Конспект непосредственно-образовательной области в старшей группе. Рисование в старшей группе детского сада «Космея» пошагово с фото Рисование конспект старшая группа цветут сады

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Центр развития ребенка – детский сад №13»

Конспект итогового занятия

по рисованию

в старшей группе

на тему:

«Цветут сады»

Занятие провела

и разработала педагог дополнительного образования

Маколова С. В.

Программное содержание:

  1. Закреплять навыки изображения пейзажа
  2. Закреплять технику и методы работы с акварелью
  3. Закрепить правила смешивания красок
  4. Закрепить жанры в изобразительном искусстве

Материал:

Вода в стаканчиках, краски акварельные, кисть белка №4, подставки под кисти, гуашь белая, палитра, ватная палочка, салфетка, лист А4, карандаш простой на каждого ребенка. Демонстрационный материал.

Методические приёмы:

Художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, вопросно-ответная беседа, показ рисования, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем рисовать. Давайте мы с вами сядем ровно, спинки прямо, а руки положим на стол.

Прежде чем начать рисовать я хочу вас спросить, какое время года сейчас и какой месяц (весна, май)

Молодцы, ребята. А вы знаете что в мае особенно пышно цветут плодовые деревья. Какие плодовые деревья вы знаете? (яблоня, вишня, груша)

Вводная часть

Когда я шла к вам в группу, около вашей двери я нашла письмо, давайте я вам его прочитаю.

«Дорогие дети из группы №_. Вам пишут сказочные герои. В нашей стране есть красивые сады. Они цветут каждую весну. Но в этом году наши сады заколдовал злой волшебник и они перестали цвести. Чары рассеются и сады вновь зацветут, если у нас будут нарисованные деревья для нашего сада.»

Ребята, давайте поможем сказочным героям и нарисуем цветущие яблони. Послушайте стихотворение Елены Аткиной.

От белой яблони в цвету
Мне глаз не оторвать,
Невесты юной красоту
Я вижу в ней опять.

Поэтесса сравнивает цветущие яблони с невестой. Почему? (они тоже в белом наряде)

Правильно, а давайте внимательней рассмотрим цветущие деревья.

Посмотрите, цветы у яблони белые. От обилия цветов, они похожи на облака, которые спустились с неба.

Ребята, а как мы называем картину, на которой художник изображает нашу природу с ее лесами, полями, реками, озерами, садами? (пейзаж)

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется… пейзаж.

Пальчиковая гимнастика

Наши белые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши белые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Только мы не станем спать

А начнем мы рисовать.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево; медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачки вперед-назад. Ритмичные сжатия кулачков рук, опущенных вниз.

Основная часть

Посмотрите на доску, как я буду рисовать.

Сначала я нарисую простым карандашом линию горизонта. Что такое горизонт? (Линия где встречается небо и земля)

Посмотрите как я начну изображать наш пейзаж. Небо у нас голубое. А чтобы получить не темный, а светло синий мне надо добавить больше воды или больше краски? (больше воды). Закрашиваем небо до линии горизонта, хорошо разбавляя краску водой.

Трава у нас зеленая. Но зеленый цвет заколдовал злой волшебник. Чтобы получить зеленый какие цвета надо смешать? (синий и желтый) Смешиваем и закрашиваем оставшийся лист.

Приступаем к работе.

Подхожу к детям, помогаю индивидуально.

Физкультминутка

Видишь бабочка летает,

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять.

За день, за два, за целый месяц

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела

Теперь когда лист немного подсох. Мы можем рисовать яблони. Рисуем ствол и ветки, ствол толстой линией, а ветки тонкой. (Как мне это сделать)? (Тонкая линия кончиком кисти, а толстая всем ворсом). Показать на доске. Зеленые листья рисуем методом тычка. Листьев рисуем не очень много, нам надо оставить место для цветов. Затем я беру гуашь, я вам сейчас ее раздам. И ватной палочкой рисую цветы на яблоне.

Приступаем.Подхожу к детям, помогаю индивидуально.

Заключительная часть

Ребята, мы с вами нарисовали замечательные плодовые деревья и помогли нашим сказочным героям, а теперь давайте встанем и посмотрим наши рисунки.

Завершение, оценка работ.


КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

в старшей группе

по художественно-эстетическому развитию
«Цветут сады»

Воспитатель:

Готовкина Эльвира Анатольевна

Елец-2015 г.

Цель: С помощью нетрадиционных способов рисования учить детей создавать весеннюю композицию из цветущих деревьев.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить дополнять изображение яблоневого сада цветами, полученными методом «тычка» и «выдувания»;
  2. Упражнять в получении розового цвета смешиванием красок.
  3. Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях)
  4. Закреплять умение любоваться красотой весенней природы,
  5. Закреплять знания детей о частях деревьев, их расположении.

Развивающие:

  1. Развивать умения детей создавать композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли.
  2. Развивать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
  3. Развивать творческие способности детей в создании выразительных образов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей самостоятельность, терпеливость, усидчивость, аккуратность, бережное отношение к окружающей природе, умение видеть прекрасное.

Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением цветущих яблонь, веточка цветущей яблони, мольберт, чистый лист бумаги, кисть, краски, палитра, готовый образец задания, аудиозаписи спокойной классической музыки.

Раздаточный материал: листы тонированной бумаги с изображением стволов яблонь, нарисованных техникой выдувания, кисти (две для рисования и одна клеевая на каждого ребенка, палитры, стаканы с водой, салфетки.

Предварительная работа: Наблюдение природы весной, беседы о временах года, различных садовых деревьях, в том числе яблони; рассматривание иллюстраций цветущих деревьев, кустарников, цветов; чтение пейзажной лирики: Т. Карелиной «Я люблю, когда цветут сады», С. Батыря «Цветущий сад», В. Шарипова «Сирень цветет в саду»; выполнение стволов яблонь техникой выдувания; рисование методом «тычка».

Ход ОД:

Вступительная часть.

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас?

Ответы детей: Весна.

Воспитатель: А как называется месяц?

Ответы детей: Май.

Воспитатель: Да, правильно. Ребята, посмотрите, какое замечательное утро приветствует нас сегодня! Солнце пытаясь «ослепить» нас своими яркими лучами, словно играет с нами в жмурки. Деревья с распустившейся листвой машут нам своими ветвями, приглашая на прогулку. Земля, поросшая травой, так и зовет нас порезвиться на ее мягком, зеленом ковре. А все потому ребята, что вся природа радуется весне и пытается донести до нас все чудеса этой замечательной поры. Сейчас я вас познакомлю с еще одним из уникальнейших явлений чудесницы весны, которое описывает Николай Некрасов:

Как молоком облитые

Стоят сады вишневые

Тихонько шумят…

Н. Некрасов

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (Ответы детей). А как вы понимаете выражение «молоком облитые»?

Рассматривание репродукции по картине А. Герасимова «Яблоневый сад».

Воспитатель: Что привлекает вас в этой картине? (Ответы детей)

Воспитатель подводит итог высказываниям: Голубизна неба, множество белых соцветий, зеленая трава – все это сливается в радостный гимн расцветающей природе. А сейчас давайте послушаем замечательные стихотворения о цветущих садах.

Дети декламируют отрывки стихотворений Ю. Кул, С. Батыря:

Я люблю, когда цветут сады

Как красиво! Все в цветах смотри!

Словно невеста, яблоня стоит

В белоснежном убранстве весны.

Цветущий сад. Здесь яблони и вишни.

Вокруг летают пчелы и шмели.

Здесь – шорох веток, запах от нектара,

И розовато-белые цветки.

Воспитатель. Ребята, а как мы называем картину, на которой художник изображает нашу природу с ее лесами, полями, реками, озерами, садами? (Ответы детей).

При затруднении напомнить – чтением отрывка стихотворения М. Яснова

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется… (пейзаж).

Воспитатель: Давайте, ребята, и мы с вами нарисуем пейзажи цветущих садов.

Основная часть.

Дети становятся полукругом у мольберта, на котором нарисовано несколько деревьев, полученных выдуванием через трубочку.

Воспитатель: Ребята, перед вами рисунок со стволами яблонь, которые мы рисовали на предыдущем занятии. А кто помнит, каким нетрадиционным способом мы это делали?

Ответы детей: Стволы выдували через трубочку.

Воспитатель: Правильно, методом «выдувания». А сегодня мы будем рисовать яблоневый цвет и листья деревьев методом «тычка». Но для начала давайте вспомним особенности строения яблони. Какая она?

Ответы детей: Красивая, с ровными длинным стволом. Густые ветки только на верху и т. д.

Воспитатель: Верно. Яблоня – это плодовое дерево с высоким ровным стволом, ветки кроны у яблони густые, но не прямые. Ребята, обратите на это внимание. Именно такие яблони на ваших листах.

А сейчас давайте рассмотрим цветы яблоньки. Какого они цвета? (воспитатель обращает внимание детей на ветку яблони и на иллюстрации).

Ответы детей: Белые, розовые.

Воспитатель: Правильно, мы будем рисовать белым и розовым цветом. А для того, чтобы получить розовый цвет, что нам необходимо сделать?

Ответы детей: В белую краску нужно добавить красную.

Воспитатель: А что нам понадобится для смешивания красок?

Ответы детей: Палитра.

Воспитатель вызывает ребенка для показа, как нужно смешивать краски. Воспитатель при необходимости помогает и советует детям.

Воспитатель просит одного ребенка показать правила рисования «тычком» на образце.

Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к рисованию, давайте подготовим наши ручки.

Проводится пальчиковая гимнастика :

Пальчик толстый и большой в сад за яблочком пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу,

Средний пальчик самый меткий - он сбивает яблоки с ветки,

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Воспитатель: А теперь приступайте к работе, будьте аккуратны и внимательны.

Дети индивидуально выполняют практическое задание. Во время самостоятельной практической деятельности детей в группе звучит музыка.

Воспитатель: (когда дети выполнили рисование тычком) Ребята, вы закончили рисовать яблоневый цвет, а пока краска подсыхает, приглашаю вас на физкультминутку.

Физкультурная минутка «Фрукты».

Будем мы варить компот. Маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот. (Показать руками – «много» )

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок )

Варим, варим мы компот,

Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ. (Хлопать в лад оши)

Воспитатель: Молодцы! А пока мы упражнялись, наши цветы подсохли, и мы можем продолжать работу. Рассаживайтесь на свои места.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы рисовали?

Ответы детей: Яблоневый цвет.

Воспитатель: Верно, а что еще вместе с цветами появляется в мае на яблонях?

Ответы детей: Листья.

Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы их будем рисовать. А как вы думаете, каким способом можно их нарисовать?

Ответы детей: Способом «тычка».

Воспитатель: Правильно. Листочки мы также нарисуем «тычком» (воспитатель напоминает детям на образце, как нужно правильно рисовать методом «тычка»). Но я вас хочу предупредить, что не нужно брать много воды на кисть, от этого рисунок получится размытым. Скажите, пожалуйста, какой оттенок имеют листья яблони?

Ответы детей: Светло-зеленый.

Воспитатель: Верно. Молодцы. Приступайте к работе (звучит музыка).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы уже справились с работой. Поэтому предлагаю перейти к следующему этапу. Чего не хватает на наших рисунках?

Ответы детей: Земли, травы, неба и т. д.

Воспитатель: Совершенно верно. Сейчас вы все возьмете толстые кисти и дополните свои рисунки необходимыми элементами и деталями.

Дети приступают к работе (снова звучит музыка).

Итоговая часть.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же получилось у каждого из вас? Какие вы все молодцы! Все справились! Ребята, давайте вспомним, какими способами мы рисовали на сегодняшнем занятии?

Ответы детей: Методом «тычка».

Воспитатель: У нас получились красивые пейзажи, которые могут стать весенним подарком для ваших близких. Нарисованные вами цветущие сады будут радовать вас в течении долгого времени, даже тогда, когда в природе они уже отцветут.

Сады цветут! И столько в них любви –

В бушующем, кипящем белоцветьи…

В них серенады свищут соловьи

О скором, долгожданном.


Текущая страница: 10 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 97. Рисование по замыслу «Красивые цветы» (По мотивам народного декоративного искусства)

Программное содержание. Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др.). Учить задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша). Развивать творчество, воображение. Закреплять технические навыки рисования разными материалами.

Методика проведения занятия. Показать детям изображения красивых цветов (репродукции, открытки) в изделиях народного искусства и в картинах художников. Вспомнить приемы рисования, предложить ребятам показать их (то, что не смогут дети, показывает педагог). В процессе работы поощрять яркость, красочность, необычность цветка. Полюбоваться получившимися красивыми цветами, вместе с детьми сделать из рисунков фриз.

Материалы. Цветные карандаши или гуашь (по выбору воспитателя), бумага в форме квадрата размером 15х15 см (на каждого ребенка).

Рассматривание декоративных цветов на посуде, тканях, платках, репродукциях.

Занятие 98. Рисование «Дети танцуют на празднике в детском саду»

Программное содержание. Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Учить добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие; нарядные платья пляшущих). Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим на карандаш разной силы. Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми о плясках на празднике (или о том, какие пляски готовятся к празднику). Уточнить движения рук и ног танцующих детей, которые ребята смогли бы передать в рисунке. Предложить сначала нарисовать основное в фигуре простым карандашом, а затем раскрасить цветными карандашами. Напоминать о возможности получения оттенков цвета при разном нажиме на карандаш. Поощрять передачу разнообразных движений. По окончании работы все рисунки рассмотреть, выбрать удачные: где хорошо переданы движения фигур, изображены самые веселые танцы, нарядные дети.

Материалы. Альбомные листы, простой (графитный) карандаш, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Подготовка к празднику весны и труда, участие детей в праздничном утреннике.

Занятие 99. Лепка «Сказочные животные»

Программное содержание. Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-Пух, мартышка, слоненок и другие); передавать форму основных частей и деталей. Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами; в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.

Методика проведения занятия. Предложить детям назвать сказочных животных, которых они знают (Тяни-Толкай, Чебурашка, Винни-Пух, черепаха Тортилла и др.), выяснить, как они выглядят, какие они (добрые, умеют дружить, защищают слабых). Предложить подумать, какое сказочное животное каждый из них хочет вылепить, вспомнить, как оно выглядит. Обратить внимание детей на выставку игрушек и иллюстраций, изображающих сказочных животных. Предложить детям подумать, как нужно разделить кусок глины, чтобы вылепить все части фигурки. В процессе работы подходить к детям, помогать в случае затруднений (предложить еще раз рассмотреть игрушку, иллюстрацию; вспомнить, как можно вылепить ту или иную часть; обратить внимание на соотношение частей по величине, их расположение).

По окончании лепки каждый ребенок ставит свою работу на общую картонную подставку. Рассмотреть с детьми все фигурки, предложить назвать особенно понравившихся животных.

Материалы. Игрушки, иллюстрации, изображающие сказочных животных. Картонная подставка. Глина, доска для лепки, стека, розетка с водой (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение сказок, театрализованные постановки, игры-драматизации.

Занятие 100. Рисование «Салют над городом в честь праздника Победы»

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать салют в честь праздника Победы. Поговорить о том, как красиво взлетают вверх огни салюта, вычерчивая нити и образуя разноцветные сверкающие россыпи. Предложить показать руками направление полета огней салюта, продумать композицию и начать рисовать салют над городом: над домами или над кремлевской башней. В процессе занятия показать тем детям, которые будут испытывать затруднения, возможные способы рисования салюта.

Материалы. Бумага темно-серая или синяя, гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения в дни праздников (с родителями). Рассматривание картин, иллюстраций в книгах.

Занятие 101. Аппликация «Весенний ковер»

Программное содержание. Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Предложить детям всем вместе создать весенний ковер. Посоветовать наклеить на полоске цветок нарцисса, а по бокам листочки; на квадратах – цветы мать-и-мачехи (цветы могут быть и другие, характерные для той или иной местности) и листья. Каждый ребенок выполняет аппликацию на одной выбранной им форме). Предложить детям вспомнить, как можно быстро вырезать несколько одинаковых частей. В процессе работы добиваться более точного вырезывания формы цветов (листья мать-и-мачехи круглые с надрезами, лепестки нарциссов овальные с заострением на одном конце). Добиваться красивого расположения и аккуратного наклеивания.

Лучшие работы вместе с детьми расположить на большом квадрате, подчеркнуть, что ковер получился очень красивый.

Материалы. Бумажные квадраты размером 16х16 см, полосы 10х16 см, бумага для фона бледно-желтого или бледно-зеленого цвета, большой квадратный лист для ковра, белая и желтая бумага двух оттенков для цветов и зеленая для листьев, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание цветов на прогулке, букетов в группе, декоративных композиций ковров, тканей.

Занятие 102. Рисование «Роспись силуэтов гжельской посуды»

Программное содержание. Учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета. Развивать эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми несколько предметов гжельской посуды, выделить элементы узора. Предложить ребятам подумать, как они будут расписывать посуду.

Уточнить расположение узора на форме. Напомнить о необходимости ритмично располагать узор (на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Все расписанные силуэты рассмотреть с детьми; отметить красивые узоры, аккуратное ритмичное расположение элементов.

Материалы. Силуэты гжельских изделий, вырезанные из бумаги. Краски акварель, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание росписи гжельской посуды (уточняя элементы узора, их расположение на форме).

Занятие 103. Лепка «Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»

Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить сказку Ш.Перро «Красная Шапочка». Поговорить о том, как девочка шла к бабушке, в чем она несла гостинцы.

Уточнить, спрашивая детей, последовательность и приемы лепки.

Все готовые работы рассмотреть. Предложить детям выбрать фигурки, выполненные наиболее выразительно, и объяснить свой выбор.

Материалы. Глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка», просмотр диафильма.

Занятие 104. Рисование «Цветут сады»

Программное содержание. Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Методика проведения занятия. Прочитать детям стихи о весне. Предложить нарисовать картины цветущей весны. Уточнить, спрашивая детей, какие деревья и кусты можно изобразить; ответы дополнить. Предложить подумать над композицией рисунка (как положить лист бумаги, как разместить изображение по всему листу).

По окончании работы все рисунки рассмотреть, отметить красоту цветущей весны в рисунках, разнообразие решений.

Материалы. Листы бумаги чуть больше альбомного, краски акварель и гуашь, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Занятие 105. Лепка «Зоопарк для кукол» (Коллективная работа)

Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки при создании образа животного. Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, каких животных они знают, какие животные живут в зоопарке. Сказать: «У наших кукол нет зоопарка, а им очень хочется, чтобы у них был игрушечный зоопарк. Вы уже лепили разных животных. Давайте слепим нашим куклам животных для их зоопарка».

Для того чтобы слепить любое животное, дети должны знать, что общего у всех животных, чем они похожи. Если они будут испытывать затруднения, задать наводящий вопрос, какой формы самая большая часть животного. Предложить вспомнить, как они лепили мишку, котенка, зайчика и других. Уточнить особенности тела и других частей разных животных, которых будут лепить ребята. В процессе лепки обращать внимание на использование разнообразных приемов лепки, передачу пропорций, характерных деталей. Напомнить об использовании стеки для обозначения некоторых деталей.

Все вылепленные детьми фигуры составить на общую подставку, рассмотреть, отметить выразительные решения. Сказать детям, что, когда фигурки животных подсохнут, их можно раскрасить, и у кукол будет свой зоопарк.

Материалы. Глина (пластилин), стека, доска для лепки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельностями. Чтение рассказов и сказок о животных. Беседа о посещении зоопарка. Рассматривание иллюстраций. Игры детей (сюжетно-ролевые, театрализованные).

Занятие 106. Рисование «Бабочки летают над лугом»

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

Методика проведения занятия. Тема рассчитана на два занятия.

Спросить у детей, какое сейчас время года. Предложить рассказать, что они видели на прогулке (много цветов, бабочек). Вспомнить, каких красивых бабочек они видели (махаон, лимонница, аполлон, адмирал и т.д.). Сказать, что дети будут рисовать, как бабочки летают над лугом. На отдельном листе бумаги у доски показать, как рисовать крылья бабочек одним слитным движением. Вызвать к доске ребенка для показа, приема рисования бабочки. Предложить использовать акварель вместе с белилами. Уточнить, спрашивая детей, как можно приготовить розовую, голубую, светло-серую краски, используя белила. Напомнить о возможности рисовать белилами цветы, узоры на крыльях бабочек и т.п. В процессе рисования стимулировать использование разнообразных цветов и оттенков, приемов украшения крыльев бабочек.

На занятии дети рисуют луг, на котором растут разные цветы. На втором занятии (оно должно быть спланировано в этот же день – сдвоенное занятие, либо в последующие дни с небольшим перерывом) дети рисуют бабочек.

Обращать внимание на применение различных приемов рисования кистью в зависимости от задач изображения: всем ворсом при покрытии цветом широких плоскостей (трава, небо), при рисовании широких линий; концом кисти делать тонкие линии: травинки, стебельки, лепестки и т. п.

На втором занятии можно предложить нарисовать бабочку (основные части без деталей) сначала простым (графитным) карандашом, а затем раскрасить ее и нарисовать детали (маленькую головку, усики и др.).

По окончании рассмотреть все рисунки. Отметить, какие яркие, нарядные бабочки летают над лугом. Предложить детям выбрать понравившиеся рисунки, рассказать о них.

Материалы. Альбомные листы, краски акварель, палитры, гуашь – белила, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке цветущего луга, летающих над ним бабочек. Рассматривание иллюстрации с изображением бабочек.

Занятие 107. Аппликация «Загадки»

Программное содержание. Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколько частей. Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, аккуратно наклеивать.

Методика проведения занятия. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них на столе в конверте лежит цветная бумага разной формы. Из этих деталей нужно выполнить картинку, кто какую захочет. Спросить детей, как можно разрезать эти фигуры, чтобы получить другие и такой же формы, но меньше. Каждый листок бумаги можно разрезать пополам (прямо, по диагонали): получаются маленькие треугольники, квадраты, полукруги, четверть круга. Из этих частей, ничего не вырезая, надо составить и наклеить задуманный предмет (животное, человека и др.).

Помогать детям, задавая наводящие вопросы, уточнить представления о задуманном, приемах выполнения.

Желательно, чтобы ребенок создал изображение, используя только геометрические формы. Это должна быть не декоративная, а предметная композиция (форма передается сложением геометрических фигур).

Все изображения рассмотреть, предложить детям выбрать наиболее интересные работы, объяснить свой выбор.

Материалы. Наборы цветной бумаги: прямоугольник 5х7 см, 3 квадрата 5х5, 2 круга диаметром 5 см, клей, салфетка, кисть для клея, ножницы, бумага формата А4 белого цвета для наклеивания изображения (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения, чтение произведений художественной литературы, разнообразные игры. Конструирование из разных видов конструкторов, создание поделок из бумаги.

Занятие 108. Рисование «Картинки для игры „Радуга“»

Программное содержание. Учить детей создавать своими руками полезные вещи. Развивать эстетические чувства: чувство цвета, пропорции, композиции. Формировать желание создавать коллективно полезные и красивые вещи. Учить радоваться созданному, рассматривать и оценивать коллективную работу.

Методика проведения занятия. Провести накануне занятия беседу о цветах в рамках ознакомления с окружающим (на занятии, на прогулке или в свободное время с подгруппами детей и индивидуально).

Начать занятие с чтения стихотворения о радуге. Предложить детям нарисовать картинки для дидактической игры «Радуга». Спросить у ребят, где и когда можно увидеть радугу, каких цветов дуги в радуге. Рассмотреть с детьми иллюстрации (фотографии, репродукции картин), уточить последовательность цветов в радуге.

Ребятам, успешно осваивающим рисование, предложить нарисовать радугу на белом листе бумаги формата А4, предварительно протерев бумагу влажным ватным тампоном. Сказать, что радугу нужно рисовать крупно, во весь лист. Предложить всем детям назвать предметы, последовательно на все цвета радуги, и нарисовать по 2–3 картинки с предметами одного цвета, распределив детей по цветам радуги так, чтобы на каждый цвет дети создали 2–3 картинки. Напомнить, что рисовать нужно аккуратно.

В процессе работы подходить к детям, напоминать о правильном расположении изображения на листе, аккуратном использовании материалов; в случае необходимости оказывать помощь.

По окончании работы разложить все рисунки на сдвинутых столах: маленькие листочки разложить в ряды, в соответствии с порядком цветов в радуге. Рассмотреть с детьми рисунки, предложить назвать изображенные предметы, соотнося их с цветами полос радуги.

Материалы. Иллюстрации с изображением радуги. Краски акварель, листы бумаги формата А4 (4–5 листов), листы бумаги 10х10 см для рисования предметов (4–5 листов на каждый цвет радуги), банка с водой, кисти, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с окружающими предметами, явлениями природы. Дидактические игры на развитие чувства цвета.

Занятие 109. Рисование «Цветные страницы»

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца. Добиваться образного решения намеченной темы. Закреплять приемы рисования акварелью, гуашью; учить разбавлять краски водой, добавлять белила для получения оттенков цвета. Развивать воображение и творчество.

Методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать цветные страницы, о которых говорится в произведении С. Маршака «Разноцветная книга».

Спросить, какие еще могут быть цветные страницы. Предложить каждому ребенку придумать свою цветную страницу. Поощрить самостоятельность. Добиваться разнообразия в решении темы.

Готовые рисунки выставить на доске, объединив по цвету. Предложить детям рассказать о своих рисунках, дать их оценку. Отметить проявление самостоятельности и творчества.

Материалы. Альбомные листы, краски акварель и гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение произведения С. Маршака «Разноцветная книга». При наблюдениях, рассматривании иллюстраций обращать внимание детей на передачу той или иной картины при ограниченной цветовой гамме.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

Изобразительная деятельность детей имеет большое значение не только для развития их творчества, формирования у них художественно-творческих способностей, но и для всестороннего воспитания, развития, подготовки к школе. Это становится возможным лишь в том случае, если воспитатель обеспечивает правильное руководство изобразительной деятельностью. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности того или иного ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень освоения им изобразительной деятельности в тот или иной возрастной период. Разработаны критерии и показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. Критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности; обе группы тесно связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты. Для более глубокого анализа изобразительной деятельности необходимо использовать обе группы критериев.

Такой анализ может производиться в научных целях, чтобы охарактеризовать уровень способностей детей, выявить слабые звенья в овладении изобразительной деятельностью. Для оперативного анализа и оценки достаточно анализа продуктов детской деятельности и выполнения диагностического задания с кругами.

Изобразительная деятельность как деятельность художественно-творческая, основывающаяся на изобразительном искусстве, передающем действительность в образной форме, не может оцениваться только на основе количественных показаний. Для оценки художественных произведений большое значение имеют эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные показатели, эмоционально-интеллектуальный опыт. Такой подход относится и к оценке продуктов детского художественного творчества. Это неизбежно входит в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений (анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности) и требует словесной характеристики созданных изображений и процесса их создания. Такой подход необходим и к оценке результатов диагностического задания с кругами, которое детям представляется как решение творческой задачи, придумывание и создание своего образа предмета.

  • учить рисовать гуашевыми красками цветы, смешивая их, использовать различные приёмы: мазки, примакивание, кружение.

Задачи:

  • учить рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы разной формы при помощи смешивания красок и наложения их друг на друга;
  • передавать в рисунке яркость и теплоту лета,
  • отражать на бумаге свои эмоции, чувства и настроения, навеянные музыкой.

Средства и материалы: бумага для рисования, краски гуашь, кисти толстая и тонкая, запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», игрушка «бабочка».

Ход занятия:

В. Ребята, смотрите, кто к нам сегодня прилетел:

Это что за чудо-птица,

Или маленький цветок?

Разноцветная, кружится

С лепестка на лепесток.

Догадались? Конечно, это бабочка! Хотя лето уже прошло, пока тепло, бабочка кружится и летает над цветами, сама такая же яркая и разноцветная, как летние цветы. Но осенью солнце греет все меньше, а цветы без света и тепла вянут. Поэтому бабочка залетела к нам в гости погреться и поискать цветы, ведь ей без них так грустно.

Давайте порадуем бабочку и нарисуем много красочных и ярких цветов. А чтобы нам легче было вспомнить лето, я включу музыку, а вы представьте, как будет порхать бабочка над цветами, а потом расскажите мне, что вы представили и какие это были цветы (звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Вы слышите, какая эта музыка лёгкая и мелодичная, она переливается разными красками, солнечная, игривая, радостная и яркая, как лето. (Дети делятся впечатлениями о музыке и своими представлениями.)

В. Давайте потренируемся, прежде чем рисовать цветы на бумаге, нарисуем их в воздухе (дети берут кисточки и делают в воздухе круговые движения — раз цветок, два, три).

Кто готов рисовать бабочке цветы? У всех хорошее настроение? Но помните, бабочка выбирает самые яркие и большие цветы, надо постараться, чтобы ваши цветы ей понравились. (Музыка звучит все занятие).

Первый цветок, самый большой, мы нарисуем в центре листа, у него круглая серединка и круглые лепестки вокруг. Сначала он был желтый, но когда рос, его пригревало солнышко и своими лучиками оставило красные следы-полоски на лепесточках и точки в середине.

Рядом с ним вырос второй цветок, у него маленькая середина и длинные тонкие лепестки. Пока он рос, был все время недоволен, что не слишком яркий, поэтому в нем смешалось сразу несколько красок: красная (дети рисуют длинные мазки из центра наружу, слегка закругляя); желтая (в такой же технике, некоторые мазки накладывают на красный цвет, некоторые отдельно, все это произвольно), и синяя краска.

Третий цветок необычный, он похож на колосок, у него длинный стебель, на котором растут маленькие цветы. Вначале они были синие, но потом солнышко решило добавить красной краски, и цветок сразу повеселел (дети рисуют стебель — длинный мазок, вокруг него примакиванием синие цветы, а сверху — произвольно, не обязательно точно попадая в контур синей краски — красную краску, используя тот же прием).

Теперь вы можете дорисовать по желанию любые цветы, которые вы видели или придумали сами, листики.

Подведение итогов:

Цветы готовы, мы сделаем поляну для нашей бабочки. (Рисунки выкладываем на полу в большой круг, бабочка летает, выбирая самые удачные цветы, дети объясняют, почему ей понравились эти цветы, как сделать цветок ярче, больше и привлекательнее).

В. Молодцы! Теперь бабочка сможет жить у нас всю зиму, ведь здесь у нее столько красивых цветов.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?