После пасхи какой праздник. Когда праздновать католическую и православную пасху. Народные приметы и поверья, связанные с Пасхой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как определяется дата Пасхи?


Дату празднования Пасхи можно определить только, используя Пасхалию. Этот метод берет за свою основу дату Ветхозаветной Пасхи, когда была осуществлена самая последняя и жестокая египетская казнь. Следующее воскресенье за этим днем в солнечном календаре и является днем христианской Пасхи. Важно знать, что для того чтобы определить когда будет Пасха требуется использовать григорианский, юлианский или александрийский календарь.


В Пасхалии существует определенное правило, благодаря которому понимание определения даты Пасхи становится легче. Чтобы узнать, когда будет Пасха нужно знать когда будет весеннее равноденствие. Затем определить первое полнолуние после этого дня и найти ближайшее за полнолунием воскресение. Это число и будет праздником Великой Пасхи.


Полнолуние и равноденствие при определении даты Пасхи являются не астрономическими явлениями, а датами, вычисленными с помощью Метонова цикла.


Когда Пасха в 2017 году у православных?


Не стоит отчаиваться, если метод определения Пасхи непонятен. Даты уже давно были вычислены и сейчас можно без всяких затруднений узнать, когда будет Пасха в 2017 году у православных. Праздник Воскресения Христова в 2017 году отмечается 16 апреля. Неделя перед Пасхой называется Страстной и считается самой тяжелой во всем Великом посте.


Праздник Светлой Пасхи является пышным окончанием Великого поста, длительность которого 48 дней. Во время поста человек должен очищаться духовно, молиться, кушать только легкую растительную пищу и отказываться от дурных мыслей. А в день Светлой Пасхи обычно накрываются столы с различными мясными и праздничными блюдами. Традиционно на столе в день Пасхи должны присутствовать кулич, яйца и пасха. Хорошо если они были освящены в церкви во время ночного богослужения.


Католическая Пасха в 2017 году


Очень редко случается такое, что католическая и христианская Пасхи совпадают. И 2017 год стал именно таким. Католическая Пасха в 2017 году празднуется 16 апреля. Богослужения в церкви начинаются заранее с четверга. Подготовка к католической Пасхе схожа с православной. Люди готовят праздничные блюда, красят и украшают яйца. Чистота должна быть как в мыслях верующих, так и в доме. Люди приглашают друг друга отметить этот великий праздник.


Еврейская Пасха в 2017 году


В Иерусалиме праздник Пасхи считается одним из главных праздников. Иудеи верят, что именно в этот день, называемый Песах был спасен весь их народ. Праздник Пасхи у евреев отмечается масштабно с соблюдением всех традиций. Не зря же Иерусалим является центром для всех паломников, верующих в Бога. Еврейская Пасха в 2017 году отмечается всю неделю в апреле с 11 по 17 число.


Помимо накрытых столов, молитв и богослужений принято в этот день помогать малоимущим и угощать едой бедных.


Дату празднования христианской Пасхи высчитывают по солнечно-лунному календарю. Именно поэтому каждый год ее отмечают в разные числа. Однако праздник всегда приходится на воскресенье. Православная и католическая Пасха наступают в разные дни, так как их даты высчитывают по разным календарным системам. Но в этом году и католики и православные верующие будут встречать Пасху в один день - 16 апреля, сообщает сайт therussiantimes.com. Пacxa в 2017 гoду: иcтopия пpaздникa Пять тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху как праздник отела скота и сбора урожая. Позднее ее начали связывать с освобождением еврейского народа и выходом из египетского рабства. Пасха в переводе означает «избавление» и служит напоминанием о том, как Моисей вывел евреев из Египта и они обрели землю обетованную. Ветхозаветная иудейская Пасха празднуется перед новозаветной христианской. Дело в том, что Христа распяли в тот вечер, когда евреи по традиции закалывали к Пасхе ягненка. А воскрес Спаситель уже после наступления праздника. Отмечая христианскую или Новозаветную пасху, верующие радуются воскресению сына Божьего, победе добра над злом. Православные празднуют Пасху в воскресенье, как символ того, что именно в этот день воскрес Спаситель. Ha Pуcи Отмечать православную Пасху на Руси начали после крещения. В те времена празднование больше походило на языческие гуляния, так как в это же время славяне привыкли чествовать Царь-Девицу. Пacxa в 2017 гoду: нapoдныe тpaдиции Постепенно у православных славян родились новые ритуалы, поверья и обычаи. Многие из них связаны со Страстной неделей, которая предшествует Воскресению Христову. Так, в Чистый четверг было принято до восхода окунаться в прорубь или мыться с бане. В этот день причащались, прибирались в избе, белили печи, ремонтировали колодцы. На Севере и в Средней полосе России появилась традиция окуривать жилье и хлева ветвями можжевельника. По верованиям, данный ритуал должен был защитить людей и скот от болезней и сглаза. Также в Чистый четверг освящали соль, пекли куличи, пряники, готовили пасхальную бабу и кисель, привечая весну. Главными символами Пасхи являются раскрашенные яйца и куличи (они символизируют саму жизнь), пасхальные ручьи (вода) и Благодатный Огонь. В пасхальную ночь жители всех российский городов и сел собирались в церквях, чтобы послушать богослужение, освятить воду, яйца и куличи. Затем миряне шли домой, накрывали праздничный стол и могли, наконец, разговеться после строгого 48-дневного поста. По традиции, первым нужно было съесть яйцо и кулич. После это разрешалось приступить к другим блюдам. Еще одна российская традиция - битва яиц. Соперники брали раскрашенные пасхальные яйца и били их друг о друга. Побеждал тот, чье яйцо оставалось целым или давало меньше трещин. Taкжe нa Пасху было принято «христосоваться»: встретив знакомого верующие трижды его целовали и говори «Христос воскресе!» В ответ они всегда слышали «Воистину воскресе!» Пacxa в 2017 гoду: пoвepья и пpимeты С Пасхой связано множество примет, поверий и обрядов. Например, люди были уверены, что в этот праздничный день со звоном колоколов все бесы и черти проваливаются сквозь землю. И в то же время в церкви во время богослужения верующие надеялись увидеть колдуна с рожками и ведьму с хвостом. В Пасху позволялось попросить у Бога всего, что угодно: успехов в делах, хорошего урожая, доброго жениха и тому подобное. В пасхальную ночь, чтобы приманить счастье и благополучие, верующие брали воду из родника или колодца, приносили домой и окропляли избы и хлева. Причем проводить ритуал требовалось в полном молчании. Считалось, что если на Пасху съесть яйца, которые куры снесли в Страстной четверг, можно оградить себя от недугов. А чтобы защитить скот от падежа, нужно было закопать скорлупу в землю на пастбище. С давних времен сохранились такие пасхальные приметы: - ктo пepвый войдет в дом после цepкoвнoй cлужбы, тому вecь гoд будeт сопутствовать удача; - чтобы привлечь богатство и успех, нужно окунуть в вoду c ocвящeнным яйцoм зoлoтыe укpaшeния; - защитит маленького ребенка можно, прокатив пacxaльнoe яйцo по его личику; - на Пасху нельзя заниматься делами в доме, чтобы из него не упорхнуло счастье. В России Пасху любят отмечать даже не верующие люди. Ведь это светлый семейный праздник, посвященный, в первую очередь, весне, жизни, любви и прощении. Кроме того, Пасха - отличный повод собраться вместе с родными и близкими за одним столом. Фото с сайта therussiantimes.com

Пасха – известный христианский праздник. Согласно религиозным поверьям, чтобы этот день прошел хорошо, а его последствия принести счастье, нужно соблюдать все традиции при его праздновании. Это позволит получить хорошую урожайность земли и прожить в счастье и спокойствии весь следующий год.

История праздника

Это событие всегда считалось великим и по-настоящему светлым днем, символизирующим рождение новой жизни. Когда христианская религия только начала свой путь зарождения, разные народности занимались подготовкой и отмечанием по разным временам и календарям. Например, на Востоке у азиатов, этот праздник появлялся на 14-й день нисана. В традициях Западной церковной культуры праздник приходил в Великий день после прошедшего полнолуния, это всегда было воскресенье.

В 325 году прошел собор, он сопровождался несколькими новыми решениями: было признано празднование события с пасхалией. Такое правило действовало до окончания 16 века, пока не произошли кое-какие нарушения в плане религиозного единства восточных и западных христиан. Сегодня же РПЦ и церковь православных народов в других странах проводит выявление даты этого события по тому же принципу: праздник обязательно приходится на воскресный день и следует за еврейской Пасхой.

Пасха в 2017 году

Ежегодно отмечание события происходит в различные даты, неизменным остается тот факт, что это воскресный день. В этом году празднование великого праздника выпало на 16 апреля (то же воскресенье). По церковным традициям мероприятие продолжается на протяжении 40-дневного периода.

В течение этого времени верующие христиане соблюдают пасхальные традиции и обычаи и живут по религиозным устоям. В современном православии Пасха имеет особый статус, олицетворяя собой новую жизнь, полную счастья, плодородия и мира над головой.

Подготовка к празднику

Уже с середины недели перед праздником хорошие хозяйки начинали процесс подготовительных мероприятий – уборку дома и наведение уюта на собственной территории, готовку яств с целью их принесения на праздничный стол, духовное очищение в канун великого события.

От наших предков современным религиозным людям досталось особое наследие, связанное с празднованиями. Оно касается подготовки к празднику и соблюдения всех его обрядов и традиций.

Чистый четверг

Одним из значимых дней перед Пасхой является Чистый четверг. Действия христиан направлены на наведение полной чистоты: в домах и на участках проводится уборка, мытье всех поверхностей, купание. Христиане исповедаются и принимают причастие, некоторые из них просто ходят в церковь – поставить свечу и прочитать несколько молитв. После посещения храма начинаются кропотливые приготовления убранства к встрече Пасхи. В это время проводится уборка, которая делается с особой тщательностью и щепетильностью.

В этот же день всегда устраивалась большая стирка, чистка половиков: на Руси всегда было убеждение, что если провести хорошую уборку, в качестве вознаграждения можно получить не только физическую чистоту, но и духовное очищение, сохранив его в течение всего года. По обычаям наших предков после этого дня хозяйка принималась за другие дела, оставив подметание пола и уборку жилища в прошлом. Следующим подготовительным этапом была готовка. Она включала в себя приготовление пасхальных куличей из специальной опары, которая была приготовлена ранее, творожников и прочих праздничных яств.

Вечер Чистого четверга

Одним из неотъемлемых атрибутов празднования торжества выступает пасхальный кулич, олицетворяющий Воскрешение. Приготовление их начинается в четверг, а в субботу происходит освящение. Хозяюшки делают и творожные блюда, символизирующие сам праздник. Крашение яиц происходит в связи с особым чудом. Эти блюда подразумевают духовную чистоту и богатство. Производится крашение яиц, это символизировало зарождение новой жизни.

Страстная пятница

Это следующий день подготовительных мероприятий к Пасхе, в его время продолжалось приготовление блюд и раздача еды беднякам. Верующие люди сами очищались посредством отказа от приема еды до момента вынесения Святой Плащаницы. Именно она выступает в качестве основного символа искупления. Легенда Евангельского происхождения гласит, что Христос, который воскрес, часто заходил к своим ученикам во время их обеда.

Поскольку ни один ученик не был осведомлен заблаговременно о времени прибытия учителя, во избежание непредвиденных ситуаций хлеб оставлялся на столе. После этого хлеб (по-гречески это понятие означало «артос») оставляли не только на столе, но и на территории православных храмов. Дом и семья представляют собой малую церковь, на пасхальный праздник верующие люди стали выпекать хлеб, символизировавший восставшего из мертвых Христа. Российские жители стали звать этот хлеб куличом.

Великая суббота

Следующим днем подготовки стал день Великой субботы – в это время освещаются куличи, готовится пища для праздничного стола. В церковных заведениях совершается Литургия. В процессе этой службы священники облачались в белые одежды, хотя обычно носили все черное. Особенностью дня является то, что именно в него верующие христиане стремились прийти к завершению бытовых дел, в знак согласия с этим правилом они должны были явиться на службу, где и происходила их встреча великого праздника. Пасха, встреченная таким образом, гарантировала чистоту и духовное богатство.

Пасха 2017: обычаи

Служба начиналась в ночной период времени, и процесс представлял собой ликование довольных христиан, их очищение и жизнь. Молитва воспевается под гимн. Христиане приходили в церковное заведение и стартовали в своем крестном ходе, воспевая стихиры, радуясь новой жизни. После этого происходил их возврат в храм, начиналось гуляние в традиционном его понимании. Главной репликой дня является фраза «Христос воскрес». Ответной всегда была фраза «Воистину».

Во всех храмах при наступлении Великой Пасхи проходят молитвы, которые начинаются одинаковыми словами. После традиционно занимаются угощением освященными яйцами, окрашенными в разные цвета, поедают куличи в храме или по приходу домой. Обычно первым продуктом, который необходимо съесть, выступает освещенное яйцо. На Пасху дети всегда устраивали «бои яйцами» и катали их. Окрашивание яиц происходило по тем соображениям, что яйца олицетворяли новую жизнь, новый природный цикл, зарождение новых культур.

Великий праздник отмечается в течение 40 дней. Это связано с тем, что именно такое количество времени уже воскресший Иисус провел с апостолами. После Пасхи, спустя неделю, устраиваются особые празднования, связанные с днем Светлой седмицы, в это время проходят торжества в честь богослужения, люди совершают крестные походы, орошаются освещенной водой, гуляют. Всю неделю гуляний люди отдыхали, занимаясь лишь встречей гостей и даря подарки.

Народные приметы

Нельзя разговаривать на повышенных тонах и ссориться. Существовало множество других поверий, связанных со взаимным влиянием погоды в Пасху и последующей судьбы урожая: на какой скорости бежит хозяин с Пасхой в дом, так и будет произрастать его урожай;

Согласно приметам, наши славянские предки могли рассчитывать на получение информации о том, насколько удачливым будет будущий год:

- льет дождь и не сопровождается ударами молнии и громом, весна обещает быть дождливой;
- в день Пасхи пасмурно, значит, все лето будет таким, а также оно будет холодным;
- в Пасху ударили морозы, ближайший год обещает принести неплохой урожай;
- при холодной погоде с плюсовой температурой можно говорить о сухом лете;
- если к Пасхе сошел весь снег – год будет урожайным;
- в случае ясной погоды в ближайший после пасхального празднования вторник, все лето будет с дождями;
- обязательно учитывается и ночь на Пасху: если небо ясное и звездное, в ближайшее время придут заморозки.

Если принимать во внимание славянские поверья, перед Великим днем или после него происходит возврат на землю наших предков из другого мира. Это поверье имеет тесную взаимную связь с представлением о так называемой «Пасхе мертвых». В канун праздника Господом открывается дорога в рай или в ад, а затем происходит выпускание душ с целью посещения ими своих домов и отмечания праздника.

После того как пройдет утренняя служба непосредственно в день Пасхи верующие христиане отправляются на кладбище к усопшим, они зарывают яйцо в могилу. На Светлой неделе происходит поминовение усопших, но это противоречит христианским канонам, поэтому данное явление выступает в качестве народного поверья. У русских людей была примета, что в этот день происходит открытие неба, и души как бы обращаются к живым людям и посещают их.

Дни Пасхи: следующие года

В 2017 году праздник отмечается 16 апреля, в последующие года календарь празднования Великого Светлого дня выглядит так:

● в 2018 праздник придет 8 апреля, будут учитываться и соблюдаться те же традиции и обычаи, что и в этом году;

● в 2019 году Пасха будет праздноваться 28 апреля, поздний приход связан с днем равноденствия;

Пасха у современных христиан празднуется по древним обычаям и традициям с соблюдением примет и поверий. Недаром существует народное убеждение, что как Пасха придет, так и весь год пройдет.

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Светлая Пасха — это христианский праздник, который приурочен к Воскресению Христову. Этот праздник считается одним из самых древних и важных для церкви. Празднование Пасхи — величайшее и радостное событие для всех людей, как католиков, так и православных. Он знаменует собой любовь к жизни, победу над смертью и надежду на вечное существование.

В этот праздничный день церковь ликует, широко растворяет свои врата, впуская всех желающих посвятить пасхальные куличи, яйца и прочие яства, принесенные в корзинке.

Когда празднуется Пасха?

Христианская Пасха празднуется постоянно в воскресенье, только даты меняются. Точную дату высчитать самому довольно тяжело, ведь она формируется согласно солнечно-лунному календарю. Православная и католическая Пасха наступает в разное время, потому что используются разные календарные системы.

Православная Пасха 2017: дата, традиции, приметы

В 2017 году православная пасха приходится на 16 апреля . Этот праздник имеет свои традиции, которые устанавливались постепенно на протяжении многих веков. Так как Пасха ярчайший признак всего живого и обновленного, то главными символами этого дня считаются Жизнь (куличи и раскрашенные яйца), Вода (пасхальные ручьи) и Благодатный Огонь . Во всех городах и селах в пасхальную ночь люди шли в церковь, слушали богослужение, святили воду и пасхальную корзинку с продуктами.

После службы в церкви принято прийти домой, накрывать стол и разговеться. Особенно ждут этого дня люди, которые держали строгий 48-дневный пост. В первую очередь нужно отведать яйцо, после него пасхальный кулич. Как только такой ритуал будет выполнен, можно приступать к другим угощениям.

Самая любимая пасхальная забава — битва яиц. Для нее нужно взять украшенное или разрисованное яйцо и ударить любым боком яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо останется целым.

Также на праздник Пасхи принято христосоваться. Молодые и старые, дети и взрослые, мужчины и женщины при встрече должны трижды поцеловать знакомого и сказать “Христос Воскресе!”, а в ответ услышат “Воистину Воскресе!”.

Существует несколько пасхальных примет и обрядов, которые пришли к нам еще с давних времен:

  1. Для того, кто первым придет домой после церковной службы, весь год будет удачлив.
  2. Окунув в воду с освященным яйцом золотые украшения, можно привлечь богатство и успех.
  3. Пасхальное яйцо прокатить по личику детей — защитить их от сглаза.
  4. Чтобы уберечь счастье в доме, на Пасху нельзя заниматься никакими домашними делами.

Чтобы почувствовать волшебство и значимость православной Пасхи, не обязательно быть глубоко верующим человеком. Ведь этот праздник, в первую очередь, обо всем дорогом и главном, что есть у людей: о добре, о любви, о детях, о прощении. А еще это замечательная традиция, проведать всех своих родных, собраться всем вместе за большим столом и просто наслаждаться жизнью

Католическая Пасха 2017: дата, традиции, обряды

2017 год — это один из немногих случаев, когда католическая и православная пасха празднуются в один день. Обычно разница между датами составляет несколько недель. Но в этом году, все католики отпразднуют день Христова Воскресения 16 апреля .

Символом пасхального праздника являются крашеные яйца. В разных странах их разрисовывают согласно своим обычаям и предпочтениям. Например, западноевропейские католики окрашивают яйца в красный цвет без всяких дополнительных наклеек и рисунков. А в Центральной Европе принято расписывать пасхальные яйца красивым орнаментом, узорами и разноцветными цветами.

Еще одним символом католической Пасхи является заяц, который, согласно древнему поверью, ходит по домам и раскладывает различные угощения в пасхальную корзинку. Пасхальный заяц — популярное существо среди всех католиков. Его печатают на открытках, делают шоколадные конфеты в виде зайца, выпекают. Пользуются популярностью сувениры в виде кроликов, которые делают из глины, ткани, пластика и прочих материалов.

Римско-католическая церковь проводит главное богослужение года с Великого четверга и до Великого Воскресения. Именно в этот период принято вспоминать все муки, которые перенес Христос, его смерть и его воскрешение.

Как только наступает вечер Великой субботы, католические храмы осуществляют Навечерие Пасхи. Началом этого действия является Литургия Света. Неподалеку от Храма разгорается костер, от которого священник берет искру и зажигает большую пасхальную свечу. С этой свечой церковник входит в темный храм, произносит древний гимн, знаменующий воскрешение Христа. Именно от зажженного Пасхала католики зажигают свои свечи.

После этого действия начинается следующее — Литургия Слова, а затем Литургия Крещения. В католической церкви взрослых людей принято крестить непосредственно в ночь перед праздником. Верующие считают это почетным обрядом, который делает их судьбу более счастливой.

Как только крещение заканчивается, начинается Евхаристическая Литургия, а по окончанию службы произносится “Христос воскрес”. Люди, находящиеся в храме должны ответить “Воистину воскрес”. После чего они идут крестным ходом вокруг храма.

Неотъемлемой традицией католической Пасхи является семейный обед. На столе у католиков всегда лежат самые вкусные угощения: сладости, выпечка, мясные блюда. Сам же стол украшают пасхальным декором.

Чего нельзя делать на Пасху

Пасха — это чистый праздник, во время которого человек очищает душой и телом. В этот великий день нельзя заниматься хозяйством или ходить на работу. Исключения, конечно, бывают — уход за больными людьми и детьми. Также в день Пасхи нельзя посещать кладбищенские угодья. Для таких моментов существует особый день, который идет сразу после того, как заканчиваются гуляния на Пасху. Так, как день Святого Воскресения считается радостным днем, запрещено проводить панихиды по усопшим.

В предпасхальные и пасхальные дни церковь не проводит венчания, мотивируя это тем, что праздник придуман не для физических утех, а для полного духовного и морального очищения, тем самым происходит возрождение человеческой души.

Видео-рецепт замечательного кулича

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго