Подготовка и проведение родительского собрания. Мастер-класс опять это родительское собрание … Как проводить родительское собрание в школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Павел Ткаченко сам воспитывает дочь. Как менеджер и отец, к решению школьных вопросов подходит с юмором и бизнес-хваткой.

В который раз возвращаюсь с родительского собрания со странной смесью отчаяния и агрессии .

Немного предыстории. Я живу с дочерью-подростком. Наша мама заблудилась где-то в ходе истории, поэтому все родительские функции я выполняю самостоятельно: праздную дни рождения, учу уроки, читаю на ночь, рассказываю о половом созревании, вожу по всяким врачам. Ну и на родительские собрания, за неимением альтернативы, тоже хожу. Ибо я не просто родитель, а ответственный родитель.

Когда-то на заре 90-х я окончил обычную (пост)советскую школу почти отличником (немного естественных наук не смог осилить больше, чем на «четверку») и со стойкой «двойкой» по поведению. Не потому, что курил на переменах или прогуливал уроки, нет. Просто благодаря обостренному чувству справедливости я «качал права», что в «той» школе категорически не приветствовалось.

Четверть века спустя каждый мой визит в школу – это регрессия в подростковое состояние с изначальной антипатией ко всему, что говорит учитель, к странной логике, скрывающейся за всем, что в школе происходит, к правилам, которые непонятно кто и почему установил, но подвергать сомнению которые – почти как сокрушать скрепы.

В дополнение картины – моя дочь умничка, учится неплохо для самоорганизованного подростка с кучей интересов помимо школы, не курит и не пьет, делает уроки, ставит цели и стремится к их достижению. Короче, золото, а не ребенок.

А теперь вернемся к родительским собраниям.

Стандартный сценарий таков: вы день в день узнаете, что сегодня вечером у вас не «Каберне Мерло» 2012 года от винодельческого хозяйства «Колонист», а родительское собрание. Кто виноват в несвоевременном уведомлении, не выяснишь. Учитель говорит, что предупреждал детей за неделю, доця твердит, что сегодня утром узнала. Как бы то ни было, идти нужно. Почему нужно? Потому что не прийти, значит, не проявить интерес к делам дочери, чего ответственные родители не могут себе позволить. К тому же, я все надеюсь, что рано или поздно узнаю на этом собрании что-то нужное, важное, или, на крайний случай, полезное.

Собрания, кстати, бывают двух типов – общешкольное и классное. Первое – квинтэссенция маразма. Завуч нудно и неспешно выполняет «обязательную программу»: зачитывает какой-то руководящий «лист» ни о чем или рассказывает, как бороться с детским суицидом в рамках отдельно взятой квартиры. Все это – в присутствии 200-300 мамаш в душном актовом зале, без всякого шанса выйти, не навлекши гнева господня на голову доци. (В этом смысле проще вообще не прийти, ибо переписи явившихся никто не делает, чем совершить демарш, аргументируя бессмысленностью происходящего).

Если какой-то процесс не приносит ни хороших результатов, ни хотя бы удовлетворения его участникам, то с ним нужно срочно что-то делать

У «классного» собрания бывают три основанные темы для обсуждения. Первая – успеваемость/поведение. То, о чем я и так знаю, ибо ответственный папа, доверительные отношения с дочерью бла-бла-бла. Мне не нужно ждать какого бы то ни было собрания, чтобы узнать, что происходит в школе и что тревожит дочь. Вторая – полузаконный сбор денег. Я рад бы отказаться, но проще сдать, нежели объяснять всем, почему это незаконно/не нужно/бессмысленно. Опять же, аудитория, с которой по этому поводу придется дискутировать – мамаши, которые иногда не понимают, что, например, ресторан на выпускной после девятого класса нужен не детям, а им самим.

Третья тема – кто что должен сделать для класса (как вариант – кто чего не сделал, куда не явился, что не сдал и все в таком роде). Аргументы и логика доказательства примерно такие же, как и при сборе денег.

В связи с этим у меня постоянно возникают мысли, как сделать собрания более полезными, эффективными, или, на худой конец, быстрыми. По роду своей профессиональной деятельности я повышаю эффективность процессов и систем, а, значит, могу придумать миллион способов достичь эту цель в рабочей среде.

Главная предпосылка достижения эффективности на работе – (1) все люди на работе стремятся к эффективности, потому что именно она формирует источник для выплат зарплат, и (2) у менеджмента компаний есть возможность выбирать себе подчиненных, а также тем или иным методом – коллег и начальство.

На родительских же собраниях присутствует случайная выборка из разнообразных профессиональных, социальных, интеллектуальных и прочих слоев общества, объединяет которых общность места жительства, а также факт обучения их детей в одном классе. Поэтому достичь эффективности с таким коллективом – задача не из простых. Более того, существует гипотеза, что даже сама цель – эффективность – осознается далеко не всеми участниками родительских собраний.

Ок, как решить проблему зря потраченного на родительские собрания времени, я знаю. Просто игнорировать их (а сколько сдавать денег – как-нибудь мамаши или классный руководитель передадут). Но это эскапистский подход, а значит, мне не подходит.

Как сделать собрания полезными, а еще лучше – интересными? Что было бы важно/интересно/полезно услышать на родительском собрании ответственному родителю?

Первое . Важно, чтобы и родители, и учителя осознавали, что у нас должно существовать партнерство в воспитании каждого конкретного ребенка. Это значит, что мы должны (1) одинаково осознавать свою ответственность за эту задачу, (2) делиться информацией о ребенке друг с другом, и интересоваться этой информацией. Да-да, и я, и учителя! (3) согласовывать методы, формы и способы обучения и воспитания. Учителя должны знать мои ценности, принципы и методы, а я, соответственно, их.

Второе . Любая встреча родителей и учеников должна подчиняться обычным и разумным (в деловом мире) правилам, как-то:

— информирование заранее о повестке дня (если единственным пунктом повестки дня будет доклад завуча, на это действо мало кто приобретет билет);

— возможность всем сторонам заблаговременно вносить свои предложения;

— жесткий тайминг встречи;

— структурированность дискуссии (для этого учителям неплохо бы иметь структурированность мышления, навыки публичных выступлений перед взыскательной аудиторией, а также привлекать профессионального модератора для управления дискуссией и переведения неизбежных конфликтов в конструктивное русло);

— использование всех достижений цивилизации для ускорения передачи информации и повышения эффективности взаимодействия (ту информацию, которую нужно просто донести, можно разослать электронной почтой, или распечатать и раздать, а не заслушивать заикания завуча с трибуны а-ля Леонид Ильич в последние годы);

— соблюдение регламента (начало и окончание вовремя, ограничение тем для дискуссии, жесткий контроль времени для выступлений, исключение дискуссий не по вопросам повестки дня, соблюдение правил делового общения и т.д.).

Третье . Сбор большого количества людей в одном помещении должен осуществляться только с целью, заведомо интересной всем сторонам. Сбор денег, нужный только одной стороне, можно совершить иными методами (информирование посредством почты или мессенджеров, пересылка на карточку, выставление счета и т. д. Это незаконно? Нужно все сделать как бы тайно и от имени родительского комитета? Не мои проблемы. Мало того, что с меня собирают деньги (что еще полбеды), так еще и зря тратят мое время, долго вслух рассказывая о колокольчиках и ленточках, и вслух совершая математические действия в пределах программы четвертого класса).

Четвертое . Есть темы, о которых я бы с удовольствием поговорил. Например, я бы хотел лично познакомиться со всеми учителями своей дочери. От каждого я бы хотел прослушать мастер-класс об особенностях очередного учебного года, нюансах и сложностях, ожидающих мою дочь, о методах контроля успеваемости и критериях оценивания, о подводных камнях, об изменениях в программе, учебном процессе и новых тенденциях в чем бы то ни было, затрагивающем меня или моего ребенка.

В конце концов, я бы хотел быть знакомым не только с директором, завучем и классным руководителем, но и с учителями-предметниками. У них нет времени? Им за это не платят? Не волнует. Эти люди часто проводят с моей дочерью больше времени, чем удается мне, отцу. А значит, я имею право с каждым из них быть знаком лично, взглянуть пристально каждому в глаза, убедиться, что они будут сеять разумное-доброе-вечное, а не самоутверждаться на моем ребенке и не изливать свою бытовую неустроенность и детские комплексы.

Отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний : «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы

Как провести хорошее родительское собрание?

Семь обязательных правил:

1. Уважайте. 5. Благодарите.

2. Доверяйте. 6. Объясняйте.

3. Помогайте. 7. Спрашивайте.

4. Учитесь.

Структура проведения:

  1. Подготовительный этап.

Определить повестку собрания. Подготовить сводные листы успеваемости на каждого ученика. Пригласить родителей, разослав им персональные пригласительные билеты. Недостаточно ограничиться записью в дневнике учащегося. Подготовить альбомы, видеоматериалы, освещающие жизнь класса. Приготовить благодарственные письма родителям. Празднично оформить кабинет.

  1. Информация общего характера.

Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему. Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали школе.

  1. Информация о состоянии эмоционального климата класса.

Характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми).

Данные школьной и внешкольной диагностики.

Важно: говорить о проблеме, а не о персоналиях.

Важно: Отметить успехи и резервы (в чём и как помочь). Никаких обсуждений конкретного ребёнка!

4. Психолого – педагогическое просвещение.

Выделяется существующая или возникшая проблема.

Определяются причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше)

Предпринимаются попытки её теоретического разрешения, обсуждаются варианты и оценивается их эффективность. Прогнозируются возможные результаты.

Важно: Учитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску родителей.

  1. Методическая проблема.

Выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса

Анализируются причины затруднений;

Даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетради и т.д.)

Родители должны конкретно понять, как они могут помочь ребёнку.

  1. Индивидуальные консультации с родителями.
  2. Анализ проведённого собрания.

Явка родителей, причины отсутствия;

Персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

Вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Советы классному руководителю по проведению собрания.

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти.

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.

Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Не стоит:

Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Сравнивать успехи отдельных учащихся.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.

Сценарии родительских собраний.

  1. «Педагогика семейных отношений».
  2. «Взять сторону подростка».
  3. «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля» - кл. руков-ль №6, 2004.
  4. Анкетирование детей и родителей по профориентации. – кл. руков-ль №6,2003
  5. «7я – моя радость» (совместная встреча детей и родителей) – кл. руков-ль №7,2004.
  6. Родительско - ученическое собрание «Подумаем вместе» - кл. руков-ль №1,2003.
  7. Ринг между родителями и детьми – кл. руков-ль №3,1999.
  8. «Папа, мама, я – дружная семья» - кл. руков-ль №3,1999.
  9. «Школьная гостиная» - кл. руководитель №3,1999.
  10. Семейный праздник «Наша дружная семья» - кл. руков-ль №8,2000.
  11. Педагогические рецепты родителям. – кл. руков-ль №3, 2000,стр. 138.
  12. Анкета для родителей учащихся 1класса.- кл. рук-ль №3, 2002.
  13. Родительские собрания (из опыта работы) – Воспитание школьников №6,2004.
  14. Роль отца в воспитании детей. – Воспитание школьников №2, 2003.
  15. «Каково на дому – таково и самому». – кл. руков-ль №1, 1999.

Примерная тематика по педагогическому просвещению родителей.

Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребёнку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

1 класс.

1. Младший школьный возраст и его особенности.

Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

Развитие речи и форм общения с приходом ребёнка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребёнка. (Заполнение социального паспорта семьи)

2. Как научить детей учиться.

Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания. (психолог)

Как помочь ребёнку учиться. (памятки)

3. Физическое воспитание школьника в семье и дома .

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

4.Особенности младшего школьного возраста.

Психологические особенности у первоклассников.

Воспитание сознательной дисциплины у школьников.

5. Итоговое праздничное родительское собрание.

2 класс.

1. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассника.

Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников. Режим питания.

Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание детей.

2.Воспитание у детей интереса к чтению.

Место книги в жизни ребёнка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.

Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах.

Телевизор – книга-?

3. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

Воспитание у ребёнка чувства коллективизма, взаимопомощи, воспитание ответственности за свои поступки.

Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.

Памятка детям «Как вести себя, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить».

4.Культура труда и организация свободного времени детей.

Свободное время школьника. Анализ анкет.

Ребёнок на улице.

Роль семьи в экологическом воспитании детей.

5.Итоговое праздничное собрание.

3 класс.

1. Дети и психологическая установка родителей.

Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.

Развитие личности в младшем школьном возрасте.

2. Коллективизм у школьников начальной школы.

Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.

Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

3.Роль семьи в воспитании детей.

Воспитательный климат в семье. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения (психологические игры).

Методы семейного воспитания – убеждение, поощрение, наказание (психологические игры).

4. Эстетическое воспитание в семье и школе.

Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

5.Итоговое собрание.

4 класс.

1.Младший подросток и его особенности.

Воспитание у школьников ответственного отношения к учёбе.

Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

2. Каким растёт ваш ребёнок? (вопросы психологии)

Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

Нервные дети и их воспитание.

Телевидение, компьютер: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии.

3. Природа и дети.

Охрана окружающей природы. Роль семьи школы в экологическом воспитании.

4. Праздничное собрание «Мама, папа, я – дружная семья»

Представление хобби родителей.

Презентация фирменных семейных поделок.

Совместные игры, викторины. Чаепитие.

5. Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

5 класс.

1. «Давайте познакомимся». Особенности адаптации школьников к обучению в 5 классе.

Роль семьи и её значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

Законы школьной жизни в обучении и воспитании детей.

2.Как помочь детям учиться.

Познакомить родителей с трудностями обучения детей.

Как помочь детям хорошо учиться. Научить родителей видам оказания помощи детям в учёбе.

2.Здоровье наших детей в наших руках.

Детская нервозность, её предупреждение и лечение.

Режим дня школьника. Анкетирование.

3.Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.(Обмен мнениями)

Книга и её значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.

Культурные традиции семьи.

Обмен опытом родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальные традиции; чтение книг, газет, журналов; Посещение театров и музеев; знакомство с природой; совместные игры, туристические походы и т.д.

Мини- лекция кл. руководителя.

4. Праздничное собрание «Союз семьи и школы».

(Можно использовать для создания совместного коллектива, планирования дел на будущий год, показ достижений учащихся.)

6 класс.

1. «Школа вчера, сегодня, завтра».

Школа глазами родителей (анализ анкет).

Анализ работ учащихся. Анкеты или сочинения на темы:

«За что я люблю (не люблю) свою школу».

«Если бы я был директором школы, то...».

Вопросы воспитания и образования на современном этапе.

2.Педагогический такт... родителей. (педагогический ринг – кл руководитель №8,2000)

Что такое счастье? Любовь к детям – это «иди», а не «стой» (анализ диагностики).

Формирование семейных команд. Решение педагогических ситуаций.

3. «Папа может всё, что угодно...». –кл. руководитель №6,2004

Роль отца в воспитании детей.

Анализ анкет, рисунков, сочинений.

4. Физические проблемы взросления детей.

Физические проблемы взросления детей (врач).

Задачи физического воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные кружки и секции (учитель физкультуры)

Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе.

Обмен мнениями.

5. Праздничное собрание «Всему своё время».

7 класс.

1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учёт их в воспитании.

Физиология подростка. Различия в развитии мальчиков и девочек (врач)

Анализ анкет «Какие мы сегодня»

Пути решения проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для родителей). Значение семьи в период полового созревания детей.

2. Семья – это....

Конфликты, контакты. Взаимопонимание в семье. Пути его достижения.

Кто я? Личность каждого в семье. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

3. Вредные привычки. Как им противостоять? – кл. руководитель №1,2000.

Краткое сообщение психолога.

Определение проблем и пути их решения (игры).

4. Досуг подростков.

Свободное время и его роль в формировании личности подростка.

Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребёнка.

Подросток и улица.

8 класс.

1.Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни (вечер вопросов и ответов).

Закон и ответственность (выступление представителя правоохранительных органов).

Анализ кл. руководителем развития коллектива за несколько лет и определение задач на будущее.

Разбор педагогических ситуаций.

2. Психологические и возрастные особенности развития подростка (лекция +психологический практикум).

Выступление психолога. Подростковая депрессия.

Анализ процесса взросления детей (проблемы, возникающие в подростковом возрасте).

Психологические игры.

3.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Решение вопросов, связанных с предпрофильной подготовкой.

4. Твоё здоровье в твоих руках.

Взаимосвязь физического воспитании с умственным трудом.

Гигиена подростка.

Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые.

9 класс.

1.Выбор дальнейшего пути: за и против.

- Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.

Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей

2. Трудный ребёнок. Какой он?

Формирование у подростков ответственности за свои поступки и действия. Статистика правонарушений.

Выступление психолога по теме.

Роль семьи в правовом воспитании

3.Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учёбой – кл. руководитель №3,2000.

- Анализ учебной работы учащихся девятых классов.

Анализ отношения к учёбе.

Педагогические советы «Поговорим о воспитании ума»

4.Черты характера ребёнка и их воспитание в семье.

Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе)

Самооценка и оценка учащихся коллективом.

Научите ребёнка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

5.Дети готовятся к экзаменам (встреча, семинар).

Значение семьи в ответственные моменты жизни.

Готовность учащихся к сдаче экзаменов.

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам (советы педагога, медика, валеолога, психолога)

10 класс.

1.Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе (собрание-диалог).

Определить цели и задачи учебно-воспитательного процесса в 10-11 кл. Ознакомить с проводимыми курсами по профильной подготовке.

Результаты определения «Профпригодности учащихся» (психолог).

Мнение учащихся о выборе профессии. Анализ сочинений.

2.Ответственность, самооценка и самоконтроль.

Что значит - быть ответственным человеком?

Как сформировать в себе ответственность.

3. Умение управлять своим временем.

- Как избежать конфликта в семье? Социально-психологический тренинг (проводит психолог, социальный педагог).

4.Отчего дети устают? Как преодолеть усталость?

Роль здорового образа жизни.

11 класс.

1. Ваш ребёнок вырос: «правила поведения родителей». – Воспитание школьников №5, 2002.

Взрослые дети и родители: взаимопонимание и проблемы.

Как правильно расставить акценты в воспитании?

2.Система ценностей старшеклассника. – Кл. руководитель №5,1997.

3.Результативность учёбы учащихся 11 классов.

- «Дни открытых дверей» для родителей в классах по основным предметам.

Собеседование с родителями по теме.

4. Выпускной не за горами...

О подготовке к проведению выпускных экзаменов.

Организационные моменты в проведении выпускных экзаменов и выпускного вечера.

5 Прощай школа! (совместный праздник)


Как провести интересное родительское собрание: советы учителю

Родительское собрание – не просто формальный подход к установлению контакта между учителем и родителями учащихся. Это не только способ встретиться с третьим звеном образовательного процесса – родителями - для обсуждения успехов и неудач обучающихся. Здесь учитель поможет матери или отцу решить проблемы в воспитании ребёнка, подскажет действительно эффективные приёмы воздействия на него, предупредит о подводных камнях, подстерегающих родителей, которые не всегда компетентны в вопросах детской психологии, физиологии, социологии.

Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний
: «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», "Трудности и любовь подросткового возраста" , «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Как привлечь внимание родителей?

Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем . Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.

Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления . Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.

Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.

Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.

Родительские собрания с участием специалистов , профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.

Современные формы проведения родительского собрания

Формы встреч с родителями также необходимо варьировать, включать интерактивные формы родительских собраний :

  • лекторий
  • тематическое родительское собрание
  • собрание родителей совместно с обучающимися
  • конференции
  • нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)

Вопросы организации родительского собрания

Общее время родительского собрания не должно превышать 40-50 минут и должно включать в себя пункт «Разное», где классный руководитель может решить с родителями возникшие проблемы и вопросы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз. По окончании встречи можно заполнить протокол родительского собрания .

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы


В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
  • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
  • уточнить регламент, продумать ход собрания;
  • разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
  • продумать выставочный или информационный материал;
  • определить, каких специалистов можно пригласить;
  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Примерный план проведения родительского собрания.

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

    Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

    Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

    Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

    Обсуждение проблемы (20 мин).

    Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

    Недопустимо проведение родительского собрания “по классному журналу”. Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

    Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

    Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

    Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

    Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

    Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Приемы успешного проведения родительского собрания:

  • можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
  • подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга;
  • называть родителей по имени-отчеству, а не “Танина мама”, “Витин папа” и т. д.;
  • использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса;
  • использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы;
  • опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;
  • умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.);
  • жестко определить регламент собрания, беречь время родителей;
  • необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

Полезные советы родителям.

    Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

    Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

    Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

    Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

    Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

    Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

    Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

    Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.

    Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

    Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

    Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

    Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

    Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

    Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

    Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

    Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

    Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

    Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

    Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

    Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

    Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

    Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.

    Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

    Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

    Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

    Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

    Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

    Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”

Памятка родителям от ребёнка:

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану “плаксой” и “ нытиком”.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность