Считаем по доману. Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Заметки опытных родителей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Малыши, воспитанные по методике Глена Домана, рано начинают ползать, ходить, читать, считать, говорят на нескольких иностранных языках и показывают высокий уровень интеллектуального развития. Такие способности можно отнести к гениальности, давайте разбираться, в чем же секрет этой системы обучения.

Ползание по методике Глена Домана

Прежде, чем заниматься ранним физическим воспитанием младенца по методике Домана, необходимо понимать, что умение ползать зависит не от возможностей малыша. Факторы, которые следует учитывать:

  • Уровень развития определенной группы мышц.
  • Природная терпеливость и любознательность крохи.
  • Можете ли вы предоставить для ползания неограниченное пространство.

В своей методике раннего физического развития Глен Доман утверждает, что противопоказаний к проведению занятий не существует. Обучение ползанию начинается с первых дней жизни.

Трек для ползания по методу Глена Домана

Преимущества использования данного изобретения:

  • Ползание развивает логическое мышление и творческий потенциал.
  • Способствует улучшению координация движения.
  • Малыш учится контролировать свои движения.
  • Трек сделан в виде тоннеля, поэтому у ребеночка появляется цель - двигаться вперед. А это важный этап обучения, который пригодится в будущем.
  • Укрепление позвоночника и формирование правильной осанки.
  • Тоннель оббит мягким поролоном, и риск удариться о бортик минимален.
  • С изделия нельзя выпасть.
  • Некоторые модели можно разбирать и брать с собой на прогулки или в путешествие.
  • После занятий в треке малыши начинают спать в кроватке сами.

Выбирайте только качественные треки Домана, которые безопасны для здоровья маленького человечка, ведь во время обучения малыш может облизать конструкцию и будет постоянно с ней соприкасаться.

Методика Глена Домана: ползаем по треку

Вы должны использовать такой метод воспитания:

  • С терпением относитесь ко всем движениям вашего малыша. Быстрого результата не стоит ждать.
  • Не ждите что с первого дня ваша кроха поползет. Только спустя некоторое время, сделав массу хаотичных движений и поплакав, ребенок поймет, что двигая руками и ногами, он может изменить положение тела. Глен Доман утверждает, что такой подход к развитию не только развивает мышцы и тело, а и стимулирует умственную деятельность крохи.
  • Пеленать новорожденных запрещено.
  • Выкладывать ребенка на пол или трек следует не менее 10 раз в день.
  • Помогать младенцу нельзя, поскольку основная цель данного метода воспитания - образование нейронных связей, которые отвечают за осознание принципа движения.
  • Автор рекомендует полностью раздевать детей перед ползанием в тоннели или оставлять открытыми носки, колени и локти.
  • Конструкция создана таким образом, чтобы малыш мог отталкиваться ножками от стенок. Первые дни вы можете помещать младенца поближе к одному из бортов.
  • Во время серьезного физического напряжения кроха может начать громко возмущаться - это норма. Родители не должны заставлять ребенка лежать на полу или в конструкции по 10 часов, но и брать на ручки бузотера при первом писке запрещено. Научитесь отличать плач от крика при физическом усилии.
  • Подбадривайте и хвалите ребеночка во время ползания.
  • Разложите на тренажере игрушки, чтобы заинтересовать малыша.
  • Сразу после ползания по методике Глена Домана можно делать массаж, эффективность манипуляций вырастет в несколько раз, поскольку мышцы достаточно разогреты.
  • Обучение проводится через 30 минут после еды.
  • Нанесите на бортики полоски, которые позволят оценить проделанный маршрут.

Выбирая методику раннего развития Глена Домана, необходимо понимать, что она заключается не только в обучении младенца ползанью. Метод основан на комплексном подходе к физическому и интеллектуальному развитию.

Ползание на полу по Глену Доману

В методике разъясняется, что напольное покрытие для занятий должно отвечать таким требованиям:

  • Не нести угрозы для жизни и здоровья маленького человечка.
  • Быть чистым и постоянно обрабатываться детским или хозяйственным мылом.
  • Поверхность ровная и гладкая.

Для того, чтобы крохе было интересно ползать, необходимо разложить в разных местах яркие и цветные игрушки, чтобы у малыша была цель - взять их в руки. Не знаете, на какое расстояние расставить предметы? Ориентируйтесь на путь, который малыш может проделать за 3 минуты. Чем активнее перемещается кроха, тем больше должна быть дистанция.

Метод Домана основан на постоянном вознаграждении, только в качестве приза маленький человечек получает не конфету, а ласку и похвалу родителей.

  • Во время такого типа движения укрепляются руки, ноги и корсет, что является великолепной тренировкой перед ходьбой.
  • Чем раньше младенец пополз, тем быстрее он сможет исследовать окружающий мир и интеллектуально развиваться.
  • Обратите внимание, у всех передвижение проходит по-разному. Традиционный способ - опираться руками, коленями и пальцами ног. Более сложный вариант - опираться на руки и пальцы ног, такой метод передвижения более быстрый, поэтому требует силы и ловкости.
  • После того как кроха начал быстро ползать по гладкому ковру, стелите изделие с густым ворсом. Когда ребенок начинает вставать - это указывает на его переход на новый уровень развития.

    Сегодня существует много методик раннего развития. Дети - самая важная и перспективная часть общества, наше будущее. А как известно, над будущим нужно работать в настоящем.

    На сегодняшний день ни одна система не вызвала столько ажиотажа, противоречий и споров, как методика раннего развития Глена Домана. Многие родители и специалисты выступают категорически против советов этого американского врача-физиотерапевта, но еще больше мам являются ярыми сторонницами его системы.

    Все же необходимость изучать раннее развитие детей объективно существует. Каждый здравомыслящий родитель стремится с ранних лет привить своему ребенку самые обязательные навыки и максимально подготовить его физически и психологически к взрослой жизни.

    Кто такой Доман?

    Глен Доман (1919 г.р.) - врач-нейрофизиолог, разработавший программу раннего физического, интеллектуального и сенсорного развития детей. Глен работал физиотерапевтом и военным врачом, но свое призвание нашел в помощи детям с неврологическими нарушениями. В 1955 году Доман основал Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Также он выпустил серию книг о реабилитации и гармоничном развитии детей.

    В 1966 году Доман получил в Бразилии титул «За заслуги перед детьми всего мира», а в 2007 году ему вручили медаль от Итальянского Сената за работу с детьми.

    Директор Доман умер на 94-м году жизни. У него было трое детей, двое из которых - Дуглас и Джаннет Доман - продолжают дело великого родителя и руководят институтом в Филадельфии.

    Для кого изначально была создана методика?

    В послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.

    Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая - синдром Дауна.

    Более чем 20 лет ежедневной работы с детьми, имеющими неврологические нарушения, предшествовали изобретению комплексной системы реабилитации Домана. Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания - повреждение мозга.

    Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, нарастить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.

    Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению. Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность».

    Доман многочисленными исследованиями доказал, что «нет связи между травмой мозга и умственной отсталостью». По его активной инициативе термин «умственная отсталость» был исключен из официального перечня диагнозов в Америке.

    Суть методики раннего развития по Глену Доману

    Вся суть и глобальный смысл многоуровневого метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам». Но вместе с тем мозг деградирует, если его не использовать.

    Он отметил, что дети с повреждением мозга имеют огромные способности к обучению, важно только найти к ним правильный подход и начать реабилитацию с того уровня, на котором находится ребенок.

    Доман - автор методики оценки навыков ребенка, которая называется «Профиль развития». Это шкала оценки сенсорных, физических, мануальных навыков малыша. Для здоровых деток оценивание по «Профилю» не обязательно, а вот для деток с травмами мозга это необходимо.

    Институт развития человеческого потенциала

    Это группа научных бесприбыльных учреждений, которые оказывают помощь детям с травмами головного мозга и обучают уникальной методике родителей и профессионалов со всего мира с 1955 года. После смерти основателя институтом руководит его сын Дуглас Доман.

    Филиалы института находятся в Японии, Мексике, Италии, Сингапуре, Гватемале, Бразилии, Испании, Франции.

    Преимущественно в институте принимают на курсы детей с особыми потребностями, там их тщательно диагностируют и обучают родителей тому, как заниматься с детками в домашних условиях.

    Насколько необходима методика раннего развития Глена Домана здоровым малышам?

    На этапе, когда реабилитацию по этой системе проходили сотни тысяч детей со всего света с повреждениями мозга разной степени, специалисты института начали наблюдать странные вещи. Некоторые навыки у детей с травмами мозга, которые интенсивно занимались, были намного развитее, чем у здоровых сверстников. Естественно, причиной этого никак не могла быть церебральная травма. Ученые поняли, что если особые пациенты могут опережать здоровых в развитии, то детки без неврологических нарушений также способны развиваться намного быстрее при условии занятий по той же методике.

    Таким образом, началась глобальная популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для всех детей.

    Сразу нужно подчеркнуть, что Глен Доман и его последователи никогда не пытались мотивировать родителей сделать из своих детей мировых чемпионов или общепризнанных лидеров. Они подчеркивали, что занятия по системе - это просто интересная часть жизни маленьких человечков, и она не должна быть в тягость ни детишкам, ни их родителям. Но такое обучение обеспечивает качественную основу для дальнейшего развития ребенка.

    Какие книги следует прочесть, прежде чем приступить к занятиям с ребенком?

    Родителям, детки которых имеют проблемы с развитием, прежде всего следует прочесть книгу «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга». В ней автор пишет о создании институтов и о том, как развивалась методика Глена Домана. Описание основных проблем, связанных с повреждением мозга (таких как неврологическая слепота, нарушение слуха, дисбалансы мышечного тонуса, патологические рефлексы, эпилепсия, задержка речевого развития), автор также приводит довольно детально, дополняя полезную информацию практическими рекомендациями к занятию с детьми по всем пунктам, а также статистику результатов детей по программе.

    Книга «Гармоничное развитие вашего ребенка» будет полезна родителям особенных и здоровых детей. Это своего рода план действий, подсказывающий, как заниматься по программе, как интегрировать полученные знания в обычную жизнь. Все последующие литературные труды Домана - это уже углубленные версии этой книги, которые детализируют программу по профилям:

    • «Как научить вашего ребенка читать».
    • «Насколько умен ваш ребенок» (написана в соавторстве с его дочерью Джаннет Доман).
    • «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания».
    • «Как сделать ребенка физически совершенным».
    • «Как развить интеллект вашего ребенка».

    Физическое развитие по Глену Доману

    Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться.

    Осмысленное движение - это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении.

    Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни - это пол. А лучшее положение - на животике. Самый важный навык для каждого человека - ползание на животе, затем - на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления. Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.

    Он рекомендует выкладывать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом нужно сделать удобным и безопасным, в идеале - постелить гимнастический мат или покрытие, как на детских площадках. Ножки и локотки ребенка при этом должны быть не одеты, для хорошего сцепления с горизонтальной поверхностью.

    Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортиками, правильным покрытием и поставить ее под углом наклона, при котором ребенок может сползать.

    Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует. Вместо того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено хвалить детеныша за достижения.

    Развитие и коррекция зрения, слуха, сенсорного восприятия по Доману

    Методика раннего развития Глена Домана «От 0 до 4 лет» включает обязательную сенсорную программу. Доктор отмечал, что сенсорные пути - это основные входящие каналы в мозг, которыми ребенок пользуется с первых дней.

    Именно зрение, слух, запах, тактильные ощущения дают младенцу возможность составить первую картину окружающего мира. У детей с мозговыми травмами чаще всего нарушены исходящие нейронные пути, то есть функции, отвечающие за передачу сигналов от главного мозга до определенного действия (осмысленного движение, вертикализации, речи). Такие детки также часто искривленно воспринимают или вообще не воспринимают входящую информацию. У них нарушено зрение, слух, обоняние, тактильные сигналы. Причем искривление может быть в сторону и гипочувствительности, и гиперчувствительности. Например, у некоторых пациентов чуткий слух, отмечает Глен Доман. Методика реабилитационных мер для таких деток очень многоуровневая. Она очень хорошо описана в книге «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга».

    Но для здорового ребенка также важно испытывать ежедневно всю гамму сенсорных сигналов. Они не только сами по себе влияют на развитие функций мозга, но и готовят главный орган к восприятию более сложной информации.

    Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. То есть не нужно месячному ребенку подсовывать мультики или работы Пикассо. С рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В это время детеныш больше воспринимает тень и свет. Методика раннього розвитку Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком. В темной комнате на несколько минут включать одну лампочку или фонарик и учить младенца искать лучик светлого в темном пространстве.

    Затем можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему черно-белые картинки. Далее можно прибавлять по одному цвету.

    Также тактильное восприятие ребенка можно развивать путем предоставления ему возможности ощупывать разные по температуре, плотности и текстуре вещи: теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шершавые и т.д.

    Если проследить за поведением младенца, можно сразу уразуметь, что инициатором такого сенсорного опыта часто становится сам детеныш. Он все нюхает, щупает, помещает в рот. Таким образом дите воспринимает окружающий мир. Не следует его ругать за попытки познать пространство, даже если они приводят к порче домашнего имущества. Нужно просто обезопасить это самое пространство, убрать небезопасные, ценные или очень мелкие предметы.

    Как развивать интеллект ребенка?

    Родители, которые хотят заняться развитием интеллекта своего ребенка, с первых месяцев часто могут услышать нарекания подобного характера: «Да не трогайте вы ребенка, пусть себе живет счастливый, пусть у него будет детство, а то потом еще успеет 200 раз устать от всего этого обучения. У него еще садик, школа впереди». На это косвенно влияет сама система получения знаний в нашей стране. Образование воспринимается как нечто принудительное, тягостное.

    Но западные специалисты, в том числе и Доман, настаивают на том, что ребенок счастлив, когда познает мир вокруг. Процесс обучения чему-то новому для него такой же естественный, как и дыхание. К тому же в раннем детстве мозг настолько пластичен, что может поглощать и перерабатывать бесконечное количество информации. Важно только преподносить знания ребенку в игровой, непринудительной форме, хвалить малыша за любые инициативы, успехи и попытки.

    Развивать интеллект Доман советует, практикуя занятия с карточками - «битами интеллекта». Начинать нужно с примитивной информации: цвета, формы, предметов в квартире, животных и т. д. Например, подготовить несколько карточек с изображением геометрических фигур. Показать их по очереди, называя: «Это ромб, треугольник, круг и т.д.». Похвалить ребенка за внимание и закончить этот маленький урок. Согласно исследованиям Домана, ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз ежедневно, чтобы навсегда запомнить изображение на ней и его обозначение.

    Многих интересует прогрессивная методика чтения Глена Домана. В основе ее лежит тот факт, что ребенку сложно воспринимать символы, буквы. Они по сути ничего не обозначают, а вот слова, которые состоят из символов, имеют реальные обозначения. Доман рекомендует учить ребенка читать по словам. Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова: «мама», «папа», «баба». Показывать ребенку слова следует довольно быстро, четко озвучивая каждое. Писать их нужно большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см.

    Методика обучения Глена Доманаматематике также базируется на том, что цифры по сути ничего не значат для ребенка. Это просто символы. Но они могут означать некоторое количество предметов. Стартовать обучение математики нужно из пересчета предметов, а потом уже подключать изучение цифр, которые это количество обозначают.

    Глен Доман: методика раннего развития в домашних условиях. Отзывы родителей и специалистов

    Суть методики Домана базируется на ежедневном домашнем уходе, который обеспечивают сами родители. Доман вынес на новый уровень роль родителя в развитии ребенка. Отечественные врачи любят акцентировать внимание на том, что родители стали «такими умными, что жуть» или «специалисты лучше знают». Но Доман частично отвергает такой подход, подчеркивая, что родитель - главный персонаж в жизни детеныша. Именно он знает своего карапуза лучше всех. Но необходимо быть бдительными и рассудительными. Не суть важно, болен ребенок или здоров - приступать к занятиям по Доману следует только после прочтения его книг. Обучение должно проводиться в свободной, игровой, непринужденной атмосфере.

    Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:

    • Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не ограничивайте малыша специальными приспособлениями (манежем, ходунками), не велите ему усесться.
    • Какое бы физическое действие младенец не совершал, позвольте ему сделать это самостоятельно. Именно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, полностью исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».
    • Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем делает успехи.
    • Но не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.

    Методика Глена Домана была создана более 50 лет назад. На момент создания эта система реабилитации являлось самой передовой, целостной и комплексной. Но и сегодня многие родители, воспитывающие детей с повреждением мозга, наблюдают у них положительную динамику только после занятий по Доману.

    Несколько десятков русских деток даже являются пациентами института в Филадельфии. Их родители создают форумы, активно обсуждают методику, делятся впечатляющими результатами. Справедливости ради стоит отметить, что родители деток с ДЦП, аутизмом делятся преимущественно положительными отзывами о методике Домана. Каждому ребенку, с которым добросовестно занимаются, эта система в чем-то да помогла. Но родители особых деток редко приступают к новым реабилитационным методикам без подготовки. Они тщательно перечитывают книги, советуются с хорошим неврологом, возможно даже обращаются в институты.

    Однако есть люди, которые негативно отзываются об этой программе. Это преимущественно те родители, которые не потрудились комплексно изучить философию метода, не перечитали книги, не спросили специалиста, а слышали о том, что ребенку каждый день нужно читать 25 слов, показывать картинки, напихивать ненужными знаниями, заставлять ползать по километру и т.д. Также негативно о системе Домана отзываются некоторые специалисты, особенно те, которые продвигают свои системы раннего развития.

    Несмотря на противоречия, которые по мнению некоторых специалистов имеет методика развития Глена Домана, она все же является самой комплексной системой реабилитации детей с повреждением мозга во всем мире. Не сосчитать количества деток, которым эта реабилитация помогла осознать счастье первых шагов и первых слов. А директор Доман смог на примере многих смелых и целеустремлённых детей и родителей доказать, что возможности человеческого мозга безграничны. И каждый родитель может многократно умножить потенциал своих детей, если будет в них верить и прилагать усилия для их развития.

    Рассмотрим методику раннего развития и воспитания ребенка - методику Глена Домана

    Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. (Г. Доман)

    Пространство неограниченных возможностей

    Многие годы педагоги разных стран успешно используют уникальную методику американского педиатра Глена Домана, связанную с ранним развитием ребенка. Результаты экспериментов поразительны: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, прекрасно чувствуют себя в воде.

    Глен Доман предложил свою методику родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. Более того, знаменитый нейрофизиолог считал, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Этому посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг самого Домана.

    Возникла эта методика более полувека назад, когда молодой американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.

    Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.

    По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

    Далее была разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, еще недавно отстававшие в физическом развитии, обгоняли своих сверстников, выполняли сложные гимнастические упражнения, демонстрировали творческие способности и относительно высокий уровень интеллекта.

    Систему, разработанную для больных, Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

    Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста.

    Чем хороша методика Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. Кстати, в мире уже немало нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

    Работы Домана стали источником вдохновения для многих педагогов-новаторов. В частности, многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога — француженки Сесиль Лупан. Тем более что система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.

    Правое полушарие и минусы обучения

    Система Глена Домана имеет непосредственное отношение к теме, которая в настоящее время широко обсуждается педагогами всего мира. Дело в том, что у большинства людей лучше развито левое полушарие мозга (язык, логическое мышление), кроме того, само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственно правое полушарие). При таком подходе левое полушарие развивается активно, а правое в известной степени атрофируется из-за неэффективного использования.

    Проще говоря, левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается.

    В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления.

    Доман считает, что идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести лет невозможна прежняя скоростная система запоминания, но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.

    Вот почему, как считают некоторые сторонники Домана, большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях.

    Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое — логическое.

    Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора — только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны.

    Такова методика Глена Домана. С момента своего появления она вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, которая не утихает до сих пор. Если суммировать скептические взгляды и мнения оппонентов американского врача, то они сведутся к следующему.

    Во-первых, сама система требует от родителей, в первую очередь от матери, полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

    Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, отвлекаться на посторонние вопросы не рекомендуется. Как таковые отсутствуют диалог и совместное творчество.

    Оппоненты Глена Домана считают, что обученный таким образом ребенок вырастет пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет подавляться в зародыше.

    В-третьих, если использовать при обучении только карточки, т. е. картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление — умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, получать необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана почти не остается времени.

    Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но мальчик и девочка отличаются от компьютера тем, что им необходимо не только получить определенный объем информации. Прежде всего им нужно сделать то, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мире, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками; проводить же такие занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

    Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно не нужны обычные игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок, мы превратим его в холодноватого всезнайку.

    Оппоненты утверждают: детские игры — это не пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает фантазию.

    Голые факты, сухие знания не научат малыша главному — адаптироваться к окружающей действительности.

    К счастью, у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения и они обычно столь активно протестуют против той или иной формы занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для собственных детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Надо лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

    Заповеди Глена Домана

    ♦ Начинайте как можно раньше.

    ♦ Учите с удовольствием.

    ♦ Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

    ♦ Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

    ♦ Создайте подходящую для обучения обстановку.

    ♦ Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

    ♦ Почаще вводите новый материал.

    ♦ Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

    ♦ Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Видимо, вы что-то делаете неправильно.

    Все родители желают своим детям добра и все хотят видеть их счастливыми. Но у каждого из нас свое представление о том, как помочь детям обрести счастье. Любовь вообще и любовь родительская особенно выражается в желании развития объекта своей любви. Мы хотим видеть своих малышей умными, развитыми и в будущем, конечно, успешными. Но как этого добиться? Существует множество методик раннего развития детей . Давайте рассмотрим одну, очень хорошо зарекомендовавшую себя методику развития ребенка Глена Домана .

    Немного истории: кто он?

    Глен Доман – ученый, который прожил замечательных 94 года, наполненных войной, исследованиями и важными для нас открытиями. родился в Филадельфии в США в 1919 году и накануне Второй мировой войны получил профессию физиотерапевта. Он пошел добровольцем на фронт, храбро воевал в Европе и был награжден крестом «За выдающиеся заслуги». После войны стал изучать возможности и резервы человека, создал организацию «Институт достижения потенциала человека» и начал работать с детьми с поражениями центральной нервной системы.

    В результате его исследований и практик была создана , благодаря которой больные дети восстанавливаются, а здоровые быстро развиваются и обучаются. Автор множества популярных книг, Глен Доман рассказывает в них как научить ребенка читать по созданной им методике развития; как восстановить ребенка, если он имеет нарушения мозга и как развивать ребенка , научившегося рано читать .

    Методика Глена Домана. Описание

    А теперь о самом методе, о том, как ученый пришел к своей методике и какие получил результаты. Глен считал, что человеческий мозг безграничен в своих возможностях. Особенно велики резервы мозга в первые три года жизни, поэтому надо начинать кроху как можно раньше. Желательно начать с шести месяцев. При этом автор уникальной методики развития считает, что ребенка не надо мотивировать открывать мир и обучаться, он сам настроен на открытия и учится с удовольствием.

    Чем больше информации малыш получает, тем быстрее ее усваивает и готов к новой порции. Чем позже начинается процесс обучения, тем меньше у ребенка интереса к познанию и тем сложнее ему учиться.

    К шести годам, считает Глен Доман , возможности детского мозга сильно снижаются, ребенок все труднее учится и ему уже не так интересно открывать мир и узнавать новое.

    Предполагает сочетание двигательной активности с интеллектуальным обучением. Это дает хорошие результаты, о них в 60-е годы в своих книгах рассказывал сам автор методики. Он настоятельно рекомендует с первых дней жизни помогать ребенку двигаться, учиться ползать, хватать предметы, переворачиваться.

    А чтобы малыш быстрее стал развиваться физически, по методике развития Глена Домана, надо сделать небольшой желоб, по которому пускать ребенка, помогая ему ползать. Делать это надо ежедневно по несколько минут. В целом в день такие физические упражнения могут занимать до 4 часов. Физическая активность, утверждает автор методики развития ребенка , помогает активизировать мозг малыша с первых дней. Он видит игрушки, он пытается их взять, он следит за ними глазами, в это время работает мозг, впитывая информацию об окружающем мире.

    Очень важно заниматься с малышом ежедневно, не пропуская ни дня и лучше в одно и то же время. Ведь график на самом деле придает жизни стабильность и уверенность. Постепенно кроме ползания к физическим упражнениям добавляются упражнения на захват пальцев взрослого руками ребенка, и постепенное привыкание висеть на этих пальцах.

    Методика развития Глена Домана расписывает все физические упражнения с малышом на каждый месяц. «Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка » – с этой книги можете начать детальное изучение особенностей методики и возможности их применения в домашних условиях.

    Методика обучения Глена Домана

    Дальше происходит самое интересное. Начинаются занятия по развитию интеллекта . По методике развития Глена Домана начинать их можно с трехмесячного возраста. Впрочем, можно начать и позже, но все-таки лучше не затягивать.

    Занятия по развитию интеллекта по методике развития Глена Домана надо проводить регулярно. Ребенка учат говорить и читать . Возможно, это вызовет удивление у читателей, но именно благодаря этой методике дети начинают быстро понимать слова и запоминать их написание.

    ВАЖНО! Как и любая методика, в данном случае важно применять ее систематически и желательно ежедневно. У малыша может даже не будет выходных, но с другой стороны – они и не нужны его, жаждущему новой информации, мозгу.

    Методика чтения Глена Домана

    Ребенку показывают карточку с нарисованным на ней животным, фруктом, овощем или другим понятным простым предметом и карточку с написанным словом, обозначающим предмет на первой карточке . При показе надо четко произносить слово несколько раз.

    Методика развития Глена Домана предлагает начинать с самых простых слов: каша, кот, яблоко, мяч. Слова надо написать или напечатать на карточке крупно ярким цветом, например красным, оранжевым, алым. Произносить их надо громко и четко, внимательно наблюдая за реакцией малыша.

    Карточки постепенно собираться в группы: отдельно животные, отдельно фрукты, овощи, части тела, имена близких людей. Кроме того, что их можно скачать и распечатать, карточки можно приобрести готовыми наборами уже распределенными по группам:

    • Овощи;
    • Фрукты;
    • Продукты питания;
    • Предметы обихода;
    • Амфибии;
    • Рептилии;
    • Медведи;
    • Породы собак;
    • Кошки;
    • Объекты природы;
    • Домашние животные;
    • Хищники;
    • Жители водной стихии;
    • Дикие животные;
    • Змеи.

    Нюансы применения методики раннего развития в домашних условиях

    • Ребенок во время занятий по методике развития Глена Домана должен быть сытым, спокойным и выспавшимся. То есть его ничего не должно беспокоить и отвлекать.
    • Начинать надо с пяти карточек, показывать и проговаривать названия изображений всего 2 секунды. Таким образом, вы понимаете, что временные затраты минимальны, при максимальном результате для крохи.
    • Держать карточку перед глазами малыша на расстоянии 50 сантиметров.
    • Такие упражнения надо проводить три раза в день пять дней подряд. Можно устраивать выходные, можно не устраивать. Рекомендуют обычно с ними, потому что вернувшаяся семья в выходные дни, как правило, сложно держит регулярность занятий. А здесь главное их систематическое постоянство.
    • При этом последовательность показа карточек надо постоянно менять. То есть вы не даете одну и туже последовательность, а постоянно перемешиваете карточки.
    • Через пять дней одну карточку меняют на другую и последующие пять дней показывают малышу четыре уже знакомых карточки и одну новую.
    • В следующие пять дней вторая карточка заменяется новой и так, согласно методике развития Глена Домана, каждые пять дней появляется новая для ребенка карточка и новое слово.

    Методика Глена Домана. Карточки

    Карточки можно сделать самим. Можно написать слова на большом листе, можно наклеить картинку. А можно поставить точки и таким образом учить ребенка по методике развития Глена Домана математике , произнося словами количество точек. Самое главное определится, с чего именно вы начнете.

    Кроме того, рынок товаров и дидактических материалов по развитию ребенка наполнен готовыми наборами для обучения с пеленок чтению и математике . Поэтому вы можете приобрести тот, которые посчитаете нужным:

    Полезное видео

    Если вы хорошо владеете языком, то можете посмотреть видео Глена Домана :

    Описание методики раннего развития Глена Домана на русском языке:

    Современные родители стремятся с младенчества развивать и правильно воспитывать детей. Поэтому они изучают обучающие методики, чтобы выбрать из них наиболее приемлемую. Давайте поговорим о системе Глена Домана, узнаем обо всех нюансах, преимуществах и недостатках воспитания.

    Методика Домана: описание

    Глен Доман изучал особенности детей, которые имели небольшие проблемы с развитием. В ходе работы было выявлено, что до 6-летнего возраста человек воспринимает в 3 раза больше информации, чем в последующие годы. Поэтому данная система разработана для младенцев с 3 месяцев. В этот период занимаются тренировкой зрительной памяти и физических навыков. В теории методика применяется до 7 лет, поскольку до этого возраста происходит активный рост головного мозга.

    Описание пособия:

    • Интеллектуальная часть. Основой обучающей системы являются карточки Домана. Они представляют собой лист бумаги (формат А4) с крупно написанными словами, используется красный цвет. Ребенку показываются карточки и четко произносят слово. Занятие проходит в течение 10 секунд. Такой метод совершенствует логическое мышление, счет, чтение и фотографическую память.
    • Физическое воспитание. Глен Доман в своих педагогических пособиях настаивает, что родители должны заниматься с 1-месячным ребенком усовершенствованием тела. То есть учить его ползать, качать и постоянно тренировать. Поскольку умственный потенциал напрямую зависит от физических возможностей тела.

    По методике Глена Домана можно заниматься в детском саду или дома. Следует учитывать, что автор настаивает на применении метода в домашних условиях, поскольку маленьких деток нельзя заставлять заниматься. Если вы заметили, что малышу скучно или он устал, прекратите занятие. Программа выполняется ежедневно, только так теория может воплотиться в жизнь и принести реальную пользу подрастающему человечку.

    Методика Домана: с чего начать?

    Как педагог Глен Доман считает, что все родители, решившие учить ребенка по данной методике, обязаны понимать:

    • У малыша всегда есть выбор. Взрослый человек никогда не знает кем станет его сын или дочь. Поэтому от родителей требуется максимум усилий, чтобы всесторонне развить малыша: эмоционально, интеллектуально и физически.
    • Приобретите трек Глена Домана или по представленному в интернете пособию сделайте его сами. С первых дней жизни новорожденный может учиться ползать, совершенствовать свои навыки, и постоянно расширять кругозор. С возрастом усиливайте физическую нагрузку.
    • При развитии интеллекта особое внимание уделяется памяти, поэтому без карточек обойтись нельзя. Данный тип пособия вы можете купить или изготовить самостоятельно. Как вариант подойдет мультик из интернета или распечатайте качественные фото.

    Через некоторое время большинство родителей замечает, что их ребенок стоит на ступень выше в определенных умениях, по сравнению со сверстниками в детском саду или другом учебном заведении.

    Как учить ребенка по методике Домана?

    В пособии Глена Домана представлены методы, на которые ориентируются педагоги:

    • Первый урок самый главный. Вы обязаны завоевать доверие маленького ученика и его интерес. Поэтому всегда тщательно продумывайте программу и выбирайте подходящий момент для урока.
    • Принцип воспитания по Глену Доману - это проведение обучения в игровой форме.
    • По мере взросления занятия немного видоизменяются. Детям предлагают рассказать о фигуре, объекте или животном, которое находится на карточке, или самостоятельно описать его.
    • Одни и те же карточки не демонстрируются более 3 раз в день.

    Родители, которые решили использовать метод Глена Домана, обязаны быть дисциплинарными и ответственно подходить к каждому уроку. Теперь вы стали для своего крохи настоящим педагогом, который поможет раскрыть его физический и интеллектуальный потенциал.

    Методика Домана: основные принципы

    Принципы методики Глена Домана:

    • Начинать учить малыша следует как можно раньше.
    • Уважайте свое чадо как личность.
    • Хвалите человечка и радуйтесь его достижениям.
    • Следуйте инструкции и учите в подходящей обстановке. Все внимание ученика направлено на педагога.
    • Проверки не проводятся.
    • Следите за состоянием малыша, при малейшем признаке усталости урок прекращается.
    • Вводите новые пособия еженедельно.
    • Учебный процесс происходит ежедневно. Ведь мозг растет каждый день и постоянно работает.
    • Родители обязаны заранее прорабатывать теорию, которая будет на уроке.
    • Не забывайте о физическом совершенствовании навыков малыша.

    Основной принцип метода Глена Домана - если ребенку скучно и неинтересно не заставляйте его учиться.

    Методика Домана: инструкция

    Физическое развитие

    Когда малышу еще нет годика, все воспринимают его слабым и беззащитным, а вот сторонники методов Глена Домана утверждают, что именно на этом этапе скрывается огромная тяга крохи к знаниям:

    • Первая ступень. Старайтесь с рождения класть ребеночка на животик, пеленать младенца запрещено. Упражнения: трек, захват пальцев взрослого, карусели, качание на руках и аккуратные скачки (движения выполняет взрослый с ребенком на руках). Таким образом вы укрепите мышцы, разовьете равновесие и координацию движения.
    • Вторая ступень. Ближе к 2-х летнему возрасту ребята умеют: совершать длительные прогулки, бегать в парке, висеть на перекладине, лазить по лестнице, кувыркаться и танцевать.
    • Третья ступень. Выполнение различных акробатических трюков.

    Правильно выбирайте время для проведения упражнений: малыш должен быть сытым, весёлым и бодрым.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками