Все якутские праздники кроме ысыаха. Культура якутского народа: в «Коломенском» пройдет национальный праздник Ысыах. Ысыах и культура здоровья

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Впервые Ысыах заявил о себе в столице восемь лет назад, в год 375-летия вхождения Якутии в состав России . В честь этой даты в Коломенском было установлено памятное Сэргэ – свидетельство многолетней дружбы и единства народов России.

Ысыах издревле отмечается в начале лета, когда природа пробуждается после долгой зимы. Главный праздник Якутии- по сути Новый год, с размахом отмечается в городах и улусах республики.

Каждый Ысыах в Москве – уникален, неповторим и незабываем, неслучайно он собирает тысячи гостей и участников. В этом году он посвящен двум значительным событиям – Году культуры в России и Году Арктики в Якутии. Организаторами праздника являются Правительства Москвы и Республики Саха (Якутия), Постоянное Представительство Республики Саха (Якутия).

Гостей ждут алгыс, хомус, осуохай, состязания ботуров в национальных видах спорта, конкурсы и игры, выставка-ярмарка, гала-концерт и многое другое. Все это не только очень красивые и эффектные зрелища, но и отличный шанс познакомиться с уникальной культурой народа саха.

Конечно, особый интерес у гостей Ысыаха вызывает национальная обрядовая церемония Алгыс, которую всегда проводит алгысчыт из Якутии: он разжигает огонь, взывая к светлым богам Айыы снизойти к людям милостью, ниспослать им мира, добра и благополучия. Вся церемония состоит из нескольких частей: обрядов очищения, благословения и кумысопития, и каждый раз ее непосредственными участниками становятся лучшие фольклорные ансамбли Якутии.

Во все времена Ысыах гордился своим осуохаем - круговым танцем на большой поляне, который обычно завершает все празднество. По древнему поверью хоровод осуохай, означающий «жизненный круг», символизирует всеобщее единение людей. Два года назад осуохай попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой хоровод: в нем в г. Якутске приняли участие 15 293 человека.

Гостей Ысыаха ждет и церемония кумысопития. Национальный напиток кумыс пьют из чорона- сакрального сосуда. Через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия.

Неотъемлемой частью праздника встречи лета являются спортивные состязания по якутским видам спорта. Самые ловкие и сильные соревнуются в якутских прыжках, якутской вертушке, национальной борьбе хапсагай и мас-рестлинге (перетягивании палки).

Традиционно проводится и конкурс игры на хомусе (варгане), поскольку именно этот уникальный музыкальный инструмент занимает особое место в культуре народов мира.

Неизменный интерес гостей праздника вызывает «Город мастеров» - выставка-продажа изделий народных промыслов, сувенирной продукции, ювелирных украшений и изделий из природных материалов - меха, конского волоса, дерева, бивня мамонта и другие.

Словом, никто не останется без доброго слова, сувенира, а уж отличное настроение гарантировано всем и каждому, кто придет за этим на Ысыах.

Вход свободный. Начало в 11 часов.


В начале лета в Якутии отмечают самый главный национальный праздник Ысыах - яркий, красочный праздник кумыса и встречи восхода солнца, праздник лета, настоящий якутский Новый год.

По преданию начало традиции было положено прародителем якутского народа Эллэй Боотуром, появившимся в этих краях в 12 веке и изменившим ход жизни людей на земле Саха.

Имя Эллэя обросло легендами, он принёс с собой много знаний и умений, научил людей кузнечному и плотницкому ремеслу, шить посуду из бересты, ставить печь с трубой в доме, окна и двери, изготавливать орудия для охоты и рыбалки, делать дымокур для защиты от гнуса и загон для скота, готовить божественный напиток кумыс и ещё множество полезных в быту вещей.

Он вез с собой даже книги, но они, увы, утонули в реке.

С приходом Эллэя на якутской земле началось активное развитие коневодства, лошадь стала священным животным.

Люди Саха узнали о новых богах и ритуалах их почитания.

«В начале лета, когда богиня Иэйэхсит вновь обращается и Айыысыт вещает, Эллэй имел обыкновение устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Устанавливал тогда священную мачту, обвязанную конским волосом, и в течение 10 дней и ночей устраивал увеселения и игры, говоря: "Пусть таков будет удел наших детей! "»

***

«…Эллэй устроил праздник окропления кумыса, "ысыах". Вверху есть Юрюнг-Айыы Тойон с орлом на лбу. Еще есть дарующий приплод лошадей - их предок Уордаах-Джесегей Тойон. Затем есть дарующая приплод рогатого скота Айыысыт-Хотун с веснушчатыми ноздрями. На празднике, поднимая чаши с кумысом, Эллэй обращался к этим божествам с молением размножить его стада. Подняв чаши, он запел… Тогда мимо пролетели три белые птицы… Вот с тех пор люди, уверовав в существование богов, стали устраивать ысыахи»

Праздник посвящался светлым богам Аар Айыы покровителям якутского народа, духам Природы Иччи, Солнцу, памяти предков и встрече нового лета после долгой зимы.

По древней якутской мифологии Вселенная имеет образ коня, Солнце - Огненный Конь, некоторые боги изображаются в виде коней и кобылиц или имеют обыкновение превращаться в них, поэтому на празднике присутствует много символики связанной с лошадьми.

На большой поляне создаётся ритуальный круг из берёзок - "чэчир", охраняющих от злых духов, а в центре устанавливается "сэргэ" - резные столбы коновязи, являющиеся символом Оси Мира или Мирового древа, соединяющие Верхний Мир Богов, Срединный Мир Людей и Нижний Мир духов.

Рядом священный круг -"тюсюлгэ", пространство ограждённое "саламой" - верёвкой из конского волоса, символизирующая нить, соединяющая Человека со всем Мирозданием. Иногда он состоял из 9 кругов по числу небесных сфер. Вход в него оформляется арками из берёзовых веток. Внутри устанавливается "могол ураса" шатёр из бересты для почётных гостей и ритуальной посуды.

Каждое действо на празднике, каждый предмет преисполнены сакрального смысла.

Загодя готовится большое количество молочных продуктов, Ысыах - это молочный пир, на котором главенствует кумыс - "белая благодать", священный напиток символ изобилия и связи с "молочным озером" Верхнего Мира, на берегу которого проживают светлые боги, в этом озере обитают души ещё нерождённых людей и животных.

Шьют праздничные костюмы, изготавливают украшения, прийти на праздник без костюма или какого-нибудь элемента национальной одежды неуважение к богам.

Белый шаман в сопровождении юных невинных 8 девушек-стерхов и 9 парней-журавлей (прообразы детей верховного бога Юрюнг Айыы Тойона) совершает обряд "окропления жертвенного огня" кумысом, вознося благодарность богам, с просьбами о благоденствии и покровительстве.

Вместе с дымом капли кумыса попадают в Верхний Мир, в каждой частице есть информация о целом, там она раскрывается и капли превращаются в настоящих животных - бескровная жертва богам и рождение нового мира.

Само название праздника означает "окроплять" или "разбрызгивать".

Окропление огня - дар богам, окропление земли и травы - дар Природе, обряд очищения её и обновления, угощение всех присутствующих "белой благодатью" из деревянной чаши "чорона" покрытой сакральной резьбой - благословение, единение со всем Мирозданием, приобщение к таинствам Природы.

Ещё один важный элемент праздника - ритуальный хоровод "Осуохай", символизирующий круговорот Солнца и Жизни, объединение всех людей, космическую спираль бесконечности жизни.

Участники хоровода, двигаясь по ходу Солнца подпевают песнопениям ведущего "олонхосута", благодарят небесное светило за тепло и свет, дающие жизненную силу, включаются в круговорот Времени чтобы замкнуть круг прошлой жизни и начать новый.

Переход из прошлого в будущее и одновременно обновление, люди как бы заново рождаются. Иногда этот праздник называют "Всеобщим днём рождения" и людей и Мироздания.

Часто "Осуохай" танцуют до рассвета, когда из-за горизонта появляются первые солнечные лучи, все поворачиваются лицом на восток и протягивают руки к солнцу, приветствуя рождение нового дня, это момент сближения мира Богов и мира Людей, всё вокруг наполняется и заряжается божественной энергией.

Музыка, песни, танцы, театрализованные представления, гадания, спортивные, музыкальные и шуточные состязания, конные скачки - на празднике представлены основные элементы национальной якутской культуры и всё имеет ритуальную окраску и настроено на радость.

Состязания это не только выявление самых сильных, ловких и умелых, участники добывают себе "счастливую долю".

Гадают до получения доброго знака, если сразу не выпало счастливого предзнаменования, то обряд будет повторяться до тех пор, пока это не случится, считается что в это время можно переписать судьбу на благополучную.

Рождается новый год, новый мир и идёт закладка событий, момент трансформации, если в основании будет радость, то год пройдёт удачно.

Поэтому настрой, настроение это тоже важный атрибут праздника.

Музыкальную сонастройку со Вселенной, с космическими вибрациями, создают магические звуки хомуса, якутского варана, по легендам, это звуки Сотворения Мира.

Певцы и сказители олонхо, хранители героического эпоса народа, соревнуясь друг с другом, рассказывают о событиях с начала времён до наших дней, передавая свои знания из года в год, из поколения в поколение, тем самым не давая прервать "связующую нить".

И нить традиции Ысыаха не прерывалась даже в самые лихие годы, обретя в наши дни статус государственного праздника республики Саха.

Ысыах - это радость, веселье, добрые пожелания:

- «На 9 поколений людей прочное благополучие, на 8 поколений непоколебимое счастье, на 7 поколений неубывающее обилие сотворите нам!»

- «Пусть голодный насытится, замерзший обогреется, пусть обедневший у вас получит помощь, пусть погибающий у вас спасется, больному матерью станьте, хворому отцом станьте, детей в колыбелях нарожайте, “чтоб ребенок в колыбели, сотворенный Айыысыт не страдал насморком”, десять улусов размножьте, скот в изгороди пусть наплодится!»

- «Живите счастливо с солнечной стороны друг друга!».


.
Рубрика -

22 июня наступает самый длинный день в году, день солнечного солнцестояния. Особенно хорошо это чувствуется в северных широтах, где в это время практически не бывает тёмного времени суток. Когда же как не в это время отмечать новый год? Так и делает народ саха в Якутии. Ысыах – якутский новый год, который отмечается каждый год в разные дни в период с 22 июня по 2 июля. С 1991 года этот праздник плодородия, праздник возрождения природы и поклонения солнцу стал государственным, и его дата назначается каждый год специальным указом.

Ысыах – типичный культовый праздник древнего кочевого народа. Имеет общие черты с летними праздниками тувинцев, алтайцев, с башкиро-татарскими сабантуями. Первое письменное упоминание об этом празднике можно встретить в дневниках голландского путешественника Иоганна Плеса, который ехал из Китая в Европу через Сибирь в конце 17 века. Он отмечал, что это единственный большой праздник у якутов, на котором несколько дней жгут костры и пьют кумыс. Кумыс – обязательный и чуть ли не главный атрибут праздника, который часто так и называют кумысный.


Якуты, как и многие народы в древности, делили год на две половины – зима-осень, весна-лето. Ысыах – это как граница между полугодиями, между старым и новым, между прошлым и будущим, между смертью и жизнью. Надеждами на будущее, светлыми и добрыми, отмечен этот праздник. В нем вся душа народа саха с его вековыми традициями, символ якутской культуры. Лучшие старинные традиции Ысыаха нашли свое творческое продолжение в современной Якутии. Само слово Ысыах обозначает «изобилие».
Ритуал открытия праздника совершал Белый Шаман, сопровождаемый 8 невинными девушками и 9 невинными парнями. Ритуал включал в себя кумысокропление площадки, на которой проходил праздник, моление божествам-айыы и духам местности. Проводился ритуал на восходе солнца.


В наши дни ритуал больше напоминает театрализованное представление. Но площадь обязательно окропляют кумысом, а представляет она собой ритуальный круг, окаймленный молодыми берёзками (чэчир). В центре тоже было арочное украшение из берёз – коновязь (саргэ). Саргэ – символ Мирового древа и оси Вселенной, а также символ дружбы всех народов, населяющих сейчас территорию Республики Саха. Рядом устраивают круг - тюсюлгэ, огражденный разноцветными пучками конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.


Кумысопитие, национальные игры, борьба, разжигание костров (в старину праздник длился порой до 9 дней, и все это время костры поддерживались), конные скачки, состязание олонхосутов (сказителей) – все это и в наши дни проводится на празднованиях. Но главный элемент этого национального праздника – хороводный танец осуохай, который нередко длится часами. Двигаясь по ходу солнцу, танцующие как бы символизирует непрерывное движение светила на небосводе. Танцевальный круг – это замкнутый круг жизненного цикла. Люди в хороводе идут, взявшись за руки, обмениваясь живой энергией, сливаясь в единении с природой и друг с другом.


Игры-состязания, в которых многие принимают участие с большим удовольствие, называются «Игры Дыгына». Дыгын – исторический персонаж, предводитель народа саха, который поставил перед собой задачу объединить свой народ. Удальцы-боотуры (богатыри) стремятся показать свою силу и сноровку в этих играх - кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), борьба хапсагай - якутская борьба, где проигрывает коснувшийся земли хоть пальцем, перетягивание палки, стрельба из лука. Имена победителей игр передают из уст в уста, а сами они пользуются вполне заслуженной славой, про них могут сложить легенду, которую будут рассказывать на празднике Ысыах олонхосуты. Олонхо – древний героический эпос. Как и у других народов сказители пользовались огромным почетом и уважением, были всегда самыми долгожданным гостями. Одним из сказаний эпоса является сказание о небесном молочном озере, на берегах которого жило одно из высших божеств Айыы Тойон. Именно воды этого молочного озера и олицетворяет национальный напиток – кумыс. У саха есть такое понятие как белая благодать – это высший дар, который люди могут получить от богов. Кумыс – символ белой благодати (илгэ), в ней заключен кут-сюр (душа) всех не рожденных людей, лошадей и коров.

17 июня в московском парке «Коломенское» состоялся традиционный государственный праздник якутского народа Ысыах. Масштабные мероприятия самобытного народа проходят в столице вот уже десять лет. Наиболее яркий момент, который многие могли видеть - обрядовая церемония розжига огня. О празднике, мас-рестлинге, якутах и Якутии - далее в фоторепортаже.


Материалы по теме: Сабантуй 2015 | Сабантуй 2014 | Сабантуй 2014: игры и национальный колорит | Открытие творческого сезона в Татарском культурном центре | Борьба на поясах | Лучшие фотографии 2016 года

Ысыах («изобилие») - якутский праздник лета. Проводится ежегодно в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, угощениями и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками и спортивными соревнованиями. Ысыах, считающийся главным праздником для якутов, обычно проходил в день летнего солнцестояния 21-22 июня.

Численность якутов (самоназвание - саха) во всём мире составляет около 480 тысяч. Подавляющее большинство проживает в Якутии, а в Москве по последней переписи живут 1,5 тысячи человек. Якуты - тюркоязычный народ. Из крупных народов России тюрками являются татары, башкиры , чуваши и кумыки. Традиционно занимались скотоводством и коневодством; одежда шилась из шкур и меха. Раньше в Якутии была распространена религия Айыы. После вхождения в состав России якутов обратили в христианство и по именам и фамилиям их теперь не отличить от русских.

Московский парк Коломенское раньше - царская резиденция, а сейчас - место притяжения москвичей и городских событий, где требуются простор и природа. Летом в Коломенском проводятся татаро-башкирский Сабантуй и якутский праздник Ысыах. Для последнего в 2007 году, по случаю 375-летия вхождения Якутии в состав России, установили ритуальный столб сэргэ, связанный с культом коня, которого якуты привязывали к столбу у своего жилища. Вокруг сэргэ проводится осуохай - хоровод, символизирующий замкнутый жизненный круг.

Сабантуй в Татарстане и Башкортостане начинается в районах, а затем проходит главный праздник. У Ысыаха тоже самое: сначала улусы (районы Якутии), затем республиканский праздник. Ысыах, как и Сабантуй, стал проводиться в Москве. Помимо столицы, Ысыах в 2017 году принимают Санкт-Петербург, Хабаровск, Китай, Сербия и Канада. Главный праздник состоится в Якутске 24-25 июня.

04. Начало действа.

Московский Ысыах начался с церемонии благословения Алгыс, в которой алгысчыт разжигает огонь и призывает милость неба. После этого прошёл праздничный хоровод осуохай. Также на празднике присутствовали соревнования по национальным видам спорта, выступления фольклорных коллективов, конкурсы и выставка-ярмарка изделий народных промыслов.

06. Сэргэ.

Республика Саха (Якутия) - регион России на Дальнем Востоке. Это как самый большой по площади (3 миллиона км 2) регион страны (18% от всей России), так и самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия превосходит такие страны, как Аргентина и Казахстан. С запада на восток это 2500 км и три часовых пояса.

В 1632 году Якутия вошла в состав Российского государства. Помимо 385-летия данного события, в этом году республика отмечает 95-летие создания автономии. Якутская АССР в составе РСФСР образовалась в 1922 году. После распада СССР появилась уже Республика Саха. Несколько столетий Якутия входила в число мест ссылки заключённых, с XIX века туда ссылали преимущественно политических активистов.

При огромных размерах Якутия малонаселённая область. В ней проживает 960 тысяч человек (56-й регион в России по численности населения). Треть жителей находится в столице республики - Якутске, основанном в 1632 году. Якутск является третьим по численности населения городом Дальнего Востока (после Владивостока и Хабаровска) и самым крупным городом расположенном в зоне вечной мерзлоты. Температурой в районе -40 градусов жителей не удивить.

Якутия богата полезными ископаемыми. С приходом Советской власти началось активное использование недр Якутии: добыча золота (с 1920-х годов), алмазов (с 1950-х) и угля (с 1970-х). Так, в Якутии находятся крупнейшие в России месторождения коксующегося угля - Эльгинское (запасы более 2 миллиардов тонн), и урана - Эльконское (344 тысячи тонн), правда активно разрабатывается только первое. Что касается золота, то в Якутии добывается около 7% от всероссийской добычи, что делает регион одним из ведущих в данной области. Помимо этого, добывается нефть (преимущественно «Сургутнефтегазом»). В 2016 году объём нефтедобычи превысил 10 миллионов тонн (около 2% от общероссийской), что также солидный показатель, так как почти половина нефти добывается в ХМАО.

Россия входит в число мировых лидеров по добыче и экспорту алмазов. Лидером в этом направлении является якутская компания «Алроса» (28% мировой и 95% российской добычи алмазов). В 2016 году «Алроса» продала алмазов на 4,3 миллиарда долларов. По важности для республики «Алроса» сродни «Татнефти» для Татарстана. В компании работает порядка 30 тысяч сотрудников, многие так или иначе связаны с компанией. На московском Ысыахе можно было услышать, как один из зрителей, менеджер «Алросы», знакомился с одним из организаторов, который в недавнем прошлом также работал в компании.

12. Алгысчыт и огонь.

18. Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока.

Республика Саха - один из самых политически спокойных регионов России. За постсоветское время у республики было только три главы: Михаил Николаев (1991-2002, Вячеслав Штыров (2002-2010) и Егор Борисов (с 2010-го). Второй президент Вячеслав Штыров после сложения полномочий главы является заместителем председателя Совета Федерации РФ.

19. Юрий Куприянов - с 2016 года Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

В числе VIP-персон мероприятия в Коломенском выделялся Александр Акимов - член Совета Федерации с 2013 года, ранее занимавший должности постоянного представителя Республики Саха при Президенте РФ (2007-13) и вице-президента Республики Саха (2002-07). Помимо государственной службы, Акимов выступает президентом Международной федерации мас-рестлинга. Именно с назначением Акимова постпредом связывают начало празднования Ысыаха в Москве. В Коломенском Александр Константинович несколько раз обращался к зрителям и заводил толпу кличем «Уруй - Айхал!»

20. Александр Акимов.

24. Хоровод осуохай.

На празднике Ысыах представлены различные спортивные игры и единоборства - мас-рестлинг, хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка. На мас-рестлинг приехали гости из Финляндии, Беларуси и Украины. Гость открытия спортивной программы, Олимпийский чемпион Пекина-2008 по прыжкам в высоту Андрей Сильнов похвастался, что стал чемпионом Московской области по мас-рестлингу. Сильнов поучаствовал в турнире по якутским прыжкам (в длину, а не в привычную ему высоту), который и выиграл.

26. Александр Акимов и Андрей Сильнов.

27. Соревнования по мас-рестлингу.

Мас-рестлинг - национальный вид спорта Якутии, заключающийся в перетягивании деревянной палки. Спортсмены, чьи ноги упираются в доску, должны вырвать из рук соперника палку. По значимости для своего народа мас-рестлинг можно сравнить с борьбой на поясах для татар и башкир. Первые официальные правила мас-рестлинга появились в 1945 году. В 2000 году его включили в программу международных спортивных игр «Дети Азии». Спустя три года Минспорта России добавило мас-рестлинг во Всероссийский реестр видов спорта. В Международную федерацию мас-рестлинга входит уже 37 стран.

28. Девушка в новой и красивой экипировке ЦСКА.

Первый раз поснимать Ысыах я хотел ещё в 2015 году и даже начал готовить данный материал, однако только спустя два года я добрался до Коломенского. Якутия - это где-то далеко, и отчасти поэтому с темой республики я столкнулся лишь раз. В декабре я был на споттинге в Домодедово , где в мой объектив попал Ту-154 авиакомпании «Алроса» - тот самый борт, который совершил легендарную посадку в Ижме.

Я рад, что удаётся снимать не только спорт, но и различные культурно-массовые мероприятия. Долгие годы меня интересуют культура, традиции и особенности народов России. Из 21 национальной республики нашей страны мне удалось побывать уже в пяти, а Татарстан вообще любимая тема. Приятно, что теперь немного познакомился и с Якутией. Уверен, на этом моя этнография не закончится. Для каждого россияна важно узнавать то, чем живут народы нашей многонациональной страны.

На мои фото Ысыаха не попали остальные спортивные соревнования и концертная программа, так как у меня в этот день была ещё одна съёмка. По тем кадрам, что получились, мне кажется, что вышло всё неплохо и красочно:)

34. Пишите отзывы, приглашайте на съёмки!

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность