Произведения к блоку верность и измена. Верность и измена. Материалы к сочинению

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ

Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению - «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте .

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

ВЕРНОСТЬ - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА - нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

  • Родине:

Родине, малой родине, родной земле;

воинскому долгу, присяге

  • Любви:

любимому человеку; супругу/-ге

  • Дружбе:

другу, товарищам, близким

  • Убеждениям:

самому себе,

убеждениям, принципам,

своему слову

  • Вере:

христианским заповедям

Верность и измена - противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность - качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей - путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена - одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».

Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, - не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.

Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство - изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».

Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя - эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».

Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.


Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  • В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
  • Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
  • Долг каждого - любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Основа любви, первейшее её условие - вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  • Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
  • Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
  • Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
  • Может ли верность являться критерием любви?
  • Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
  • Что может толкнуть человека на измену?
  • Как измена может повлиять на отношения людей?
  • Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
  • Можно ли простить предательство?
  • Насколько важна верность своему слову?

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы» ).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза» ) Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир» ).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» ).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия» ).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» ).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Верность животных свои хозяевам.

Ни для кого не секрет, что животные отличаются преданностью своим хозяевам. Доказательство этому можно найти в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова . В главе «Бэла» есть сюжетная линия, связанная с Казбичем и его конем Карагезом. Карагез для Казбича не просто конь, это верный друг, который был с ним в самые тяжелые минуты жизни. Когда на Казбича напали, Карагез проявил себя очень смело: отвлек врагов, а затем вернулся за своим хозяином. Конь не раз его выручал в походах. Казбич относился к Карагезу как близкому другу, он был для него самым важным существом. Вот так Казбич описывает свое отношение к своему боевому товарищу:

"Много красавиц в аулах у нас,

Звёзды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет".

Для Казбича потеря друга стала огромной трагедией. Когда Азамат украл Карагеза, лихой черкес был безутешен: "…повалился на землю и зарыдал как ребёнок". Так он пролежал "до поздней ночи и целую ночь..". Отношения Казбича к своему коню - яркий пример взаимной преданности человека и животного.

Всегда ли нужно быть верным своим принципам?

Верность себе и своим принципам считается положительным качеством, однако человек, никогда не меняющий своих представлений о жизни и людях, статичен, он ограничивает самого себя. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин - сильная личность с волевым характером, человек, верный себе. Это качество играет с ним злую шутку. Неспособный изменить своих представлений о жизни, он во всем ищет подвох: не верит в дружбу, считая ее слабостью, а любовь воспринимает только как удовлетворение своего самолюбия. На протяжении всего романа мы видим, как герой пытается понять смысл жизни, найти свою судьбу, но находит только разочарование.

Причиной разочарований является невосприимчивость Печорина к чувствам других людей, он не может простить им их слабости и открыть свою душу, боится показаться смешным окружающим и даже себе. В главе «Княжна Мери» мы видим, как тяжело Григорий переживает отъезд любимой женщины, он мчится за ней, но его лошадь в дороге умирает, а он, обессилев, падает на землю и плачет. В эту минуту мы понимаем, как глубоко герой способен чувствовать, но даже в такой ситуации он думает, что выглядит жалко.

Уже к утру он приходит в свое обычное состояние и проявление человечности списывает на расстроенные нервы. Анализируя поведение главного героя произведения, можно сделать вывод, что верность своим принципам является положительным качествам только в ситуации, когда эти принципы продиктованы человеколюбием, а не эгоизмом. Человек должен быть открытым к чему-то новому, уметь признавать ошибочность своих суждений. Только это позволит человеку стать лучшей версией самого себя.

Предательство по отношению к людям, которые тебе доверились.

Тема предательства находит свое отражение в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Так, главный герой Печорин является человеком, на которого нельзя положиться. Он предает всех, кто имел неосторожность ему довериться. Боевой товарищ Грушницкий раскрыл перед ним свою душу, рассказал о том, что тайно влюблен в Мери, обратился к Печорину за советом, считая его своим другом.

Печорин не стал разуверять его, но подло воспользовался открытостью Грушницкого. Печорина раздражал молодой юнкер. Он не желал ему счастья, наоборот, мечтал увидеть его в уязвленном состоянии, высмеивал его, принижал в глазах Мери, а,в конце концов, из скуки решил соблазнить возлюбленную «друга». Мери нужна была Печорину, чтобы позлить Грушницкого. Такое поведение можно назвать подлым, оно заслуживает только осуждения. Неважно, считал Печорин Грушницкого своим другом или нет, он не имел права поступать так с человеком, который ему доверял.

Предательство Печорина по отношению к Вере/верность Веры.

Вера ради Печорина принесла себя в жертву, отказалась от семейного счастья, рисковала потерять репутацию. В глубине души она надеялась на их возможное счастье. Предательство Печорина заключалось в том, что он принимал эту жертву, но ничего не давал взамен. Когда его любимая женщина переживала тяжелые моменты, его не было рядом, он волочился за Мери, которую даже не любил. Печорин предал единственного человека, который любил его по-настоящему и принимал таким, каков он есть. Он использовал ее "как источник радостей и тревог, без которых жизнь скучна и однообразна". Вера это понимала, но пожертвовала собой, надеясь, что однажды он оценит эту жертву. Для Веры Григорий был всем, в то время как для Печорина она была лишь эпизодом, важным, но не единственным. Ее ждало разочарование, ведь человек, способный на духовное предательство, не может принести счастья.

Предательство Печорина по отношению к Бэле.

Тема духовной измены раскрывается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Так, Григорий Печорин однажды встречает необычную девушку Бэлу. Она пленяет его своей красотой и загадочностью, поэтому Печорин решает украсть ее. Бэла вначале сопротивляется, но потом сама влюбляется в «вора». Ее верность любимому не имеет границ. Она готова отказаться от своего дома, семьи и традиций, чтобы быть с любимым.

Печорину же со временем становится скучно. Он приходит к выводу, что все женщины одинаковы, и уже не радуется той любви, которую дарует ему Бэла. Он не изменяет ей физически, но в душе отказывается от нее, мечтая о путешествиях. Девушка это понимает, но не может оставить Григория, поскольку верна своему выбору. Даже перед смертью ее заботит лишь то, что они не смогут быть вместе на небесах, потому что Бэла принадлежит другой вере. Из отношений Бэлы и Печорина можно сделать вывод, что самая страшная измена не связана с внешними проявлениями, она находится глубоко внутри человека, но может принести гораздо больший вред. Духовная измена ранит так же, как и физическая, порой, даже сильнее.

Измены Веры (брак без любви).

Люди изменяют по разным причинам, но чаще всего предательство случается, когда люди женятся не по любви. Такой пример можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Одна из главных героинь Вера выходит замуж за нелюбимого человека, поэтому, повстречав истинную любовь, изменяет своему супругу. Веру мало заботят чувства нелюбимого мужа, она не считает себя обязанной хранить ему верность. В романе не рассказывается о том, какие обстоятельства вынудили ее выйти замуж, но привело это к несчастью обоих супругов. Жить с нелюбимым человеком невыносимо, но еще хуже приходится тому, кого обманывают.

Инга Маяковская


Время на чтение: 12 минут

А А

Сколько книг о любви существует? Наверное, никто и не возьмется пересчитать. Но еще более увлекательными и остросюжетными они становятся, если путь к любви автор проложил через измены и предательства главных героев.

Вашему вниманию — самые интересные и популярные произведения о любви и предательстве!

Мир Эммы Бовари слишком идеальный — нет остроты чувств и взрыва эмоций. И умный, красивый муж, что в ней души не чает — лишь часть этого скучного мира.

Что ждет Эмму, вдруг свернувшую с ровной дороги стабильности и семейного счастья?

Один из лучших романов о любви, не потерявший актуальности — классика жизни и жанра.

В сравнении с другими романами автора, этот не оставляет тяжелого осадка, являясь красивой и талантливо созданной историей любви.

Франческа — прекрасная мать, домохозяйка, жена. Судьба бросила ее в объятья путешествующего фотографа лишь на мгновение, а любовь поселилась в сердце навсегда. Останется ли Франческа с мужем и детьми? Или, переступив через чувство долга, уйдет с Робертом?

Роман, державшийся в списке бестселлеров 90 недель. Время — шелестеть страницами!

Разве может быть интересной книга о банальном любовном треугольнике?

Еще как может, ведь эту историю читателю рассказывают участники любовной драмы (через автора, конечно). Причем, каждый по-своему — раскрывая душу нараспашку и не отпуская читателя ни на секунду.

Классический тривиальный сюжет в оригинальном исполнении Барнса с неожиданным финалом — вы не сможете оторваться!

«Толстокожий» муж, нежная хрупкая супруга и… сплошные разочарования в семейной жизни. А в интернете — Он. Такой близкий, внимательный, желанный. Тот, который все понимает, тонко чувствует, поддерживает и… ждет встречи за пределами монитора.

Состоится ли эта встреча, и смогут ли герои переломить ход своей постылой, но привычной жизни?

Роман, в который можно нырять с головой — буря эмоций после прочтения гарантирована. Читаем и наслаждаемся!

Уолтер — интеллигентный доктор, ученый, влюбленный в свою жену до умопомрачения. Китти — его капризная и легкомысленная супруга. А Чарли — лишь эпизод в ее судьбе, который окончательно перевернет обыденную жизнь с ног на голову.

За все в этом мире надо платить. Но героиня поймет это слишком поздно.

Одна из лучших книг (прим. — экранизированная, фильм — «Разрисованная вуаль») автора — никто не останется равнодушным.

Запутанная и «многоходовая» история, написанная французской писательницей в возрасте менее 19-ти лет. Один из самых популярных психологических романов.

Жизнь журналиста, не обласканного фортуной, кардинально меняется после встречи с замужней женщиной. Для кого из них связь станет фатальной?

Добрый, красивый и лиричный роман, изданный на 36-ти языках и собравший немало литературных премий.

Только позитивные эмоции, доброта и буря эмоций!

В сравнении с другими книгами автора, этот роман — настоящая жемчужина. Легкая для чтения, простая для восприятия, с серьезной историей жизни двух поколений на улицах Ташкента.

На долю матери, уставшей и ожесточенной женщины, выпало слишком много испытаний, дочь — ее полная противоположность. Светлая, полупрозрачная как луч солнца. И однажды в ее жизнь постучалась любовь — сильная как цунами, жертвенная, первая.

Один из первых романов автора, перетасовавшего в любовно-криминальной истории судьбы нескольких людей, будто игральные карты.

Каждому по заслугам! И берлинскому коммерсанту, и его расчетливой супруге Марте, и племяннику Францу.

Как бы тщательно мы не планировали свою судьбу, мы — лишь марионетки в ее руках…

Вам уже есть 18? Тогда этот роман — для вас!

Журналистке Линде — чуть больше 30-ти. У нее есть все — любящий муж, отличная работа, дети и достойная жизнь в Швейцарии. Нет только счастья. И притворяться счастливой все сложнее — апатия постепенно накрывает женщину с головой.

Все меняется, когда ее школьная любовь, а ныне успешный политик, дает Линде интервью… Может ли измена стать трамплином в новую и счастливую жизнь, наполненную смыслом?

Автор произведения: Маргарет Мадзантини.

Экранизированный в 2004-м году успешный роман-бестселлер 21-го века.

Уборщица из кафе и успешный доктор, обремененный семьей: что победит — чувство долга или любовь?

Увлекательная, эмоционально мощная книга о мучительной борьбе обнаженных чувств и обязательств.

Реалистичный, живой до мурашек роман, смывающий границу между добром и злом.

Он — пациент сумасшедшего дома. Она — супруга доктора. Губительная связь, животная страсть и одержимость, после которой — только страх последствий…

Потерять от любви голову несложно, но что дальше?

Ему — 45. И к этому возрасту он уже успел устать от «бытовухи» в отношениях с супругой, от болезни дочери, от постоянных забот и проблем. Случайная встреча с красивой женщиной в поезде по пути на работу и… мир Чарльза перевернулся.

Ни к чему, казалось бы, не обязывающая, легкая «интрижка» оборачивается настоящим кошмаром. Чем заплатит герой за измену?

Книга, которая будет держать в напряжении до самого финала.

Устали от легких любовных романов? Тогда эта психологическая книга — для вас.

Он образован, далеко не глуп, хорош собой, воспитывает двух детей. А еще, на свою беду, безнадежно предан супруге. Жена — чернокожая красотка, стервозная и склонная к легким любовным «победам» на стороне.

Однажды судьба сталкивает героя с симпатичной девушкой… Чем станет для него это встреча?

История, в которой каждый найдет что-то свое.

Пиппа — привлекательная женщина, мама двоих уже взрослых детей, преданная подруга и верная супруга одного вполне успешного издателя, несмотря на разницу в возрасте в 30 лет. Своего мужа она однажды увела из чужой семьи.

Сможет ли Пиппа удержать свое счастье, или правило бумеранга неизменно?

Экранизированный роман, покоривший многих читателей искренностью истории.

Какие книги о любви и измене не оставили равнодушным именно вас? Поделитесь своими отзывами в комментариях ниже!


Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - "двигатели прогресса", стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир.Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети", где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети ни спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми.


Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "Отцы и дети"
Во все времена на всех континентах среди прочих материальных и духовных ценностей, передающихся по наследству из поколения в поколение, есть та, от которой очень хочется избавиться, как от незаживающей раны, потому что ценностью её не назовешь. Это конфликт поколений. И он становится бедой, если разум уступает гордыне. Как навести мосты между зрелостью и юностью и разрубить дамоклов меч холодных, натянутых (порой до ненависти) отношений отцов и детей?

Как идти по жизни: вместе или врозь?

Ответ на этот вопрос мучительно ищут в семье родители, дети которых все дальше отдаляются, страдая при этом не меньше их. И, конечно же, писатели пытаются проникнуть в самые отдаленные уголки человеческого страдания от непонимания самых близких людей. Среди мастеров слова это И.С. Тургенев, рассказавший нам о горе родителей единственного своего ненаглядного сына Енюшки.

Это и судьба самого автора, мать которого была деспотической женщиной, не считавшейся ни с писательскими способностями сына, ни с его собственной точкой зрения на что-либо, в том числе и на личную жизнь. Конечно же, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, рассказавшие нам о проблемах подросткового возраста. Среди современников полюбившийся мне английский писатель Николас Спаркс, о книге которого пойдет речь в моих рассуждениях по данной проблеме.

Роман «Последняя песня» - гимн любви, проявляющейся во всем: во взгляде, в жесте, в слове, в музыке, - и распространяющейся на семью, на друзей, на братьев наших меньших. Но до такой любви надо дорасти, пробираясь, а иногда и продираясь сквозь неожиданные препятствия, которые жизнь тебе подбрасывает на каждом шагу.

Дойти, отбрасывая спесь и гордыню, учась слушать и понимать язык близких тебе людей. Как это делала героиня романа Ронни. Еще восемь месяцев назад восемнадцатилетняя девушка, мечтавшая об отдыхе с друзьями на Манхэттенне, вынуждена была ехать по требованию матери на все летние каникулы к отцу в Северную Каролину, все равно, что к черту на кулички.

По дороге туда она задавала себе вопросы: «почему… мать и отец так её ненавидят», «почему ей пришлось ехать к отцу, в эту безнадежную южную глушь, к черту на рога?» Она даже не хотела слушать доводы матери, что так надо, что дочь не виделась с отцом уже три года, что она не подходила к телефону, когда ей звонил отец и т.д.


Сочинение-рассуждение по тематическому направлению "Отцы и дети"
Конфликт поколений в романе "Отцы и дети".
В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название "Просвещение". Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке "новых людей" - разночинцев - образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа "Отцы и дети", в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубоким умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения "детей" можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что "...без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди"; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, - ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению "отцов", так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров - маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся "спугнуть" редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема "отцов и детей" актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение "отцов" пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. "Дети" более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема "отцов и детей" возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность