Семья и социальная система. Функции и типы семьи. Составьте сложный план: Семья как малая социальная группа Семья как малая группа схема

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.
В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей .
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные .
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.
Традиционная, или патриархальная , семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.

Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).
Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Характеристика моей семьи как малой группы.

Репродуктивная функция.

С точки зрения семьи как малой группы, родители, родив меня или мою сестру, удовлетворили свою потребность в продолжении рода. С точки зрения социального института, моя семья позволит продолжить общий человеческий род, воспроизведя следующее поколение. Без этого невозможно взаимодействие в обществе, оно перестанет существовать. А мы, новое поколение, будем в нем взаимодействовать, поддерживая его развитие.

Воспитательная функция.

Находясь под непосредственным влиянием друг друга, мои родители передают свои знания и опыт себе и детям. Например, моя мама хорошо готовит и обучила на досуге этому супруга (сначала отца, а затем второго супруга, моего отчима). Переходя к семье как социальному институту, можно вспомнить, что родители с детства учат правилам поведения в обществе, передают духовные ценности, учат нормам морали, помогают с выбором профессии.

Хозяйственно-экономическая функция.

Нередко замечаю, как мои родители спорят о распределении семейного бюджета. Также распределяя свой труд, они способствуют процветанию семьи как малой группы. В распределении труда замешан и я, выполняя ту или иную работу по дому, например, мою посуду. С глобальной точки зрения, экономический подъем моей семьи способствует укреплению экономики государства, а значит экономическому развитию общества.

Эмоционально-психологическая функция.

Когда мой отчим приходит с работы, моя мама успокаивает его после долгого и тяжелого дня (на сегодняшний день она в декрете). И наоборот. Каждый из нас уверен, что, находясь в трудной ситуации, он непременно получит поддержку от любого члена нашей семьи. Переходя на общество в целом, можно отметить, что человек, находящийся в постоянном расстройстве, может довести себя до психического заболевания, вследствие чего неподобающе вести себя обществе. Задача семьи не допустить подобного состояния ее членов.

Рекреационная функция.

Мы проводим свободное время вместе, развлекая друг друга. Путешествуем в другие страны, отдыхаем также вместе. Ходим вместе в театры, просвещаясь духовно. С точки зрения социального института семья также помогает каждому члену получить наслаждение, а значит более комфортно и беспроблемно находиться в обществе. Более того, совместное времяпрепровождение помогает освоить новые умения и получить новые знания, а затем применить их среди других людей.

Социально-статусная функция.

После заключения брака, мои родители освоили новые социальные статусы, такие как муж и жена. Затем отец и мать. Мне и моей сестре они также дали социальный статус: сын и дочь. Обладая новыми статусами, доступных, например, после заключения брака, в обществе у родителей появляется новые функции или возможности.

Сексуальная функция.

Родители удовлетворяют себя посредством половых отношений, а также контролируют мои сексуальные связи. Удовлетворение себя и партнера в сексуальной потребности способствует духовному и физическому расцвету, что непременно отразится на взаимодействии человека в обществе.

Классификация по типу семьи:

Гомогамная. Мои родители, в данном случае мать и отчим, являются представителями одной национальности (русские), возраст их также однороден: матери 38, а отчиму 45.

Гомогенная. Оба супруга происходят из одного социального класса.

Матрилокальная. Помимо моих родителей, меня и сестры, в нашей квартире проживают отец и мать мой матери, более того, квартира принадлежит им.

Малодетная. Нас двое: я и сестра. Полагаю, многодетной семьей нас назвать нельзя.

Полная. После того, как моя мама вышла замуж во второй раз, семья стала вновь полной.

Партнерская. И отчим, и мать в равной степени распределяют труд, семейный бюджет, принимают решения в бытовых вопросах. Отчим является добытчиком и единственным занятым профессионально, на работе, но мама в обозримом будущем также выйдет из декрета и трудоустроится.






Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану): первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) парная демократическая \ патриархальная традиционная
















Традиционная или патриархальная семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) добытчик и кормилец, жена (мать) домохозяйка и воспитатель детей.


Современные семьи: нуклеарные и расширенные нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).


Партнерская или эгалитарная семья (Семьи равных) можно отнести: справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.








Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.












Гражданский брак: Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам: Кто и почему вступает в гражданский брак? Когда такой брак уместен? Каковы издержки такой формы брачного союза?


Гражданский брак: за или против? Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются. Отрицательные стороны гражданского брака Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. Они лишены определенного социального статуса. Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей


3. Гендерное поведение Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens род): во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.


Гендерное поведение Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения


Вопросы классу: Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время). Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему? Стили воспитания Диктат в семье характеризуется: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.


Стили воспитания Опека в семье это система отношений, при которых: родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе


Стили воспитания Невмешательство система межличностных отношений в семье, строящаяся на: признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию


Стили воспитания Сотрудничество характеризуется: стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто­ ятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.



Итак, семью в социологии рассматривают как малую группу и как социальный институт.

Говоря о семье как о социальном институте, важно охарактеризовать систему социальных норм и санкций, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, описать функции института семьи. В качестве основных функций института семьи социологи выделяют:

  • - репродуктивную функцию, предполагающую физическое воспроизводство населения;
  • - воспитательную функцию, обеспечивающую трансляцию культуры и формирование оснований для личностной и социокультурной самоидентификации индивида;
  • - хозяйственно-бытовую функцию, связанную с решением повседневных проблем;
  • - экономическую функцию, предполагающую ведение совместного хозяйства и обеспечение недееспособных членов семьи (детей, стариков, инвалидов);
  • - коммуникативную функцию, в описаниях которой внимание акцентируется на духовном общении членов семьи и на обеспечении семьей эмоциональной поддержки каждому из ее членов.

Кроме перечисленных, функции семьи целесообразно рассмотреть в соотношении с такими сферами семейной деятельности, как социальностатусная, досуговая, эмоциональная и сексуальная .

Характеризуя семью как группу, мы должны рассматривать ее как малую группу, члены которой объединены кровнородственными и супружескими связями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Говоря о родственной структуре семьи как группы, социологи выделяют нуклеарные и расширенные семьи. Ыуклеарной называется семья, представленная супружеской парой с детьми. В расширенной семье, помимо супружеской пары с детьми, проживает также кто-либо из родственников одного из супругов.

В социологии семьи используется ряд иных оснований для выделения типологий семей . Покажем некоторые из них.

По структуре властных отношений выделяют семьи:

  • - патриархальные (для русской культуры, как и, впрочем, для многих других, являющиеся традиционными), существующие по принципу: «муж - глава семьи»;
  • - матриархальные, предписывающие сосредоточение власти в руках женщины;
  • - эгалитарные, характеризующиеся равноправием и совместным принятием решений.

По количеству детей в семьях:

  • - бездетные;
  • - мало-, средне- и многодетные семьи.

По практике наследования :

  • - патрилинеальные (родословная ведется по отцовской линии, наследство передается от отца);
  • - матрилинеальные (учет родословной и наследование ведется по материнской линии);
  • - билинеальные (обе линии родства одинаково значимы).

По месту проживания".

  • - патрилокальные (после заключения брака молодожены поселяются в доме семьи мужа);
  • - матрилокальные (поселяются в доме семьи жены);
  • - неолокальные (молодые пары живут отдельно от родственников).

В каждом обществе культура определяет те правила, на которых строятся отношения между мужьями и женами, родителями и детьми. Роль мужа или жены предписана обществом, и отношения между ними определяются взаимными ожиданиями того, что считается поведением, «подобающим» для мужа или жены. Каждый играет свою роль в пределах предписанных ограничений, в противном случае - подвергается санкциям, применяющимся к инакомыслящим. Таким образом, имеет смысл говорить о социальном

Заметим к тому же, что нет и не может быть универсальных правил и принципов, определяющих бытие семьи. Структура, ценности, роли (мужа/жеиы, родителей/детей) культурно специфичны. К примеру, западное общество сурово осудило бы мужчину, взявшего вторую жену, не разведясь перед тем с первой. При этом в некоторых ближневосточных обществах мужчине разрешено иметь до четырех жен. На Западе семьей считается некая единица, в состав которой входят муж, жена и дети, в то время как во многих иных обществах семья охватывает более широкую группу лиц, включая представителей нескольких поколений и боковых линий родства. Соответственно стоит вести речь и о культурном структурировании семейной жизни.

Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие , интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:

  • по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);
  • по составу (семья неполная, простая, сложная);
  • по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.

Основные задачи семьи состоят в следующем:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя , определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи как малой группы :

  • хозяйственно-экономическая;
  • репродуктивная;
  • воспитательно-образовательная;
  • рекреативная – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:

  • определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);
  • личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное , интересы и пр.);
  • особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

Социальные группы подразделяют на большие (национальность, профессия) и малые. Семья является малой группой, самой сплоченной ячейкой общества.

Семья в социальном плане - малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

Семья в юридическом плане - союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими из официально оформленного брака.

Условиями заключения брака в РФ являются:

1) Взаимное добровольное согласие; 2) отсутствие других браков; 3) отсутствие близкого родства; 4) дееспособность; 5) достижение брачного возраста (18 лет, при наличии уважительных причин: призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка, то с 16 лет и даже 14 лет (в исключительных случаях).

Существует определенный порядок регистрации брака : 1) совместное письменное заявление в ЗАГС (орган записи гражданского состояния); 2) назначается дата регистрации – через месяц после подачи заявления; 3) в торжественной обстановке; 4) после взаимного согласия и слов «да», супруги обмениваются кольцами в знак любви и супружеской верности; 5) вручается государственный документ – «Свидетельство о заключении брака». После этого семья находится под защитой государства и начинаются семейные правоотношения.

Семейные правоотношения бывают двух видов:

1) личные (неимущественные ) – выбор фамилии, места проживания, выбор профессии и рода занятий;

2) имущественные – по поводу совместной (общей) собственности, алиментов.

Рождение ребенка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органами ЗАГСа. На основе записей данных о родителях возникают правоотношения родителей и детей. Отличительной особенностью родительских прав:

- во-первых, они являются преимущественно обязанностями. Так, родители имеют право и обязанность воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить получение детьми основного общего образования; защищать интересы своих детей, а также содержать их;

- во - вторых, оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей;

- в - третьих, права и обязанности ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребенком 18 лет;

- в – четвертых, обязанности родителей сочетаются с правами детей и способствуют их реализации. Права детей: право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание; выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; право на защиту; право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой; право на содержание своих родителей (с 18 лет – обязанность).



Виды семей:

Патриархальная семья состояла из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей, детей.

На сегодня, наибольшее распространение получила семья, состоящая из родителей и детей (так называемая, нуклеарная семья - родители и дети являются ядром, остальные родственники на периферии).

Также семьи могут быть:

1) полные - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок, 2)неполные - семья только из одного родителя с детьми.

В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, многодетные (с тремя и более детей).

Важнейшие функции семьи:

1) репродуктивная - рождение детей;

2) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, содержание домашнего имущества, создание и расходование домашнего бюджета;

3) образовательно-воспитательная - социализация. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

4) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Государство заинтересовано в укреплении семьи как важного фактора стабильности в обществе.

Развод должен рассматриваться как крайняя вынужденная мера. При разводе ставится под угрозу благополучие детей, других членов семьи. Ряд исследователей считает большое количество разводов в обществе следствием незрелости людей, вступающих в брак и потребительского образа жизни. Большую помощь супругам, стремящимся сохранить семью, может оказать консультация психолога и других специалистов по семейным отношениям.

2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства: 1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ .

Аргументы (факты, утверждения) за 1-ю позицию:

Государственное вмешательство в экономику так или иначе создает возможность коррупции, использования служебного положения для личного обогащения, что особенно актуально для России с низким уровнем правосознания и контроля за деятельностью аппарата.

Государственное регулирование не способно гибко реагировать на изменения рынка, обеспечить производство в том объеме, которое требуется для удовлетворения потребностей населения, что ярко проявилось в нашей стране в годы советской власти.

Аргументы за 2-ю позицию:

Полная свобода рынка и цен - идеальная модель, не существующая в реальности. Если государство не обеспечивает свободу конкуренции, то рынок оказывается во власти преступных группировок, диктующих свои условия, как это было в России в 90-е годы.

Бизнесменам выгоднее продавать сырье за границу, чем развивать производство в России. Чтобы РФ не стала сырьевым придатком развитых стран, государство должно поддерживать отечественных предпринимателей, развивающих производство товаров и создающих рабочие места.

Для того, чтобы участники рыночных отношений действовали с максимальной пользой для общества, необходим длительный опыт демократии. В развитых странах современное положение складывалось в длительной и трагической борьбе рабочих за свои права (в романе «Лунная долина» Джек Лондон описывает кровавую бойню между рабочими и полицией в ходе забастовки).

Часть населения нуждается в поддержке со стороны государства. Это необходимо для поддержания благополучия в обществе, т.к. низкий уровень жизни питает преступность, создает почву для социальных конфликтов.

Современная экономика в развитых странах является смешанной, т.е. сочетает рыночные свободы с государственным регулированием.

Чтобы уменьшить негативные моменты, требуется «прозрачность» бюджета (контроль за расходованием средств), полная подотчетность государственных служащих о своих расходах (чтобы не возникала ситуация, когда чиновник с зарплатой 10 000 руб. покупает особняк за 500 миллионов), обязательность соблюдения законов для всех в государстве, сверху до́низу; создание условий для развития малого и среднего бизнеса (каждый человек должен иметь возможность заняться предпринимательством, уведомив об этом соответствующую государственную структуру, а не собирать месяцами справки и разрешения) и т.д.

3. Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд полиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники полиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

В ряде регионов лицам, не достигшим 16 лет, запрещено находиться после 2200 в общественных местах, в том числе на улице, без сопровождения родителей, совершеннолетних близких родственников, лиц, осуществляющих мероприятия с детьми.

Законодательство в конкретном регионе может несколько отличаться. Порядок примерно следующий:

Сотрудники полиции при наличии сомнения в факте достижения гражданином возраста 16 лет вправе потребовать от него предъявления паспорта или иного документа удостоверяющего личность.

Сотрудник полиции в случае обнаружения ребенка после 2200 в общественных местах, в пределах своих полномочий:

1) незамедлительно устанавливает личность ребенка, его место жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; уведомляет указанных лиц; в случае необходимости доставляет ребенка родителям.

2) составляет акт о выявлении ребенка в общественных местах, в котором указывается место и время обнаружения ребенка, время его передачи, объяснения родителей (лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) о причинах нахождения ребенка в общественных местах. Акт удостоверяется подписью сотрудника органов внутренних дел и родителя (лица, его заменяющего). Акты и материалы к ним направляются в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

3) в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей (лиц, их заменяющих), либо отсутствия указанных лиц, либо невозможности передачи им ребенка, доставляет его в места временного нахождения детей, установленные органами местного самоуправления, или специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Если в вашем регионе нет комендантского часа для несовершеннолетних, сотрудники полиции имеют право требовать предъявить документы только при наличии у них достаточных оснований, что гражданин имеет отношение к нарушению общественного порядка (например, находится в состоянии алкогольного опьянения), либо совершению правонарушения, а задержать человека с целью установления личности в случае совершения им административного правонарушения на срок не более трех часов (ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно вести себя вежливо и спокойно, чтобы с одной стороны, не дать повода обвинить Вас в неподчинении сотруднику полиции (это серьезное правонарушение), а с другой – дать понять, что бояться Вам нечего и свои права Вы знаете. Оскорбление сотрудника полиции или сопротивление ему подпадает под действие Уголовного кодекса РФ.

Согласно закону «О полиции» каждый задержанный имеет право:

знать, за что его задержали, возникающие в связи с этим права и обязанности (ст.5).

Сотрудник полиции, отказавшийся объяснить основания установления личности, будет привлечен к административной ответственности за неправомерные действия на основании вашей жалобы в прокуратуру.

Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

При административном задержании вы вправе воспользоваться своим сотовым телефоном, чтобы известить родственников и адвоката о задержании, количество звонков в таком случае не ограничивается. Сотрудники полиции не вправе вам препятствовать.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей (ст. 8).

Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан);

Задержанный вправе ознакомиться с протоколами, вписать в протокол объяснения и замечания о нарушениях, либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Ст. 28.2 КоАП)

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП). Раздельному размещению подлежат также лица мужского пола и женского пола

задержанному вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении, а также по его просьбе копия протокола об административном задержании (ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ).

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком