История появления бисера кратко. Бисероплетение - история и современность. Объемное бисероплетение. Материалы и инструменты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

История бисероплетения.

Бисероплетение – старинный вид рукоделия, при помощи которого можно создавать множество украшений, игрушек, брелоков и прочего, путем нанизывания бусинок со сквозным отверстием на нитку, проволоку или леску. При этом сам бисер может быть различной формы, цветов и оттенков. Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения. История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы. Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х-XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV-XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный. После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI- XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые вывозились в другие страны со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.

В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

С конца 18в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.

Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники.

Из бисера не только делали украшения – обереги, но и использовали в отделке различных изделий, не обязательно дорогих. Так, Сталин обладал курительной трубкой, на мундштуке которой был выложен яркий орнамент с помощью бисера. А Екатерина II, вообще, приказала украсить стеклярусом одну из комнат своего дворца. Им полностью декорировали стены.

Бисерные украшения и отделки модны не первый год. Это означает, между прочим, что само по себе наличие бисера уже не произведет впечатления. Сегодня требуется больше изобретательности. Новый сезон предлагает такое разнообразие видов отделок, что трудно остановиться на каком-то одном материале. Поэтому художники советуют соединять в каждом изделии разные материалы, разные техники. Только неожиданное, невиданное прежде сочетание дает шанс выделиться.

Модная бижутерия сегодня примечательна своими крупными размерами и сложными формами. Для нее типично сочетание в одном изделии бусин разной величины и формы, блестящих и матовых, прозрачных и непрозрачных. Актуальны не только украшения, но и отделки тканей для одежды и дополнений, в которых вместе с блёстками, деревянными бусинами, ракушками, вышивкой и аппликациями используется бисер. Мода смешивает всё со всем: яркие цвета с бледными, крупные бусины с мелкими, стекло с деревом. Изделия из бисера могут походить на бахрому, вязание или ветвящиеся растения.

Полет авторской фантазии направляют самые популярные в современной моде стили - романтика и фольклор. Если вам не чужды романтические настроения, обратите внимание на предлагаемые модой приглушенные, сложные цвета. Например, «выцветший» розовый, сливовый, оливковый, коричневый. В изделия включаются цветные камни и хрусталь, металлы, покрытые патиной времени, атласные ленты, стеклярус. Украшения напоминают старинные медальоны, камеи. В их изящных очертаниях легко обнаружить узнаваемые мотивы листьев, цветов, бабочек, бантов. Фольклорная тема опирается на традиции разных народов мира, от славян до викингов, от индейских до африканских племен, не утративших своих старинных ремесел. Натуральные цвета - терракота, коричневый, серый и белый - сочетаются с яркими тонами экзотической растительности. Традиционные народные ремесла - всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.

Важно отметить, что работы из бисера привлекают и поражают своей красотой не только взрослых, но и детей. Ведь сколько милых творений из бисера становятся любимыми игрушками для детей? А уж если эту красоту ребенок сделал сам, то можно только не гордиться талантом ребенка, но и развивать его дальше. Ведь бисероплетение несет в себе огромную пользу для развития творческих способностей ребенка и может стать прекрасным семейным хобби.

Преимущества бисероплетения для детей заключаются в следующем:

это один из самых лучших способов развития мелкой моторики ребенка, ведь схватить маленькую бусинку пальчиками и создать из них поделку не так-то просто;

во время занятий бисероплетения малыш развивает мышление, учится читать и понимать схемы;

собирая любую поделку из бисера, ребенок развивает свое воображение и творческое начало;

занятия бисероплетением вырабатывают в ребенке терпение и усидчивость;

подбирая узор и бусинки для поделки, у ребенка развивается хороший вкус;

стремление закончить поделку из бисера тренирует в ребенке умение доводить свое дело до конца;

поделки из бисера могут стать прекрасным подарком для друзей, родных и близких.


Добрый день, Почетные Рукодельницы! Сегодня 20-е число, а значит, мы с вами снова познакомимся с историей рукоделия. На этот раз темой для статьи стало искусство бисероплетения.

История изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства.

Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.

Изделия из мелких бус и бисера были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии этот вид народного творчества является неотъемлемой частью культуры.

Свое название бисер получил от арабов — «буера» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг». Появление его непосредственным образом связано со стеклоделием.

Легенда о появлении стеклоделия гласит, что когда-то купцы из Фили кии перевозили из африканской долины Нила по Средиземному морю природную соду и высадились на песчаном берегу на ночлег. Купцы развели костер, чтобы приготовить на нем пищу, но оказалось, что обложить его было нечем. Тогда они придумали использовать для этой цели куски соды. Утром в золе, к своему великому удивлению и радости, купцы нашли твердый сверкающий слиток, прекрасный и чистый, как вода. Так появилось стекло.

Открытие технологии изготовления стекла относится к IV тысячелетию до н. э. Именно этим временем датируются бусы с глазурью, изготовленной из малахитового стекла и щелочи, обнаруженные археологами на Ближнем Востоке и в Египте. В III тысячелетии до н. э. производство стекла начало развиваться также в Древнем Китае.

Однако до изготовления собственно бисера было еще далеко. Только в I тысячелетии до н. о. с изобретением стеклодувной трубки (это тростниковая или железная трубка с рукояткой и мундштуком) начинается производство материала, которому па многие века суждено было стать одним из любимых у мастериц всех времен и народов.

Открытие техники выдувания стекла с помощью трубки по одной версии приписывается финикийцам, по другой — египтянам. Так или иначе, но это позволило наряду с производством ценного стекла с очень сложной технологией изготавливать в большом количестве легкое, тонкостенное, пустотелое стекло.

Почти сразу же одним из направлений в стеклоделии этого времени стало изготовление мелких бус и стекляруса. Делали их разными способами, суть которых сводилась к следующему: тонкие разноцветные стеклянные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки.

Стеклянные украшения, амулеты, посуду часто находят при археологических раскопках в Египте, Греции, Месопотамии, Китае, Индии.

Добавляя в стекломассу медь, марганец, кобальт и другие материалы, древние мастера получали стекло зеленого, пурпурного и голубого цветов. Бусы, изготовленные из такого стекла, пользовались большой популярностью, как среди женщин, так и среди мужчин. На фресках, которыми расписывали стены зданий и гробниц, можно увидеть, насколько разнообразным было их применение.

Со временем технология изготовления стекла совершенствовалась. Уже в I в. до н. э. умели получать прозрачное, бесцветное и окрашенное стекло.

Во времена Римской империи производство стекла и бисера распространилось также в Европе, исключая страны Средиземноморья. В начале пашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. Однако в эпоху Средневековья центром стеклоделия становится один из красивейших городов Византии — Венеция. Венецианское стекло было известно во всем мире. К сожалению, мало кто знает, что Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где он ценился очень высоко (его обменивали на золото, пряности, шелк). В Европе существовали целые склады бисера, регулярно устраивались бисерные ярмарки. Особым спросом пользовался очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий венецианский бисер, а также «парчовый» бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

В эпоху Великих географических открытий и завоеваний изделия из стекла были одним из самых ходовых товаров. Блестящие бусинки и бисеринки пользовались большой популярностью у туземцев. Они меняли па пего золото и пряности. После открытия Америки и установления морского пути в Индию по всей Европе начинают строиться стекольные заводы, пришедшие на смену стекольным мастерским. В XVI- XVII вв. такие заводы были построены в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему оставалась главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию. Сохранить первенство Венецианской республике в течение многих веков позволила строгая охрана секретов производства стекла. За разглашение секретов стеклоделия мастер даже мог быть лишен жизни.

Однако постепенно секреты технологии изготовления стекла и изделий из него распространялись. В XVI-XVII вв. стекольные заводы были построены во многих странах Старого света. Особого расцвета ремесло стеклоделия достигло в Богемии (Чехия), где чешскими мастерами было изобретено так называемое «лесное стекло*. Это обесцвеченное стекло с зеленоватым, желтоватым или черноватым оттенком было очень красивым и по сравнению с венецианским отличалось твердостью, а также легкостью обработки и шлифовки.


В XVII-XVIII вв. чешские мастера-стеклодувы изготовляли из стекла и хрусталя бусы, бисер, стеклярус, а также искусственные камни для вышивания. Граненый богемский бисер часто покрывался цветными эмалями и превосходил круглый венецианский по красоте и оптическим свойствам. В результате соперничества Венеции и Чехии бисерное производство постоянно совершенствовалось. Бисер становился все более разнообразным но размерам, форме, цвету, исходному материалу.

Кроме стеклянного, в XIX в. появляется металлический бисер: медный, позолоченный, стальной. В Париже начали изготавливать бисер из золота, серебра, стали и других металлов. Позже появились более дешевые варианты такого бисера: металлический массивный стеклянный бисер покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали с помощью слабого раствора железного купороса и хлористого золота.

С изобретением машин для изготовления бисера его стоимость значительно снизилась, что способствовало распространению бисера во многих странах мира.

Промышленное производство привело к тому, что изделия из стекла, в том числе бисер и стеклярус, стали наконец изделием массового производства, доступным многим, не потеряв при этом своей художественной выразительности и ценности.

В XIX в. во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений: сумочек, косынок, шарфов. Через небольшой промежуток времени активное использование бисера и стекляруса при создании одежды и аксессуаров практически для всех слоев общества распространилось во всех странах Европы и Америки.

С тех пор мода неоднократно менялась, но интерес к бисероплетению и бисерной вышивке никогда полностью не исчезал.

В России изделия из стекла, бусы и бисер издавна были известны у многих населявших ее народов.

Особенно широкое распространение бисероплетепне, а также бисерная вышивка получили во время существования Киевской Руси. В это время возникает и развивается отечественное стеклоделательное производство, получившее в XI — начале XIII вв. массовый характер.

Древнерусские мастера для изготовления бус применяли полупрозрачное стекло разных цветов: зеленое, синее, желтое, фиолетовое, черное, серебряное и золоченое. Стеклянные бусы были самыми разнообразными по величине, форме, расцветке и художественной обработке. Они использовались в костюмах и украшениях всех слоев населения, причем не только девичьих и женских, но также в детских и мужских. В XV в. в России получило широкое распространенно вышивание бисером, которым занимались как богатые, так бедные девушки и женщины. Особенностью русской бисерной вышивки всегда было то, что мастерицы использовали в своей работе не только бисер и стеклярус. Работы часто дополнялись другими самыми разнообразными материалами: бусами, кораллами, пуговками, ракушками, монетками, драгоценными камнями и русским жемчугом. Сфера применения бисера и стекляруса была обширной: украшение народных и городских костюмов, царских туалетов, предметов культового назначения (икон, книг, образков, церковной одежды) и т. д.

Собственно бисер в России долгое время был привозным. Но уже в XVI XVII вв. предпринимаются первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. При первом российском императоре Петре I русских людей посылали за границу учиться стекольному делу, в том числе и искусству изготовления бисера. В 1752 г. под Ораниенбаумом М. В. Ломоносовым была открыта фабрика для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов. Начиная с XVIII в. бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Изделия из бисера имеют множество местных названий, которые давались либо по способу изготовления, либо по расположению украшения в костюме. Ими расшивали одежду, головные уборы, обувь, из них плели разнообразные украшения: наголовные, накосные, шейные, нагрудные, наручные, поясные. Русские мастерицы создавали непревзойденные по качеству и художественным достоинствам произведения, среди которых самыми известными были вышивка шелком и золотом с использование бус, жемчуга, самоцветных камней. По своему уровню они могли поспорить с живописью.

В XVIII в., кроме украшений и отделки одежды, появились чехлы для предметов повседневного обихода, сплетенные из бисера и стекляруса или украшенные ими. В богатых домах бисерно-стеклярусные вышивки использовали даже в качестве обивки мебели и украшения стен. В Китайском дворце в Ораниенбауме сохранился даже целый стеклярусный кабинет.

Большая часть таких шедевров создавалась руками крепостных женщин в помещичьих мастерских, а также монахинь в монастырях.

Ассортимент бисерных изделий в XVIII-XIX вв. был поистине неисчерпаем: шкатулки, кошельки, сумочки, подсвечники, лотки под флаконы, подстаканники, чехольчики и футлярчики и многое другое. Бисером выплетались и вышивались также самые разнообразные детали интерьера.

В конце XIX — начале XX вв. изготовление бисерных украшений распространилось в самых разных регионах России, особенно в ее юго-восточной части, Поволжье, Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.

Пояса и сережки, ажурные воротники и ленты подвесок, косоплеты и косники, бахрома и поднизи, украшавшие головные уборы, монисто, ожерелья, подтпейники, зажельники, подгорловки, колодочки, гердапы и гайтаны, шнуры, жгуты, цепочки... Эти и многие другие украшения, выполненные самыми разными техниками, придавали народной одежде праздничность и красоту, раскрывая талант и мастерство российских мастериц.

Благодаря красоте и разнообразию форм крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы в конце XIX -начале XX вв. получили всемирную известность. Они экспонировались и продавались на международных выставках и ярмарках в разных странах как Старого, так и Нового Света.

Художественные изделия из бисера пользовались большой популярностью также и у городского населения — мещанок, купчих, светских дам. Пожалуй, не было такого социального слоя в России, где этот вид народного творчества не был популярным.

Кроме украшений и отделки туалетов, возродилась мода па использование бисера и стекляруса для изготовления различных поделок-сувениров и в отделке предметов интерьера. Из разноцветного стекляруса делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях, бисером оплетали различные предметы, делая их тем самым оригинальными и неповторимыми.

Мода на бисер породила огромный спрос, поэтому в конце XIX в. наряду с сельскими кустарными мастерскими специалистов бисерного рукоделия начали готовить в специальных школах художественных рукоделий, открывавшихся во многих крупных городах России. Одной из самых известных была Петербургская школа народного творчества.

После революции 1917 г. практически все эти учебные заведения были закрыты, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились.

Особенно яркими всплесками интереса к бисеропленню и бисерной вышивке были отмечены предвоенные и послевоенные годы, а также 1970-е.

В последние годы искусство изготовления бисерных украшений переживает новый расцвет, как в России, так и за рубежом. Интерес к этому виду творчества настолько велик, что во всем мире к настоящему времени насчитывается огромное количество объединений, кружков, клубов любителей бисероплетения. Выпускаются специальные журналы, создаются сайты в Интернете, посвященные изготовлению изделий из бисера и сопутствующих материалов.

Бисерным рукоделием занимаются люди всех возрастов независимо от места жительства и рода занятий. Для кого-то это профессиональная деятельность, для большинства — замечательное творческое увлечение, которое приносит радость себе и окружающим.


Сейчас для нас маленькая бусинка — обычное дело. Но для наших предков она была очень ценна и часто приближалась по стоимости к мехам и драгоценным камням. Какие только свойства ей пи приписывались! Археологи часто находят при раскопках древних поселений украшения из бусин и бисера, принадлежавшие нашим предкам. Древние колдуны и шаманы старались сплошь увешать себя ими. Индейцы Африки считали, что бусины способны изгонять злых духов, и нашивали их на одежду. Часто бусины использовались как обереги — ими украшали предметы обихода.

Существовала (да и сейчас встречается) у индейцев традиция оберегать «отверстия» в голове от проникновения злых духов бусинками. Для этих целей нитями бус украшали нос, нижнюю губу и ушные раковины. Даже русские князья имели обыкновение носить в ухе серьгу (но только в одном ухе).

Немного позднее украшения из бусин и бисера стали служить уже не оберегами, а символами положения в обществе, богатства и благополучия. Воины Германии долгое время носили браслеты, которые являлись символом доблести. В наше время бисер перешел в категорию милых украшений. Само слово «бисер» ассоциируется у нас с фенечками для маленьких девочек. Как бы не так! В этой книге мы развеем это неверное представление и посмотрим, настолько удивительными и разнообразными могут быть изделия из бисера.

У многих народов украшения были связаны с целыми обрядами. Например, обряд посвящения в мужчины (инициация) часто сопровождался прокалыванием крыльев носа и ушных раковин. В получившиеся отверстия вставлялись различные украшения. Многие украшения специально изготавливались для свадебных ритуалов.

Иногда украшения применялись далеко не из эстетических соображений. Африканское племя зулусов использовало разноцветные бусы в качестве писем, сообщений. А в Индии правитель назначал себе воле исполнителя, вручая ему свой браслет. Что уж говорить об общественных сенаторских, рыцарских, свадебных, и других кольцах.

Люди стремятся украсить себя с ног до головы. С давних времен волосы женщин украшали роскошные диадемы. Они представляют собой полоски из какого-либо материала, украшенные драгоценными камнями, бисером, кусочками ткани и кожи. В наше время диадемы встречаются крайне редко, чаще всего в театральных костюмах.

Еще одним видом «устаревшего» украшения является корона. Она всегда являлась символом власти. В наше время корона может понадобиться только для карнавального костюма.

Есть еще одно головное украшение, которое носит больше практический, чем эстетический характер, — ободок. Он предназначен для того, чтобы убрать волосы со лба перед нанесением косметики. Он также пригодится во время занятий спортом или просто для того, чтобы волосы не лезли в глаза.

Одним из самых распространенных украшений являются серьги и пирсинг. В традиционном понимании серьги — это украшения для мочек ушей. Причем серьги носили не только женщины. Часто уши русских князей, моряков, пиратов, современных музыкантов и художников украшали разнообразные серьги. В последнее время в моду вошел пирсинг — серьги разных форм, предназначенные для украшения бровей, губ, языка, ногтей, носа, пупка и даже половых органов. Такие серьги можно украсить небольшими бисерными подвесками.

В XII в. появилось необычное украшение для одежды — воротник. Воротник, выполненный из бисера, является только женским украшением. То же касается и различных ожерелий и колье — шейных украшений, состоящих из нитей бусин, бисеринок, камней, раковин и других материалов. Колье отличается от ожерелья тем, что имеет подвески.

Такое украшение, как брошь, появилось как необходимая застежка для одежды. Но очень скоро она стала элементом шика и почти целиком перешла в категорию женских украшений.

Самым простым из всех украшений скорее всего является цепочка. Она, впрочем, универсальна. Цепочку можно носить на запястьях, ногах, поясе, шее и т. д. У многих народов широко распространены браслеты. Современный вариант браслета — фенечка из бисера. Фенечки вошли в моду с движением хиппи, а потом так и остались актуальными. Интересно, что фенечки являются и мужским, и женским украшением.

В Средние века пояс могли носить только целомудренные женщины и высокопоставленные мужчины. Сейчас пояс носят все без ограничений: он является очень важной деталью одежды.

Существует еще много видов украшений. Например, подвески, медальоны, заколки для волос и т. д. Но мы не будем заострять сейчас на них внимание. Наша цель — научиться изготавливать украшения из бисера.

Практически в любом модном показе встречаются хотя бы 2-3 женских платья, расшитых бисером. Это уже не говоря об элегантных бисерных сумочках, аксессуарах и т. п. Модельеры любят и ценят бисер не меньше, чем наши предки. Например, на платьях от Эммануэля Унгаро и Бернара Перри нередко можно заметить многочисленные подвески из бисера. А знаменитый модельер Оснмар Версолато создает из бисера целые воротники и пояса. Кристиан Лакруа пошел еще дальше и создал отдельные детали брюк и жакетов. Но «рекордсменом» в бисероплетении можно назвать Пако Раба на, который явил миру целое платье из бисера!

Часто можно увидеть в витринах магазинов различные шляпки, перчатки, купальники, шубы, обувь и еще многие десятки предметов одежды и быта, украшенные бусинами и бисером. А уж витрины с украшениями можно разглядывать часами!

Маленькая бисеринка проделала огромный путь, превратившись из Золушки в настоящую принцессу. И по сей день украшения из бисера высоко ценятся людьми всего мира. С одной бусинки начинаются шедевры искусства бисероплетения.

Виды бисера

Прозрачный (англ. Transparent) – это бисер, изготовленный из полностью или же частично прозрачного материала. Сквозь него отчетливо видна нить. Прозрачный бисер считается одним из самых дешевых, так как изготовление не требует широкого вовлечения производственных процессов. Во время работы в стекло «вплавляется» цветовой пигмент, который предохраняет бисер от облезания, выгорания на солнце и потере цвета при воздействии чистящих средств.

Непрозрачный (англ. Opaque) – соответственно бисер, изготовленный из стекла, не обладающего прозрачностью. Также, как и прозрачный, считается одним из самых дешевых видов бисера. Непрозрачному бисеру не страшно попадание солнечного света. Более того, он не теряет свою красоту при попадании на него бытовых чистящих средств.
Внутреннее серебрение (англ. Silver-lined). В данной категории отверстия бисера покрывают серебряным цветом, придавая блеск. Покрытие вполне устойчиво, но возможно определенные проблемы с обесцвечиванием.

Радужный (англ. Rainbow) – вид бисера, который имеет на поверхности оттенки цветов радуги. Он в свою очередь делится на подкатегории: 1) Радужный прозрачный (Transparent Rainbow). Для него, как правило, не характерна потеря цвета, он не стирается трением об одежду и не портится под воздействием бытовой химии. 2) Радужный непрозрачный (Opaque Rainbow). По характеристикам ничем не отличается от радужного прозрачного. Вся разница лишь в прозрачности.
3) Радужный, с покраской внутри (Inside-Color Rainbow). Для этого типа бисера вполне приемлемо изменение цвета под воздействием солнечного света и различных чистящих средств.

Глянцевый (англ. Luster) – один из лучших типов бисера. Делится на следующие подтипы:

1) Глянцевый прозрачный – при его использовании про потерю цвета можно и не вспоминать. 2) Глянцевый непрозрачный. Аналогичен глянцевому прозрачному.

Металлизированный (англ. Metallic) – бисер такого типа отличается металлической поверхностью. Стойкость цвета на прямую зависит от производителя. Металлизированный бисер японских компаний отличается высокой устойчивость ко всем видам воздействий.

Цейлон (англ. Ceylon). Бисер покрывают глянцем или окрашивают изнутри, придавая ему постельный тон. Отличается хорошей устойчивостью цвета.

Покрашенный изнутри (англ. Inside Color). Название говорит само за себя. Это окрашенный изнутри бисер, обладающий самыми разнообразными цветами. Делается из простого прозрачного стекла. Бисер совсем не теряет свой цвет при соприкосновении с одеждой или кожей, ведь он окрашен изнутри. Хотя для него вполне характерно возникновение проблем, связанных с выцветанием на солнце. Более того, можно дать 100%-ую гарантию потери цвета при воздействии с бытовой химии. Именно поэтому, специалисты рекомендуют использовать окрашенный изнутри бисер в декоративной вышивке, где воздействие внешних факторов минимально. Окрашенный (англ. Dyed) – бисер, обладающий покрашенной внешней поверхностью. Именно это делает его чрезвычайно чувствительным к внешним факторам: при попадании солнечного света, выцветает при трении об одежду, а, при взаимодействии с бытовой химией, его попросту можно выкинуть. Рекомендуется использовать окрашенный бисер для бисерных вышивок или цветочных композиций. Гальванизированный (англ. Galvanized). Бисер такой категории покрывается серебром со всевозможными оттенками. Чрезвычайно чувствителен к воздействию внешней среды. Солнце, трение об одежду, химия – все это пагубно скажется на цвете бисера. Поэтому рекомендуется его использовать или для вышивки, или для недолговечных проектов. Шёлковый (англ. Silk) – бисер высокого качества, обладающий приятными «зимними» оттенками.
Бисер, покрытый драгоценными металлами (палладий, серебро, золото, никель и др.) (англ. Special Plating, Gold plating, etc). Долговечный и надежный бисер, отличающийся изысканной красотой. Металлами бисер покрывается как изнутри, так и снаружи.

Матовый (англ. Frosted, Matte) – последний в списке, но не по качеству. Матовый бисер обладает стойким цветом, который сохраняется при воздействии солнца или бытовой химии. Трение об одежду или кожу ему также не страшно. Бывает следующих видов: 1) Матовый прозрачный и непрозрачный (Transparent Matte, Opaque Matte). Отличается высокой устойчивостью цвета. 2) Матовый радужный (Matte Rainbow). Устойчив ко всем внешним воздействиям. 3) Матовый металлизированный (Metallic Matte). При эксплуатации данного типа бисера возможно возникновение проблем, связанных с потерей цвета. Фурнитура для бисероплетения: 1. Нити

Качество изделия из бисера, а также его внешний вид во многом зависят от нитей, использующихся в работе. Как известно, цвет выбранных нитей может влиять на оттенок бисера в изделии. Подбор нитей следует осуществлять с учётом: выбранной модели бисерного изделия; бисера, используемого в работе; ваших личных предпочтений. Лучше всего для бисероплетения подходят армированные катушечные нити с лавсаном и швейные капроновые нити различных цветов (на бабинах). Эти виды нитей сочетают в себе достоинства натуральных волокон (они достаточно упруги, приятны на ощупь) и синтетического волокна (прочность, износостойкость). При выборе лавсановых нитей следует обратить внимание на маркировку. Такие нити помечаются буквами, находящимися рядом с номером на катушке: ЛЛ – лавсан со льном, ЛХ – лавсан с хлопком, ЛШ – лавсан со штапелем). Все эти нити могут использоваться в бисероплетении.
Нити используются для плетения и низания различных бисерных изделий. Главным образом: колье, браслетов, ожерелий, бус, отдельных видов декоративных изделий (например, пасхальных яиц).

2. Леска

Для создания отдельных видов изделий из бисера требуется, чтобы они хорошо (жёстко) держали форму. Нити не всегда могут обеспечить требуемый уровень жёсткости. Для таких случаев лучше подойдёт леска. Леска обладает рядом достоинств: она прозрачна и почти не заметна в изделии, прочна, не гниёт со временем (в отличие, например, от натуральных нитей). Одна и леска не лишена недостатков – нанизанные на леску бисерные изделия зачастую топорщатся, изделие может коробиться при неправильном хранении. Если хоть раз изделие смять и оставить в таком состоянии на некоторое время, расправить его затем будет практически невозможно. Свойство лески «запоминать» форму можно использовать во благо. Для этого следует придать изделию из бисера на леске необходимую форму и закрепить его в таком положении на сутки. После этой процедуры изделие будет придерживаться этой формы. Диаметр лески указывается в миллиметрах и проставляется на упаковке. Леска используется для плетения (низания) жёстких конструкций из бисера, изделий, которые должны хорошо держать форму, при работе с рубленным бисером и стеклярусом. 3. Мононить

Мононить – это полимерная нить толщиной 0,12 мм (проще говоря, тонкая леска), с длиной намотки в катушке 250 м. В продаже встречается мононить чёрного и белого цветов. Мононить используется при создании таких изделий из бисера, где трудно подобрать нить по цвету, либо требуется невидимое крепление.
Наиболее часто её используют для плетения различных бисерных сувениров. Мононить незаменима и в том случае, когда приходится работать с очень мелким бисером, имеющим тонкие отверстия.

4. Эластичная нить

Эластичная нить, используемая в бисероплетении, бывает двух видов в оплётке (резинка) и без (спандекс). Эластичная нить (резинка) имеет диаметр 0,6 мм. В продаже имеется резинка в широком цветовом спектре (более 30 цветовых оттенков). Эластичная нить используется преимущественно для плетения браслетов из бисера и бусин малого диаметра, которые не имеют замка. Цвет такой нити выбирается в тон используемого бисера (бусин). Спандекс без оплетки – это эластичная нить диаметром 1 мм, чёрного и белого цветов. Такая эластичная нить также применяется для плетения браслетов из бусин и крупного бисера без замка. 5. Проволока для бисероплетения

Проволока, используемая для создания изделий из бисера, должна быть достаточно тонкой, чтобы её можно было несколько раз продеть через тонкое бисерное отверстие, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдержать вес бисера, т.е. не провисать. В бисероплетении обычно используется жёсткая стальная проволока или мягкая цветная проволока. Стальная проволока выпускается диаметрами 0,3 мм, 0,35 мм и 0,45 мм с длиной в намотке по 100 м. Такая проволока используется при изготовлении разнообразных бисерных изделий, таких как: обручи для колье, браслеты, кольца, декоративные изделия из бисера для интерьера и т.п. Такая проволока представляет собой тугую пружину диаметром примерно 5,5 см для браслетов и 2 см для колец. От обычных игл бисерные иглы отличаются равномерностью диаметра по всей длине. Самыми «ходовыми» считаются бисерные иглы № 12: короткие, имеющие длину 35 – 45 мм для работы с бисером в плетении и длинный, длиной 50 – 55 мм для работы с бусинами. Лучшими считаются японские и английские иглы.

Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!



По материалам:


С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес.

Около 6000 г. до н. э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими.


Достоверных фактов как, где и когда появилось стекло, нет.



Одни соглашаются, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде - однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля - они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но камни, оказавшиеся кусками селитры, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла.

А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет... Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины. Египтяне производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием "фаянс" ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами.


Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, но с несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.



В период эллинизма (400 г. до н.э.) самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия, где появляется новая техника "мозаичного стекла", основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов.

В 111-11 вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. Предполагается, что крупнейшим центром их производства был остров Родос.


Название - бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. Благодаря применению так называемого "мыла для стекла" (двуокиси марганца) римляне научились очищать стекло от цветных примесей, что позволило им получать образцы из мозаичного стекла, белого матового стекла и др. С изобретением стеклодувной трубки, стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.


Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.



К IX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Х в.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

В период античности центрами производства стекла, следовательно и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Но после падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок. Наиболее значительную роль в производстве бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла предшествующих поколений. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером - сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.


В 1291 г. все стеклоплавильные печи, кроме небольших мастерских по производству четок и обработке драгоценных камней, переместились на остров Мурано, неподалеку от Венеции, не только чтобы уберечь город от пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла. Жители Мурано как бы образовали собственное государство: свои суд, монета, администрация и посол в Венеции. Сенат запретил вывоз с территории острова сырья и осколков необработанного стекла - чтобы никто не мог определить состав.

Стеклоделы Мурано были почитаемы и пользовались неслыханными привилегиями, но за разглашение секретов мастерства к их семьям могли просто подослать наемных убийц. Чтобы стеклоделы не уходили с рабочих мест, им была предоставлена невиданная доселе привилегия - их дочерей можно было выдавать за аристократов, и их внуки становились аристократами. Бежавших стеклоделов возвращали и жестоко наказывали., вплоть до смертной казни.

В дальнейшем бисер использовался в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.

Во второй половине XV века (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера.


В начале XVI в. появился способ обработки стекла, получивший название "над огнем", или "над лампой". При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. В XVII-XVIII вв. удалось создать стеклянный бисер, имитировавший знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. Снова был издан закон, запрещающий мастерам открывать свои секреты изготовления стекла.


В 1606 г. в Венеции насчитывалось 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число было уже 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь. В первой половине XIX в. появились первые способы машинного изготовления бисера, вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал использоваться повсеместно: для изготовления украшений для верхней одежды, отделки подушек, кистей, пуговиц, пряжек и т.п.


В ХVII веке появились конкуренты - Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Здесь вместо соды использовали древесную золу, отсюда и название технологии - «лесное» стекло. Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Бисерное украшение одежды обрело такую популярность, что стало признаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце - из какой местности, какого рода, знатен ли он, женат ли. Но особенно изысканные туалеты появились в ХIХ веке во Франции - в отделке использовался и бисер, и стеклярус.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово, организованный при содействии венецианских мастеров-стекольщиков . В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий.


Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.



Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.


Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки.


В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле. Вплоть до 20-х годов ХХ - го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно - Первая Мировая война…

Но в конце ХХ-го века наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия может порадовать нас своей неповторимостью, изяществом. Бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.

Среди разновидностей рукоделия особенное место занимает бисероплетение. История его возникновения уходит своими корнями в глубокую старину. Этот тип народного творчества очень популярен и распространен во многих странах. Он развивался в такт с веяниями моды, а эволюция данного материала и техник работы с ним проходила в том же темпе, что и общественный прогресс.

До нашей эры

История возникновения бисероплетения началась еще до появления великих древних цивилизаций. Этот материал неизменно привлекал мастеров различных эпох своими эстетическими качествами. Искусство работы с ним зародилось во времена первобытных людей.

Даже в далекие времена, когда такого понятия, как «бисер», люди украшали свое тело изделиями из камней или клыков животных, в которых были проделаны отверстия для веревки.

Бусины были популярны также во времена могущественных древних империй. Наши предки использовали их как украшения и средство защиты от злых духов. Среди артефактов далеко не одного народа археологи по сей день находят отшлифованные камни, в которых были просверлены отверстия.

Первые материалы

История возникновения бисера и бисероплетения также берет свое начало в тех временах, когда люди делали для себя аксессуары из различных семян, стручков, орехов, ракушек, а также когтей и костей. Далеко не один человек верил в то, что если будет носить на себе что-либо из частей убитого животного, такое украшение будет защищать его от нападений данного зверя или сделает более сильным и мужественным.

История бисера и бисероплетения также связана с созданием нашими предками глиняных бусин. Гончары обжигали их и покрывали краской. Когда ремесла начали развиваться, стали распространяться металлические шарики с дыркой. Из них делались украшения и талисманы, они выполняли роль разменной монеты, даже символизировали богатство и власть.

Индейцы

С помощью украшений люди выражали свое мировоззрение. Особой популярностью подобные взгляды пользовались у коренных американцев. История возникновения бисероплетения неразрывно связана с индейцами, которые использовали бусины для украшения домов, вплетали ленты из них в волосы, вышивали ими одежду. Без этого элемента фурнитуры не обходился декор ни одной налобной повязки, ритуального пояса, детской колыбели или табакерки.

В Северной Америке также использовали бисер, изготовленный из раковин и перьев. Также для их создания использовалась масса других материалов. Например, с этой целью обрабатывались кораллы, бирюза, серебро и др.

У майя и ольмеков большой популярностью пользовался нефрит. Кроме того, археологи нашли бисер, основой для которого послужили золото и А древние египтяне чаще всего применяли для создания бусин специальные кристаллы.

Древний Египет

История создания бисероплетения уходит своими корнями в Древний Египет, который по праву называют родиной этого вида рукоделия. Дело в том, что именно в этой стране примерно 3 тысячи лет назад было изобретено стекло, из которого и началось производство первых настоящих бусин. Сначала они были непрозрачными и использовались для украшения одежды великих фараонов. Также египтяне плели и вышивали им платья.

История развития бисероплетения шагает в одну ногу с развитием всего человечества. На первых этапах своего существования эти бусины служили материалом для вышивания и самого обычного нанизывания на нить. Но со временем начали появляться новые, эволюционировавшие варианты их применения.

Изобретение сетчатого плетения стало толчком к появлению самостоятельных изделий из этой фурнитуры. Затем начали все чаще использоваться различные узоры и схемы, и бисероплетение перешло на новый уровень. Египтяне сочетали стеклянные бусины с различными ценными камнями и благородными металлами. Украшения, созданные из данного материала, начали распространяться по другим странам.

Римская империя и весь мир

Сразу же за Египтом эстафету в бисерном мастерстве переняла Сирия, а затем и вся Римская империя, за которой последовал весь мир. Китайцы изобрели устройство, которое состояло из натянутых в деревянной рамке проволок, по которым скользили бусины. Оно используется по сей день и называется счеты.

Римляне активно вели продажи бисера по всем районам империи. Эта фурнитура также не была чужда древним кельтам и викингам, которые плели из нее бусы и браслеты, вышивали одежду. Некоторые античные народы использовали ее в качестве разменной монеты.

История бисероплетения в России берет свое начало во временах кочевых племен сарматов и скифов. Большой популярностью среди них пользовались одежда и обувь, украшенные бисером. Еще за несколько столетий до начала нашей эры они уже обшивали стеклянными шариками вороты, рукава и грудь рубах. Не обошелся без красочных бусин и декор шаровар, поясов и головных уборов.

Венеция

Бисероплетение, история которого неразрывно связана со стеклоделием, активно развивалось также в Венеции. После того как Римская империя распалась, в эту республику перебралось немало мастеров из Греции и Византии. В 10-12 веках здесь производились бусы и различные поделки из них.

А с 13-го столетия данная промышленность вышла здесь на новый уровень. В начале 90-х годов все заводы по производству стекла были перенесены на Мастера изготовляли самые разнообразные бусины, бисерины, пуговицы, а также посуду и зеркала. Также они активно продавали все свои творения.

Неаполь отличался от других ремесленных центров тем, что в нем на протяжении веков обрабатывали кораллы. Технология создания стекла тщательно скрывалась венецианскими мастерами. Особо большой тайной был рецепт создания соды.

Ее добавляли к песку, чтобы получить материал, на котором основывалось бисероплетение. История также рассказывает о таком факте, как запрет вывоза стекла из Венеции, чтобы никто посторонний не смог разгадать секрет его создания.

Начиная с 14-го века каждый стеклодел республики считался представителем привилегированных слоев общества. В 15 муранцы получили собственную администрацию, судебную систему и валюту. С этого момента и по 17 век искусство венецианских стеклоделов переживало свои самые лучшие времена.

Этот регион на протяжении веков оставался единственным производителем настоящего бисера. Его купцы везли фурнитуру на Восток и Запад, обменивая ее на пряности, шелка и, конечно же, золото. использовали бусы в качестве разменной монеты.

Европа

Бисероплетение, история происхождения которого неразрывно связана с его распространением по планете, пользовалось большим спросом в Европе. В ее странах строились целые склады под этот материал и устраивались специальные ярмарки для продажи бусин.

Самым ценным считался блестящий и мелкий бисер, который имел диаметр в полсантиметра. Большой популярностью пользовались парчовые бусины, а также отполированные изнутри, покрытые золотом или серебром.

И короткого пути в Индию также повлияло на бисероплетение. История его создания перешла на новый уровень. Вместо стекольных мастерских начали строиться большие заводы. Центрами такого масштабного производства стали Испания, Португалия, Нидерланды, Англия и Франция. Украшения вовсю продавались также в Северной Европе.

Новые технологии

Вторая половина 18 века принесла новые усовершенствования в бисероплетение. История и современность слились воедино благодаря появлению машин, которые делали трубки из стекла. Благодаря этой технологии производство бусин стало гораздо быстрее и дешевле.

Высокая конкуренция на рынке между Венецией и Богемией стала мощным толчком для придумывания мастерами самых различных расцветок, форм и размеров этой фурнитуры. Она получает широкую популярность среди европейских дам. Одежды, расшитая бисером, становится самой модной.

Собрания по сей день хранят неповторимые образцы предметов гардероба из того периода. Поскольку стеклянные бусины прекрасно противостоят времени, они до сих пор сохраняют свою яркость и привлекательность.

Современность

На срезе 19-го и 20-го столетий во всем мире данный материал также имел очень высокий спрос. Он использовался для декорирования дамских сумочек, бумажников, подстаканников и других предметов.

Бусы и сегодня широко используются как для создания модных украшений, так и в работе над отдельными деталями предметов гардероба. История бисероплетения для детей очень интересна и многогранна. Она может послужить для них стимулом, чтобы начать заниматься этим прекрасным видом рукоделия.


Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.



История происхождения бисера
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый . Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – . Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.



История происхождения бисера в России
А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война…



Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность