Проект "Люблю березку русскую" проект (подготовительная группа) на тему. Экологическо-патриотический проект для детей старшей группы «Русская береза-символ Родины моей Береза проект для детей средней группы доу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Проект «Русская березка»

Актуальность :

Огромную роль в экологическом образовании детей играет исследовательская деятельность в природе. Дети, проживающие в городе редко общаются с природой, поэтому необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Знаменитые слова песни : «С чего начинается Родина?»

С речки, с песчаного берега , с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки , которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

В народе называют березку - красавицей русских лесов . Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла , приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Поэтому в наше время, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.

Цель :

Приобщение детей к русской культуре , посредством экологического воспитания.

Задачи :

1. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека.

2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;

3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление. а.

4. Воспитывать любовь к русской природе , бережное отношение к ней .

Ожидаемый результат :

Сформированное представление у детей :

О берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;

О взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;

О пользе берёзы, о бережном отношение к природе .

Участники : дети, воспитатели

Формы и методы работы : НОД, наблюдения, музыкальные досуги,

Предварительная работа : наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.

Подготовительный этап :

1. Изучение уровня знаний детей по теме и определение этих знаний.

2. Беседы, рассказы, индивидуальная работа с детьми, музыкально-ритмические занятия.

4. Подбор методической и художественной литературы.

Основной этап :

НОД : «Люблю березку рсскую » ;

Экскурсия к березке по экологической тропе;

Беседы о березе .

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

тему : «Люблю березку – русскую » .

Заучивание стихотворений.

Чтение художественной литературы :

Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе .

Настольно – печатные игры; дидактические игры; подвижные игры.

Схема работы по проекту :

Игровая деятельность :

Настольно – печатные игры : «Лес» , «Что растет в лесу?» , «Четвертый лишний» .

Дидактические игры : «Подбери слово» (к слову березовый , «Какая береза (подбор прилагательных, «Придумай однокоренные слова» , «Найди дерево по описанию» , «Из семени в дерево» , «Сравни» , «Угадай растение» , «Что лишнее?» , «Полезно – вредно» , «Скажи по – другому» и т. д.

Подвижные игры : «Найди такой же лист» , «Найди пару» , «Кто быстрее

Развитие речи :

Заучивание стихотворений :

С. Есенин «Белая береза » ,

Ф. Тютчев «Первый лист» ,

А. Прокофьев «Люблю березку русскую » .

Рассматривание картин;

Беседа : "Что я знаю о берёзе".

Разучивание пословиц, поговорок

Художественная литература :

Подбор и выставка художественной литературы о березе ;

П. Воронько "Береза " - чтение стихотворения;

С. Есенин "Белая береза " - заучивание стихотворения;

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Музыка :

"Песня о Родине" (сл. Е. Карасевой, муз. В. Елинек) ;

"Во поле береза стояла " - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия) ;

"Ай да березка " - хоровод (муз. Т. Попатенко) .

Изобразительная деятельность :

Рисование с использованием нетрадиционной техники на тему : «Люблю березку – русскую » .

Заключительный :

1. Развлечение : «Люблю березку русскую » .

2. Конкурс «Читаем стихи о березке » .

Реализация проекта «Люблю березку – русскую » научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности

Проект для младших дошкольников «Белоствольная берёзка»

Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : проект средней продолжительности, июнь – август 2016 .
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст детей : 3-4 года.
Продукт проекта : коллаж «Русская красавица»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят).

Актуальность проекта.
Проект «Белоствольная берёзка» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.

Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.

Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).

Этапы проекта
Подготовительный
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий по « экологической тропе», в музей «Русской избы», наблюдений на прогулке, сценария итогового мероприятия «Праздник русской берёзки».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов « Всё о берёзке», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе».
Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».


Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе».
Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»



Основной этап.
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.


Наблюдение на прогулке: «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.


Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.


Рассматривание альбомов «Всё о берёзе», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе». Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.



Ознакомление с художественной литературой.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. Загадки, пословицыЦель: обогащать знания детей посредством художественного слова.


Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Играли в дидактические игры:
«Укрась дерево листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
«С кем дружит дерево»
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.«Что нужно дереву?»
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.



Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски с изображением берёзки.


Экскурсии в музей ДОУ«Русская изба»(Применение берёзы в старину, предметы обихода).


Разучивание и песен хороводов "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия), "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.


Играли с детьми в народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков», « Кто быстрее добежит до берёзы», « У медведя во бору».


Заключительный этап
Создание коллажа «Русская красавица»Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.



Итогом проделанной работы стало развлечение «Праздник русской берёзки». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.



Результат проекта
Дети: Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.

Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта
-составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.

Родители: - проявили интерес и участвовали в реализации проекта- приняли участие в оформлении альбома « Всё о берёзке».

В развивающую среду были внесены:
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», « С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».
- оформлен уголок « Русская берёзка»

Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую! »

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №33 "Радуга"

города Губкина Белгородской области

Проект «Люблю березку русскую!»

(по повышению экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе. )

Информационная карта проекта

Вид проекта :

коллективный, творческий, долгосрочный (период 2015-2016учебный год)

Участники проекта:

  • Лубышева Е.Е. - заведующий МАДОУ
  • Радченко А.В. - старший воспитатель
  • Ткач Ю.Б. - педагог-психолог
  • Лазарева О.Ю. - музыкальный руководитель
  • Курчина В.В. - музыкальный руководитель
  • Васильева С.Н. - воспитатель средней группы
  • Анахина Т.А. - воспитатель средней группы
  • Канунникова И.М. - воспитатель
  • воспитанники ДОУ
  • родители воспитанников

Введение

Актуальность

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  • Приобщение детей к традициям русского народа, связанных с березой.
  • Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.
  • Окружить дерево (березу) на участке детского сада заботой и вниманием, развивать исследовательский интерес детей.
  • Психогимнастика «Свет родных берез» (Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц) .
  • Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.

Адресная группа:

Воспитанники подготовительной группы ДОУ

Формы реализации проекта:

Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Праздники;

Труд на участке ДОУ;

Изготовление поделок из природного материала;

Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

Изготовление плакатов;

Работа с родителями.

Индикаторы:

Развитие познавательного интереса, мышления, творческого воображения и коммуникативных навыков;

Активизация речи, словаря;

Развитие творческих способностей детей;

Активное привлечение родителей.

- познавательная информацию о березе, как о дереве(биологических особенности, разновидности, места произрастания, значение для человека)

Воспитание интереса к березе, как к символу России и бережное к ней отношение.

ИТОГ: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап. Сбор банка данных.

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Второй этап. Разработка проекта.

1.Определение конкретной темы проекта.

2.Обсуждение проблемы с группой специалистов и родителей.

3.Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.

4.Составление плана реализации проекта.

Третий этап. Работа над реализацией проекта.

1.Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.

2. Взаимодействие ДОУ с социумом: представителями культурно - досуговых организаций города..

Четвёртый этап. Подведение итогов реализации проекта.

1.Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).

2.Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.

Оценка успешности проекта

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей дошкольников – не менее 80%;
  • активное участие родителей в реализации проекта – не менее 80%;
  • результаты продуктивной деятельности.

ПЛАН

работы по проекту «Люблю березку русскую! »

Кол-во

(мероприятия)

Сроки

Ответственные

1. Наблюдение за осенними березками в сквере. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик».

3. Рисование акварелью «Золотая березка».

4. Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

Заполнение индивидуальных паспортов здоровья

сентябрь

члены рабочей группы

воспитатель

члены рабочей группы

1. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.

2. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.

3.Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария.

октябрь

воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

9-12

1. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза»

2.Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала..

3.Оформление книжек-малышек «Моя березка»

4. Конкурс чтецов «Люблю березку русскую.»

ноябрь

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Старший воспитатель

13-16

1. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

2. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина

3. Наблюдение за зимней березкой на аллее.

4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

декабрь

члены рабочей группы

17-19

1.Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».

2.Вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.

3.Рисование плаката «Сохраним русскую березку».

январь

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель

члены рабочей группы

20-23

1.Викторина «Русская березка»

2.Изготовление гербария.

3.Фиксация наблюдений за березкой: зарисовка зимних изменений в образе русской березки.

4.Познавательные игры. «Подбери слово», « Составь предложение».

Февраль

Старший воспитатель,

члены рабочей группы

24-27

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе».

2.Подготовка праздника «Святая Троица».

3.Экскурсия в городской парк.

4. Развлечение «Во поле березка стояла».

Март

Члены рабочей группы

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

28-31

  1. Чтение «Цветут березки» М. Пришвин.
  2. Наблюдение за деревьями в весеннем парке.
  3. Экскурсия в краеведческий музей.
  4. Консультация для родителей «Сохраним красоту березовых рощ.»

апрель

Члены рабочей группы

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель, педагог-психолог

32-35

  1. Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».
  1. Труд на земле: Посев растений. Высадка рассады цветов.
  1. Фиксация наблюдений за березкой. Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками.
  1. Праздник «Святая Троица».

май

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель,

педагог-психолог, члены рабочей группы

Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Литература

1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль, 2000

2. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века. М.: 2011

3. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

4. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года».

5. Данилков Н. Дерево жизни. Все о целебных свойствах березы.

6. Данкова Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013.

7. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему?..»: авториз.пер. Я. и А. Огуреевых.-М.:Мол. гвардия, 1992

8. Мазин И.А. 500 загадок для детей.-М. развитию речи».2002

9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир животных и растений.- Ярославль –Академия развития, 2001

10. Плешаков А.А. Зеленые страницы.М.: Просвещение, 1994

11. Плешаков А.А. Великан на поляне. М.: Просвещение, 2012

12. Плешаков А.А. От земли до неба. М.: Просвещение, 1998

13. Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи». М.: Педагогика пресс. 1993

14. Растения России: Школьный словарик / сост. Н.Ю. Васильева. М.:ВАКО 2011.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57

Экологический проект

« Люблю березку русскую »

для детей подготовительной группы

Подготовила: Долгова Е.В.,

воспитатель

Новочеркасск

2016

Актуальность

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть - береза.

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Наблюдая за детьми , я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.

Проблема :

  • Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
  • Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
  • Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Паспорт проекта

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • познакомить детей с березой, как символом страны;
  • формировать представления о жизни растения, его развитии;
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
  • воспитывать экологически грамотное поведение

Предмет исследования: береза

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Вид проекта : творческий, познавательный, исследовательский

Продолжительность проектной деятельности : среднесрочный (18.04.16 – 17.06.16)

Возраст детей: старший дошкольный (5 - 7 лет)

По количеству участников : групповой

Образовательная область : познавательное развитие

Участники : дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Предполагаемые результаты

В результате реализации проекта дети расширят представления о природе, её значении в жизни человека. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.

Реализация данного проекта научит дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы; разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.

Формы работы:
Деятельность педагога:

  • беседы;
  • познавательные рассказы воспитателя;
  • интегрированные занятия;
  • чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
  • использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
    Деятельность детей:
  • экспериментирование;
  • речевые игры, описательные рассказы;
  • дидактические игры с предметными картинками;
  • игра по модели строения дерева;
  • подвижные игры;
  • художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
  • музыкальная;

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • консультации, рекомендации, памятки;
  • практические задания;
  • совместные мероприятия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап подготовительный (18.04.16 – 25.04.16)

N п/п

Мероприятия

Ответственный

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса

Воспитатель

Сбор, анализ и систематизация информации о внешнем виде березы (ее отличительных особенностях), значении ее в жизни людей нашей местности

Воспитатель

Подбор литературы: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, приметы о березе

Воспитатель

Подбор подвижных игр, дидактических игр

Воспитатель

Подбор иллюстраций, картин

Воспитатель

Разработка проблемных и учебных вопросов для детей

Воспитатель

Подготовка материала для изобразительной, музыкальной деятельности детей.

Воспитатель

Музыкальный работник

Группировка материала, составление плана

Воспитатель

Второй этап - основной (с 26.04.2016 по 08.06.2016)

N п/п

Мероприятия

Ответственный

Знакомство детей с березой: целевая прогулка «Встреча с русской красавицей»

Воспитатель

Составление описательных рассказов о березе

Воспитатель

Знакомство с народными приметами о березе

Воспитатель

Проведение познавательного занятия «Береза – русская краса» (систематизация информации о внешнем виде березы)

Воспитатель

Рассматривание предметов, изготовленных из бересты.

Воспитатель

Беседы: "Почему березы белые?"
"Береза - символ России"

"Без билета по белу свету" - (о разных способах распространения семян)

«Береза – русская краса» (с истематизация информации о внешнем виде березы)

«Интересные факты о березе

Воспитатель

Знакомство с работами художников: И.И.Шишкина «Березовая роща», И.Левитана «Березовая роща», «Золотая осень» .

Воспитатель

Пение "Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)
"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. Мелодия)

Музыкальный руководитель

Слушанье :

Вивальди альбом “Времена года”,

Е.Дрейзин старинный вальс “Березка”

Музыкальный руководитель

Разучивание хороводов:

"В золоте березонька" (сл. и муз.Г.Вихаревой);
"Ай, да березка" (муз. Т.Попатенко)

Музыкальный руководитель

Конкурс рисунков «Люблю березу белую» по стихотворению Всеволода Рождественского «Береза»

Воспитатель

Чтение и разучивание стихотворений, разгадывание загадок о березе

(Приложение)

П. Воронько "Березка" - заучивание

Воспитатель

Экспериментирование
Рассматривание бересты под лупой
"Какой стороной дышат листья?"
"Вода в жизни растений"

Воспитатель

Игровая деятельность
Дид/игры

"Найди листок, какой покажу"

"Найди дерево по описанию"

"Назови дерево по плодам и семенам"

"Четвертый лишний"

Воспитатель

Подвижные игры : «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

Воспитатель

Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе
- "Воскресный выходной в роще" - экскурсия семьи в березовую рощу
-"Как правильно изготовить скворечник" - подбор информации
-Рекомендации для родителей "Здоровье от березки" (буклет)
- "Береза в косметике и фармакологии" книжка-раскладушка

- Изготовление панно из березовых листьев родителей совместно с детьми

3 этап. Заключительный (07.06.2016-17.06.2016)

Выставка рисунков детей «Береза в разные времена года»;

Викторина «Что ты знаешь о березе?»;

Развлечение «Праздник русской березки» с использованием фольклора,

Фото-отчет родителей "Воскресный выходной в роще"

Выставка работ «П анно из березовых листьев» родителей совместно с детьми

Результаты проекта

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, сережек, отметили ее роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке.

Данный проект способствовал развитию творчесского и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе наши дети смогут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к березе.

Список литературы:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. Разработано в соответствии с ФГОС.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001

Приложение

СТИХИ

Береза
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.

«Берёзовая роща»
Герман Ходырев

Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви - руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется -
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.

***
«Берёзы»
Наджми Назар

…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не ме

няете лица…
***
«Берёза»
С.Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***
«Берёзка»
С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

***
«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***
«Печальная береза»
А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья виног рада,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***
«Берёза»
И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

***
«Люблю берёзку русскую»
А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

Народные приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Пословицы и поговорки о березе

Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

Загадки про берёзу

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют...
(Берёзы)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность