Сформированность эмпатии у дошкольников предполагает. Наблюдение за проявлениями эмпатии детей старшего дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия со сверстниками. Примерные вопросы анкеты для родителей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Для решения шорой выделенной задачи разработан комплекс диагностических методов, спецификой которых является использование целенаправленного наблюдения в реальных ситуациях взаимодействия, что исключает влияние искусственных факторов на харакгер протекания исследуемого процесса и позволяет говорить о достоверности полученных резулыатов. Это связано с различием эмпатийного поведения старших дошкольников на теоретическом и практическом уровнях.

Анкетирование родителей.

Использование анкетирования родителей направлено на изучение особенностей отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у детей и представлений родителей об уровне сформированное™ данных качеств у ребенка.

Диагностические методы позволят изучить и сравнить особенности эмпатийного поведения старших дошкольников в различных видах деятельности (в реальном взаимодействии со взрослыми и сверстниками) на уровне проявления сопереживания, сочувствия, содействия.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССОВ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ, СОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Беседа с использованием проективных заданий «Зазеркалье»



Цель - изучить особенности представлений об эмоциях и чувствах старших дошкольников.

Материалы: зеркало, конверт с письмом, листы бумаги, цветные карандаши.

Организация диагностической процедуры. Беседа проводится индивидуально с ребенком.

Инструкция.

1. Экспериментатор сообщает ребенку, что в детский сад пришло
письмо из Зазеркалья, читает его, создается проблемная ситуация:
«В этой стране разбилось Зеркало Настроений, и все настроения рас
терялись. Хотел бы ты помочь?»

Затем ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на изучение контекстных и свободных представлений об эмоциях, показать их.

Какие ты знаешь настроения? Назови их.

Что такое радость? Когда человек радуется? Представь, что жители Зазеркалья тебя видят, попробуй показать им радость, в этом нам поможет волшебное зеркало {ребенок показывает настроение зеркалу,отвечая на этот и последующие вопросы),

Что такое грусть? Когда ты грустишь?

Когда бывает стыдно?

Что такое страх?

Когда человеку бывает больно?

Чему человек удивляется?

Как ты думаешь, что почувствует человек, если с ним никто не захочет играть?

2. Создается ситуация выбора, в которой ребенку предлагается на
рисовать настроение.

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты смог бы сам дарить всем любые настроения...

а) Какое бы настроение ты подарил маме? Нарисуй его.

б) Какое бы ты хотел иметь настроение всегда? Нарисуй его.

в) Нарисуй настроение, которое бы ты никому никогда не подарил?

г) Какое у тебя сейчас настроение? Нарисуй его.
Анализ результатов проводится по следующим критериям:

^ наличие эмоционального отклика на ситуацию, желание самостоятельно выразить свои чувства;

^ наличие знаний об эмоциях и причинах их появления (эмоциоген-ные ситуации);

V наличие знаний об экспрессивных значениях эмоций;

^ использование различных средств при выражении эмоций (вербальных, невербальных);

^ передача в рисунке собственных и чужих эмоций путем изображения адекватных лицевых экспрессии;

^ наличие связи эмоций с ситуацией.

Проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья»

(адаптированная методика Е. И. Изотовой)

Цель - изучить особенности сопереживания и сочувствия старших дошкольников.

Материалы: пиктографические карточки с изображениями гномиков с разным настроением (например, радостный, грустный, удивленный; испуганный); сюжетные картинки, в которых представлены данные настроения (соответственно 4 варианта).

Организация диагностической процедуры. Проводится индивидуально.

Инструкция.

1. Ты помог вернуть настроения в Зазеркалье, и сегодня к нам пришли гости из этой страны. Хочешь познакомиться с ними? Это гномики. У каждого из них есть настроение, так же как у тебя, у меня и у всех людей.

Экспериментатор показывает детям карточки, идет обсуждение каждого персонажа. После обсуждения карточку с изображением героя убирают и задают вопросы для обсуждения.

Как ты думаешь, какое настроение у первого гномика?

У тебя бывает такое настроение? Когда?

У кого еще ты часто замечаешь такое настроение?

Как ты думаешь, почему?

Ответы ребенка оцениваются по следующим критериям:

/ вербальное обозначение эмоционального состояния с опорой на лицевую экспрессию (пиктограммы);

/■ выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмоций;

V установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией.
из личного опыта.

2. Создание проблемной ситуации: «Так случилось, что по дороге к нам в гости наши новые знакомые поссорились. Хотел бы ты их помирить? Давай попробуем.

Гномики разбежались, и каждый из них спрятал свое настроение в картинках. Я тебе сейчас покажу эти картинки, а ты на них внимательно посмотри и попробуй найти все настроения».

По очереди предъявляются картинки и задаются вопросы для обсуждения.

Как ты думаешь, что чувствуют персонажи?

Почему они радуются, грустят и т.д.?

Представь, что ты оказался рядом, что бы ты почувствовал?

Представь, что ты можешь изменить одну из этих ситуаций, какую ты выберешь?

Что бы ты сделал, чтобы ее изменить?

Ребенку предлагается проверить, удалось ли помирить гномиков, для этого все картинки переворачиваются, и из них ребенок складывает пиктограмму с изображением радости.

Оценка результатов.

Высказывания ребенка, его эмоциональные проявления фиксируются и затем анализируются по следующим критериям: / наличие эмоционального отклика на ситуацию; ^ установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией;

V выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмо
ций;

* желание выразить свои чувства, переживания в речи (действии, деятельности), делиться своими переживаниями с другими;

  • обозначение совокупности признаков, которые являются опорой при восприятии эмоций;
  • понимание и интерпретация характера собственных проявлений и чувств в контексте заданной ситуации;

/ использование личного эмоционального опыта при восприятии, интерпретации и прогнозировании ситуаций (при сопоставлении с результатами предыдущего диагностического задания).

В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека.
В данный момент Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает решение задачи формирования эмпатии у дошкольников в содержательной линии «социально-личностного развития».
Социально-личностное развитие дошкольного образования направлено на решение следующих задач:
-Развитие положительно отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
-Воспитание готовности постоянно проявлять заботу о себе и других людях;
-Воспитание уважения и терпимости к другим людям;
-Развитие потребности в самоутверждении на основе воспитания таких нравственных качеств, как доброжелательность, чуткость, сочувствие, тактичность;
-Личные достоинства и способы их выражения в игре, общении с разными людьми.

Диагностика сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста проводилась по методике Т.А. Гаиворонской, В.А. Деркунской:

1. Анкетирование родителей:
1) Определите, каково отношение Вашего ребенка к членам семьи:
a) Заинтересован в общении со всеми членами семьи одинаково
b) Предпочитает общение с некоторыми членами семьи
c) Относится ко всем избирательно
d) Относится равнодушно
e) Свой вариант_____________________________________
2) В ситуации, требующей проявления помощи, Ваш ребенок:
a) Оказывает помощь самостоятельно
b) Всегда охотно помогает
c) Помогает только по просьбе
d) Неохотно помогает
e) Помощь носит формальный характер
f) Отказывается помочь
g) Игнорирует просьбу о помощи
h) Свой вариант____________________________________
3) Определите, как реагирует Ваш ребенок на изменение Вашего настроения:
a) Замечает и реагирует только на ярко выраженные эмоциональные состояния (например, гнев, радость и т.д.)
b) Самостоятельно замечает малейшие изменения в Вашем настроении, чутко реагирует
c) Замечает изменение настроения только в ситуациях, в которые он эмоционально включен (например, в процессе игры, общения)
d) Замечает и реагирует на изменение моего настроения, когда я сама об этом говорю
e) Всегда замечает изменение моего настроения
f) Редко обращает внимание на мое настроение
g) Не реагирует
h) Никогда не замечает изменение моего настроения
i) Игнорирует изменение моего настроения
j) Свой вариант______________________________________
4) Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно проявляет заботу, внимание по отношению к другим:
a) Всегда
b) Часто
c) Время от времени (при обращении внимания)
d) Редко
e) Забота носит избирательный характер
f) Никогда
g) Свой вариант______________________________________
5) При успехе или неудаче других членов семьи Ваш ребенок:
a) Радуется, огорчается вместе со всеми
b) Иногда завидует успеху других, радуется неудаче
c) Проявляет равнодушие, игнорирует
d) Свой вариант_____________________________________
6) Оценивая поведение Вашего ребенка по отношению к другим людям, можно сказать, что:
a) Поведение изменилось в лучшую сторону
b) Ребенок стал более внимательным, участливым
c) Ребенок стал более эмоциональным
d) Поведение ребенка существенно не изменилось
e) Поведение по отношению к другим ухудшилось
f) Свой вариант
Анкетирование родителей позволит изучить характер и специфику эмпатийных проявлений, их произвольности у ребенка в повседневном поведении.

2. Беседы и наблюдения за поведением детей в диагностических игровых ситуациях (беседа с использованием проблемных ситуаций, сюжетных картинок) :
1) Беседа с детьми с использованием проблемных ситуаций

Вопросы беседы:
-Что будет чувствовать человек, если над ним все станут смеяться?
-Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
-Что почувствует мальчик, который упал в лужу?
-Когда человеку бывает стыдно?
-Почему человек плачет?
-Что почувствует девочка, если с ней никто не захочет играть!
-Что почувствует мальчик, если ему подарят компьютер или игрушку, которую он давно хотел иметь?
-Когда человеку бывает страшно?
-Когда человек получает удовольствие?

При анализе ответов детей учитывается соответствие (адекватность) ответов предложенным вопросам, ситуациям; понимание детьми эмоциональных состояний других людей; широта диапазона восприятия эмоциональных состоянии окружающих, их правильная интерпретация.

2) Беседа с использованием серии сюжетных картинок
Организация диагностической процедуры: ребенку предлагается игра, которая состоит из нескольких серий картинок, в каждую из которых входит пять карточек с изображением различных проблемных ситуаций, типичных для детей данного возраста. Первая карточка иллюстрирует исходную ситуацию, к ней предлагаются четыре варианта возможных моделей поведения героев.
Процедура тестирования: от лица игрового персонажа (Незнайки) ребенок вовлекается в игру "Оцени поступок". Ему предлагается рассмотреть картинки и выбрать ту, которая, по его мнению, отражает последующие события истории, объяснить свой выбор.
Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, наличие объяснений у ребенка, обращается внимание на адекватность восприятия предложенных ситуаций. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

От 10 до 7 баллов - ребенок адекватно воспринимает предло-женную ситуацию и прогнозирует ее завершение.
От 6 до 4 баллов - ребенок испытывает затруднение в восприятии ситуации, не всегда правильно прогнозирует ее развитие.
От 3 до 1 балла - сниженная способность восприятия и про-гнозирования развития социальной ситуации.

3) Наблюдение за эмпатийными проявлениями старших дошкольников (Таблица 1)
Таблица 1
Аспекты наблюдения за поведением детей
Отношение ребенка к затруднительному положению партнера:
a) замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь;
b) периодическое внимание к партнеру и его затруднениям; оказание помощи с целью демонстрирования своего превосходства;
c) отсутствие всякого внимания и помощи партнеру.
Отношение к успехам и неудачам ровесников:
a) относится адекватно (в ситуации неудачи предлагает помощь, в ситуации успеха радуется);
b) не замечает;
c) относится неадекватно.
Оказание помощи сверстникам:
a) помогает по своей инициативе;
b) помогает неохотно, по просьбе взрослого или сверстника;
c) отказывается помочь.
a) – 1 группа; b) - 2 группа; c) - 3 группа

Результаты бесед и наблюдение за поведением детей в диагностических игровых ситуациях анализируются по следующим критериям:
*выделение ребенком ситуации, требующей ответной эмоциональной реакции;
*эмоциональный отклик на ситуацию, эмоциональное "заражение";
*желание выразить свои чувства, переживания (в речи, действии, деятельности);
*умение самостоятельно выразить свое отношение, активность;
*соответствие эмпатийных реакций, эмпатийного поведения определенной ситуации.

На основании выделенных критериев определяются три группы детей с различным уровнем эмоциональной восприимчивости состояний человека (взрослого и ребенка), выраженных во внешнем и внутреннем плане:
1 группа: высокий уровень эмоциональной восприимчивости,
2 группа: средний уровень эмоциональной восприимчивости,
3 группа: низкий уровень эмоциональной восприимчивости.

В условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.

Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театральная деятельность . Театр - один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя.

Театр является одним из эффективных средств воспитания, что основывается на активности эмоционально чувственной сферы личности.

Театр для детей - это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.

Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.

Большую роль в формировании нравственной культуры личности играет чтение художественной литературы. Необходимость использования произведений художественной литературы в воспитании эмпатии обоснована многими исследователями и просветителями: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, В.Т. Белинским, А.С. Пушкиным, А.М. Горьким, Я.А. Коменским, И.П. Песталоцци, Д. Локком, И.А. Ильиным, Д.С. Лихачевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович. Исследования Л.С. Стрелковой, Б.М. Теплова, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии детей старшего дошкольного возраста является сказка. Сказка воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Л.П. Стрелкова заметила, что в возрасте 4-5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность - сопереживать вымышленным персонажам. Поэтому так важно использовать художественную литературу, а именно сказки в воспитании эмпатии. Герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. Ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание мысленное содействие герою произведения составляет "живую душу художественного восприятия". Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается незаметно для себя, усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств.

Роль сказки в формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию неоценима. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей, чаще всего, не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать "жертве" его агрессия в следующий раз будет слабее. Таким образом, использование сказки в воспитании эмпатии играет большую роль.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то именно в игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредственной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.

Слушанье музыки - целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения.

Существуют определённые условия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии, развитию сострадания у детей, одним из таких средств является искусство.

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательную функцию.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде".

Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену.

Проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

, студентка 734 группы ОЗО

Научный руководитель, доцент кафедры ФиПЗР

Проблема эмпатии, ведущей социальной эмоции, как проблема сопереживания, сочувствия и содействия другой личности приобретает особую актуальность в связи с общими тенденциями психологии современного общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что она необходима для полноценного личностного развития, нормального становления межличностных отношений. Развитие эмпатии - одна из важнейших сторон формирования личности, обеспечивающая нравственное развитие (, и др.).

Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи (, А. Д Кошелева, и др.). Относительно дошкольного возраста понятие эмпатии мы рассматриваем, как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого и включающую: умение правильно распознавать эмоциональное состояния другого человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие. При этом, несмотря на имеющиеся исследования на современном этапе развития отечественной психологии проблема структуры и механизмов эмпатии, эмпатийного процесса у дошкольников, остается недостаточно изученной. Общепринятым мнением считается то, что механизмом способности к сопереживанию – является идентификация. По поводу механизма второго звена – сочувствия, возникают разногласия. Для того, чтобы сочувствовать необходимо разделять позицию свою и другого человека, поэтому считает, что механизмом сочувствия можно считать эмоциональную децентрацию. Однако исследований посвященных изучению механизмов эмпатии нам обнаружить не удалось. Существуют отдельные исследования посвященные изучению эмоциональной децентрации. Отдельно изучалась эмоциональная децентрация, как особенность личностного развития. Эмоциональная децентрация рассматривалась в рамках игровой деятельности (). Таким образом, существуют отдельные разрозненные исследования проблем эмпатии, децентрации. Необходимо было доказать взаимосвязь эмоциональной децентрации и эмпатийного процесса. Мы предположили, что эмоциональная децентрация может служить механизмом эмпатии.


В исследовании принимали участие 20 дошкольников шестого года жизни - 10 мальчиков и 10 девочек. Средний возраст детей 5,8 лет.

Для исследования проявлений эмпатии у старших дошкольников использовались следующие методики:

Методика 1 «Неоконченные рассказы» . Основная ее задача – выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Рассказы отражают наиболее значимые для детей старшего дошкольного возраста сферы взаимоотношений : с животными, взрослыми и сверстниками. Если дошкольник отождествлял себя только с ребенком, главным героем рассказа, то таким образом – сопереживал только ему. Если по отношению к антагонистам главного героя – животному, взрослому, сверстнику в данном случае – сочувствие, т. е. конфликт, разрешался ребенком в пользу другого персонажа.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что более всего дети проявляют сочувствие к животным, на втором месте проявление сочувствия к взрослому, и только на третьем месте – проявление сочувствия к сверстнику.

15% детей не способны к проявлению сочувствия. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне жалко Митьку, потому что ворон стукнул больно мальчика…», «Мне котенка жалко, я бы его оставил, он такой маленький…», «Мне жалко Стасика, на него учительница ругалась, а он не виноватый…». Как видно из приведенных высказываний, дети отождествляли себя только с главным героем рассказа, и таким образом – сопереживали только ему.

50% детей данной группы проявляли устойчивое сочувствие, т. е. выбрали сюжетный ход, который разрешил бы конфликт между главным героем и другим персонажем, чье поведение вызывает переживания героя, и тем самым облегчить положение одного из них. Наиболее распространенными ответами этих детей были: «Мне жалко Борьку, потому что он умереть может…», «Бабушку, потому что она старая и добрая…», «Мне жалко Стасика, и Вовку тоже. На Стасика ругалась учительница, когда Вовка наврал на него. А потом с Вовкой никто не играл…». Таким образом, они полностью приняли сторону антагониста главного героя, конфликт, разрешился детьми в пользу другого персонажа.

Методика 2 - опросник. «Проявление эмпатии к сверстнику» использовалась для более детального исследования эмпатии.

Детям предлагалось спрогнозировать собственное поведение в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы. Задания разделены на 5 подгрупп, в которых проявление эмпатии к сверстнику предполагало: оказание помощи другому (1 блок ситуаций); ущемление личных интересов (2 блок ситуаций); проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую - либо норму поведения или указание взрослого (3 блок ситуаций); проявление сорадости (4 блок ситуаций); оказание помощи ребенку - сверстнику в затруднительной ситуации (5 блок ситуаций).

Результаты исследования показали:

- 1 блок ситуаций «Оказание помощи сверстнику» - 90% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Я бы конечно помог(ла)».

10 % детей не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Я бы пошел кушать»; «Попрошу воспитателя завязать ему шнурки»; «Пошел бы играть».

- 2 блок ситуаций «Ущемление личных интересов»– 85% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы отлил половину»; «Я бы сказал ему, чтобы мы поиграли вместе».

15% детей шестого года жизни не прогнозируют проявление сочувствия через ущемление личных интересов. Их ответы были следующего содержания: «Нет, не поделюсь, у меня мало»; «Сказал бы, чтобы ему мама, такие же купила».


- 3 блок ситуаций « Проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую - либо норму поведения или указание взрослого» - 70% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую - либо норму поведения или указание взрослого. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Я бы дала ему одну свою»; «Помог ему убрать»; «Успокою, а потом скажу, чтобы Кате купила новое и извинилась».

30% детей шестого года жизни не прогнозируют проявление сочувствия к товарищу, нарушившему какую - либо норму поведения или указание взрослого. Особенно категоричны были ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью в следующей проблемной ситуации: Ты увидел (а), что Катя стоит углу и плачет. Ты подошел (ла) узнать, в чем дело. Катя сказала тебе, что она взяла печенье из Наташиного шкафчика, а та пожаловалась воспитателю, хотя у нее еще печенье осталось. Что ты скажешь Кате? – 30% детей не встали на позицию товарища, нарушившему норму поведения. Их ответы были следующего содержания: «Нельзя брать чужое»; «Я скажу, что нельзя брать чужое, пусть отдаст».

- 4 блок ситуаций «Проявление сорадости» – 85% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Мне бы радостно было, и попросила, чтобы принес поиграть»; «Вот здорово, а он лает?»; «Здорово! А он красивый?»

15% детей шестого года жизни не прогнозируют проявление сорадости сверстнику. Их ответы были следующего содержания: «Не знаю. Ничего»; «А у меня то больше собачек».

- 5 блок ситуаций «Оказание помощи ребенку - сверстнику в затруднительной ситуации»

– 95% детей шестого года жизни прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку - сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичными ответами этих детей были: «Он на вешалку повесит, а я на дверь»; «Пусть поместит в шкафчик мой вещи»; «Пусть у меня повесит, жалко что ли».

5% детей шестого года жизни не прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи ребенку - сверстнику в затруднительной ситуации. Наиболее типичным ответом этих детей был: «Сказал, чтобы положил на скамейку».

Таким образом, мы видим, что в старшем дошкольном возрасте на вербальном уровне дети готовы проявлять эмпатию: наибольшее количество положительных ответов было дано в ситуациях: оказание помощи другому, ущемление личных интересов ребенка, проявление сорадости, оказание помощи ребенку - сверстнику в затруднительной ситуации. Тогда как наибольшее количество ответов детей с отрицательной эмоциональной направленность были в ситуации - проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую - либо норму поведения или указание взрослого.

Методика 3 - экспериментальное исследование развития эмпатии в совместной практической деятельности детей (изучение содействия). Эксперимент был построен таким образом, что в ходе практической деятельности перед ребенком ставилась смысловая задача (по типу свободного личностного выбора). В ходе эксперимента двое детей работают рядом, выполняя разные по трудности задания в продуктивной деятельности, внешне разная сте­пень трудности детям незаметна. После выполнения заданий детям разрешалось здесь же в комна­те поиграть с привлекательными, но знакомыми игрушками. Экспе­риментатор проводит наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием детей, в котором получает ответы на вопросы: заметит ли ребенок, которому досталось более легкое задание, без под­сказки взрослого, что другому трудно? Как он к этому отнесется? Что скажет сверстнику? Что сделает? Сможет ли второй сохранить свое поведение доброжелательным или же сразу бросит работу и начнет обвинять сверстника в своих неудачах? Таким образом, в центре нашего внимания оказывается прежде всего анализ качественных особенностей детских эмоций, воз­никших в ответ на это неблагополучие, при этом условия практической деятель­ности будут способствовать выявлению у детей разных мотивов, побуждающих их к действию, и связанных с ними разных эмоциональных состояний.


Полученные результаты позволили выделить 3 группы детей:

Дети первой группы сравнительно быстро увидели затруднения у сверстника, адекватно их оце­нили: «Ну, у меня легко было, а у тебя то сложно». Довольно сдержанно реагировали на успешное выполнение полу­ченного им задания. Бескорыстно предлагали сверстнику свою помощь, организовывали совместную со сверстником деятель­ность: «Толик, давай помогу, я знаю, нужно сюда положить, эти кирпичи и два кубика»; «Я свой катер сделал, давай, теперь у тебя построим»; «А давай мы с тобой полепим, ты маму лепи еще, а я буду дочку, такую как у меня в платье красивом, а потом все пойдут на вечеринку ». Они не пережива­ли по поводу того, что не пошли играть первыми. Таким образом, мотивы двух предложенных деятельностей - игры и практического задания - не вступали в конфликтные отношения. Главным и устойчивым мотивом для них, подчинившим все их поведение, стало стремление к оказанию помощи сверстнику с целью преодоления имеющихся при этом затруднений. В итоге они благополучно помогали завершить работу сверстника, обнаруживая при этом большое удовлетворение. «Смотрите, мы построили! Классный грузовик!»; ««Мы такой высоченный мост построили, и спуск крутой!».

Дети второй группы быстро заметили возникшие, у сверст­ника затруднения при выполнении задания, живо отк­ликались на них, давали советы, как лучше выполнить: ««У тебя еще нет самолета, так спроси картинку»; «Ты еще не построил? Я тебе вон, еще нашел для вертолета »; «Ты еще не вылепила, а я уже все» подает кусочек пластилина – «На, сделай, ей на голове «красоту». Они редко предпринимали попытки попро­бовать выполнить задание сверстника, при этом очень быстро прекращали их: «Ну, ты что еще делаешь?» помогает прикрепить колеса, уходит играть; «А ты ей ножки, вот такие сделай» помогает, затем говорит: « Я пойду, поиграю, ты сделай тоже быстренько и приходи, будем в парикмахерской играть», уходит играть. При эмоциональной отзывчивости такого качества, проявляющейся в форме неустойчивого сопереживания и сочувствия, у них оказывался чрезвы­чайно выраженным феномен борьбы мотивов. Отказав сверстнику в активном содействии, они, приступали к игре. Дети не смогли про­должать игру рядом со сверстником, испытывающим чувство огорчения по поводу невозможности справить­ся с заданием. Прервав игру, подойдя к сверстнику, начинали выполнять ка­кие-нибудь незначительные действия, а потом уходили играть, затем снова возвращалась. Таким образом, проявилась неустой­чивая эмоциональная отзывчивость - неоднократный переход от содействия к безразличию и, наоборот, борьба разнонаправленных, оди­наковых по силе мотивов.

Дети третьей группы не помогали сверстни­ку даже тогда, когда взрослый побуждал его, активно сопротивлялись оказанию помощи, выстраивая аргументы защитного характера: « Нет, я сначала хочу на елочку повесить колокольчик»; «Я уже все, я хочу играть!». У ребенка проявления борьбы мотивов не наблюдалось, так как доминировал мотив игры.

Таким образом, результаты исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети способны на разном уровне проявлять эмпатию.

15% детей – проявляли сопереживание;

35% детей – проявляли сочувствие, но не содействовали;

50% детей – оказывали содействие.

На втором этапе исследования изучалась сформированность эмоциональной децентрации. Была использована методика 4 - проективное интервью «Три желания», автор. Детям последовательно предлагались три ситуации: 1) представить себя волшебником, способным на три чуда (в предварительной беседе выяснялись знания ребенка об этом персонаже, при затруднениях актуализировались примеры из знакомых сказок, пересказывались целые сюжеты из них с участием волшебников); 2) вообразить себя всемогущим и высказать три заветных желания; 3) представить себя в качестве всемогущего другого (идентифицировать себя с самым близким взрослым) и выразить три его заветных желания. В первой ситуации детям разъяснялось, что значит «чудо вообще», «для всех». Такое расширение теста «трех желаний» позволяет получить не только дополнительную информацию о мотивации ребенка, но и оценить более полно его способность к эмоциональной децентрации (идентификации с другим при отчетливо выраженном сопереживании). Методика позволили анализировать содержание выражаемых желаний по следующим параметрам: а) проявление эмоциональной децентрации; б) уровень социального опосредования; в) содержание опосредования; г) разнообразие желаний.


Полученные результаты свидетельствуют о том, что проявления эмоциональной децентрации характерно для детей, желания которых были ориентированы на других людей и сопровождались постановкой определенных целей. Они радовались роли доброго волшебника «Я хочу быть волшебником, как Дед Мороз я бы всем подарки принес, кто что хочет, и чтобы все были счастливые»; «Я буду волшебницей Блум, она очень добрая. Сделаю всем добро, чтобы не болели и куплю всем большой дом». Для себя желали, чтобы на поезде поехать к бабушке в гости; маленькую сестричку, я бы ее в колясочке катала, играла; чтобы Новый год был завтра. Выбирая маму, от ее имени желали: чтобы мама не болела, чтобы улыбалась, чтобы была с папой дружная, чтобы сестричка не плакала; чтобы радовалась, чтобы я была послушной, и чтобы у нее всегда было хорошее настроение. Здесь мы видим использование в качестве социальных средств сознательной ориентировки на желания других людей с той или иной степенью идентификации себя с другими людьми. Уровень социального опосредования средний, содержанием опосредования являются в основном люди как субъекты общения.

Дети, у которых эмоциональная децентрация минимальна, хотели быть главным в детском саду, что бы с ним дружили все дети; быть всех выше и сильнее, чтобы потом раздавать всем подарки и себе тоже взять самый большой и красивый. Для себя желали: чтобы все дети дружили с ними и слушались, снегокат самый большой, больше даже чем у Толика, и чтобы на нем можно было быстрее всех лететь по снегу; мобильник с музыкой и картинками. При необходимости желать за другого выбирают одного из родителей, желания их являются немного видоизмененными желаниями самого ребенка: «Папе - новый мобильник, мы бы с ним разговаривали, тоже снегокат самый быстрый». Здесь наблюдается явное стремление к «Я-выделению». При этом значимые другие выступают лишь как необходимый социальный фон для собственного самовыражения. Такое опосредование лишь по форме является социальным, а по содержанию чисто инструментальным. Средний уровень социального опосредования. Содержанием опосредования являются вещи и люди как средства самовыражения.

Дети, у которых эмоциональная децентрация практически отсутствовала, с удовольствием принимали роль волшебника. Желания носили примитивный, вещественный и односторонний характер: компьютер, потом «хаммер» и раскраску «человек-паук», лыжи, очки, куколку Винкс, мультик, домик кукольный. Их отличала непосредственность и ситуативность желаний. Выбирая значимого взрослого, от его имени, желали: чтобы у мамы платье было красивое, кушать готовила, шоколадку, папе машину новую. Здесь мы видим однообразное, вещественное содержание желаний, низкий уровень социального опосредования. Содержанием опосредования в большинстве случаев, является качество желаемого предмета или действия.

Итак, полученные результаты данной методики, позволили выделить 3 группы детей: 1-я группа - преобладание витальных потребностей - 20% детей; 2-я группа – преобладание эгоцентризма - 30% детей; 3-я группа - способны к эмоциональной децентрации - 50% детей.

Проведенный корреляционный анализ полученных данных исследования зафиксировал значимые высокие положительные корреляционные связи между параметрами уровня эмпатии и уровнем эмоциональной децентрации. Таким образом, мы видим взаимосвязь эмпатии и эмоциональной децентрации. И с этой точки зрения получает свое объяснение положение о том, что проявление высших форм эмпатийного процесса у ребенка старшего дошкольного возраста возникает на основе эмоциональной децентрации. В связи с ограниченностью выборки необходима проверка результатов на большей выборке детей.


Итак, результаты исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети способны на разном уровне проявлять эмпатию. Более высокий уровень эмпатии отмечается у детей с высокими показателями эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме содействия ребенка сверстнику. Они сознательно ориентируются на желания других людей, с той или иной степенью идентификации себя с другими. Эмоциональная децентрация развита.

У второй группы детей отмечается эмоциональная отзывчивость проявляющейся в форме неустойчивого сопереживания и сочувствия. У них наблюдается явное стремление к «Я-выделению». При этом значимые другие выступают лишь как необходимый социальный фон для собственного самовыражения. Эмоциональная децентрация минимальна.

У третьей группы детей самый низкий уровень проявления эмпатии, они имеют низкие показатели эмоциональной отзывчивости у них наблюдается отсутствие выраженного сопережива­ния и сочувствия, эмоциональная децентрация практически отсутствует.

Как мы видим, особенности эмпатийного процесса у детей не формируются одновременно. Таким образом, если механизмом эмпатии является эмоциональная децентрация, то для успешного развития эмпатии и эмпатийного поведения необходимым является развитие эмоциональной децентрации, которое складывается в игровой деятельности детей: сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, режиссерской игре. Мы считаем возможным, использовать театрализованную деятельность. Это будет задачей нашей работы на следующий год.

Елена Добрецова
Система работы по развитию эмпатии у дошкольников в детском саду

Тема доклада «Система работы по развитию эмпатии у дошкольников в детском саду »

Может случиться так,

что выживание рода человеческого

будет зависеть от нашей способности

проявить безграничное сострадание.

Эрик Хоффер

Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.

Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но, сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же. Такой вот замкнутый круг противоречий между идеальными представлениями об окружающем нас мире людей и реальным поведением в нем отдельного человека.

Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе , в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.

Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте – это общение с окружающими : сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

Действия мам и пап, воспитателей и психологов направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Но, эти усилия, чаще всего, не получают адекватных результатов : современный ребенок становится жестоким и безразличным, он нравственно болен. Почему? Давайте попробуем проанализировать эту ситуацию.

Одна из первопричин появления несочувствующих детей – это, как не странно на первый взгляд, задержка речевого развития . За последние двадцать лет число речевых нарушений у детей возросло более чем в шесть раз! А ведь речь – это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа – это средство мышления и воображения, это средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и, в конечном итоге, себя в целом. Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. Не происходит накопления опыта вчувствования, соучастия и содействия с первых лет жизни малыша.

Вторая причина – это «дефицит концентрации» у современных дошкольников . Его симптоматика – это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства : что интересует наших дошкольников , каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?

Отсутствие внутреннего содержания отражается на поведении детей : им неинтересно общаться со сверстниками, не о чем разговаривать, скучно друг с другом. Компенсация приходит в форме агрессивности и жестокости по отношению к таким же, как и ты.

Изменение психологии современных детей дошкольного возраста , в первую очередь, вызвано недостатком общения со значимыми близкими взрослыми, в отсутствии совместной жизнедеятельности с ними – в этом нас убеждают и научные исследования, и отдельные жизненные факты.

Что же с этим делать дошкольному образовательному учреждению, которое сегодня становится центром воспитания не только детей, но и их семей?

Прежде всего, помочь родителям увидеть основной круг проблем в общении со своими детьми.

Важно объяснить им, что они и ребенок должны существовать в едином пространстве, что необходимо вместе открывать внутреннюю суть вещей, строить внутренний мир малыша. Только в диалоге, на одной эмоциональной волне с ребенком взрослый может настроить его на человеческое восприятие мира и сделать этот мир волнующим, значимым и побуждающим к конструктивной активности.

Необходимо вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада , особенно, если эта деятельность решает задачи социально-нравственного оздоровления человека.

Предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе. С профессиональным энтузиазмом и верой в лучший результат взяться за решение задач развития эмпатии у старших дошкольников , уделяя этому время, силы, и творчество. И в первую очередь мы связываем свои надежды с воспитателями детских садов как значимых близких в жизни ребенка- дошкольника .

Сегодня «сочувствие» обозначается в научном мире понятием «эмпатия » и наиболее часто используется в гуманитарных науках : психологии, психотерапии, социологии, филологии и педагогике.

В самом первом своем значении эмпатия дословно означала "вчувствоваться в. " и описывала процесс понимания людьми произведений искусства, объектов природы, а позже и человека.

Сегодня этот термин имеет десятки определений, став многозначным понятием. Одни авторы связывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, с терпимостью к другим людям, другие - анализируют ее как акт вчувствования и понимания. С этой точки зрения эмпатия выступает как способность человека жить с другим человеком, умением ставить себя на место другого, понимать его переживания и предсказывать поведение.

Наиболее распространенным и доступным для понимания широкой аудитории становится классическое определение эмпатии как процесса постижения эмоционального состояния, проникновения и вчувствования в переживания другого человека.

«Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека» – писал Сэмлоэл Смайлс.

Развитие эмпатии - это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого.

В современной дошкольной педагогической науке предлагаются различные средства развития эмпатии : специально организованные музыкальные занятия (А. Гогоберидзе, В. Деркунська, О. Радинова, рисование (Т. Комарова, ознакомление с природой (Р. Чумичева, Н. Николаева, Н. Рижова, слушание сказок и художественных произведений. Все это способствует развитию у детей эстетических переживаний и чувства красоты.

Л. Гуревич и Л. Стрелкова утверждают, что успешное развитие эмпатии и эмпатийного поведения возможно при формировании творческого воображения. Особое место здесь занимает восприятие художественной литературы, так как дети сопереживают персонажам произведения. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия» .

Наиболее любимый ребенком литературный жанр – это сказки. Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка . Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и, незаметно для себя, усваивает жизненно важную информацию. Ведь в сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Хорошими формами для развития социально ценных эмоций являются : кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки. Все эти формы взаимодействия позволяют ребенку встать на место другого, примерить на себя его чувства.

Учитывая специфику эмпатийного процесса становится очевидным, что для того, чтобы вызвать у детей истинное переживание, требуются более совершенные, комплексные педагогические средства, позволяющие максимально учитывать индивидуальные особенности современных дошкольников .

Новейшие исследования, проведенные в ходе научно- исследовательской работы , организованной на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им . А. И. Герцена в 2007-2008г., убедительно доказывают, что одной из ярко выраженных потребностей дошкольника XXI века , является его стремление к самостоятельности, проявлению активной субъектной позиции в различных видах детской деятельности , в том числе взаимодействии и общении.

Исходя из этого, становится очевидным, что в развитии эмпатии необходимо использовать обновленные педагогические средства, основанные, прежде всего, на свободном общений детей в совместной увлекательной деятельности. Данное условие имеет особое значение, как для развития личностных особенностей дошкольников , так и для развития коллективных взаимоотношений, складывающихся в свободном общении.

Учитывая выделенные особенности, наиболее эффективным педагогическим средством развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста , является игровая деятельность.

В игровой деятельности ребенок может тонко чувствовать эмоциональное состояние партнеров по игре, занимать позицию другого, сопереживать. Игры-драматизаций, игры-этюды, игры-импровизации в дошкольном возрасте требуют от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание выполняемой роли. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка, влияет на его поведение и характер взаимодействия с окружающим миром.

Формы взаимодействия с семьей

Познавательные формы :

Родительское собрание;

Тематические консультации;

Открытые мероприятия для родителей;

- «Дни открытых дверей» ;

Индивидуальные консультации;

Видеоотчеты.

Досуговые формы :

Совместные развлекательные мероприятия

Наглядно-информационные формы :

Интернет-сайт;

Информационный стенд для родителей;

Уголок настроения

Уголок эмоций

Буклеты

Папки-передвижки

Информационно- аналитические формы :

Анкетирование

Изучением и разработкой способов и методов развития эмпатии у детей занимаются такие ученые как Е. Р. Овчаренко,Т. А. Гайворонская, Е. Е. Карасева, О. В. Ушакова, С. Н. Сорокоумова.

Овчаренко Е. Р. разработала программу по развитию эмпатии путем совместной деятельности и подразделила применение методов, способствующих этому, на несколько этапов.

Первый этап условно называется «язык эмоций» . Для получения детьми опыта проживания различных эмоциональных состояний использовались разнообразные вербальные (словесные) и реальные (практические) ситуации, игровые упражнения, этюды, детские виды деятельности , а также «комплексы деятельностей» .

Цель первого этапа состоит в развитии способности детей к дифференциации эмоциональных состояний через осознание собственных переживаний.

За основу для реализации первого этапа были приняты :

Упражнения, направленные на развитие мимических движений ;

Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики;

Игры по обучению выразительным движениям;

Этюды на распознавание различных жестов, на развитие выразительности жеста;

Этюды по освоению и использованию различных вариантов поз, походки и других выразительных движений;

Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд;

Обучение правилам этикета («волшебные слова» , правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях - на улице, в театре, транспорте и др.).

Целью второго этапа является формирование у детей представлений о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире, развитие умения сопереживать другим людям. Второй этап соответствует идентификационному уровню развития эмпатии . Он складывается из включения в совместную деятельность детей ситуаций «сочувствия - переживания» , направленных на :

- развитие

- развитие творческих способностей и воображения, индивидуальное самовыражение детей;

Сплочение детского коллектива ;

- развитие любознательности , наблюдательности.

Цель третьего этапа составляют развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Третий этап соответствует рефлексивному уровню развития эмпатии , реализующемуся в процессе включения в свободную самостоятельную деятельность ситуаций «сочувствия-действия» , направленных на :

- развитие умения взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях;

Воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

Обучение детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.

На третьем этапе главное место занимает организация совместной деятельности детей, а также созданию экспериментальных и спонтанно возникающих ситуаций с нравственным содержанием, стимулирующим проявление содействия, сорадования.

С. Н. Сорокоумова рассматривает развитие эмпатии через оптимизацию детско -родительских отношений. Основными задачами метода оптимизации детско -родительских отношений являются :

рефлексия типичных проблемных ситуаций взаимодействия ребенка со сверстниками;

рефлексия проблем в супружеских отношениях;

рефлексия родительской позиции и формирование адекватного отношения к себе как к родителю;

обучение осознанию своих чувств;

выработка стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций, чувств и состояний другого;

формирование умения анализировать причины детских чувств ;

развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка;

установление и развитие отношений партнерства.

Программа Е. Е. Карасевой по развитию эмпатии средствами музыкальной игровой деятельности содержит методические и практические разработки по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста , умений детей передавать данные эмоциональные состояния, использовать различные выразительные средства. Различные виды упражнений и заданий, ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры помогающие ребенку снизить уровень тревожности, повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, почувствовать уверенность в себе.

О. В. Ушакова предлагает развивать эмпатию с помощью сюжетно- ролевых игр. Автор считает, что основным педагогическим средством в процессе развития эмпатии дошкольников будет выступать сюжетно-ролевая игра. Игра, по ее мнению, не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя обладают новыми знаниями. На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности – сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям.

Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры можно выделить в ней следующие элементы : сюжет, содержание, игровые действия, роли, правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми; игровые и реальные отношения, предметы-заместители. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из них получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль объединяет все стороны игры. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребнок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.

В игровых действиях может использоваться игровой материал – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Главная особенность игрового материала, в том, что предмет используется в игре, как правило, не в свом собственном значении, а как заменители других, настоящих предметов. Особое место в структуре сюжетно-ролевой игры занимают реальные отношения. Затевая игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи.

Т. А. Гайворонская предлагает использовать для развития эмпатии театральную деятельность. Автор полагает, что активизация субъектных начал ребенка, привлекательная для детей совместная театрализованная деятельность, насыщенное взаимодействие и стремление совместно достичь значимого результата обуславливают развитие эмпатии дошкольников . По мнению Т. А. Гайворонской театрализованный игровой проект также является формой организации театрализованной деятельности, позволяющий детям самостоятельно и в совместной деятельности со взрослым создавать относительно новый и оригинальный продукт данной деятельности,творческии индивидуально применяя имеющиеся представления, умения инавыкииз разных областей познания, аккумулируяэмпатийныйопыт , тем самым самостоятельно обогащая и развивая его .

Таким образом, к методам способствующим развитию эмпатии у дошкольников относятся :

1. упражнения, направленные на развитие мимических движений ; игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи жестов и мимики; игры по обучению выразительным движениям; этюды на распознавание различных жестов, на развитие выразительности жеста; этюды по освоению и использованию различных вариантов поз, походки и других выразительных движений; игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие, печаль, страдание, презрение, отвращение, гнев, страх, вину, стыд; обучение правилам этикета («волшебные слова» , правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях - на улице, в театре, транспорте и др.); ситуации «сочувствия - переживания» , направленные на развитие умения чувствовать и понимать другого; развитие творческих способностей и воображения, индивидуальное самовыражение детей; сплочение детского коллектива ; развитие любознательности , наблюдательности; ситуации «сочувствия-действия» , направленных на развитие умения взаимодействовать и сотрудничать с детьми и взрослыми в различных ситуациях; воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; обучение детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

2. психолого-педагогическое просвещение родителей о возрастных и психологических особенностях личности дошкольника , осознание родительской позиции во взаимоотношениях с ребенком, формирование навыков и приемов позитивных эмоциональных отношений в семье, взаимодействия в супружеских отношениях в семье;

3. различные виды упражнений и заданий, ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры помогающие ребенку снизить уровень тревожности, повысить самооценку, развить коммуникативные навыки, почувствовать уверенность в себе;

4. выполнение ролевых функций в сюжетно-ролевой игре, ее обыгрывание, взаимоотношения ролей в игре.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго