Каковы характерные черты современного общества? Структура современного общества. Так выглядят мои друзья Современные средства коммуникации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Остановитесь на минутку и посмотрите на мир, который окружает нас, безучастным взглядом: некоторые вещи могут показаться запутанными. А теперь включите телевизионный канал и задержите на новостях свое внимание в течение 10 минут. Несложно отследить темы информационного потока. Там не будет ничего, кроме военных конфликтов, смертей, насилия, болезней и природных катаклизмов. Все это является частью стратегии наполнения информационного контента. Для того чтобы люди были более управляемыми, они должны все время оставаться сосредоточенными на драме.

Гипнотерапевт и писатель Майкл Элнер удивительно точно отразил происходящее вокруг нас: «Только посмотрите на нас! Все движется в обратном направлении, все встало с ног на голову. Врачи вредят пациентам, юристы попирают справедливость, психиатры разлагают умы, ученые уничтожают истину, средства массовой информации лгут, религии лишились духовных ценностей, а правительства загоняют свои народы в кабалу».

Высказывание Майкла Элнера удивительно точно в нескольких словах отражает состояние нынешнего общества, хотя это смелое заявление в некотором смысле является преувеличением. Нельзя не согласиться, что подавляющее количество наших дел, изначально имеющих благие намерения, заканчиваются плачевно, а единственным стимулом к выживанию является жажда наживы.

История повторяется снова и снова

Удивительно, как общество снова и снова наступает на одни и те же грабли. Человечество видело эти разрушающие события тысячи раз на своем многовековом пути. Напрашивается логичный вопрос: не пора ли остановиться? Не пора ли задуматься, что ждет нас всех в конце пути?

Если мы хотим перемен, нам достаточно взглянуть на наше прошлое и проанализировать, почему наши действия и мысли в конечном итоге привели нас к этой точке. Можно ли теперь совершить что-то другое для восстановления статус-кво? Взгляните на эти факты. Люди давно воспринимают их за норму, но разве они имеют право называться таковыми?

Шокирующие факты, к которым люди давно привыкли

  1. 1Мы уделяем первостепенное внимание деньгам и экономике, однако совсем забыли про воздух, воду, качество продуктов питания и состояние окружающей среды.
  2. Общество использует экономическую систему торговли, которая совсем не совершенна. О каком совершенстве может идти речь, когда по ее вине гибнут миллионы жителей ежегодно?
  3. Люди делят земли мира на страны, а затем враждуют со своими соседями. Нам мало прежних завоеваний — мы боремся с теми, кто живет на чужой территории.
  4. Мы наделяем некоторых из нас званием «солдат», это дает право убивать ни в чем не повинных.
  5. Человечество пытает и убивает миллионы животных ежедневно. И все это ради того, чтобы получить еду, одежду и развлечения. Люди нарекли себя царями животных и дали себе право ставить над ними эксперименты.
  6. Мы отправляем своих отпрысков в школу, где они проводят лучшие годы. Все это время дети стремятся запомнить факты и даты, которые им вряд ли понадобятся в реальной жизни.
  7. Общество накладывает на родителей финансовое обязательство по обеспечению детей. Именно поэтому подрастающее поколение лишено внимания и заботы, а этапы их становления ускользают от родительского ока.
  8. У нас существуют тысячи религий, и каждая из них считает себя главной, а своего бога нарекает идеальным.
  9. Любовь и милосердие творят жизнь, но эти качества высмеиваются и считаются признаком слабого характера. Другое дело — агрессия и война. Они убивают жизнь, но считаются синонимами силы.

На написание данной статьи меня подтолкнула моя предыдущая публикация о казусе самозакрепощения . Там мной была затронута тема формаций, которую я хочу рассмотреть более подробно.

Это может показаться скучным, особенно после нудного заучивания сухих фактов на уроках истории в школе или институте, но, по-моему, это очень увлекательно и захватывающе. Очень интересно понимать общество, в котором мы все живём. Представляя себе общие для человечества этапы и законы социальной эволюции, можно лучше понять наше прошлое, а самое интересное - попытаться экстраполировать их на будущее и сделать предположение о том, что всех нас ждёт впереди.

Формационный подход

Источник изображения: www.fotosimagenes.org Или подход общественно-экономических формаций был разработан Карлом Марксом и, в последствии, развивался Фридрихом Энгельсом, но потом, к сожалению, у него была трудная история и сейчас, как и всё учение Маркса, формационный подход, мягко говоря, не пользуется популярностью. Надеюсь, данное упущение будет исправлено научным сообществом.

Критерием в данном подходе является общественно-экономическая формация - ступень социальной эволюции, которая характеризуется определённым для данной формации способом производства и соответствующими ему производственно-экономические отношениями.
Например, феодализм, как общественно-экономическая формация характеризуется феодальным способом производства: аграрная экономика, преобладание сельского населения, отсутствие или зачатки промышленных отраслей. Феодальный способ производства соответствует феодальным производственно-экономическим отношениям: господствующий класс (землевладельцы) путём внеэкономического принуждения получал с крестьян (эксплуатируемого класса) ренту.

Ниже я выделил основные черты и особенности всех формаций.

Первобытно-общинный строй

Также имеет названия: доаграрное, охотничье-собирательское общество или общество первобытного коммунизма.

  • Характерные черты:
    • присваивающий (непроизводящий) принцип производства;
    • отсутствие государства, классов и частной собственности;
    • равное положение членов общины по отношению к средствам производства.
  • Качественные изменения: выход человека из царства животных.
  • Основной принцип производства: охотничье-собирательский.
  • Классовый состав: отсутствует.
  • Государство: отсутствует, иерархия основывалась на возрастной и половой дифференциации.
  • Религия: примитивные верования: анимизм, шаманизм, тотемизм.
  • Культура: так как в эту эпоху отсутствовала письменность, сложно сказать что-то конкретное.

Открытие земледелия и скотоводства позволило первобытным людям начать производить прибавочный продукт, что повлекло за собой имущественное расслоение общества, выделение богатых и рядовых членов общины, родовой знати. Также благодаря земледелию и скотоводству стал происходить рост населения, укрупнение родовых общин в племена и вождества. Военно-пленных и наиболее бедных членов общины начинают использовать как даровую трудовую силу, происходит деление общества на классы.

Общественный продукт - это совокупность материальных благ, созданных во всех отраслях материального производства (средств производства и предметов потребления).

Необходимый продукт - часть общественного продукта, необходимая для нормального, с точки зрения текущих социально-экономических условий, воспроизводства физических и духовных способностей работника и членов его семьи.

Прибавочный продукт - часть общественного продукта, производимого сверх необходимого продукта.

Рабовладельческий строй

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство;
    • раб не имеет собственности на средства производства: ни на землю, ни на орудия труда, ни на скот;
    • раб полностью бесправен в обществе (раб - объект, а не субъект права);
    • низкий уровень развития техники - незаинтересованность рабов в развитии и росте производства и бесплатность труда рабов для хозяина;
  • Качественные изменения: переход от присваивающей к производящей экономике, появление классового общества, появление государства.
  • Господствующий класс: рабовладельцы.
  • Эксплуатируемый класс: рабы.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: формы государства сильно разнятся в зависимости от плотности населения, рельефа местности и культурных различий: от греческой демократии до азиатских имерий с обширным бюрократическим аппаратом и сильным централизованным государством.
  • Религия: развитие примитивных верований в политеизм, а также при некоторых условиях появление монотеистических верований: культ Атона в Египте, Яхве в иудее.
  • Культура: зарождение светского мировоззрения в виде различных философских учений: натурфилософия, платонизм на западе; даосизм, конфуцианство на востоке.

Рабовладельческие производственные отношения, положив начало разделению труда, дав толчок развитию производственных сил, становились экономически невыгодными. Раб и результаты его труда являлись полной собственностью единоличного или коллективного владельца (общины, храма, государства), таким образом, экономическая заинтересованность раба в его деятельности фактически отсутствовала. Это стало причиной эволюции рабовладельческого строя в феодальный, путём постепенного увеличения самостоятельности рабов, например, колонат в Римской империи.

Производительные силы (нем. Produktivkräfte) - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Не все народы проходили через рабовладельческий строй. Появившись на арене истории в близости от обществ, перешедших на более высокую ступень социального развития, некоторые народы под их влиянием миновали предыдущие общественно-экономической формации. Например, славянские и германские племена завершили формирование классового общества возникновением феодального строя.

Феодализм

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство, мелкое индивидуальное производство;
    • монополия господствующего класса феодалов на основное средство производства - землю;
    • собственность на землю была неразрывно связана с господством над производящим классом крестьян;
    • в отличие от рабовладельческого строя, крестьянин имел собственное хозяйство, юридически принадлежащее феодалу, но фактически передававшееся по наследству в семье крестьянина;
    • крестьянин являлся собственником орудий труда, недвижимости и скота;
    • феодал из-за своего «права» на землю безвозмездно взимал с крестьян земельную ренту (барщина, оброк).
  • Качественные изменения: утвердившаяся при феодализме хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба) открывала возможность для увеличения производительности труда; отделение ремёсел от земледелия вело к углублению разделения труда и возникновению юридического признания собственности ремесленника на средства производства (мастерская, орудия труда) и произведённую им продукцию.
  • Господствующий класс: феодалы.
  • Эксплуатируемый класс: крестьяне.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: на ранних этапах феодализма происходило углубление имущественного расслоения общества; появление аристократии, сословий (социальных групп, члены которых отличаются по своему правовому положению), централизация государства. Основным типом государства становится сословная монархия.
    На поздних этапах феодализма формой политического господства феодального класса становилась абсолютная монархия (абсолютизм, самодержавие).
  • Религия: распространение феодализма и его ранние этапы сопровождались распространением христианства, которое идеологически легитимизировало феодальную структуру и иерархию общества. На этапе появления новых капиталистических отношений и классов в обществе и разложения феодализма в религиозной сфере произошли радикальные изменения - Реформация - изменения в религии, которые отвечали интересам зарождавшегося класса капиталистов (см. например, протестанская трудовая этика).
  • Культура: развитие производственных сил при феодализме привело и к развитию духовной жизни. Эпоха Возрождения , характеризующаяся своим светским характером, гуманистическим мировоззрением, появлением науки, основанной на опытном знании, возвращением к античной культуре, являла собой выступление против феодализма и освобождение духовной жизни от религиозного влияния.

Поздний феодализм вылился в два совершенно разных пути своего развития. В странах Западной Европы с рано зародившимися товарно-денежными отношениями нарастание внутренних противоречий общества привело к буржуазным революциям XVI-XVIII веков, сменившим феодальную формацию капиталиcтической, как более соответствующей уровню развития производственных сил.

В части же стран Центральной и Восточной Европы процесс становления капиталистических отношений замедлился вследствие феодальной реакции, которая заключалась в установлении диктатуры дворянства, сильной централизации государства и введению суровых форм крепостничества с зачатками товарно-денежных отношений. Как следствие, барская запашка принимала характер крупного предпринимательского хозяйства, а эксплуатация крестьян носила рабовладельческий характер (некоторые историки считают это следствием увеличения спроса на хлеб со стороны стран Западной Европы, где в это время устанавливались капиталистические отношения). Поздний феодализм принял затяжной характер и завершился в некоторых странах только во второй половине XIX века.

Схожие процессы происходили в странах Азии, но там они были усугублены вмешательством стран Западной Европы, особенно в Китае и Индии.

Капитализм

  • Характерные черты и качественные изменения:
    • промышленный принцип производства;
    • господство товарно-денежных отношений и глубокое разделение труда;
    • частная собственность на средства производства;
    • переход от внеэкономического принуждения к экономическому - наёмный труд стал продаваемым товаром;
    • стремительное развитие техники и машинного производства.
  • Господствующий класс: буржуазия.
  • Эксплуатируемый класс: рабочие.
  • Метод эксплуатации: экономический.
  • Государство: ограниченная и формальная демократия.
  • Религия: во многих странах произошло отделение церкви от государства и провозглашение светского общества, хотя процент верующих все ещё достаточно высок.
  • Культура: рост слоя интеллигенции, фантастические научные достижения, научно-техническая и информационная революции дали дали человечеству огромные возможности, но оно пока не спешит их использовать в полной мере.

Пройдя через этап острой конкуренции в XIX веке и этап передела рынков сбыта в первой половине XX века (две мировые войны), сейчас капитализм находится в государственно-монополистической стадии, которая характеризуется тем, что верхушка бюрократического аппарата срослась с владельцами крупных капиталистических монополий, финансовой олигархией, что сильно укрепило позиции капитализма.

Заключение

Источниками идей Маркса были работы классической английской школы политической экономии (Адам Смит), немецкой классической философии (Гегель) и французских утопических социалистов (Сен-Симон). Таким образом, основываясь на идеях передовых мыслителей своего времени, он их развивает в духе гуманизма эпохи Возрождения, стремясь найти ответ на проблему социальных противоречий общества, которые его преследуют со времён выхода из животного царства.

Рассмотрев эволюцию человеческого общества от доисторических времён до XIX века, Карл Маркс попробовал экстраполировать собранные им данные на будущее развития человечества, и описать основные черты будущей формации.

Поскольку попытка описания будущей формации - это непростая и довольно объёмная тема, наряду с такими как анализ формаций в России и СССР (к социализму и коммунизму по сути никакого отношения не имеющих), а также текущей стадии развития капитализма, я рассмотрю их в своих будущих публикациях.

Атмосферу в обществе создаёт женщина. Мужик решает практические задачи, ему не до того. Мужчина неосознанно отвечает на запрос женщины. Когда она начала играть на его поле, соревноваться с ним в профессии, в бизнесе – он рыцарственно подвинулся, давая ей проявить себя. Потом ещё подвинулся, потом ещё - и оказался уже совсем на обочине. Если она такая могучая, крикастая, авторитетная – ему просто ничего не остаётся, как стать никчёмным. Женщины сами сделали их никчёмными – а потом к ним же предъявляют претензии. Поразительно, что этого никто не понимает.

Падение общей пассионарности белого человечества связано с женским равноправием. Женщины стали плохонькими мужиками, поэтому мужикам ничего не оставалось, как обабиться.
«Какой забавный общества этап,
Коварно подготовленный веками:
Мужчины стали чем-то вроде баб,
А женщины - почти что мужиками», - правильно заметил советский поэт Евгений Евтушенко много лет назад.

Обабливание мужчин сегодня считается даже чем-то прогрессивным и замечательным. Мужчины присутствуют при родах, сидят с младенцами в декрете. Это типичная институционализация того, что есть. Раз уж так получилось, что мужики у нас бабы, а бабы – отчасти мужики – объявим ЭТО естественным, неотвратимым и даже прекрасным. Очень современным, достойным и замечательным. И это по-своему логично: раз мужчины и женщины – это почти что одно и тоже, то и функции их одинаковы.

И не моги в этом сомневаться, а не то прослывёшь замшелым ретроградом. И постепенно люди перестают замечать, что равенство мужчин и женщин – нелепость. Зачем им быть равными? Они – две стороны, два проявления одного – человека. У них, у каждого, свои задачи. Им не надо соревноваться и играть на чужом поле.

Сто лет назад об этом хорошо написал Лев Толстой в рецензии на рассказ Чехова «Душечка»: блюсти покой и достоинство своей семьи гораздо полезнее, чем отправлять чужие депеши. (Тогда образцом продвинутой работающей женщины была телеграфистка, вроде как нынче программистка или финансистка). У женщины много дела дома, если серьёзно отнестись к этому делу. Если детей несколько, если не просто раздавать нахлобучки, а воспитывать и учить – дела хватит. Любопытно, что, когда начались рассуждения о женском избирательном праве (движение т. н. суфражисток), типичным возражением было вовсе не то, что женщины глупы. Вовсе нет. Говорили, что женщины и так имеют слишком много обязанностей по дому, чтобы на них ещё навешивать новую обязанность – вникать в перипетии политической борьбы, программы разных партий и всё прочее. В ту рациональную эпоху ещё не додумались, что можно «голосовать сердцем» и выбирать политика, потому что он милашка или на нём костюмчик хорошо сидит.

Та атмосфера бабства, разлитая в обществе, ведёт нас к последней черте. Ни с кого нельзя сегодня ни за что всерьёз спросить, никого нельзя огорчить и потревожить. Никакое полезное, но непопулярное решение не имеет ни единого шанса быть принятым. Вот буквально сейчас прошла информация: первый зам председателя Центробанка Алексей Улюкаев считает, что пенсионная система наша – нереформируема. Надо возвращаться к прежней, советской. Какого же чёрта вожжались с этой реформой битых два десятка лет? Кто те вредители и враги народа, по чьей милости государство потеряло многие миллиарды? Кого надо немедленно расстрелять? Да никого. Так как-то получилось… И так во всём. Именно это я называю атмосферой бабства. Она носит всеобщий и всепроникающий характер. И точно то же самое на Западе. У нас, как в стране мирового гротеска, просто всё карикатурнее.

Дойдём мы до последней черты – тогда волей-неволей у общества появятся настоящие задачи. Мужские задачи - когда либо сделай, либо сдохни. Тогда на первый план естественным образом выйдут мужчины. Они будут на острие атаки. А женщины естественным образом станут их тылом. И не будет почвы для выяснения, кто главный и кто кому равен. Каждый будет главным по-своему, у каждого будет свой «участок работы» - одинаково важный. Во всяком случае, один без другого невозможен и немыслим.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго