Почему ребенок не кушает в детском саду. Что делать, если ребенок не хочет есть в детском саду: советы педиатров и психологов. Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Такая ситуация встречается сплошь и рядом. Понятно, что это вызывает у родителей озабоченность и даже тревогу. Хотя – особо тревожиться не стоит. Во-первых, отказ малыша от еды в детском саду обычно не вызывает никаких серьезных последствий для самочувствия ребенка. Во-вторых, такой «детский бунт» всегда имеет свои причины, о которых родителям необходимо иметь четкое и ясное представление.

Психологические причины, из-за которых ребенок отказывается от еды

Мало какой малыш с удовольствием кушает в первые дни своего пребывания в садике. Вначале ему необходимо привыкнуть к новому месту и незнакомым людям, которые его окружают. Иначе говоря, адаптироваться. Адаптация – одна из главных причин отказа ребенка кушать. Родители должны понимать, что резкая смена обстановки – это всегда стресс для малыша. Основные причины детского стресса в данном случае таковы:

  • Ранний подъем. В домашней обстановке ребенок мог просыпаться тогда, когда он выспался. В детсад его будят насильно и очень рано. Понятно, что детский организм и психика должны приспособиться к новому для него режиму. Пока же этого не произошло, малыш будет капризничать и отказываться от еды;
  • В детском саду много новых игрушек, которые могут быть интересны малышу. И пока он такими игрушками «не наиграется», ребенок, скорее всего, будет отказываться от еды, считая, что детсадовские завтраки и обеды мешают ему играть;
  • Слишком много ровесников. Дома малыш большей частью общался лишь с родителями, братом или сестрой, бабушкой и дедушкой или двумя-тремя ровесниками в песочнице во дворе. В детсаду круг его общения значительно расширился. Теперь его окружает множество сверстников. В первые дни своего пребывания в садике ребенок будет пытаться установить с ними отношения и, что называется, найти свое место в коллективе. Это – сложный психологический процесс, требующий много сил, и потому малыш может отказываться от еды;
  • Обычно, особенно в первые дни пребывания в детском саду, ребенку кажется, что его мама ушла и больше никогда не вернется. При этом никакие уверения, что мама обязательно его вечером заберет, на малыша не действуют. Так устроена детская психика. Ясно, что в таком состоянии малыш просто не может кушать, как следует;
  • Ребенок привык слушать только маму, и не желает слушаться воспитательницу. По этой причине он также может отказываться от еды в садике;
  • Будучи дома, малыш привык, что перед началом приема пмщи ему всегда рассказывают сказку, читают книжку или показывают мультфильм. По понятным причинам никто в детском саду специально для него этого делать не будет. В результате ребенок, не дождавшись сказки или любимого мультика, может отказаться есть;
  • Отказываясь кушать, малыш тем самым пытается манипулировать родителями. Он прекрасно осознает, что отказ от еды заставит родителей переживать и тревожиться, и они постараются забрать его как можно раньше, а то и вовсе не приводить больше в детсад. Такое проявление далеко не единственное в данной ситуации. Другими эгоистическими проявлениями могут быть ежеутренние детские истерики, попытки бежать вслед за мамой, когда она оставляет ребенка в детском саду и т. д.

Это – лишь основной и самый общий перечень психологических причин, из-за которых малыш может отказываться кушать. Поскольку всякий ребенок – личность, то у каждого из малышей могут быть индивидуальные причины для отказа. Об индивидуальных особенностях характера ребенка родители должны уведомить воспитателей. Что касается воспитателей, то, соответственно, они обязаны учесть эту важную родительскую информацию, и постараться по мере возможности учитывать ее в процессе общения с ребенком.

Другие причины, из-за которых ребенок может оказываться от еды

Помимо психологических моментов и нюансов, дети могут оставаться голодными в детском саду и по другим причинам. Вот лишь самые распространенные из таких причин:


  • Ребенок очень избирателен в еде, и ему не нравятся детсадовские блюда. Сюда же можно отнести и то, что ребенок просто боится пробовать ту еду, которая ему не знакома. Если малышу исполнилось 2-3 года, то в силу возраста у него еще не успели сформироваться какие-то предпочтения в еде. В этом случае через несколько дней он привыкнет к новым для него блюдам. Если же ребенок впервые попал в детсад в 4-5-летнем возрасте, то привыкать к незнакомой пище он будет дольше и тяжелее;
  • Отказываясь есть, ребенок таким образом выражает протест. Такой детский «бунт» обычно бывает в нескольких случаях: малыш недавно поступил в садик, у него поменялась воспитательница, к которой он успел привыкнуть, его перевели в другую группу, ему не разрешили играть любимой игрушкой и т. д.;
  • Малыш оказывается от еды, потому что плохо себя чувствует: у него простудное заболевание, болит живот, и т. д.;
  • У ребенка врожденная аллергия на те или иные продукты. Об этом родители обязательно должны предупредить воспитателей перед тем, как отдавать малыша в детский сад;
  • Малыш мало ест по причине своих врожденных особенностей, и потому не в состоянии съесть все то, что ему предлагают в детском саду. Особенно это присуще детям, у которых маленький рост и вес, а также спокойный характер;
  • Будучи дома, ребенок привык к другому, чем в садике, режиму питания. Другими словами, в детсаду он не хочет кушать, когда ему предлагают, и хочет – когда это невозможно. Сюда же можно отнести и то обстоятельство, когда в домашних условиях малыша кормят не по режиму, а тогда, когда он попросит или когда это удобнее родителям;
  • Ребенок не умеет самостоятельно кушать ложкой. Прежде чем определить малыша в детский сад, родители в обязательном порядке должны и другими столовыми приборами. Если по каким-то причинам этого сделано не было, то почти наверняка малыш будет в садике голодать. Может так случиться, что воспитательница, занятая другими детьми, просто не обратит внимания на малыша-неумеху, чтобы его покормить;
  • Ребенка кормят перед тем, как отвести в садик. Понятно, что в этом случае малыш вряд ли станет кушать детсадовские блюда. Точно так же он не будет есть и тогда, когда родители набивают его карманы печеньями и конфетами «для перекуса»;
  • Ребенок плохо ест потому, что на него влияет время года. Известно, что летом дети растут быстрее, чем в зимнее время, а потому и кушают они летом с большим аппетитом, так как им необходимо больше энергии для роста;
  • Малыш чрезмерно подвержен природным биоритмам. Подверженность природным биоритмам – особенность многих людей, как взрослых, так и детей. По этой причине некоторые люди (в том числе и дети) могут не испытывать голода утром или вечером или – в это время кушать лишь какую-то определенную пищу, а не все, что им предлагают;
  • Ребенок может быть не голоден в силу своего спокойного характера и, как следствие, малой физической активности;
  • Процесс, связанный с едой, вызывает у малыша неприятные ассоциации. Это может быть в тех случаях, когда дома его часто ругают за то, что он не умеет вести себя за столом, плохо ест, роняет пищу на стол или на пол и т. д. В этом случае в саду ребенок также подспудно будет ожидать строгих замечаний и упреков, и, соответственно, мало кушать;
  • Малыш может плохо кушать из-за непоседливости и любопытства. Дети-непоседы не могут сидеть за столом долгое время, часто отвлекаются, шалят, что называется, заглядывают в чужие тарелки. Из-за этого они часто остаются голодными не только сами, но и мешают кушать другим;
  • Может случиться и так, кто кроха элементарно не наедается детсадовской едой. Причины здесь могут быть разными: некалорийная или плохо приготовленная еда, маленькие порции и пр.;

Опять-таки следует еще раз отметить, что это – далеко не все причины, из-за которых дети могут отказываться от еды в садике. Очень многое зависит от психологии, характера и физических особенностей каждого конкретного малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Что делать, чтобы малыш кушал

Если говорить в общем, то ответ на этот вопрос очевиден. Чтобы ребенок не отказывался в садике от еды, необходимо выявить и устранить причины, по которым он не хочет (или не может) кушать. О причинах уже было сказано. Поговорим о том, как их можно устранить:


  • Перед тем, как отдать ребенка в садик, надо научить его самостоятельно пользоваться ложкой и другим предметами, которые применяются за столом. Ребенок, наученный пользоваться столовыми приборами, в психологическом плане чувствует себя намного уверенней, а потому и кушать он будет охотнее. ;
  • Необходимо постараться, чтобы дома у малыша был примерно такой же режим дня, как и в саду. Другими словами, кормить и укладывать спать малыша надо в то же самое время, что и в садике. Приспособившись к одинаковому режиму, ребенок приобретет привычку завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время, в результате чего он охотней станет кушать в детсаду;
  • В домашнее детское меню следует вносить разнообразие, стараясь, чтобы некоторые блюда были похожи на те, которыми малыша кормят в детском саду. Привыкнув к разнообразию блюд, ребенок перестанет бояться незнакомой еды, и в результате начнет кушать не только дома;
  • Следует всячески стараться, чтобы завтраки, обеды, полдники и ужины вызывали в малыше приятные ассоциации. Ни в коем случае не надо торопить ребенка во время еды и, тем более, критиковать его за неловкость и неумение. Наоборот, каждый детский успех надо стараться хвалить. Это выработает в ребенке уверенность в том, что он все делает правильно. Давно известно, что уверенный в себе человек ест гораздо больше и с большей охотой, чем неуверенный, запуганный и закомплексованный. Однако в данном случае надо соблюдать меру в том смысле, чтобы не превратить процесс еды в развлекательный аттракцион, иначе ребенок может это воспринять как должное, и в дальнейшем не захочет есть без развлечений;
  • Если малыш «бунтует» (отказывается от еды), чтобы вызвать у родителей жалость с тем, чтобы они не отводили его в детсад, то в этом случае убедить его, что детсад – это его работа (как и у мамы с папой);
  • Уважительное отношение к чужому труду – еще один способ убедить малыша в том, что ему обязательно надо кушать. Крохе следует объяснить, что тетя повар готовила еду именно для него, и если он откажется кушать, то тем самым ее обидит. Очень полезно время от времени показывать ребенку, как готовится то или иное блюдо;
  • Не надо кормить малыша перед тем, как отправлять его в детский сад;
  • Когда ребенок находится в садике, полезно сажать его за стол с теми детьми, которые не отказываются от еды. Малыш будет брать с них пример, и в результате очень скоро научится есть так же, как и другие дети;
  • Не следует забирать малыша домой раньше с тем, чтобы он обедал или ужинал дома. Пускай он привыкает кушать в коллективе, беря пример с тех сверстников, которые едят хорошо;
  • Если ребенок не захотел кушать в садике, то не надо на этом зацикливаться и делать трагедию, ругая малыша. Лучше сделать вид, что ничего страшного не произошло. Пока малыш не привыкнет кушать в детсаду, полезно беседовать с ним на темы о том, чем их сегодня кормили и что из еды ему понравилось;
  • Если малыш не наедается детсадовской пищей, то в этом случае необходимо кормить его завтраком перед тем, как отвести в детский сад, также кормить после детсада. Следует также поговорить с заведующей и поваром о том, чтобы какие-то блюда заменить другими. В настоящее время во многих детсадах родителям разрешается приносить в детсад домашнюю, дополнительную еду;
  • В случае детского «бунта» (отказа от еды) ребенку необходимо уделять как можно больше внимания, задавать ему всяческие вопросы о том, как обстоят дела в садике, внимательно выслушивать его ответы, старясь таким образом определить, из-за чего именно малыш отказывается от еды. В случае, если ситуация вам покажется серьезной, разумно будет проконсультироваться с детским психологом.
  • Если выяснится, что малыш, в силу своих психологических особенностей, не сможет привыкнуть к детсадовской обстановке, следует подумать о том, чтобы забрать его из детсада, и отвести его обратно лишь через год-полтора. Либо – ;

Как помочь ребенку адаптироваться

Чтобы малыш начал нормально кушать в детском саду, ему надо привыкнуть к новой для него обстановке. Иначе говоря, адаптироваться. Разумеется, многое зависит от самого малыша, его психологии, состояния здоровья и т. д. Но, вместе с тем, существует немало общих правил, учитывая которые, родители помогут своему ребенку быстрее и безболезненней пройти период адаптации.


  1. Во-первых: к детсаду малыша необходимо заблаговременно готовить. В данном случае речь идет не столько материальной подготовке (покупке новой одежды, коляски, на которой малыша будут возить в садик и пр.), сколько моральной помощи крохе. Ребенку надо заранее объяснить, что скоро в его жизни произойдут изменения, то есть, он пойдет в детский сад. При этом малыша всячески надо убеждать, что никто там его надолго не оставит и обязательно заберет домой, что там будет много интересных игрушек, новых друзей и т. д. Поверив вам, ребенок с большей охотой пойдет в детский сад, и намного быстрее привыкнет к новой для него обстановке и новым людям.
  2. Во-вторых, самим родителям также необходимо привыкнуть к тому, что их кроха какое-то время будет от них далеко. К этому родителям также надо готовиться заранее. Кроме того, родителям, прежде чем отдать своего малыша в садик, необходимо как можно ближе познакомиться с воспитателями, директором, поваром и другими людьми, которые работают в садике. И если случится так, что кто-то из этих людей родителям по каким-то причинам не понравится, то лучше будет поискать другой детсад. Почему так – понятно: та нервозность, которую мама и папа всякий раз будут испытывать, каждодневно отдавая своего малыша в руки людей, которым они не доверяют, обязательно передастся ребенку, и тогда ему адаптироваться будет намного сложнее.
  3. В-третьих, собственно сама адаптация. Вначале малыша нужно оставлять в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Затем – на час или два больше. Затем, в зависимости от того, как ребенок чувствует, можно оставлять уже на весь день. Каких-то конкретных сроков здесь не существует: многое зависит от самого малыша. Если позволяют условия, то в первые дни маме можно оставаться в садике вместе с малышом.

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно запастись терпением. Ни в коем случае не следует оказывать на кроху давление и стараться ускорить процесс адаптации. Обычно дети, в зависимости от особенностей характера, привыкают к детскому саду, начиная от срока в две-три недели и заканчивая месяцем-двумя. Очень важно, чтобы в период адаптации дома была благожелательная и спокойная атмосфера. В этом случае малыш, набравшись за день новых для него впечатлений, дома сможет спокойно отдохнуть, что поможет ему привыкнуть к новой для него обстановке.

Если ребенку не нравится детсадовская еда

Какао с пенкой вызывает отвращение, манная каша кажется похожей на клей, а один лишь запах тушеной капусты провоцирует тошноту. В этой ситуации кроху поймут не только другие дети, но и взрослые, ведь очень многие ненавидят еду из общепита. Попробуйте ребенка приучить к этой пище – в выходные дни, когда он дома, готовьте меню, близкое к садовскому, а это:

  • Каши молочные: геркулесовая, гречневая, пшенная.
  • Супы: картофельный с крупой, молочный с крупой или вермишелью, картофельный с фрикадельками, суп с бобами, борщ.
  • Второе: котлеты, тушеная рыба, жаркое, плов, солянка.
  • Гарнир: капуста тушеная, картофельное пюре, овощная икра, макароны, крупы.
  • Мамам на заметку!


    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Здравствуйте, Юлия!

В случае, когда ребенок не захочет есть не только в садике но и дома, следует обязательно обратиться к врачу педиатру. Это может быть «симптомным» предвестником определенного заболевания

Однако, о приеме пищи в саду:

1) Если ребенок не хочет кушать некие блюда, просто потому что их не любит, можно ПРИ РЕБЕНКЕ сообщить воспитателю, что ваш ребенок не обязан есть все подряд. Вы же понимаете сами, что кормление «из под палки» приведет однозначно к психологическим проблемам как сегодня, так будущем. И не переживайте, что ребенок останется голодным! Лучше небольшой голод, который вы утолите в домашних условиях, чем насилие над ребенком!

2) Целесообразным будет временами (просто иногда) зайти в детский сад пораньше. Пораньше - в часы обеда и посмотрите, что едят дети и как они это едят. Какие именно эти блюда? Холодные (остывшие)? Слегка теплые? Каково качество продуктов? Как часто меняется рацион?

Пообщайтесь на эту тему с другими родителями. Быть может, их дети тоже не хотят есть? Тогда вы правомерно, всем родительским собранием, имеете право востребовать у дирекции качественное столовое обслуживание!

3) Следует заострить внимание и на том, что приносить в сад собственную еду все же не стоит (исключение: аллергии, врачебная диета). Детский сад - это групповое воспитание, поэтому воспитателям будет сложно объяснить остальным детям, что ему можно, а нам нельзя. Такая ситуация спровоцирует скорее зависть, чувство несправедливости и т.д.

4) Подумайте, а не происходит ли с вашим ребенком что-то травматическое. Здесь имеется в виду некие хронические стрессовые ситуации, травмы, лишения, депривации…

Ведь некое происшествие с позиции взрослого может и не иметь травматического влияния на душу ребенка, а для ребенка такая мелочь может восприниматься очень болезненно.

Дети, можно так сказать, чувствуют интуитивно происходящие конфликты и раздоры между своими родителями. И это тоже может отразиться как симптоматическое поведение в виде «саботирования» еды в саду.

5) В этом пункте следует отметить, что дошкольная система в наших регионах далека от совершенства! Поэтому следует смириться с фактом того, что детям уже с ранних лет диктуют, когда они должны испытывать голод, когда они должны ложиться спать, когда, когда, когда,… Без учета индивидуальных потребностей!

Поэтому, дабы на оптимистической ноте закончить данную консультацию помечтаем, к чему нам стремиться! Быть может примером завтраков и полдников по Монтессори будет новым, пусть даже пока далеким, шагом вперед в развитии системы дошкольных учреждений!

Для справки: «По методу Монтессори дети с ранних лет мотивированы к саморегуляции. В случае завтраков и полдников, когда детишки проголодаются, они сами распознают ощущение голода и самостоятельно кушают пищу, дабы утолить чувство голода».

Исходя из вышеизложенного, дети не хотят кушать, потому что не умеют «слышать» свой организм и понимать свои потребности. Так же, это может произойти и тогда, когда родители «запихивают» в ребенка еду и не дают ему возможности почувствовать голод.

Желаю Вам решить ваши семейные сложности в нормативном порядке! А, благополучие и любовь , пусть станут неотъемлемыми спутниками вас и ваших родных!

Виталий Булыга - психолог, семейный психотерапевт (г.Барановичи, РБ)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Когда ребенок идет в сад – это само по себе большое испытание, как для него, так и для его родителей. Но еще больше тревоги вызывает ситуация, если ребенок отказываться есть в саду. Почему это происходит? И что с этим делать?

Когда ребенок поступает в детский сад мамы и папы стремятся сделать все для того, чтобы ему там было хорошо. Ведь в дошкольном учреждении малышу предстоит провести 2-3 года, и хочется, чтобы это время было запечатлено в памяти как счастливые картины детства, а не кошмарные моменты из фильмов ужасов. Родители активно участвуют в жизни сада, модернизируют окружающую обстановку, обновляют детскую площадку, покупают развивающие игрушки и яркие наборы для творчества, но как только они сталкиваются с проблемой отсутствия аппетита у ребенка, часто остаются сами с ней наедине.

Сотрудники детского сада не могут или не желают им помочь. Что, впрочем, одинаково грустно. Давайте обсудим, что могут сделать сами родители, чтобы ребенок был сыт в детском саду? И какие действия они вправе требовать от воспитателей?

Меню, пожалуйста! Или почему ребенок не ест?

Не секрет, что еда, приготовленная в домашних условиях на порядок вкуснее той, что предлагают детям повара детского сада. И вины в этом самого дошкольного учреждения, безусловно, нет. Просто домашний стол более разнообразный, родители готовят с учетом пожеланий ребенка и приправляют еду нежной трепетной любовью.

В то время как в детском саду еда, как правило, обезличена. Малыш не знает, кто ее приготовил, у него вызывают беспокойство новые вкусовые оттенки, и как следствие, включается механизм самозащиты: «не буду есть, как бы чего не случилось!».

Решить эту проблему предельно просто. Нужно объяснить ребенку, что родители всецело доверяют сотрудникам детского сада. Добрые повара готовят деткам питание из хороших и свежих продуктов, и хотя меню отличается от домашнего, оно такое же полезное, и что совершенно точно – безопасное.

Если это не приносит свои плоды, и ребенок по-прежнему капризничает, не желая поднести даже ложку ко рту, проблему стоит изучить всесторонне. Ищите причину, по которой ребенок не желает есть!

«1, 2, 3, 4, 5 – я иду искать!» Или где прячется аппетит?

Как вы уже догадались, самой распространенной причиной игнорирования кашек и супов в детском саду ребенком является отсутствие аппетита. Не будем сейчас говорить о медицинских аспектах этого факта, это в компетенции детского врача. Но обозначим главные моменты, чтобы вы, дорогие родители, знали, как ситуацию изменить к лучшему.

Медицинские трактаты говорят о том, что потребность в еде у каждого человека разная, сугубо индивидуальная. Вы это знаете по себе. Вам может быть удобно вставать рано утром и завтракать, другие же люди могут поглощать пищу не ранее полудня. И это нормально! Важно другое, потребность ребенка в еде должна совпадать с распорядком питания в детском саду. Потому, готовясь к поступлению в сад, имеет смысл заранее согласовать время завтрака, обеда и ужина.

Еще один момент, потребность ребенка в еде также обусловлена генетическим фактором, проще говоря, зависит от интенсивности роста. Если мама и папа дошкольника невысокого роста, закономерно, что ребенок будет кушать чуть меньше, чем другой малыш, у которого родители могли бы входить в сборную России по баскетболу. Это кажется невероятным, но это факт.

И последнее, во многом аппетит зависит от энергозатрат ребенка, чем больше он двигается, тратит своей энергии, тем лучше у него аппетит. Приведем пример для сравнения.

Как вы думаете, какой из двух малышей быстрее справится со своей порцией еды: тот, который весь день провел на коврике в детской, увлеченно рисуя или тот, который бегал, прыгал, принимал участие в активных играх? – Ответ очевиден! Отсюда следствие: если здоровый малыш отказывается от еды, первое, что нужно сделать – «активизировать» его. Для этого начать делать утреннюю зарядку, по возможности закаляться, больше времени проводить на свежем воздухе и, конечно же, – играть, бегать, веселиться.

«Ни-че-го я не хочу!». Или избирательная проблема

Если ребенок до посещения детского сада был избирательным в еде, не стоит ожидать, что проблема разрешится сама собой. Часто она, наоборот, усугубляется. Склонности и привычки малыша не дают ему комфортно жить в коллективе, есть то, что кушают все дети, так как хочется чего-то «сладенького и особенного». Не будем заострять внимание на том, что это педагогические ошибки воспитания взрослых, лучше расскажем, как выпутаться из собственноручно сплетенных сетей.

Интересна позиция в этом вопросе доктора Комаровского. Если ребенок не желает есть суп (до чего же он вкусный и ароматный!), лучшим выходом из ситуации будет нагулять аппетит. Единственное лекарство, которое спасет капризулю – чувство голода. Малыш побегает, попрыгает, немного устанет и с удовольствием проглотит все то, что приготовили для него заботливые родители.

Единственная сложность в трудном процессе «переучивания» ребенка и прививания ему новой культуры еды в том, что родители часто сами не выдерживают жесткости в этом вопросе, рано сдаются и идут на поводу малыша. А последнего, кстати, хлебом не корми, а дай сосисок, бананов и конфет.

Но если вы желаете, чтобы ребенок вырос «всеядным», этот путь придется пройти. Естественно, по дороге к финишу нужно исключить или уменьшить количество перекусов. Не давать ребенку конфет, яблок и печенья. И вот тогда, в нужное время и обозначенный час, ребенок с легкостью справится с супом, а может и попросит добавки.

Ребенок не ест в саду. Действия родителей

Давайте попробуем сложить последовательный алгоритм действий, что нужно делать взрослым, если малыш противится еде?

1. Выработайте совместно с воспитателем единую тактику. Четко обозначьте, как поступать сотрудникам детского сада, если ребенок отказывается есть, или не доедает свою порцию. Разумеется, наставить в этом вопросе «кормите любой ценой!» не стоит. Не ест – не насилуйте!

2. Попросите воспитателя задействовать вашего ребенка в сервировке стола к обеду. Обычно дети, которые прикладывают усилия в накрывании на стол, затем с удовольствием поглощают пищу.

3. Дома вместе с ребенком воспроизведите обстановку трапезы в детском саду. Усадите за обеденный стол игрушки малыша или накройте ребенку вместе с друзьями. Пообедав пару раз в компании, ребенок избавится от чувства тревоги и вместе со всеми станет есть предложенные блюда.

4. Измените отношение ребенка к еде. Готовьте вместе с ним разнообразную пищу, чтобы он привык к различным вкусам.

5. Попробуйте уменьшить калорийность домашнего рациона. В перспективе это приведет к улучшению аппетита. Главное, чтобы меню малыша по-прежнему было сбалансированным.

6. Разговаривайте с ребенком, говорите ему о том, как важна для детского организма еда. «Невозможно вырасти большим и сильным, если не ешь кашу» - это закон.

7. Никогда не сопровождайте процесс поглощения пищи нотациями или разговорами о проблемах. Иначе у ребенка может возникнуть плохие ассоциации, когда пища ассоциируется с неприятными моментами жизни, вызывает беспокойство.

8. Проявите терпение! Если ребенок плохо кушает, обыграйте эту ситуацию в сказках и играх. Почитайте с малышом мотивирующие сказки, посмотрите мультфильмы, в которых главные герои все вместе обедают за обеденным столом. Нарисуйте семью зайцев, которая дружно ест морковку и белочек, дружно грызущих орешки. Помните, все в ваших руках.

Приятного аппетита!

Столовая – это общественное место, которое сильно отличается от домашней атмосферы. Ведь в столовой он получает «нейтральную» пищу, приготовленную неизвестными ему людьми. Там существует свой собственный распорядок, к которому, возможно, ребенку нелегко привыкнуть. Следует также учитывать, что, как правило, меню в саду сильно отличается от блюд, которые предлагаются ребенку дома. Многие мамы редко готовят, например, рыбные котлеты или какао. Быть может, для ребенка все эти блюда новые и непривычные, он чувствует себя растерянным, столкнувшись с неизвестными вкусами и запахами. Часто в столовую приводят одновременно несколько групп, и большое количество незнакомых детей и чужих воспитательниц повергает малыша в смущение. Самые маленькие иногда взволнованы присутствием самых старших. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад. И это приводит к растерянности родителей, потому что питание, по их мнению, очень важно для развития ребенка. Знать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он сыт, – первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Но тут первое, что могут сделать родители, – это избавиться от тревоги.

Ребенок отказывается от еды: ищем причину

Постарайтесь понять, что отказ малыша от пищи не всегда является бедой, а точнее, почти всегда не является такой серьезной проблемой, как это представляется родителям. Спросите себя: почему малыш не ест – потому что не может или не хочет? Ест ли он дома или также отказывается от пищи? Бывает, что малыш всем своим поведением демонстрирует готовность поесть: охотно усаживается за стол, но непосредственно после начала процесса поглощения пищи начинает капризничать, беспокоиться и отказываться от еды. Важно исключить те причины, по которым ребенок хочет, но не может принимать пищу. Причиной тому может быть какая-то болезнь, например заложенный нос, больной или шатающийся зуб, проблема с кишечником или воспалительный процесс во рту. В этом случае надо обратиться за медицинской помощью.

Другой проблемой может оказаться отсутствие аппетита, которое тревожит маму и папу, но не связано с болезнью малыша. Он просто не хочет кушать или очень мало ест.

От чего же зависит аппетит? Не только от нашего понимания того, каким он должен быть у здорового малыша. В первую очередь нужно помнить, что потребность в пище у каждого человека, в том числе у ребенка, сугубо индивидуальна. Другой фактор, влияющий на аппетит, – интенсивность роста, которая зависит от генетических особенностей человека. Если мама и папа невысокого роста, то ребенок, скорее всего, будет есть меньше, чем его товарищ по группе, чьи родители могли бы играть в местной баскетбольной команде. Существуют и сезонные закономерности: зимой, как правило, малыши растут медленней, чем летом, соответственно, и кушают не так много. Ну и, конечно, стоит учитывать уровень энергозатрат маленького едока. Чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше он кушает. А что взять с малыша, который днем из-за дождя или мороза просидел весь день в группе, играя на коврике, а вечером пролежал на диване перед телевизором? Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, что надо использовать, это гимнастику, прохладную воду, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе – вот великолепные помощники в борьбе с плохим аппетитом.

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один. Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода. Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству. Очень часто на третьей попытке мама или папа «ломаются» и ставят на стол требуемые ребенком сосиски с макаронами или картофель фри.

Частный случай избирательного аппетита – перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде. Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями малыш не мог сам найти еду.

Накормить «любой ценой» - плохой метод

Спросите себя, любили ли вы ходить в детский сад, когда были маленькими? Нет? А почему? Причин может быть много, но на ум чаще всего приходит воспоминание о холодной, невкусной запеканке или каше. Но и это можно было бы пережить, если бы не политика взрослых: все доедай до конца! Случается, что единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду, становится именно то, что там заставляют есть. Решается эта проблема легко и просто: не хочет малыш есть – пусть не ест. Наблюдения врачей показали, что если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. Положитесь на своего ребенка. Обычно малыш ест тогда, когда испытывает чувство голода и неосознанно выбирает то, что необходимо его организму.

Мамам и папам следует научиться доверять этим процессам саморегуляции. Постарайтесь вместе с воспитателем выработать единое мнение по этому вопросу. Спросите, как она относится к недоеденным блюдам на тарелках? Бывает так, что работники детского сада уделяют чрезмерно много внимания тому, чтобы дети непременно все съедали. Причем стремятся к этому из усердия, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка – главный показатель благополучия его в детском саду. В этом случае следует попросить воспитателя не заставлять малыша есть все и дать ему возможность выбрать самому, что он будет есть, – первое, второе или и то и другое.

Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите воспитателя, можно ли поручить это плохим едокам, представив это как почетную обязанность.

Во всем остальном родителям останется только позаботиться о том, чтобы дома в их холодильниках и шкафах был целый ассортимент полезных и содержащих витамины и минералы продуктов питания. Во-первых, малыш съест дома все, что недополучил в саду, во-вторых, со временем привыкнет к новым блюдам, их вкусовым отличиям от домашней пищи. Познакомится с другими детишками и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет кушать за компанию с друзьями.

Дети лучше едят, когда все сидят за обеденным столом. Можно привлечь к обеду других деток (сестренок, братишек, друзей). Можно заменить детей большими игрушками, чтобы приучать кушать в коллективе, как в саду. Покажите, как нужно это делать, чтобы не мешать соседу за столом.

Поменяйте отношение ребенка к еде

Посвятите малышу время утром, приготовив вместе вкусный завтрак. Вечером и на выходных уделяйте приему пищи особое внимание, делая любимые блюда малыша.

Кормите ребенка разнообразной пищей, чтобы он привык есть все. Узнайте вместе с ребенком, чем кормят детей в саду. Спросите, что ему понравилось, предложите приготовить те же блюда дома.

Приучите малыша относиться с уважением к труду тех, кто старался, с любовью готовя это блюдо. Отказаться от пищи – значит проявить неуважение; съесть хоть немного – значит выразить благодарность. Участие в приготовлении пищи самого ребенка поможет этому. Есть то, что приготовил сам, намного интереснее и вкуснее. Не забывайте благодарить малыша за помощь, которую он оказывает вам на кухне.

Вместе с ребенком познакомьтесь с персоналом столовой и, если это возможно, узнайте, как проходит прием пищи. Если на следующий день ребенок отказывается идти в столовую, спросите, не поссорился ли он со своими друзьями. Может быть, ему не нравится еда? Условия питания? Его ругают? Заставляют доедать?

Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. При этом не нужно потакать всем капризам малыша – лучше предложите ему возможность выбора из сбалансированных здоровых продуктов.

Спрашивать ребенка, что он хочет на обед или ужин, - не ошибка, это разумно и даже необходимо. Еда должна предлагаться, а не навязываться (для детей питание – фактор, который легко может стать негативным).

Разговаривайте с малышом, не отмахивайтесь от его проблем, узнайте, что его волнует. Предложите крохе теплый успокаивающий чай (с валерианой, зверобоем, ромашкой, медом). После разговора за чашечкой чая у малыша снимется напряжение, и аппетит появится сам собой.

И если кроха игнорирует обед в детском саду, не стоит паниковать: довольно скоро он решится попробовать то, что ему предлагают. Педиатры сходятся во мнении, что со временем дети начинают есть почти все, что им дают в детском саду, то есть сбалансированную еду. Правила детского сада следует уважать: они ненавязчиво приглашают детей попробовать разные блюда. Это надо поддерживать и в семейном кругу.

Полезные советы родителям ребенка с плохим аппетитом:

  • Исключите во время еды какие бы то ни было насильственные действия с вашей стороны.
  • Во время приема пищи избегайте любых неприятных переживаний, особенно тревоги.
  • Создавайте такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятный процесс.
  • Проявите понимание и огромное терпение, если ребенок плохо ест. Справиться с психологическими проблемами плохого аппетита поможет рисование, рассказывание сказок, смена обстановки. Предложите ребенку нарисовать обед в семье медведей или белочек. Можно придумать и обыграть историю про щенка или котенка, который не любил кушать. Во время игры постарайтесь научить малыша правилам поведения за столом, помогите почувствовать, что прием пищи может приносить удовольствие, объясните, как важно для человека полноценно питаться.
  • Поиграйте с ребенком в игру «Привередливый малыш за столом», возьмите роль такого ребенка на себя, а малыш пусть будет мамой. При этом не говорите: «Я буду капризничать за столом, так же как это делаешь ты». Игра должна быть смешной, веселой и проигрываться много раз.
  • Попробуйте сломать стандартный стереотип приема пищи. Предложите ребенку сесть на место папы и кушать, как папа. При этом независимо от того, сколько ребенок съел, хвалите малыша и говорите, что «это место волшебное, и тот, кто на нем сидит, всегда хорошо кушает». Можно повторить известную игру «Собираемся в космос». Пусть ребенок представит, как будто он готовится к полету в космос и ему необходим особый режим питания.

Проанализируйте свое поведение за столом

Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.

Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи . Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.

Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы – за завтраком или ужином.

Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.

Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!

Прием пищи должен быть приятной процедурой, но не перегните палку: обеденная трапеза не должна превращаться в «шоу», когда малыша развлекают, выплясывая перед ним вприсядку, используют хитрости с ложками-самолетами или невообразимыми скульптурами из каши. Помните: воспитатель в детском саду не будет уделять столько внимания вашему ребенку и придумывать различные уловки, лишь бы только он поел. Также не устраивайте из домашнего обеда конкурс рестораторов или соревнование в изысках. Так вы окажете медвежью услугу своему крохе: утонченный гурман вряд ли снизойдет до неприхотливой детсадовской еды.

Адаптация в детском саду всегда тяжело переносится как ребёнком, так и его родителями. Отлучение от мамы, уход из дома очень травмирует психику детей. Усугубляется положение отказом малыша есть в детском саду. Маленькая кроха устраивает забастовки. Кто-то даже не садится за стол, а кто-то молча сидит, не притронувшись к тарелке. Ребёнок не ест в детском саду что делать? Советы психолога и родителей в статье.

Причины отказа от еды

С этой проблемой сталкивается большинство родителей. Причин такому поведению может быть несколько:

  1. В первую очередь ребёнок испытывает большой стресс. Это происходит в , когда малыш только начинает привыкать к детскому саду. В большинстве случаев, привыкнув к коллективу, он сам начинает кушать в компании со всеми. Самое главное, не давить на ребёнка в этот период, не заставлять его силой;
  2. Многие дети боятся пробовать что-то новое. Еда в детском саду очень отличается от еды, которую дети получают дома. Именно боязнь новизны и приводит к тому, что ребенок отказывается даже пробовать пищу;
  3. Часто родители кормят дома ребёнка завтраком или ведут в садик с печеньем и конфетой. Аппетит сбивается, и малыш уже не успевает проголодаться к тому времени, когда все садятся за стол;
  4. Манипулирование. Дети очень тонкие психологи. Они быстро понимают, что могут влиять на взрослых. Отказ от еды заставляет родителей тревожиться и забирать их пораньше домой;
  5. Отсутствие умения есть самостоятельно. Это характерно для малышей ясельного возраста. Многие из них еще не владеют навыками самообслуживания, не могут кушать ложкой. Если воспитатель не успевает уделить малышу больше внимание во время еды, то он может остаться голодным;
  6. Особое внимание необходимо уделить тем детям, которые отказываются от еды после адаптации. Самое простое — ваш ребенок малоежка. Если он кушает мало и дома, нет повода для беспокойства;
  7. Изменение аппетита. В зависимости от времени года у людей меняется аппетит. Например, даже взрослые едят летом меньше, чем зимой. То же самое касается детей;
  8. Аппетит напрямую связан с активностью детей. Маленькая непоседа всегда ест больше, чем ребёнок, который предпочитает тихие и спокойные игры. Понять причину можно только совместно с воспитателями, наблюдая его поведение, как дома, так и в детском саду.

В детском саду что делать? Психологи рекомендуют, чтобы избежать подобной ситуации, готовить ребёнка к посещению детского сада как можно раньше. В первую очередь это касается режима и качества питания. Как приучить ребёнка кушать в детском саду? Все мы помним, как кормили в детских садах, у кого-то уже ходили старшие дети. Постарайтесь с самого раннего детства приучать ребёнка к разнообразному питанию, похожему на кухню детского сада. Предлагайте ребенку больше тушеных блюд, овощей.

Для возбуждения аппетита нужно следить за активностью ребёнка. Именно поэтому в детском саду обязательно должна проводиться зарядка утром. Не стоит забывать и о прогулках вечером перед сном. Выходите с детьми на свежий воздух в выходные. Снег и дождь – это не повод оставаться целый день в квартире.

Родители малоежек для выяснения причин, обращаются к врачу. Необходимо убедиться, что нарушение аппетита не связано с развитием какого-либо заболевания.

Педиатр может порекомендовать пропить курс витаминов, чтобы у малыша не снизился из-за нехватки необходимых компонентов в организме. Обязательно решать проблему нужно вместе с воспитателем. Поодиночке не сможет ничего сделать ни один, ни второй. Именно наблюдение за ребёнком в саду и дома, анализ поведения, поможет найти истинную причину и придумать выход.

Ребёнок не ест в детском саду что делать? Опытные мамы советуют ничего не давать ребенку до сада, кроме нескольких глотков воды. Вода пробуждает организм и запускает процесс пищеварения. Так же родители пересматривают домашнее меню и начинают готовить приближенную пищу к детскому саду. Чтобы избежать проблемы отказа от еды, постарайтесь подготовить ребёнка к посещению детского сада заранее. Проконсультируйтесь с психологами, как смягчить стресс от адаптации. Терпение мамы, помощь воспитателей помогут маленькому крохе преодолеть все трудности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность