Что делать, если ребенок сильно отстает в развитии. Что делать, если ребенок отстает в развитии? Отставание в развитии что делать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

21.02.2008, 23:29

Мой сын, 2 г. 1 мес., заметно отстает в развитии от сверстников. Невропатолог в районной поликлинике по результатам обследования (см. ниже) сказала, что до трех лет его лучше не лечить, а только наблюдать; возможно, отставание – его особенность, и позже он нагонит. Прописала Эдас-306 для улучшения сна и энцефабол "для общего развития".

Несколько дней спустя ребенка осмотрели логопед, психолог и невролог из логопедического детского садика. Они подтвердили, что развитие мальчика не соответствует возрасту. Невролог нас отругала, сказала, что ребенок нелеченный и ему грозит умственная отсталость. Прописала курс из 20 уколов церебролизина по 1 кубику, 10 уколов витамина В6 по 1 кубику и занятия с логопедом. Цель – стимулировать развитие ребенка.

Почитав здесь на форуме темы об энцефаболе и церебролизине, мы с мужем решили их не давать, а ограничиться занятиями с логопедом. Кроме того, мы хотели бы тщательнее обследовать ребенка и попытаться выяснить причину отставания в развитии. Возможно, его действительно нужно лечить, и мы попросту теряем время. С чего нам лучше начать? Мы хотели бы показать ребенка опытному неврологу. Куда лучше обратиться? Может быть, имеет смысл определить его кариотип? На всякий случай прилагаем фотографии ребенка: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Что еще можно сделать в нашей ситуации?
Мы будем очень благодарны участникам форума за советы!

ИНФОРМАЦИЯ О РЕБЕНКЕ:
Беременность и роды:
беременность 1я, наступила в 40 лет ("старая дева"), мужу 48 лет, токсикоза не было, принимала дексаметазон (гиперандрогения смешанного генеза), анализ на TORCH-инфекции выявил IgG к ВПГ и токсоплазме (виферон на 23 неделе), на 29й неделе лежала на сохранении (матка в тонусе, подозрение на ЗВУР, давали актовегин и магнезию в/в, КТГ – в норме). Роды на 39й неделе, без стимуляции, схватки начались в полночь, родила в 10 утра. Простой плоский таз. Эпизиотомия. Ребенок закричал после шлепка акушерки, 8/9 по шкале Апгар. Выписали из роддома на 5й день.

Антропометрические данные:
При рождении: 3250 г, 50 см, ОГ 35, ОГр 34
3 мес.: 5820 г, 61 см, ОГ 41, ОГр 39
9 мес.: 9300 г, 70 см, ОГ 44, ОГр 46
1 год: 9570 г, 77 см, ОГ 46, ОГр 48
1 год 9 мес.: 11200 г, 86 см

Развитие ребенка:
Научился сидеть – в 8 мес., ползать – в 11 мес., стоять – в 1 год, ходить – в 1 год 5 мес., бегать – в 2 года. Начал фиксировать взгляд на ярких игрушках – в 5 мес., гулить – в 6 мес., отзываться на имя – в 1,5 года. Ребенок веселый, озорной, любит шалости, в глаза смотрит, улыбается в ответ на улыбку. Много лепечет на своем языке, но очень редко обращает "речь" к взрослому. Исключение - подходит ко мне, тянет за рукав и зовет: "Мамамама". Если хочет пить – подает мне бутылочку, если качаться – тянет за штанину к качелям. Очень любознательный, активный, во всем принимает участие. Копирует какие-то действия взрослых (рвется мыть пол шваброй, пилить пилой), недавно начал повторять услышанные слова (редко). Выполняет многие просьбы (иди сюда, дай, нельзя и т.п.), но многих не понимает: например, если показать на что-то пальцем, он смотрит на палец, а не на предмет. Кладет кубик на кубик, мисочку в мисочку, закрывает банку крышкой, ставит в стакан карандаш, берет мелкие предметы двумя пальцами, нажимает кнопки, открывает завинчивающиеся крышечки. Оживленно реагирует на собственные фотографии и отражение в зеркале, но равнодушен к картинкам в книжках. Не показывает носик-глазки-ушки, не машет рукой "пока-пока", не собирает пирамидку. В возбужденном состоянии часто "танцует" на цыпочках и делает круговые движения кистями рук. Плохо засыпает (укачиваем). До 1,8 года спал всю ночь, а теперь просыпается часа в три, перелезает к нам в постель и еще 2-3 часа безостановочно крутится в полудреме. Иногда засыпает сам, но чаще расходится, смеется, плачет; тогда мы его укачиваем. Днем спит час – полтора. Даем ему ежедневно по 1 капле аквадетрима.

Результаты обследования в поликлинике:
ЛОР: слух в норме. На всякий случай направила к сурдологу.
Окулист: непостоянное косоглазие, глазное дно в норме.
Ортопед: Х-образные голени, плоско-вальгусная стопа.
Невропатолог: задержка психофизического развития.
Результаты ЭхоЭГ: Смещения срединных структур не выявлено, легкие гидроцефально-гипертензионные признаки, ширина III желудочка 4.38 мм, пульсация не более 50%.

22.02.2008, 20:55

Из перечисленных Вами препаратов ни один ребенку не нужен - они "не стимулируют и не лечат". Необходимы активные занятия с логопедом.
Показать опытному неврологу - это разумно. Тем более, что в Москве с этим проблем нет.
С уважением, Черебилло В.Ю.

22.02.2008, 22:19

22.02.2008, 23:01

Большое спасибо за ответы. Гадости ребенку давать не будем. А как быть с витамином В6, который также прописала врач? Имеет смысл его колоть или тоже нет?

К сожалению, найти невролога - для меня проблема. Может быть, уважаемые участники форума посоветуют, куда или даже к кому нам стоило бы обратиться в Москве?

Имеет ли смысл также обратиться к генетику и определить кариотип ребенка? Или это уже избыточная информация?

22.02.2008, 23:05

Не надо ребёнка колоть. Это же больно.

22.02.2008, 23:26

Кстати, мой муж считает, что у нашего сына понижена чувствительность к боли.

22.02.2008, 23:30

Не повод, чтобы колоть ребёнка шприцами с ненужными препаратами.

23.02.2008, 00:14

Конечно, не повод. Это так, наблюдение. То есть вы считаете, что В6 тоже бесполезен? Хорошо, теперь мы по крайней мере знаем, чего делать не нужно: колоть ребенку церебролизин и В6 и поить его энцефаболом. Мы также знаем, что делать нужно: активно заниматься с логопедом (уже договорились) и показать опытному неврологу (надеюсь на помощь участников форума). За эти советы огромное спасибо! Но достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? С чего обычно начинают обследование таких непонятно почему отстающих в развитии детишек?

23.02.2008, 01:23

Ольга, вне темы, но к слову - запомните, как правило - колоть нужно только те препараты, которых не бывает в таблетках (а таких, раз, два и обчелся).
Исключение - ситуации, когда пациент объективно не может принимать лекарства через рот.
Но уж витамин В - то....

Больно - не значит хорошо.

23.02.2008, 12:13

достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? Достаточно. Любые уточнения и дополнения должны обсуждаться на приеме и доступно объясняться Вам. Родители должны понимать логику действий врача.

23.02.2008, 12:32

По другим сведениям, в Москве проблема с детскими неврологами, не назначаюшими всякую гадость типа актовегина и церебролизина. :(Знаете ли вы таких? Много ли таких в Санкт Петербурге?
Главное - не попадать в лапы "неврологам" центра "Прогноз".

И в Москве и в Питере грамотных неврологов много и при желании найти их не проблема. Конечно если идти к первому попавшемуся в ЦРБ, то может повезти, а может и нет. Лучше все-таки четко представлять к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:33

В Питере поликлинические невропатологи направляют в "Прогноз". :(

23.02.2008, 12:35

Во-первых, даже поликлинические абсолютно не все и не всегда. А во-вторых, я и говорю - лучше четко представлять куда и к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:41

А как пациенту получить нужное представление?

23.02.2008, 13:25

23.02.2008, 13:40

Нас невропатологи вообще никуда не направляют. В поликлинике говорят, что, раз ЭхоЭГ и глазное дно более-менее в норме, значит ребенок здоров. А в детском садике - что надо срочно лечить, только не говорят, что именно. Ну и как тут быть бедному пациенту? (риторический вопрос)

23.02.2008, 13:44

К сожалению в нашей стране не получится иначе как через коллег и по рекомендации. Отчасти можно по публикациям и работам. Все остальные критерии - имя, звание, вывеска и т.п. не пойдут. Все очень относительно.
Именно поэтому я и начала такую тему! Может быть, участники форума посоветуют врача в Москве, который занимается подобными детишками?

23.02.2008, 13:51

Я вообще совсем не уверен, что Вам нужен невролог. Отставание в развитии может требовать коррекции, в Москве есть много центров, где этим занимаются. См. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

23.02.2008, 15:56

Большое спасибо!

12.03.2008, 18:47

Мы побывали на очной консультации у невролога (Dr. W.N.). Он заключил, что в неврологическом статусе очаговых нарушений нет, и порекомендовал проверить ребенку слух (сделать аудиограмму), постоянно заниматься с логопедом/дефектологом и сходить на консультацию к генетику в Медико-генетический центр. Мы уже всюду записались, пока ждем...

12.03.2008, 19:34

Невролога зовут Василий Юрьевич!

12.12.2008, 19:09

Ребенку уже 2 г. 11 мес. Мы проверили слух в сурдологическом центре на Вернадского (норма). Занимаемся в Центре лечебной педагогики.

Со времени моего последнего поста мальчик подрос, окреп, стал гораздо лучше понимать обращенную речь, выполнять просьбы, научился показывать пальцем и вообще просить (жестами, мимикой и голосом), расстегивать молнию, кнопки и липучки "велькро", снимать варежки/носки/сандалии/шапку, надевать очки, застегивать сандалии с липучками… Легко залезает на стул, двигает стулья, чтобы с них дотянуться до навесных шкафов. Включает/выключает ТВ, воду, свет. Стал чаще имитировать действия взрослых. Полюбил смотреть мультики (выдерживает минут 15-20), слушать музыку. Ложится спать с игрушкой. Пьет из трубочки, пытается есть ложкой. На горшок не просится.
Что плохо: Много стереотипных движений (когда волнуется, танцует на цыпочках и машет руками), отсутствует речь (лепечет много и сложно, но слов почти нет: мама, папа, баба, дай, на, алло), с трудом засыпает (укачиваем 1-2 часа). И, самое главное, сильно отстает в психическом развитии.

Теперь вопрос: У ребенка подозревают синдром Ангельмана. Как известно, при нем часто бывают судороги. Зная, как сложно распознать проявления эпилепсии, я стала внимательнее наблюдать за ребенком. И вот позавчера ночью проснулась от всхлипываний. Сын лежал рядом на спине, неподвижный, руки на одеяле, с открытыми глазами, рот – скобочкой, из глаз текли слезы, он тихонько всхлипывал. Я начала его успокаивать, он чуть затих, не меняя позы, но минуты через три опять - скобочка, слезы и всхлипывания. Я стала его тормошить, и тут он уже заплакал в голос, повернулся ко мне, прижался, покрутился некоторое время и уснул. Потом я вспомнила, что наблюдала такую же сцену несколько месяцев назад. Утром проснулся как ни в чем не бывало. Может ли это быть проявлением эпилепсии? Если да, то какие исследования нам стоит провести?

22.01.2009, 13:39

Никто не ответил. Видимо, описанное мной странное поведение ребенка не похоже на какой-либо припадок. Ну и слава богу! С тех пор оно больше не повторялось, тьфу-тьфу-тьфу.

22.01.2009, 15:00

В Медико-генетическом центре на Каширке у ребенка взяли кровь на кариотип и синдром Ангельмана. Кариотип оказался без особенностей (46XY), и по синдрому Ангельмана аномального метилирования в 15q11.2 не нашли. Правда, не определяли мутацию гена UBE3A. Насколько я понимаю, при таком результате синдром Ангельмана у сына маловероятен. Мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, чтобы исключить этот диагноз (нормальная МРТ и аномальная ЭЭГ - важные критерии СА [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]).

Но только ради этого мучить ребенка не хотелось бы. Главное - понять, что с ребенком не так. Вдруг ОНО лечится! Поэтому мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, а затем пойти на очную консультацию к неврологу. Или сначала к неврологу, а потом ЭЭГ/МРТ? Мы были прошлой весной у Василия Юрьевича Ноговицына, и он написал, что "в неврологическом статусе очаговых симптомов нет".

22.01.2009, 18:46

Я не вижу в этом смысла. Что бы ни было на ЭЭГ и МРТ, на дальнейшую тактику это не повлияет. В пропущенном мной сообщении состояние на судороги не похоже.

22.01.2009, 19:06

Спасибо, Василий Юрьевич! Ради одного синдрома Ангельмана мы ЭЭГ делать не будем - по крайней мере, пока. Тогда что же нам делать дальше? Прийти к вам на очную консультацию? Если да, то что нужно иметь при себе?

09.02.2009, 20:39

Попробую переформулировать вопрос. Наш ребенок (сейчас ему 3 года) существенно отстает в психическом развитии, не говорит. Ни один врач, к которому мы обращались в поисках причины (педиатр, невролог, психиатр, генетик) не обнаружил у него явных патологий. Слух - в норме, зрение - в норме. В физическом развитии - небольшая моторная неловкость. Что еще мы можем предпринять для постановки диагноза? Кто нам может помочь в определении тактики обследования?

И еще один вопрос. Ребенок сейчас ходит на индивидуальные занятия с психологом и логопедом в логопедический детский сад четыре раза в неделю по 40 минут. Беда в том, что мальчик не может долго удерживать внимание, быстро отвлекается. Если что-то не получается – сразу бросает. Насколько я поняла из литературы, на Западе в таком случае используют стимуляторы типа метилфенидата. Из них в наших аптеках я нашла только клонидин (клофелин). Я про него прочла здесь: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] На этом же сайте ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) говорится об использовании в тех же целях фолиевой кислоты. Есть ли у наших врачей опыт использования клофелина и фолиевой к-ты при расстройствах внимания?

11.02.2009, 15:34

Неужели никто не ответит?

11.02.2009, 21:10

Вы должны понять, что врачи консультирующие на форуме еще и работают. У них есть и семьи, да и масса других забот. Консультации - это своего рода добровольное хобби. Поэтому Вам отвечают, когда есть свободное время и требовать быстрого ответа некорректно.
Теперь по сути - ребенку показаны развивающие занятия, занятия с логопедом. И терпение родителей. Невозможно дать ребенку "большую красную кремлевскую таблетку" и сразу вылечить от всего. Если бы такая возможность была - мы все были бы рады. Поэтому набирайтесь терпения и занимайтесь.

11.02.2009, 21:29

11.02.2009, 22:15

Точную причину задержки развития не всегда удается установить.
В любом случае лечение - логопед, развивающие занятия. Думаю Вам не стоит "упираться" в многолетние поиски возможных объяснений.

P.S. Если я не права, думаю, меня поправят.

11.02.2009, 22:38

Спасибо за ответ, Babulya! Я осознаю, что причину отставания в развитии удается определить не всегда. Но нередко все-таки удается, и иногда это позволяет вылечить ребенка или хотя бы понять его перспективы. А вдруг это как раз наш случай? Вот и упираюсь...

08.03.2009, 15:49

Добрый день! Оформляем сына (3 г. 1 мес.) на занятия в лекотеку. При оформлении невролог обратила мое внимание на то, что в 11 месяцев у ребенка на НСГ была обнаружена киста сосудистого сплетения слева. Размеры кисты в заключении не указаны. Скажите, пожалуйста, могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? Я прочла здесь, на форуме много тем о таких кистах. Везде сказано: если ребенок развивается нормально, то игнорировать. А что делать, если ненормально? Заранее благодарю.

08.03.2009, 16:38

Могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? ....

Нет, не могла.

08.09.2009, 19:44

У меня опять появились вопросы, если можно. Сыну сейчас 3 г. 7 мес., он по-прежнему не говорит и значительно отстает в развитии. Занимаемся в лекотеке. Диагноза нет.

1. Четырехлетнего сына моей знакомой, у которого похожие проблемы, психоневролог в Семашко направила на УЗДГ шейного отдела позвоночника. Обнаружили стеноз позвоночных артерий. Психоневролог сказала, что это и есть основная причина отставания ребенка в развитии и отсутствия речи. Направила к безумно дорогому неврологу в Гута-клиник. Скажите, пожалуйста, может ли стеноз позвоночных артерий вызвать/усугубить ЗПРР? Имеет ли смысл пойти тем же путем или это очередной «честный отъем денег»?

2. Имеет ли смысл массаж воротниковой зоны? Нам «прописал» его… психолог!

2. Возможно, не по адресу: Я очень хочу найти в Москве специалиста по АВА-терапии (Applied Behavior Analysis). Пытаюсь сама применять ее элементы – очень нравится! Занимаются ли у нас где-нибудь по этому методу? Или хотя бы его принятое русское название.

Заранее большое спасибо!

08.09.2009, 20:04

1. Нет. Отъем денег.
2. Нет.
3. Вот об этом не знаю. Возможно кто-то из коллег подскажет.

23.09.2009, 18:10

Добрый день, уважаемые консультанты! Мы опять вынуждены обратиться к вам за помощью. У Илюши (3 г. 8 мес., ЗПРР, аутичные черты, безречевой) с началом учебного года и после недавнего посещения поликлиники (вокруг визжащие дети) обострилась звукобоязнь. Он уже неделю то и дело зажимает уши руками, от любого шума – плачет. Он и раньше был чувствителен к звукам, а сейчас просто впадает в истерику. Мне кажется, он не столько боится звуков, сколько они ему неприятны, невыносимы. Такую реакцию вызывают не обязательно громкие звуки, а в основном высокие: визг детей и даже детские голоса, треск при разматывании скотча, грохот тележек в мебельном магазине. Боится он именно звуков, а не людей, например. Спокойно ведет себя в крупных магазинах, метро, автобусе, поезде, самолете… пока рядом не запищат дети.

Вопросы такие:
1. Можно ли считать «звукобоязнь» чисто психической проблемой? Или ее могло вызвать какое-нибудь заболевание ушей? Или неврологическое заболевание? К кому обратиться с этой проблемой?
2. Если это психическая проблема, то можно ли ее скорректировать? Эта боязнь очень мешает ему адаптироваться в детском коллективе, хотя со взрослыми он охотно идет на контакт. На Западе, насколько я поняла, применяют Auditory Integration Training. Есть ли у нас подобные методы? Томатис?
3. Поможет ли ребенку в такой ситуации успокоительное? Если да, то что можно давать?
4. Мы проверяли слух в государственном сурдологическом центре на проспекте Вернадского. Сказали, что норма. Но от знакомой я слышала, что там определяют только грубую патологию, а этого якобы недостаточно. Имеет ли смысл дополнительно проверить слух, например, в Центре аудиологии и слухопротезирования на Ленинском проспекте 123? У меня ощущение, что Илюша не всегда понимает обращенную речь (иногда кивает в ответ на вопрос, а потом оказывается, что он хотел чего-то совсем другого). Может быть, именно это и мешает ему заговорить?

Заранее большое спасибо!

24.09.2009, 11:42

Нужно показать детскому психиатру. Неврологические проблемы и нарушения слуха маловероятны.

30.09.2009, 12:09

Добрый день, уважаемые консультанты! Сегодня мы сходили к детскому психиатру в Центр психолого-медико-социального сопровождения на ул. Арх. Власова. Врач подтвердила наш диагноз (ЗПРР, аутичные черты), сказала, что ребенок очень тревожный и для снятия этой тревоги выписала тералиджен по 1/2 таблетки утром и вечером. Прочтя дома описание препарата, я обнаружила в противопоказаниях «детский возраст до 7 лет», Илюше сейчас 3 г. 8 мес.! Кроме того, в побочных действиях стоит повышение судорожной активности у детей, а нам даже ЭЭГ ни разу не делали.

Очень не хочется испытывать нейролептик на собственном сыне, поэтому вопрос такой: что нам делать? Отказаться от этой схемы лечения? Но психиатр сказала, что снизить тревожность и гиперакузию у маленьких детей можно только медикаментозно. Это правда? До похода к психиатру мы думали пойти на аудиоинтегративный тренинг (Томатис), т.к., как мне кажется, все Илюшины страхи проистекают из его гиперчувствительности: он боится неприятны ощущений, связанных с определенными звуками.

И еще один вопрос. Всю беременность я принимала дексаметазон (по 1 табл. в день). К сожалению, слишком поздно узнала, что это было бессмысленно и даже вредно, поскольку дексаметазон проникает сквозь плаценту. Мог ли дексаметазон нарушить работу надпочечников плода и привести к тревожности и гиперакузии? Я еще во время беременности читала о подобном, если на ошибаюсь, на сайте ЦИР. Правда, статья там была очень эмоциональная и без единой ссылки на литературу. Так что не знаю, как к ней относиться. Может быть, нам все-таки стоит проконсультироваться с эндокринологом?

14.11.2009, 15:14

Уважаемые модераторы, можно ли пригласить в эту тему детских психиатров? Или мне лучше дублировать свое последнее сообщение в разделе "Психиатрия"? Спасибо!

14.11.2009, 23:59

Добрый вечер!
Про лечение: формально я должен с Вами согласиться - раз до 7 лет нельзя, так нельзя. Проблема в том, что очень многие нейролептики, особенно последние, современные, так называемые "атипичные" (тералиджен, кстати, не из их числа) не одобрены в нашей стране для применения в детском возрасте из-за недостаточного количества исследований. За рубежом эти же препараты могут широко применять у взрослых и детей, они объективно лучше переносятся, а потому понятно должны бы в первую очередь применяться в детском возрасте, но в российских анотациях стоит - "не рекомендован для применения до 15 лет" и точка. Какой-нибудь аминазин (первый изобретенный нейролептик, часто плохо переносимый) можно с 6 месяцев, а более безопасный новый, только с 15 лет... Это по поводу того, что написано про возраст.
Про сам тералиджен. Действующее вещество в нем Алимемазин. Препарат под этим названием разрешен с 1 года жизни. Считается, что этот препарат обладает хорошим противотревожным эффектом. Этот препарат довольно широко применялся за рубежом для лечения нарушений сна.

В одной из тем Вы написали, что водили ребенка в Центр лечебной педагогики. Сейчас продолжаете?
С уважением,
Осин Елисей

15.11.2009, 16:59

Большое спасибо за ответ! Насчет возраста понятно.

В ЦЛП мы сейчас не ходим, т.к. у нас всего один свободный день в неделю. Илюша просто не потянет такую нагрузку. Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.

И еще несколько вопросов, если можно:

1. Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно. Где лежит истина?

2. Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак. А нейролептики (Рисперидон) применяют для коррекции поведения при выраженной агрессии, вспышках ярости, психозах. Но ничего этого у Илюши и близко нет! Нас, родителей, даже немного беспокоит полное отсутствие у него агрессии.

3. И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Заранее большое спасибо!

15.11.2009, 17:55

Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно.

Одно другому никак не противоречит. Смотрите, диагнозы, которые ставят Вашему сыну не говорят собственно о болезни с началом, течением, концом. Это измененное, нарушенное, необычное развитие, но именно развитие. При этом развитии наблюдаются некоторые явления, которые с одной стороны могут быть проявлениями нормальных возрастных изменений, с другой стороны - проявлениями нарушенного развития.
Поэтому фармакологическое лечение в этом случае - это не лечение корня проблем (как, например, назначение антибиотиков при пневмонии), а лечение внешних нежелательных проявлений, симптомов.
Как и при всяком развитии что-то появляется и будет появляться новое, а что-то будет уходить. Например, тревога при расставании с родителями - это нормальное возрастное явление на первом году жизни, на третьем оно уже уходит. Желание отделиться и делать, и думать не так родители - нормальное явление подросткового возраста. У взрослых оно проходит, говорят, что взрослый человек - это тот, кто делает что-то даже если этого хочет его мама.

Подобное наблюдается и в случаях с особенным развитием детей. Так например стереотипность в деятельности, "необращенность" к другому в речи, тревожность часто с возрастом значительно уменьшаются и, если и проявляются, то по-другому, совсем не так как в детстве.

И здесь уже стоит другой вопрос - давать или не давать это симптоматическое лечение? Ответ зависит только от степени выраженности этого симптома. Если, например, из-за тревожности пугливости ребенок не может ходить на занятия, не может войти в новое помещение, а каждое занятие превращается в попытки успокоить ребенка - то да.
Если симптом не выражен, если он проявляется именно как некоторая особенность - то нужно думать.
Иными словами, если особенность сильно мешает ребенку и окружающим, то есть смысл на нее воздействовать, если нет - то нет. Судя по тому, что Вы пишите, мешает.

Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак.

17.11.2009, 15:03

Большое спасибо! Едва ли у психиатра могли быть такие основания. Она видела ребенка от силы пять минут, четыре из которых разговаривала со мной. Просто она сказала мне, что корректировать тревожность у маленьких детей можно только медикаментозно. Я в этом усомнилась и стала задавать вопросы здесь. Теперь с этим багажом пойду к ней за разъяснениями:)

Еще раз огромное спасибо!


Перед тем как что-то делать, нужно найти причину отставания в развитии. Родителям не стоит стараться решить проблемы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам. Сильное отставание может быть связано с неправильным воспитанием (родители мало уделяют ребенку внимания или, наоборот, чрезмерно его опекают), особенным развитием психики (возникает, если во время беременности и родов были осложнения), биологическими причинами (перенесенными инфекциями, наследственными заболеваниями).

Чтобы ребенок догнал в развитии сверстников, выяснить причину недостаточно. Специалисты (психиатр и невролог) должны назначить обследование и поставить диагноз. Только после этого можно начинать комплексное лечение.

К каким специалистам обращаться, если ребенок отстает в развитии?

Психологи выделяют несколько разновидностей психического отставания: психологический инфантилизм, задержка соматического происхождения, неврогенные проблемы, оказывающие влияние на развитие, причины соматического происхождения и органические отклонения.

Психологический инфантилизм может определить только детский психолог или психиатр, но даже опытные специалисты его часто путают с неправильным воспитанием и баловством. Лечение назначает психолог, как правило, поведение ребенка корректируется с помощью регулярных занятий с психиатром и дефектологом.

Дети с задержкой развития соматического происхождения находятся под гиперопекой родителей. Ребенок несамостоятелен, он не знает, как реагировать на окружающую среду, боится новой обстановки, не может принимать решения. Чтобы компенсировать отставание в развитии, семье нужно обратиться к психологу и педагогу, причем первый должен работать и с родителями.

Органические нарушения – это патологии в работе мозговой функции и нервной системы. Их компенсировать сложно, требуется комплексное лечение.

Неврогенные причины сильного отставания в развитии возникают из-за неблагоприятного климата в семье или перенесенной ребенком психологической травмы. Нет проблем с мозговой функцией, но нарушены поведенческие реакции. В этом случае необходима помощь психолога, педагога и дефектолога.

При первых признаках отставания в развитии у ребенка родителям нужно сразу обратиться за помощью к специалистам. Чем дольше откладывать визит к неврологу или психологу, тем сложнее будет лечение.

"Дети" сайт рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.

Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова , а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова , консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова .

Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано "Руководство по развитию детей от рождения до трех лет", которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.

Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в "Дневнике развития детей от рождения до 7 лет". Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование "Дневника развития ребенка" для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.

ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на "Дневник развития детей от рождения до 7 лет", которые можно оставить в комментариях.


Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала сайт , что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.

Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.

Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.


Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети "выстреливают" в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз "аутизм" в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.

Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.

Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?

При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).

Ребенок 1-2 года

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Имеет плохой аппетит.
  • НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
  • НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
  • НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
  • НЕ следит за движущимися предметами.

  • НЕ отвечает на свое имя.
  • НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.

  • НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
  • НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.

Ребенок 2-3 лет

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ играет в подвижные игры.
  • Неуверенно двигается, часто падает.
  • НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
  • Плохой аппетит.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ отвечает на свое имя.
  • НЕ общается с детьми и взрослыми.
  • Ребенок сосет большой палец руки.
  • У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
  • НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.

УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

  • Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
  • НЕ реагирует на других.
  • НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
  • НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
  • НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
  • НЕ отвечает на простые вопросы.
  • НЕ выражает словами свои потребности и желания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет

Эмоции:

  • Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
  • Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
  • Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
  • Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.


Общение:

  • Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
  • Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.

Движение:

  • Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую "выбрал" мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
  • Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.

© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не , некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение ( , страхи, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

  • Во-первых , это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых , к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих , не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем .
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность