Притча иисуса христа о блудном сыне. Притча о блудном сыне

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Притчу о блудном сыне рассказывает Иисус Христос своим ученикам. Она приведена в пятнадцатой главе Евангелия от Луки. Сюжет притчи используется во многих произведениях мирового искусства.

Ниже будет рассказано краткое содержание притчи о блудном сыне. Она является наиболее популярной у христиан, независимо от их конфессии, так как учит прощению.

Библейская притча о блудном сыне: краткое содержание

У отца было двое сыновей. Один взял свою часть имущества и вдалеке от семьи промотал все. Когда подступила нужда, он голодал и решил вернуться к отцу, чтобы стать у него наемником, так как чувствовал свою вину. Но его отец был счастлив, что сын вернулся невредимым, и устроил пир по этому поводу. Старший брат был недоволен, что отец так хорошо принял беспутного младшего. Но отец сказал, что ничем не ущемляет его, ведь он всегда был рядом в довольстве и владеет всем вместе с отцом; младший же сын был как мертвый неизвестно где, и теперь нужно радоваться его возвращению.

Сюжет притчи, подробный пересказ

Один человек имел двух сыновей. Младший попросил отдать ему причитающееся наследство, и отец уступил сыну, поделив имущество между братьями. Спустя некоторое время младший взял своё и ушёл в далекую страну, где кутил и распутствовал.

Потратив всё, что имел, он стал бедствовать. Нанялся он в услужение, стал пасти свиней. И рад был бы он поесть хотя бы то, что ели свиньи, но не давали ему. И тут он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться уже недостоин.

И направился к отцу. А отец увидел его ещё издали и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал. Младший сын сказал: "Отец, на мне грех перед небом и тобой, и сыном тебе я уже быть недостоин". А отец приказал рабам принести ему самую хорошую одежду, обувь и перстень на руку и заколать упитанного теленка, чтобы есть и праздновать. Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся. И стали все веселиться.

Старший сын тем временем был в поле, когда вернулся, услышал из дома песни и ликующие возгласы. Позвав слугу, он спросил, что случилось. Ответили ему, что вернулся брат и отец от радости, что сын невредим, заколол целого теленка. Старший сын осерчал и не захотел войти к празднующим, а отец вышел, чтобы его позвать. Но старший сын сказал: "Столько лет я с тобой, работаю, всегда слушаюсь тебя, но ты даже козла мне не давал, чтобы попировать с друзьями; а этот сын, прокутивший всё твоё имущество с распутницами, вернулся, и ты сразу для него заколол упитанного телка". Отец же ответил на это: "Сын, ты всегда был рядом и все моё принадлежит тебе, а радоваться нужно оттого, что младший твой брат был мертвым и стал живым, был пропавшим без вести и нашелся".

Притча о блудном сыне: в чем смысл?

Человек, знакомый с христианством, верящий в Бога, который Отец всему живому, может отойти от веры, соблазнившись земными развлечениями и суетой. Взять своё имущество и уйти в далекую страну - отойти далеко от Бога, потерять с ним всякую связь. Какой-то запас благодати и духовной силы у него будет, как были деньги поначалу у блудного (или заблудшего) младшего сына. Но с течением времени силы иссякнут, на душе станет пусто и тоскливо. Придет голод, как пришел он к младшему сыну, только не физический, а духовный. Ведь люди, по христианскому учению, созданы Богом для общения и единения с Ним и друг с другом.

И если человек тогда, отчаявшись, вспомнит о своём Отце Небесном, то захочет вернуться. Но будет чувствовать раскаяние и недостоинство быть Сыном Божиим, как и младший сын в притче чувствовал, что недостоин называться сыном. Тогда мы возвращаемся к Богу с покаянием, умоляя его помочь, утешить нашу опустошенную душу, наполнить её светом веры хоть немного - уже не в качестве детей Божиих, а хотя бы как его наёмники (не зря в православных молитвах говорится «рабы Божии»).

Но Бог есть Любовь, как сказано в Евангелии от Иоанна. И Он в своей любви не гневается на нас и не вспоминает наших согрешений - ведь мы вспомнили о Нём, возжелали Его добра, вернулись к Нему. Поэтому Он радуется нашему прозрению и возвращению к истине. Мы были мертвы во грехе, но ожили. И покаявшимся, вернувшимся к вере людям Господь даёт многое, часто счастливо устраивая судьбы, и всегда посылая в измученные души спокойствие и благодать. Также как отец в притче дал вернувшемуся сыну всё лучшее, что имел.

Образ старшего брата здесь - люди, которые формально не отходили от веры, не совершали тяжелых грехов, но забыли главную заповедь - о любви. Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почет? Так бывает и у верующих, которые осуждают «грешников» и могут в церкви обсуждать чужие наряды, неподходящие к случаю, или неверное поведение. И забывают при этом, что если человек пришёл в церковь, обратился к вере - нужно радоваться за него, ведь все люди - наши братья и сестры, также сотворенные Господом, который бесконечно рад их возвращению из тьмы.

Ещё один смысл притчи

Притчу о блудном сыне, краткое содержание в особенности, можно рассматривать и более прямолинейно. Она применима не только по отношению Бога к людям, но и по отношению любящих друг к другу. Можно сказать, что это притча о любви.

Любой близкий человек может нас покинуть - муж или жена, ребенок, друг, даже родители порой бросают детей. Но если сердце у нас чистое и в душе есть любовь, то мы станем подобны отцу из притчи и сможем простить предательство. И тогда, встречая беспутного сына, изменившего мужа, пропадавшего отца, забывшего про нас друга, даже в голову не придёт обвинять их или слушать недобрых людей, не понимающих христианского всепрощения - нам достаточно будет того, что они рядом, нашлись, вернулись, живые.

К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает грешников и ест с ними".

На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в которых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них:

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Возвращение блудного сына

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.

Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"...

А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "что это такое?"

Слуга сказал ему: "брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым".

Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.

Но он отвечал отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка".

Отец же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".


В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Первое, в чем я почти уверен, так это в ошибочном наименовании этой притчи. Ее надо было бы назвать не «Притчей о блудном сыне», а «Притчей о Милосердном Отце». Отце, у которого было два сына. И тот, и другой оказались за порогом Отчего дома. Один вернулся, а второй? О его судьбе мы так никогда и не узнаем. Давайте рассмотрим трех персонажей этой притчи по порядку.

Блудный сын – первый действующий герой рассказа, который Ф.М. Достоевский назвал «Евангелием в Евангелии». Нам он больше всего знаком потому, что только о нем почему-то и говорят на проповедях. Этот сын, оскорбив Отца, забрав свою долю имения, ушел из родного дома.

Если кто-то думает, что этот Дом на Небе, он глубоко ошибается. Этот Дом – центральное место нашей души, в котором мы можем слышать голос Божий. Если Он в нас звучит, то в сердце не будет места страху. Любовь Отца сильнее смерти, и «εἰρήνη» – (мир Божий) живет в нас свежим ветром и ласковым светом. Но когда человек уходит из «εἰρήνη» безусловной любви Отца к «κόσμος» условной любви мира, то первое, что он начинает делать – платить за его коммунальные услуги наследием, данным нам от Отца.

Все таланты, вся творческая потенция души тратится на то, чтобы «κόσμος» нас любил. Человек заражается вирусом игромании. Он снова и снова пытается поймать «синюю птицу счастья», проигрывая все то, что получит от Отца. Иногда «κόσμος» ему подыгрывает. Это разжигает азарт, и снова крутится рулетка, а в сердце горит страсть – надежа поймать волну, взять верх, достичь вершины. В конце концов, этот пловец по житейскому морю будет выкинут на берег голым, обессиленным и проигравшим. Лишь немногие, поняв, что потеряли свой Истинный Дом, пытаются в него возвратиться, возвратиться туда, где Отец давно их ждет, открыв свои объятия.

Старший сын, узнав от слуги радостную весть о возращении брата, обиделся и разозлился на Отца. А как же иначе? Ведь он и только он заслуживает милость Отца, его любовь и признание. Самодовольство, зависть и неудовлетворенность тем, что он не получает заслуженное, заставили его сказать очень жесткие и обидные слова Отцу, который оставил возвратившегося младшего сына и пришел пригласить старшего сына в дом. Как много в нас себялюбия, саможаления, недовольства и ропота этого старшего сына.

Мы видим, что Отец любит старшего сына не меньше, чем младшего. На колкие, обидные слова, Он отвечает с любовью: «Сын мой (правильнее было бы перевести «дитя»), ты всегда со мною, и все мое – твое». Ничто не может яснее свидетельствовать об отцовской любви. Эта любовь, безмерная и беспредельная, в равной степени принадлежит обоим сыновьям.

Отец не сравнивает своих детей. Он любит их всей силой своего сердца. Его любовь проявляется по-разному, согласно жизненному пути, пройденному каждым. Он старается соотнести свои действия с личными особенностями каждого из них. Отец устраивает веселый пир по поводу возвращения своего младшего сына, а приход старшего побуждает его выйти из дома и пригласить его на торжество.

«В доме Отца Моего обителей много», – говорит Иисус Христос (Ин. 14, 2). Для каждого чада у Господа есть своя обитель, и все они в Боге. Но для того, чтобы это понять, нужно отказаться от всякого сравнения, соперничества, соревнования и полностью подчиниться любви Бога.

Отец призывает нас возвратиться домой, приобщиться к свету и узнать, что только в Нем, в Господе, люди обретают подлинную любовь. Только там мы можем увидеть в ближнем брата, который так же, как и мы, принадлежит Богу. За пределами Божественной Обители царят соперничество и вражда, которой охвачены братья и сестры, мужья и жены, друзья и возлюбленные. Каждого из них мучат зависть, обиды, подозрения, злость и ненависть к другому.

Мир, в котором мы живем, основан на градациях и ранжировании. Мы все время себя сравниваем с другими, чтобы определить свое место среди них. А вот Бог нас не сравнивает ни с кем. Мы для него единственны и неповторимы.

Отец – самый потрясающий персонаж этой притчи. Прочитав Притчу о хозяине виноградника (Мф. 20, 1-16), я не раз задавал вопрос слушателям: почему хозяин виноградника не оплатил вначале труд тех, кто пришел первыми, и, отпустив их с миром, не явил свою щедрость всем остальным? Почему он спровоцировал их на ропот, демонстративно заплатив одинаковую сумму и тем, кто пришел в первый час, и тем, кто пришел в последний?

«Необходимо полное преображение для того, чтобы принять подобный способ мышления. Но именно так мыслит Бог. Он любит людей, как собственных детей, счастливых от сознания того, что все любимы одинаково, независимо от заслуг»

И ни разу я так и не получил надлежащего ответа на эти вопросы. Потому что мы (увы!) смотрим на эту притчу глазами старшего сына. А Хозяин виноградника хотел тем, кто работал с первого часа и до последнего, дать двойную награду – свою плату за работу и возможность порадоваться за тех, кто получил столько же, несмотря на то, что пришли позже. Необходимо полное преображение для того, чтобы принять подобный способ мышления. Но именно так мыслит Бог. Он любит людей, как собственных детей, счастливых от сознания того, что все любимы одинаково, независимо от заслуг.

Не раз призыв к этому сорадованию звучит в евангельских строках: «Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу» (Лк. 15, 6). «Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму», «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил» (Лк. 15, 23-24).

Бог призывает нас не только к тому, чтобы стать подобными блудному сыну в покаянии, но и к тому, чтобы стать подобными Отцу в любви.

«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят… Но вы любите врагов ваших… и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 32-36). Вот основное послание Евангелия – милосердное отцовство.

Печаль – путь к такому милосердию. Она рождается в сердце, которому открылись грехи мира; печаль – это скорбная плата за свободу, без которой нет любви. Эта печаль глубока не только потому, что безмерны грехи человеческие, но и потому, что Божественная Любовь безгранична. Из этой печали рождается молитва. Чтобы стать подобным Отцу, чья единственная власть – власть милосердия, мы должны пролить море слез и подготовить свое сердце, чтобы принять и простить каждого, каким бы ни был его путь.

Плач о грехах мира позволяет нам видеть и осознавать, через какие неисчислимые страдания проходит человечество, утратив свое предназначение. Этот плач открывает нашему сердцу подлинное единство с нашими собратьями по роду человеческому.

Спаситель в своих рассуждениях о мире говорит о войнах и революциях, землетрясениях и буйствах стихии, о голоде и болезнях, о гонениях и тюрьмах, о ненависти, предательстве и массовых убийствах. Нет и намека на то, что мир когда-либо освободится от этих грозных признаков завладевшей им тьмы. Но тем не менее, во всем этом можно найти Божественную радость. Ее источник есть причастность к Дому Отца, любовь Которого сильнее смерти. Лишь Он дарует нам, принадлежащим Царству радости, силы для жизни в этом мире.

В этом тайна радости святых. Эту радость можно увидеть на лицах многих простых людей, которые, несмотря на свою бедность, страдания, трудности экономической и социальной жизни, слышат звуки музыки, доносящиеся из дома их Отца. Радость святых – это отражение любви Отца в их сердцах.

Вконтакте

познакомиться с содержанием притчи о блудном сыне

Задачи:

  • познакомиться с евангельской притчей о блудном сыне и ее толкованием
  • познакомиться с добродетелью покаяния
  • понять назначение Таинства Покаяния
  • уметь подготовиться к Таинству Покаяния

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 43 «Притча о блудном сыне».

Дополнительная литература:

  1. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Притча о блудном сыне».

Ключевые понятия:

  • Покаяние

Словарь урока:

  • Своеволие
  • Прощение
  • Зависть

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

(Лк. 15:11-32)

1) Покаяние

Мы все часто грешим, и, согрешив, сами знаем, что поступили нехорошо. Но чувствовать, что мы поступили нехорошо, еще недостаточно – нужно в своем грехе покаяться , то есть попросить прощения у Бога и у тех, кого мы обидели, и стараться больше таких грехов не повторять.

Вот какую притчу о покаянии рассказал нам Иисус Христос.

Было у одного богатого человека два сына. Младший из них попросил отца выдать часть имущества, которая ему осталась бы по наследству. Отец исполнил его просьбу, и сын ушел в далекую страну, где очень быстро растратил свое имущество на дурные, грешные удовольствия. Когда же у него ничего не осталось, в той стране, настал голод и нужда, и он нанялся пасти свиней у одного из жителей. Голод был так силен, что ему приходилось, когда это удавалось, брать себе для еды корм свиней. Наконец, стал он думать:

- У моего отца сколько слуг и они всегда сыты, а я здесь умираю от голода. Пойду к нему и скажу: Отец мой, я согрешил перед небесным Отцем и перед тобой; я недостоин называться сыном твоим: прими меня к себе в работники.

И грешный сын пошел к отцу. Когда он был еще далеко, отец увидел его, пожалел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын сказал:

Отец, я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим. – А отец сказал рабам своим:

Принесите лучшую одежду, оденьте его и дайте кольцо на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка. Станем есть и веселиться, потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

В это время старший сын возвращался с поля, где он работал, и услыхал звуки музыки и пения. Он спросил у слуг, что это значит, и ему рассказали о возвращении его брата и о радости отца. Вместо того, чтобы самому обрадоваться, старший сын рассердился и не хотел войти. Отец стал звать его, но сын упрекал отца в несправедливости к себе:

Я столько времени с тобой, служу тебе, всегда слушаюсь тебя, и ты никогда не дал мне и козленка, чтобы я повеселился с моими друзьями, а ради этого твоего сына, который растратил имущество, полученное от тебя, ты устроил пир и для него зарезали откормленного теленка.

Отец ответил старшему сыну:

Ты всегда со мной и все мое – твое. Надо радоваться и веселиться тому, что твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

3) Толкование притчи о блудном сыне

Притча эта называется притчей о блудном, то есть нехорошем, своевольном сыне.

Каждый из нас получает от Бога наследство, как получил блудный сын от своего отца: здоровье, способности к ученью, иногда какой-нибудь особенный талант. Когда мы плохо употребляем данные нам Богом дары , мы поступаем, как блудный сын, растративший наследство отца. И как часто плохие наши поступки приводят нас к несчастью, к горю, к беде. Мы жалуемся, огорчаемся, чувствуем, что люди нас обижают и Бог нас забыл... А притча о блудном сыне учит нас, что недостаточно огорчаться в беде. Блудный сын встал, пошел к отцу своему и от всего сердца, не надеясь даже быть принятым как сын, просил прощения у своего отца. Блудный сын покаялся.

4) Таинство Покаяния

Как можем мы каяться, просить прощения у Бога? Этому учит нас Церковь, которая установила для всех православных христиан таинство покаяния – исповеди. После того, как нам исполнилось 7 лет, то есть когда мы уже понимаем, что такое зло и что такое добро, каждый раз перед тем, как причаститься, мы должны исповедоваться, то есть перед священником сказать Богу все, в чем мы согрешили. Священник слушает нашу исповедь, как свидетель перед Богом, дает нам полезные советы и потом говорит молитву, в которой нам прощаются наши грехи. Власть прощать грехи сам Господь Иисус Христос передал своим ученикам и апостолам и от них получили ее наши епископы и священники.

Идя к исповеди, мы должны тщательно приготовиться, вспомнить все недоброе и нехорошее, что мы сделали, попросить искренне, от всего сердца, прощения у всех, кого мы могли чем-нибудь обидеть. Самое же главное, это искренне сожалеть о своих грехах и изо всех сил стараться с Божьей помощью от них избавиться.

Проверочные вопросы:

  1. Как вели себя младший и старший сыновья в притче?
  2. Почему они себя так различно вели?
  3. Почему отец не наказал блудного сына?
  4. Какое богатство получаем мы от Бога?
  5. Как можно его растратить (придумай пример)?
  6. Что мы должны сделать, когда мы кого-нибудь обидели?
  7. Как мы можем просить прощения у Бога?
  8. Как всего лучше приготовиться к исповеди?

Притчу о блудном сыне можно без преувеличения назвать одним из самых известных евангельских приданий. По её сюжету пишут картины и создают статуи, её вспоминают в фильмах на библейские темы… Даже в речи человека, далёкого от религии, нет-нет да проскочит: «Эх ты, блудный сын!» Больше того, есть в день, во время которого слова притчи повторяют во всех православных храмах мира. Что это за история такая?

История падения, раскаяния и всепрощающей любви

Напомним вкратце суть евангельского сказания.

У одного отца было двое сыновей. Каждый из детей надеялся со временем получить свою долю наследства; однако младшему показалось обидным дожидаться смерти родителя, чтобы обрести, как сказали бы сейчас, финансовую независимость. Он пошёл к отцу и попросил выделить положенную ему часть хозяйства незамедлительно, а получив, вскоре продал и отправился в чужие земли на поиски разгульной жизни.

Прокутив же своё состояние, парень впал в глубокую нужду и был вынужден браться за самый чёрный труд, лишь бы не умереть с голоду. Помыкавшись некоторое время на чужбине, юноша решился вернуться в родную сторону, повиниться в ошибках и попроситься обратно в родительский дом. Хотя бы на правах наёмного рабочего! Но отец, истомлённый тревогой за неразумного отпрыска, не стал и слушать его покаянных речей – немедленно повелел слугам одеть-обуть незадачливого путешественника и устроить в его честь празднество.

Случившееся обрадовало всех, кроме брата юноши, который всё это время оставался дома, послушно исполняя сыновний долг. Уверенный, что стал жертвой несправедливости, он начал пенять родителю – мол, как же так? Я тружусь не покладая рук, и не заслужил праздника, подобного тому, какого удостоился этот никчёмный гуляка?!

Старший сын не смог порадоваться возвращению брата…

– «Ты всегда со мной» – услышал он в ответ. – «И всё моё – твоё. А брат твой был мёртв и потерян, а ныне ожил и нашёлся. Как мне не радоваться?»

Чему учит притча о блудном сыне? На этот вопрос будет проще ответить, если подробнее остановиться на каждом из выведенных в ней образов.

Отец

Думается, многие догадаются, что под обликом отца в этой истории предстаёт сам Господь, всегда готовый простить и принять своих детей – лишь бы те захотели прийти. И будут правы.

Представьте! Ведь отец юноши наверняка был порядком обижен неразумным поведением сына. Расстроен его долгим отсутствием. Возможно, и раздосадован потерей половины состояния, о чём мог бы хоть вскользь, да попенять объявившемуся на пороге отпрыску: дескать, спустил на друзей-выпивох то, что я наживал годами честного труда!.. Но у родителя и мысли не возникло браниться.

Радость от возвращения блудного сына оказалась столь велика, что в доме тут же закатили пир горой! И, конечно, первым за стол усадили отмытого, приодетого и обутого бродягу, объявившегося под отчим кровом чуть не голым. Жест, к слову, символический: распорядившись найти сыну башмаки, отец принимал его в дом на прежних правах, хотя юноша был согласен на роль простого работника, которым обуви не полагалось.

Для отца не было большей радости, чем видеть своё чадо живым и невредимым

Если земной отец сделал это для сына-гуляки, причём легко, без гнева в душе, то неужели Отец Небесный не примет раскаявшегося грешника? Пусть тот немало набедокурил, впустую растратил данные ему великие дары – время, силы, душевную чистоту – пусть не единожды огорчил и прогневал Отца… Стоит лишь осознать своё падение, проникнуться желанием изменить жизнь, прийти на порог Божьего храма с поникшей головой – и тебя услышат. Ибо те, кто искренне любит нас, от нас не отвернутся.

Неспроста сам Иисус в своих беседах с учениками говорит, что на небесах более рады одному покаявшемуся грешнику, чем 99 праведникам.

Блудный сын

Собственно, почему сын назван блудным? Потому что вдали от отцовского дома вёл распутный образ жизни? Не совсем. Если обратиться к знатокам-языковедам, они подскажут: слово, которым обозначали неразумного юношу в церковных книгах, можно перевести не только как «беспутный» или «расточительный», но и как «потерянный», «погибший», «заБЛУДший».

Раскаявшийся грешник – тот же блудный сын, воротившийся домой

Потерян сын, сгинувший на чужбине в погоне за удовольствиями. Потерян тот, кто отошёл от Бога и Его любви в поисках жизни, не отягощённой каждодневным трудом над своей душой… А тот, кто сумел однажды очнуться и, трезво взглянув на себя со стороны, найти силы встать на путь исправления – найден. Спасён. Возвращён под родительский кров, где можно позабыть пережитые тяготы, залечить истомлённую грехом душу и по-настоящему воскреснуть…

Даже значение фразеологизма «блудный сын» хранит в себе нотку позитива. Употребляя его в обиходной речи, мы обычно имеем в виду кого-то, кто сбился с пути, покинул семью, друзей или сплочённый коллектив. Но в то же время часто как бы подразумеваем, что «вольный бродяга» может ещё одуматься и вернуться. Как иначе, ведь родная душа, а не чужой человек!

Сын праведный

Читая библейскую притчу о блудном сыне, мы традиционно сосредотачиваем внимание на ключевых образах: бродяге-парне и его родителе. Между тем второй отпрыск – фигура любопытная!

Как тут не вспомнить чванливого праведника-фарисея и кающегося мытаря!

Каким рисует его Евангелие? Честный парень, безропотно трудившийся на отцовских пашнях и виноградниках, в то время как братец весело прожигал свою долю наследства в дальних краях… Кажется, у старшего сына были причины возроптать при виде ликования, поднявшегося в доме из-за нерадивого отпрыска. Ведь его, после сотворённого, честному человеку и братом-то назвать было не с руки!

Но стоит взглянуть на историю под другим углом, и картина меняется.

Если под личиной блудного сына сказание выводит нам грешника, то его праведный брат – это человек, живущий строго по заповедям Божьим. Исправно посещающий церковь. Соблюдающий посты. Знающий назубок молитвы и то, где, когда, и в каком порядке их надлежит читать. И…

…И не имеющий в душе сил порадоваться за воскресшего – читай, воцерковлённого, воссоединившегося с Богом – брата. Увы, но праведность таких людей зиждется не на любви, а на эгоизме: смотри, Господи, как усердно я тебе служу, стараюсь, исполняю каждую букву твоих заповедей! Не станешь ты меня, насквозь благочестивого, ставить на одну доску с грешником, на которого я при случае и презрительно фыркнуть не постесняюсь: пусть знает своё место, недостойный…

Другой распространённый символ грешного человека – заблудшая овечка

Словом, притча даёт повод для размышлений всем. Грешникам – чтобы обрести надежду на спасение, вспомнив о милосердии Божьем. Праведникам – чтобы испытать душу на предмет гордыни. В этом году воспоминаниям о блудном сыне посвящено 24 февраля, вторая подготовительная неделя перед Великим постом. Постараемся провести этот день с пользой и если не искоренить в своей душе недобрые порывы, то хотя бы осознать их, а осознав, сделать первый шаг на пути к искоренению своих недостатков.

Видео: Притча о блудном сыне

Самым маленьким – и взрослым, которым приятнее воспринимать визуальную информацию – предлагаем посмотреть мультфильм от канала «Православие в деталях»…

…И чудесный видеоряд от MYDROSTVEKOV

Видео: Возвращение блудного сына

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность