Свадьба ритуалы обычаи. Американская свадьба: традиции. Свадебное путешествие - период познания друг друга

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

Сегодня, многие русские свадебные традиции соблюдаются в «упрощенной» форме, но по прежнему, занимают важное место в свадебном торжестве.

Появляются и новые модные традиции, такие например как выездная свадебная регистрация .

Культуры разных стран перемешались, многие свадебные традиции были заимствованы, «модернизированы» и сегодня успешно соблюдаются нашими молодоженами.

В любом случае, свадебные традиции соблюдались нашими предками и соблюдаются нами для того, чтобы открыть молодоженам таким символическим способом, дорогу в счастливую семейную жизнь. Интересен и тот факт какие свадебные традиции существуют в других странах .

Помолвка и обручение - важная современная свадебная традиция

Когда пара решает официально вступить в брак, она считается помолвленной. Жених делает невесте предложение и в честь этого дарит обручальное кольцо, которое она носит на безымянном пальце правой руки.

По сути, помолвка-это официальное объявление перед родственниками о том, что пара собирается пожениться.


Девичник и мальчишник- часть современных свадебных традиций

Жених и невеста перед свадьбой по отдельности отмечают последний день «свободной жизни». Сегодня девичники и мальчишники - это веселые мероприятия, с розыгрышами и поздравлениями от близких друзей жениха и невесты.



Выкуп невесты - старая свадебная традиция, дошедшая до наших дней

Одно из самых веселых и интересных мероприятий на свадьбе, где жениху приходится проходить разного рода испытания на пути к невесте.
Раньше этот обряд совершался для того, чтобы жених выкупил свою будущую жену у её родственников. Сегодня жениху приходится выкупать невесту у её подружек, которые проводят выкуп.

Предлагаем вашему вниманию очень оригинальный сценарий выкупа невесты , который должен понравится не только жениху невесте, но и госям вечеринки.

Обмен свадебными кольцами - главный ритуал современной свадьбы

Эта традиция пришла к нам из древнего Рима. Считалось, что надевая кольца на безымянный палец левой руки, влюбленные таким образом кладут печать на сердца друг друга, которая всегда будет хранить любовь в их сердцах. Свадебное кольцо носится вместе с обручальным.

Осыпание рисом, лепестками роз, монетами, конфетами - старинная свадебная традиция

В этом обряде скрыт глубокий сакральный смысл. Во времена поклонения языческим богам, дорогу по которой ступали молодожены посыпали лепестками цветов, чтобы задобрить богиню плодородия. Рис и деньги-которые бросали к ногам молодых знаменовали собой достаток и процветающую жизнь. У многих народов используется этот красивый обряд. В наше время функцию «осыпающих», как правило, исполняют все приглашенные на свадьбу, осыпают молодоженов во время того, как они выходят из ЗАГСа.

Танец молодоженов - самая трогательная свадебная традиция

Оказывается, традиция первого свадебного танца новобрачных пришла к нам с приходом на престол великого государя Петра I, в те времена неотъемлемой частью свадебного торжества был бал. Открывали бал в честь заключения брака молодожены.
Сегодня классический вальс постепенно уходит на задний план, и вместо него молодожены радуют гостей постановочными танцами, в которых рассказывают историю своих отношений. Иногда в свадебном танце жениха и невесты участвуют приглашенные на свадьбу друзья, свидетели и т.д. В наши дни свадебный танец - это часто уникальная часть торжества, в которой невеста и жених проявляют свой творческий потенциал и удивляют гостей необычным выступлением.

Свадебная традиция - похищение невесты и туфельки

Эта свадебная традиция не носит уже столь глубокий смыл, что раньше, но до сих пор актуальна и в наши дни.
Подружки невесты или друзья жениха прячут невесту в каком ни будь укромном месте. Чтобы получить новоиспеченную супругу обратно, жениху приходится пройти ряд "испытаний".
Также поступают и с туфелькой невесты. Друзья заранее договариваются с невестой о времени пропажи её туфельки. Чтобы вернуть туфельку невесте, свидетелям новобрачных приходится пройти ряд шуточных "испытаний".

Бросание букета невесты и снятие подвязки - Европейская свадебная традиция

Значение данной традиции известно, наверное, всем: считается, что та девушка, которая поймает букет невесты - в скором времени сама выйдет замуж. Есть еще одна традиция связанная с букетом невесты, которая говорит о том, что невеста должна хранить свой букет в своем доме не менее года, для того чтобы брак был крепким. В связи с этим, заказывается дубликат букета невесты, и именно он бросается невестой на растерзание жаждущим поскорее выйти замуж девушкам.
По аналогии с бросание букета невесты, свадебная подвязка снимается женихом с ножки его молодой жены и бросается неженатым гостям. Тот, кто поймал свадебную подвязку, скоро сам станет мужем.

Запускание белых голубей - еще одна современная свадебная традиция позаимствованная у предков

Белые голуби - считаются символом мира и любви. Известно, что эти птицы создают пару на всю жизнь, по этому, совсем не удивительно, что именно эти птицы являются символом счастливого и долгого брака.
По полету голубей определяют, каким будет брак, и даже какого пола будет первый ребенок. Если впереди летит голубь жениха- то первым на свет появится мальчик, а если невесты - то девочка.
Если голуби стремились высоко вверх, то считается, что брак будет долгим и крепким.

Вкусная современная свадебная традиция - разрезание свадебного торта

Разрезание свадебного торта символизирует собой первое совместное действие новобрачных. Новобрачные, вместе взявшись за нож, разрезают торт и первыми угощают тортом своих родителей. Затем всех гостей.
Конечно, не обязательно соблюдать все свадебные традиции. В наше время есть множество вариантов отметить свадьбу ярко и необычно.

Подарки родителям жениха и невесты

На русских свадьба принято дарить подарки жениху и невесте, но и жених с невестой одаривают своих будущих родственников.

Мы рассказали вам о современных свадебных традициях, многие из которых имеют корни из самых древних времен.
Наша редакция желает всем, кто решил вступить в брачный союз - семейного счастья, процветания и благополучия на долгие годы совместной жизни!

Своим решением связать себя законным браком и отметить это событие свадьбой, молодые берут на себя ответственность за свою зарождающуюся семью не только друг перед другом, но и перед своими близкими родственниками. И весь ритуал свадебной церемонии, даже независимо от желания молодожёнов, как бы подтверждает и закрепляет не только их взаимную любовь, но и взаимную ответственность.

Какой бы ни была свадьба новомодной и современной, ей не избежать свадебных обычаев и традиций , соблюдение некоторых из них, идёт из глубины веков. Мы соблюдаем их, иногда не задумываясь, что они означают и для чего существуют. Конечно, некоторые обычаи вполне современны, но и они имеют старинные корни.

Свадебные обычаи, связанные с избавлением от нечистой силы

Свидетели жениха и невесты

Свадебный обычай - присутствие свидетелей на свадьбе, имеет древние славянские корни. На Руси рядом с женихом и невестой, во время проведения свадьбы, всё время должны были находиться подружка невесты и друг жениха, одетые почти также, как молодые. Это делалось для того, чтобы запутать злых духов, которые могли навредить молодым.

На руках мужа - в дом

Вносить молодую жену в дом на руках, этот свадебный обычай тоже старинный. Славяне считали, что чистая и непорочная невеста представляет большой интерес для нечистой силы, которая может испортить молодую. Чтобы обмануть злую силу молодой муж переносил супругу через порог дома на руках, то есть, входил, как бы, один. За порог освящённой хаты нечистая сила перейти уже не могла.

Наиболее общепринятые свадебные обычаи

Девичник на свадьбу

Свадебный обычай - поездка к загсу жениха и невесты на разных машинах

Этот свадебный обычай тоже старинный. Когда не было никаких автомобилей, жених и невеста добирались к месту венчания в разных средствах передвижения - каретах, колясках, повозках. Смысл этого обычая заключался в том, что пока брак не освящён церковью жених и невеста - чужие люди, и им не стоит находиться вместе.

Свадебный обычай - украшение машины цветами, лентами, бантами

Это старинный обычай, но пришедший к нам не из древней Руси, а из западной Европы. Перед венчанием невеста, отправляясь в церковь, сопровождалась детьми, которые несли в руках ветки с цветами розмарина (цветка невесты), а на их руках были завязаны банты из цветных, узких ленточек (так называемые «банты невесты»).

Такое, украшенное символами невесты сопровождение, считалось залогом счастливой дальнейшей жизни. Постепенно этот свадебный обычай видоизменялся, приспосабливался к местным реалиям. В дореволюционной России колокольчиками, лентами и цветами украшали сбрую лошадей, везущих молодых. В наши дни различными способами украшают свадебные машины.

Свадебный обычай, связанный с букетом невесты и бутоньеркой жениха

Многие считают, что обычай, бросать букет невесты, перекочевал в Россию из Америки. Но он гораздо древнее. У многих славянских народов существовал свадебный обычай, передачи невестой свадебного венка своей ближайшей подружке с наказом, вслед за ней выйти замуж. Теперь этот видоизменённый обычай - бросание свадебного букета в толпу подружек.

Обычай, украшать пиджак жениха бутоньеркой, восходит своими корнями в древнеримскую империю. Там девушка прикалывала к одежде жениха цветы из своего букета в знак верной и нерушимой любви. У славян девушки украшали суженых цветочными венками, сплетёнными своими руками. В более поздние времена впервые бутоньерку к своему свадебному костюму прикрепил английский принц Альберт.

Свадебный обычай - похищение невесты

История этого свадебного обычая тоже старинная. У древних славянских народов был обычай во время праздничных игр, выбирать себе невесту, догонять её, «похищать» и уводить в свой дом. Обычай, претерпев значительные изменения, перекочевал в наши дни.

Свадебный обычай - преподнесение молодожёнам каравая

Хлеб и соль издавна считались на Руси символом достатка и благополучия. Поэтому, родители, встречая молодых хлебным караваем и солью, как бы благословляют их на благополучную и богатую жизнь. А вопрос о главенстве в семье (тот, кто откусит больший кусок, его и право верховодить) считался настолько важным, что его стоило прояснить прямо на пороге дома.

Почему кричат «Горько!» на свадьбе

«Горько!» кричат на любой свадьбе, какой бы современной она не была. Этот свадебный обычай тоже пришёл из старины. Его смысл заключался вовсе не традиционных поцелуях молодых.

Во время свадьбы невеста подходила к каждому гостю, держа в руках поднос с графином водки или другого спиртного напитка и рюмкой. Она угощала каждого гостя, и он в ответ, выкладывал на поднос деньги или подарок. Затем гость выпивал из рюмки, и в знак того, что выпил водку, а не воду, кричал «Горько!». Обычай, молодожёнам при этом целоваться, возник позднее.

Сладкий медовый месяц

Первый месяц супружества назван медовым не случайно. Этот обычай тоже связан со стариной. На Руси для молодых для первого месяца их совместной жизни специально делали слабоалкогольный напиток на меду - медовуху и разрешали пить, в качестве напитка, только её.

Видимо, даже в старину знали, что в первый месяц, когда может произойти зачатие ребёнка, молодым не стоит принимать крепких алкогольных напитков, чтобы потомство было здоровое. И весь первый месяц молодые супруги могли пить только медовуху, вот почему этот месяц получил название медового.

Свадебное путешествие - период познания друг друга

Этот обычай зародился в Европе. Молодые супруги после свадьбы объезжали своих родственников, чтобы познакомить их со своей второй половинкой. Сейчас свадебное путешествие имеет другой смысл: во время его супруги лучше узнают друг друга и постепенно привыкают жить вместе.

Старинные славянские и русские свадебные обычаи, видоизменённые и приспособленные под реалии современной жизни, все равно продолжают жить, как символ преемственности поколений и как доброе напутствие молодым, начинающим совместную жизнь, от наших далёких предков.

Свадьба – это один из важных, красочных и запоминающихся в жизни человека обрядов. Сегодня он происходит по обоюдному согласию молодых и отличается от того, участниками которого были наши прабабушки и прадедушки. Ведь постепенно все меняется, и со временем изменения претерпевают и обряды, передающиеся из поколения в поколение.

Современная свадьба

Свадьбу можно сравнить с пьесой, состоящей из разного количества актов, действующими лицами, которыми будут жених с невестой, родители, свидетели, тамада и, конечно же, приглашённые гости.

По классическим канонам пьеса начинается с завязки, а свадьба – со знакомства. Так, старинный обряд сватовства переродился в знакомство жениха и невесты с родителями друг друга, а затем и родителей между собой.

В первом акте молодые вводят родителей в курс дела. Сообщают о намерении заключить брак.

Современное сватовство проходит в один этап. Будущий жених просит руки и сердца девушки у её родителей. Получив благословение, молодые направляются в ЗАГС подавать заявление.

Во втором акте молодые отправляются в ЗАГС. К походу требуется подготовиться. Заранее определиться с фамилией, которую молодые будут носить после регистрации. Определиться с датой бракосочетания. При выборе даты кто-то использует народные приметы. Например, в мае свадьбу не рекомендуют праздновать – будете всю жизнь маяться.

После подачи заявления можно замутить вечеринку или званый ужин. Таким образом, это событие сродни официальной помолвке. Теперь гордо можно называться женихом и невестой. Обычно этот обряд сопровождается встречей семей, которым в ближайшее время предстоит породниться.

За широким торжественным столом сидят молодые. Справа от невесты садятся родители жениха, а слева от жениха – родители невесты. Невеста одета в светлое нарядное платье, а жених в строгий костюм. О помолвке объявляет отец невесты. После чего жених надевает обручальное кольцо невесте, а она благодарит его ценным подарком, который всегда будем при нём, например, перстень.

Помолвочное кольцо снимается в день свадьбы до встречи с женихом. В будущем его можно передать по наследству, если брак удачен.

Затем наступает самый ответственный, самый сложный период для всех участников предстоящего мероприятия. И третий акт будет посвящен подготовке к свадьбе. Большая часть забот ложится на семью невесты.

В четвёртом акте нашей пьесы наступает долгожданное событие - день свадьбы. Традиционно свадьба длится два дня. В последнее время молодые предпочитают сэкономить и отмечают её один день.

Утро начинается с преображения. Парень и девушка предстанут в новых образах. Всё внимание со стороны друзей и родственников направлено только на жениха и невесту. Они помогают им собраться. Нарядить свадебный кортеж. На протяжении всего времени ведётся видео и фотосъёмка.

Первая встреча жениха и невесты состоится только после того, как жених и его свита преодолеют все испытания, предложенные стороной невесты. Это обычно называется выкупом. Завершается он пиршеством в виде шампанского и конфет.

Счастливые молодые и гости садятся в кортеж и едут в ЗАГС, где происходит торжественная регистрация брака. После этого все направляются к месту проведения банкета.

По дороге свадебный кортеж делает остановки для проведения фотосессии.

Как правило, современные свадебные пьесы заканчиваются фейерверком.

Свадебные обряды и традиции

Традиционный участник свадьбы – большой круглый каравай. Он олицетворяет зажиточную, богатую жизнь. Украшают его колосьями ржи, цветами. Перед застольем новоиспеченных жениха с невестою встречает мать жениха и предлагает им «хлеб с солью». Тот из молодых, кто откусит больший кусок, и будет в семье хозяином.

Неукоснительным атрибутом невесты является фата. Она символизирует непорочность, молодость. С головы невесты снятие фаты производит либо мать жениха, либо мать невесты, и даже может это сделать сам жених. После чего её голову повязывают платком, символизирующим переход в другую жизнь, семейную.

Существует множество видов свадеб, а значит, в каждом есть свои обычаи и обряды. Но вся их суть сводится к одному – чтобы жизнь у молодых сложилась счастливо.

Видео по теме статьи

Обычаи проведения свадьбы меняются вместе с течением лет. Каждый год молодые предпочитают отказываться от каких-то примет и ритуалов или же вспоминают свои корни и добавляют в торжество все новые и новые нюансы. Например, традиция обмениваться кольцами есть почти в каждом народе, от нее не отказываются по сей день. А вот христианский обычай встречать молодых иконой чтят не все даже в нашей стране, это личный выбор жениха и невесты.

Свадебные традиции и обычаи русского народа

Русское торжество бракосочетания – это целый ряд различных обычаев и примет. В давние времена люди свято чтили и соблюдали каждый ритуал.

Как сейчас у нас есть тамада или ведущий, наши предки так же выбирали человека- руководителя. Его называли дружкой, позже – тысяцкий. Он следил за соблюдением всех обрядов, тостами, поздравлениями. Иногда в качестве ритуального действа дружку или тысяцкого принято было ругать, а он должен был достойно отвечать на это.

В прошлые века ни один брак не был заключен без сватовства и сватов, которые решали различные вопросы. Сейчас этого уже нет, только если в шуточной форме. Жених с невестой сами решают, насколько они достойны друг друга и как будет проводиться торжество.

В традиции русской свадьбы входило также рукобитие, которое сейчас уже почти не встретишь. Родители молодых собирались и за распитием крепкого алкоголя обсуждали все нюансы свадьбы: где будет жить молодая семья, кто за что платит, как гулять свадьбу.

Конечно же, каравай по сей день себя не изжил. Многие до сих пор пекут свадебные караваи, которые должны обязательно попробовать жених с невестой. Раньше это угощение пеклось на огромное количество человек, поэтому диаметр хлеба достигал невероятных размеров. Сейчас эту роль частично исполняет торт.

Существовал на Руси и обряд сводов, который проводился еще до того, как молодые пойдут под венец. Это магическое действо призвано было сплотить молодую семью, обеспечить им долгие годы совместной жизни. Жениха подводили к невесте, соединяли их руки, связывали лентой или полотенцем и водили по кругу определенное число раз.

Невесты обязательно должны были плакать перед венцом, причитать и петь особые прощальные песни, в которых говорилось, как им не хочется уходить из отчего дома и как чудесно было в девичестве. При этом совершенно не важно, по душе ли девушке этот союз или нет. Плакать нужно было обязательно.

Традиции свадьбы в России: современность

Не все свадебные обычаи и традиции в России неукоснительно соблюдаются. Некоторые уже отжили себя, другие мы начали заимствовать из прочих стран. В результате получается целых комплекс трансформированных ритуалов.

Например, благословение родителей прижилось очень прочно. Даже если утреннее благословение перед свадьбой решают пропустить, то на самом банкете обязательно прозвучит тост от родителей, который будет звучать в духе благословения. Родительское слово всегда чтилось, молодым было важно знать, что этот брак одобрен.

Шуточный выкуп невесты пришел на замену самому настоящему выкупу, когда жених буквально отдавал деньги родителям девушки, чтобы жениться на ней. Сейчас это веселое действо призвано повеселить гостей, проверить силу и смекалку жениха. Все собранные деньги идут в бюджет новорожденной семьи.

Поездку в загс трудно назвать традицией, это скорее необходимость, которую нужно пройти, чтобы официально стать мужем и женой. Конечно, раньше на Руси загсов не было, было венчание. Сейчас некоторые молодые также предпочитают венчаться, чтобы их брак был заключен и перед богом.

Конечно, принято дарить свадебные подарки. Раньше это были вещи, необходимые в хозяйстве. Сейчас чаще дарят деньги на начало семейной жизни.

Свадебные традиции в России включают в себя . В далеком прошлой танец имел магическое значение. Вокруг молодых водили хороводы, и сами они кружились в определенном направлении. Таким образом прогоняли беды и злых духов. В наше время танец молодых – это часть банкета, когда жених и невеста показывают свои хореографические возможности под красивую музыку, развлекая гостей и показывая любовь друг к другу. Это может быть вальс, танго или что-то другое.

«Горько!» гости кричат с бокалом в руке не просто так, чтобы заставить новобрачных поцеловаться. Раньше это был знак, что в рюмках не вода, а действительно водка, «горькая».

Свадебный каравай: традиции

Хлеб всегда был особенно почитаем на Руси. А уж свадебный каравай и вовсе назывался оберегом. Его можно было хранить, брать с собой в дорогу, защищаться от сглаза.

Такой каравай выпекали только женщины, которые имели легкую руку и крепкий брак. Вдовы, разведенные и бездетные ни в коем случае не допускались до этого важного дела.

До нас дошла традиция встречать караваем молодых, а также делить его, чтобы узнать, кто в доме будет главенствовать.

Этот круглый хлеб обязательно украшался различными символами: кольцами для крепкого брака, колосьями пшеницы для богатства, листочками и лепесточками для здоровых детишек.

Его нужно было разделить между всеми гостями. Никто не должен уйти со свадьбы, не попробовав каравай. Кусочек также уносили домой и делили между всей семьей, которой не довелось побывать на свадьбе. На него даже совершались заговоры, которые и наделялись магическим значением.

Современные новобрачные предпочитают покупать готовые или заказывать караваи. Однако самые умелые пекут их сами, что считается особой честью.

Традиция на свадьбе: семейный очаг

Это очень волнительный и красивый обряд, который пришел к нам из самой древности. Молодые любят его за красоту и романтичность, но он имеет и символическое значение.

Суть этого ритуала в том, что родители жениха и невесты зажигают свечу и передают ее молодым, а вместе с тем произносят напутственное слово, как нужно хранить уют и тепло в семье.

Чаще всего современные молодожены покупают специальную красивую свечу, чаще красного цвета. А родители зажигают ее огнем своей свечи под красивые слова ведущего. После этой церемонии очаг остается у новобрачных. Говорят, что в трудные времена можно зажигать его, и в семью вернется мир и покой, а все беды пройдут стороной. Зажигать его могут как мамы или папы, так и все родители вместе.

Таким образом не только передавался опыт старших поколений, но и объединялись две семьи, два рода. Зажигая свечу, родители принимали обоих супругов как свои детей и давали обещание любить их и помогать советом.

Традиции армянской свадьбы

Армения, как и любая другая страна, менялась с течением времени. Одни обычаи отходили на второй план, другие же остаются неизменными по сей день.

Как и на Руси, в Армении обязательно свадьбе предшествовало сватовство. Раньше жених не принимал в нем участия, приходили только сваты. Затем уже стало принято брать и жениха.

Сваты приходили после наступления темноты, чтобы скрыться от глаз соседей. Ведь отказ мог сильно снизить рейтинг несостоявшегося мужа. Мужчины всегда считались главнейшими, поэтому сваты всегда были мужского пола. Отец никогда не выдавал свою дочь с первого раза, это считалось позором. Будто невеста чем-то ущербна, поэтому ее хотят отдать поскорее.

Отказывать в лицо было непринято. Существовало множество иносказаний, которые означали либо «Мы подумаем, зайдите еще раз», либо «Нашей невесте другой жених нужен».

Обязательно давалось приданное за невестой. И чем больше приданного, тем завиднее невеста. Но этот обычай уже устарел. Сейчас в знак уважения сторона жениха говорит, что никаких денег не нужно, они желают лишь, чтобы эта девушка стала членом их семьи.

Армянские свадьбы обычно справлялись поздней осенью или ранней зимой. На это есть множество причин. Во-первых, урожай уже собрали, а значит еды много. Во-вторых, организм после лета укреплен и полон сил, а значит и дети будут рождаться крепкими и здоровыми.

Торжество всегда пышное, громкое с бесчисленным количеством гостей. Это и по сей день так. Приглашают всю родню, даже дальнюю, чтобы никого не обидеть. Раньше гостей созывали музыкой, а самых уважаемых жителей приглашали с особыми почестями.

Гости со стороны будущего мужа старались подарить как можно больше золотых украшений. Ведь именно так и нужно показывать благосостояние рода.

Обязательно на свадьбе присутствовали макары – вооруженные крепкие молодые парни, которые выполняли роль телохранителей. Они защищали всю процессию и жениха в частности.

Еды всегда было много, а танцы не прекращалась. Стороны соревновались в том, что больше рад и весел. Никто не должен уступать в танце другому.

Свадебные традиции и обычаи в Беларуси

Белорусская свадьба похожа на нашу, исконно русскую. Обязательно было сватовство, причем здесь приметы играли настолько важную роль, что, завидев черную кошку, сваты могли вернуться. На сватовство брали с собой подарки, угощения, чтобы задобрить родителей невесты.

Женились чаще в конце лета, в начале осени, когда заканчивался сбор урожая. А вот в середине января, по белорусским обычаям, свадьбы запрещены.

Перед вступлением в брак будущая жена устраивала девичник, на котором прощалась со своими незамужними подругами. Они плели венки. У невесты должен быть самый пышный, красивый и тугой венок.

Молодую наряжали в чужом доме неподалеку от дома жениха. Считалось очень плохой приметой переводить девушку через дорогу в день ее свадьбы. Ей надевали подвенечное платье, заплетали тугую косу. (или платок) надевалась в самый последний момент.

Обязательно был выкуп, шуточный и веселый с играми и стишками.

После приезда жениха, руки будущих супругов вкреплялись платком, их несколько раз обводили вокруг стола с белой скатертью. После чего угощались и ехали в храм венчаться.

После венчания новоиспеченная семья должна была объехать семь мостов и посетить могилу предков. Эти традиции живы до сих пор. Новобрачные стараются побывать на семи мостах, чтобы жених перенес на рукам невесту через каждый из них. Вместо могилы предков часто посещают мемориалы, братские могилы.

После прогулки все провожали молодых домой. Порог был особенным местом. Его часто ассоциировали со смертью, поэтому муж обязан был нести свою жену на руках через порог, а гости осыпали их зерном.

Уже в доме с молодой супруги снимали фату, отдавали старшей подружке, чтобы она тоже вышла замуж в скором времени. На голову новобрачной надевали простой платок, символизирующий женскую долю, роль в семье.

Многие традиции сохранились по сей день, другие же трансформировались. Но выкуп, каравай и девичник всегда имели и имеют большое значение в свадебном обряде.

Свадебные обряды и традиции в Украине

Свадебный украинские традиции мало чем отличаются от исконных русских. Но в них больше языческих нюансов. Мы рассмотрим только самые интересные и необычные украинские обряды.

  • Воровство девушек. Во время танца вполне можно было украсть девушку, даже из богатой семьи, а потом жениться на ней, если она не против, конечно. От парня требовалось немало смелости и ловкости, чтобы унести свою добычу как можно дальше от дома и там продержать не менее суток. Если его найдут раньше, не сносить ему головы. А вот после 24 часов его прощали, если похищенная не желала за него идти, или женили, если оба были согласны.
  • Девичье сватовство. Не было запрещено девушкам свататься к понравившемуся молодому человеку. Отказывать ей было нельзя. Такое сватовство применялось только в очень редких случаях, если девушка была обманута парнем. Так она могла себя защитить.
  • Освобождение путем брака. Долгое время на украинской земле существовал обычай не казнить осужденного, если какая-то девушка пожелала стать его женой. Осужденных женщин это тоже касалось. Есть поверье, будто однажды казака повели на казнь, ему навстречу вышла девушка и пожелала стать его женой. Но взглянув на нее, молодой человек пожелал скорее быть повешенным, чем жениться на ней.
  • Женили всегда по старшинству. В семье, где несколько детей одного пола, в брак вступал сначала всегда старший и никак иначе. Средние и младшие обязаны были ждать своей очереди. Ведь если более молодая сестра выйдет замуж раньше, это будет оскорблением для старшей. Ее уже могли и не взять.
  • По языческой традиции, можно было жениться и весной, когда природа расцветает, а не только осенью после сбора урожая.

  • К языческим символам можно отнести и свадебную веточку, которая обозначала красоту невесты. Ее запекали в тесте и ставили на праздничный стол. После торжества все подружки и дружки отламывали от нее по кусочку.
  • Украинские свадьбы всегда широкие, шумные, на них алкогольные напитки льются рекой. По этой причине детей даже старшего возраста на такие празднества не брали.

Традиции татарской свадьбы

Татарские свадебные торжества отличаются от русских по понятным причинам: татары – мусульманский народ. Однако есть у нас и немало общего. Например, сватовство и .

Одним из интересных мусульманских обычаев является обряд никах. По сути это то же самое венчание. Мулла дает молодым советы и наставления, а также благословляет их. Пока не будет совершен никах, жених не должен оставаться наедине со своей избранницей.

Выкуп у татар не шуточный, а самый настоящий, когда семья жениха отдаем калым за будущую жену. Тамада на таких свадьбах также присутствует, но его не нанимают, а выбирают среди гостей самого веселого и смелого. В настоящее время ведущего предпочитают все же нанимать.

Конечно, среди праздничных блюд должен быть традиционный плов, а среди сладостей медовый чак-чак.

Существует и специальный брачный домик, где находится брачная постель. Ее тщательно освещали. Все гости касались ее и клали монетки на блюдце. После чего в этом доме оставались лишь старшие женщины и невеста. Они поучали молодую, как нужно встретить мужа.

Когда все гуляния завершены, проводились особые конкурсы и игры, в которых жених доказывал, насколько он силен и умен. Только после этого он получал право остаться с новоиспеченной супругой наедине.

В день свадьбы принято также ходить в баню. Гости и жених мылись, после чего муж надевал новую чистую одежду, которую сшила ему невеста.

Как и причитания невест на Руси, у татарского народа есть так называемые «ласкания». Молодая жена садилась спиной к гостям и пела песни о тяжелой женской доле. Гости же подходили, утешали ее и гладили по спине.

Раньше, если жених не отдал сразу весь калым, он помог навещать свою жену не чаще раза в неделю до выплаты полной суммы. Современные свадебные традиции татар таких мер не предполагают.

Свадьба в Индии: традиции

Индийский народ больше кого бы то ни было чтит свои обычаи с древних времен. Местные жители стараются соблюдать все ритуалы и обряды, чтобы обеспечить молодым долгую и счастливую жизнь.

Мы привыкли думать, что индийское торжество – это песни и пляски в духе любых фильмов. Это тоже имеет место быть, но в большей мере это духовное таинство. Обряд под названием виваха связывает две семьи воедино, а также накрепко сплетает две души на следующие семь жизней. Поэтому так важно соблюсти его правильно.

Свадьбу организовывают и оплачивают родители невесты. Саму молодую наряжают в красивое сари красного цвета и украшают особым образом. Цвет и покрой праздничной одежды может разниться в зависимости от района Индии.

Прическа у невесты может быть только одна – тугая длинная коса. Распускать волосы прилюдно индийской женщине запрещено. Перед свадьбой волосы девушки тщательно мылись и смазывались драгоценными маслами. После чего заплеталась коса.

У будущей жены есть и особый макияж. Это черная подводка для глаз, которая делает взгляд более таинственным. Маленькая красная точка на лбу, называемая бинди, равнозначна обручальному кольцу, как и колечко в левой ноздре. Это признак замужней женщины.

Индийская свадьба длится 4-5 дней. Все это время проводится множество различных обрядов, ни один из которых нельзя пропустить.

Одним из основных качеств невесты считалось (и считается по сей день) целомудрие. Женщину сравнивали с полем, а мужчину – с его владельцем. Первый, кто вспахал поле, владеет им по праву, а также всем, что растет на нем. Поэтому браки с девушками, которые потеряли девственность, считались бессмысленным занятием. Получается, что жених украл жену у кого-то другого, эта женщина и все ее дети принадлежат не ему.

Сейчас, как во многих других странах, молодая семья уезжает на машинах, но раньше невесту увозили на украшенном слоне или лошади, а все гости провожали их песнями и танцами.

Итальянская свадьба: традиции

Италия – это всегда безудержное веселье, шумные игры, танцы и обилие вина.

Считается, что обычай переносить невесту на руках через порог пришел именно отсюда. Ведь если невеста споткнется о порог дома, это предрекает множество бед и неприятностей.

Помимо танца молодых, невесте еще нужно станцевать отдельно, продемонстрировав свои хореографические навыки. Начинает она обычно одна, а потом к ней присоединяются гости, которые просто не могут усидеть на месте.

Основное правило итальянских свадеб – все должно быть весело. Гостей обычно много, это родственники, близкие и дальние, друзья, семьи друзей, друзья семьи друзей и т.д.

К итальянцы также относятся очень ответственно. До сих пор для них это не просто отдых. Чтобы жизнь молодых была счастливой и богатой, сладкой, им положено первые две недели после свадьбы есть мед, что они и делают.

Одним из интересных обрядов является распиливание бревна молодыми супругами сразу после свадьбы. Причем пилить надо вручную. Это символизирует крепкий союз и сотрудничество новобрачных. Стоит добавить, что у итальянцев не принято жениться рано. Брак в 30-35 лет у них считается ранним.

Цыганская свадьба: обычаи и традиции

Те ассоциации, которые возникают у вас при представлении цыганского веселья, как нельзя лучше подходят под определение свадьбы.

Цыганский народ совершенно не жалеет денег и сил на свадьбу, так как она считается самым важным событием в жизни. Поэтому кто бы ни женился, гуляют все и угощают всех прохожих.

Сватовство происходило интересными образом. Дети еще могли быть малышами, а их родители уже договорились о свадьбе. Когда дети достигали определенного возраста, договоренность о браке обязательно соблюдалась. Можно даже обмениваться невестами, если у двух семей есть сын и дочка. В этом случае и выкупа не нужно, так как это обоюдовыгодное решение.

Если у юноши нет денег на выкуп или его любимая предназначена другому, он мог ее украсть.

На торжестве гости –мужчины и женщины не могли сидеть вместе, для них предполагались разные столы. Первая брачная ночь должна проходить не после застолья, а во время. Молодых уводили в шатер, где никого не должно быть, кроме них самих. Когда на подносе выносили рубашку невесты, начиналось особое веселье. Родители поздравляли друг друга, гордились своими детьми.

Если невеста была невинна, ей дарили дорогие подарки. Если же нет (что бывало очень редко), ее родители должны были возместить все расходы на свадьбу.

Американская свадьба: традиции

Всем нам знакомы обычаи свадебного американского торжества из фильмов и сериалов. В США не принято . Если устраивать торжество по всем правилам, придется оплатить помолвку, репетицию, саму свадьбу, а также фуршет во время медового месяца.

Оттуда пришел обычай делать предложение оригинально и красиво, чтобы потом можно было рассказать друзьям и подругам. Сватать совсем не обязательно. Влюбленные сами все решают, а потом лишь сообщают эту радостную новость остальным. Репетиция не всегда необходима, но ее иногда устраивают, чтобы познакомить гостей и создать благоприятную атмосферу.

Шуточные церемонии регистрации брака в Америке неприняты. Чем больше романтики, тем лучше. Считается, что на самой церемонии гости должны плакать, а уже на банкете смеяться.

Чтобы семейная жизнь удалась, у невесты должно быть что-то голубое, что-то одолженное и что-то новое во время церемонии.

В США гораздо чаще венчаются в церквях, чем у нас, даже если пара не является сильно верующей. После церемонии жених выносит невесту на руках, их осыпают лепестками и рисом.

Второй день свадьбы: традиции

Не все новобрачные хотят отмечать второй день. Однако свадебный обряд в русских традициях предполагает, что на следующий день после свадьбы должно быть веселье и продолжение банкета. Раньше свадьбы гуляли неделю, теперь принято праздновать только два дня. От этого обычая вполне можно отказаться, если так пожелают молодые.

На Руси второй день был обязателен. Новорожденная семья принимала гостей, угощала их. Молодая жена демонстрировала свои умения как хозяйки. Иногда ей в шутку мешали, рассыпали мусор, переворачивали ведра. А первый блин подавался с сюрпризом, в него подмешивали уксус или уголь. Гость, съевший такой блин, все равно должен был хвалить хозяюшку и дать ей денег за хлопоты.

Конечно, были и ряженые. Все веселились, придумывали костюмы, чем смешнее, тем лучше. Ходили по улицам, угощали прохожих водкой.

Такие обычаи царят не только в России. Так, например, у дагестанцев тоже принято на второй день приглашать родственников в дом и угощать их. Молодым продолжали дарить подарки. А молодая супруга обязана была танцевать с любым желающим.

У казахов же, наоборот, молодожены должны посещать всех родственников, а те их угощали и дарили подарки.

Существуют отдельные племена на острове Борнео, где второй день далеко не так весел. У них медовый месяц – это суровое испытание. Три дня после свадьбы молодые не имеют права сходить в туалет. Чтобы это выдержать, им приходится почти не есть и не пить. И только если оба справятся, им будет дарована счастливая и долгая совместная жизнь.

Как мы видим, свадебные традиции народов мира отличаются друг от друга, но неизменно одно: все обряды и ритуалы призваны скрепить молодую семью на долгие годы.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго