Важность развития мелкой моторики. «значение развития мелкой моторики. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Кадочникова Наталья Алексеевна

ГККП«Ясли-сад № 11» г. Павлодар

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал : "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, "Рука - это инструмент всех инструментов"- заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг" - писал Кант.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Ученые -нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики

1.Повышает тонус коры головного мозга.

2.Развивает речевые центры коры головного мозга.

3.Стимулирует развитие речи ребенка.

4.Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5.Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6.Развивает чувство ритма и координацию движений.

7.Подготавливает руку к письму.

8.Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети .

Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети .

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

мелкая моторика игра дошкольный

Мелкую моторику рук развивают:

1.Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

2.Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

3.Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия;

4.Рисование карандашами (фломастерами, кистью);

5.Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения . Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства.

Развитие соотносящих действий : ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

Подражание движениям рук : особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

Развитие движений кистей и пальцев рук : ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Игры и упражнения для развития ручной моторики:

Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж.

Занятия с предметами и материалами

Бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, - пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.

Игры по развитию моторики

1.Нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха;

2.Разминать тесто, пластилин, глину;

3.Вдавливать детали в пластилин;

4.Рвать бумагу

Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень

Развитие соотносящих действий рук. Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек - разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек.

Сортировать мелкие предметы

Развитие хватательных движений - хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме).

Пересыпать сыпучие материалы

Обучение использованию различных инструментов. При помощи ложки, совка, воронки учим пересыпать сыпучие вещества (крупы, горох, чечевицу, песок) из одной емкости в другую

Мять бумагу

Развитие силы рук . Предложить ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу). Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в "снежки".

Использовать разнообразные конструкторы

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным). При этом помните, что сложнее работать с мелкими деталями.

Собирать пазлы

Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук, тонких движений пальцев.

Изготавливать поделки из различных материалов

Развитие разнообразных движений рук и пальцев. Используются пластичные материалы (пластилин, глина), природные материалы, бумага, различные инструменты (ножницы).

Использовать мозаику

Развитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используются разнообразные виды мозаик - с шестигранными пластинками, круглые, квадратные.

Шнуровать

Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка - это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия.

Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии

Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук.

Пальчиковые загадки.

"Очки" : Обеими руками изображаем "колечки" - соединяем большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам.Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль.

«Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев
соприкасаются.

«Лодка»: ладони с прижатыми друг к другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».

«Цепочка»: большие и указательные пальцы соединяем - получаются колечки, одно колечко обхватывает другое - получается цепочка.

Наталья Черепанова
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста

Доклад на тему :

"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста "

"Источники способностей и

дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей . Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи . Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук , имеют более развитый мозг , особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи . Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика , но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита .

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе : много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук .

Значение развития мелкой моторики

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка .

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи .

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики .

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев , способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка , то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту .

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков : по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики . Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети.

Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и , следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается , когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи .

Развивая мелкие , дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка .

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев : сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Массаж как эффективный метод терапии применяют на всех этапах реабилитации. Стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают :

1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

2. Игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку;

3. Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия;

4. Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

5. Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы . Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику .

Развивая мелкую моторику , нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать : выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку , мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку , мы стимулируем развитие правого полушария .

Значение мелкой моторики очень велико . Она напрямую связана с полноценным развитием речи , так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь , находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков . Чем раньше вы начнете работу с ладошками , тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память , воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства.

Развитие соотносящих действий :

Ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.) ;

Подражание движениям рук : особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

Развитие движений кистей и пальцев рук : ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными;

В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук , укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Публикации по теме:

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста Текст выступления к презентации на тему «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Слайд №1 Здравствуйте! Меня.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Мамедова Е. В., заместитель заведующего по.

Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста Брежнева Е. А. воспитатель высшей категории МАДОУ «ДС № 476 г.

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Пальчиковые игры ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Библиотека изображений:

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

1. Повышается тонус коры головного мозга.

2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируются развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивается чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливается рука к письму.

8. Поднимается настроение ребенка.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ.

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Все виды моторик заключаются в методике- Пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают:

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе;

во первых- чем больше ребёнок двигается тем лучше полушария обогащаются кислородом, а следовательно это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга,

во вторых- во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас,

в третьих -в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется -крупная моторика.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте -- Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Организация: ГБДОУ Детский сад №34

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка – основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным. Вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики.

Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движении ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

– в связи с развитием познавательных способностей;

– в связи с развитием речи;

– развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Этапы развития мелкой моторики в раннем возрасте

С самого рождения вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики. Сначала ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки.

Около трех месяцев он уже рассматривает свои руки, играет пальцами, тянет кулаки в рот. В этом же возрасте он начинает осваивать захват, сперва непроизвольно, а с четырех месяцев уже намеренно схватывая предметы всей ладонью.

К полугоду ребенок держит игрушку, трясет ею, может сводить руки по средней линии, играет со своими ногами, тянет их в рот. Семимесячный ребенок учится хлопать в ладоши, перекладывает предметы из руки в руку, держит игрушку двумя руками сразу, учится держать объекты двумя пальцами. Последний навык к десяти месяцам активно развивается, в этом возрасте развитие моторики у детей уже позволяет брать все более мелкие предметы пальцами, рассматривая, вертеть их в руках, бросить. Примерно к году пинцетный захват сформирован, ребенок берет кончиками указательного и большого пальца самые мелкие крошки, бусинки.

В полтора года ребенок успешно строит башни из кубиков, возит машинки за веревочку, стучит молоточком, раскручивает крышки, рисует пальцами, любит играть в игрушки, которые надо соединять и разъединять (пирамидки, рамки-вкладыши). Ближе к двум годам развитие моторики у детей достигает того уровня, когда они с удовольствием рисуют каракули карандашами, чертят прямые линии, легко листают книги с тонкими страницами.

В два, два с половиной года башни из кубиков уже насчитывают не менее пяти этажей, появляются стены из разных деталей конструктора. Любимое занятие – пересыпание крупы и переливание жидкости из одной емкости в другую. Со знанием дела ребенок раскладывает мелкие предметы по местам. Учится резать ножницами, складывать бумагу и рисовать окружности.

К трем годам ребенок уже рисует круг, а также пересекающиеся линии, может обводить по контуру квадрат и круг. Учится работать с пластилином – катает колбаски и шарики. Любит играть с мячом – катает его, бросает и иногда успешно ловит.

Развитие моторики – процесс поступательный и индивидуальный у каждого ребенка. Сначала новые движения у ребенка выходят довольно неуклюже, но с практикой они приобретают плавность, точность, ловкость.

Роль игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей раннего возраста

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры, лепка, рисование, аппликация. Также интересна система развития мелкой моторики в играх Марии Монтессори. В работе используется накопленный многолетний опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. При подборе игр и упражнений учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для гармоничного разностороннего развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расслабление, на растяжение. Для этого используются следующие приемы:

– систематичность проведения игр и упражнений. Автоматизация навыка развивается многократным его повторением;

– последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений;

– все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно иметь положительную оценку;

– недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к нежеланию продолжать игру.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методы, как традиционные, так и нетрадиционные. К традиционным методам относятся:

– массаж рук – способствует более эффективному развитию моторики;

– различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

– игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

– игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

– рисование карандашом (фломастером, кистью);

– застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

– одевание и раздевание игрушек;

– игры с бумагой прекрасно подойдут для самых маленьких детей;

– игры с крупой и песком.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, которые помогают не только в развитии мелкой моторики, но и стимулируют работу мозга. При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга и усиление согласованной деятельности речевых зон, что соответственно стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками используются в режимных моментах.

Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут фуки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись?

(«Смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки!)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги)

Вы проснулись? (Притопываем)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку)

Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).

Все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Нетрадиционное использование различных материалов и предметов стимулирует умственную деятельность, увеличивает словарный запас, развивает координацию движений пальцев рук, способствует хорошему настроению, приучает ребенка к точным целенаправленным движениям. Также у ребенка развивается концентрация внимания.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики можно отнести инновационные идеи, нестандартное оборудование, например,

– самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

– рисование пальчиками;

– аппликации из необычных материалов, например, ватные диски, куски ткани, природные материалы, пластилин;

– в играх с пальчиками можно с использовать разнообразный материал: природный, хозяйственно-бытовой, бросовый и др.

Для таких игр подойдут:

– мячи;

– кистевые эспандеры – которые развивает мышечную силу кисти;

– бытовые прищепки;

– щётки для волос;

– бусы разного диаметра;

– платочки;

– зубные щетки;

– бигуди;

– грецкие орехи;

– счётные палочки.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Необходимо привить детям любовь к природным материалам. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и так далее. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Список литературы:

  • Гаврилина, СЕ. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, Москва: Академия развития, 2003 - 192 с.

Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 228 с.

  • Пименова, ЕП. Пальчиковые игры. / Е.П.Пименова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2007. - 224с.

Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. / И.А.Ермаков. – СПб: Литера, 2008. – 32с.

Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. / О.И. Лазаренко. – Москва: АЙРИС-пресс, 2015. – 32 с.

Шишкова, С.Ю. Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей. / С.Ю. Шишкова. – Москва: АСТ, 2016. – 177с.

Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Молодой ученый. / - 2014. - №5. - С. 495-497. [Электронный ресурс] Режим доступа https://moluch.ru/archive/64/10336/

Истоки способностей и

дарований детей находятся на

кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем у ребенка не может без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с тактильно - двигательного восприятия складываются впечатления о форме, величине предметов. И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формирования. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка непрерывно связано с развитием мелкой моторики. Движения пальчиков и рук помогают ребенку актуализировать знания, накапливать словарный запас, запоминать и рассказывать стихи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональную, интеллектуальную сферу детей. Игры способны стать толчком к растормаживанию речи безречевых детей, а также детей, у которых нарушено общение. Поэтому пальчиковые игры так популярны в работе воспитателей, логопедов, психологов, учителей - дефектологов. Доказано, что если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Игры с пальчиками радуют и забавляют ребенка, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представления об окружающем, развивают память, чувство ритма, совершенствуют мелкую моторику, расширяют коммуникативные навыки за счет формирования диалогической стороны речи. При выполнении упражнений нужно стараться вовлекать пальчики как правой, так и левой руки. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. М. М. Кольцова в работе ‘’Ребенок учиться говорить ‘’ указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Функция руки и речь развиваются параллельно. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение больше всего на свете хочет бегать, прыгать, СОВЕРШАТЬ ЛЮБЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПОТОМУ, ЧТО ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. так он учиться различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть и легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает сравнивая то, что видит; с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, наблюдательностью, воображением, памятью. Работа по развитию движения руки должно проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Упражнения должны приносить ребенку радость, и не допускать скуки и переутомления. Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. К.Д. Ушинский писал:’’Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.’’ Наличие системы придает организованность, последовательность от простому к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками