Отчет по самообразованию "Я сам!" (воспитание равственно-трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста). Индивидуальный план работы по самообразованию Самообразование по трудовому воспитанию первая младшая группа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема: Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

Актуальность: Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников отражена в мудром народном изречении - « Без труда нет и добра».

« Добро» в народном понимании - это не с только создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько заключение в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру.

Таким образом, трудовая деятельность детей, как и другие виды детской деятельности, содействуют развитию личности ребенка.

Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – являются целью современного образования. Эти позиции нашли свое отражение в Федеральных государственных требований к основной структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Работа в этом направлении выделена в отдельную образовательную область «Труд».

Цель: Правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Задачи: Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к труду;

Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

Воспитание интереса к труду, трудолюбия, самостоятельность;

Воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми – умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Изучение

Научной

Методической литературы

Сентябрь-

Май

Сергеева Д.В « Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Герепанова И.Б « Дети взрослеют в труде».

Нравственно- трудовое воспитание в детском саду / Под редакцией Р. С Буре – М Просвещение 1987г.

Т. С Комарова, Куцакова, Л. Ю Павлова « Трудовое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации.

Дополнительное изучение интернет ресурсов.

Пополнение природного уголка.

Октябрь-

ноябрь

Беседа по теме: «Труд людей в природе».

Наблюдение за работой дворника.

Работа с родителями и детьми.

Январь

Конкурс: « Лучшая кормушка».

Сделаем столовую для птичек.

Февраль

Изготовление подарков к празднику.

Март

Консультация для родителей.

Апрель

« Воспитания трудолюбия детей»

В настоящее время в детских садах незаслуженно забыто трудовое воспитание дошкольников. Считается, что это направление деятельности не современно и не относится к развивающему обучению. Однако, это не так.
В, в рамках образовательной области , представлены следующие задачи:
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.

Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Напомню, что содержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются:
1. Самообслуживание.
2. Хозяйственно-бытовой труд.
3. Труд в природе.
4. Ручной труд.
Формы организации труда:
1. Поручения.
2. Дежурства.
3. Коллективный труд.

В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка , что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Например,
— в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль);
дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;
— при организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.

Развивающий компонент трудового воспитания будет заключаться в усложнении содержания трудовых заданий и поручений , в связи с приобретением практического опыта у дошкольников. А именно, в увеличении объема работы, степени обобщенности в формулировке заданий, степени самостоятельности детей, повышении требований к качеству.
Работа педагога в данном случае осуществляется с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что тоже соответствует сути развивающего обучения.
Как Вы знаете, зона ближайшего развития – это та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.
То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Вот таким образом трудовое воспитание стимулирует развитие ребенка.

Темы по самообразованию (методические темы) могут быть сформулированы так:
1. Развитие личностных качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности.
2. Реализация задач трудового воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Развитие социально значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

Воспитатель: Николаева Ольга Владимировна.

2015 – 2016 учебный год.

Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».

Актуальность: ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Цель : повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда дошкольников с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.

Задачи :

1. Повышение своего профессионального уровня.

2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

3. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

4. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.

5. Формирование навыков организации своей и общей работы.

6. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Этапы работы:

I. Изучение литературы:

1. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.

2. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Ювента, 2001.

3. Рукотворный мир. Сценарии игр – занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. – М. ; Сфера, 2001.

4. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1977. – 179 С.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.

6. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

II. Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:

Лото «Кем быть?». Игра для детей 5-7 лет;

Иллюстрации о труде взрослых;

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»;

Кукольная одежда;

Семена, ящики с землей.

III. Работа с родителями:

Консультации на темы "Трудовое воспитание ребенка в семье";

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам;

Родительское собрание «Папа – пример в труде»;

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

IV. Оформление опыта работы по теме «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста».

Сроки работы над проектом: Октябрь 2015 г. – Сентябрь 2016г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Знакомство детей дошкольного возраста с видами труда и профессий. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Основной этап.

Январь 2016 г. – Апрель 2016 г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ.

Заключительный этап.

Май 2016 г.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2016 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Самообслуживание

    Показывать последовательность одевания и раздевания (упражнять в застегивании пуговиц, молний, шнурков на одежде и пособиях), объяснять, почему надо убирать вещи на место, аккуратно складывать одежду в шкаф и вешать на стул.

    Наблюдение за процессом одевания и раздевания других детей (личный пример воспитателя).

    Дидактические игры: «У нас порядок», «Покажи Мишке, как надо делать», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Зайки», «Чистим зубы крокодилу», «Покажи такой же цветок», «Волшебное зеркало», «Цветочный магазин» (узнавать растение по описанию). Игры поручения: «Собери семена в коробочку», «Помоги отнести сухие листочки».

    Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.

    Чтение художественной литературы: «Маша- растеряша» Л. Воронкова, «Огурцы» Н.Носов, Г. Лагздынь, потешки.

Хозяйственно-бытовой труд

    Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом, взвешивание). За работой прачки (глажка, сушка, стирка белья). За работой повара.

    Целевое посещение медицинского кабинета, кухни, прачечной (ситуативные разговоры).

    Дидактические игры: «Кукла заболела», «Кому, что нужно для работы», «Готовим обед», «Постирушки», «Помоги Кукле собрать игрушки», «Покажи кукле Маше, как ухаживать за цветами».

    Элементарное дежурство по столовой (выполнение поручений: расставить салфетницы, стаканы).

    Беседы о работе медсестры, повара; рассматривание иллюстраций.

    Чтение художественной литературы: «Айболит» К.Чуковский, Журавлева Е. «Фунтик», Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».

Труд в природе

    В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (полив, рыхление, посадка, сбор семян, прополка).

    Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.

    Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями, зарисовки в «Календаре природы».

    Чтение художественной литературы: сборник «Детям о труде».

    Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток».

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания»;

2. Выставка работ. Тема: «Все профессии важны»;

3. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».

4. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Формы представления результатов самообразования:

Доклад на педсовете, сообщение на педсовете;

Консультация для педагогов;

Творческий отчет;

Проведение мероприятий, развлечений;

Наглядно-иллюстративный материал;

Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Вывод:

Таким образом, мы рассматриваем нравственно - трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Анастасия Караганова
План самообразования по теме «Трудовое воспитание детей в природе» (2014–2015)

воспитатель Караганова Анастасия Владимировна.

Тема : Трудовое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним мир зеленым» .

Цель : Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия, воспитание общественно- направленных мотивов труда , умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Актуальность выбранной темы

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание . Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе , охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе , умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье . Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К . Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда… » На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделяется большое внимание :

Считается важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию , работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

План работы на год

Изучение методической литературы :

1. Труд и наблюдения в природе . М-1987г.

2. Сергеева Д. В. «Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности ».

3. Герепанова И. Б. «Дети взрослеют в труде » .

Работа с детьми :

Пополнение природного уголка и уголка экспериментирования материалами и оборудованием в группе детского сада.

Экскурсия в парк. Подборка дидактических игр. Гербарий «Растения нашего города» .

Беседа по теме «Труд людей в природе » .

Изготовление поделок. Выставка поделок из природного материала «Золотая осень» .

Акция «Оформление птичьих столовых»

Наблюдение за работой дворника. Вывешивание кормушек на участке детского сада. Акция «Берегите елочку»

Изготовление поделок из бросового материала «Елочная игрушка» Чтение стихов о елочке. Изготовление буклетов «Берегите елочку» .Выступленее агитбригады "Росточек"

Выставка поделок «Елочная игрушка» .

Труд в природе «Сгребание снега к деревьям»

Экскурсия в «Зимний сад» в детском саду

Среднесрочные проект «Накормим птиц зимой»

Наблюдение за птицами. Выставка рисунков «Деревья в инее»

Кормление птиц на участке детского сада.

Среднесрочный проект «Огород на окне» Выращивание рассады, уход за растениями.

Акция «Чистый мир»

Экскурсия по экологической тропе на территории детского сада. Уборка и благоустройство территории детского сада.

Акция «Украсим мир цветами» . Высадка рассады цветочных растений и уход за цветами.

Чтение художественной литературы детям о труде . Знакомить с пословицами и поговорками о труде . Подборка художественной литературы детям о трудолюбии .

Работа с семьёй :

Консультация «Воспитание трудолюбия у детей ". Привлечении родителей к участию в акции «Очистим мир» . Уборка территории детского сада от опавших листьев. Выпуск родительской газеты №30.

Организация выставки поделок «Елочная игрушка» Текст издания в родительском уголке. Привлечение родителей к совместному среднесрочному проекту «Накормим птиц зимой» . Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц.

Привлечение для участия в акции «Огород на окне» . Приобретение материалов и оборудования

Акция «Чистый мир» . Работа по уборке и благоустройству территории детского сада.

Привлечение к акции «Украсим мир цветами» Высадка рассады цветочных растений, уход за клумбами

Самореализация :

II Областной конкурс творческих проектов «Я исследователь»

Конкурс проектов г. Самара «Зимний сад моей мечты»

Участие вебинаре на образовательном мортале «Мир учителя»

Участие в семинаре по теме «Трудовое воспитание дошкольников »

Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Арт-талант»

Международный образовательный портал «Мир учителя» .

Отчёт по теме самообразования . Оформление уголка природы .

Публикация материалов на тему «Трудовое воспитание »

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» 2014–2015 год Содержание Срок Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности. Изготовление гербария. Конспект занятия по рисованию.

План самообразования «Эстетическое воспитание дошкольников с помощью народно-прикладного искусства» В 2014- 2015 учебном году я начала работу над темой самообразования «Эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство».

Отчет по плану самообразования за 2014–2015 год «Развитие творческого воображения» Управление образования Альметьевского Муниципального района РТ Отчет по плану самообразования на тему: «Развитие творческого воображения.

Тема: "Современные технологии дошкольного образования" «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек.

План самообразования Багдасарян Е. П. на 2015 – 2016 учебный период Тема: «Особенности развития природной памяти детей от 3 до 7 лет».

Мой план самообразования на 2015–2016 учебный год «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго