Маршруты троллейбусов по садовому кольцу. Возвращение московского троллейбуса на Садовое кольцо: планы и перспективы. От Курского вокзала до Серпуховской площади

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Троллейбусы колесят по Москве вот уже более 80 лет — начиная с 1933 года, когда первый «рогатый» транспорт отправился по своему маршруту от Белорусского вокзала.

С тех пор в столице появились несколько десятков троллейбусных маршрутов, некоторые из которых проходят по самым живописным улицам Москвы, то есть вполне могут заменить собой знаменитый двухэтажный красный экскурсионный автобус и помогут сэкономить так нужные в мегаполисе деньги.

АиФ.ru познакомит вас с самыми живописными и необычными «рогатыми» маршрутами российской столицы, по которым можно кататься как в будние дни, так и в выходные (что даже лучше), как днём, так и глубокой ночью (что особенно красиво).

«Букашка»

Так москвичи любя называют один из самых старых и уж точно самый туристический маршрут троллейбуса в Москве. Официально же он называется «Маршрут №Б». С названием всё просто — он унаследовал свой «номер» от трамвая, который ходил по тому же самому маршруту. Теперь в столице есть трамвайный маршрут №А и троллейбусный маршрут №Б, заменивший собой трамвайный.

Если честно, то в Москве есть сразу два маршрута №Б — маршрут №Бк и маршрут №Бч. Отличаются они лишь тем, что курсируют по садовому кольцу столицы в разных направлениях — по часовой стрелке (по внутренней стороне Садового кольца) и против часовой стрелки (по внешней стороне).

Воспользовавшись услугами этого маршрута, можно увидеть все красоты Садового кольца российской столицы, которое может похвастаться своими великолепными мостами, сталинской архитектурой и памятниками. Также с помощью этого троллейбуса очень легко перемещаться по периметру центрального административного округа, в котором и сосредоточены главные достопримечательности Москвы.

Но самое большое удовольствие от поездки по этому маршруту можно получить в ночное время, особенно летом, когда на улице тепло, а стёкла не запотевают и не покрываются инеем. Всю ночьтроллейбусы будут двигаться по тому же самому маршруту с интервалом всего в 15 минут. Но, в отличие от светлого времени суток, вы вряд ли попадёте в пробку, да и народу в троллейбусе будет куда меньше. А уж о красотах ночной Москвы и говорить не стоит — лучше один раз увидеть всё собственными глазами.

Кстати, по воскресеньям на этом же маршруте можно поймать и так называемый «Синий троллейбус». Стоимость проезда будет чуть больше, но зато своё путешествие вы проведете под живую музыку известных бардов. Но в этом случае надо быть внимательным — очень легко проехать свою остановку.

«Маршрут №Б». Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

Маршрут № 7

Если не считать самого понятного и простого кольцевого маршрута московского троллейбуса, то излюбленным для туристов является маршрут № 7. Он практически полностью пролегает по центру города, захватывая самые живописные его участки.

Чтобы насладиться красотами, можно садиться в троллейбус на любой из остановок, но мы всё же рекомендуем проехать маршрут № 7 полностью, начиная от остановки на Калужской площади, расположенной неподалеку от Парка имени Горького.

Сначала троллейбус промчит вас по Ленинскому проспекту, а после поворота на улицу Косыгина доставит на Воробьёвы горы, проехав мимо самого живописного места российской столицы — смотровой площадки, откуда видно все семь сталинских высоток Москвы и пока реконструируемый легендарный стадион «Лужники». С другой стороны в этот момент будет открываться потрясающий вид на здание Московского Государственного Университета имени Ломоносова — МГУ. Далее следует недолгое путешествие по набережной Москвы-реки с отличным видом на Новодевичий монастырь и съезд на Кутузовский проспект с обязательной остановкой в ста метрах от нового символа российской столицы — комплекса небоскрёбов «Москва-Сити». Завершится же поездка у Парка Победы, в котором можно и продолжить свою экскурсию по Москве.

Вид на Главное здание МГУ. Фото: Commons.wikimedia.org

Маршрут № 2

Если вы приехали в Парк Победы на троллейбусном маршруте № 7, то назад можно отправиться на маршруте № 2 — не менее живописном и приятном.

Он берёт своё начало на улице Барклая в Филях и едет в центр по Кутузовскому проспекту, плавно перетекая в Новый Арбат. Далее, проехав по Гоголевскому бульвару и Пречистенской набережной, вы выедете на Боровицкую площадь и оттуда уже проедетесь по Моховой улице. За это время перед вами предстанут Белый дом, где заседает правительство Российской Федерации, ещё одна сталинская высотка — гостиница «Украина», Киевский вокзал. После Моховой улицы троллейбус через Охотный ряд, Новую и Старую площади совершит круг вокруг Кремля и вернётся на Моховую, где с маршрута можно будет сойти и продолжить прогулку по центру города.

Гоголевский бульвар. Фото: www.russianlook.com

Маршрут № 31

Очередной красивый и недолгий троллейбусный маршрут по Москве — маршрут № 31. Главным его достоинством будет небольшая, но приятная экскурсия по бульварам российской столицы.

Своё начало 31 маршрут берёт от стадиона «Лужники» и после недолгого путешествия по Комсомольскому проспекту, также весьма живописному и интересному, выезжает сначала на Стромынку, а потом уже и на знаменитые московские бульвары.

Вы увидите Никитский, Тверской, Страстной и, наконец, Петровский бульвары, на каждом из которых можно покинуть троллейбус и продолжить свой путь пешком. Завершится же эта недолгая троллейбусная экскурсия на Трубной площади.

Петровский бульвар. Фото: Commons.wikimedia.org / CC BY-SA 3.0/NVO

Маршрут № 15

Этот маршрут лучше всего начинать после прогулки по ВДНХ. После посадки «рогатый» помчит вас в сторону своей конечной точки в районе всё тех же «Лужников».

В самом начале из окон будет видна Останкинская телебашня. Дальше можно насладиться видами Екатерининского парка, районом бывшей Божедомки и Марьиной рощей, после которой откроется вид на сад «Эрмитаж». После недолгого визита на Бульварное кольцо трамвай обогнёт Храм Христа Спасителя и проедет по Пречистенке мимо ансамбля Академии художеств. Далее после пересечения Садового кольца путь завершится на остановке в Лужнецком проезде, но до этого вы успеете проехать через Хамовники и сквер Девичьего поля, самый тихий исторический район Москвы.

Самое интересное — этот маршрут курсирует и в ночное время, когда всеми этими красотами можно насладиться спокойно, без пробок и при отличной городской подсветке. Одна Останкинская телебашня с потрясающей световой проекцией чего стоит...

Чуть более года назад, в марте 2016 года стало известно о планах столичных властей троллейбусное движение на Садовом кольце. То, что будет происходить с троллейбусом внутри Садового кольца, на тот момент было менее понятно. В результате год запомнился массовым снятием линий в центре – на Бульварном и Кремлёвском кольцах, Тверской улице, Воздвиженке и Новом Арбате, набережных Москвы-реки. А на Садовом кольце начался первый этап его реконструкции, который окончился… полным восстановлением троллейбусных линий в новых границах проезжей части. Но троллейбусы по Садовому .

В этом году начинается новый этап в истории троллейбусов на Садовом кольце. Оставшиеся его три четверти будут реконструированы в этом году. Какие планы и перспективы у троллейбусного «кольца Б» в уже бывшей троллейбусной столице мира - в сегодняшнем обзоре TR. ru .

С проводами или без?

Если коротко и без подробностей: в проекте реконструкции Садового кольца троллейбусная линия сохраняется . Более того, предусмотрены некоторые новые интересные возможности для развития маршрутной сети.

Это не какие-то абстрактные «планы». Это - действительные проекты, по которым и должны выполняться работы. Конкурсы проведены, и подрядчики-победители уже начали приступать к изменению облика Садового кольца. И в новом виде троллейбусные линии предусмотрены на всём его протяжении.

Программа благоустройства городских пространств «Моя улица» на 2017 год затрагивает южный, восточный и северный сегменты Садового кольца от Смоленской площади до Долгоруковской улицы.

Переустройству контактной сети на протяжении 33,5 км одиночного пути посвящены специальные разделы конкурсной документации на сайте госзакупок.

Проектом сделано всё необходимое, чтобы сдержать прошлогодние обещания городских властей о возвращении троллейбусов на Садовое кольцо. В смету включены опоры контактной сети (по совместительству – мачты освещения) определённых моделей, спецчасти контактной сети, провода. Предусмотрены места вывода питающих кабелей. Всё это имеет вполне определённую стоимость и является неотъемлемой частью работ по реконструкции Садового кольца.

А теперь – небольшой экскурс по реконструируемым участкам.

От Долгоруковской до Самотёчной

На севере новый сегмент реконструкции Садового кольца начинается от перекрёстка с улицами Долгоруковской и Малой Дмитровкой. Здесь для спрямления трасс троллейбусных маршрутов №№ 3 и 47 прошлогодняя «Моя улица» предусмотрела повороты с Долгоруковской на внутреннюю сторону Садового кольца, и, наоборот, с внутренней стороны Садового на Долгоруковскую. Но воплощение планов в жизнь затянулось до конца зимы. Новый проект ничего существенно нового не добавляет в эту картину, разве что поворот с Садового кольца теперь должен выполняться из крайнего правого ряда.

О пересечении троллейбусами Садового кольца на перекрёстке с улицами Каретный ряд и Краснопролетарской, похоже, можно забыть. Провода линии, по которой раньше проходил троллейбусный маршрут № 15 , сейчас обрываются вблизи Бульварного кольца.

Зато на Самотёчной площади «Моя улица – 2017» не только сохраняет линию по Садовому кольцу вместе с разворотами под эстакадой с обеих сторон, но и предоставляет новые возможности. Обособленный «карман» на внешней стороне кольца, где находится сейчас остановка «Самотёчная площадь», ликвидируется, а остановка переносится на основную трассу кольца. Тем самым убирается проблемный выезд с остановки в общий поток, зачастую блокируемый транспортом, выезжающим с Самотёчной улицы.

Сохраняется пересечение Садового кольца на Самотёчной площади радиальной троллейбусной линией, соединяющей Суворовскую и Трубную площади. Более того – предусмотрен новый поворот с Цветного бульвара на внешнюю сторону кольца. А в сторону Цветного бульвара контактная сеть перестраивается таким образом, что вместо глухого пересечения радиальной и кольцевой линий врезаются две стрелки. Таким образом, появляется возможность запустить троллейбусы с Садового кольца до Трубной площади. Например, продлить трассу троллейбусного маршрута № 47 , выведя его конечную из подэстакадного пространства Самотёчной площади и приблизив её к ближайшей станции метро «Цветной бульвар».

От Сухаревской площади до Земляного вала

Пожалуй, это самый депрессивный участок Садового кольца в плане электротранспорта. Сразу три его пересечения, совсем в недавнем прошлом использовавшиеся троллейбусами, новым проектом не предусмотрены.

На Сухаревской площади не нашли места для контактной сети, соединяющей Сретенку и проспект Мира, а также для примыкания линии с проспекта Мира к внутренней стороне Садового кольца. Зато предусмотрели всё необходимое для новой автобусной встречной выделенной полосы по Сретенке в направлении Лубянской площади.

Не запланирован выезд с Орликова переулка на Мясницкую улицу и поворот на Мясницкую улицу с Садового кольца.

Сохранившаяся контактная сеть на Старой Басманной улице, где в прошлом году была смонтирована экспериментальная «ловушка» для штанг троллейбусов с увеличенным автономным ходом, не будет соединена с Садовым кольцом.

В то же время, в проекте остался съезд с Садового кольца на Каланчёвскую улицу.

От Курского вокзала до Серпуховской площади

У Курского вокзала на внешней стороне кольца сохраняется обгонный путь для объезда «букашек», остаивающихся между рейсами. Курский вокзал продолжает оставаться формальной конечной кольцевого маршрута.

Радиальная линия по Николоямской улице, ранее проходившая с линией по Садовому кольцу в разных уровнях, по проекту теперь должна иметь одноуровневое пересечение на нижнем ярусе. Кольцо «Б» «снимут» с эстакады, что позволит организовать более удобные пересадочные остановки у перекрёстка с Николоямской улицей. Намечено и сохранение троллейбусного разворота под эстакадой, а также поворот с внешней стороны кольца на Николоямскую улицу и выезд с Николоямской на внешнюю сторону Садового кольца.

Должна быть расконсервирована троллейбусная линия по внешней стороне Садового кольца вдоль тоннеля под Таганской площадью.

Ещё одним местом, где «рогатые» выйдут из тоннеля, станет Серпуховская площадь. Нынешний разворот троллейбусов и автобусов между Большой Серпуховской и Люсиновской улице должен превратиться в сквер, а вместо него троллейбусную линию перенесут в проезд с западной стороны сквера.

Другие изменения контактной сети на площади призваны обеспечить движение троллейбусов со стороны Варшавского шоссе на западную часть Садового кольца. Обратная связь, существующая уже сейчас, сохранится. Таким образом, 8-й троллейбусный парк сможет в числе других претендентов обслуживать «букашки».

От Калужской площади до Смоленской

Но ещё больше изменится троллейбусная сеть в районе Калужской площади. Здесь линия в тоннеле сохранится, но в дополнение к ней появится и другая – по Житной улице, обеспечивающая близкий подъезд к вестибюлям станций метро «Октябрьская» – как «кольцевой», так и «радиальной». Эффективное применение выделенных полос для общественного транспорта поможет организовать разворот для троллейбусов прямо на Ленинском проспекте – из крайнего правого ряда, ведущего в центр, в крайний правый ряд, ведущий в сторону площади Гагарина. Соединение троллейбусной линии по Мытной улице с линиями по Садовому кольцу тоже намечено сохранить, как и съезд с внешней стороны Садового кольца на Ленинский проспект.

Ничего нового относительно существующей схемы троллейбусных линий не планируется у станции метро «Парк культуры». Здесь сохранятся съезд с внешней стороны Садового кольца на Комсомольский проспект и двустороннее ответвление от Садового кольца в сторону Фрунзенской набережной.

При реконструкции Зубовской площади проектом предусмотрено сохранение радиальной линии, соединяющей улицы Пречистенку и Зубовскую, а также съезды с внешней стороны Садового кольца на Зубовскую улицу и с Зубовской улицы на внешнюю сторону Садового кольца.

Троллейбусные линии, примыкащие к Садовому кольцу в районе Зубовской площади и станции метро «Парк культуры», в первой половине прошлого года использовались «обеденными» вариантами маршрутов «Б-красный» и «Б-чёрный», следующими к конечной станции «Лужники». С 7 июля прошлого года под проводами .

Обгонный путь на месте формальной конечной остановки «Смоленская площадь» маршрута «Б-красный» тоже запроектировано сохранить.

Современный вид должен остаться и у конца участка реконструкции «Моей улицы – 2017» на Смоленской площади. Со Смоленской улицы выехать можно на внутреннюю и внешнюю стороны кольца.

Когда поедем?

Городом уже подготовлено многое для того, чтобы легендарная линия Московского троллейбуса – кольцо «Б», «Букашка», стала ещё более эффективной и привлекательной для пассажиров. Но будет ли эти новые возможности использованы?

Это и понятно. Сначала жителям было обещано, что отсутствие троллейбусов на Садовом кольце продлится , с 7 июля по 20 августа 2016 года. Затем анонсировали запуск обновлённой линии , но троллейбусы так и не пошли.

Может, вместо троллейбусов на Садовое кольцо готовы выйти электробусы, и осталось уладить лишь какие-то несерьёзные рабочие моменты? Год назад в эфире радиостанции «Говорит Москва», Максим Ликсутов, в частности, :

«Но при этом все равно мы говорим о том, что перспектива электробуса в Москве есть, как только [он] будет качественный. Мало того, когда мы, конечно, формировали техническое задание на электробус, мы понимаем, что сейчас есть электробусы с автономным ходом около 250 километров».

За истёкшее время электробусы так и не стали заметным явлением на столичных улицах. Один опытный образец лишь сменяется другим. В то же время 20 новых белорусских троллейбусов БКМ-321 и первые из 24 троллейбусов собственного производства «Мосгортранса» СВАРЗ-МАЗ-6275, приобретённые в конце прошлого года, уже на маршрутах сети «Магистраль». Будь их закупочная партия больше – то и на столичных линиях они смогли бы стать более частыми гостями.

После реконструкции Садового кольца у троллейбуса здесь появляются хорошие перспективы для сохранения и развития троллейбусного движения. Но неафишируемые планы городских властей могут противоречить этим перспективам. Ведь даже распоряжение федерального Правительства не указ столичным властям, если речь идёт о закупке троллейбусов. Иначе бы уже в конце марта в Москве работало 107 новых троллейбусов, так необходимых для обслуживания всех маршрутов, ведущих к стадиону «Лужники», включая «Б-чёрный» и «Б-красный». Именно столько «рогатых» машин предусмотрено Стратегией транспортного обеспечения Кубка конфедераций-2017 и Чемпионата мира по футболу-2018, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2016.

Тем временем обладатель второй по величине троллейбусной сети в России - Санкт-Петербург - о закупке крупной партии троллейбусов .

Получивший в народе ласковое прозвище «Аннушка», этот трамвай никак не связан с героиней булгаковского романа, да и по Патриаршим прудам никогда не проходил. Однако это не отменяет того, что за цену проездного билета вы получите поездку по многим городским достопримечательностям. Маршрут пролегает в пределах Садового кольца: по Чистопрудному, Яузскому и Покровскому бульварам. В современной столице это один из самых исторических маршрутов. Он стартовал в 1911 году и по сей день лишь немного изменил схему движения. Кстати, кондуктором здесь в своё время работал Константин Паустовский.

Ровесник «Аннушки», маршрут с запоминающимся прозвищем «букашка», раньше был трамвайным. В 1937 году трамвай сменил троллейбус, а в 2016 году на маршрут вышел автобус. Перемена транспорта на «букашку» не повлияла: автобус ходит кругом по Садовому кольцу - внешнему и внутреннему.

В расписании этого маршрута - 29 остановок. 25 из них находятся в непосредственной близости к воде, на набережных или около них. Но не только этим примечательна «семёрка». Если устроиться в салоне троллейбуса и ехать от начала до конца, из окна вы увидите Парк Горького, Парк Победы, киностудию «Мосфильм», памятники Ленину, Гагарину и многое другое. Также маршрут можно посоветовать начинающим урбанистам: пусть не досконально, но получится рассмотреть многие объекты новой Москвы.

Памятники конструктивизма, колоритные промзоны начала прошлого столетия, исторические виды Даниловского района и живописный центр столицы. Этот маршрут будто создан для путешественников во времени. Займёт увлекательное турне приблизительно час. Мимо Чистых прудов вы перенесётесь к Драмтеатру, увидите фабрику «Красные суконщики» и даже тихий центр (да, бывает и такое) Москвы.

Если вы приехали в Москву как турист, или же у вас слишком много свободного времени днём, выбирайте второй автобусный маршрут. Почему именно днём? Просто в часы пик лёгкая прогулка рискует превратиться в мучительную пытку с многочасовым стоянием в пробках. В остальное время на расстоянии фотовыстрела вы сможете рассмотреть Новый Арбат, Воздвиженку и другие символы столицы.

Любителей ночных прогулок городской транспорт тоже не оставил в стороне. Заняв место в автобусе «Н1», вы проделаете путь буквально через всю Москву, увидите Кремлёвскую набережную, Лубянку и подмосковные достопримечательности. Нелишним будет взять с собой термос с кофе - автобусы стартуют в час ночи одновременно из Шереметьево и с улицы Озёрной.

Тот случай, когда московские пространства стали вам тесноваты и хочется выбраться за город. Приусадебный вариант прогулки начинается на Белорусском вокзале и проходит через Химкинский бульвар, Волоколамское шоссе и Ленинградский проспект. По дороге, которая займёт примерно час, вы увидите историческую западную трибуну стадиона «Динамо», скрытый в зарослях кустарника Путевой дворец Петра Первого, усадьбы, а также исторические постройки.

Любители панорамных видов и высотных смотровых площадок по достоинству оценят монорельс. Проехав на метро до станции «ВДНХ» или «Тимирязевской», вы можете свободно пересесть на него, не приобретая дополнительных билетов. Дальше с ветерком промчитесь над отреставрированной территорией ВДНХ, увидите вблизи Останкинскую башню и усадьбу Шереметьевых.

"Аннушка", "Букашка" и другие: 10 самых необычных маршрутов наземного транспорта Москвы.

1. Маршрут трамвая "Аннушка" - А

Наверное, это один из самых известных маршрутов не только в Москве, но и в России. Сейчас он проходит через центр Москвы от Калужской площади до Чистых прудов. Но первоначальная его трасса, на момент открытия в 1911 году, проходила по Бульварному кольцу. Именно ему он и обязан своим названием - Бульварное кольцо в то время называли "кольцом А". Москвичи же ласково прозвали его "Аннушкой".

За свою долгую историю маршрут неоднократно менялся. В 1937 году из-за демонтажа путей на Болотной улице маршрут впервые перестал быть кольцевым. Нынешняя трасса появилась в 1997 году. Именно на этом маршруте работает единственный в Москве вагон-ресторан, который так и называется "Аннушка". А вот к трагической истории Берлиоза, из романа Булгакова, этот маршрут никак не причастен - на Патриарших прудах трамвай вообще никогда не ходил.

2. Маршрут троллейбуса "Букашка" - Б

Это самый "исторический" троллейбусный маршрут в Москве. Его трасса проходит по Садовому кольцу. По внутренней стороне кольца идут троллейбусы с трафаретом "Б-красная", а по внешней - "Б-черная". В 1912 году на смену конке по Садовому кольцу запустили трамвай маршрута "Б". Его официальное название было связано с названием самого Садового кольца (по аналогии с Бульварным "кольцом А" Садовое называли "кольцом Б"), однако москвичи прозвали его "Букашкой". В 1937 году трамвай с кольца был снят, а на замену ему запущен троллейбус, унаследовавший название. С 2005 года на этом маршруте по субботам курсирует "Синий троллейбус" в котором проводятся концерты бардовской песни.

3. Трамвайный маршрут с оборотом в тупике - №9

Трамвай маршрута №9 обслуживается Бауманским трамвайным депо, и имеет уникальный для Москвы подвижной состав - его обслуживают двухвагонные поезда, сцепленные по схеме "тяни-толкай". Двери вагонов прорезаны с обеих сторон, что позволяет разворачивать вагоны в тупике (как поезда метрополитена), без использования традиционного трамвайного кольца. Такая необычная для Москвы схема связана с ликвидацией трамвайного кольца на Лесной улице, и застройки его территории офисными зданиями. После закрытия движения судьба №9 была под большим вопросом, но жители района и общественные активисты боролись за восстановление трамвайного движения по Лесной улице. Это дало результат: 22 сентября 2012 года маршрут снова стал ходить к Белорусскому вокзалу.

4. Самый экспериментальный трамвайный маршрут - №17

Если вас вдруг попросят назвать самый инновационный трамвай Москвы, смело говорите №17. Этот маршрут из Останкино в Медведково проходит по изолированному от автомобилей полотну и имеет самый большой пассажиропоток в столице. Поэтому власти всячески стараются улучшить условия его работы. Именно здесь впервые сделали платформы для посадки пассажиров вровень с первой ступенькой вагона. Здесь же впервые при ремонте пути применили современную железнодорожную технологию скрепления рельс со шпалами. Сейчас на маршруте проводится очередной эксперимент - вагоны ходят с отключенными турникетами и посадкой во все двери. Далее планируется, что именно на этом маршруте будет применена современная система управления движением, когда вагоны будут управлять светофорами, обеспечивая себе "зеленую волну".

6. Самый короткий автобусный маршрут - А

Этот маршрут уникален не только тем, что имеет литерное название, но и тем, что имеет самую короткую протяженность. Путь от улицы Академика Зелинского до метро "Университет" составляет всего 3,3 км. На таком коротком маршруте работает всего один-два автобуса (в зависимости от времени суток), а движение заканчивается в 22 часа вечера. Смысл маршрута в том, чтобы связать две линии метрополитена, так, что его трасса проходит в обход пробок Ленинского проспекта.

6. Самый туристический трамвайный маршрут - №39

Если к вам приедут гости, и вы захотите показать им Москву из окна трамвая, то безусловно лучшего маршрута, чем №39 не найти. Маршрут берет свое начало у метро "Чистые пруды", и проходит по участку Бульварного кольца. Вдоль маршрута расположены Свято-Данилов и Донской монастыри, многочисленные старинные московские усадьбы, районы сталинской застройки на Ленинском проспекте, а заканчивается маршрут у метро "Университет" в пешей доступности от главного здания МГУ. По современной трассе маршрут работает с 1963 года. Кстати, этому маршруту посвятила свою песню Ирина Богушевская, песня так и называется "Тридцать девятый трамвай".

7. Самый туристический троллейбусный маршрут - №7

Если же ваши гости предпочтут трамваю троллейбус, то пригласите их прокатиться по маршруту №7. Он отправляется от Калужской площади (рядом с входом в Парк имени Горького), проходит по Ленинскому проспекту и сворачивает на улицу Косыгина. Далее он пройдет через смотровую площадку на Воробьевых горах, с отличным видом на стадион "Лужники", мимо главного здания МГУ. Затем троллейбус идет по набережной Москва-реки, откуда отлично видно Новодевичий монастырь. У Киевского вокзала троллейбус сворачивает на Кутузовский проспект (есть остановка у "Москва-Сити") и заканчивает движение у Парка Победы.

8. Самый необычный маршрут - монорельс

Самым необычным маршрутом Москвы все же остается монорельсовая дорога. Московский монорельс - единственный в России, и один из немногих в мире. Его линия проходит от улицы Сергея Эйзенштейна до станции метро "Тимирязевская". Вдоль маршрута расположены монумент "Рабочий и колхозница", вход на ВВЦ/ВДНХ, Останкинская телебашня и телецентр, усадьба Шереметьевых. На монорельсе с 2013 года действуют билеты метрополитена, а пересадка со станций ВДНХ и "Тимирязевская" осуществляется бесплатно.

9. Единственный кольцевой трамвайный маршрут - №4

В Москве есть целых два 4-х трамвайных маршрута - 4-левый и 4-правый. Ходят они при этом оба от Сокольников до улицы Подбельского. Любопытно что у "левого" и "правого" маршрутов разные интервалы движения, а их обслуживанием занимаются разные трамвайные депо. Значительная часть маршрута проходит вдоль парка Сокольники, при этом в нескольких местах маршрут просто "ныряет" в лесной массив и пассажиры могут наслаждаться свежим воздухом и интересным видом из окна.

10. Мистический трамвай - №11

Многие писатели считают трамваи и троллейбусы волшебным и мистическим транспортом. От станции метро "Улица Подбельского" до станции метро "Сокольники" ходит необычный московский трамвай.
Часть пути этот удивительный трамвай идёт через парк: в окна стучатся ветки деревьев и проникает настоящий лесной аромат. Но и часть городского маршрута проходит по довольно тихим и уютным улочкам. Всё это создаёт впечатление полной ирреальности происходящего.

Троллейбусное сообщение в Москве началось с Белорусского вокзала. Первый регулярный маршрут пролегал по Ленинградскому проспекту, до села Всехсвятского, позже превратившегося в район Сокол. Уже через несколько месяцев, в январе, линию продлили до площади Революции. Дело встало на поток: год спустя по городу постоянно курсировали 36 машин. За последние 80 лет транспорт успел набрать и утратить популярность: в большинстве случаев горожане выбирают более скоростные способы перемещения. Теперь на троллейбусы строит обратить внимание туристам и поклонникам городских прогулок: проехавшись всего по 8 маршрутам при желании можно осмотреть почти всю историческую часть столицы.

Маршрут №Б. Окрестности города

Любимую москвичами линию «Б» условно можно назвать самым старым действующим городским маршрутом. Первый общественный транспорт на Садовом кольце, конный трамвай, запустили в 1912 году. Тогда же придумали название маршрута: по Бульварному кольцу проходила линия «А», по Садовому — «Б». К 1937 году «Букашку» окончательно превратили из трамвайной линии в троллейбусную. Сейчас по городу официально курсируют два маршрута «Б» - по внутреннему и внешнему кольцу, последний с конца августа не прекращает движение и по ночам. Официально маршрут начинается у Курского вокзала и кончается на Смоленской площади. Но ездить в троллейбусе можно и по кругу. За одну поездку удастся осмотреть несколько набережных и основные расположенные на кольце памятники, народу в троллейбусе обычно не много.

Маршрут №2. Сталинская Москва

«Двойка» - самый туристический из регулярных московских троллейбусов. Для будних дней маршрут не слишком удобный: линия проходит сквозь центральные пробки, и на путь от Филей до Лубянки придется потратить минимум час. На выходных дело пойдет чуть быстрее. Лучший вариант - сесть в троллейбус на конечной остановке «Фили» на улице Барклая или у станции метро «Парк Победы». Машина насквозь проедет практически весь Кутузовский проспект и Новый Арбат, из окна будет видна панорама «Бородинская битва», гостиница «Украина», Белый дом и Киевский вокзал. Конечной станцией станет Китай-город до которого троллейбус доберется через Театральную площадь и Лубянку. Здесь из машины можно не выходить, автомобильных парков в центре города нет и обязательная высадка не предусмотрена: троллейбус обогнет Кремль с другой стороны и через Зарядье вернется на Новый Арбат.

Маршрут №15. Исторические сады

Путешествие по маршруту 15 есть смысл проделать от начала до конца хотя бы ради резкой смены декораций. Путь начинается с остановки в Лужнецком проезде, линия проходит через Хамовники и сквер Девичьего поля, самый тихий исторический район Москвы, после пересечения Садового кольца из троллейбуса будет виден ансамбль Академии художеств на Пречистенке, у храма Христа Спасителя - поворот на Бульварное кольцо. Следом из машины можно увидеть сад «Эрмитаж», Марьину рощу, район бывшей Божедомки, Екатерининский парк и Останкинскую телебашню. Маршрут заканчивается у вестибюля станции метро ВДНХ, откуда можно отправиться на прогулку по территории выставочного комплекса или по главному Ботаническому саду города. Поездка займет около 45 минут. С конца августа маршрут не закрывают на ночь.

Маршрут №70. Городские усадьбы

На троллейбус 70 можно сесть у Белорусского вокзала. Значительный участок линии проходит по Ленинградскому проспекту: из окна виден закрытый стадион «Динамо», путевой дворец Петра I, неработающий аэровокзал имени Фрунзе, проехав усадьбу Покровское-Стрешнево, водитель пересечет речные каналы и проедет вдоль Химкинского водохранилища. Конечная остановка в Южном Тушине находится вблизи исторического района Братцево. Здесь располагается хорошо сохранившийся ансамбль усадьбы Строгановых. На конечной у Белорусского вокзала «семидесятка» просто разворачивается, по линии можно запросто проехать туда-обратно, правда, 40-минутный маршрут повторится без каких-либо изменений.

Маршрут №24. Рабочая слобода

Прогулка по линии 24 подойдет поклонникам индустриальных пейзажей. На маршрут можно сесть у станции метро Красные ворота. Троллейбус проедет по бывшей Новой Басманной улице, бывшей Немецкой слободе. Из окна будет виден сад имени Баумана, историческая застройка, несколько старых заводских корпусов и Лефортовский дворец. В выходной день поездка до конечной остановки «Авиамоторная» займет не больше получаса. По окончанию маршрута можно будет прогуляться по расположенной неподалеку Дангауэровской слободе.

Маршрут №63. Ямщицкая дорога

Линия 63 - наиболее длинная из предложенных, станет неплохим вариантом для погожего дня. Сесть в троллейбус можно на Китай-городе или Лубянской площади. Маршрут начнется с поездки по территории бывшего Белого города, по Солянке троллейбус поднимется до Яузских ворот, следом можно будет увидеть набережную Москвы-реки и сталинскую высотку на Котельнической, после пересечения Таганской площади машина свернет на территорию Рогожской слободы. После пересечения Третьего транспортного кольца из окна будут видны малопривлекательные спальные районы, но маршрут скоро закончится в Выхине, недалеко у входа в Кузьминский лесопарк, по территории которого можно прогуляться до станции метро «Кузьминки».

Маршрут №54. Революционная прогулка

Поездка по маршруту 54 поможет осмотреть исторический район города, который незаслуженно обходят стороной организаторы краеведческих экскурсий. Сесть в троллейбус можно на Тишинской площади, недалеко от Белорусского вокзала. По Пресненскому валу машина доедет до улицы 1905 года - одного из ключевых мест революционных событий XX века. С Трехгорного вала будет виден комплекс зданий одноименной мануфактуры. Миновав парк «Красная Пресня», троллейбус подъедет к набережной Москвы-реки, откуда откроется панорама на строящийся «Сити». Завершить маршрут получится прогулкой в Филевском парке, рядом с которым расположена конечная остановка линии.

Маршрут №79. Поездка вдоль реки

Сесть на троллейбус 79 можно у Савеловского вокзала. Неприятный отрезок по Третьему транспортному кольцу быстро кончится. Линия пройдет через Ваганьковское кладбище, Красную Пресню, сделает крюк до сада «Аквариум» и по Садовому кольцу доведет до Крымского моста. Троллейбус не будет пересекать реку и проедет вдоль набережной до здания спортивного комплекса «Лужники», откуда можно начинать прогулку по Нескучному саду.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго