Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Библиотека
материалов
Соколова Ольга Владимировна
Старший воспитатель
СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»
Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе
Тема занятий
Цель наблюдений
Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1. Овощи, фрукты
2. Цветы на клумбе
3.Травушка - муравушка
4. Солнышко лучистое
Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.
Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
Беседа
Рассматривание овощей, фруктов
Чтение сказки "Спор овощей"
Дидактические игры:
"Что растёт на дереве, а что в земле",
" Чудесный мешочек",
" Угадай по запаху",
" Узнай по вкусу",
" Сбор урожая",
" Солнышко и туча"
Драматизация сказки " Репка"
Аппликация " Фрукты на тарелке"
Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"
Рассматривание луговых растений
Поделки из природно-бросового материала
Целевая прогулка в огород
Игровое упражнение " Солнечный зайчик"
Подвижная игра " Солнышко и дождик"
ОКТЯБРЬ
1.В гости к деревьям
2.Комнатные цветы в уголке природы
3. Дождик, лей, лей, лей!
Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.
Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.
Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.
Экскурсия по экологической тропинке
Наблюдения за деревьями
Беседа о деревьях
Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"
Дидактические игры:
"Найди по листу дерево",
"Посадим дерево",
" Найди то, о чём расскажу",
"Покажем мишке уголок природы",
"От какого растения листья?" (с использованием моделей)
Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко
Труд в природе: сбор осенних листьев
Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке
Чтение М. Пришвина " Листопад"
Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского
Подвижная игра " Солнышко и дождик"
Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"
Заучивание потешки " Радуга- дуга"
Закличка "Дождик, лей, лей, лей"
НОЯБРЬ
1.Золотая осень
2.Кто живёт в лесу
3. Ветер, ветер, ветерок
Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.
Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.
Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.
Загадывание загадок
Рассматривание картины " Золотая осень"
Беседа
Рисование " Листопад"
Рассматривание картин с изображением диких животных
Потешка "Идёт лисичка по мосту"
Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Драматизация р. н. с. "Теремок"
Сказка на фланелеграфе " Три медведя"
Чтение Е. Чарушина "Волчишко"
Зачем зайчику другая шубка?
Хороводная игра "Зайка беленький сидит"
Дидактические игры:
"Кто где живёт",
"Скажи ласково",
"Найди детёныша"
Аппликация " Колючий ёж"
Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"
Игры с султанчиками, бег с ленточками
ДЕКАБРЬ
1.Котенька-коток и его друзья
2..Зимний лес полон чудес
3.Водичка, водичка
Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.
Воспитывать любовь и заботу к животным.
Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.
Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"
Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")
Настольный театр " Волк и 7 козлят"
Рассматривание картины с изображением домашних животных
Сказка " Бычок - смоляной бочок"
Дидактические игры:
"Чьи детки?",
"Что даёт корова",
"Кто живёт на бабушкином дворе"
Путешествие в Зимний сказочный лес
Зачем зайчику другая шубка?
Лепка "Зайка беленький сидит"
Загадки
Рассматривание картины " Зайцы в лесу"
Потешка "Водичка, водичка."
Беседа "Для чего нужна вода?"
Опыт "Таяние снега, замерзание воды"
Изготовление цветных льдинок
Узнаем, какая вода
ЯНВАРЬ
Курочка - Ряба и её соседи
2.Пернатые друзья
3. Воздух вокруг нас
Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
Загадки о животных
Дидактические игры:
" На птичьем дворе",
"Чей детёныш",
"Кто как кричит",
" Назови ласково"
Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)
Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"
Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"
Песенка "Жили у бабуси:"
Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")
Аппликация "Жёлтый цыплёнок"
Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"
Игра-забава "Наседка и цыплята"
Подвижная игра "Воробышки и кот"
Наблюдения за птицами на участке
Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида
Рассматривание картины "Таня и голуби"
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
Дидактическая игра "Найди пару"
Игра "Голуби и воробьи"
Аппликация "Скворечник"
Опыт "Что в пакете?"
Игры с воздушным шаром и соломинкой
Надувание мыльных пузырей
ФЕВРАЛЬ
Где живёт золотая рыбка
2.Волшебница- зима
3.Снеговичок
4. Посадка лука
Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.
Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.
Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Беседа о рыбах
Наблюдения за рыбками
Рассматривание иллюстраций с рыбками
Игра "Хорошо- плохо"
Рисование "Рыбки в аквариуме"
Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"
Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"
Стих-е В. Берестов "Снегопад"
Рисование "Вот зима- кругом бело"
-"Уж ты ты, зимушка- зима"
Подвижная игра "Снежинки и ветер"
Наблюдения за погодой на участке
Рассматривание картины с зимним пейзажом
Беседа о зиме
Игра "Когда это бывает"
Опыт со снегом
Постройка снеговика на участке
Загадки о луке
Рассматривание луковицы
Опыт с луком
Наблюдение за ростом лука
Рассматривание появившихся зелёных пёрышков
Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми
Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой
МАРТ
1.Весна пришла
Я - человек
"Береги живое"
Какой песок, какая глина
Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.
Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.
Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.
Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"
А. Плещеев "Весна"
А, Майков "Ласточка примчалась"
Л. Толстой "Птица свила гнездо"
Чтение произведений о животных
Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)
Рисование "Сосульки длинные и короткие"
Дидактическая игра:
"Мир вокруг нас",
"Времена года"
Рассматривание книги "Моё тело", беседа
Дидактические игры:
"Валеология",
"Строение человека",
"Угадай на вкус",
"Запахи"
Игра "Кто я?"
Развлечение "Весёлые человечки играют"
Нарисуй свой портрет
-"Наши помощники"
Дидактическая игра "Хорошо- плохо"
-"Путешествие на полянку"
Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"
Наблюдение
Беседа
Игра "Убери мусор на поляне"
Опыт с песком и глиной
Рассматривание песка и глины
Выставка глиняных игрушек
Игры с песком
Лепка пирожков и печенья
Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"
АПРЕЛЬ
Экологическая тропинка
Насекомые -маленькие помощники
Посев семян гороха, лука в огород
Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.
Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.
Целевая прогулка по объектам экологической тропинки
Разучивание стихотворений о природе
Рассматривание картины "Весна"
Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".
Стих-е З. Александровой "Одуванчик"
Стих-е Е. Благининой "Яблонька"
Чтение потешки "Божья коровка", разучивание
Лепка "Червячки для цыплят"
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых
Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"
Отгадывание загадок
Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)
Загадки
Чтение художественной литературы
Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян
Зарисовки
МАЙ
1.Природа наш родной дом
2.Нужные вещи из ненужных вещей
3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины
Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.
Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины
Чтение притчи Л. Толстого
Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы
Экскурсия по участку д/с
Наблюдения
Дидактическая игра "Береги природу"
Рассматривание игрушек, предметов
Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала
Беседа
Дидактическая игра "Что из чего сделано"
Опыт с бумагой
Опыт с древесиной
Рассказ о бумаге и древесины
Рассматривание иллюстраций, предметов
Дидактическая игра "Найди и покажи"
Олеся Николаевна Рузманова
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в первой младшей группе на 2013–2014 учебный год
Сентябрь
Работа с детьми .
Занятие «Овощи, фрукты»
Цель : учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
Работа с родителями .
Совместная уборка листвы с участка группы
Цель : воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности .
Совместная прогулка по участку детского сада. Цель : оптимизация адаптационного периода, знакомство с объектами живой и неживой природы участка.
Работа с детьми .
Проект по теме «Что нам Осень подарила» .
Цель : познакомить детей с признаками осени; углубить знания о живой и неживой природе; пополнять словарный запас детей; развивать память, мелкую моторику рук; воспитывать творческую активность и познавательный интерес.
Работа с родителями .
Конкурс «Дары Осени»
Цель экологического образования .
Совместная прогулка «Поход в лес» . Цель : совместный сбор листьев и изготовление гербария; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого
Работа с детьми .
Занятие «Пернатые друзья»
Цель : познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь) . Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие , сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
Работа с родителями .
Экологическая газета на тему «Помогите птицам»
Цель : способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.
Работа с детьми .
Занятие «Поможем птицам зимой»
Цель : познакомить детей с зимующими птицами : воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе , заботливое отношение к пернатым друзьям.
Работа с родителями .
Совместная поход в детский Центр «Адонис» . Цель : познакомить детей и их родителей с обитателями живых уголков Центра : птицами; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Работа с детьми .
Проект по теме «Зима в гостях у деток»
Цель : обобщение знаний о временах года, зимних месяцах и зимних забавах; знакомство со свойствами снега; развитие логического мышления; формировать у воспитанников умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре погоды; воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость; развивать у детей элементарные экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
Работа с родителями .
Конкурс самоделок «Маленькой елочке холодно зимой»
Цель экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье »
Цель : показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте , раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Работа с детьми .
Проект по теме «Юные олимпийцы - 2014» по плану опытно – экспериментальной работы на тему : «Неделя здоровья» .
Цель : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно - гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о «здоровом образе жизни» .
Работа с родителями .
Совместное оформление информационного стенда на тему : «Растим детей здоровыми» .Цель : охраны здоровья детей;
Формирования основы культуры здоровья; активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах здоровьесберегющего образования.
Работа с детьми .
Экологический проект по теме «Зелёный лучок»
Цель : дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Занятие №1. «Мы посадим лук»
Работа с родителями .
Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»
Цель : активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования . Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Работа с детьми .
Занятие №2. «Зелёные пёрышки»
Работа с родителями .
Акции «День Плюшкина» (сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона) и «Лучший участок» (уборка и оформление участочков к теплому периоду года) . Цель : познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования .
Работа с детьми .
Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»
Цель : дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь) ; их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Игры-опыты с водой
Цель : показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.
Работа с родителями .
Папка - передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»
Цель : познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования .
Анкетирование на тему : «Экология – мы - дети »
Цель : повысить эколого -педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Наталья Русинова
Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы
Январь
С детьми:
Целевая прогулка «Снежный ком»
Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.
Игры-опыты с водой
Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.
С родителями:
Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»
Цель: показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте, раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Февраль
С детьми:
Занятие «Пернатые друзья»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"
С родителями:
Экологическая газета на тему «Помогите птицам»
Цель: способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.
Март
С детьми:
Занятие №1. «Мы посадим лук»
С родителями:
Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»
Апрель
С детьми:
Экологический проект по теме «Зелёный лучок»
Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
Занятие №2. «Зелёные пёрышки»
С родителями:
Акция «День Плюшкина». Сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона.
Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Май
С детьми:
Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»
Цель: дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»
Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Июнь
С детьми:
Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»
Цель: уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
С родителями:
Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»
Июль
С детьми:
Занятие «Солнышко лучистое»
Цель: формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце, воспитывать умение радоваться солнышку.
Консультация для родителей на тему «Сокровища леса»
Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Август
С детьми:
Экологическая игра «Зоопарк»
Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).
С родителями:
Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!»
(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)
Цель: повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена семейным опытом. Познакомиться с традициями семейного воспитания.
Сентябрь
С детьми:
Занятие «Овощи, фрукты»
Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.
С родителями:
Совместная уборка листвы с участка группы
Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.
Октябрь
С детьми:
Прогулка по участку детского сада «Листопад»
Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.
С родителями:
Совместный сбор листьев и изготовление гербария.
Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Ноябрь
С детьми:
Занятие «Природа наш родной дом»
Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
С родителями:
Конкурс «Самая красивая кормушка»
Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
Декабрь
С детьми:
Занятие «Поможем птицам зимой»
Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
С родителями:
Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»
Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.
Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы :
формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.
СЕНТЯБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Прогулка по участку детского сада. Листопад. | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. | Порхая в танце странном Под птичий гам и свист, Щенку свалился на нос Осенний яркий лист. Щенок чихнул, залаял И посмотрел наверх. Там листья целой стаей Вниз падали, как снег. Огромные снежинки Горели янтарём, Раскрасили тропинки, Шептались с октябрём. Щенок, играя с чудом, Был удивлен и рад. Вокруг ходили люди, Вздыхали: "Листопад". (Т.Нестерова) |
2 | Осмотр цветника детского сада. | Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужены корень и стебель для цветка. | Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. |
3 | Овощи. | Познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис, репа, баклажан). Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении овощей в жизни животных и человека. | Загадки и стихи о овощах. Е.Томилиной и др. |
4 | Фрукты. | Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека. | Загадки и стихи о фруктах. Е.Томилиной и др. |
ОКТЯБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Комнатные растения. | Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. | В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку. Я и все мои друзья. |
2 | Аквариум. | Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить. | Это мой аквариум, маленькие джунгли. Это рыбки плавают, алые, как угли! Черные как сажа! Даже серебристые! Золотые даже! (В.Орлов) |
3 | Хомячок - хороший друг. | Познакомить детей с хомячком. Формировать представления о том, что все живые существа нуждаются в определенном уходе, условиях жизни, которые создает человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением. | Хомячки бывают пушистые, Хомячки бывают ушастые. Хомячки очень шустро-быстрые И такие щекасто-глазастые. Хомячки умываются тщательно. Хомячки это так замечательно! |
4 | Покажем Мишке наш участок. | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах. | Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится. Целый день сегодня Все летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят (Т.Нищева) |
НОЯБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Водичка, водичка... | Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь! | Водичка-водичка, Умой Кирюшкино личико, Кирюшка кушал кашку, Испачкал он мордашку. Чтобы мальчик был Самым чистеньким всегда, Помоги, водичка, Умыть Кирюшкино личико. |
2 | Домашние животные (собака). Шерри - славная собачка. | Познакомить детей с внешним видом собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними. | Собака, вас лаская взглядом, Исполнит, что ни прикажи: «Сидеть!», «Лежать!», «Гуляй!», «Служи!» И вечно будет с вами рядом. |
3 | Комнатные растения («огонек», «Ванька – мокрый») | Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями. | Стоит мокрый Ванёк, А в кудрях – огонёк. (Бальзамин) |
4 | Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу? | Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу?); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Прокатился шум лесной - Под кустом притих косой. Уши длинные прижал, Долго эхо провожал. Далеко ещё зима, Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи... Знает маленький зверёк: Запасаться надо в срок. |
ДЕКАБРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Как живут лесные звери зимой? | Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям. | Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? |
2 | Попугай - веселый друг. | Познакомить детей с тем, что попугаи – живые существа. За попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела. Воспитывать желание ухаживать за птицами. | Попугайчик-верный друг! Это знают все вокруг! Он в обиду Вас не даст, Он не бросит, не предаст. |
3 | У меня живет котенок... | Продолжать знакомство с домашними животными.Учить делиться полученными впечатлениями. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Воспитывать доброе отношение к домашним питомцам. | Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине. Кот кататься не привык - Опрокинул грузовик. |
4 | Ели и сосны в лесу. | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | Деревья ещё перед зимой Расстались со своей листвой. А вот она всё зеленеет - Менять наряд свой не умеет. (Ель, сосна, пихта.) Даже елки мы вначале От сосны не отличали: Раз торчат иголочки, Значит, это елочки. А когда на ветку ели Мы получше поглядели, Оказалось, что она Не такая, как сосна. (А.Барто) |
ЯНВАРЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | В январе, в январе много снега во дворе... | Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. | Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело. Чем дорожки замело? (Снегом) Выпал снег чистейшей пробы, Из него везде … (Сугробы.)
|
2 | Поможем птицам зимой. | Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям. | Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом тут как тут! (Снегирь.) В серой шубке перовой (Воробей.)
|
3 | Морская свинка живет у нас. | Познакомить детей с морской свинкой, ее внешним видом, характерными особенностями (грызун – наземные животные, приспособлены к жизни в норе); с тем, чем питается морская свинка (травой, овощами). | У меня морская свинка На полу в тазу живет То морковку, то травинку Целый день она жуёт. Свинка желтая такая, Глазки-бусинки блестят Без неё в саду скучаю, Брать с собою не велят. Посмотреть хотела зубы, Открывала свинке рот Больше делать так не буду - У меня на пальце йод. Я совсем не обижаюсь, Но ответьте мне друзья, Почему она "морская"? Ведь купать её нельзя! |
ФЕВРАЛЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Мы посадим лук. | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | У меня есть друг, Он – от семи недуг! Это - вкусный и полезный, Желто - золотистый лук! |
2 | В гостях у бабушки. | Познакомить детей с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные,громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами. | Ищут зёрнышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца недалеко Раздаётся: КО-КО-КО! |
3 | Экскурсия по участку детского сада. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать). | Ах, мороз, ах, лиходей! Бедных птичек пожалей! В сером платье Воробей. Видно, что не богатей, Сроду нищий и ничей. Липнет к людям как репей. Не теряйся, Воробей! Бросят хлеб, хватай скорей. Не грусти, будь веселей, Скоро лето, Воробей! |
4 | Поможем Незнайке. | Расширять представления детей о комнатных растениях. Познакомить с бальзамином. Закреплять умение поливать растение из лейки. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду. | Трещит за окошком морозный денек. Стоит на окошке цветок-огонек. Малиновым цветом цветут лепестки. Как будто и вправду горят огоньки. |
МАРТ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Корова и коза. | Познакомить детей с домашними животными (коровой, козой), с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши.За домашними животными ухаживает человек. | Голодная мычит, Сытая жуёт, Всем ребятам Молоко даёт. (Е.Томилина) Бабушка козу доила - Молочком внучат поила. Колокольчиком звеня, Убежала от меня. Тает луг в вечерней тьме, Где искать её... МЕ-МЕ! |
2 | К деревьям в гости. | Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. | Шепчет солнышко Листочку: Не робей, голубчик! И берет его из почки За зеленый чубчик. (Г.Новицкая) |
3 | Дикие животные (белка). | Познакомить детей с белкой: с особенностями ее внешнего вида, повадками, чем питается (семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами). Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных. | Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Е.Томилина) |
4 | Неживая природа (знакомство с песком). | Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе. | Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, И это было скверно. |
АПРЕЛЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Наблюдение за рыбками. | Уточнить и закрепить представления о внешнем виде и повадках рыб (тело покрыто чешуей; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и на хвосте; глазами рыбки смотрят, куда плыть, где корм; живут в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не могут, в воде ныряют, плавают; рыбки живые - о них надо заботиться, кормить ее. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума. | Спиралью водоросли вьются, Виляя плавно плавником Меж них скалярии снуются, Улитка тяжко тащит дом. |
2 | В гости к весеннему солнышку. | Знакомить детей с временами года используя мнемотаблицы . Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года. | Будит ласково весна Всю природу ото сна. Засветило солнце ярче, Заглянуло в каждый дом. Даже дышится иначе – Аромат весны кругом! |
3 | Аспидистра или дружная семейка. | Продолжать знакомить детей с комнатными растениями; познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые); дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ). Воспитывать желание ухаживать за растениями в группе. | В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Аспидистра и герань, бальзамин, фиалка, традесканция и плющ, фуксия, толстянка. |
4 | День Земли (22 апреля) | Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. | Вот апрель почти закончен, День земли уж на носу. Мой стишок пусть будет точен - Я земле его несу. В этот праздник на планете Расцветает красота, И желаем все мы дети: Пусть же будет так всегда! |
МАЙ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной. | Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. | Из чащи леса вышел волк - Охотник знаменитый. И шум в лесу мгновенно смолк - Пусть зверь пройдет сердитый. (Наталья Томилина) и другие ее стихотворения о лесных обитателях |
2 | Огород на подоконнике. | Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями. | Говорит ему фасоль: Ты, горох, у нас - король. Мы, бобовые, гордимся, Что для разных каш годимся, Что плоды у нас в стручках, Как в волшебных сундучках. Но полезные белки Мы не прячем под замки. Те, кто с детства дружат с нами, Те растут богатырями. (Е.Томилина) |
3 | Наблюдение за дождем и радугой. | Учить устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи. Дождь нужен всему живому и растениям и животным. Без воды растения погибнут. Воспитывать умение радоваться дождю, любоваться радугой. | Загремел веселый гром… Дождь идет в лесу густом. Там сегодня банный день, Мойтесь все, кому не лень. (З.Александрова) |
4 | Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик | Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Одуванчик придорожный Был, как солнце золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Зелёная травка У дома растет, Зелёный кузнечик На травке живет. (Е.Серова) |
ИЮНЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Зоопарк (экологическая игра) | Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне). | Путешественник отважный, Он идёт пустыней важно. Не боится он жары, Два горба, как две горы. (Е.Томилина) Белый мишка на рыбалку Не спеша идёт, вразвалку. Чует старыйрыболов, Что богатый ждёт улов. |
2 | Шиповник и роза. | Познакомить детей с кустарником шиповником и розой (сравнить, выявить, чем похожи и чем отличаются друг от друга). Рассказать о целебных свойствах шиповника. Полюбоваться красотой цветков шиповника и розой. Воспитывать умение видеть прекрасное. | Роза и шиповник поселились рядом, Через подоконник обменялись взглядом. И сосед несмело протянул ей ветку, Робко, еле - еле помахал соседке... Роза улыбнулась, важность нахлобучив, Гордо отвернулась, выпустив колючки! |
3 | Ох, уж эти комары и мухи! | Рассказать детям о комарах. О их значении в живой природе (они являются пищей для многих животных). Мухи тоже имеют свое предназначение в природе. Воспитывать у детей сознание, что каждое насекомое приносит пользу. | Всю ночь зудел, зудел Комар: Я спать не мог, какой кошмар! Про этого зануду Стихов писать не буду! Назойливая Муха Кружа жужжит над ухом. Кружа жужжит над ухом Назойливая Муха. |
4 | Травы зеленые (подорожник). | Дать некоторые понятия о травах нашей страны (какие бывают, для чего нужны). Познакомить детей с подорожником. Рассмотреть его, выделить основные части. Рассказать о целебных свойствах подорожника. Воспитывать у детей экологичекое сознание. | Что за листик - подорожник? Странная трава! Что лечиться ею можно- Знает детвора! Ну и, кстати, подорожник Очень много где растёт. На полянке, в огороде, У дороги там и тут - Потому-то его люди Подорожником зовут! (Ю.Воронова) |
ИЮЛЬ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Гроза - это не страшно. | Объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. До того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли. | Туча тучу повстречала, Туча туче прокричала: "Прочь с дороги, уходи! Прочь с дороги, дай пройти!" Отвечала туча туче: "Ты меня не трогай лучше, Если тронешь, проучу И тебя поколочу!" Туча тучу лбом, лбом! А по небу гром, гром! Бились тучи целый час, Слезы сыпались из глаз. (В. Орлов) |
2 | Знакомство с растениями родного края. | Познакомить детей с первыми цветами (Иван-чай), с особенностями внешнего вида и строения. | Ничего я не знаю нежней иван-чая! Своего восхищенья ни с кем не делю. Он стоит, потихоньку головкой качая, Отдавая поклоны пчеле и шмелю. |
3 | Наблюдение за бабочками и пчелами. | Познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами), их внешним видом, образом жизни. Учить отличать бабочку от пчелы. Рассказать о пользе пчел, о красоте бабочек. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | Вот Бабочка-красавица, Но мне она не нравится. Где Бабочка опустится, Капуста там скапустится. Только вишня расцвела- Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу, Ищет мёд она: ЖУ-Жу! |
4 | Удачнинские ромашки. | Познакомить детей с ромашками, с особенностями их внешнего вида и строения. Рассказать о значении света (солнце), влаги (дождь) для цветов. Цветы - живые (растут). Вызвать радость от красоты цветов. | - Эй, ромашки, Дайте мне ответ: Вы откуда, Если не секрет? Не секрет, - Ответили ромашки, - Нас носило солнышко В кармашке! (Е.Серова) |
АВГУСТ
№ | Тема | Задачи | Художественное слово |
1 | Ягоды наши северные. | Познакомить детей с ягодами (голубика, брусника). Рассказать о том, как и где они растут. Какую пользу приносят людям и животным. Рассказать о правилах поведения в тайге: не шуметь, не сбивать ногами растения, не бросать мусор. Воспитывать начала экологической культуры. | Я - красная,душистая.Все знают: брусника в огороде не растет. Все лето витамины собирая, дарю потом их людям целый год. Листья с глянцем, Ягодка с румянцем, А сами листочки Не больше кочки. (Брусника) |
2 | Жуки и муравьи. | Знакомить детей с насекомыми. Учить детей различать жука и муравья, умению наблюдать за насекомыми не принося им вреда. Воспитывать доброжелательное отношение ко всякой букашке. | Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук; Вот как громко я жужжу! Весёлый жук. Он весел и счастлив От пят до макушки - Ему удалось Убежать от лягушки. |
3 | Маслята - желтые ребята. Маховики тоже наши грибы. | Продолжать знакомить детей с природой родного края. Учить узнавать грибы, отличать съедобные грибы от ядовитых. Рассказать о том, то в природе не бывает ничего лишнего, даже ядовитые грибы. Воспитывать любовь к родной природе, желание сохранять ее. | Моховик растет во мху седом, Подосиновик - в осиннике густом, Под березой - подберезовик на горке. Где растет лисичка? В лисьей норке? С есть на обед маслёнок манит нас прям в лесу за хвойным настом: Его ещё никто не жарит, а он уже помазан маслом! |
3 | Птицы на нашем участке. | Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки), с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру. | Когда кончается лето, И птицы стремятся на юг. Лишь воробей на это Не тратит своих минут. |
Перспективный план игр по экологическому воспитанию в 1-ой младшей группе.
Сентябрь «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»
Закрепление знаний освойствах сухого песка;
знакомство с качествами
предметов – размером, формой.
Формировать умение обследовать материал.
Развивать зрительно – слуховые связи, моторику рук, координацию движений.
Центр «Вода-песок»
Мелкие игрушки (шарики, кубики).
«Постройка домика для зайчика»
Закрепить представления о сухом и влажном песке. (сухой – сыпется, влажный – лепится).
Формировать представление о размере (большой – маленький)
Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Мелкие игрушки зайчики по количеству детей.
Центр «Вода-песок»
«Лисичка в гостях у ребят»
Закрепить умение определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.
Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
Игрушка – лисичка.
Крупные бусины по количеству детей.
Сита.
Лейка с водой.
Центр «Вода-песок»
«День рождение куклы Кати»
Упражнять в выкладывании форм из влажного песка.
Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.
Кукла.
Формочки.
Совки.
Центр «Вода-песок
Октябрь «ЗДРАСТВУЙ ОСЕНЬ»
1. Продолжать формировать понятия«большой», «маленький».
2. Развивать умение соотносить слова и
движения.
3. Упражнять в проговаривании слов, фраз за воспитателем.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
1. Кленовые листья.
«С какого дерева листок»
Развивать умение узнавать деревья по форме листа (клён, берёза).
Формировать умение соотносить форму листа с названием дерева.
Ввести в активный словарь слова – клён, берёза.
Воспитывать бережное отношение к миру растений.
Деревья на участке
а) клён
б) берёза
«Чудесный мешочек»
Упражнять в умении различать по внешнему виду овощи (фрукты), называть их.
Узнавать овощи (фрукты) в натуре и на картинках и называть их.
Понимать и использовать в речи обобщённые слова «овощи», «фрукты».
Развивать активный словарь.
Муляжи овощей (фруктов)
Картинки овощей (фруктов)
«Угадай на вкус»
Закрепить умение различать овощи (фрукты) по внешнему виду, на ощупь, на вкус.
(2-3 вида)
Закрепить умение узнавать овощи (фрукты) на вкус без опоры на зрительное восприятие.
Развивать общую моторику, тактильные ощущения.
Развивать активный словарь.
«Чудесный мешочек»
Овощи (фрукты)
Тарелка с кусочками овощей.
Шпажки.
Ноябрь «ВОДИЧКА - ВОДИЧКА»
1.Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.2 Развивать логическое мышление, память, внимание.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
1. комнатное растение с сухим комом земли.
2. лейка с водой
д/и «Кому нужна вода»
Закрепить знания детей о назначении воды в жизни человека, животных, птиц.
Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Карточки
«Кто живёт в воде?»
«Кто пьёт воду?»
«Что поливают водой?»
Игра – опыт «Тонет – плавает»
Познакомить со свойствами дерева и камней. Дерево лёгкое, оно плавает в воде. Камень тяжёлый – тонет.
Формировать умение действовать с природными материалами.
Центр «Вода – песок»
Деревянные игрушки.
Камушки.
Резиновый утёнок.
П/и «Ходят капельки по кругу»
Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Упражнять в ходьбе, беге взявшись за руки, двигаясь по кругу в хороводе.
Развивать фантазию, воображение.
Воспитывать желание играть со сверстниками.
Маска – тучка.
Музыка, напоминающая дождь.
Декабрь «У КОРМУШКИ»
Узнавать птиц на картинках и называть их.Ввести в активный словарь слова обозначающие названия птиц.
Картинки с изображением птиц:
а) воробей
б) голубь
в) ворона
«Что делают птички»
Продолжать знакомить с птицами и их повадками.
Развивать связанную речь.
Упражнять в имитации движений птиц.
Воспитывать интерес к миру птиц.
Сюжетные картинки на которых изображены разные действия птиц.
«У кормушки»
Упражнять в умении отличать птиц по внешнему виду.
Упражнять в названии знакомых птиц и умении отличать их друг от друга.
Активизировать словарь по теме.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
1. Картинки с изображением птиц или игрушки:
а) воробей
б) голубь
в) ворона
п/и «Птички»
Продолжить знакомство с птицами и их повадками.
Формировать умении действовать по команде взрослого.
Упражнять в произношении звуков (имитации птичьих голосов)
Воспитывать интерес к миру птиц.
Эмблемы с изображением знакомых птиц.
Усложнение: маска кошки.
Январь «СНЕГ, СНЕЖОК»
Формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Игрушка – Дед Мороз
Снежный ком.
Подносы.
Формочки.
Совочки.
«Снеговик в гостях у ребят»
Закрепить знания о свойствах снега: он лепится, в тёплых руках тает и превращается в воду.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Воспитывать положительное отношение к персонажу.
Снеговик из снега.
Формочки.
Совочки.
Подносы.
Снег в тазу.
«Леденцы для Деда Мороза»
Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.
Упражнять в названии основных цветов.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Прозрачные стаканчики (3шт.)
Гуашь (красная, жёлтая).
Вкладыши из под шоколадных конфет.
Игрушка Дед Мороз.
«Волшебная сосулька»
Закрепление знаний о свойстве льда.
Продолжить формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.
Игрушка Дед Мороз.
Сосульки.
Подносы.
Салфетки.
Февраль «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Развивать умение узнавать на картинках домашних животных и называть их.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать усидчивость, внимание.
н/п игра «Зоологическое лото»
«Кто как кричит?»
Узнавать знакомых животных по звукоподражаниям.
Упражнять в произношении звукоподражаний.
Игрушки животные: собака, кошка, корова, курица и др.
Ширма.
«Чей малыш?»
Закрепление знаний о животных и их детёнышах.
Продолжить формировать обобщённое понятие «детёныши»
Ввести в активный словарь слова обозначающие названия детёнышей.
Воспитывать интерес к миру животных.
Игрушки животные и их детёныши:
Собака – щенок
Кошка – котёнок
Корова – телёнок и др.
«Что перепутал художник?»
Закрепление знаний о домашних животных о месте их обитания.
Закрепить умение узнавать и называть животных.
Расширять знания о месте их обитания.
Воспитывать интерес к миру животных.
Панно «Деревня – лес»
Домашние и дикие животные (картинки).
Март «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь. Радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.Упражнять в прыжках из обруча в обруч.
Упражнять в подпевании.
Воспитывать любовь к животным.
Игрушка заяц.
Обручи (4шт.)
Маска зайца.
«Помоги белке»
Побуждать к активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.
Обогащать представления о животном – белке.
Упражнять в умении действовать по сигналу.
Воспитывать умение правильно вести себя в природе.
Игрушка белка.
Грибы, шишки.
Корзинки.
«Кто где живёт?»
Совершенствовать знания о животных и местах их обитания.
Активизировать в речи слова обозначающие места обитания животных (нора, берлога…)
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать интерес к миру животных.
н/п игра «Кто где живёт?»
«Зоопарк»
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Закрепить знания о диких животных.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать интерес к миру животных.
Игрушки - дикие животные.
Строительный материал.
Апрель «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»
Развивать связанную речь.
Комнатные растения: фиалка, фикус.
п/и «1,2,3 к дереву беги»
Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду.
Ввести в активный словарь слова (берёза, клён, ель).
Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.
Воспитывать любовь к родной природе.
Деревья на участке д/с.
а) берёза
б) ель
в) клён.
«Какого растения не стало»
Упражнять детей в различении растений по внешнему виду.
Закрепить знания о комнатных растениях.
Развивать зрительную память.
Воспитывать интерес к миру растений.
Комнатные растения 2 -3шт.
«Чудесный мешочек»
Упражнять в узнавании овощей (фруктов) по характерным признакам.
Развивать умение узнавать овощи (фрукты) на ощупь.
Упражнять в отгадывании загадок.
Развивать тактильные ощущения.
«Чудесный мешочек»
Овощи: морковь, лук, огурец.
Май «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»
Совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности.Развивать связанную речь.
Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.
Мел.
«Цветы»
Вызвать желание беречь цветы, украшающие наш город.
Активизировать словарь по теме.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы.
Игру проводить у клумбы.
«Стрекозы, бабочки, кузнечики»
Прививать желание не причинять вреда насекомым.
Закрепить умение слушать не большой рассказ взрослого.
Упражнять в прыжках, беге не наталкиваясь друг на друга.
Воспитывать желание радоваться красоте всего живущего на земле.
Наблюдения за насекомыми.
«Когда это бывает?»
Закрепление знаний о временах года, их характерных признаках.
Развивать связанную речь.
Развивать внимание, находчивость, выдержку.
Воспитывать дружеские отношения.
н/ п игра «Времена года»