Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе доу. Этические беседы с детьми старшей группы картотека (старшая группа) на тему Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект этической беседы «Вежливое общение» с детьми начальных классов

Чурепкина Валентина Петровна, воспитатель ГБУЗ КО "Областной детский санаторий для больных туберкулёзом" г. Березовский, п. Барзас Кемеровская область.

Беседа «Что такое вежливость». Конспект

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

2. Чтение стихов «Вежливые слова»

1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова».

Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
В. Капнинский


Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.

А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.

Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

Итог беседы:

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами…

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

Программные задачи:

Продолжать формировать представления детей о морально-этические нормы поведения; расширять и углублять знания о положительные черты характера и моральные добродетели человека (доброта, щедрость, скромность, отзывчивость, вежливость, доброжелательность, трудолюбие, миролюбие и т. п); учить дошкольников замечать и характеризовать отрицательные черты характера и проявления недостойного поведения окружающих на примере сказочных героев; побуждать самостоятельно делать оценочные суждения и анализировать поведение других; способствовать осознанию детьми необходимости придерживаться социально принятых норм поведения и моральных добродетелей, быть добрым человеком;

Развивать логическое мышление, коммуникативную речь детей;

Воспитывать культуру поведения и общения, желание подражать положительные примеры социально-нравственного поведения и лучшие моральные качества личности.

Словарь: пантомима, моральные качества (добродетели), правила поведения, миролюбивый, милосердный.

Материал: иллюстрации к известным сказкам; сюжетные картинки к теме «Хорошие и плохие поступки»; цветные карандаши или фломастеры; маски петушка и курочки; декорации (зеленые ягоды, цветы, бабочки, снежинки).

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся строкой.

Воспитатель. - Посмотрите, дети, сколько у нас гостей сегодня. Давайте с ними вежливо привітаємося.

Каждый ребенок по очереди говорит свое приветствие. Например:

Доброе утро!

Добрый день!

Доброго здоровья!

Рады вас видеть!

Добро пожаловать! и др.

Воспитатель. - А еще можно обратиться к человеку без слов, а только с помощью мимики и жестов. Помните, как мы играли, и такой способ общения называется как? (пантомима )

Молодцы, что вспомнили. А давайте сейчас поиграем в пантомиму! Согласны?

Развлекательная игра «Пантомима»

Один ребенок выходит вперед. Воспитатель произносит фразу, а ребенок пробует отразить ее содержание с помощью мимики и жестов. Например:

Благодарю! (правая рука на левое плечо, поклон, улыбка );

Рады вас видеть! (приветливая улыбка, руки разведены в стороны, легкий поклон );

Я больше так не буду. (руки скрещены на груди, отрицающий взмах головы, грустное выражение лица );

Иди ко мне, маленькая! (улыбка, руки простерты вперед,движения пальцами обеих рук );

Не хочу с тобой играть! (посуплене лицо, руки скрещены на груди );

Позвольте пригласить вас на танец. (улыбка, рука протянута вперед, легкий поклон головой ) и т.д.

Воспитатель. - Молодцы, дети! Очень хорошо вы пообщались без слов, а с помощью только мимики и жестов и поиграли в пантомиму. А сейчас садитесь, пожалуйста, на стульчики, выпрямите свои спинки, ножки поставьте вместе. Вам так будет удобно.

Сегодня мы с вами поговорим об очень интересных вещах - о доброте, проявления человеческих качеств и характер человека. Вы знаете, дети, что человек живет не сама в обществе, а рядом с другими людьми. Как былинка в поле не может существовать, так и человек не может жить одиноко, а среди других людей и все они разные - одни добрые, а другие не совсем такие.

Что вы можете сказать о добром человеке, какая она? (честная, вежливая, скромная, трудолюбивая, вежливая, доброжелательная, дружелюбная, щедрая, справедливая, миролюбивая, искренняя, милосердная и др. )

Воспитатель. - Я с вами согласна. Вы назвали много хороших моральных качеств человека. Давайте запомним эти красивые слова - «моральные качества». (Дети повторяют за воспитателем ). Именно такого человека и с такими моральными качествами можно назвать хорошей.

В нашей группе дети воспитываются и дружат уже третий год и очень хорошо знают друг друга. Расскажите, пожалуйста, о своих друзьях, какие они?

Дети по очереди рассказывают о своих друзьях. Например:

Ярослав добрый, потому что он очень любит свою сестренку и много рассказывает о ней;

Дарья вежливая девочка, потому что всегда приветствуется;

Маша трудолюбивая, всегда помогает воспитательнице;

Денис щедр, ибо со всеми делится;

Сонечка дружелюбна, потому что со всеми играет и делится игрушками;

Карина честная, потому что никогда не обманывает и т.д.

Воспитатель. - Молодцы, дети! Среди вас много добрых и воспитанных. Как вы удачно подметили хорошие моральные качества в своих друзей. Спасибо вам!

Помните ли вы стихотворение про хвастливого кота? Красиво ли хвастаться?

Что случилось с хвастливым котом? (Он ушел и пропал )

Фізкульхвилинка «Хвастливый кот»

Дети становятся в круг, читают знакомый стихотворение и показывают соответствующие движения.

Хвалился кот, что он вброд Днепр перейдет,

(Идут по кругу, выполняя движения руками, как при плавании)

И как ушел, то не пришел - нет кота нигде.

(Остановились, повернулись в круг, поочередно отводят руки в стороны, приподняли плечи)

Поэтому ты никогда не хвались, если не можешь - не берись!

(Ссорятся пальчиком)

Дети поворачиваются в другую сторону и повторяют движения еще раз.

Дидактическая упражнение «Громко - тихо»

Первую часть стихотворения дети произносят тихо, второй - громко.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель называет хорошие моральные качества человека, а дети - им противоположные.

Дружелюбный - недружелюбен;

Вежливый - невежливый;

Вежливый - невежливый;

Честный - нечестный;

Скромный - нескромный;

Трудолюбивый - непрацьовитий (ленивый);

Доброжелательный - недоброжелательный;

Щедрый - нещедрый (жадный);

Справедливый - несправедливый;

Миролюбивый - немиролюбний;

Искренний - неискренний;

Милосердный - немилосердный,

Добрый - недобрый (злой) и др.

Воспитатель. - Людей, которые имеют такие нехорошие качества, называют невоспитанными, плохими или злыми. Хотите, дети, чтобы о вас так думали? (Нет ). Поэтому ведите себя вежливо и будьте всегда добрыми и воспитанными детьми, чтобы вами могли гордиться ваши мамы, папы и мы в детском саду. Потому в народе говорят: «Будь добрым - и тебе хорошо будет».

Воспитатель приглашает детей сесть на свои стульчики и внимательно рассмотреть иллюстрации к известным сказкам.

Воспитатель. - Дети, а сейчас я хочу убедиться, все ли вы поняли и можете объяснить. Перед вами иллюстрация к какой сказке? («Коза-дереза» ) Подумайте и ответьте полным предложением,которой была коза в этой сказке? (Коза была хитрой, несправедливой, невежливой, это верх невежества, непослушным, недоброжелательной, неискренним, недружелюбной по отношению, недоброй и др. )

Кого обманула Коза-дереза? (деда, бабу, зайчика )

Кто помог зайчику освободить его домик? (рак-неборак )

А что могло бы произойти, если бы рак-неборак тоже не смог выгнать Козу- дерезу с зайчикової хатки? (размышления детей )

Какими словами можно сказать о раке, какой он? (смелый, справедливый, честный, дружелюбный, миролюбивый, милосердный, добрый )

Воспитатель. - Молодцы! Хорошо разбираетесь в хороших моральных качествах. Попробуем дальше.

Воспитатель демонстрирует следующую иллюстрацию к сказке «Котик и петушок».

А что можно сказать о котике из сказки «Котик и петушок»? Какой он? (добрый, трудолюбивый, ответственный, дружелюбный, щедрый )

Воспитатель. - Да. Он каждый день ходил в лес рубить дрова, чтобы зимой можно было погреться у печки. А что можно сказать про Петушка, какой он? (непослушный, неискренний, неучтивый, несправедливый, нехороший, непрацелюбний )

Воспитатель. - Действительно, он не послушался Петушка. Вышел из хатки и с ним произошла неприятность. Что могло бы произойти, если бы Котик не освободил Петушка от Лисы? (Рассуждения детей )

А что можно сказать про Лисичку, какая она? (хитрая, недружелюбная, несправедливая, непослушный, недоброжелательная, недобрая )

Воспитатель. - Дети, мне очень хочется, чтобы вы рассмотрели следующую картинку и красивыми словами описали дедову семейку из сказки «Репка». Какая она? (дружелюбная, добрая, трудолюбивая, ответственная, щедрая, милосердная, доброжелательная ) Что могло бы произойти с рипкой, если бы дед ее не вытащил? (Рассуждения детей )

Воспитатель. - Молодцы! Красиво рассуждаете. А какой вы запомнили Лисичку из сказки «Лисичка и Журавль»? Скажите полным предложением, какой была Лисичка? (Лиса была хитрой, нещедрою (жадной), недружелюбной по отношению, несправедливым, немилосердным, недоброй )

А каким был Журавль? (гостеприимным, добрым, щедрым, вежливым, доброжелательным ) Или поняла Лисичка после посещения Журавля, что некрасиво поступила? (Нет, еще и обиделась и больше они не дружили )

Воспитатель. - Вот видите, дети, даже сказка может нас научить распознавать хорошие и плохие поступки, добрых и плохих людей.

Выполнение заданий детьми возле столов.

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Каждый ребенок выбирает себе сюжетную картинку с изображением ситуации нравственного содержания. Внимательно рассматривает и оценивает ее, затем закрашивает кружочек под картинкой соответствующим цветом: красным - плохой поступок, зеленым - хороший. Позже воспитатель предлагает детям объяснить свой выбор.

Воспитатель. - Дети, сегодня я приглашаю вас в театральной студии, где мы посмотрим небольшую инсценировку о том, что бывает с непослушными и невоспитанными.

Воспитатель выбирает персонажей - Петушка, Курочку и сказочника. Дети остаются сидеть на стульчиках, держат в руках атрибуты для инсценировки - зеленые ягоды, цветы, бабочки, снежинки.

Инсценировка сказки Ушинского «Умей обождать»

Воспитатель. - Молодцы, дети! Хорошо справились с задачей - хорошо показали поведение непослушных, невоспитанном Петушка. Или желала Курочка зла Петушку? С чего это было видно? (Курочка всегда поучала Петушка и предостерегала его от опасности ). Можно ли считать, что Курочка была хорошей? (Так, она очень волновалась за непослушного Петушка и желала ему только добра )

А какими хотите стать вы после нашего занятия? (вежливыми, воспитанными, дружелюбными, щедрыми, добрыми, честными, благодарными, терпеливыми, трудолюбивыми, ответственными и др .)

Поднимите руку те, кто готов каждый день делать добро и себе, и тем, кто заботится о вас и любит? Итак, делайте добро - и вам хорошо будет.

Воспитатель. - А сейчас давайте вежливо прощаться с нашими гостями.

Дети используют различные формы прощания. Например:

До свидания!

Всего доброго!

До встречи!

Будьте здоровы!

Всего доброго!

Счастливой дороги! Приезжайте еще к нам!

Воспитатель. - спасибо детям и гостям! Всем желаю доброго здоровья и мирного неба над головой!

Подготовила воспитатель первой категории Тимошок Л.Д.

Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Беседы проводятся на занятиях в группе продленного дня один раз в месяц. Продолжительность беседы не должна превышать 30-40 мин.

Большое значение для эффективности беседы имеет правильный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу относятся: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кинофильмы.

Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. При проведении беседы очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель как старший их наставник.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, задания, тесты и пр.

В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить:

1. На беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).

2. Беседы, связанные с обсуждением книги.

3. Беседы, связанные с просмотром кинофильмов.

4. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.

5. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.

6. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми.

Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков.

Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Цветик-семицветик

Цели : развитие у детей чувства милосердия и сострадания; воспитание гуманных чувств.

Ход беседы

Учитель. Дети, мы с вами смотрели документальный фильм «Аномалия». Вспомните, о ком этот фильм. (Ответы детей.)

Вспомните Сашу, который не может ходить. Ему помогли оборудовать молельную комнату, где он обращается к Богу сам и учит этому других. Помните девочку, которая рисует, держа карандаш во рту, потому что ее пальцы не сжимают карандаш; девочек, любящих танцевать, но не умеющих ходить?

Кто помогает этим детям жить, ухаживает за ними?

Могли бы эти дети ходить в обычную школу? Почему?

Как мы должны относиться к таким детям?

Инвалидами не только рождаются, но и становятся: сломал ногу, а она неправильно срослась; играл на дороге - сбила машина; залез на крышу, упал - сломал позвоночник и т. д.

Послушайте рассказ и подумайте, какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку.

«Жили в одном большом городе, в большом доме Коля и Ира. Дружить они особо не дружили, но и не враждовали между собой. Жили да и жили. Учились в одном классе, сидели за одной партой. Пришла зима. На каникулах дети весело играли в снежки, катались на санках, строили снежную крепость. После каникул все вернулись в школу. Не пришла только Ира. Оказалось, девочка каталась на льду, упала и сломала ногу. Теперь она была дома. Коля рассказал маме о случившемся, и та посоветовала сыну навестить одноклассницу. Мальчик пошел к Ире. Она доброжелательно встретила его. Ходить девочка не могла и только прыгала на одной ноге, а другая была закована в гипс. «Теперь, наверное, придется остаться на второй год, ведь я много пропущу в школе», - грустно сказала Ира. «Не волнуйся, я что-нибудь придумаю», - пообещал девочке Коля. А на другой день школьники увидели такую картину: Коля вез на санках Иру в школу. Мальчишки тут же подняли их на смех. «Тили-тили тесто, жених и невеста», - кричали они. Но Коля не обращал на них внимания. Каждый день Коля стал привозить Иру в школу и отвозить домой. Все привыкли к этому, перестали дразнить и даже помогали девочке подняться по ступенькам».

Что случилось с Ирой?

Как помог ей Коля?

Как сначала реагировали мальчишки на Колин поступок? А потом?

Обращал ли Коля внимание на насмешки друзей?

Какие чувства подтолкнули Колю к такому поступку?

Игра «Сиамские близнецы».

Цель: развивать умение сотрудничества, чувство коллективизма у детей.

Оборудование: повязки на глаза, большой лист бумаги, карандаши.

Дети разбиваются на пары.

Учитель . Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Скажите, что значит «сотрудничать»? Приведите примеры, когда вы с кем-нибудь сотрудничали.

Инструкция

Разбейтесь на пары, четверо будут работать, а остальные смотреть. Сядьте за стол. Я положу перед вами большой лист бумаги. Один в паре работает с завязанными глазами под руководством другого. Рисовать мы будем дом с забором, стоящий среди деревьев и цветов.

Физкультминутка

Учитель . Дети, встаньте. Представьте себе на минуту, что у вас болит правая рука. Попытайтесь расстегнуть пуговицы на одежде одной левой рукой. А теперь попытайтесь завязать шнурки, не получается? Закройте крепко-крепко глаза. Пройдите. Вам страшно идти? Вы боитесь натолкнуться на что-нибудь и упасть? Возьмитесь за руки, так легче идти? Вот видите, когда есть рядом опора, идти легче.

Помните сказку «Цветик-семицветик»? Девочке Жене бабушка-волшебница подарила волшебный цветок. На что потратила Женя 6 драгоценных лепестков? И вот остался последний. И что же? (Чтение отрывка.)

Как вы думаете, какой лепесток принес наибольшую пользу?

Почему вы так думаете?

Сегодня мы с вами говорили о детях-инвалидах. По всему миру взрослые проявляют заботу о них: для таких детей строят специальные больницы, детские сады, школы; создают специальные книги и компьютерные программы; оборудуют тренажерные залы. Дети-инвалиды пользуются особыми правами.

Мы с вами должны проявлять сострадание к таким детям. Посмотрите, у меня в руках волшебный цветик-семицветик. Я раздам вам его лепестки, вы подумайте и напишите, чем бы вы могли помочь детям-инвалидам, что хотели бы пожелать им.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Добрым быть полезно

Цели : воспитание желания совершать добрые поступки; замечать в людях хорошее; формирование отрицательного отношения к жадности и зависти.

Ход беседы

Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что так благотворно действует на людей? Климат? Пища? Ученые долго искали причину этого явления. Наконец они решили, что главное здесь - добросердечность горцев. Она переходит из поколения в поколение и образует полезный «микроклимат».

А что чувствуют жадные, злые, завистливые? (Ответы детей.) Постоянное недовольство вредит и сердцу, и нервам, и желудку. А еще у такого человека обычно мало друзей.

Игра «Расскажи о хорошем».

Дети по очереди берут карточки с именами детей группы и рассказывают о хороших качествах данного человека.

Тест «Твое мнение».

Напишите, о чем вам приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как помог кому-то или о том, как кого-то обидел.

Учитель. Вот видите, дети, о хорошем поступке вспоминать приятнее, да и делать добрые дела тоже. Доброту в себе нужно тренировать: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

Игра «Связующая нить».

Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Описание игры

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим.

Учитель. Дети, а теперь натяните нить. Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот, оказывается какие вы дружные в своей группе.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Забота взрослых о детях

Цели: формирование представления детей о доброте; воспитание отрицательного отношения к эгоизму.

Ход беседы

Учитель. Дети, скажите, пожалуйста, как взрослые заботятся о вас? (Покупают игрушки, книги; заботятся, чтобы у детей было все необходимое.)

А могут ли дети заботиться о взрослых? Как? Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». (Чтение рассказа.)

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

В. А. Осеева

Учитель . Удивило ли вас что-нибудь в отношении мальчиков к маме и бабушке? Что именно?

Почему молчали мама и бабушка?

Что бы вы сказали о поступке мальчиков? Как бы вы их назвали? (Равнодушными, черствыми, неблагодарными.)

А как бы поступили вы?

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Учусь держать себя в руках

Цели: формирование умения изображать разные эмоции; воспитание умения переживать огорчения.

Ход беседы

Учитель . Дети, посмотрите на рисунки (демонстрирует). Здесь вы видите различные состояния человека - его эмоции. От того, что человек испытывает, чувствует, зависит выражение лица, поза и поведение. Назовите эти состояния. (Радость, грусть, веселье, печаль.) Какие эмоции еще вы знаете? Изобразите их условно.

Эмоции бывают приятными (положительными) и неприятными (отрицательными). Чем чаще человек испытывает положительные эмоции и реже отрицательные, тем меньше вредных нервных напряжений возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. И не только он сам. Рядом с жизнерадостным, спокойным, доброжелательным человеком и другим людям легче живется и работается. Поэтому важно научиться контролировать свои чувства, управлять своим настроением. Умеете ли вы это делать?

Тест

Мама обещала пойти с Толей в выходной день в луна-парк. Накануне долгожданного дня она пришла вечером домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удастся нам завтра пойти в парк, у меня срочная работа...»

Вопрос: что, по-твоему, почувствовал Толя, и как он поступил?

Варианты ответов:

1. Ушел в свою комнату (в угол) и долго рыдал, чтобы мама слышала.

2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.

3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда-то пойти.

4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в луна-парк в следующий выходной.

Расскажите эту историю до конца в каждом из вариантов Толиного поведения. Обязательно обратите внимание на следующее:

Что при этом почувствовала мама и как себя вела?

Что почувствовал сам Толя?

Удалось ли найти выход из положения?

Можно ли пережить огорчение? Как?

1. Никогда не спеши «выплеснуть» чувства на окружающих. Собери всю свою волю и сдержись.

2. Постарайся успокоиться. Для этого есть разные способы:

Сделай дыхательную гимнастику: несколько глубоких вдохов и выдохов.

Выпей стакан воды.

Поговори с кем-нибудь на другую тему.

Поплачь (но не демонстрируй это всем).

После такой разрядки обязательно почувствуешь себя спокойнее. Теперь можно обсудить положение. Решение найдется!

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Давайте говорить друг другу комплименты

Цели : формирование умения использовать комплимент адресовано и мотивированно; развитие коммуникативных способностей.

Ход беседы

Дети сидят на стульчиках.

Учитель . Дорогие мои друзья, сегодня мы отправимся с вами путешествовать по «Стране комплиментов». Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, в этой стране всегда царят добро и любовь. А вы знаете, что такое комплимент? (Ответы детей.)

Комплимент - это любезные, приятные, красивые слова или выражения, лестные отзывы, содержащие похвалу или одобрение. Комплименты бывают добрые, то есть приятные, чудесные и при этом правдивые.

А есть комплименты льстивые, то есть угодливые, восхваляющие кого-либо незаслуженно.

Сейчас я прочитаю вам две басни И. А. Крылова. Послушайте внимательно. Вы услышите в них комплименты. Определите, каких комплиментов встречается больше - лестных или льстивых.

Чтение басен «Кукушка и петух» и «Ворона и лисица».

Обсуждение содержания басен. Особо обращается внимание на различные мотивы лести. Воспитатель зачитывает мораль басни «Ворона и лисица».

Учитель. Пришло время поиграть.

Игра «Ласковое имя».

Цель: воспитывать гуманные отношения между детьми, благодаря осознанному отношению к своему имени и имени другого.

Описание игры

Дети становятся в круг.

Учитель. Бросая мяч друг другу, назовите одно или несколько своих ласковых имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто в первый раз бросил мяч, и назвать его ласковое имя.

Игра «Комплимент».

Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.

Описание игры

Дети становятся в круг.

Учитель. Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе...», - а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище (особенности внешнего вида, характера).

Когда дети скажут по одному комплименту, воспитатель подбрасывает мяч и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, поменяемся опять». Дети меняются местами, и игра повторяется.

Учитель. Я рада, что вы растете доброжелательными людьми. Если вы говорите такие замечательные комплименты своим сверстникам, значит, у вас доброе, чуткое сердце и вы любите друг друга.

Вы, наверное, поняли, какую огромную роль играют комплименты в нашей жизни. Оказывается, не так уж легко правильно говорить и получать их. А главное, не путать лестный и льстивый комплимент.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Как научиться учиться

Цели : формирование умения детей тренировать память; воспитание волевых качеств - усидчивости и настойчивости.

Ход беседы

Учитель . Почему одни хорошо учатся, а другие не очень? Случается так: на уроке ученик был, что-то записывал, а пришел домой и ничего не помнит. И как задачу решать, совершенно непонятно. А кажется, что-то объясняли... Может, не решать, а списать у кого-нибудь? Трудности в учебе бывают у всех, даже у отличников. Давайте выясним, в чем их причина, лично для каждого.

Тест

Выберите и отметьте подходящий вариант окончания фразы.

Многие ребята жалуются на плохую память, «плохие способности». А «бедная» память просто не тренирована. Она не привыкла работать. Значит, нужно тренировать ее. Память у людей бывает трех типов: зрительная (человек лучше запоминает то, что видит); слуховая (особенно хорошо запоминается то, что слышит); двигательная (лучше запоминает, когда записывает).

Как можно тренировать зрительную память, мы узнаем из игры.

Игра «Чего не стало».

Играют два и более человек. На столе разложены разные предметы, игрушки. Нужно внимательно посмотреть, что находится на столе, закрыть глаза. В это время водящий убирает один предмет. На кого водящий указывает, тот отгадывает, чего не стало на столе.

Учитель . Прекрасная тренировка всех типов памяти - заучивание стихов.

Что же нужно делать, чтобы лучше учиться?

Как можно тренировать память?

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Правда, ложь и фантазия

Цель : формирование отрицательного отношения ко лжи; умения показать, чем ложь отличается от фантазии.

Ход беседы

Учитель . Дети, послушайте старую басню. Мальчик- пастушок кричал: «Волки, волки!» Прибежали крестьяне - нет волков. И раз, и два так шутил мальчик. Но однажды и вправду напали на стадо волки. Сколько ни кричал пастушок, никто не пришел к нему на помощь: все знали, что мальчик - лгун. А теперь послушайте рассказ «Фантазеры» Н. Носова и ответьте на вопросы. (Чтение рассказа.)

Как начинается рассказ?

Что делали мальчики на скамейке?

Что случилось потом?

Кто к ним пришел?

Смог ли Игорек так же легко придумывать истории?

О чем рассказал Игорек?

Как его поступок по отношению к Ире можно назвать: ложь или фантазия?

Кого встретили Мишутка со Стасиком, идя домой?

Какое состояние было у девочки? Почему?

Что предложили ей мальчики?

Можно ли назвать ложью Мишуткино высказывание о том, что он съел ведро мороженого?

(Можно сказать, что Мишутка солгал, но сделал он это лишь для того, чтобы утешить и развлечь Иру. И его ложь, может быть, принесла некоторое облегчение девочке.)

Как вы думаете, Стасик и Мишутка лгали или фантазировали в сквере? (Их разговор можно назвать фантазией, ведь они просто развлекали друг друга.)

Так чем же отличается ложь от фантазии? (Ответы детей.)

К чему может привести ложь? (Ответы детей.)

Учитель . А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы моего теста.

Тест

Можно ли обманывать в следующих случаях:

Чтобы похвастаться;

Не испортить с кем-нибудь отношения;

Избежать наказания;

Добиться выгоды;

Помочь кому-то пережить тяжелое событие;

По привычке?

Учитель . Сегодня мы с вами вели разговор о двух таких непростых вещах, как ложь и фантазия. Очень важно отличать эти два понятия и как можно меньше использовать в своей жизни ложь, потому что она может очень сильно навредить вам в дальнейшей жизни.

Конспект беседы в начальной школе. Тема: Сочиним сказку

Цель: направление фантазии ребенка на сочинение сказки и создание рисунков-иллюстраций по ее сюжету.

Методика проведения

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог показывает объемную книгу.

Учитель . В этой книге много сказок. Читать мы их сегодня не будем. Мы с вами придумаем сказку сами.

Вопросы:

Про кого будет наша история?

Где он (она) жил(а)?

Каким был наш герой?

Что он любил делать? Чем занимался?

И был у него друг. Кто?

Чем друг помогал герою?

Однажды наш герой отправился путешествовать. Куда?

Для чего? За чем?

Но у героя был враг. Кто?

Как он вредил нашему герою?

Друг героя захотел ему помочь? Что он сделал?

Какой волшебный предмет дал в помощь?

Как это помогло герою?

Как был наказан враг?

Чем все закончилось?

Учитель пересказывает сказку, предлагает детям нарисовать к ней иллюстрации.

Игра «Неожиданные картинки».

Цель : показать каждому ребенку, какой вклад вносят члены группы в общий рисунок.

Оборудование : листы А4, карандаши.

Описание игры

Дети рассаживаются за столы. Каждому выдается по листу бумаги и цветные карандаши.

Инструкция

Учитель. Ребята, сейчас по моей команде вы начнет рисовать. Рисуйте то, что вам хочется. Эта работа - на свободную тему. По моему знаку вы должны поменяться рисунками друг с другом. И далее следующий будет продолжать работу над вашим рисунком. Через 2-3 минуты опять поменяетесь. Каждый из вас сможет внести свой вклад в работу. Итак, приступаем.

Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось ли тебе дорисовывать чужие картинки?

Какой из рисунков тебе нравится больше всего?

Отличаются ли они от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Конспект беседы в начальной школе. Тема: О неприятном

Цель : воспитание умения просчитывать последствия поступка; формирование понимания, что жизнь - это школа в которой есть свои правила.

Ход беседы

Учитель . В школе вам приходится учить разные правила: правописания, сложения и вычитания... - их много. Не всегда все получается. Бывают неудачи. Жизнь - это тоже школа, только очень большая. Ведь вы должны научиться жить в сложном мире. Правил в нем намного больше, чем в школьной программе. И тоже не все сразу получается. А за проступки приходится терпеть наказание. Иногда наказания бывают суровыми.

Как вы считаете, что такое наказание?

Зачем взрослые наказывают детей?

Как вы понимаете выражение «сам себя наказал»?

Если вы провинились и вас наказали, постарайтесь получить из этого урока пользу. Научитесь не совершать подобных поступков.

Сотрудничество и взаимопонимание с ребятами в классе, группе, с друзьями во дворе, часто помогает не совершать плохие поступки, или поддерживает, если вас наказали. И очень важно научиться такому сотрудничеству и пониманию.

Игра «Разговор сквозь стекло».

Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Инструкция

Учитель. Дети, сейчас представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход в другом конце торгового зала. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Помните, вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.

Игра «Двое с одним мелком».

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Инструкция

Учитель. Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнером. Теперь вы - одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам дается один карандаш на двоих. Передавая его друг другу, вы должны по очереди рисовать одну картину. В этой игре есть такое правило: нельзя разговаривать во время рисования. На выполнение у вас - 5 минут.

Вопросы:

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли было тебе от того, что изображение постоянно менялось?

Нравственно-этические беседы

для дошкольников.

Тема «Будь всегда вежливым».

Программное содержание:

Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.

Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Оборудование:

Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».

Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к воспитанникам:

Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)

Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.

1 поступок:

Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:

    дети помогают ему встать;

    дети забинтовывают мальчику ногу;

    дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;

    дети смеются над плачущим от боли мальчиком.

2 поступок:

Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

    девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;

    девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;

    девочка проходит мимо;

    бабушка сама поднимает упавшую трость.

3 поступок:

Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:

    мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;

    мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;

    мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:

Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

Кто свой гнев одолевает - тот крепче бывает.

Добро творить - себя веселить.

Друга ищи - а найдешь, береги.

Игра «Придумай сказку»

Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей. (Прослушивание сказок придуманных детьми).

Воспитатель:

Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?

Тема: «Правила поведения в игре»

Программное содержание:

закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.

Развивать внимание, наблюдательность.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.

Подготовка к беседе: изготовить костюм феи, волшебных очков.

Ход беседы:

Воспитатель в костюме феи входит в группу.

Ой, ребята, куда я попала?(в детский сад)

Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Хотите поиграть со мной?

Дети: Да!

Игра «Волшебные очки»

Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками

Описание игры:

Фея показывает детям очки и говорит:

Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел. (Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)

Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.

«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать кубики, из которых был построен теплоход.

Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, - говорили дети.

А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.

Матрос, займите свое место! Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.

Сам набрасывай, - ответил матрос».

Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?

Какие некрасивые поступки он совершил?

А у вас есть такие дети, как Андрей?

Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?

Ребята, сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре.

В игре надо соблюдать все правила

Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры

Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.

Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

Ребята, какие вы молодцы! Мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в детском саду хорошие, умеют играть друг с другом, знают много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными.

До свидания!

Тема: « Правила поведения детей в труде»

Программное содержание:

Закрепить и обобщать знание о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.

развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.

воспитывать положительное отношение к труду.

Подготовка к беседе:

Приготовить куклу Незнайку.

Ход беседы:

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны?

Читаю стихотворения:

Портниха.

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка.

Будет и тебе одежка.

Переплетчица.

Заболела

Эта книжка: изорвал ее братишка.

Я возьму ее и склею.

Я больную пожалею.

Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?

Можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.

Ребята, правильно ли сказал Незнайка?

Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.

А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

(Ребята называют рассказы)

Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?

Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.

Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)

Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)

Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)

Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:

Помочь Мальвине убирать игрушки.

Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь

Уважительно относиться к чужому труду

Действовать в труде совместно, коллективно.

Помогать друг другу советами в труде

Незнайка, тебе помогли дети?

Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения.

До свидания, ребята!

Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли Незнайке понять что он поступил не правильно.

Скажите, а вы помогаете своим мамам?

Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:

И я сегодня маме помогала.

И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?

Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

А я ботинки чистила

Мамины? – спросила Оля

Нет, свои

Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила?

Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так или не так?

Ребята, кто же из детей помогал маме?

Ребята, как вы понимаете пословицы:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде.

Молодцы!

Тема: «Правила поведения на занятии».

Программное содержание:

Продолжать расширять и закреплять полученные знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д.

Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

Разучивание с детьми слов и реплик для инсценировки спектакля «Урок музыки»

Подготовить костюмы Буратино, кота, собаки.

Ход беседы:

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам приехали артисты, которые покажут театральные представления « Урок музыки».

Урок музыки.

(По мотивам сказки А. Островского)

Действующие лица (исполняют дети): - Алеша Почемучкин,

- собака Чижик,

- Буратино,

- учитель Кот.

(Алеша и Чижик готовятся к уроку)

Чижик: (бормочет) до, ре, ми, фа…

Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?

Чижик: Волнуюсь, повторяю. Гав- Гав!

Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.

Чижик: Учитель идет!

(Входит кот)

Кот: Здравствуйте!

Алеша и Чижик: Здравствуйте!

Кот: Начнем урок.

Чижик: (тихо) Ой, боюсь, сейчас меня спросят. Гав!

(В класс вбегает Буратино и падает)

Буратино: Ой- Ой!

Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.

Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!

Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.

Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова(уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!

Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.

Алеша: (Поет любую распевку с названием нот) до, ре, ми, фа…

Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.

Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.

Кот: Ты урок забыл?

Буратино: Да! То есть, нет, я выучил.

Кот: Назови ноты по порядку.

Буратино: Почему?

Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.

Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…

Буратино: (ждет подсказки) ну!

Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».

Буратино: Ну! Ре.

Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…

Буратино: Ми- ми.

Кот: Какая нота?

Буратино: (поет) ми-ми-ми…(слышит подсказку) фасоль.

Кот: Буратино, какая фасоль?

Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.

Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.

Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».

Буратино: Опять не повезло!(вздыхает)

Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.

Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).

Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».

Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.

Кот: Чтоб изучить науку пения.

Чтоб урок не зря для вас прошел,

Должны набраться вы терпения

И слушать очень хорошо,

Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!

Урок закончен, до свидания!

Воспитатель:

Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?

Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность