Мастер-класс «Применение методов арт-терапии в работе с трудными подростками. Арт-терапия для трудных подростков: как творчество побеждает зависимость Техники арт терапии с подростками

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания - психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации .

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии клиенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе.

Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество .

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

С поступлением в школу, на ребенка «сваливается» множество различного рода информации — уроки, кружки, внеклассные занятия, общение с одноклассниками, взрослыми, учителями, родителями и т. д. При переходе в старшие классы, на детей еще наваливается и ответственность за свою дальнейшую судьбу, постановка жизненных целей, профессиональное самоопределение. Не зря современное общество называют информационным, отмечая в его особенностях высокий уровень развития и использования информационных технологий, большой объем различной информации, которой должен владеть человек, уже с первых ступеней обучения. В настоящее время огромной проблемой явилось не просто научение детей, наделение их определенным набором знаний, умений и навыков, сколько обучение детей ориентировке в информационном обществе, умению мыслить и работать с огромным объемом данных в современном обществе.

В системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном учреждении центральное место занимает проблема своевременного выявления и профилактики возможных проблем у учащихся, особенно у подростков. Одной из задач школьного психолога является обеспечение образовательного процесса, снятия напряжения, связанного с большой нагрузкой на обучающихся. Поэтому так широко распространяется и используется арт-терапия. Цель метода не научить учащегося рисовать, а помочь посредством арт-терапии справляться с информационными перегрузками, стрессами, связанными с переживаниями в процессе обучения, дать выход творческой энергии. Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как - негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Подросток вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения, высвобождения эмоций, страхов, внутренних конфликтов. Очень важно выразить свой внутренний мир через творчество и постараться достичь душевной гармонии.

Достоинства арт-терапии, особенно в работе с подростками, заключаются в следующем:

  • возможность невербального общения, что важно для детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;
  • облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии;
  • возможность для исследования бессознательных процессов;
  • возможность свободного самовыражения и самопознания;
  • мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;
  • повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;
  • создание положительного эмоционального настроя.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д.

Среди методов арт-терапии, которыми я пользуюсь в своей работе со старшеклассниками можно выделить следующие:

1. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, ) лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия дает положительные результаты в работе со школьниками, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много. В работе со старшеклассниками я использую такие как: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем мандалу»,«Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Маска-талисман», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», «Ледяная стена», «План моей жизни». Все рисунки ребят можно использовать и в диагностических целях.

Среди же классических проективных тестов, используемых в моей работе, можно выделить: «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), «Дом-Дерево-Человек» (Д. Бук), «Рисунок семьи» (В. Вульф, В. Хьюлс, Р.К. Бернс, С.К. Кауфман).

2. Еще одним видом арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением является библиотерапия.

Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы - в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки и притчи.

Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Одна из притч, которую я применяю в работе с детьми, проявляющими вербальную агрессию, «Притча о гвоздях».

3. - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.

В данном случае я ее использую, как дополнительное музыкальное сопровождение других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Важно отметить, что принципиальное значение имеет отличие свободного обучения творческим навыкам и занятие арт-терапией. Они по-разному влияют на психологические структуры учащихся и обусловливают разную психическую динамику. На занятиях по арт-терапии необходимо присутствие специалиста, который будет давать направление работе, следить за процессом и организует безопасную среду для клиентов.

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • воспитывается чувство коллективизма;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;
  • на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создается комфортный психологический климат:
  • доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • стимулируется творческий подход, развивается воображение;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.

Как показывает практика, это превосходный метод работы как индивидуально так и в группе, так как позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.

Использование методов арт-терапии в работе с группами старшеклассников позволяет укрепить групповые отношения и безопасное самораскрытие ее участников, обучение навыкам саморегуляции и повышению коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта. В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Методы арт-терапии обладают огромным потенциалом и могут быть эффективны в самых различных областях жизнедеятельности общества.

Список используемой литературы:

  1. Головань О.В., Осадчих В.А. Роль искусства и арт-терапии в социализации личности и профилактике девиантного поведения.
  2. Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
  3. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. — Казань, 2002. — 240 с.
  4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - Когито-Центр,2014г.-197с.

Е. Дмитриенко (Ярославль)

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую структуру общества. У него появляются новые обязанности. В то же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от пола. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывая мысли о будущей профессии.
Вместе с тем, в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов у ребенка. Происходит становление эмоциональной и мотивационной сферы, в результате чего происходит дифференциация интересов ребенка. Они становятся более стойкими. Ребенок начинает ориентироваться на взрослую жизнь.
Особое значение приобретает общение со сверстниками, важным становится мнение других. Очень часто внутренние противоречия, какие-либо проблемы оказываются сложными для вербализации. Путаница ролей – не редкое явление в подростковом возрасте, наряду с процессом полового созревания оказывает огромное влияние на поведенческие особенности детей. В подростковом периоде в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями, и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.
Эти возрастные особенности предъявляют особые требования к проведению каких-либо занятий, в частности, тренинговых, в подростковых группах.
То есть существует потребность в поиске, адаптации и разработке педагогико-психологических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения психолога, интересны и эффективны в работе с детьми. Таким условиям, на наш взгляд, отвечает феномен арт-терапии, которая полностью соответствует всё возрастающей потребности человека в мягком, экологичном подходе к его проблемам. Предполагается, что обращение к мощному потенциалу искусства, исполняющему роль «экзистенциальной поддержки», будет способствовать гуманизации отношений, личностному развитию, формированию позитивного самоотношения, приобретению ценных социальных навыков.
Пол арт-терапией мы понимаем терапию с помощью различных видов искусства, это одно из современных направлений психологии.
Следующие характерные особенности арт-терапии привлекательны для ее использования в работе с подростками. Во-первых, арт-терапия использует язык визуальной, пластической, аудиальной экспрессии. Определенные стороны внутренней жизни подростка очень сложны для вербализации, поэтому арт-терапия становится единственным способом «связи» между подростком и обществом, подростком и консультантом.
Во-вторых, арт-терапия способствует развитию креативности. Человек творческий всегда найдет решение в любой ситуации. Найти творческое решение – это значит сделать то, что (как чаще всего кажется) никто до тебя не делал. Креативность почти тождественна адаптивности, развивая креативность, мы будем способствовать развитию адаптивных ресурсов личности.
Следующий момент заключается в том, что творчество как процесс неразрывно связано с понятием удовольствия. Эстетическое удовольствие, получаемое от созданного, способствует формированию в группе доверительных, теплых отношений, принятию себя и других.
Кроме того, искусство – это уникальный способ передачи и усвоения человеческого опыта вообще, в глобальном смысле, и в частном, - универсальный жизненный опыт каждого.
Искусство дает возможность самому сделать выводы, определить свое отношение к предлагаемому, принимать или не принимать содержание, смысл, урок из множества содержащихся в каждом произведении искусства.
Не менее важным является и тот факт, что деятельность, связанная с творчеством, является для большинства людей, кроме профессионалов, совершенно непривычной, новой, неисследованной, зачастую воспринимается как игра. Игровая деятельность не имеет практической цели. Игра направлена на процесс. Играя, мы попадаем в абсолютно комфортное и безопасное пространство. В этом пространстве человек может быть таким, каким ещё никогда не был в реальной жизни. Когда взрослый или подросток играет, он автоматически попадает в детство. Детство – это абсолютно ресурсная зона. Ребенок по определению имеет право не знать и ошибаться. Следовательно, арт-терпия раскрывает ресурсы человека, позволяет делать ошибки и глупости, получать опыт, который был не возможен в реальной жизни.
На наш взгляд именно в работе с подростками целесообразно использовать так называемый «мультимодальный подход»- сочетание разнообразных форм творчества дает членам группы свободу выражать свои чувства и фантазии в любой форме.
Опираясь на эти литературные данные, нами была разработана арт-терапевтическая тренинговая программа, которая прошла апробацию весной 2004 года.
В исследовании приняло участие 2 группы подростков: экспериментальная (12 подростков 14-15 лет) и контрольная (30 подростков 14-15 лет).

Общей целью тренинга является:
Расширение репертуара социальных навыков;
Осознание себя;
Принятие себя;
Повышение адекватности самооценки.

Цели тренинга соответствуют следующие задачи.
Развитие ответственности за свои действия и поступки.
Развитие способности к самовосприятию.
Развитие уверенности в себе.
Освоение ценных социальных ролей.
Развитие ценных социальных навыков.
Развитие чувства контроля и сензитивности к процессу преодоления трудностей.

Для реализации поставленных целей мы использовали следующие основные арт- терапевтические техники:
Оформление игрового пространства. Подростки должны были индивидуально нарисовать «город мечты». Затем города объединялись. Это позволило, во-первых, сплотить детей: находясь в одном пространстве, дети естественным путем включались во взаимодействие (обменивались карандашами, фломастерами и т.д.). Во-вторых, позволило начать обсуждение такой важной темы как индивидуальность, уникальность каждого и в то же время найти общее в работах, бережно относиться к уникальному внутреннему миру каждого.
Работа с ситуациями была направлена на стимулирование процесса творческого самовыражения. Последующее совместное декорирование силуэтов позволило каждому подростку увидеть себя глазами других.
Использование элементов танцевальной терапии применялось нами как средство внутреннего освобождения, импровизационности, снятия разнообразных телесных и психологических блоков.
Использование разнообразных рисуночных техник: рисунок по кругу, «триплих», «моя группа», рисование страхов и т.д. – позволило отслеживать групповую динамику, работать и корректировать определенные эмоциональные и поведенческие проблемы.
Работа с масками и одновременное использование психодрамы было одним из главных упражнений и работало на решение широкого спектра поставленных задач. Это позволило реализовать подросткам те роли, которые они хотели бы себе присвоить и те, которые для них являются избегаемыми, пренебрегаемыми. Выводы, к которым пришли участники, были уникальны. Размышления о тех ролях, которые каждый из нас выполняет, избегает или желает выполнять в обществе, вызвало живую дискуссию, в ходе которой была поднята тема ценностных предпочтений, личностной значимости выполняемых ролей.
Здесь приведены лишь основные техники, использованные нами в работе. Также хотелось бы отметить, что все упражнения рассматривались и с точки зрения получения ценных навыков эффективного общения с разными людьми, в разных, часто не простых, ситуациях, а также развития чувства контроля и сензитивности к процессу преодоления трудностей.
Таким образом, арт-терапия – универсальный метод на основе изобразительного и других видов искусства – может применяться достаточно широко как средство оздоровления, профилактики, реабилитации, развития возможностей человека и его гармонизации. Арт-терапия может применяться в общих и специализированных образовательных учреждениях, в социальной сфере и других областях. Она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у ребенка эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения и недостатки.

Анна Надолинская
Коррекционная программа «Арт-терапия для подростков»

Пояснительная записка

Согласно данным многочисленных исследований современное общество наиболее подвержено психотравмам. Полученный в детстве травматический опыт отражается на общем развитии несовершеннолетних и ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. В этих условиях довольно часто формируется специфическое отношение несовершеннолетних к себе, нарушается самопринятие. Значимое для подростков самопознание отходит на второй план, уступая место переживаниям неполноценности, ненужности, отверженности. Как правило, это вызывает внутреннюю напряженность, тревожность, неадекватность защитных реакций на обиды, повышенную чувствительность к мнению окружающих и т. д. Внутренняя скованность, эмоциональная закрытость таких подростков мешает самораскрытию и самовыражению. Как следствие длительного воздействия на несовершеннолетних травмирующих ситуаций в семье и учебных заведениях и других сферах социума возникает дезадаптация.

Исследования показали имеющиеся нарушения в психоэмоциональном развитии и социально- психологической адаптации :

Негативная «Я-концепция» , дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

Трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

Переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

Неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность

в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Данная программа направлена на компенсацию последствий длительного воздействия травматических ситуаций - гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков .

Цель программы : гармонизация эмоциональной сферы

подростков через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Задачи :

Развивать способность к самовыражению личности,

Раскрыть творческий потенциал и внутренние ресурсы подростков .

Развивать потребность в самопознании, стремление к самопониманию.

Развивать эффективные психологические защиты и механизмы.

Стимулировать выход подавляемых эмоций социально приемлемыми способами.

Содействовать эмоциональному отреагированию травмирующих переживаний.

Развивать и корректировать навыки коммуникации , развивать связанные с творческой деятельностью здоровые установки и потребности.

Содействовать формированию положительной «Я» - концепции.

Содействовать укреплению собственной личной ценности подростков .

Способствовать сохранению и укреплению психического и эмоционального здоровья.

Критерии эффективности программы :

Создание положительного эмоционального настроя.

Улучшение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми, развитие способности к взаимному принятию, эмпатии.

Возможность обращения к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Развитие способности к пониманию своих чувств, умение выражать их, в социально приемлемой форме.

Развитие способности давать выход разрушительных и саморазрушительных тенденций безопасным способом, через прорабатывание мыслей и эмоций, которые подростки привыкли подавлять .

Развитие чувства внутреннего контроля.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, получению эстетического опыта, развитию практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности к повседневной жизни.

Снижение утомления, снятие негативных эмоциональных состояний и их проявлений.

Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, опираясь на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Ожидаемый результат :

Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапевтических методик . Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым. По мере осознания своих внутрипсихических проблем и конфликтов подростки постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению. Таким образом, по окончанию цикла занятий подростки должны иметь следующие умения и навыки :

Развитие стремления к самопознанию.

Осознание своей творческой индивидуальности.

Овладение навыками саморегуляции.

Понимание системы своих отношений (включая отношения к самому себе) и и связанные с ними чувства.

Умение выражать свои чувства символически по средствам визуальных образов.

Способность находить компромисс и конструктивно решать внутренние противоренчия.

Развитие положительной «Я-концепции» , адекватной самооценки и самопринятия;

Развитие способности к управлению своим поведением, выстраиванию конструктивной модели поведения в сложных ситуациях.

Учебный план

программы «Арт- терапия для подростков » .

№ п\п Этапы реализации программы Количество часов

Всего Теоретическая

часть занятия Практическая часть занятия

1. Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики 1 7мин 53 мин

2. Коррекционный этап и оценка промежуточных результатов 10 _ 10

программы 2 _ 2

Всего 13час 7 мин. 12ч. 53 мин.

Календарно- тематический план программы

«Арт- терапия для подростков » .

Этапы реализации программы , тема или содержание занятий Количество часов

Всего Теорети-

ческая часть

занятия Практическая часть занятия

1. Подготовительно- организационный этап с исходной диагностикой 1ч. 7мин 53 мин

1.1. Знакомство -«Презентация себя» 1 7мин. 53мин

2. Коррекционный этап и оценка промежуточных результатов 10ч. - 10ч.

2.1 Наш внутренний мир-колыбель мудрости 1 - 1

2.2. Грани талантов 1 - 1

2.3. Маска собственной личности 1 - 1

2.4 Недостатки- ключи к достоинствам 1 - 1

2.5 Путь желаний и возможностей 1 - 1

2.6 Эмоции в рисунках-бесконечность возможностей 1 - 1

2.7. Я своими глазами и глазами других 1 - 1

2.8. Мысли в лабиринтах 1 - 1

2.9. Невидимый мост друг к другу 1 - 1

2.10 «Символическое послание» - оценка промежуточных результатов 1 - 1

3. Завершающий этап, оценка конечных результатов программы 2ч - 2ч

3.1. «Я вчерашний, я завтрашний» 1 - 1

3.2. «Символическое послание» - оценка конечных результатов 1 - 1

Всего 13 ч 7мин. 12ч. 53 мин

Занятия проводятся в групповой форме с подростками , но многие упражнения могут быть использованы для индивидуальной работы. Группы имеют мобильную форму. Для достижения максимальных результатов группа не должна превышать 10 человек. Программа рассчитана на три месяца, 13 часов, из которых 7 минут отводится на теоретическую часть, 12 часов 53 минуты на практическую часть.

Программа состоит из трех этапов :

Первый этап состоит из подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;

Второй этап коррекционный с оценкой промежуточных результатов;

Третий этап Завершающий с оценкой конечных результатов программы .

Все этапы тесно связаны друг с другом и направлены на гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков , на развитие способности к социальной адаптации.

Занятия проводятся один раз в неделю, в форме тренингов. В основе программы лежат методы арт-терапии . В занятиях используются в основном средства изобразительного творчества. В целях профилактики психического пресыщения рисуночные упражнения сочетаются с использованием музыки, двигательных упражнений, психогимнастики, с сочинением историй, методом образной визуализации и пр.

Структура занятий по предлагаемой программе такова , что каждое занятие начинается с создания в группе «рабочей» атмосферы - подготовки участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. С этой целью используются разогревающие двигательные упражнения, элементы психогимнастики, а также несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» (по Д. Винникотту, «проба красок» и другие, предназначенные для того, чтобы снизить контроль со стороны сознания. Следующий этап занятия предполагает создание каждым в отдельности или группой в целом тематического рисунка. Этот этап занятия располагает к психодиагностике. Так, достаточно исчерпывающие сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик.

Следующий этап групповой работы - создание условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация внутренних переживаний помогает снизить их остроту и в какой-то мере освободиться от них. Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу

и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли

у него в процессе изобразительной деятельности.

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ работы

в безопасной обстановке группы : элементы спонтанной «взаимотерапии» посредством доброжелательных высказываний, положительного программирования , поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, как правило, складывающаяся на занятиях, позволяет каждому участнику тренинга пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге приобретается положительный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

Материал : бейджи, цветные и простые карандаши, краски, маркеры, фломастеры, лист ватмана и др.

Особенности организации работы группы :

На занятиях используют только краски, исключение составляет первое занятие, где участникам предлагается выбор между красками, карандашами и фломастерами. Это обусловлено тем, что многие подростки опасаются использовать краски как инструмент самовыражения на первых занятиях, мотивируя это тем, что не умеют «аккуратно» рисовать,

т. е. «так, как им хочется» . Свободный выбор средств самовыражения на первом занятии позволяет обеспечить «мягкий» переход к использованию красок.

Занятия сопровождаются спокойной музыкой, что способствует

в сочетании с использованием красок быстрому расслаблению участников группы.

Каждое упражнение и занятие в целом обязательно заканчивается рефлексивным анализом сопутствующих чувств и мыслей.

Арт-терапия эффективна в малых группах, численностью от 5 до 10 человек, так как это способствует созданию доверительной атмосферы. Кроме того, позволяет уделить больше внимания каждому участнику группы, что очень важно для подростков в процессе самопознания.

Для проведения занятий желательна группа детей с разницей в возрасте не более 1-2 лет. Программа предназначена для подростков в возрасте 14-16 лет.

Максимальная длительность каждого занятия 1 час, при

условии сочетания разнонаправленных упражнений, препятствующих психическому пресыщению.

Список литературы

1. Арт- терапия в образовательной правктике. Методическое пособие/А. И. Копытин, Н. В. Балабанова. краснодар 2006.- 96 с.

2. Дилео, Д. Детский рисунок : диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.

3. Лебедева, Л. Д. Практика Арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; пер. с англ. - М.: Класс,2001. - 336 с.

5. Остер, Д. Рисунок в психотерапии / Д. Остер, П. Гоулд. - М.: ВИНИТИ, 2000. - 184 с.

6. Практикум по арт-терапии / под ред . А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000.

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки. Применяемые методы арт-терапии позволяют компенсировать данное состояние, нормализовать психоэмоциональное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ_ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ОРТОПЕДИИ И ТРАВМАТОЛОГИИ «ОГОНЁК»

Методическая разработка

«Арт-терапия тревожных подростков»

для учащихся 8-10 классов

(10 часов)

Составитель: Афанасьева Ольга Павловна,

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки, в период возрастного кризиса личностная тревожность может обостряться. У подростков очень часто нет знаний и умений для борьбы со своими страхами. Существует много методов коррекции повышенного уровня тревожности, одним из которых является арт-терапия (терапия искусством). У этого метода есть свои преимущества, позволяющие использовать его в работе с детьми и подростками.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных тревожности и ее коррекции, эта тема является еще не до конца исследованной и требует ее дальнейшего изучения.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Назначение:

Программа предназначена для работы с учащимися 8-10 классов общеобразовательных учреждений. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–12 человек.

Цель: снижение уровня тревожности у подростков с помощью методов арт-терапии

Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:

  1. Осветить теоретические аспекты тревожности и арт-терапии;
  2. Проанализировать особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах;
  3. Исследовать уровень тревожности в группе подростков;
  4. Апробировать программу коррекции тревожности методами арт-терапии.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Продолжительность занятий:

Цикл практических занятий рассчитан на 12 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю

Тематическое планирование программы

Темы занятий

практ

теор

всего

  1. Вводное занятие. Понятие тревожности

1.1 Тревожность. Виды, причины возникновения

1.2. Профилактика и коррекция повышенной тревожности

1.3 Получение обратной связи

0,15

0,30

0,45

  1. Тревожность у подростков

2.1 Особенности подросткового возраста

2.2 Проявление тревожности у подростков

2.3 Психодиагностика личной тревожности

0,30

1,30

  1. "Арт-терапия как метод коррекции тревожности у подростков"

3.1 Арт-терапия. Понятие, виды, практическая значимость

3.2 Методы арт-терапии

3.3 Особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах

3.4 Практическое занятие на релаксацию (изотерапия/рисование мандал). Получение обратной связи

1,45

2,45

  1. Курс практических занятий по арт-терапии
  1. "Здравствуйте, это Я!"
  2. "Моё имя"
  3. "Настроение"
  4. "Эмоции"
  5. "Наши страхи"
  6. "Я больше не боюсь!"
  7. "Волшебный лес"
  8. "Мои ресурсы"
  9. "Волшебники"
  10. "Солнце в ладошке"
  11. Подведение итогов, заполнение анкеты обратной связи.

ИТОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются методы арт-терапии.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Релаксация.

2. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

3. Концентрация.

4. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

5. Арт-терапия.

6. Актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности.

7. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

8. Игротерапия, драма-терапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

9. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю.

Структура занятия.

Ритуал приветствия - 2 минуты.

Разминка - 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания - 2 минуты.

Тематическое планирование занятий: см. п. 4 таблицы

Коррекционная программа состоит из 10 занятий с использованием арт-терапевтических техник. Периодичность занятий два раза в неделю. В программе коррекции использованы упражнения таких авторов как Прутченков А.С., Ромек В.Г. , Битяновa М.Р., Сакович Н.А.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1. " ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!"

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения подростков, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение “Доброе утро…”

Подростки вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть.

3. Упражнение “Что я люблю?”

Подростки в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, любимое занятие

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

5. Упражнение “Лягушки на болоте”

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

6. Упражнение “ Художники - натуралисты”

Подростки рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.

7. Завершающее упражнение «Горячие ладошки».

Ритуал прощания: участники берутся за руки и мысленно посылают друг другу позитивные мысли и пожелание успеха.

ЗАНЯТИЕ 2. " МОЁ ИМЯ"

Цель: раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать товарища по голосу.

3. Игра “Моё имя”

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

· Тебе нравится твоё имя?

· Хотел бы ты, чтобы тебя звали по другому? Как?

Индивидуальный рисунок-ассоциация со своим именем.

4. Игра “Разведчики”

Подростки выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно.Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

· в зелёном- такими какими они представляются себе;

· в голубом - какими они хотят быть;

· в красном - какими их видят друзья.

6. Упражнение “ Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

ЗАНЯТИЕ 3. " НАСТРОЕНИЕ"

Цель : осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы с изображением круга-мандалы.

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Подростки встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают настроение, добрую улыбку. Важно закончить на хорошем настроении.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Рисование мандалы на тему “Моё настроение”

После выполнения рисунков подростки рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “Закончи предложение”

Подросткам предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; я обычно боюсь…

7. Упражнение “Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 4. " ЭМОЦИИ"

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию : магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; принесенные из дома подростками собственные фотографии с запечатленными различными настроениями.

2. Упражнение “Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра-ассоциация “ На что похоже моё настроение?”

Подростки по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение « Портрет настроения»

Подростки работают в группе с заготовленными фотографиями. Задание: рассказать группе о том какое настроение на каждой фотографии, совместная работа по группированию фотографий со сходными настроениями. Обсуждение: Сколько групп настроений вышло?Какое настроение доминирует у каждого участника? Какое считаете оптимальным для себя?

5. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5. "НАШИ СТРАХИ"

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса подростка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.

2. "Воздушный шарик"

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает участникам о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем подростки сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими, чего опасаются теперь.

4. Рисование на тему “ Чего я опасаюсь..”

Подростки рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “ Чужие рисунки”

Участники по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись и как им можно помочь. Все страхи остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6. " Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Драма сказки «Змей-Горыныч»

Участники выбирают ведущего - он страшный дракон. Он становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Остальные отвечают: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов группы дракон постепенно уменьшается (подросток спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать,летать по комнате. Обсуждение: Что олицетворяет дракон для каждого участника? Каким способом можно превратить его в воробья?

4. Упражнение-сочинение “Фильм ужасов по кругу”

Подростки сочиняют вместе страшную историю. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Фильм должен нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное. Обсуждение: Ваше эмоциональное состояние в начале истории, в середине, в конце? Стоит ли смотреть страшные фильмы и играть в ужасы за компьютером?

5. "Корабль и ветер"

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

6. Упражнение “Я тебя не боюсь”

Один подросток стоит перед психологом, остальные начинают его пугать по очереди. Участник громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!”

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7. " ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС"

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Участникам предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “Лягушки на болоте”

5. Игра “ Тропинка”

Участники выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение “ Доверяющее падение”

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 8. " МОИ РЕСУРСЫ"

Цель : Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Упражнение «Ресурс»

Психолог предлагает каждому составить список своих помощников в трудной ситуации, разделить их на внутренние(собственные качества, умения) и внешние (помощь от окружения). Работа в группе: обсудить и уравновесить в паре количество внутренних и внешних поддержек. Затем обсуждение в круге.

3. Игра “ Ассоциации”

Подростки стоят по кругу. В центр ставится стул - это трон. Один участник садится в центр, другие говорят ему свои метафоры, с кем или чем он ассоциируется. Обсуждение: Какие ассоциации понравились, не понравились, не понятны.

4. Упражнение “Придумай весёлый конец”

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

5. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем- уверенным и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

6. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 9. " ВОЛШЕБНИКИ"

Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,

1. Упражнение -разминка "Гусеница"

2. Игра “ Путаница”

Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

4. Упражнение “ Кони и всадники”

Участники делятся на пары: один превращается в “коня” , другой - во “ всадника” . “Коням” завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” - бегать быстрее, а задача “всадника” - не допускать столкновения с другими конями. Обсуждение: чувства в роли коня и всадника.

5. Упражнение “ Волшебный сон”

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Под релаксационную музыку.

6. Рисуем, что увидели во сне.

Каждый участник вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 10. " СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение-разминка "Гусеница"

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.

“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

4. Игра “ Комплименты”

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, подросток говорит: “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”

5. Упражнение “ В лучах солнышка”

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии участников. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного человека, которые он показал на занятиях.

6. Упражнение “Солнце в ладошке”

Психолог зачитывает стихотворение, затем участники рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный, мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке, муравей на травинке,

И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-

И всё это - мне, и всё это- даром!

Вот так - ни за что! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

3. ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ДИАГНОСТИКА

Для проведения психодиагностического обследования использован тест Спилбергера-Ханина. Специальную группу методов составили количественные и качественные методы обработки эмпирических методов (критерий Стьюдента для оценки эффектвности проведенной коррекционной работы).

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

По результатам теста Спилбергера-Ханина можно судить лишь об оценке реактивной тревоги, как состояния в данный момент времени, и личной тревожности как черты характера.

Личная тревожность (черта характера) свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.

Реактивная тревога (состояние) характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. Временные и материальные ресурсы. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–15 человек. Занятия по программе проводятся в помещении с группами учащихся 8-10 классов. Программа рассчитана на 10 часов занятий. По запросу участников после окончания занятий возможно проведение индивидуальных консультаций.

Условия проведения: занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном для проведения релаксации, необходимы стулья по числу участников, ручки, краски, карандаши, ватманы, бумага, мяч, раздаточные материалы. Желательно иметь мультимедийный комплекс, презентации к занятиям.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ :

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.- 665с.

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. - 88 с.

3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. - 36 с.

4. Андреева Т. В . Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006.- 426с.

5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.-160с.

6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал. 1995, № 5.-С. 111-117.

7. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль, 1991.-28 с.

8. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». -Л., 1988.- С.13–21.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ, 2003.

10. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

11. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Речь, 2002. - 144 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001.- 388 с.

13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с.

15. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.

16. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

17. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

18. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

19.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. -- №9. - с. 27-34.

20. Ленор Ш. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).

21. Мэй Р. Смысл тревоги.- М. : Независимая фирма “Класс”,: 2001.- 384с.

22. Оклендер В . Окна в мир ребенка. - М., 2007.

23. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с.

24. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.

25. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. - №2.

27. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.

28. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.

29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

30. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. / Тревога и тревожность. / Сост. В.М. Астапов. - СПб.: Питер, 2001.

31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.- 224

32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - С. 77 – 78.

33. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Основы поведенческой психотерапии. Ростов н/Д.: СПб.: Речь, 2005.-174 с.

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия. - СПб., 2000.

35. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 1999.

36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.

37. Юнг К.Г . О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. - С. 95-182.

Екатерина Щитова
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде)

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс . Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы : дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста.

Одна из причин стресса у детей – ожидание наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе.

Подростки и молодежь подвергается стрессу по разным причинам . Это могут быть стрессовые состояния , связанные со сдачей экзаменов, проблемы взаимоотношений в семье, со сверстниками, трудности в учебе и др. Личностные особенности, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, неуверенность в своем будущем также являются причинами стресса в подростковой среде .

В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии , которые служат для успешного преодоления стрессовых ситуаций и формирования стрессоустойчивости .

С английского языка «арт-терапия » переводится как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством… ». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Существует много примеров применения арт-терапии как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе , которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту.

Благодаря арт-терапии можно избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела, освободиться от вызывающих стресс эмоций . Как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.

Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. С ее помощью человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах , что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей. При формировании стрессоустойчивости появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности .

Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества » .

Целевая аудитория : подростки

Количество человек : 10-12 человек.

Возраст :14-16 лет.

Цель – формирование стрессоустойчивости в подростковой среде , гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

План занятия :

1. Подготовительное упражнение – «Раскрась картинку» (20 мин) .

2. Основные упражнения – «Выражаем тревогу» , «Рисование обеими руками» (45 мин) .

3. Заключительное упражнение – «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин) .

Материалы : альбом или бумага для рисования; кисточки, краски, цветные карандаши; CD диски, магнитофон.

В первом упражнении участники занятия раскрашивают картинки. Данное задание – подготовительное. Целью подготовительного упражнения является : настроить ребят на занятие , создать благоприятную атмосферу для работы.

Участники сами выбирают то изобразительное средство , которым они хотят работать. По выбранной цветовой гамме можно судить об эмоциональном состоянии человека на данный момент. Рисунки чаще всего носят абстрактный характер, что способствует проявлению фантазии.

Основные упражнения самые длительные по времени. Они соответствуют целям и задачам занятия :

Упражнение «Выражаем тревогу» :

Участникам занятия предлагается занять удобную , расслабляющую позу;

найти в себе ощущение тревоги; определить, где она локализуется : в животе, лице, голове, ногах; взять цветные карандаши; субдоминантной рукой (не той рукой, которой участник занимается трудовой деятельностью) выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.

Упражнение «Рисование обеими руками» .

Участники выполняют рисунок обеими руками. Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, помогает освободиться от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы.

Целью заключительного упражнения является завершение занятия . Оно обычно короткое по времени и легкое в исполнении.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» .

Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем рисуют лучи и вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что о себе знают. Необходимо постараться, чтобы лучей было как можно больше.

Библиографический список.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

2. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А . И. Копытин. - СПб : Питер, 2001. – 448с.

3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А . И. Копытин. – СПб : Речь, 2003. – 320с.

4. Логинова О. И. Как справиться со стрессом ? / О. И. Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.olga2901l.narod.ru

5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми / Л . Д. Мардер. – М.: Генезис, 2007. – 143с.

6. Ульямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я» / Х. Ульямс. – М.: АСТ : Астрель , 2007. – 205 с.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго