"Во что играют наши дети" (В.В.Абраменкова). Антиигрушки: во что играют наши дети? Абраменкова во что играют наши дети

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Краткая история и философия игрушки

Что такое игрушка в жизни ребенка

Психологические механизмы и формы воздействия игрушки на ребенка

Диалог ребенка с игрушкой в контексте его духовно-нравственного развития

Символическая функция антиигрушки

Экспертиза игрушки

Краткая история и философия игрушки

Игра как нерегламентированная взрослыми совместная деятельность становится способом преодоления того разрыва межпоколенной связи взрослых и детей, который образовался в обществе на определенном этапе социогенеза в силу выделения и обособления мира детства из мира взрослости. Дети при этом «как бы выталкивались из сферы материального производства, выпадали из взрослого сообщества и предоставлялись сами себе 1 » [Эльконин, с.36.]

Тогда и возникли играющие детские коллективы , в которых происходило усвоение общих смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Через игру дети в опосредствованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему, что является не просто моделированием смыслового поля взрослой деятельности, а свободным обращением с его содержанием. Важнейшей составной частью развивающей среды для ребенка является игра и игрушка .

Игрушка принадлежит к фундаментальным универсалиям бытия, таким, как, например, дом, жилище. Она утверждает ценности культуры и передает опыт новым поколениям людей. В ней заложен потенциал развития культуры как негативный, так и позитивный 2 .

Игрушка не только составная часть игровой реальности, или элемент предметного мира, включенного в игру, она – своеобразное звено между ребенком и предметным миром. Игрушка – чисто человеческий феномен, поскольку в играх животных она выступает как случайный предмет и не наделяется символическим значением, не изготавливается специально, не сохраняется и не передается другим существам.

По игрушке можно судить об эпохе, народе, особенностях эстетики, психологии, миропонимания, социализации, она сама позволяет уточнить тенденции развития современной культуры, увидеть особенности картины мира человека, его ценностные ориентации. Например, широкое распространение оптических игрушек в XIX веке отражало представления людей о мире как картинке, что, как считается, обусловило, предвосхитило и подготовило почву для изобретения кинематографа. Это свидетельствует об особой креативной функции игрушки, предвосхищающей развитие культуры, в частности, научно- технических и эстетических представлений.

Вместе с тем, игрушка имеет универсальный характер у многих народов существуют поразительно сходные игровые предметы как единые модели способов освоения ребенком действительности: древние погремушки, куклы, орудия труда и др..

Существует гипотеза, что первый культурный предмет не только в человеческой жизни – онтогенезе, но и в развитии человеческого общества – социогенезе, может быть, был именно игрушкой, т.е. тем, что не имело прямого утилитарного значения. На детские игрушки издавна обращали серьезное внимание древние мыслители. Аристотель настойчиво призывал к тому, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети, «не имея во что играть, станут ломать в доме дельные вещи».

Аристотель (384 г. до н.э. – ок. 322 г. до н.э.) – древнегреческий философ-энциклопедист, создатель первого систематизированного учения о психике. Главный его труд – трактат «О душе», оказал огромное влияние на развитие мировой психологической мысли как естественнонаучной, так и религиозно-философской. В контексте воспитания важной мыслью А. являлось то, что знание норм как таковое само по себе не делает человека нравственным.

Философ Древней Греции Архитас стал знаменитым, между прочим, благодаря тому, что изобрел для детей погремушку, а швейцарский писатель XVIII в. Лафатер придумал игру в дере­вянные кирпичики для построек, типа нашего строительного конструктора.

Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801) – швейцарский писатель, автор книги для детей «Маленькая Библия». Написал трактат по физиогномике – учению о якобы непосредственной связи внешнего облика человека с его личностными особенностями и типом характера.

По мнению известных мыслителей, таких, как Фребель излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для воспитания пытливости ума и склада характера.

Фридрих Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработал идею детсада и основы методики работы в нем. В России были очень популярны фребелевские общества и курсы воспитательниц для детсадов и семей, преобразованные после 1917 года в учебные заведения.

Игрушки в русской традиции воплощали в себе образ идеального мира, выстраивали целостную картину мира. Для русской традиции никогда не приветствовалось изображение диких животных как игрушек, особенно хищников: медведя, волка, кабана, а также образов потустороннего мира, нечистой силы. Это свидетельствует о том что, видимо, устная традиция – былички, сказки, фольклор, в которых изобиловали подобные персонажи, не имели аналогов в детской игрушечной традиции, и в «потешном промысле» не использовались и не изготовлялись. Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то она была интуитивно найдена, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал , из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия 3 . Потому так ценятся игрушки из натуральных материалов сегодня.

В своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин, в главе об историческом возникновении ролевой игры, говорит об ошибочности взглядов Е.А. Аркина на происхождение игрушки как неизменной на протяжении всего социогенеза.

Е.А. Аркин (1873-1948)- русский и советский педагог и психолог, специалист в области дошкольного детства.

Однако можно согласиться с тем, что при всем изобилии игрушек сегодня ребенок проявляет интерес к тому, что Е.А. Аркин 4 называл « игрушками изначальными», это:

    звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, погремушки, бубенцы и так далее;

    двигательные игрушки – волчок, змей, мячик;

    оружие – лук, стрелы, бумеранг, копье и так далее;

    образные игрушки – куклы и животные;

    веревочка и пр..

Что такое игрушка в жизни ребенка

Игрушка не только сопровождение игры, не только средство общения малыша и взрослого, малыша и сверстников, но и средство обучения , средство развлечения и даже средство лечения . Игра и игрушка – важнейшие составляющие любой культуры, поэтому, какова культура, таковы и игрушки.

Игрушка - культурное орудие, посредством которогопередается в особой «свернутой форме» состояние современной культуры (цивилизации), ее направления в движении: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации , поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры, а игры – на принципах СМИ. Свидетельства этому, в частности, – бесконечные игры взрослых на телевидении при отсутствии детского образовательного канала.

Игрушка – культурное психологическое средство овладения ребенком собственным поведением . Страх темноты, например, может быть преодолен ребенком с помощью игрушечного деревянного меча – орудия самозащиты.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и собой полагает различение добра от зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара – Солнца или сферу Земли. Пирамидка – иерархическое мироустроение, кукла – образ человека. Если в традиционной народной игрушке явлена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство, то в современной ситуации игрушка способна породить чудовищ внутри души маленького человека. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в ребенке такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство.

В современной игровой цивилизации взрослых , когда игра как важнейший атрибут ребенка в трансформированной форме узурпирована взрослыми, социальная ситуация детства такова, чтосуществует тенденция угасания игровой культуры ребенка. Дети перестают играть! Это с тревогой отмечают многие ученые в мире, предупреждая о непредсказуемых последствиях. Игрушка способная особым образом воздействовать на ребенка.

Книга "Во что играют наши дети?…" поднимает целый комплекс проблем воспитания подрастающего поколения. Ее главная мысль: мы есть то, во что играем. Речь пойдет, прежде всего о детях и детской игрушке, но ведь автор обращается ко взрослым и их здравомыслию, а взрослого человека век двадцатый превратил в человека "играющего". "Homo sapiens" уступил место "homo ludens".

Это, безусловно, способствовало техническому прогрессу, но привело цивилизацию к нравственной деградации. Под цивилизацией следует понимать христианский мир, а под кризисом нравственности - отказ от христианской морали и системы ценностей. Не нам судить о проблемах исламского мира или Японии с Китаем, но нет сомнений в том, что в силу процессов глобализации они схожи с нашими.

Книга В. Абраменковой имеет несколько аспектов - педагогический, философский, психологический, социальный, политический. Если бы она не была написаны простым и внятным языком, ее вполне можно было отнести к научным монографиям на тему "игры", "игрушки", детского развития и психологии личности. Научную книгу было бы скучно читать еще и потому, что в ней должна отсутствовать позиция и оценка. Разве не является парадоксом теория аксиологии, рассказывающая о ценностях птичьим языком выдуманных терминов? То же справедливо и в отношении педагогической науки. Если педагог сердцем не чувствует, что надо делать - никакая теория не поможет. А педагог XXI века пуст и безразличен, потому что он сам - продукт воспитательной системы, сведшей к нулю значение морали.

Автор книги "Во что играют наши дети?…" представляет взгляд православного педагога. В нынешнее время считается неполиткорректным, когда религиозный человек выражает свою позицию. Кричат: что вы тут проповедуете, навязываете?!! Абсурдность этих криков начинает доставать даже людей, далеких от церкви. Но эта книга - не проповедь.

Это очень интересное исследование, во-первых, истории детской игрушки (вы знаете о том, что Аристотель изобрел погремушку, маленький Исаак Ньютон сделал солнечный часы, а русской головоломкой "шаркунком" часами забавлялся Чингисхан…), во-вторых, психологии и философии детской игры (на основе работ известных педагогов), в-третьих, влияния современных игрушек (в книге много практических примеров, фактов, статистики) на детское сознание, становление и формирование мировоззрения. Автор разграничивает понятия "игрушки" и "АНТИигрушки".

"Антиигрушка" не развивает, а ведет к личностному разрушению. Ее чрезмерная имитационность и "сенсорная агрессивность" (от куклы Барби до компьютерного dum-а) подавляет собственное стремление ребенка выдумывать, фантазировать, создавать, мыслить, радоваться, общаться. У кого есть дети, сразу поймут, о чем речь.

На уровне инстинкта дети сопротивляются "антиигрушкам". Не раз приходилось наблюдать, как ребенок в окружении машин и самолетов, полностью имитирующих настоящие, берется за "простые формы", так называемые "архетипические игрушки" - кубики, обручи, веревочки и т.д. - и мастерит из них в своем сознании, что угодно, ту же ракету, или дом, или мост.

Взрослым никогда не поздно задуматься над тем, во что играет их ребенок, чтобы он не вырос жестоким, бесчувственным и бездушным.

Как тут не вспомнить Шевчука: "Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим, что без промаха бьешь по мишеням живым!" Это "не стреляй" можно и жизненно необходимо понять в самом широком смысле.

  • ТЦ Alfa (Бривибас гатве 372)
  • ул. Гертрудес 7
  • ул. Персес 13
  • ул. Дзирнаву 102
  • ТЦ Dole (Маскавас 357, 2-й этаж)
  • ТЦ Talava (Сахарова 21)
  • ТЦ Origo (Стацияс лаукумс 2, 1-й этаж)

В первой части книги, рассказывая про появление и развитие игр и игрушек автор, наглядно живописует современное состояние игр в России. Оно просто ужасающе. Большая часть игрушек служит дьяволу и не учит детей радости и православной морали. Антиигрушек больше чем игрушек. В этом я и сам убедился, зайдя в детский магазин. История грехопадения человека от самого чистого что есть – младенца, до злобного ребенка, который и в 30 лет играет в компбютерные игры изображена автором колоритно.
Вторая часть рассказывает какой собственно должна быть игрушка и игры без которых нельзя воспитать ребенка. Масса полезных советов и идей.
Единственное, но немаловажное замечание к книге – она недостаточно структурирована, периодически теряется нить повествования и тезисы, ранее озвученные появляются вновь. Будем снисходительны к женщинам-гуманитариям:)

Самое важное что сделала книга – она открыла глаза на то, что окружает мое дитя. Заставила определиться с содержательными требованиям к игрушкам. Итого:
Игрушки для дочери:
1. Желательно куклы, самые простые (можно без лиц). Лучше кукла-голыш, которую потом будем самостоятельно снабжать одеждой. Кукла должна иметь добрый взгляд лица, особенно выражение глаз, и быть по возрасту ребенком. Иметь присущий человеку и нашей расе цвет кожи и цвет волос. (Барби, Кены и прочая китайско-американская продукция – предается анафеме и выкидывается на помойку). Никакой электроники.
2. Можно куклу – животное. Желательно домашнее животное (кошка, собака). Обязательно только доброе выражение морды, обязательно только натуральные цвета и присущие этому животному покров, т.е. никаких сиреневых собак или плюшевых слонов. Никакой электроники. Только натуральные материалы. Игрушки-животные – только те, что встречаются в природе. Никаких Шреков, Гномов и прочей нечисти. Исключения – герои добрых советских мультфильмов (например: Чебурашка).
3. Погремушки и т.п.. Никакой электроники. Цвета естественные. Никаких кислотных цветов.
4. Никаких компьютерных игр. Никаких гаджетов раньше времени появления необходимости связаться с ребенком.
5. Желательно конструкторы, добрые книги, т.е. игры и игрушки, имеющие созидательное начало.
6. Игрушек должно быть немного и их ребенок должен ценить.
7. Игры и одежда должны желательно не содержать иностранных слов и искаженных изображений животных и человека.
8. Хорошая игрушка та, что направлена на привитие христианской морали.

Правила написал. Теперь постараюсь их выполнять. В конце концов, я воспитываю дочь, а не она меня.

А чтобы ребенок не тянулся к всякого рода бессмысленным игрушкам, надо самому меньше уделять внимание виртуальному миру и больше общению с дитём. Собственно из-за этого в ЖЖ я стал писать реже.

Понти-Монти

Всем здравствуйте! Тема просто услышать мнения со стороны.
Была семья - муж, жена и сын. Развелись, когда сыну было 18. Развелись тихо-мирно, без скандалов. Нельзя сказать, чтобы сын с отцом были особо близки, но общались нормально и регулярно. Спустя 1,5 года отец снова женился, но сына на свадьбу не позвал и ничего не сообщил, сын узнал постфактум по фото в соцсетях. Свадьба была человек на 20-25, в ресторане. Вроде ничего страшного, но остался неприятный осадок. К слову, ребенок новой жены отца на свадьбе присутствовал.
Как вы считаете, это некрасиво со стороны отца, не пригласить единственного взрослого сына, с которым никаких конфликтов не было, на свадьбу, или его свадьба, кого хочет, того и зовет? Есть ли тут какие-то рамки?
После свадьбы общение отца с сыном стало стремительно уменьшаться, по инициативе отца, и периодическая денежная помощь стала стремиться к нулю.

230

Надёна

Текст сюда наверное весь не влезет...буду дописывать в комментариях.
Сос!
У малоэмоциональной мамы (меня) есть очень эмоциональная дочь. Очень! 9 лет.

Я сначала к вопросу: чем её занять на каникулах?
А потом к описанию проблемы:
Беру её, например, в магазин. Она трындит мне в ухо всю дорогу пешком, сплошной поток сознания, если не трындит, то поёт.

185

Gala

Девочки, всем доброго дня!
Может быть, кто знает или сталкивался.
У подруги умер муж. Внезапно, завещание написать не успел. В браке они были 25 лет, за эти годы был куплен земельный участок и построен дом. Средства, в основном, были вложены подругой- продана квартира унаследованная от её матери (документы подтверждающие продажу квартиры имеются, в течении полугода куплен участок), к тому же подруга (Света) всегда зарабатывала намного больше, поэтому в силу её занятости, было решено и землю и дом оформить на мужа.

Детей у нее нет. У супруга есть взрослый сын от первого брака, который теперь тоже заявил о вступлении в наследство. При жизни отца ему было на него фиолетово, на похоронах присутствовал, но ни копейки не вложил, даже венок "от сына" купила за свои деньги Света. К слову она "крестная" дочки сына, учавствовала и материально и духовно в воспитании.

Понятно, что сын предендует на 1/4 (после выделения супружеской доли). Речь идет о внушительной сумме, дом в 5 км от МКАД и 800м от метро. Кадастровая стоимость более 12 млн, рыночная возможно и больше. Плюс осталась машина, вклад в банке.

Света мечется в панике, ищет юриста, который сможет увеличить её долю. Я думаю, что это бесполезно, потратит деньги и врямя зря.

Вопрос: есть ли смысл бороться? Может ли сын требовать с неё больше кадастровой стоимости, допустим, если закажет независимую оценку.

На контакт с ней он не идет, затаился, поэтому не может понять, что он от неё захочет.

177

Наблюдательная скво

Моя матушка является счастливой обладательницей подруги в Италии. Каждое лето 2 недели она у нее гостит, потом возвращается довольная, счастливая. Месяца на 2 в хорошем настроении.
Подруга для нас: для меня, моей дочери - ее крестницы, сына, передает маленькие подарочки. Дочери достается обычно больше всех, у нее день рождения летом. Я пишу или звоню, говорю куме спасибо за все сразу.
В этом году приехала наша бабушка, всем все предала, прошла неделя и кума пишет мне. Спрашивает: понравились ли крестнице кольцо и серьги? Подошел ли размер? И как мы вообще к белому муранскому стеклу в серебре?
А фокус в том, что ни о каких серьга-кольцах мы не слыхали. Я подумала, что напутала что-то старушка, ну мало ли.
А сегодня приходит наша бабушка в обновке. Новые кольцо и серьги, купила в Италии. Белое стекло в серебре. Очень красивое. Дочери так кокетливо объявила, что будешь хорошо себя вести, дам поносить.
Дамы, я дар речи потеряла. Как это? Что нужно было сказать? Поймать ее на лжи? Как среагировать на такое безобразие. Внучкин комплект ей понравился и превратился в ее личный.

173
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго