакомых и друзей представителей чисто лингвистического, музыкального или пространственно-визуального типа, скорей всего это будет смешанный тип, с преобладанием какого-то одного. Возможно, вы встретите таких людей, которых будет сложно отнести к какому-то определённому типу, из-за присутствия у них черт и признаков, относящихся к разным интеллектуальным типам. Возможно даже, что вы обнаружите новый интеллектуальный тип, о котором не знали ранее - всё-таки люди разные. Вообще, после написания своей теории, Гарднер не раз задумывался о добавлении к теории множественного интеллекта дополнительных типов интеллекта, однако, из-за трудностей в адекватном определении этих типов, предпочёл остановиться на первоначальной версии своей теории, и считает её вполне достаточно. В качестве же возможного дополнения к своей теории, Говард Гарднер видел такие типы интеллекта как: натуралистический, духовный, и моральный.

Возможные дополнительные типы интеллекта:

Теория множественного интеллекта позволяет определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, какой способ познания подходит для вас больше всего, и какая профессия вам ближе. Правда, узнать свой тип интеллекта по таблице будет затруднительно, для этого желательно прохождение специального теста. Сделать же предположение о том, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, вы можете прямо сейчас, вам просто нужно присмотреться к своим любимым делам, своему поведению, словам, которые используете и способу решения встающих перед вами проблем. Ещё раз взгляните на таблицу интеллектуальных типов Гарднера, и обратите внимание на список занятий, свойственных для каждого из интеллектуальных типов. Какой интеллектуальный тип содержит наибольшее количество пунктов привычной для вас деятельности? К такому типу, вероятно, вы и относитесь. Вообще, если вы хорошо знаете себя, то без особых усилий сможете сделать некоторые выводы, относительно своей принадлежности к тому или иному типу интеллекта.

Принципы теории множественного интеллекта.

Для лучшего понимания теории Гарднера, следует определиться с её ключевыми моментами, принципами, на которых держится эта теория. Вот некоторые, наиболее важные, на мой взгляд, принципы теории множественного интеллекта:

  • Теория множественного интеллекта описывает природу и механизм работы нашего разума, это то, как мы воспринимаем информацию из внешнего мира и как мы учимся новым вещам.
  • Человек может быть силён в нескольких, в большинстве случаев в трёх типах интеллекта.
  • Интеллект представляет собой смесь из нескольких способностей, ни один человек не может обладать всеми способностями одновременно, нет ни одного другого человека, который бы обладал тем же набором способностей, которым обладает вы.
  • Тип интеллекта указывает не только на возможности, которыми обладает человек, но и на способ или метод, которым он предпочитает учиться и развивать свои сильные стороны.
  • Умственный и эмоциональный настрой оказывает существенное влияние на эффективность обучения.
  • Используя свои сильные стороны, а именно предпочтительный способ познания, мы можем увеличить эффективность обучения.
  • Развитие сильных сторон упрощает дальнейший процесс развития тех черт личности, которые человек считает недостаточно сильными.
  • К какому бы интеллектуальному типу вы ни относились, он не указывает на то, каким является человек в эмоциональном отношении.
  • Принадлежность к определённому интеллектуальному типу не указывает на моральные принципы, которых придерживается человек, и не делает его плохим или хорошим.
  • Неспособность ученика получать хорошие отметки в большей степени обоснована недостатками системы образования, нежели отсутствием у него задатков высокого интеллекта.
  • Прохождение теста на уровень интеллекта более не может служить достоверной оценкой истинных знаний и способностей ученика, каждый из нас умён по-своему.
  • Человек, получающий плохие отметки в школе, имеет равные шансы на достижение успеха в жизни, как и отличник, всё зависит от того, использует ли он свои способности.
  • Выдающиеся способности в одном из интеллектуальных типов, могут говорить о менее развитых способностях в других типах интеллекта.
  • Трудно научить человека новым знаниям исходя из узкого определения интеллекта и выбирая произвольную программу обучения.

Теорию множественного интеллекта нельзя назвать универсальным средством для описания познавательных способностей человека, также нельзя считать её завершённой теорией, поскольку до сих пор ведутся споры о возможности добавления в неё новых типов интеллекта. Тем не менее, опираясь на теорию Гарднера, вы можете определить, к какому интеллектуальному типу вы относитесь, а также какие инструменты и план развития или обучения вам подойдут больше всего. Успехов вам и всего наилучшего!

Американский психолог.

Говард Гарднер посчитал, что интеллект человека не сводится к решению математических, логических и вербальных задач, входящих в традиционные тесты интеллекта, и в 1983 году в книге: Структура разума / Frames of Mind предложил свою модель: «Множественные интеллекты / Multiple Intelligences».

Говард Гарднер «… полагает, что в большинстве случаев эти составляющие интеллекта независимы , и человек, слабо одарённый в одной области, может быть блестяще одарённым в другой. Исследователи этого направления придерживаются точки зрения, согласно которой «разуму можно обучить» и задача учителя - разбудить спящие способности ученика, особенно в тех случаях, когда они лежат далеко от логических и лингвистических способностей, востребованных в школе прежде всего».

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г., с.194.

Вскоре увеличивать число интеллектов стало модным:

«Понадобилось достаточно много времени, чтобы модель Гарднера была расширена. Первый значимый вклад в данной области принадлежит книге Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ» (Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ, 1995), которая стала бестселлером и завоевала немалое уважение в бизнес-секторе. В 2005 году вышла моя книга «Социальный интеллект: новая наука успеха» (Social Intelligence: The New Science of Success), тоже вызвавшая значительный интерес в обществе. Позднее, в 2006 году, Дэниэл Гоулман подхватил эстафету своей книгой о социальном интеллекте. Учитывая непрерывный интерес к концепции множественности интеллектов и популярность «Эмоционального интеллекта» и «Социального интеллекта», следующей категорией интеллекта, которую мы вынесем на суд общественности, должен стать «Практический интеллекта - искусство и наука здравого смысла».

Карл Альбрехт, Практический интеллект. Наука о здравом смысле, М., «Бизнес Психологи», 2011 г., с. 14.

Сам учёный не приводит с своей книге ни одного примера решённой небанальной задачи и так оценивает свою модель:

«Я признаю, что «Структура разума» во многом описательна . Уверен, что с такого описания лучше всего начинать, т.е. обосновывать положение о множественности интеллекта. Конечно, книга не содержит никаких ограничений для дальнейшего исследования процессов работы интеллектов, и в ней я часто высказываю предположения о том, какие процессы и операции могут быть связаны с пространственным, музыкальным и другими видами интеллекта».

Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г., с. 34.


IQ тесты для одних людей работают лучше, чем для других. К тому же прошло то время, когда человека называли умным, исходя из уровня его айкью. Конечно, великие ученые вроде Стивена Хокинга имеют высокий уровень интеллекта, однако есть многочисленные примеры людей со средними показателями, которые также добились огромных успехов.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структура разума», в которой описал семь моделей интеллекта. Спустя десять лет он добавил еще один. Теория множественных интеллектов стала невероятно популярной, в частности за объяснение того, что человеческий интеллект может развиваться в совершенно разных направлениях.

Теория множественных интеллектов

Эта теория утверждает, что все люди на планете имеют восемь моделей интеллекта, развитых в той или иной степени. Все они в сумме формируют профиль интеллекта. Он базируется на нашей генетике и опыте, а каждый человек имеет уникальное сочетание всех этих моделей.

Вот эти модели:

Языковой

Это способность разговаривать и на конкретном языке и при этом эффективно выражать свои мысли. Такой интеллект свойственен юристам, писателям и .

Логико-математический

Это способность анализировать проблемы при помощи , эффективно работать с математическими операциями и изучать проблемы, используя научные методы. Поиск шаблонов и дедуктивное мышление - это еще два признака логико-математического интеллекта. Как вы сами понимаете, ученые и математики развивают именно эту модель.

Музыкальный

Это способность исполнять, сочинять и оценивать музыкальные работы, включая понимание разницы в подаче, тоне и ритме. Успешные музыканты, композиторы и люди, вовлеченные в музыкальную индустрию, имеют высокий уровень такого интеллекта.

Телесно-кинетический

Это способность человека использовать свое тело для выразительности. Люди этой модели интеллекта используют физическую координацию для того, чтобы решать возникающие перед ними задачи. Профессиональные танцоры и спортсмены имеют высокий уровень этого интеллекта.

Пространственный

Это способность распознавать, использовать и интерпретировать образы и шаблоны для того, чтобы воспроизвести объекты в 3D-пространстве. Высоким пространственным интеллектом обладают архитекторы, скульпторы и дизайнеры.

Межличностный

Это способность понимать намерения, мотивацию и желания людей. Этот интеллект помогает сотрудничать с другими. Крайне полезен для продажников, а также для психологов и .

Внутриличностный

Это способность понимать себя, а также правильно интерпретировать и оценивать свои чувства, эмоции и мотивацию. Она развита у актеров, писателей, воспитателей, а также тех, кто использует осознанность в своей работе.

Натуралистический

Это способность распознавать и оценивать взаимоотношения человека и окружающего мира. Астрономы, биологи и зоологи являются отличным примером хорошо развитого натуралистического интеллекта. Кстати, изначально его не было в теории, однако через некоторое время Гарднер его добавил.

Как только теория стала набирать популярность, многие ученые захотели создать тест, который бы показывал уровень этих моделей интеллектов любого человека. Были предложены разные варианты подобных тестов. Однако Гарднер и его коллеги пришли к выводу, что такой тест провести чрезвычайно тяжело. Он назвал две причины:

  • Он не сможет измерить эффективность интеллекта. Вопросы в них призваны лишь узнать о предпочтениях, навыках, интересах и умениях.
  • Чтобы результаты теста были точны, необходима развитая . А если так, то невозможно получить точные результаты, ведь у каждого человека уровень осознанности находится на разных уровнях.

Использование теории

Какие выводы мы можем сделать на основе теории Гарднера?

  • Он поощряет нас ценить и уважать людей, которые провалились по тесту IQ. И правда, ведь можно прекрасно разбираться в себе и людях и при этом иметь некоторые проблемы со стандартным тестом. Во многих областях уровень IQ совершенно не помогает достичь большого успеха, а в некоторых и вовсе мешает.
  • Он поощряет нас развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта Гарднера на высоком уровне. Это возвеличивает личность в общем и целом.

Гарднер был одним из первых, кто заявил, что таланты у человека могут быть совершенно разные, а главное - научиться их применять. Он пытался доказать, что тест IQ бывает красноречивым только в отдельных ситуациях и ничего не может сказать о личности в целом. Многих его теория привела в восторг, особенно людей, на которых ставили крест в учебных заведениях, исходя из стандартного теста. Так что прав был Гарднер или нет, но он многое сделал для того, чтобы к интеллекту человека ученые подходили более взвешенно.

Говард Гарднер - американский психолог, автор ставшей классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (так называемым «общим интеллектом»), а рядом относительно независимых способностей. Среди последних, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты.

Из этого следует, что тест на IQ оценивает два, или, в лучшем случае, три интеллекта: лингвистический, логико-математический и, отчасти, пространственный. А раз так, то мерять всех людей «линейкой» IQ, как минимум, односторонне, а то и вовсе, неверно.

Говард Гарднер. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с.

Скачать краткий конспект в формате или

Интеллект - это способности решать проблемы или создавать продукт, который обладает ценностью в определенной или нескольких культурах. Согласно традиционному «антропоцентрическому» подходу, интеллект человека сосредоточен в его голове. В принципе, уровень такого интеллекта можно измерить в изоляции. Однако с точки зрения дистрибутивного подхода, интеллект человека в равной мере присущ как черепной коробке, так и артефактам и окружающим людям. Мой интеллект не ограничивается пределами моего тела, он включает в себя мои инструменты (бумагу, карандаш, компьютер), мою систему записей (которые хранятся в папках, записных книжках, дневниках) и сеть моих помощников (сотрудники офиса, коллеги, другие люди, которым я звоню или кому отправляю сообщения по электронной почте).

Интеллекты всегда проявляются в контексте особых заданий, сфер и дисциплин. Не существует «чистого» пространственного интеллекта, а есть пространственный интеллект, который выражается в том, как ребенок решает загадки, находит дорогу, строит фигуры из кубиков или играет в баскетбол. Точно так же взрослые не проявляют свои пространственные способности непосредственно, но являются более или менее искусными шахматистами, художниками или геометрами.

Между интеллектами и культурными сферами существует связь, но важно не путать эти понятия. Если социальное окружение считает человека компетентным, то у него есть все шансы успешно применить свои знания на практике. Но с другой стороны, если данное социальное окружение не в состоянии вынести определенное суждение или если результативность деятельности оказалась низкой, тогда шансы для человека добиться чего-либо значительного заметно снижаются.

М. Чиксентмихай (подробнее см. ) однажды оригинально заметил, что уместно задать вопрос: «Где находится творчество?» Ответ, естественно, предполагает, что такие способности присущи не только мозгу, разуму или личности отдельного человека. Скорее, творчество необходимо представлять как результат взаимодействия трех ключевых моментов: человека с его личным профилем способностей и ценностей; сферы деятельности, доступной для освоения в данной культуре; и суждений, которые выносятся социальным окружением человека относительно его компетентности.

Во времена расцвета психометрических и бихевиористских теорий существовало распространенное мнение, что интеллект-это единая врожденная характеристика, а людей - с их изначальным состоянием «чистого листа» - можно обучить всему, если подойти к этой задаче с правильной стороны. Сейчас все больше исследователей склоняются к противоположному мнению: существует множество интеллектов, во многом независимых друг от друга; у каждого вида интеллекта есть свои сильные и слабые стороны; разум совсем не определен от рождения; невероятно трудно обучить человека тому, что идет вразрез с его «наивными» теориями или противоречит естественным этапам развития данного интеллекта и связанных с ним культурных сфер.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ

Понятие множественного интеллекта не является доказанным научным фактом это не более чем идея, которая в последнее время получила право на серьезное изучение. Говоря словами советского психолога Льва Выготского , тесты интеллекта не способны выявить ни малейшего намека на «уровень потенциального (или «ближайшего») развития человека».

Использование символов было основополагающим в эволюции человека, благодаря ему возникла мифология, язык, искусство, наука. Ключевой термин, необходимый для понимания развития и совершенствования нервной системы, - это канализирование. Впервые это понятие сформулировал К. X. Уоддингтон , генетик из Эдинбургского университета (Великобритания). Оно означает склонность любой системы органов (например, нервной) следовать в своем развитии определенными путями.

Не менее удивительная грань биологического развития заключается в его гибкости, или, применяя более профессиональный эпитет, в его пластичности. Максимальная гибкость присуща организму в самом начале жизни. Человек может справиться даже с серьезными повреждениями, в том числе и с удалением всего полушария в первые годы жизни, не утратив способности относительно нормально говорить. Это свидетельствует о том, что большие участки коры головного мозга остаются нефиксированными в своем назначении в раннем детстве (и поэтому могут менять свои функции). Предрасположенность (или канализирование) обуславливает для большинства органов возможность выполнять те функции, от которых зависит нормальная жизнь вида. Гибкость (или пластичность) позволяет приспособиться к изменившимся обстоятельствам, в том числе к аномальной окружающей обстановке или ранним травмам.

Ученые заметили, что в различных участках мозга сначала образуется больше нейронов, чем остается впоследствии. Отчего появляется такой излишек, а также почему одни соединения сохраняются, а другие атрофируются? Существует предположение, что избыточное «прорастание» нейронов на раннем этапе развития обуславливает гибкость в период роста. У этой обычной особенности развития имеются свои преимущества адаптивного характера. Если случается какая-либо травма в тот период, когда еще существуют лишние соединения, у организма больше шансов выжить, несмотря на повреждение.

На сегодняшний день наибольший ажиотаж вызвало открытие, что два полушария мозга выполняют неидентичные функции. Хотя каждая половина контролирует моторные и сенсорные способности противоположной стороны тела, одно из полушарий обязательно доминирует: это доминирование предопределяет, будет человек правшой (если главенствует левое полушарие) или левшой (если доминирует правое). Левое полушарие отвечает за речь у большинства правшей, а правое доминирует (хотя и в меньшей степени) при выполнении пространственно-зрительных функций.

Специфичность когнитивной функции можно намного точнее связать с отдельными участками коры головного мозга человека. Нет сомнений, что у нормального взрослого человека когнитивную и интеллектуальную функции можно соотнести с определенными зонами мозга, которые во многих случаях сохраняют четкие границы.

Ряд вопросов снова возникли в контексте человеческого познания. Например, левое полушарие «обязано» отвечать за речь, но если на раннем этапе жизни эту половину мозга приходится удалять, большинство людей по-прежнему могут относительно нормально говорить. Другими словами, при овладении речью очевидна пластичность, но такая гибкость резко идет на убыль сразу после достижения половой зрелости.

Было время, когда мозг считали устройством для общей обработки информации, «эквипотенциальным» органом, где любой участок нервной системы выполняет любые функции и отвечает за все навыки. В таких условиях ученые все больше разделяли мнение приверженцев концепции общего интеллекта (g-фактор) и считали, что интеллект - это унитарная способность, связанная со всей массой мозговой ткани. Но нервная система далеко не однородна. Мозг можно разделить на отдельные участки, каждый из которых важнее для одних задач и не столь важен для других.

В ходе эволюции люди развили в себе определенное количество специальных механизмов по обработке информации. Некоторые из них общие для людей и животных (восприятие лиц), другие присущи исключительно человеку (синтаксический анализ). Некоторые из этих механизмов определенно молекулярного типа (определение линий), другие же имеют молярную структуру (контроль произвольного действия). Функционирование этих механизмов можно рассматривать автономно в двух значениях. Во-первых, каждый из механизмов работает по своим особым принципам и не «подчиняется» никакому другому модулю. Во-вторых, механизм по обработке информации может работать и без специального указания, это можно представить в виде простого анализа поступающей информации. Несомненно, функционирование этих механизмов не управляется сознанием, поэтому ему трудно или даже невозможно помешать. Может быть, такой механизм «запускается» определенным событием или сведениями из окружающей обстановки. (На профессиональном языке эти устройства «когнитивно непостижимы» или «инкапсулированы».) Не исключено также, что некоторые из них можно включать сознательно.

Насколько я могу судить об имеющихся доказательствах, и открытия психологов, касающиеся силы различных символических систем, и находки неврологов относительно строения нервной системы человека говорят в пользу следующего представления о человеческом разуме: он состоит из нескольких относительно обособленных и независимых механизмов по обработке информации. Общие свойства и общие участки тоже, вероятно, существуют, но они, несомненно, не являются основными и не играют особой роли в процессе обучения.

Что такое интеллект? Нет и не может быть единственно возможной и неоспоримой классификации видов человеческого интеллекта. Никогда исследователи не составят эталонную классификацию из трех, семи или трехсот видов. Зачем же, в таком случае, идти по столь сомнительному пути? Затем, что в наших силах составить подобную классификацию видов интеллекта, которая пригодится очень многим исследователям и практикам, позволив им продуктивнее обсуждать это любопытное и невыясненное пока понятие - интеллект.

Каковы общие требования, которым должен удовлетворять набор определенных интеллектуальных навыков, чтобы его можно было внести в классификацию видов интеллекта? На мой взгляд, отдельная интеллектуальная способность человека должна предполагать наличие определенных умений по решению проблем, благодаря которым человек может устранить проблемы или трудности, с которыми он столкнулся, и, когда это возможно, выработать эффективный продукт. Кроме того, такой набор навыков должен обладать потенциалом формулировать проблемы, тем самым закладывая основы для приобретения новых знаний.

Предпосылки - это способ убедиться, что рассматриваемый вид интеллекта полезен и важен, по крайней мере в данной культурной среде. Предпосылки для теории множественного интеллекта следующие: она охватывает относительно полный набор способностей, которые важны для человека в любой культурной среде. Но в настоящий момент следует согласиться, что признание (или исключение) возможного вида интеллекта основывается больше на творческом суждении, чем на научной оценке.

Восемь «признаков» интеллекта:

  • Потенциальная изоляция в результате мозговой травмы. Поскольку в результате травмы мозга отдельная способность может быть повреждена или сохраняется в изоляции, то вероятной кажется ее относительная автономия от других способностей человека.
  • Существование умственно отсталых, вундеркиндов и других необычных индивидов. Мы часто видим, как на фоне средних или крайне заторможенных показателей в одних сферах одна из способностей человека сохраняется в уникальной чистоте.
  • Различимый набор основных операций. Чувствительность к высоте звука как основу музыкального интеллекта или способность имитировать движение как главное умение телесного (кинестетического) интеллекта можно отнести к самым ярким примерам.
  • Особая история развития и отличительный набор «конечных» характеристик. Вид интеллекта должен иметь свою особую историю развития, через которую проходят как «нормальные», так и одаренные люди в процессе онтогенеза. Кроме того, необходимо, чтобы в процессе развития интеллекта можно было выделить отдельные уровни владения им - от универсальных основ, через которые проходит любой новичок, до невероятных высот компетентности, доступных только тем людям, которые обладают особым талантом или проходят специальное обучение.
  • Эволюционная история и эволюционная пластичность. Отдельный вид интеллекта настолько заметен, что можно обнаружить его эволюционных предков, в том числе и те способности (например, пение птиц или социальную организацию приматов), которые являются общими для других организмов.
  • Поддержка со стороны экспериментальной психологии
  • Поддержка со стороны психометрии
  • Восприимчивость к расшифровке символических систем

Для выделения отдельного вида интеллекта, необходимо также установить, чем интеллект не является. Начнем с того, что интеллект не тождественен сенсорной системе. По своей природе виды интеллекта могут реализовываться (хотя бы частично) через более чем одну сенсорную систему. Интеллекты необходимо воспринимать шире, чем как крайне специализированные механизмы по обработке информации (например, определение линий), но все же у же, чем такие общие способности, как анализ, синтез или чувство «Я».

В самой природе интеллектов заложено, что каждый из них действует по своим программам и имеет отдельную биологическую основу. Поэтому было бы ошибкой пытаться сравнивать разные виды интеллекта по всем характеристикам. Каждый из этих видов необходимо воспринимать как отдельную систему со своими собственными правилами. Здесь может пригодиться биологическая аналогия: хотя глаза, сердце и почки - это отдельные органы тела, было бы ошибкой сравнивать их по всем возможным критериям; поэтому тех же ограничений следует придерживаться и в случае с интеллектами.

Виды интеллекта не поддаются описанию в оценочных терминах. На самом деле можно применять лингвистический, логико-математический или личностный интеллект в крайне гнусных целях. Конечно, виды интеллекта яснее всего проявляются, когда необходимо выполнить ту или иную программу действий. И все же правильнее будет думать об интеллекте как о потенциале.

Не забывайте, что предложенные виды интеллекта - фикция, в лучшем случае, полезная выдумка, которая помогает изучать процессы и способности, неразрывно связанные друг с другом, как и все в нашей жизни. В Природе нет таких четких различий, какие представлены здесь. Все виды интеллекта выделяются и описываются так обособленно только для того, чтобы пролить свет на научные вопросы и затронуть насущные практические проблемы. Мы вполне можем согрешить и материализовать неуловимое явление, поэтому необходимо постоянно осознавать то, что мы делаем. И потому, приступая к рассмотрению отдельных видов интеллекта, я должен повторить, что они существуют не как физические объекты, а лишь как потенциально полезные научные понятия.

ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ
Глава 5. Лингвистический интеллект

Обсуждая значения или смысл слов, мы попадаем в область семантики. Т. С. Элиот однажды заметил, что логика поэта так же несокрушима, как логика ученого, хотя и излагается иначе. Он также сказал, что расположение образов требует «такой же основательной работы разума, как и построение доказательств». Если для логики ученого необходима чувствительность к взаимосвязи одной гипотезы (или закона) с другой, то логика поэта основывается на чувствительности к оттенкам значения и к тому, как они влияют на соседние слова.

В работе поэта наглядно можно проследить все основные речевые операции в действии. Это чувствительность к значению слов, при которой человек понимает оттенок различия между тем, что чернила пролиты «намеренно», «умышленно» или «нарочно». Чувствительность к порядку слов - способность следовать правилам грамматики, а в подходящем случае и нарушать их. На несколько более тонком уровне находится чувствительность к звукам, ритму, склонению и стихотворному размеру. Поэта можно считать надежным гидом, показывающим путь в царство лингвистического интеллекта.

Но можно ли выделить еще какие-либо сферы применения речи для тех из нас, кто не может отнести себя к настоящим поэтам? Из многочисленных кандидатов я бы выделил четыре аспекта лингвистических знаний, которые чрезвычайно важны в человеческом обществе. Во-первых, существует риторический аспект речи - способность пользоваться речью для того, чтобы побуждать других людей к действию. Во-вторых, речь наделена мнемоническим потенциалом - это способность использовать данный инструмент для запоминания информации, начиная от списка личных вещей до правил игры. Третий аспект речи - это ее роль при объяснении. Большая часть обучения происходит с помощью языка - в основном благодаря устной речи, когда прибегают к стихотворениям, пословицам и поговоркам или к простым объяснениям, а в настоящее время так же часто используется и письменное слово. Наконец, речь наделена потенциалом объяснять свою собственную деятельность - это возможность использовать ее для размышления о ней самой, для проведения «металингвистического» анализа.

В процессе социальных взаимоотношений в Древней Греции больше всего ценился интеллект, и он же отождествлялся с властью. Под интеллектом мы понимаем отличную память и превосходное чувство словесного ритма. Ошибкой было бы считать, что в нашем обществе значение ораторского искусства постепенно сошло на нет (здесь уместно вспомнить политические заслуги таких талантливых ораторов, как Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди, а в последнее время - Рональд Рейган). И все-таки по сравнению с прошлым складывается впечатление, что в нашей культуре устная речь ценится не столь высоко. Логико-математический интеллект, сфера применения которого не столь широка, ценится все же не меньше лингвистического. И если в традиционных сообществах устная речь, риторика и игра слов по-прежнему играют важнейшую роль, то в нашей цивилизации большее значение имеет письменное слово - от хранения информации в книгах до умения ясно выражать свои мысли в письменном виде.

Глава 6. Музыкальный интеллект

Музыкальный разум основывается преимущественно на механизмах тональной памяти. Пока в ней не отложится богатое разнообразие тональных оттенков, эта память не сможет функционировать творчески. В процессе сочинения музыки речь не играет никакой роли.

Ученые пришли к единому мнению о том, каковы основные составляющие музыки, хотя и по- разному определяют их отдельные аспекты. Главные понятия - это высота (или мелодия) и ритм: звуки, издаваемые на определенной частоте и сгруппированные по разработанной системе. В некоторых культурах основную роль играет высота, например, в тех восточных странах, где различаются крошечные интервалы в четверть тона. Ритм же имеет особое значение в районе пустыни Сахара в Африке, где ритмические соотношения могут достигать умопомрачительной метрической сложности. Следующим по значению после высоты и ритма считается тембр - характерные особенности звука.

Определенные аспекты музыкального опыта доступны даже тем людям, которые (по той или иной причине) не могут насладиться музыкой с помощью слуха.

Если лингвистические способности у нормального человека-правши почти полностью локализованы в левом полушарии мозга, то основные музыкальные способности, в том числе и чувствительность к высоте звука, у большинства нормальных людей располагаются в правом полушарии.

Случаи уникального нарушения музыкальных способностей служат убедительным доказательством автономности музыкального интеллекта. Музыка взаимосвязана с различными символическими системами и видами человеческого интеллекта. Более того, именно потому, что она не используется для явного общения или иных очевидных целей выживания, ее неизменное расположение в центре человеческой активности остается загадкой. Антрополог Клод Леви-Стросс - один из многих ученых, которые утверждают, что если мы сможем объяснить музыку, то найдем ключ ко всему человеческому мышлению. Он также разделяет мнение, что нежелание воспринимать музыку всерьез не позволяет адекватно разобраться в сути человеческой деятельности.

Расположение музыкальных способностей в правом полушарии позволяет предположить, что определенные музыкальные навыки могут быть тесно связаны с пространственными. Физиолог Лорен Харрис утверждает, что малое количество женщин-композиторов объясняется не трудностями музыкальной обработки (вспомните о большом количестве женщин-певиц и исполнительниц), а, скорее, несовершенством пространственных способностей женщин.

Как мне кажется, в музыке присутствуют если не элементы высшей математики, то явно математические составляющие, и от этого нельзя отмахиваться. Чтобы понять действие ритмов в музыке, человек должен обладать определенными познаниями в математике.

Глава 7. Логико-математический интеллект

В отличие от лингвистических и музыкальных способностей, интеллект, который я называю «логико-математическим», не зависит от слухо-голосовой сферы. Истоки его относятся к взаимодействию с миром физических объектов.

Математика с годами становится все более абстрактной. Альфред Адлер прослеживает этот путь. Первая абстракция - это идея числа как такового. Затем следует создание алгебры, в которой числа рассматриваются как система и можно вводить переменные вместо определенных чисел. Переменные, в свою очередь, - это просто отдельные случаи более обобщенной сферы - области математических функций, где одна переменная находится в систематическом соотношении с другой. Эти функции не ограничиваются реальными понятиями, такими как длина или ширина, а могут придавать особое значение другим функциям, функциям функций или более длинным цепочкам последовательностей. Другими словами, как отмечает Адлер, абстрагируясь и сначала обобщая понятие числа, затем понятие переменной и, наконец, понятие функции, можно подняться на чрезвычайно абстрактный и общий уровень мышления. Естественно, с каждым шагом вверх по лестнице абстракции некоторые будут сталкиваться со все большими трудностями, слишком болезненными или недостаточно оправданными, поэтому «сойдут с дистанции».

Глава 8. Пространственный интеллект

Основными способностями для пространственного интеллекта являются умение точно воспринимать зримый мир, выполнять трансформации и модификации согласно первому впечатлению, а также умение воссоздавать аспекты визуального опыта даже при отсутствии соответствующего физического объекта. Простейшая операция, на которой основываются остальные аспекты пространственного интеллекта, - это способность воспринимать фигуру или объект.

Совершенное владение межличностным интеллектом присуще политическим и религиозным лидерам.

Первоначальную связь между младенцем и человеком, заботящимся о нем, можно считать попыткой Природы позаботиться о том, чтобы личностные интеллекты человека развивались должным образом. Согласно одному подходу, внутриличностное знание зарождается в раннем детстве у изолированного индивида, который постепенно начинает узнавать (и, возможно, беспокоиться) о других людях; согласно другому подходу, межличностное понимание представляет собой единственно доступное средство познать собственную природу.

Существует точка зрения, согласно которой человек всегда представляет собой комбинацию нескольких «Я», ряд личностей, которые проявляются в каждой отдельно взятой ситуации. Человек имеет не одно «центральное «Я», которое обуславливает его мысли, поведение и цели, а представляет собой набор различных масок, ни одна из которых не доминирует над остальными, а все они просто задействуются при необходимости и чередуются с другими, когда позволяет ситуация или меняется «сцена».

Согласно этому мнению, определяющими при выборе поведения являются ситуация или контекст, в котором оказывается человек, а также роль, необходимая в данном случае. Западную психотерапию можно назвать попыткой развить способности человека лучше и эффективнее разбираться в собственных ощущениях, а также «считывать» чувства других людей. Точно так же растущая популярность литературы по самообразованию - в том числе и неизменно пользующаяся спросом работа Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» - говорит о том, что в нашем обществе, где все привыкли к «внешнему руководству», люди все больше нуждаются в таких навыках, которые помогли бы правильно интерпретировать социальную ситуацию, и, исходя из этого, предпринимать верные шаги в дальнейшем. Мы не знаем, как именно в идеале должно осуществляться подобное инструктирование в сфере личностных знаний. Не выявлены также и надежные способы определения степени эффективности тренинга личностных умений. Но следует подчеркнуть, что для развития этих эмоций и умения их распознавать необходимо использовать когнитивные процессы.

Чем хуже человек понимает собственные чувства, тем выше вероятность, что он окажется их жертвой. Чем хуже человек понимает чувства, реакцию и поведение окружающих, тем скорее он будет делать ошибки во взаимодействии с ними и поэтому не сможет занять достойное место в обществе.

Какие факторы эволюции нашего вида обуславливают интерес человека к самому себе и окружающим его людям, что является отличительной чертой Homo Sapiens? Первый фактор - продолжительный период детства у приматов и особенная близость к матери. Мать - это первый и самый главный учитель. Этот «значимый другой» настолько важен в первые годы жизни, что когда мать погибает или по какой-либо причине исчезает из жизни детеныша, его нормальное развитие оказывается под угрозой.

Второй фактор в эволюционном прошлом нашего вида - это появление несколько миллионов лет назад культуры, в которой большое значение приобрела охота. В то время как собирательством или добычей мелких животных можно заниматься самостоятельно или в компании двух-трех соплеменников, настоящая охота (выслеживание, убийство крупного животного, распределение добычи и приготовление пищи) - это такой вид деятельности, к которому необходимо привлекать намного больше участников. Группы людей или человекообразных существ - преимущественно мужчин - должны были научиться работать вместе, планировать, общаться и сотрудничать для того, чтобы распределить роли при охоте.

Британский психолог Н.К. Хамфри отмечает, что социальные приматы должны быть разумными существами, чтобы уметь просчитывать последствия своего поведения, предугадывать вероятное поведение окружающих, оценивать потери и приобретения, - все это в контексте, где доказательства эфемерны и изменчивы, равно как и последствия поступков. Результатом стало появление у представителей человеческого вида развитой способности социального предвидения и понимания.

Все указывает на то, что лобные доли играют важнейшую роль в обоих личностных интеллектах. Повреждение лобных долей может помешать развитию личностных интеллектов и привести к различным патологиям внутри- и межличностных знаний. Изучение «пациентов с расщепленным мозгом» помогло доказать, что человек обладает (по крайней мере потенциально) более чем одним сознанием. Вполне может оказаться, что оба сознания участвуют в обработке эмоций, при этом левое полушарие больше склонно к эйфории, счастью и оптимизму, а правое - к пессимизму, враждебности (вот почему повреждение одного полушария влечет за собой появление качеств личности, свойственных второму). Может оказаться и так, что сознание левого полушария просто больше ориентировано на слова и другие дискретные символы и аналитические категории, а правое полушарие отвечает в первую очередь за эмоциональную, пространственную и межличностную сферы. Возможно, подтверждением этих двух когнитивных стилей у нормального человека можно считать тот факт, что люди с доминирующим правым полушарием склонны к гуманитарным наукам, а те, у кого главенствует левое полушарие, имеют более трезвый, научный, «прямолинейный» склад ума.

Возможно, корни личностных интеллектов теряются в биологии, но в различных культурах обнаруживаются значительные и разнообразные варианты их проявлений. Изучая мировые культуры, мы сталкиваемся с поразительным разнообразием как внутри-, так и межличностного интеллекта. Кроме того, можно заметить, что самим этим интеллектам в разных культурах отводятся свои места. Например, если в контексте западной культуры огромное значение имеют логико-математический и лингвистический интеллекты, то личностные интеллекты особенно ценятся в традиционных сообществах и даже в современных развитых культурах на Востоке (например, в Японии).

Западный образ одинокого героя, который борется с враждебным внешним миром и недоброжелательными окружающими, символизирует жизнь в обществе «частиц». Проводя аналогию с физикой, обществу «частиц» можно противопоставить общество полей. В нем внимание, власть и контроль отдаются в руки других людей или даже обществу в целом. Ни в коей мере не подчеркивая роль отдельного человека с его целями, желаниями и страхами, общество «полей» уделяет практически безраздельное внимание окружению, в котором оказывается человек. Такой контекст считается определяющей силой в жизни человека, местом принятия решений. Поэтому если рядом с человеком нет его окружения, у него не остается даже намека на собственное «я». Разумно предположить, что некоторые виды интеллекта, например, участвующие в обработке пространственной информации, функционируют во многом сходно во всех культурах и в целом не поддаются влиянию извне. Но очевидно, что если речь идет о личностных интеллектах, культура играет важнейшую роль.

Как мне кажется, теорию g-фактора поддерживают в основном потому, что большинство тестов на определение IQ выполняются в письменном виде, для чего необходимы развитые лингвистические и логико-математические навыки. Поэтому люди, одаренные в этих областях, будут показывать хорошие результаты в тестах общего интеллекта в отличие от тех, кто обладает развитыми способностями в других интеллектуальных сферах.

В школе ценится такая способность к «ментальному манипулированию», вот почему результаты теста на диагностику общего фактора интеллекта могут с большой точностью предсказать школьные успехи ребенка. В чем же тогда теория множественного интеллекта отличается от взглядов противников такого подхода? Прежде всего, последние не сомневаются в существовании общих горизонтальных способностей, таких как восприятие и память, которые наблюдаются в различных содержательных сферах. Апологеты плюралистического подхода привычно равнодушно относятся к этим вопросам, потому что некоторые факторы действительно являются горизонтальными формами памяти и восприятия, а другие не выходят за рамки содержательных сфер, например, пространственные способности. Во-вторых, плюралистическая теория не связывает интеллект с биологией, а остается исключительно эмпирической, это всего лишь общий результат баллов в тестах, ничего более. В-третьих, и, вероятно, это самое главное, плюралистическая теория не позволяет выделить различные виды интеллекта.

Школа Пиаже больше связана с повседневными занятиями и навыками ребенка, поэтому более целостно и правдиво отражает его интеллектуальные способности. И все же классическое структуралистское представление об интеллекте еще у же, чем то, которым пользовались составители тестов интеллекта, и практически полностью посвящено логико-математическому мышлению. Возможно, поэтому такая теория по-прежнему не осознает одного: это предположение гласит, что умственные операции осуществляются одинаково во всех областях знания

Все представленные до этого момента теории рассматривают отдельного человека с картезианской точки зрения, т.е. человек, занятый решением сложной задачи, исследуется отдельно от его окружения, причем внешние факторы не играют никакой роли при формировании его навыков, интересов и достижений. Самое радикальное проявление такой точки зрения - это работа Ноама Хомского .

В чем взгляды Хомского неубедительны, так это в представлении о том, как развивается интеллект под влиянием окружающей среды, наполненной своими значениями и интерпретативными схемами. Он не учитывает развитие и взаимодействие символических способностей или то, как можно использовать биологический субстрат человека для получения разных результатов в зависимости от ценностей и функций, играющих важную роль в данном обществе. Другими словами, в этой теории не хватает надструктуры, хотя инфраструктура разработана с поразительной точностью.

Другие ученые почти безраздельно сосредоточились на изучении элементов окружающей культуры, предполагая, что только с помощью тщательного изучения культуры со всеми ее разнообразными формами и явлениями можно правильно понять процесс приобретения когнитивных способностей. Клиффорд Гиртц : «Люди без культуры были бы какими-то чудовищами с некоторыми полезными инстинктами, несколькими понятными чувствами и полным отсутствием интеллекта». Коул со своими коллегами изучали результаты стандартизированных тестов интеллекта у представителей разных культур и пришли к выводу, что в большинстве случаев разницу в баллах можно объяснить отличием предыдущего опыта испытуемых. Основное утверждение, которое выдвигают эти исследователи, звучит так: хотя результат рассуждений и вид информации, важной для человека, во многом отличаются в разных культурах, процесс мышления везде одинаков.

Мы считаем и пишем не потому что сами развиваемся таким образом, а потому что видели, как эти системы обозначений используют другие люди. В любом обществе человек всегда зависит от интеллектуальных достижений окружающих, только благодаря им он может выполнять свои повседневные действия и обеспечивает свое выживание.

Теория автономности склонна считать, что результат развития четко обусловлен канализированием, чуть ли не предопределен заранее. Наоборот, подход, учитывающий влияние культуры, гласит, что, вполне возможно, в некоторых неоткрытых культурах выполняются функции, которые мы не можем себе даже представить, или что в будущем культуры дадут толчок развитию наших интеллектуальных способностей в совершенно неожиданном направлении.

Но антропологический анализ не объясняет, почему даже после самого подходящего и правильного воспитания люди в одной культуре очень отличаются друг от друга - в интеллектуальном отношении, в способности учиться, в умении применять свои навыки, в степени оригинальности и творчестве. Я не вижу другой возможности объяснить это, кроме как с позиций психологического (и биологического) подхода.

Где-то между интересом Хомского к человеку с его отдельно развивающимися умственными способностями, точкой зрения Пиаже на развивающийся организм, который проходит через несколько последовательных стадий, и вниманием сторонников антропологического подхода к формирующему влиянию культурного окружения должна находиться золотая середина, т.е. теория, которая серьезно относится к природе врожденных интеллектуальных склонностей, гетерогенных процессов в развитии ребенка и способу их изменения под влиянием ценностей и интересов культуры. Именно такую теорию я попытался изложить в данной книге.

ЧАСТЬ III. СЛЕДСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
Глава 13. Интеллект в системе образования

Способов описания образовательных систем так много, что нечего и надеяться провести контролируемые эксперименты или научное моделирование в этой области. Мы рассмотрим три типичных разновидности обучения: 1) приобретение специальных навыков в неграмотных сообществах (на примере морехода); 2) традиционное религиозное образование (на примере изучающего Коран юноши); 3) передача научных знаний в современной светской школе (на примере программиста).

Три составляющих, которые, как правило, одновременно присутствуют в современном светском образовании, это посещение школы, приобретение разных видов грамотности и применение научных методик. То, что эти три отдельных фактора придают современному образованию на Западе особый колорит, является не более чем совпадением.

С интеллектами связаны, но отличны от них способы обучения, которые применяются в той или иной ситуации. Наверное, самый основной - это прямое, или неопосредованное, обучение: ученик наблюдает за действиями взрослого in vivo (в реальной жизни). Когда общество усложняется, в нем возникает тенденция создавать специализированные заведения для учебы. Школы - это самый очевидный пример, но к этому же разряду относятся также студии, цеха или лаборатории, где развита система ученичества.

Если в традиционном обществе почти каждый человек представляет себе, какими знаниями владеют другие, то для технологического общества характерно наличие профессионалов, специальные знания которых непонятны для обычного жителя так же, как письменность загадочна для неграмотного человека.

В традиционных неграмотных сообществах высоко ценятся межличностные знания. Активно используются пространственные и телесные способности, а музыкальные и пространственные формы знаний играют важную роль в определенных случаях. В обществе, где существуют традиционные религиозные школы, самыми важными считаются лингвистические знания. Активно развиваются межличностные способности, совершенному владению которыми сопутствует развитие определенных видов логико-математических знаний. Наконец, в современном светском обществе главную роль играют логико-математические знания, ценятся также некоторые виды лингвистических способностей, а вот значение межличностных знаний значительно снижается, их даже могут затмевать внутриличностные знания.

Как только навыки, необходимые для успешной деятельности в определенной сфере, становятся достаточно сложными, простого наблюдения или даже подготовленной работы с учителем будет мало для качественного результата. Следовательно, такие сообщества должны создать формальные механизмы, чтобы одаренная молодежь могла после завершения учебы достичь высокого уровня компетентности.

Формальные школы появляются по многим причинам, главная из которых - необходимость эффективно обучать чтению и письму отдельных молодых членов общины. С появлением таких школ наблюдается переход от процессуальных знаний к пропозициональным, от ритуалов к техническим требованиям, от устной передачи знаний к письменному общению, от религиозной направленности к светской жизни и, наконец, к развитию научного подхода к знаниям.

Большинство школ в промышленном мире стали истинно светскими. В связи с такими переменами в системе образования произошли значительные изменения и в предпочитаемых видах интеллекта. В современной системе образования межличностный интеллект играет уже не столь значимую роль: восприятие человеком окружающих как уникальных личностей, способность создавать прочные связи с одним наставником, умение хорошо ладить с людьми, понимать их сигналы и правильно на них реагировать в настоящее время не так важны, как это было несколько веков назад. Теперь скорее внутриличностные навыки приобретают все большее значение, поскольку человек должен оценивать собственные чувства и планировать будущее направление учебы, да и всей дальнейшей жизни.

Меньшее значение имеют и чисто лингвистические способности: при такой доступности книг важно уметь быстро читать и правильно делать записи, а умение заучивать наизусть больше не играет никакой роли (более того, такие действия воспринимаются с подозрением). Скорее, на первый план выступила комбинация лингвистических и логических навыков, поскольку от ученика ожидают, что он сможет абстрагироваться от текста, синтезировать и высказывать свои суждения о нем, а также находить новые доводы и аргументы, которые заменят существующую мудрость. С появлением компьютеров и других современных технологий слово как таковое еще больше утрачивает свое значение: сегодня человек может выполнять значительную часть работы исключительно с помощью манипуляции логическими и числовыми символами.

В современной школе главную роль играют логико-математические способности и некоторые аспекты лингвистического интеллекта наряду с наметившимся в последнее время интересом к внутриличностным навыкам. Остальные интеллектуальные способности большей частью остаются для внеурочных и дополнительных занятий в свободное время, если на них вообще обращают какое-либо внимание.

Насколько человек промышленного общества приобретает с развитием способности формулировать, рассуждать и кодировать все больше и больше битов сложной, необходимой ему информации, настолько же он, вероятно, и теряет со снижением чувствительности к людям и событиям. Многосторонние исследования, которые проводил Майкл Раттер со своими коллегами в Лондоне, говорят о том, что школы могут оказывать положительное влияние на жизнь детей. Если в школе достаточно ресурсов, компетентный директор, к обучению привлекаются пунктуальные и ответственные учителя, а также существует понятная и справедливая система поощрения и наказания, то дети будут лучше учиться, больше любить школу и меньше нарушать правила.

У исследователей, изучающих пространственный, телесный или музыкальный интеллект, а также у тех, кто интересуется межличностными аспектами жизни, склонность обвинять современное школьное обучение вполне понятна. Современная светская школа просто пренебрегает этими видами интеллектуальных способностей (хотя так и не должно быть).

В своем стремлении дать объяснение миру научный разум опирается на особое кредо, когда необходимо выдвигать гипотезы, создавать условия, при которых эти гипотезы можно опровергнуть, а также проявлять готовность отбросить такие гипотезы и создавать новые, если предыдущие были опровергнуты. Следовательно, система изначально открыта для перемен. Ненаучный разум обладает всеми теми же мыслительными процессами, что и научный, но система, в рамках которой он работает, полностью замкнута: все предположения уже были высказаны ранее, все следствия должны вытекать из них, а система объяснений не меняется даже в свете новой информации. Подобно тому процессу, который я описывал в разговоре о традиционном религиозном образовании, человек просто мобилизует свои риторические навыки, чтобы еще убедительнее доказать известные выводы и мировоззрение.

Не нужно думать, что к интеллекту применима ситуация с нулевой суммой; точно так же теория множественного интеллекта не является гидравлической моделью, в которой повышение одного интеллекта обязательно влечет за собой снижение другого. И все же с целью статистики разумно будет предположить, что разные люди - и разные культуры - по-разному относятся к развитию имеющихся у них интеллектуальных способностей. Еще Сократ утверждал (относительно появления письменности): это ваше изобретение приведет к забывчивости ума тех, кто изучит его, заставив их пренебрегать собственной памятью, потому что с появлением письменности они будут вспоминать факты с внешней помощью чуждых символов, а не посредством внутреннего использования собственных способностей.

Создание различных технических средств, как бы парадоксально это ни звучало, привело к тому, что человек теперь не готов полагаться на собственные способности. История западной цивилизации отнюдь не универсальная сага, и было бы глубочайшим заблуждением утверждать, что так может быть. На мой взгляд, многие проблемы современности возникают оттого, что модель и историю Запада пытаются применить в других культурах с другой историей, иными традициями образования и другими предпочтениями в интеллектуальной сфере.

Глава 14. Применение интеллектов

В этой книге я приложил усилия для того, чтобы не противопоставлять генетические факторы культурным.

Инновационное обучение - это формулирование и классификация проблем. Его основными признаками являются интеграция, синтез и расширение горизонтов. Оно действует в открытых ситуациях или открытых системах. Смысл такого обучения определяется диссонансом между различными контекстами. Оно приводит к критическому рассмотрению традиционных предположений, которые скрываются за привычным стилем мышления и действиями, в результате чего происходят необходимые изменения.

Найти интересную загадку и позволить ребенку «поломать над ней голову» - будет намного лучшим способом оценить интеллектуальный профиль человека, чем распространенные сейчас по всему миру тесты интеллекта, т.е. стандартизированные задания, которые необходимо выполнить за полчаса с помощью карандаша и бумаги.

Должно быть сформировано общее стратегическое решение: отталкивается ли человек от своих сильных сторон, стремится ли совершенствовать слабые, а может, пытается одновременно двигаться в обоих направлениях?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети были счастливы и нашли свое место в жизни. Дополнительные занятия по музыке, танцы, спорт, иностранные языки - мамы с папами на все готовы, чтобы их ребенок был всесторонне образованным человеком. Само по себе такое рвение похвально, но если ребенок не «тянет» на идеальный образ? Здесь необходимо присмотреться к наклонностям и интересам малыша и их развивать. Помощь в правильном выборе может оказать теория множественного интеллекта Говарда Гарднера.

Интеллект, что это?

Интеллект с латинского языка означает познание. Способность человека приспосабливаться к окружающему на основе опыта, анализировать и применять в жизни полученную информацию, размышлять и стремиться к познанию - все это функции интеллекта.

До недавнего времени считалось, что интеллект имеет общую функцию познания. В связи с чем обучение строилось на предоставлении информации, которую ученик должен усвоить. Но ни для кого не секрет, что успеваемость в школе распределяется примерно так: 10 % - отличники, 40 % - ударники, 50 % - троечники. Получается, что только десять из ста детей усваивают знания в полной мере. Остальные либо ленятся, либо не могут, почему? Ответить на этот вопрос попытался Говард Гарднер.

Теория множественного интеллекта

Американский психолог утверждал, что измерение интеллекта по одному параметру не дает полной картины (имеются в виду тесты IQ). Он считал, что интеллект предрасположен к творчеству, познанию и созиданию. Говард Гарднер предположил, что человек имеет определенный склад мышления, который проявляется в его наклонностях и интересах. Индивидуальный интеллектуальный процесс приводит к поведению, которое свойственно только этому человеку. Следовательно, обучение также должно учитывать эти различия.

Структура разума по Говарду Гарднеру имеет несколько независимых друг от друга способностей. Однако они не существуют в чистом виде, все структуры интеллекта тесно взаимосвязаны между собой. В жизни мы наблюдаем преобладание какого-либо типа интеллекта. Говард Гарднер условно разделил его на следующие составляющие:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • телесно-кинестетический;
  • музыкальный;
  • натуралистический;
  • экзистенциальный;
  • межличностный.

Лингвистический и музыкальный интеллект

Если у ребенка преобладает лингвистический интеллект, то он любит слушать и обладает грамотной речью. Умение чувствовать оттенки слов, грамотно применять их в речи, красиво излагать мысли при письме - все это характеристики лингвистического интеллекта. Говард Гарднер уверен, что человек с таким типом мышления легко может быть писателем, политиком, сценаристом, переводчиком, журналистом, драматургом, корректором.

Музыкальный интеллект не ограничивается влечением к музыке и музыкальными способностями. Автор теории отмечает, что чувствовать ритм, тембр и высоту звука могут люди, не обладающие музыкальным слухом, т. к. данный тип разума основан на тональной памяти. Если ребенок легко запоминает мелодии, любит слушать музыку и петь, неосознанно отстукивает ритм, то с большой вероятностью у него преобладает музыкальный интеллект. С такими способностями можно реализоваться в профессиях исполнителей, певцов, композиторов, музыкантов, музыкальных критиков, редакторов и т. д.

Логико-математический и визуально-пространственный интеллект

Логико-математический интеллект отличается развитием абстрактного мышления. Высокий уровень абстракции доступен математикам и физикам. Основная масса людей ограничивается школьной математикой. Поэтому если ребенок интересуется цифрами, вычислениями, логикой и анализом, то это говорит о высокой степени абстрактного мышления. Такие личности выбирают профессию бухгалтера, экономиста, детектива, врача и т. д.

Визуально-пространственный интеллект характеризуется умением воспринимать окружающий мир, трансформировать увиденное в образы, воспроизводить формы по памяти. Дети, у которых преобладает визуально-пространственный интеллект, предпочитают собирать пазлы, играть в лабиринты или с невзрачными игрушками. Развитое воображение реализовывается в рисунках и мечтах. Физика, химия, черчение, геометрия - любимые предметы в старших классах. Человек с визуально-пространственным интеллектом чаще всего становится скульптором, архитектором, дизайнером, изобретателем, инженером и т. д.

Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект выражается через язык тела. Такой человек мастерски владеет своим телом и через него реализовывает свои таланты.

Детей с таким тянет танцевать, заниматься спортом, мастерить своими руками. Физические нагрузки, к которым тяготеют такие люди, компенсируются обильным питанием. У кинестетиков сильно развит дух соперничества, поэтому они больше других нуждаются в похвале и поддержке. Такие люди выбирают профессию артиста, хирурга, спортсмена, танцора, ремесленника и т. д.

Личностные интеллекты

По Говарду Гарднеру структура личностных интеллектов базируется на отношении человека к себе и к миру. Автор выделил два типа интеллекта: экзистенциальный и межличностный.

Экзистенциальный интеллект позволяет понимать свои чувства, видеть различие между ними, способность выражать их в символической форме. Такой человек отличается осознанностью и способностью управлять собственным поведением. Дети, у которых преобладает такой тип интеллекта, умеют здраво рассуждать и делать правильные выводы. Они склонны к размышлениям о смысле жизни, к изучению философии и духовных практик. Таким людям легко планировать, следовать инструкциям и прогнозировать будущее. Личности с экзистенциальным интеллектом выбирают профессию психолога, педагога, священника, политика и т. д.

Межличностный интеллект наделяет человека способностью тонко чувствовать настроение окружающих людей. Он видит разницу между темпераментами, мотивами и намерениями. Понимание людей дает возможность легко строить взаимоотношения, а при случае и манипулировать. Дети с таким типом интеллекта быстро находят контакт с незнакомыми людьми. Чувствуя настроение других, они моментально перестраиваются. Чувство юмора, харизма, острый ум, общительность, которыми обладают такие личности, делают их душой компании и хорошими переговорщиками. Эти люди становятся политиками, педагогами, директорами и т. д.

Натуралистический интеллект

Натуралистический тип был включен позже во множественный интеллект. Говард Гарднер выделил его, так как большое количество людей развивают отношения не только с людьми, но и с окружающей природой. Здоровое питание, все, что связано с природой и животными - это стихия человека с натуралистическим интеллектом. Они выбирают профессию геолога, ветеринара, фермера и т. д.

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера помогает не ломать ребенка, а определить его наклонности и направить усилия родителей на развитие заложенных талантов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность