Самоанализ занятия в старшей группе «Города-герои. Методическая работа. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю». методическая разработка (старшая группа) на тему Самоанализ воспитателя по патриотическ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание и об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию". В Новосибирской области создан проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015-2020 годы».

Дошкольный период - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства и этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Я.Л. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Под нравственным, патриотическим и культурным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно - патриотическое и культурное воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способно-стей .

Исходя из этого в работе определяю следующие задачи:

Познакомить детей с лучшими образцами отечественной классической

Познакомить детей с музыкальным фольклором.

Дать детям знания по основам певческой гигиены и самоконтроля

Формировать духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, посёлку,

городу средствами музыки и участием в мероприятиях детского сада и

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа средствами

Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного

края и чувства сопричастности к ней через культурно – досуговые

мероприятия.

Повысить уровень музыкального развития детей.

Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как

представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям.)

Воспитывать навыки коллективной деятельности взаимопомощи,

старательности и ответственности.

Воспитывать патриотические чувства через образцы народной культуры.

Создавать на занятиях атмосферу психологического комфорта и

взаимного доверия.

Организовать прослушивание и исполнение музыки с целью

психоэмоциональной разгрузки.

Для решения этих задач я изучила теоретическую литературу, определила условия развития активного восприятия музыки.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Я считаю, что стоит острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, где на основе отечественных произведений будут воспитываться в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Работу по нравственному, патриотическому и культурному воспи-танию старших дошкольников средствами музыки веду по направлениям:

    Знакомство с музыкальным фольклором (слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных, знакомство с народными музыкальными инструментами, знакомство с народной хореографией, музыкальными играми).

    Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание пьес из цикла «Времена года»).

    Разучивание патриотических песен и танцев.

    Участие в мероприятиях детского сада и района (тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты).

Я считаю, что дети-носители русской народной культуры, национальных традиций , поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый и сказочный мир.

По – настоящему понять русскую культуру невозможно, не проникнувшись своеобразным духом, присущим культуре народной. П.И. Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки. Я до старости люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном смысле слова» Фольклор считается школой социального опыта и дает ребенку возможность показать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Чем больше ребенок проникает к народной культуре, тем качественнее он будет владеть разнообразными фольклорными материалами, тем быстрее будет сформирована его личность и тем комфортнее и свободнее он будет себя чувствовать во взрослой жизни, в своей культурной и национальной принадлежности. Делаю вывод, что народное творчество направлено на формирование музыкального восприятия дошкольников, способствует более полному развитию музыкальности, эмоциональности, психических качеств, музыкального творчества, направлено на личностное развитие ребёнка.

Исполнение песни воздействует на слушателей слиянием музыки, голоса и слова, позволяет выразить не только свои чувства, но и способно вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, сострадание, понимание. В этом её особая доступность восприятия детьми.

На занятиях я рассказываю детям о любви русского народа к песне, что песни бывают лирические, хороводные, плясовые. Дети эмоционально откликаются на весёлую музыку, с удовольствием поют.

Народные песни образно яркие, напевные, поэтические. Исполняя песни с детьми я устраиваю импровизационные хороводы и пляски, выделяя при этом, прежде всего, ярко выраженное игровое начало, поэтому что стремление к игре, к актёрству, присуще детям. Игра доставляет им радость, поэтому я вношу элементы игры почти в любую песню. С детьми разыгрываем действия по сюжету песни.

Развиваю певческий голос, даю первоначальные сведения о музыке, использую упражнения, укрепляю голосовой аппарат, слежу за развитием правильного дыхания, провожу беседы по основам певческой гигиены и охране детского голоса. К концу года дети умеют петь без напряжения, плавно.

В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Любовно воспеваются в песнях – хороводах луга, покрывающая «травушка- муравушка», «кудрявая березка», цветущая калина и др.

Когда дети участвуют в хороводе, они будто переносятся в иной мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, лесным соколом и белой лебедью. Здесь я учу детей представлять и сыграть конкретные образы. Также учим с детьми русские народные танцы.

Использую следующие методы обучения ритмики – точный показ педагога, образные пояснения, творческие задания.

Во время исполнения плясовых песен, например «Ой, вставала я ранёшенько» , повторяем с детьми плясовые движения «дробь», «припадание», «верёвочки».

Особое внимание уделяю частушкам. Рассказываю о характерных признаках частушек. Знакомлю детей с частушками разных регионов России. Дети очень любят петь частушки и с удовольствием исполняют их на праздниках.

Дети любят играть в русские народные игры. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевки, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Для детей игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Очень интересной бывает работа по обучению детей игре на ложках. Я провела беседу с детьми о том, откуда появились ложки и как на них стали играть. От занятия к занятию мы стали осваивать новые приемы игры. Музыкальные номера с ложками я включаю в праздники и развлечения.

В 2015 году 25 апреля исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского и поэтому, я думаю очень важно говорить о том, как композитор любил жизнь и каждый день для него имел большую значительность, и как он писал: «…прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Но след остался в его прекрасной музыке, которую мы будем слушать снова и снова и передавать её своим детям и внукам.

Восприятие музыки стоит на первом месте в любой программе по музыкальному воспитанию и поэтому я выделяю особое место этому виду деятельности на музыкальных занятиях в детском саду со старшими дошкольниками. Через раздел «Слушание музыки» я провела цикл занятий по теме: Петр Ильич Чайковский «Времена года», начиная с октября по май, Целью чего является: воспитание гуманной, нравственной личности, развитие патриотических чувств средствами искусства.

Поставила такие задачи:

Формировать знания детей о творчестве П. И. Чайковского при знакомстве с пьесами из цикла «Времена года»;

Развивать грамотную речь детей при анализе произведений, развивать творческие способности через активную деятельность;

Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические качества на основе искусства;

Воспитывать интерес к культуре своего народа, что является неотъемлемой частью при формировании общей культуры личности детей, о чём говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Разработала программу слушания произведений, которая строится по принципу сезонности. К каждой пьесе я подобрала соответственный мате-риал по изобразительному искусству, поэзии, продумала выход в активную деятельность, определила основные воспитательные задачи. (см. прилож-ение№1). Работа проделана большая, но я хочу остановиться на тех моментах, которые получились более яркими. Я поставила цель: знакомство детей с пьесами о народных традициях через классическую музыку П.И. Чайковского «Святки» и «Масленица». Основными задачами здесь являются: - воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, приобщать детей к истокам русской народной культуры посредством восприятия классической музыки, народных игр, песен, развивать двигательную, театрализованную деятельность.

На первом занятии мы просто прослушали произведение «Святки», отметили его настроение, название. Рассказывала детям о содержании праздника: святки – это время от Рождества до Крещения, праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, гадали о своей будущей судьбе, в семьях царило праздничное веселье. Ряженые одевались ради шутки, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. На втором занятии произвели анализ произведения, говорили о средствах выразительности в музыке. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки. Рассматривали детскую иллюстрацию, где девочки погружаются в таинство – они гадают на расплавленном воске и мечтают о том, какой подарок им подарят к празднику: может быть, куклу или украшение, а младшая сестрёнка тоже очень интересуется и не отходит от старших девочек. Далее в музыкальные занятия я включала игры и танцы, которые характерны для проведения развлечения «Святки». Это, например, такие игры и хороводы: «Шёл козёл по лесу», «Катание колеса», «Золотые ворота» и др. Была проделана предварительная работа совместно с воспитателями: просмотр презентации «Колядки», беседа «Святки». Я определила задачи проведения развлечения: - познакомить с обрядом колядования, обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными движениями.

Для родителей была оформлена папка – передвижка по данной теме, также родители хорошо помогли при разучивании с детьми стихов и колядок.

Воспитатели очень активно принимали участие при подготовке к мероприятию: шили костюмы, учили роли, оформляли музыкальный зал.

Детей встретила добрая хозяюшка и скоморох. После чего дети читали стихи, колядки – Коляда идёт к нам в дом,

И мешки несёт с добром!

Скоморох очень весело и задорно проводил игры. Обязательными гостями стали коза и медведь с весёлой сценкой, после которой все весело танцевали. Так же был и элемент гадания – «девочки цыганки» предлагали достать предмет из коробочки, который в свою очередь что-то означал, например, хлеб – житьё в достатке, конфета – лучше нету радости для ребят чем сладости и др. Пригласили и Бабу Ягу для весёлой игры «Здравствуй бабушка Яга!». В конце никто не остался без угощения (см. приложение2).

В феврале с детьми слушали «Масленицу» П.И. Чайковского. Три музыкальных занятия мы слушали, анализировали музыкальное произведение. "Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притопыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Рассматривали картину Бориса Кустодиева «Деревенская масленица» (Гармонист). Говорили о том, что гармонист весело играет, пляшет и у него выступил румянец на лице, на заднем плане Видно катание на лошадях, наряженные люди, дети, все веселятся и ждут прихода весны, хотя ещё лежит снег. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь.

В конце масляной недели мы с воспитателями решили провести «Проводы зимы» с целью дать детям представление о народном празднике. Праздник начался в помещении детского сада. Весёлые скоморохи не давали детям скучать, играли и танцевали, после чего праздник перешёл на улицу, где по традиции сжигали чучело и вместе с ним сгорело всё плохое - болезни, напасти, невзгоды прошлого. На праздник пришла и «Весна», которая тоже поиграла с детьми. Проводили игры, которые традиционны для данного праздника – перетягивание каната, катание на санках, пели русскую народную песню «Блины» под звучание баяна, после чего угощались румяными блинами (см. приложение№3).

Оба развлечения прошли на эмоциональном подъёме, дети делились впечатлениями дома с родителями. Анализируя опыт проделанной работы я для себя решила, что буду дальше знакомить старших дошкольников с народными праздниками через синтез искусств. Например:

А.А. Римский Корсаков - опера Снегурочка.3д., Вступление: Сцена в заповедном лесу Хоровод «Ай во поле липонька...» и Песня «про бобра»);

Л.В. Бондаренко - художественная роспись по дереву, «Гуляние на Ивана Купала»;

А. Цыбульская «Стихи на Ивана купала»;

И. Ф. Стравинский –«Русская» из балета «Петрушка» - Выход Петрушки;

А. Виноградова «Петрушка» - картина;

Л.Зубарев «Петрушка» - стихи.

Музыкальные занятия я стараюсь проводить на хорошем творческом и эмоциональном подъеме, чтобы приносить детям радость, потому что только такая атмосфера будет способствовать воспитанию интереса к музыке, эмоциональному раскрепощению.

Свою работу веду по программе, которую составила на основе основной общеобразовательной программы детского сада, программы М.В. Хазовой «Горенка», которая привлекла меня тем, что считает основным путём воспитания общечеловеческих качеств – приобщение ребёнка к своей национальной культуре и также использовала полихудожественный подход к воспитанию дошкольников по программе Самолдиной К.А.

В перспективное планирование музыкального репертуара включила

40% музыкального репертуара, направленного на патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников (см .приложение№4).

Так как репертуар является основой воспитания личности дощкольников, он отвечает следующим требованиям:

    Развивающий и воспитывающий характер словесно – музыкального материала.

    Доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей.

Степень сложности произведений

    соответствует уровню подготовленности детей.

    Репертуар носит гуманистический характер, что утверждает позитивное жизненное начало.

    Репертуар направлен на пробуждение чувств: радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.

Участвуем в мероприятиях детского сада и района, это - тематические праздники, развлечения, конкурсы, концерты. Особое внимание уделяем государственным патриотическим праздникам: 9 мая, День защитников Отечества, День России, 8 марта. Осенние праздники отмечаем в форме ярмарки, также обязательно уделяем большое внимание Дню космонавтики. Участвуем во всех районных конкурсах патриотической песни. Участвовали 20.01.2013году в районном конкурсе эстрадной песни «Песни нашего детства, посвященному 100-летию со дня рождения героя Советского Союза А.И. Покрышкина, (см.приложение№ 5) , 23 февраля 2013 года участвовали в районном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (см. при -ложение№6) Дети неоднократно выступали на педагогических конференциях районного значения, выступали на родительских собраниях и перед детьми младших групп, на конкурсе «Воспитатель года 2011г» , на семинарах заведующих ДОУ (см. приложение№7). По приглашению управления образования администрации Мошковского района выступали в Мошковском районном Клубном объединении на рождественских чтениях 25 декабря 2014года, где исполнили «Танец с платками» под песню Ю.Тарана «Россия-ты моя звезда» , а ранее 1 октября на День пожилого человека, там же танцевали танец «Грибы-грибочки»(см. пр иложение№8). Затем провели праздник в детском саду, куда пригласили бабушек и дедушек, о меропри-ятии было освещено в районной газете. Корреспонденты районной газеты «Мошковская новь» частые гости наших мероприятий. Стало традицией в нашем детском саду проводить концерт на «День пожилого человека». Такие мероприятия позволяют воспитывать уважение и любовь к старшему поколению. На празднике мы объединяем мир трёх поколений - детей, родителей, бабушек и дедушек. Очень любимы детьми праздники, посвящённые маме – «День матери» и «8 марта». Любовь к Родине начинается с любви к матери, поэтому мы с трепетом и любовью вместе с детьми готовим эти праздники (см. приложение№9).

Также участвовали во «Всероссийском конкурсе детских утренников, театрализованных представлений «День Победы,69 лет», где заняли 3 место по Сибирскому федеральному округу (см. приложение№10). Получили диплом 1 степени за 1 место в районном этапе Областного смотра-конкурса дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию дошкольников «Экобеби» - 2014(см. приложение№11 ).

Первое место по Новосибирской области во Всероссийском конкурсе заняли за «Осеннюю ярмарку» (см. приложение№12). 15 февраля 2015г., с ансамблем «Непоседы» заняли 3 место в конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», где исполняли песню «Сегодня салют», музыка М. Протасова, слова В. Степанова (см. приложение№13).

Участвую в научно-практических конференциях и круглых столах разного уровня. Участвую на педагогических советах в детском саду, провожу открытые занятия. 19 декабря 2011г. участвовала в районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений

Самоанализ проектной деятельности

Нештак Юлии Сергеевны

Воспитателя 2 квалификационной категории

Я, Нештак Юлия Сергеевна, имею высшее специальное образование по специальности «Педагогика и психология». В 2007 году окончила «Новосибирский государственный педагогический университет».Имею стаж педагогической работы 4 года. С сентября 2010г. работаю воспитателем дошкольного отдела МБДОУ № 388, до этого в течение 3 лет работала воспитателем в ДОУ № 333.

В настоящее время усилено внимание со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ к решению задач патриотического воспитания. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

Целью своей педагогической деятельности считаю формирование ребенка как свободной, творческой, духовно-нравственной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией.

Для реализации поставила цели:

​  изучить педагогическую литературу по заявленной проблеме; выявить качество гражданско-патриотических знаний детей

​  разработать систему педагогической деятельности по воспитанию патриотизма как любви к родному городу, родной стране

​  провести диагностику эффективности использования системы (приложение 1, 2)

​  обобщить и систематизировать педагогический опыт по заявленной проблеме

Важнейшим условием реализации заявленных целей и задач является программно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

В самоанализе представлены результаты работы, полученные в процессе реализации Программы «Детство»(под ред. Логиновой В. И.), направленной на всестороннее развитие ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сейчас, я работаю по примерной образовательной программе»Успех» которая выстроена в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Требования включают обязательное планирование результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы, описывающих интегративные качества ребенка, одним из которых является « первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе…»

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Что такое «патриотизм»? В разные времена пытались дать определение этому понятию многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа к его великим корням, к таким вечным понятиям, как род. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, реализация деятельности по данному направлению включает решение целого комплекса взаимо-связанных задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому детскому саду, улице, городу
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной – в играх, в труде, в быту, в педагогических ситуациях. В ходе реализации этих задач мы помогаем формированию у ребенка не только патриотических чувств, но и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности, формировании патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. По результатам проводимой в начале работы диагностики было выявлено, что многие дети ничего не знают о малых формах фольклора (потешках, колыбельных, частушках и.т).(приложение3) Поэтому был разработан проект «Играем и поем» целью которого было знакомство детей с жанрами фольклора. Этот проект актуален так как на протяжении нескольких лет Россия испытывает не только экономические трудности, но и трудности в воспитании подрастающего поколения. В последние десятилетия нити, которые связывают старшее и подрастающее поколения нарушены. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений и дать детям нравственные устои, которые, ярко выражаются в малых формах фольклора.

Таким образом произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со своей страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья

любимая страна

детский сад

родной город

родная улица

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти составляющие присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Работу по патриотическому воспитанию дошкольников я начала с того, что пересмотрела содержание и оформление стенда по патриотическому воспитанию детей. Были приобретены новые дидактические и наглядные пособия, атрибуты, связанные с государственной символикой. В нашей группе появился символ нашего города «Городовичок», выполненный родителями в объеме. Этот символ повышал мотивацию детей к различным формам работы по данному направлению.

Я стараюсь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я сама хорошо изучала, подбирала материал - что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Немаловажное значение в формировании представлений о родном крае имеет правильная организация развивающей среды. Развитию поискового интереса способствуют различные формы музейной педагогики, как-то: виртуальные экскурсии с Городовичком – символом нашего города; создание уголка краеведения со сменными экспозициями по темам блоков проекта. В программе «Успех» большое внимание уделяется такому виду детской деятельности как коллекционирование. Дети вместе с родителями с удовольствием собирают материалы для экспозиции в нашем уголке краеведения. (См. приложение 3)

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

​  повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

​  везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

​  повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

​  люди берегут и охраняют природу;

​  есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Продолжением данной работы является знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Формированию чувства гордости за свою страну способствует знакомство детей с наиболее важными событиями истории, спорта, культуры: победа в Великой Отечественной войне; полет в космос первого человека земли Ю.А.Гагарина; победа российских спортсменов на чемпионатах по хоккею, футболу, фигурному катанию;

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникает негативное восприятие данных проблем. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, опираясь на следующие принципы:

​  "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

​  непрерывность и преемственность педагогического процесса;

​  дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

​  рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

​  сочетание научности и доступности исторического материала

​  принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;

​ 

​  развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

« Семья», « Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.

Одним из основных принципов деятельности в соответствии с ФГТ является календарно-тематический подход. (приложение 4)

Основные формы совместной деятельности взрослого и детей являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его существования. Наряду с использованием в образовательном процессе относительно новых форм совместной деятельности взрослого и ребенка я не отказываюсь от употребления ряда старых, например бесед (Моя улица; Природа моего края) разговоров, экскурсий (Почта; Монумент славы; Зоопарк), наблюдений (Транспорт нашего города; Деревья в разное время года), рассматривания (иллюстраций о разных видах транспорта; открыток с видами города; иллюстраций с изображением птиц, животных)

Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, используется интегративный подход, объединяющий в одной теме несколько образовательных областей: познание, коммуникацию, социализацию, музыку, художественное творчество и др. (например, "Мой город", "Столица нашей Родины - Москва").

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Работа, организованная в тесном сотрудничестве с семьей, объединяющая разные поколения, способствует позитивному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей семье, малой родине, стране.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие, которого я придерживаюсь в работе. (приложение 5)

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

​  семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

​  счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Интерес родителей к родословной своей семьи я использую, для мотивации их к взаимодействию с детским садам по воспитанию детей в этом направлении. Родители с детьми придумывали герб своей семьи, составляли генеалогическое древо (приложение 6)

Большое значение в своей работе я отважу- семейным экскурсиям по району, городу, посещение родителей с детьми отдельных предприятий и учреждений города, памятных мест и т.. При активной помощи родителей был создан альбом « Памятные места нашего города».

Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией. С этой целью проводятся консультации (« Воспитание любознательного ребенка»; « Что вы читаете детям») , круглые столы («Без колыбельной ни куда»). Традиционно каждой осенью в нашей группе проходит выставка «Дары осени», а весной – выставка пасхальных яиц., Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Вся работа ведется блокам:

​  блок - «Моя семья»

​  блок - «Родной город»

​  блок - «Родная страна»

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезкам.

Блок - «Моя семья».

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 111 своему сыну Никола «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

Корни каждого - в истории и традициях семьи

Семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций

Счастье семьи - счастье и благополучие народа

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Блок - «Родной город».

Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Новосибирской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству

Блок - «Родная страна»

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. (приложение 7)

В перспективе планирую продолжать работать по данному направлению. Я думаю, что поведенная работа с детьми и их родителями была успешной. В итоге реализации данного проекта у многих детей сформировались знания малых форм фольклора, появился интерес к изучению устного творчества (сказок, былин, пословиц и поговорок, загадок). Многие дети проявляли чувство гордости за свою страну, с интересом участвовали в совместной деятельности, знакомились с историческими, спортивными, культурными событиями в жизни нашей страны. Во время бесед дети охотно рассказывали об участии членов своих семей в исторических событиях города, страны (прабабушки и прадедушки в В.О.в, строительство заводов, мостов, метро, участие в акциях и т.д). Родители воспитанников, становясь равноправными участниками педагогического процесса, отмечают улучшение микроклимата в семье, укреплению связи поколений, а также интерес детей к совместной деятельности с родителями. Считаю, что работа по заявленной системе должна быть продолжена по направлениям:

Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников

Укрепление и развитие поликультурных связей

Формирование толерантности как одной из граней гражданственности и патриотизма


Мария Протопопова
Самоанализ занятия «Большая и малая Родина»

Самоанализ

занятия

Выполнила : Протопопова М. В.

Вид занятия : учебно-познавательное.

Возрастная группа : старшая.

Тема : «Большая и малая Родина »

Вид занятия , его структура :

1. У детей данного возраста наглядно образное мышление, поэтому все занятии проводятся в игровой форме. Цель занятия :

Развитие духовно-нравственных, патриотических качеств личности ребенка.

Формирование культурной компетентности в процессе комплексной реализации федерального стандарта содержания образования посредством национально – региональных и местных компонентов.

Эффективное применение знаний, умений, навыков в жизни.

2. Задачи :

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Формирование бережливого отношения к природе и всему живому.

Воспитание чувства уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, чувства ответственности, гордости за свой народ.

Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой .

4. Время занятия использовано рационально (имеются теоретическая и практическая части, теоретическая часть занятия состоит из организационного момента, вопросов и беседы по основной теме, практическая часть из игровой деятельности, где дети рисовали достопримечательность города и слаживали картинку из геометрических фигур. Целесообразно распределено время на теоретическую часть, физминутку, практическую часть. Во время занятия использовала наглядно-демонстрационный метод (показ презентации на выбранную тему, словесный метод (беседа с детьми, чтение стихов, поговорок и пословиц, рассказ, объяснение, пояснение по слайдам, практический (рисование в технике «Мятый рисунок» ). Виды деятельности детей лаконично переходят одна в другую. Приемы организации занятия для эмоциональной заинтересованности во время занятия использованы : игра вопросы-ответы, слайдовая презентация, пословицы и поговорки, правила гражданина «Настоящий гражданин не будет ….» , сюрпризный момент.

5. Эффективно использовала наглядное оборудование, задействовала работу основных анализаторов систем (слуховые, зрительные) для повышения эффективности и результативности работы.

6. Я, считаю, что цели занятия удалось реализовать . Не зря на занятии были использованы информационно – компьютерные технологии, так как одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично , научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях , даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Малая Родина Лагань» Цель: Познакомить детей с понятием «Малая Родина». Вызвать интерес к познанию истории Родины, вызвать гордость за свой город, желание сделать.

Интегрированное педагогическое мероприятие «Большая и малая Родина» (подготовительная к школе группа) Интегрированное педагогическое мероприятие Тема: «Большая и малая Родина» Подготовительная к школе группа Тип занятия: интегрированное.

Конспект занятия в старшей группе «Родина большая и маленькая» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. «Большая и малая Родина». Автор разработки: Рикун Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ.

Конспект занятия «Моя малая Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».

Конспект занятия «Тольятти-моя малая Родина» Конспект занятия «Тольятти - моя малая Родина» (в группе с детьми с ОВЗ 8 типа младшего школьного возраста) Цель: познакомить детей с символикой.

Конспект занятия во 2 классе «Моя малая Родина» Конспект занятия во 2 классе «Моя малая Родина». Цель занятия: развитие интереса обучающихся к изучению истории города Валуйки, его людям,.

Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, я дала представления о том, что это наша малая Родина. Но дом – это не.

Ольга Анатольевна Шилова
Самоанализ деятельности воспитателя

Моё педагогическое кредо - самое высокое умение всякого воспитателя , самое мудрое его искусство - это умение получать радость от самого общения с ребёнком .

По теме нравственно-патриотическое воспитание детей я работаю в

течение 15 лет. Целью моей педагогической деятельности является формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи :

-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, Родине;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Развитие у детей интереса к доступным явлениям общественной жизни;

- воспитание любви и уважения к армии;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам. Повышение моей профессиональной деятельности проходит через активное

изучение педагогического опыта, посещение занятий коллег, изучение новинок педагогической литературы : «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохиной, З. С. Дмитриенко, «Патриотическое воспитание дошкольников » К. Ю. Белой, «Направленность ребёнка на мир семьи» О. В. Дыбиной, «Мой родной дом» , «Маленькие россияне» Н. А. Ариповой-Пискарёвой.

В основу разработки перспективного плана по выбранной теме и решение поставленных задач, взяла методическое пособие «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Витохиной. В нём, на мой взгляд, наиболее полно обобщена и подробно раскрыта тема нравственно-патриотического воспитания детей во всех возрастных группах, даны методические рекомендации и конспекты занятий.

Решая поставленные перед собой задачи, постаралась создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.

В уголок краеведения мной был собран материал :

Альбом «Мой город» , где представлены герб Сургута, фотографии с достопримечательностями города, книги о его истории;

Альбом «Мой край» , где показана природа края, культура народов ханты, освоение нефтяных богатств;

Альбом «Моя страна» , где дети увидели герб, флаг России, фотографии первых руководителей страны, разнообразие животного и растительного мира России.

Чтобы показать детям масштабы нашей необъятной Родины, приобрела карту России, глобус.

Для обогащения знаний детей о животных и растениях, в уголок природы поместила красочный иллюстративный материал : «Дикие домашние животные» , «Хищные птицы» , «Деревья» , «Ягоды» , и т. д. Подобрала дидактические игры : «Времена года» , «Чей домик?» , «Чья мама?» , «Кто, где живёт?» , «Большие и маленькие» , «Во саду ли, в огороде» .

Для формирования у детей представлений о себе и своей семье создала

семейный уголок. Приобрела демонстрационный материал для

индивидуальных бесед по темам : «Моя семья» , «Права ребёнка» , «Уроки

вежливости», «Уроки доброты» , «Я и моё поведение» . При помощи

родителей были собраны фотоальбомы : «Здравствуйте, это я!» , семейные

панно «Моя семья» . Также, собрали множество фотографий из жизни детей в детском саду и сделали альбом «Как мы счастливо живём в детском саду.

Для творческого развития детей в музыкально уголке собраны различные детские музыкальные инструменты, в том числе русские народные : бубенцы, трещётки, гусли, тарелки и т. д.

В театральном уголке есть различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, шапочки. В уголок ряжания родители сшили сарафаны, рубахи, юбки, косынки и др.

В уголок изобразительной деятельности я собрала иллюстрации и игрушки народного творчества. Здесь дети имеют возможность рисовать, лепить, заниматься аппликацией.

Все мы знаем, что игра - основной вид деятельности ребёнка . В ней он отражает весь окружающий мир. В группе созданы все условия для сюжетно- ролевых игр детей : больница, шоферы, магазин, парикмахер, моряки и др.

Для развития мышления, памяти, логики использую дидактические игры, которые провожу по подгруппам, индивидуально в удобное время, также рекомендую их родителям для занятий с детьми дома.

В работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию использую следующие формы работы :

Тематические занятия : «Наша группа» , «Моя семья» , «Мой город» , «Идём в лес» , «Дети Севера» , и др.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на близлежащую улицу, к светофору.

Экскурсии в медицинский кабинет, а в прачечную, на кухню.

Беседы : «Природа России» , «Летят самолёты » , «Наша армия» , «Моя мама» и

Игры - беседы : «Каждой вещи свое место» , «Моя малая Родина» , «Я люблю маму и папу» , «Ушки - неслушки» и др.

Игры - путешествия : «Мой город» , «В хвойном лесу» , «Где прячется солнце» и др.

Тематические праздники : «Осенины» , «День Победы» , «Масленица» , «Ярмарака» , утренники : «Новый год» , «8 марта» и др.

Для диагностики умений и знаний детей применила материал из учебно-методического пособия О. В. Дыбиной «Диагностика направленности ребёнка на мир семьи» . В результаты изучения умений и знаний детей младшего возраста по нравственно-патриотическому воспитанию , получила результат : в начале года 34%, в конце - 79%. Анализируя проведённую работу и полученные результаты диагностики, можно говорить о динамике развития знаний, умений и навыков у детей по формированию нравственно-патриотических чувств.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они стали активными помощниками воспитателя и участниками жизни детей в детском саду. Мамы и папы помогали оформлять группу, собирать различный материал, шили, вязали, мастерили, делали поделки. Принимали участие в выставках : «Осень золотая» , «Матрешка» , «Кормушки для птиц» . С удовольствием участвовали

во всех праздниках. Так, в ноябре этого года в группе провели праздник «День матери» . Никто не ожидал, что придут все до одной мамы. Дети пели песни читали стихи, играли в весёлые игры со своими мамами. Праздник получился душевным и весёлым. В конце всем мамам дети вручили подарки, изготовленные своими руками. О том, как дети, родители и воспитатели круглый год трудятся на участке, я подготовила фотоальбом «Мы трудимся» . В течение учебного года для родителей были проведены консультации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе», «Народная педагогика и воспитание ребёнка в условиях семьи». Организовала семейный праздник «Давайте познакомимся» . Оформила стендовый материал «Моя милая мама» , «Наши замечательные папы» , «В здоровом теле - здоровый дух» , «Наше звонкое лето» , «День матери» .

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей я провожу в тесном контакте с узкими специалистами детского сада и родителями, посещаю занятия педагогов других детских садов, знакомлюсь с новой литературой, стараюсь использовать в своей работе новый, интересный материал по нравственно-патриотическому воспитанию .

Считаю необходимым продолжать начатую мной работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей в дальнейшем .

Ольга Стукалова
Самоанализ занятия в старшей группе «Города-герои»

Задачи :

Обобщать и систематизировать знания детей об истории своей страны, о защитниках Отечества;

Учить чтить память павших бойцов;

Знакомить детей с городами – героями Москва , Ленинград

Воспитывать любовь к Родине.

Цель :

Продолжать воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне, уважение к защитникам Отчизны формирование интереса к истории своего народа, сохранению патриотических традиций старших поколений . Продолжать знакомить детей с городами – героями Москва , Ленинград (Санкт –Петербург) .

Продолжать развивать познавательную активность; пополнять знания об истории нашей Родины, познакомив их с основными фактами и реалиями Великой Отечественной войны; воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов, стремление быть приемниками лучших традиции своего народа, гордости за свою страну.

Организационная деятельность, подготовка к занятию .

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно , в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Данная структура занятия вполне оправдана . Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на занятии характеризуется как совместная, индивидуальная.

На занятии я применяла следующие формы работы : фронтальную, индивидуальную, групповую .

Методы :

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно - демонстрационный (изображение фотографий городов Москвы и Ленинграда , карта «Дороги жизни» ,письмо с фронта).

3. Практический (складывали письма «треугольник» , составление карты «Дороги жизни» );

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в виде составления карты «Дороги жизни» )

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены!

НОД своей цели достигло!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?