Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников по программе «Детство План мероприятий по экологии в ясельной группе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Библиотека
материалов

Соколова Ольга Владимировна

Старший воспитатель

СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»

Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Тема занятий

Цель наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1. Овощи, фрукты

2. Цветы на клумбе

3.Травушка - муравушка

4. Солнышко лучистое

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Беседа

Рассматривание овощей, фруктов

Чтение сказки "Спор овощей"

Дидактические игры:

"Что растёт на дереве, а что в земле",

" Чудесный мешочек",

" Угадай по запаху",

" Узнай по вкусу",

" Сбор урожая",

" Солнышко и туча"

Драматизация сказки " Репка"

Аппликация " Фрукты на тарелке"

Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"

Рассматривание луговых растений

Поделки из природно-бросового материала

Целевая прогулка в огород

Игровое упражнение " Солнечный зайчик"

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

ОКТЯБРЬ

1.В гости к деревьям

2.Комнатные цветы в уголке природы

3. Дождик, лей, лей, лей!

Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.

Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Экскурсия по экологической тропинке

Наблюдения за деревьями

Беседа о деревьях

Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"

Дидактические игры:

"Найди по листу дерево",

"Посадим дерево",

" Найди то, о чём расскажу",

"Покажем мишке уголок природы",

"От какого растения листья?" (с использованием моделей)

Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко

Труд в природе: сбор осенних листьев

Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке

Чтение М. Пришвина " Листопад"

Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"

Заучивание потешки " Радуга- дуга"

Закличка "Дождик, лей, лей, лей"

НОЯБРЬ

1.Золотая осень

2.Кто живёт в лесу

3. Ветер, ветер, ветерок

Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.

Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.

Загадывание загадок

Рассматривание картины " Золотая осень"

Беседа

Рисование " Листопад"

Рассматривание картин с изображением диких животных

Потешка "Идёт лисичка по мосту"

Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Драматизация р. н. с. "Теремок"

Сказка на фланелеграфе " Три медведя"

Чтение Е. Чарушина "Волчишко"

Зачем зайчику другая шубка?

Хороводная игра "Зайка беленький сидит"

Дидактические игры:

"Кто где живёт",

"Скажи ласково",

"Найди детёныша"

Аппликация " Колючий ёж"

Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"

Игры с султанчиками, бег с ленточками

ДЕКАБРЬ

1.Котенька-коток и его друзья

2..Зимний лес полон чудес

3.Водичка, водичка

Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.

Воспитывать любовь и заботу к животным.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.

Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"

Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")

Настольный театр " Волк и 7 козлят"

Рассматривание картины с изображением домашних животных

Сказка " Бычок - смоляной бочок"

Дидактические игры:

"Чьи детки?",

"Что даёт корова",

"Кто живёт на бабушкином дворе"

Путешествие в Зимний сказочный лес

Зачем зайчику другая шубка?

Лепка "Зайка беленький сидит"

Загадки

Рассматривание картины " Зайцы в лесу"

Потешка "Водичка, водичка."

Беседа "Для чего нужна вода?"

Опыт "Таяние снега, замерзание воды"

Изготовление цветных льдинок

Узнаем, какая вода

ЯНВАРЬ

Курочка - Ряба и её соседи

2.Пернатые друзья

3. Воздух вокруг нас

Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Загадки о животных

Дидактические игры:

" На птичьем дворе",

"Чей детёныш",

"Кто как кричит",

" Назови ласково"

Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)

Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"

Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"

Песенка "Жили у бабуси:"

Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")

Аппликация "Жёлтый цыплёнок"

Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"

Игра-забава "Наседка и цыплята"

Подвижная игра "Воробышки и кот"

Наблюдения за птицами на участке

Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида

Рассматривание картины "Таня и голуби"

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Дидактическая игра "Найди пару"

Игра "Голуби и воробьи"

Аппликация "Скворечник"

Опыт "Что в пакете?"

Игры с воздушным шаром и соломинкой

Надувание мыльных пузырей

ФЕВРАЛЬ

Где живёт золотая рыбка

2.Волшебница- зима

3.Снеговичок

4. Посадка лука

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Беседа о рыбах

Наблюдения за рыбками

Рассматривание иллюстраций с рыбками

Игра "Хорошо- плохо"

Рисование "Рыбки в аквариуме"

Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"

Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"

Стих-е В. Берестов "Снегопад"

Рисование "Вот зима- кругом бело"

-"Уж ты ты, зимушка- зима"

Подвижная игра "Снежинки и ветер"

Наблюдения за погодой на участке

Рассматривание картины с зимним пейзажом

Беседа о зиме

Игра "Когда это бывает"

Опыт со снегом

Постройка снеговика на участке

Загадки о луке

Рассматривание луковицы

Опыт с луком

Наблюдение за ростом лука

Рассматривание появившихся зелёных пёрышков

Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми

Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой

МАРТ

1.Весна пришла

Я - человек

"Береги живое"

Какой песок, какая глина

Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"

А. Плещеев "Весна"

А, Майков "Ласточка примчалась"

Л. Толстой "Птица свила гнездо"

Чтение произведений о животных

Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)

Рисование "Сосульки длинные и короткие"

Дидактическая игра:

"Мир вокруг нас",

"Времена года"

Рассматривание книги "Моё тело", беседа

Дидактические игры:

"Валеология",

"Строение человека",

"Угадай на вкус",

"Запахи"

Игра "Кто я?"

Развлечение "Весёлые человечки играют"

Нарисуй свой портрет

-"Наши помощники"

Дидактическая игра "Хорошо- плохо"

-"Путешествие на полянку"

Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"

Наблюдение

Беседа

Игра "Убери мусор на поляне"

Опыт с песком и глиной

Рассматривание песка и глины

Выставка глиняных игрушек

Игры с песком

Лепка пирожков и печенья

Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"

АПРЕЛЬ

Экологическая тропинка

Насекомые -маленькие помощники

Посев семян гороха, лука в огород

Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки

Разучивание стихотворений о природе

Рассматривание картины "Весна"

Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".

Стих-е З. Александровой "Одуванчик"

Стих-е Е. Благининой "Яблонька"

Чтение потешки "Божья коровка", разучивание

Лепка "Червячки для цыплят"

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых

Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"

Отгадывание загадок

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)

Загадки

Чтение художественной литературы

Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян

Зарисовки

МАЙ

1.Природа наш родной дом

2.Нужные вещи из ненужных вещей

3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины

Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины

Чтение притчи Л. Толстого

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы

Экскурсия по участку д/с

Наблюдения

Дидактическая игра "Береги природу"

Рассматривание игрушек, предметов

Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала

Беседа

Дидактическая игра "Что из чего сделано"

Опыт с бумагой

Опыт с древесиной

Рассказ о бумаге и древесины

Рассматривание иллюстраций, предметов

Дидактическая игра "Найди и покажи"

Олеся Николаевна Рузманова
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в первой младшей группе на 2013–2014 учебный год

Сентябрь

Работа с детьми .

Занятие «Овощи, фрукты»

Цель : учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Работа с родителями .

Совместная уборка листвы с участка группы

Цель : воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности .

Совместная прогулка по участку детского сада. Цель : оптимизация адаптационного периода, знакомство с объектами живой и неживой природы участка.

Работа с детьми .

Проект по теме «Что нам Осень подарила» .

Цель : познакомить детей с признаками осени; углубить знания о живой и неживой природе; пополнять словарный запас детей; развивать память, мелкую моторику рук; воспитывать творческую активность и познавательный интерес.

Работа с родителями .

Конкурс «Дары Осени»

Цель экологического образования .

Совместная прогулка «Поход в лес» . Цель : совместный сбор листьев и изготовление гербария; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого

Работа с детьми .

Занятие «Пернатые друзья»

Цель : познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь) . Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие , сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

Работа с родителями .

Экологическая газета на тему «Помогите птицам»

Цель : способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.

Работа с детьми .

Занятие «Поможем птицам зимой»

Цель : познакомить детей с зимующими птицами : воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе , заботливое отношение к пернатым друзьям.

Работа с родителями .

Совместная поход в детский Центр «Адонис» . Цель : познакомить детей и их родителей с обитателями живых уголков Центра : птицами; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Работа с детьми .

Проект по теме «Зима в гостях у деток»

Цель : обобщение знаний о временах года, зимних месяцах и зимних забавах; знакомство со свойствами снега; развитие логического мышления; формировать у воспитанников умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре погоды; воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость; развивать у детей элементарные экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.

Работа с родителями .

Конкурс самоделок «Маленькой елочке холодно зимой»

Цель экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье »

Цель : показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте , раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Работа с детьми .

Проект по теме «Юные олимпийцы - 2014» по плану опытно – экспериментальной работы на тему : «Неделя здоровья» .

Цель : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно - гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о «здоровом образе жизни» .

Работа с родителями .

Совместное оформление информационного стенда на тему : «Растим детей здоровыми» .Цель : охраны здоровья детей;

Формирования основы культуры здоровья; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах здоровьесберегющего образования.

Работа с детьми .

Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Цель : дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Занятие №1. «Мы посадим лук»

Работа с родителями .

Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»

Цель : активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Работа с детьми .

Занятие №2. «Зелёные пёрышки»

Работа с родителями .

Акции «День Плюшкина» (сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона) и «Лучший участок» (уборка и оформление участочков к теплому периоду года) . Цель : познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования .

Работа с детьми .

Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»

Цель : дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь) ; их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Игры-опыты с водой

Цель : показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

Работа с родителями .

Папка - передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Цель : познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования .

Анкетирование на тему : «Экология – мы - дети »

Цель : повысить эколого -педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Наталья Русинова
Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы

Январь

С детьми:

Целевая прогулка «Снежный ком»

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

Игры-опыты с водой

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

С родителями:

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»

Цель: показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте, раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Февраль

С детьми:

Занятие «Пернатые друзья»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

С родителями:

Экологическая газета на тему «Помогите птицам»

Цель: способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.

Март

С детьми:

Занятие №1. «Мы посадим лук»

С родителями:

Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»

Апрель

С детьми:

Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Занятие №2. «Зелёные пёрышки»

С родителями:

Акция «День Плюшкина». Сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона.

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Май

С детьми:

Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»

Цель: дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Июнь

С детьми:

Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Цель: уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

С родителями:

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Июль

С детьми:

Занятие «Солнышко лучистое»

Цель: формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце, воспитывать умение радоваться солнышку.

Консультация для родителей на тему «Сокровища леса»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Август

С детьми:

Экологическая игра «Зоопарк»

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

С родителями:

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!»

(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)

Цель: повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена семейным опытом. Познакомиться с традициями семейного воспитания.

Сентябрь

С детьми:

Занятие «Овощи, фрукты»

Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

С родителями:

Совместная уборка листвы с участка группы

Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.

Октябрь

С детьми:

Прогулка по участку детского сада «Листопад»

Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

С родителями:

Совместный сбор листьев и изготовление гербария.

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Ноябрь

С детьми:

Занятие «Природа наш родной дом»

Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

С родителями:

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Декабрь

С детьми:

Занятие «Поможем птицам зимой»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

С родителями:

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Перспективный план по экологическому воспитанию для младшей группы.

Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы :


  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

  • расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

  • развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

СЕНТЯБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Прогулка по участку детского сада. Листопад.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

Порхая в танце странном

Под птичий гам и свист,

Щенку свалился на нос

Осенний яркий лист.

Щенок чихнул, залаял

И посмотрел наверх.

Там листья целой стаей

Вниз падали, как снег.

Огромные снежинки

Горели янтарём,

Раскрасили тропинки,

Шептались с октябрём.

Щенок, играя с чудом,

Был удивлен и рад.

Вокруг ходили люди,

Вздыхали: "Листопад". (Т.Нестерова)


2

Осмотр цветника детского сада.

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужены корень и стебель для цветка.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.


3

Овощи.

Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан). Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей в жизни животных и человека.

Загадки и стихи о овощах.

Е.Томилиной и др.


4

Фрукты.

Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме.

Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека.


Загадки и стихи о фруктах.

Е.Томилиной и др.

ОКТЯБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Комнатные растения.

Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.


2

Аквариум.

Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

Это мой аквариум,

маленькие джунгли.

Это рыбки плавают,

алые, как угли!

Черные как сажа!

Даже серебристые!

Золотые даже! (В.Орлов)


3

Хомячок - хороший друг.

Познакомить детей с хомячком. Формировать представления о том, что все живые существа нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением.

Хомячки бывают пушистые,

Хомячки бывают ушастые.

Хомячки очень шустро-быстрые

И такие щекасто-глазастые.

Хомячки умываются тщательно.

Хомячки это так замечательно!


4

Покажем Мишке наш участок.

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят (Т.Нищева)

НОЯБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Водичка, водичка...

Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь!

Водичка-водичка,

Умой Кирюшкино личико,

Кирюшка кушал кашку,

Испачкал он мордашку.

Чтобы мальчик был

Самым чистеньким всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Кирюшкино личико.


2

Домашние животные (собака).

Шерри - славная собачка.


Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

Собака, вас лаская взглядом,

Исполнит, что ни прикажи:

«Сидеть!», «Лежать!»,

«Гуляй!», «Служи!»

И вечно будет с вами рядом.


3

Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый»)

Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

Стоит мокрый Ванёк,

А в кудрях – огонёк.

(Бальзамин)


4

Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу?

Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Прокатился шум лесной -

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

Долго эхо провожал.

Далеко ещё зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи...

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

ДЕКАБРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Как живут лесные звери зимой?

Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

2

Попугай - веселый друг.

Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами.

Попугайчик-верный друг!

Это знают все вокруг!

Он в обиду Вас не даст,

Он не бросит, не предаст.


3

У меня живет котенок...

Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.


4

Ели и сосны в лесу.

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

Деревья ещё перед зимой

Расстались со своей листвой.

А вот она всё зеленеет -

Менять наряд свой не умеет.

(Ель, сосна, пихта.)

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна. (А.Барто)

ЯНВАРЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

В январе, в январе много снега во дворе...

Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снегом)

Выпал снег чистейшей пробы,

Из него везде … (Сугробы.)


2

Поможем птицам зимой.

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(Снегирь.)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.

(Воробей.)


3

Морская свинка живет у нас.

Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами).

У меня морская свинка

На полу в тазу живет

То морковку, то травинку

Целый день она жуёт.

Свинка желтая такая,

Глазки-бусинки блестят

Без неё в саду скучаю,

Брать с собою не велят.

Посмотреть хотела зубы,

Открывала свинке рот

Больше делать так не буду -

У меня на пальце йод.

Я совсем не обижаюсь,

Но ответьте мне друзья,

Почему она "морская"?

Ведь купать её нельзя!

ФЕВРАЛЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Мы посадим лук.

Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!


2

В гостях у бабушки.

Познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные,громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

Ищут зёрнышки подружки

С хохолками на макушке.

От крыльца недалеко

Раздаётся: КО-КО-КО!


3

Экскурсия по участку детского сада.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

Ах, мороз, ах, лиходей!

Бедных птичек пожалей!

В сером платье Воробей.

Видно, что не богатей,

Сроду нищий и ничей.

Липнет к людям как репей.

Не теряйся, Воробей!

Бросят хлеб, хватай скорей.

Не грусти, будь веселей,

Скоро лето, Воробей!


4

Поможем Незнайке.

Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду.

Трещит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки.

Как будто и вправду горят огоньки.


МАРТ



Тема

Задачи

Художественное слово

1

Корова и коза.

Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.За домашними животными ухаживает человек.

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем ребятам

Молоко даёт. (Е.Томилина)

Бабушка козу доила -

Молочком внучат поила.

Колокольчиком звеня,

Убежала от меня.

Тает луг в вечерней тьме,

Где искать её... МЕ-МЕ!


2

К деревьям в гости.

Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Шепчет солнышко

Листочку:

Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

(Г.Новицкая)


3

Дикие животные (белка).

Познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадками, чем питается (семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами). Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(Е.Томилина)


4

Неживая природа (знакомство с песком).

Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

АПРЕЛЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Наблюдение за рыбками.

Уточнить и закрепить представления о внешнем виде и повадках рыб (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазами рыбки смотрят, куда плыть, где корм; живут в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не могут, в воде ныряют, плавают; рыбки живые - о них надо заботиться, кормить ее. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.

Спиралью водоросли вьются,

Виляя плавно плавником

Меж них скалярии снуются,

Улитка тяжко тащит дом.


2

В гости к весеннему солнышку.

Знакомить детей с временами года используя мнемотаблицы . Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.

Будит ласково весна

Всю природу ото сна.

Засветило солнце ярче,

Заглянуло в каждый дом.

Даже дышится иначе –

Аромат весны кругом!


3

Аспидистра или дружная семейка.

Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание ухаживать за растениями в группе.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Аспидистра и герань,

бальзамин, фиалка,

традесканция и плющ,

фуксия, толстянка.


4

День Земли (22 апреля)

Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Вот апрель почти закончен,

День земли уж на носу.

Мой стишок пусть будет точен -

Я земле его несу.

В этот праздник на планете

Расцветает красота,

И желаем все мы дети:

Пусть же будет так всегда!


МАЙ



Тема

Задачи

Художественное слово

1

Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной.

Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

Из чащи леса вышел волк -

Охотник знаменитый.

И шум в лесу мгновенно смолк -

Пусть зверь пройдет сердитый.

(Наталья Томилина) и другие ее стихотворения о лесных обитателях


2

Огород на подоконнике.

Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями.

Говорит ему фасоль:

Ты, горох, у нас - король.

Мы, бобовые, гордимся,

Что для разных каш годимся,

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Но полезные белки

Мы не прячем под замки.

Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями. (Е.Томилина)


3

Наблюдение за дождем и радугой.

Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой.

Загремел веселый гром…

Дождь идет в лесу густом.

Там сегодня банный день,

Мойтесь все,

кому не лень.

(З.Александрова)


4

Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик

Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Зелёная травка

У дома растет,

Зелёный кузнечик

На травке живет. (Е.Серова)

ИЮНЬ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Зоопарк (экологическая игра)

Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

Путешественник отважный,

Он идёт пустыней важно.

Не боится он жары,

Два горба, как две горы. (Е.Томилина)

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старыйрыболов,

Что богатый ждёт улов.


2

Шиповник и роза.

Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга). Рассказать о целебных свойствах шиповника. Полюбоваться красотой цветков шиповника и розой. Воспитывать умение видеть прекрасное.

Роза и шиповник поселились рядом,

Через подоконник обменялись взглядом.

И сосед несмело протянул ей ветку,

Робко, еле - еле помахал соседке...

Роза улыбнулась, важность нахлобучив, Гордо отвернулась, выпустив колючки!


3

Ох, уж эти комары и мухи!

Рассказать детям о комарах. О их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу.

Всю ночь зудел, зудел Комар:

Я спать не мог, какой кошмар!

Про этого зануду

Стихов писать не буду!

Назойливая Муха

Кружа жужжит над ухом.

Кружа жужжит над ухом

Назойливая Муха.


4

Травы зеленые (подорожник).

Дать некоторые понятия о травах нашей страны (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Рассмотреть его, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Воспитывать у детей экологичекое сознание.

Что за листик - подорожник?

Странная трава!

Что лечиться ею можно-

Знает детвора!

Ну и, кстати, подорожник

Очень много где растёт.

На полянке, в огороде,

У дороги там и тут -

Потому-то его люди

Подорожником зовут!

(Ю.Воронова)


ИЮЛЬ



Тема

Задачи

Художественное слово

1

Гроза - это не страшно.

Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Туча тучу повстречала,

Туча туче прокричала:

"Прочь с дороги, уходи!

Прочь с дороги, дай пройти!"

Отвечала туча туче:

"Ты меня не трогай лучше,

Если тронешь, проучу

И тебя поколочу!"

Туча тучу лбом, лбом!

А по небу гром, гром!

Бились тучи целый час,

Слезы сыпались из глаз. (В. Орлов)


2

Знакомство с растениями родного края.

Познакомить детей с первыми цветами (Иван-чай), с особенностями внешнего вида и строения.

Ничего я не знаю нежней иван-чая!

Своего восхищенья ни с кем не делю.

Он стоит, потихоньку головкой качая,

Отдавая поклоны пчеле и шмелю.


3

Наблюдение за бабочками и пчелами.

Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Вот Бабочка-красавица,

Но мне она не нравится.

Где Бабочка опустится,

Капуста там скапустится.

Только вишня расцвела-

Прилетела в сад пчела.

Я давно за ней слежу,

Ищет мёд она: ЖУ-Жу!


4

Удачнинские ромашки.

Познакомить детей с ромашками, с особенностями их внешнего вида и строения. Рассказать о значении света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы - живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов.

- Эй, ромашки,

Дайте мне ответ:

Вы откуда,

Если не секрет?

Не секрет, -

Ответили ромашки, -

Нас носило солнышко

В кармашке! (Е.Серова)

АВГУСТ




Тема

Задачи

Художественное слово

1

Ягоды наши северные.

Познакомить детей с ягодами (голубика, брусника). Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным. Рассказать о правилах поведения в тайге: не шуметь, не сбивать ногами растения, не бросать мусор. Воспитывать начала экологической культуры.

Я - красная,душистая.Все знают:

брусника в огороде не растет.

Все лето витамины собирая,

дарю потом их людям целый год.

Листья с глянцем,

Ягодка с румянцем,

А сами листочки

Не больше кочки. (Брусника)


2

Жуки и муравьи.

Знакомить детей с насекомыми. Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда.

Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке.


Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;

Вот как громко я жужжу!

Весёлый жук.

Он весел и счастлив

От пят до макушки -

Ему удалось

Убежать от лягушки.


3

Маслята - желтые ребята.

Маховики тоже наши грибы.


Продолжать знакомить детей с природой родного края. Учить узнавать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее.

Моховик растет во мху седом,

Подосиновик - в осиннике густом,

Под березой - подберезовик на горке.

Где растет лисичка?

В лисьей норке?

С есть на обед маслёнок манит

нас прям в лесу за хвойным настом:

Его ещё никто не жарит,

а он уже помазан маслом!


3

Птицы на нашем участке.

Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру.

Когда кончается лето,

И птицы стремятся на юг.

Лишь воробей на это

Не тратит своих минут.

Перспективный план игр по экологическому воспитанию в 1-ой младшей группе.

Сентябрь «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»

Закрепление знаний о

свойствах сухого песка;

знакомство с качествами

предметов – размером, формой.

    Формировать умение обследовать материал.

    Развивать зрительно – слуховые связи, моторику рук, координацию движений.

    Центр «Вода-песок»

    Мелкие игрушки (шарики, кубики).

«Постройка домика для зайчика»

Закрепить представления о сухом и влажном песке. (сухой – сыпется, влажный – лепится).

    Формировать представление о размере (большой – маленький)

    Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

    Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Мелкие игрушки зайчики по количеству детей.

    Центр «Вода-песок»

«Лисичка в гостях у ребят»

Закрепить умение определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

    Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

    Игрушка – лисичка.

    Крупные бусины по количеству детей.

    Сита.

    Лейка с водой.

    Центр «Вода-песок»

«День рождение куклы Кати»

Упражнять в выкладывании форм из влажного песка.

    Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.

    Кукла.

    Формочки.

    Совки.

    Центр «Вода-песок

Октябрь «ЗДРАСТВУЙ ОСЕНЬ»

1. Продолжать формировать понятия

«большой», «маленький».

2. Развивать умение соотносить слова и

движения.

3. Упражнять в проговаривании слов, фраз за воспитателем.

4. Воспитывать любовь к родной природе.

1. Кленовые листья.

«С какого дерева листок»

Развивать умение узнавать деревья по форме листа (клён, берёза).

    Формировать умение соотносить форму листа с названием дерева.

    Ввести в активный словарь слова – клён, берёза.

    Воспитывать бережное отношение к миру растений.

    Деревья на участке

а) клён

б) берёза

«Чудесный мешочек»

Упражнять в умении различать по внешнему виду овощи (фрукты), называть их.

    Узнавать овощи (фрукты) в натуре и на картинках и называть их.

    Понимать и использовать в речи обобщённые слова «овощи», «фрукты».

    Развивать активный словарь.

    Муляжи овощей (фруктов)

    Картинки овощей (фруктов)

«Угадай на вкус»

Закрепить умение различать овощи (фрукты) по внешнему виду, на ощупь, на вкус.

(2-3 вида)

    Закрепить умение узнавать овощи (фрукты) на вкус без опоры на зрительное восприятие.

    Развивать общую моторику, тактильные ощущения.

    Развивать активный словарь.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи (фрукты)

    Тарелка с кусочками овощей.

    Шпажки.

Ноябрь «ВОДИЧКА - ВОДИЧКА»

1.Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

2 Развивать логическое мышление, память, внимание.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

1. комнатное растение с сухим комом земли.

2. лейка с водой

д/и «Кому нужна вода»

Закрепить знания детей о назначении воды в жизни человека, животных, птиц.

    Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

    Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Карточки

«Кто живёт в воде?»

«Кто пьёт воду?»

«Что поливают водой?»

Игра – опыт «Тонет – плавает»

Познакомить со свойствами дерева и камней. Дерево лёгкое, оно плавает в воде. Камень тяжёлый – тонет.

    Формировать умение действовать с природными материалами.

    Центр «Вода – песок»

    Деревянные игрушки.

    Камушки.

    Резиновый утёнок.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

    Упражнять в ходьбе, беге взявшись за руки, двигаясь по кругу в хороводе.

    Развивать фантазию, воображение.

    Воспитывать желание играть со сверстниками.

    Маска – тучка.

    Музыка, напоминающая дождь.

Декабрь «У КОРМУШКИ»

Узнавать птиц на картинках и называть их.

Ввести в активный словарь слова обозначающие названия птиц.

    Картинки с изображением птиц:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

«Что делают птички»

Продолжать знакомить с птицами и их повадками.

    Развивать связанную речь.

    Упражнять в имитации движений птиц.

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Сюжетные картинки на которых изображены разные действия птиц.

«У кормушки»

Упражнять в умении отличать птиц по внешнему виду.

    Упражнять в названии знакомых птиц и умении отличать их друг от друга.

    Активизировать словарь по теме.

    Воспитывать заботливое отношение к птицам.

1. Картинки с изображением птиц или игрушки:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

п/и «Птички»

Продолжить знакомство с птицами и их повадками.

    Формировать умении действовать по команде взрослого.

    Упражнять в произношении звуков (имитации птичьих голосов)

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Эмблемы с изображением знакомых птиц.

    Усложнение: маска кошки.

Январь «СНЕГ, СНЕЖОК»

Формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Игрушка – Дед Мороз

    Снежный ком.

    Подносы.

    Формочки.

    Совочки.

«Снеговик в гостях у ребят»

Закрепить знания о свойствах снега: он лепится, в тёплых руках тает и превращается в воду.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Снеговик из снега.

    Формочки.

    Совочки.

    Подносы.

    Снег в тазу.

«Леденцы для Деда Мороза»

Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.

    Упражнять в названии основных цветов.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

    Прозрачные стаканчики (3шт.)

    Гуашь (красная, жёлтая).

    Вкладыши из под шоколадных конфет.

    Игрушка Дед Мороз.

«Волшебная сосулька»

Закрепление знаний о свойстве льда.

    Продолжить формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.

    Игрушка Дед Мороз.

    Сосульки.

    Подносы.

    Салфетки.

Февраль «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Развивать умение узнавать на картинках домашних животных и называть их.

    Развивать мелкую моторику.

    Воспитывать усидчивость, внимание.

    н/п игра «Зоологическое лото»

«Кто как кричит?»

Узнавать знакомых животных по звукоподражаниям.

    Упражнять в произношении звукоподражаний.

    Игрушки животные: собака, кошка, корова, курица и др.

    Ширма.

«Чей малыш?»

Закрепление знаний о животных и их детёнышах.

    Продолжить формировать обобщённое понятие «детёныши»

    Ввести в активный словарь слова обозначающие названия детёнышей.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки животные и их детёныши:

Собака – щенок

Кошка – котёнок

Корова – телёнок и др.

«Что перепутал художник?»

Закрепление знаний о домашних животных о месте их обитания.

    Закрепить умение узнавать и называть животных.

    Расширять знания о месте их обитания.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Панно «Деревня – лес»

    Домашние и дикие животные (картинки).

Март «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь. Радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

    Упражнять в прыжках из обруча в обруч.

    Упражнять в подпевании.

    Воспитывать любовь к животным.

    Игрушка заяц.

    Обручи (4шт.)

    Маска зайца.

«Помоги белке»

Побуждать к активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.

    Обогащать представления о животном – белке.

    Упражнять в умении действовать по сигналу.

    Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

    Игрушка белка.

    Грибы, шишки.

    Корзинки.

«Кто где живёт?»

Совершенствовать знания о животных и местах их обитания.

    Активизировать в речи слова обозначающие места обитания животных (нора, берлога…)

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать интерес к миру животных.

н/п игра «Кто где живёт?»

«Зоопарк»

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

    Закрепить знания о диких животных.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки - дикие животные.

    Строительный материал.

Апрель «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Развивать связанную речь.

Комнатные растения: фиалка, фикус.

п/и «1,2,3 к дереву беги»

Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду.

    Ввести в активный словарь слова (берёза, клён, ель).

    Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать любовь к родной природе.

    Деревья на участке д/с.

а) берёза

б) ель

в) клён.

«Какого растения не стало»

Упражнять детей в различении растений по внешнему виду.

    Закрепить знания о комнатных растениях.

    Развивать зрительную память.

    Воспитывать интерес к миру растений.

Комнатные растения 2 -3шт.

«Чудесный мешочек»

Упражнять в узнавании овощей (фруктов) по характерным признакам.

    Развивать умение узнавать овощи (фрукты) на ощупь.

    Упражнять в отгадывании загадок.

    Развивать тактильные ощущения.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи: морковь, лук, огурец.

Май «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»

Совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности.

Развивать связанную речь.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

  1. Мел.

«Цветы»

Вызвать желание беречь цветы, украшающие наш город.

    Активизировать словарь по теме.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы.

Игру проводить у клумбы.

«Стрекозы, бабочки, кузнечики»

Прививать желание не причинять вреда насекомым.

    Закрепить умение слушать не большой рассказ взрослого.

    Упражнять в прыжках, беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать желание радоваться красоте всего живущего на земле.

Наблюдения за насекомыми.

«Когда это бывает?»

Закрепление знаний о временах года, их характерных признаках.

    Развивать связанную речь.

    Развивать внимание, находчивость, выдержку.

    Воспитывать дружеские отношения.

н/ п игра «Времена года»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками