Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Правовое регулирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельных категорий граждан Дополнительное ежемесячное обеспечение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Статья 25:

  • 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
  • 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Поэтому статья 22 названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Важно отметить, что случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ.

Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот и услуг.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:

всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально - демографических групп и слоев населения; использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

  • - учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.);
  • - категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы).

Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Тарифы страховых взносов в указанные фонды установлены Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивают работодатели, как правило, 28 процентов, по отношению к начисленной работникам оплате труда, и граждане в размере 1 процента их заработка. Кроме того, в его формировании участвует государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий. В Фонд социального страхования страховые взносы составляют 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда, в Государственный фонд занятости населения, соответственно 1,5 процента, в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 процента. Значительны дотации государства в названные фонды. Для всех этих фондов аккумуляция средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды). Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов длительные задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.

Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем: несоответствие многих норм Закона 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" потребностям пенсионеров на современном этапе и в обозримом будущем (малый размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма осовременивания заработка, из которого исчисляется пенсия, и др.); систематическое нарушение сроков выплаты пенсий и пособий; определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых семьям с детьми; отсутствие эффективного механизма поддержания покупательной способности социальных выплат; существование социально необоснованных различий в уровнях пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров; отсутствие правового механизма, обеспечивающего реализацию государственной программы по борьбе с безработицей.

Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного закона. В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской корзины. В новом пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям граждан.


Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) - надбавка определённым категориям граждан. Это своего рода доплата к . Выплаты осуществляются из федеральной казны. Оформление, назначение и выплату доплаты контролирует Пенсионный фонд России. Средства начисляются одновременно с пенсией.

ДЕМО – социальная выплата. Это денежное выражение признательности гражданам, которые имеют особые достижения и заслуги перед народом и государством в целом.

Кому полагается ДЕМО

Назначения этих дополнительных выплат регламентирует Указ Президента РФ № 363 от 30 марта 2005 года. Согласно документу, на ДЕМО имеют право:

  • Ветераны Великой Отечественной войны, получившие инвалидность в ходе участия в боевых действиях;
  • Граждане, получившие инвалидность в ходе боевых действий;
  • Граждане, имеющие государственные боевые награды СССР;
  • Военные, служившие в период ВОВ в учреждениях, не числившихся в составе основной армии;
  • Вдовы инвалидов ВОВ;
  • Блокадники;
  • Герои СССР и РФ;
  • Граждане, награждённые орденом Ленина или орденом Славы;
  • Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством»;
  • Обладатели госпремии СССР, РФ;
  • Граждане, награждённые орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех степеней;
  • Победители Олимпиады и Параолимпиады;

Размер дополнительной выплаты в 2019 году

Сумма доплаты была установлена ещё в 2005 году, сейчас она остаётся на том же уровне и варьируется от 500 до 1000 рублей. Её размер, в отличие от других выплат, не зависит от индексации.

Доплата 500 рублей положена следующим категориям граждан:

  • Военные, служившие в период Великой Отечественной войны в учреждениях, не числившихся в составе основной армии;
  • Вдовы военных, погибших в Великой Отечественной войне, в ходе финской и японской войн;
  • Блокадники;
  • Несовершеннолетние узники концлагерей.

Обращаем внимание, что ДЕМО назначается вне зависимости от других выплат, также на неё не влияет размер пенсии , статус и доход пенсионера. Даже в том случае, если гражданин имеет право на какие-либо другие доплаты, ДЕМО все равно будет назначено и будет выплачиваться.

Процесс оформления ДЕМО

Доплата присваивается автоматически. Необходимость её назначения утверждают сотрудники Пенсионного фонда России, основанием для оформления ДЕМО служат документы, которые хранятся в архивах ПФР. Таким образом, имеющим право на доплату писать заявление не требуется.

Однако, бывают случаи, когда гражданам, вопреки их правам, надбавка не назначается. Если такое происходит, необходимо обратиться в ПФР, чтобы выяснить причину. Это может быть ошибка специалистов или отсутствие необходимы документов в архивах фонда.

Отметим, что назначения допвыплаты бывшим узникам концлагерей предусмотрен специальный порядок. Подтверждение права на получение ДЕМО происходит на основании данных государственного «Фонда взаимопонимания и примирения». Документы, доказывающие принадлежность гражданина к этой категории, передаются в ПФР.

Добавим, что есть определённый перечень мест принудительного содержания людей во времена ВОВ, поэтому если гражданин был узником в концлагере, не указанном в списке, ДЕМО назначено не будет.

Обращаем внимание, что граждане России, из вышеуказанных категорий, проживающие заграницей, также могут получать ДЕМО. Им необходимо отправить заявку на назначение допвыплаты в Пенсионный фонд.

Список документов, для подтверждения права на ДЕМО, если она не назначена автоматически

Граждане, получающие каждый месяц дотации и числящиеся в списках федеральных льготников, вправе рассчитывать на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО). Процедура оформления затрагивает несколько важных нюансов, о которых следует знать при подаче заявления.

Понятие и расшифровка ДЕМО -пенсии

ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, которое отчисляется конкретным группам населения. Финансы на дотацию выделяются из бюджета страны или определенного субъекта РФ. Размер выплат устанавливает ПФ России. Дотации переводят адресату в один день с получаемым основным пособием.

ФЗ № 21

Условия назначения и процедура отчисления, а также размер дотаций регламентированы ФЗ № от 04.03.02. Этот закон содержит полную информацию о ДЕМО, а именно, какие группы населения вправе претендовать на ежемесячное пожизненное обеспечение, кроме пенсионных выплат.

Скачать для просмотра и печати:

Претенденты на ДЕМО

В ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан» прописаны группы лиц, обладающие законными основаниями на оформление субсидий:

  1. Граждане, принимавшие участие в ВОВ, а также получившие группу инвалидности. В эту же категорию входят родственники, если адресат умирает. Обуславливает это право утвержденный Президентом России Указ № 363 от 30 марта 2005 г.;
  2. Недееспособные лица, получившие инвалидность в связи с травмированием и/или увечьями в зоне боевых действий. Этот пункт был утвержден Указом № 887 Путиным В. В. 01 августа 2005 г. - ранее такая группа лиц не входила в предыдущий список;
  3. Лица, награжденные за особые заслуги перед Российской Федерацией согласно нормативно-правовому акту № .

Участники и ветераны ВОВ

В соответствии с Указом № 363, вступившем в силу 30 марта 05 года, в т. ч. части № 1 документа, помимо пенсии, граждане, участвовавшие во Второй мировой войне, в связи с празднованием 60 лет Победы, получают дополнительные выплаты.

Дотации начисляют:

  • лицам с инвалидностью, принимавшим участие в боевых действиях, пленникам;
  • лица, несущие воинскую обязанность, но не задействованные в период ВОВ;
  • вдовам граждан, умерших вследствие военного конфликта с Японией и Финляндией в период с 1941-1945 гг., в т. ч. супругам умерших инвалидов;
  • мужчины и женщины, награжденные орденом блокадного Ленинграда;
  • пленники фашистов, находящиеся в несовершеннолетнем возрасте.
К сведению: в случае если человек ранее не подавал документов в ПФ России, но вправе претендовать на дополнительное обеспечение, он может направить заявку о назначении дотации. За расчет выплат принимается всё время от момента возникновения права до числа прием заявления служащими органа.

Военные с инвалидностью

Граждане, получившие увечья и травмы в зонах военных конфликтов, вследствие которых утратили дееспособность, признаются инвалидами. Начиная с 01.09.05 эта категория лиц также обладает полномочиями на оформление дополнительного ежемесячного материального обеспечения.

За достижения и особые заслуги перед Россией

Тот же нормативно-правовой акт, в статьях № 1,2 регламентирует произведение выплат лицам, получившим ордена, а также награжденные за выдающиеся достижения в различных областях. В соответствии с законом № эти лица могут подать заявление на оформление выплат в рамках ДЕМО.

Список физических лиц, которые вправе получать дополнительную государственную поддержку:

  • спортивные чемпионы, получившие золотые медали на Олимпиадах, Паралимпиадах и Сурдлимпиаде;
  • герои Советского союза, РФ;
  • лица, награжденные наградами (см. закон № );
  • герои Труда;
  • лауреаты Государственных премий.

Суммы дополнительных дотаций на 2019 г.

В таблице приведена информация о размерах дополнительных государственных дотации по каждой категории:

В ситуациях, когда возникает единовременное право на две или больше категорий по ДЕМО, гражданину будет рассчитана дотация с наибольшей величиной.

Процедура оформления ДЕМО -пенсии

Пошаговая инструкция:

  1. Получение информации о принадлежности к соответствующей категории;
  2. Сбор необходимых бумаг - зависит от конкретной группы;
  3. Обращение в ПФ России с заявкой на получение обеспечения. Передача документации;
  4. Ожидание решения. При положительном вердикте, в адрес получателя начнутся отчисления в соответствующем размере.

Решение о начисление выплат принимается в рамках десяти рабочих дней с момента направления заявки.

Инстанции для обращения


В зависимости от принадлежности к группе, органами для обращения являются:

  1. ПФ России;
  2. Министерство обороны РФ;
  3. Министерство внутренних дел;
  4. Федеральная служба безопасности.

Люди, которым перечисляют два вида дополнительного ежемесячного материального обеспечения от разных ведомств, дотации в связи с празднованием 60 лет победы в Великой Отечественной войне, а также гражданам с инвалидностью, необходимо предоставить свидетельства, указывающие на образование данного право.

Документация


Для получения ДЕМО, следует направить в отделение соответствующего органа, следующие бумаги:

  • заявка;
  • предоставление документа, указывающего на личность и принадлежность к гражданству;
  • сертификаты, справки, выписки и удостоверения о принадлежности к группе, фигурирующей в Указе Президента РФ.

Перечень подтверждающих бумаг для каждой категории граждан разный, поэтому причина направления заявления будет отличаться. Так, документами могут выступать:

  • сертификаты о кончине;
  • заключение брачного союза;
  • судебное постановление или медицинское заключение о присвоении инвалидности;
  • другое.

Варианты получения и периодичность выплат

Для получения выплат удобным способом, следует в заявлении указать соответствующий вариант. Но как правило, отчисления производятся аналогичным путем, что и основная пенсия. Дотации начисляют каждый месяц.

Формирование заявки

Дополнительное обеспечение присваивается на основании заполненного по образцу заявления. Бланк документа предоставляют в отделении ПФ России. Дополнительно шаблон можно скачать на официальном портале ведомства.

Сроки выплат


После того как соответствующая инстанция получит документы от заявителя, служащие органа проводят проверку на достоверность сведений. На основании полученных результатов принимается решение. В случае, некорректной информации, ПФ России уполномочено отказать гражданину в назначении ежемесячных отчислений.

При вынесении положительного решения, ДЕМО переводят каждый месяц в адрес получателя одновременно с пенсией.

На заметку: дополнительная государственная поддержка не индексировалась, начиная с момента вступления в силу Указа. Соответственно, в 2019 году размер дотации остается на прежнем уровне.

Дотации за особые заслуги и достижения


Ежемесячные федеральные выплаты являются дополнительной финансовой поддержкой для населения, которые получили награды за особые заслуги перед Родиной. Единственным нюансом является отсутствие ежегодной индексации.

Условия

Невзирая на наличие других отчислений, гражданин вправе направлять заявление на получение дотации из дополнительной группы. Другие лица, награжденные орденом за заслуги перед Отечеством, получают субсидию согласно президентскому Указу.

Новости

Дополнительная финансовая поддержка, отчисляемая из бюджета, предназначается военным инвалидам и участникам ВОВ в связи с празднованием 60 лет Победы. При этом не имеет значения, сколько прошло времени с момента возникновения права и подачей заявления, выплаты производятся за весь период.

В соответствии со статьей № 1 (пункт № 4) закона № и пункта № 4 Правил № 277 - если гражданин одновременно числится в нескольких группах, претендующих на ДЕМО, размер отчислений устанавливается по максимальному параметру.

Посмотрите видео о ДЕМО

11 марта 2019, 14:01 Мар 11, 2019 14:01

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ
"О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"

С изменениями и дополнениями от:

7 июля 2003 г., 9 февраля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 3 мая 2011 г., 28 декабря 2013 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 7 марта 2018 г.

Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсии).

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Определяются условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством РФ. Дополнительное материальное обеспечение назначается, в частности, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I, II, III и IV степени, героям Социалистического Труда, чемпионам Олимпийских Игр и др. Размер обеспечения устанавливается в процентном отношении к базовой части трудовой пенсии по старости.

Иным гражданам РФ, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, а в отношении граждан, награжденных орденом Ленина, - с 1 января 2003 года.


Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"


Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г., а в отношении граждан, награжденных орденом Ленина, - с 1 января 2003 г.


Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 444-О положение пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона в той мере, в какой им допускается лишение граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ


Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования


Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

§ 1. Пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей и сотрудников таможенной службы

Правовое регулирование отношений по пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан осуществляется на основе других законов, которые расширяют по кругу лиц сферу действия основных пенсионных законов. Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, установленные Законом 1993 г., распространены на прокурорских работников; сотрудников таможенных органов; сотрудников Следственного комитета. В установленных случаях положения Закона 1993 г. применяются в отношении членов семей указанных лиц.

Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ и их семьям утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 (ред. от 07.12.2011). Постановления Правительства обычно детализируют порядок назначения и выплаты пенсий той или иной категории граждан и их семьям; определяют правила исчисления выслуги лет, заработка, перерасчета пенсии и т.д. Во многом они совпадают с правилами, установленными Законом 1993 г. Различия чаще всего связаны с порядком исчисления выслуги лет. Например, работникам прокуратуры в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время обучения по юридической специальности в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования (имеющим государственную аккредитацию) в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 (ред. от 19.01.2010) утвержден порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям. Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 411.

§ 2. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию

В ходе проведения пенсионной реформы 2002 г. за пределами страховой пенсионной системы были оставлены отдельные категории граждан. Прежде всего, к ним относились лица, которым при наличии соответствующих условий предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет (военнослужащие и иные приравненные к ним категории служащих). В случае отсутствия у такого гражданина права на пенсию за выслугу лет он не мог претендовать на трудовую пенсию. Для предоставления указанным гражданам права на пенсионное обеспечение принят Закон № 126-ФЗ.

В соответствии с Законом № 126-ФЗ гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом № 173-ФЗ. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия: 1) в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование; 2) они были уволены со службы не ранее 2002 г.; 3) они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц. Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г., и стоимости страхового года, утверждаемой Правительством РФ. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

§ 3. Пенсии гражданам, признанным безработными

Особое место в пенсионном законодательстве занимает Закон о занятости населения. Данный Закон предусматривает специальные условия для назначения досрочной пенсии. Эта пенсия назначается ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом № 173-ФЗ.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена с учетом целого ряда условий: 1) признание гражданина безработным; 2) достижение возраста не более чем на два года ниже требуемого для назначения трудовой пенсии по старости (в т.ч. назначаемой досрочно); 3) наличие страхового стажа продолжительностью 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, а в необходимых случаях - наличие стажа на соответствующих видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; 4) увольнение с последнего места работы в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем), а также в связи с сокращением численности или штата работников организации (у индивидуального предпринимателя).

Такая пенсия может устанавливаться по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан из числа указанных лиц. При этом необходимо согласие безработного гражданина.

Пенсия назначается на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (в т.ч. назначаемую досрочно).

Размер пенсии, устанавливаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета. Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

§ 4. Ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке

Особым видом обеспечения является ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке. Данный вид выплаты предусмотрен Законом о статусе судей и Законом о Конституционном Суде. Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) пенсия на общих основаниях или ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться в зависимости от одного или нескольких условий. Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

1) либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;

2) либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;

3) либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы в должности судьи.

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

1) на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы, муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; в качестве адвоката или нотариуса.

При стаже судейской работы не менее 20 лет выплачивается не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения (заработка) работающего по соответствующей должности судьи. Ежемесячное пожизненное содержание увеличивается на 1% за каждый полный год стажа судейской работы свыше 20 лет, но не более чем до 85% заработка.

При стаже судейской работы менее 20 лет и достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (при 10 годах – 40% заработка, при 15 годах – 60% заработка и т.д.).

При назначении ежемесячного пожизненного содержания при наличии трех указанных выше условий (возраст, стаж работы по юридической профессии, стаж работы в должности судьи) выплата осуществляется в полном размере, т.е. 80% ежемесячного денежного вознаграждения (заработка).

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности. Назначение ежемесячного пожизненного содержания и его выплата производятся соответствующими государственными органами. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде пребывающему в отставке судье Конституционного Суда РФ, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425.

§ 5. Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон № 155-ФЗ, предусматривающий установление доплат к пенсиям членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон № 84-ФЗ, который устанавливает аналогичные доплаты к пенсиям отдельных категорий работников угольной промышленности. Установление ежемесячной доплаты к пенсии является дополнительной гарантией в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Ежемесячные доплаты к пенсиям указанных лиц устанавливаются за счет сумм дополнительных взносов, которые уплачиваются работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования.

Доплата к пенсии устанавливается членам летных экипажей и работникам угольной промышленности при соблюдении ряда условий, которые связаны с продолжительностью работы в определенных должностях (выслуги лет). Для лиц, работавших в должности члена летного экипажа, дающей право на доплату, продолжительность требуемого стажа (выслуги) составляет 25 лет у мужчин, 20 лет у женщин. При оставлении ими по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на доплату, требуемый стаж составляет соответственно 20 и 15 лет. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 (ред. от 25.03.2013) утверждены Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии, и Правила исчисления выслуги лет для получения доплаты.

Для лиц, работавших непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (за исключением работников ведущих профессий), продолжительность требуемого стажа составляет 25 лет. Для работников ведущих профессий такая продолжительность составляет 20 лет. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, которые засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Порядок определения размера доплаты является многоступенчатым и довольно сложным. Кроме того, размер доплаты не является величиной постоянной. Он может изменяться в зависимости от суммы фактически поступивших взносов. Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей и работниками угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии.

§ 6. Государственные доплаты к пенсиям

За счет средств федерального бюджета может устанавливаться доплата к пенсии, размер которой зависит от продолжительности замещения государственных должностей Российской Федерации или исполнения определенных полномочий в органах государственной власти. Такая доплата предусмотрена Законом № 3-ФЗ для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, которые не менее одного года исполняли свои полномочия (за исключением тех, полномочия которых были прекращены досрочно в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда). Доплата устанавливается к пенсии, назначенной по Закону № 173-ФЗ или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий депутата ГосударственнойДумы (члена СоветаФедерации) от одного года до трех лет – 55%, свыше трех лет – 75% ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата ГосударственнойДумы (члена СоветаФедерации).

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ, должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы. Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с законодательством субъектов РФ и т.п. (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

§ 7. Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Законом № 21-ФЗ. Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеют предусмотренные Законом № 21-ФЗ государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги. К числу этих граждан относятся:

1) граждане, удостоенные звания Героя: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;

2) граждане, награжденные одним или несколькими орденами: орденом Святого апостола Андрея Первозванного; орденом Ленина; орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, либо II степени, либо III и IV степени; орденом Славы трех степеней; орденом Трудовой Славы трех степеней; орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

3) лауреаты Ленинской или Государственной премии;

4) чемпионы Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся: пенсия за выслугу лет; ежемесячная доплата к пенсии, устанавливаемая законодательством РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных и муниципальных должностей; оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону № 21-ФЗ и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам, назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено. Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415%, 330% или 250% социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415% социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330% - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250% - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 апреля 2013 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3692 руб. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы. Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные законы, в соответствии с которыми осуществляется пенсионное обеспечение прокурорских работников, следователей и сотрудников таможенных органов.

2. В каких случаях назначается трудовая пенсия лицам, не подлежавшим обязательному пенсионному страхованию?

3. При каких условиях назначается досрочная пенсия безработным гражданам?

4. На основании каких нормативных актов предоставляется ежемесячное пожизненное содержание судьям, пребывающим в отставке, и каковы условия назначения данного содержания?

5. В каком размере устанавливается ежемесячное пожизненное содержание судьям?

8. Каковы размеры дополнительного материального обеспечения?

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго