Самообразование по теме духовно нравственное воспитание через. Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей». Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Валентина Карагодина
План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через любовь в семье»

Актуальность темы : формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств . Прежде всего, становление человека, обретение им себя, собственного «Я» , неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала – значит жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Введение :

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, происходит во многих семьях . Многие родители думают, что ребенок еще маленький потом поймет или еще такой вариант, что ребенок ничего не понимает.

Сегодня многие родители больше озабочены карьерным ростом и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста . Жизнь за два последних десятилетия изменилась коренным образом и не следует в этом обвинять родителей. Возможно они даже не знают как воспитывать у детей духовною нравственность , как развить в детях высокие моральные качества. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки детей отличаются искренностью, при этом они склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались правильные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры достойного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте . Ребенок особенно нуждается в заботе, любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую полностью может удовлетворить только семья . Любовь родителей к ребенку , их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца и других родственников. Чувствуя любовь со стороны взрослых ребенок чувствует себя защищенным, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я» . Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Цель :

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования .

Задачи :

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :

Расширить знания о нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Обогатить развивающую среду группы по нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)

Образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Нравственное дошкольников воспитание в семье » .)

Сблизит родителей и детей.

Ожидаемые результаты :

Систематизация материала по нравственному воспитанию дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания дошкольников .

Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей . Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр, и правильно подбирать их.

Выход темы :

Консультация для родителей;

Картотека сюжетно – ролевых игр;

Картотека дидактических игр.

Формы работы с родителями и детьми :

- Родители :

Сотрудничество через консультации ,

Совместное изготовление и приобретение атрибутов к сюжетно – ролевым играм,

Совместные развлечения и праздник,

- составление картотек : «Пословицы и поговорки о семье » ; «Загадки о членах семьи » .

- Дети :

Специальные занятия на тему «Моя семья »

Дидактические игры на формирование нравственных качеств детей ;

Сюжетно – ролевые игры,

Чтение художественной литературы по данной теме,

Составление рассказов «Моя семья » ; «Наши семейные традиции» .

Работу по данному направлению я начала с того, что провела анкетирование родителей по нравственному воспитанию . Затем изучила педагогическую литературу. Проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию дошкольников .

Составила план работы по нравственному воспитанию , разработала подборку сюжетно – ролевых и дидактических игр :

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом :

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы : сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на формирование нравственных качеств дошкольников .

3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотек.

Методическая работа

Подготовка анкеты к анкетированию родителей.

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2017г. Анкета

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию . В течение года. Наличие сюжетных и дидактических игр.

Проведение консультации для родителей на тему : «» . Январь 2018г. Конспект консультации

2018 год. Развлечения совместно с родителями.

Работа с детьми

Формы работы Сроки Форма отчета

Специальные занятия на тему «Моя семья » В течение года конспекты занятий

Занятия, в которых используют дидактические игры.

В течение года

Дидактические игры :

- «Моя семья »

- «Доскажи слово»

- «Расскажи о своей семье » ;

- «Мой адрес» ;

- «Я люблю…» ;

- «Назови свое имя ласково» ;

Пальчиковая игра «Моя семья » . Декабрь 2017г картотека

Сюжетно – ролевая игра «Моя семья »

- «Дочки – матери» сюжет : «Мама моет дочку» ;

- «Дочки – матери» сюжет : «Мама водит дочку в детский сад» ;

- «У нас гости» Январь -

Февраль картотека

Беседы с детьми на тему :

- «Я и мой папа» ;

- «Как мама заботиться о нас» ;

- «Самая дорогая и любимая мамочка» ;

- «Моя любимая бабушка» ;

- «Мой дедушка» Март 2018г. картотека

Отчет по самообразованию Май 2018г .

Работа с родителями

Формы работы Сроки Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года Консультации, беседы

Составление картотек : «Пословицы и поговорки о семье » ; «Загадки о членах семьи » . В течение года Картотеки

Подготовить консультацию для родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье »

Март 2018г. консультация

Список используемой литература :

1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание . – 2005. - №4. – С. 3 -5.

2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьёй : вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.

3. Детский сад и родители. / Под ред. Е. И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение» , 1969. – 169 с.

4. Дружинин В. Н. Психология семьи . – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер» , 2008. – 176 с.

5. Затулина Г. Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа) . Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.

6. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак» , 2007. – 475 с.

7. Мосалова Л. Л. //Я и мир : Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста . – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2010.- 80 с.

8. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание . – 2006. - №12. – С. 104 – 110.

9. Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. Детский сад и семья . – М.: «Просвещение» , 1981. – 176 с.

10. Методика воспитательной работы . / Под ред. В. А. Сластенин. – М.: «Академия» , 2002. – 134 с.

11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет . сада. – М.: «Просвещение» , 1987. – 144 с.

12. Островская Л. Ф. Педагогические знания – родителям : Пособие для воспитателя дошкол . учреждения. – М.: «Просвещение» , 1983. – 176 с.

13. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. С. Спиваковский. – СПб.: «Питер» , 1997. – 342 с.

14. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей «Семь Я » // Дошкольная педагогика . – 2007. - №7. – С. 49 – 53.

15. Свердлова О. Г. Углы семейного кольца : диалоги о воспитании . – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 368 с.

16. Смирнова Е. О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.

17. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. //Описание : Конспекты занятий по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы. Изд.: Вентана-Граф. - 2007

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Братский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

Папка воспитателя по самообразованию

Березюк Ирины Владимировны

Тема: «Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников»

Начало изучения темы: 01.09.2016год.

Окончание изучения темы: 30.05.2017год.

Общие сведения о педагоге

Ф.И.О. педагога Березюк Ирина Владимировна

Дата рождения 12 октября 1975г.

Стаж работы в должности 13лет

Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплек»

Образование Высшее; Крымский гуманитарный университет (г.Ялта), 2008 год; диплом КР№35176300

Курсы повышения квалификации « Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» по программе «Содержание воспитательно -образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» в период с «о5»октября2015г.по «02»декабря 2015г.

Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко , из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться , взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста . Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания . Тут и приходит на помощь сказка , которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так , чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

    Волю - сложное и многогранное качество личности.

    Веру в себя - умение противостоять неудачам.

    Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

    Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

    Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.

    Обязательность - умение держать слово.

    Оптимизм - веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

    Целеустремлённость - умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

    Доброту и честность .

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

    умение слушать;

    умение познавать;

    умение сравнивать, сопоставлять;

    умение мыслить словами;

    связную речь;

    интерес к учебе;

    мышление;

    внимание;

    память;

    воображение;

    мимику лица и жесты;

    эстетические чувства;

    чувство юмора.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

    Побуждать у детей интерес к сказкам.

    Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К Чуковского).

    Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

    Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Виды сказок:

1.Дидактические( в форме учебного задания )

2.Медитативные ( для снятия психоэмоционального напряжения ), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3.Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации,ставят спектакли.

4.Психокоррекционные( для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлин -ский).

5.Художественные( авторские истории, мудрые древние сказки ).

    Народные( с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему );

    Сказки о животных;

    Бытовые сказки;

    Волшебные сказки.

Для того,чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

    Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

    Придумывание разных слов (длинных, смешных);

    Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т. е. дословная передача текста. Сказки , которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть , потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание , т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика выразительно рассказывать , чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок , литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку” , “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку , которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок ? Из рассказа или сказки этот отрывок ? Чем закончилась эта сказка ? Если после первого чтения сказка уже понята детьми , воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки . В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа . Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность , артистичность.

Можно использовать словесные приёмы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путём осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения . Это можно сделать до чтения. Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке , но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке . Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

\ Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей со сказкой – чтение , рассказывание , беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки .

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки , настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок . Данные формы работы над сказкой позволяют узнать , как дети поняли суть сказки .

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке , рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки , воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки .

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок , театрализованные игры, драматизация сказок , творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки , умению оценивать поступки не только героев сказки , но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

    В ходе непосредственно образовательной деятельности;

    В режимных моментов;

    В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

    При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы: I этап- теоретический:

    определение темы;

    определение целей и задач;

    составление плана.

II этап- подготовительный:

    подбор народных сказок;

    подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

    подбор материала, пособий;

    составление перспективного плана мероприятий;

    проведение предварительной работы с родителями;

    подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап- основной:

    познакомить детей с произведениями В. А.Сухомлинского;

    формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

    обогащать и активизировать словарный запас;

    развивать связную речь;

    развивать интерес к сказкам;

    развивать творческие способности детей;

    развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

    воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

    воспитывать активность и самостоятельность;

    создать развивающую среду по данной теме.

IV этап- заключительный:

    Подведение итогов.

Формы и методы работы с родителями

    Консультации

    Родительские собрания

    Конкурсы

    Организация фото.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: « Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Перспективный план по самообразованию на 2016-2017год

Тема:« Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил: воспитатель 1 категории

Березюк И.В..

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : « Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .

2. Консультация для родителей: .

Октябрь.

1. Изучение темы: « Роль сказки в развитии речи детей» .

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: « Роль сказок в развитии детей » , « Учите детей любить книгу » .

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками , дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский .

-Дидактическая игра: «Угадай сказку » .

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» .

3. День матери «Маму очень я люблю », организация конкурса для мам.

Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми .

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки » .

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки » .

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь.

1. Изучение темы: « Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки : «Три медведя» .

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система,органичная внутренней среде человека» .

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Изучение темы « Роль сказки в воспитании детей» .

Методические приёмы:

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: « Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» .

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка » .

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой » .

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

- Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

Апрель.

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

2.Добавить материал в театральный уголок.

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки » .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2.Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии » .

5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.


Муниципальное образование городской округ Верхняя Пышма
МАДОУ «Детский сад № 45»
САМООБРАЗОВАНИЕ
по теме:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на основе традиций русского народа.
Воспитатель:
Корикова Е.Ю.
Соответствие
занимаемой должности
Соответствие занимаемой должности
г. Верхняя Пышма, пос. Красный
2016 г.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть
в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Цель проекта:
разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- Изучить литературу по данной теме;
- Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- Формировать у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Создавать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание предполагается уделять деятельности по укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей может способствовать единению педагогов, родителей и детей, что может благотворно сказаться на формировании положительного отношения друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами, инсценировками русских народных сказок стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Таблица 1.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2015 - 2017 учебный год
Этапы работы
по самообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе народных традиций и творчества.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы.Изучение литературы по теме:
1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – 2-е изд., испр. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 352 с.
2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 416 с.
3. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ОСЕНЬ (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ЗИМА - ЧАВРОДЕЙКА(книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
5. Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ВЕСНА - КРАСАВИЦА (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
6 . Лыкова И.А., Шипунова В.А.Народный календарь. ЛЕТО КРАСНОЕ(книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.- 96 с.
7. Скляренко О. Народные куклы своими руками. Забавы и обереги. – СПб. : Питер,2015.- 64 с.
8. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.
4. Практическая деятельность Познавательные беседы.
Интерактивные занятия.
Посещение музея.
Предпраздничные посиделки (подготовка к праздникам: разучивание песен, игр, изготовление разных предметов, необходимых для праздника).
Оформление в детском саду мини-музея и выставок.
творческая продуктивная и игровая деятельность детей.
Праздники.
Работа с родителями.
Выступление на педсовете по изученной теме.
Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к народному творчеству;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии народного творчества на развитие ребёнка.
Таблица 2.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
№ п/п

1 сентябрь Диагностика
2 октябрь Теремок Знакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Расширить словарный запас. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. «Коммуникативная», « Познание», «Музыка», «Художественное творчество» Коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально-художественная
3 ноябрь Путешествие в прошлое часов Знакомить с историей прошлого часов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления. Активизировать в речи слова: циферблат, часы, маятник, часовщик. «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы
4 декабрь Из прошлого ложки Знакомить с кухонной утварью, её возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога. Развивать интерес к ремеслам наших предков «Коммуникативная», « Познание», «Музыка», «Физическая культура» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная
5 январь Матушка печка, укрась своих детушек Знакомить с особенностями избы и быта крестьян. Активизировать словарный запас. Прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков «Коммуникативная», « Познание», «Физическая культура» Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская
6 февраль Пришла Коляда, отворяй ворота… Знакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда. Развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям «Коммуникативная», « Познание», «Музыка» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная
7 март Путешествие в прошлое одежды Знакомить с изменениями и преобразованием одежды человека. Обогащать и активизировать речь детей. Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи; познавательный интерес к прошлому «Коммуникативная», « Познание», «Художественное творчество» Коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская
8 апрель Госпожа честная Масленица Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. «Коммуникативная», « Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, продуктивная, чтение художественной литературы
9 май Народная игрушка-кукла-самоделка Знакомить с процессами изготовления куклы-самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная, стригунок. развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно «Коммуникативная», « Познание», «Художественное творчество», «Музыка» Коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская
10 май Диагностика
Подготовительная группа
№ п/п
месяц Тема Программные задачи Интегрируемая образовательная область Виды детской деятельности
1 сентябрь Диагностика
2 октябрь «Как рубашка в поле выросла» Знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды. расширять словарный запас: трепало, мялка, кросна, лен, кудель. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, познавательно-исследовательская,
чтение художественной литературы
3 ноябрь Устное народное творчество-потешки, считалки, небылицы Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Учить новую считалку, практически применять в игровых ситуациях. воспитывать интерес к малым формам
фольклора. «Коммуникативная», « Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная
4 декабрь Народная игрушка- деревянная игрушка Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева. Обогащать словарь: богородская, семеновская, потешный промысел. Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная
5 январь Потешный промысел наших предков Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную и деревянную. Расширять словарный запас: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи. «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная
6 февраль «Сияй прялка изрядна-хозяюшка обрядна» Знакомить с народными традиционными видами женского рукоделия-прядением, плетением. Активизировать в речи слова: прялка, прядение, плетение, свивать, вышивка. Закреплять полученную информацию в играх, вызвать у них чувство радости от результата своего труда «Коммуникативная», « Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная
7 март Великий праздник-Пасха Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, ее обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значение. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к народным традициям «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» Коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, продуктивная
8 апреля «Светит, да не греет» Формировать представления о «прошлом» лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогатить словарный запас новыми словами. Развивать ретроспективный взгляд на вещи Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская
9 май «Мой город под названием Верхняя Пышма…» Расширять и закреплять знания о родном городе, его достопримечательностях. Знакомить с историей возникновения города. Воспитывать чувство любви к своему городу «Коммуникативная», « Познание», «Чтение художественной литературы» Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы
май Диагностика
Литература:
Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.
Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – 2-е изд., испр. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 352 с.
Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.: ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013. – 416 с.
Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. Осень золотая. (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «цветной мир», 2014. – 96 с.
Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. Лето красное. (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «цветной мир», 2014. – 96 с.
Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. Весна - красавица (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «цветной мир», 2013. – 96 с.
Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. Зима - чародейка. (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «цветной мир», 2014. – 96 с.
Скляренко О. Народные куклы своими руками. Забавы и обереги. – СПб.: Питер, 2015. – 64 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования

«Город Донецк»

План самообразования

воспитателя ДОУ

По теме: « Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

На 2016 -2017 учебный год

Воспитатель: Мякоткина Елена Владимировна

Ф.И.О. педагога - Мякоткина Елена Владимировна

Тема самообразования – «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Работа начата - Сентябрь 2016года

Предполагается закончить – Июнь 2017 года

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей, создание предметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
  • Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  • Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Раздел

Срок

Практический выход

Методическая работа

В течении года

Изучение нормативных документов;

Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

Обзор в интернете информации по образовательным областям;

Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

Изучение и внедрение новых технологий;

Общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;

Работа с родителями;

Информация для родителей по данной теме.

(консультация, анкетирование, памятки)

Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

Доклады, выступления на родительских собраниях.

Работа с детьми

Сентябрь

Беседа: «О добре и зле»

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседа: «Что такое дружба»

Коллективная работа «Дружная планета»

Октябрь

Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия»

Занятие «Семья и родной дом»

Беседа: «Наша родина Россия»

Беседа:«Природа родного края» (просмотр презентации)

Экскурсия в Церковь

Оформление стенда «Моя Родина – Россия»

Ноябрь

Беседа: «О бабушках и дедушках»

Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет»

Занятие: «Русские матрёшки»

Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех»

Занятие (лепка): «Знакомый портрет»

Занятие (аппликация): «Маме буду помогать»

Занятие (конструирование): «Букет для мамочки»

Оформление стен газеты «Моя мама лучше всех»

Декабрь

Беседа: «Рождество Христово»

Музыкально тематическое занятие: «Святое рождество»

Беседа: «Колокольный звон»

Беседа: «Ангелы»

Занятие (рисование): «Ангелочек»

Занятие (лепка): «Звонкие колокольчики»

Занятие (аппликация): «Рождественская звезда»

Занятие(конструирование):«Ангелочки спускаются с неба»

Коллективная работа «Рождественская сказка»

Январь

Беседа: «Рождественская Ёлочка»

Выставка «Рождественская ёлочка»

Февраль

Беседа: «Главная книга мира - Библия»

Коллективная работа «Как бог создавал мир»

Март

Интегрированное занятие: «Колокола»

Выставка детских работ «Колокола»

Апрель

Интегрированное занятие: «Пасха»

Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо»

Занятие (лепка): «Украшенное яйцо»

Занятие (аппликация): «Корзина с пасхальными яйцами» (коллективная работа)

Занятие (конструирование): «Пасхальная курочка»

Выставка рисунков и поделок «Пасха красная»

Май

Занятие:«Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе»

Выставка рисунков «Наш удивительный мир»

Июнь

Интегрированное занятие: «Троица»

Презентация «Троица»

Работа с семьёй

Сентябрь

Памятка: «О воспитании доброты в детях»

Консультация для родителей: «Будем добры»

Октябрь

Памятка: «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников»

Памятка: «Известные люди о воспитании любви к Родине»

Ноябрь

Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Декабрь

Памятка: «Православные праздники»

Январь

Памятка: «Искусство наказывать и прощать»

Февраль

Памятка: «10 заповедей родителей»

Март

Консультация для родителей: «Посеешь привычку……»

Апрель

Памятка: «Этикет для родителей и детей»

«Акция посади дерево»

Май

Июнь

Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Изучение методической литературы

В течении года

1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.

2. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

3. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

4. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.

5. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель:

Отчет по самообразованию: «Духовно-нравственное воспитание детей по средствам чтения художественной литературы».

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют прежде всего духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время, когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.

Цель духовно-нравственного воспитания: Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет в условиях организации работы в комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Основные принципы работы
Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего – в детстве».

Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Во многих развитых странах давно введены специальные учебные предметы, посвященные знакомству с отечественной духовной и нравственной культурой. Отечественные мыслители и ученые, и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры.
Ведущие ученые (,) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия : психофизическом, социальном, социокультурном и духовном.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника. Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
♣ чтения педагогом художественной литературы;
♣ наблюдений;
♣ показа сказок (педагогом, детьми);
♣ рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
♣ воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
♣ экскурсий по городу, целевых прогулок;
♣ проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
♣ чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
♣ бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
♣ чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
♣ ответов на вопросы педагога, детей;
♣ проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
♣ сообщения дополнительного материала воспитателем;
♣ загадывания загадок;
♣ рассматривания наглядного материала;
♣ рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
♣ разбора житейских ситуаций;
♣ рассказов детей о своих впечатлениях;
♣ проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется, когда необходимо:
♣ организовать продуктивную деятельность;
♣ провести игры: со («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
♣ изготовить, сшить кукол к сказкам;
♣ провести экскурсии различной направленности;
♣ организовать вечера с родителями, для родителей;
♣ изготовить с детьми наглядные пособия;
♣ организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел и т. д.)

Воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществляется совместными усилиями образовательной системы и семьи. Семья при этом рассматривается как Малая Церковь. Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга.

Система деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет

Духовно-нравственное воспитание детей организовано по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное (беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (развлечения, игры: подвижные и назидательные, ролевые).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам).

Итоговый этап
На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводится мониторинг развития интегративных качеств детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы. Для выявления результативности работы по теме, было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная, трудовая деятельность и др.). Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком