Развитие ребёнка и уход по месяцам. Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года. Нормы физического развития

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев



Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.



2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!



С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.



Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА



Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.



В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев - время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ



Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.



В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ



Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

(4 оценили на 5,00 из 5 )

Развитие ребенка по месяцам до года интересует многих родителей, переживающих за свою кроху. В первый год жизни ребенок учится множеству действий и манипуляций, таких как сидеть или стоять, ползать, держать или брать, улыбаться, играть и пр. За этот год малышу предстоит преодолеть массу достижений и совершить в собственном развитии огромный прыжок. Ведь кроха из младенца ранее абсолютно беспомощного превращается в маленького , который умеет самостоятельно сидеть, перемещаться, изъявлять собственные «хочу» и прочие потребности.

Нормы развития ребенка до года по месяцам существуют для выявления адекватности развития младенца. Если кроха воспитывается в «нормальной» ячейке социума, в которой два родителя обеспечивают заботу ему, должный уход и благополучное существование, то здоровый карапуз будет развиваться равномерно по месяцам до года во всех сферах.

Так, физическое развитие ребенка до года по месяцам предполагает рост массы тела и его быстрый рост. В когнитивной сфере развития ребенка по месяцам до года будет наблюдаться появление способности запоминать и быстрая обучаемость. В социальном развитии ребенка наблюдается реагирование на окружающую реальность, которое проявляется различением лиц близких, заинтересованностью различными предметами. В двигательной сфере развития ребенка по месяцам до года появляются силы, чтобы вначале держать головку самостоятельно, а затем сидеть и совершать первые шажки.

Календарь развития ребенка по месяцам до года

Большинство мам тревожит правильность развития ребенка по месяцам до года. Особенно их волнуют вопросы, связанные с тем, чему надлежит происходить в развитии ребенка по месяцам до 1 года в конкретном возрастном периоде, а чему нет. Адекватность формирования ребенка можно подвергнуть оценке только при условии того, что есть от чего отталкиваться.

С этой целью нужно изучить физическое развитие ребенка до года по месяцам, чтобы мама могла помогать младенцу развиваться в нужном направлении, занимаясь с ним. Родителям надобно понимать, какие занятия нужно проводить с ребенком. Большинство врачей и педагогов уверены, что существенную роль в детском развитии ребенка играют совсем не родители, а непосредственно малыш.

Развитие ребенка по месяцам до года регулируется самим малышом через заложенные в него природные механизмы, направляющие на познание мира. Родительское вмешательство необходимо исключительно для создания условий, которые способствуют адекватному формированию и не дадут зачахнуть внутренним побуждениям крохи к познанию. Кроме этого родительское вмешательство должно быть к месту и своевременно. При этом оно предполагает выполнение трех ключевых задач. Первая, из которых заключается в изучении признаков, проявляющихся в определенном периоде, вторая – в наблюдении за крохой, третья – в создании условий, способствующих развитию.

Календарь развития ребенка по месяцам до года был разработан именно для решения вышеперечисленных задач.

В первые тридцать дней существования у малыша наблюдается наличие десяти рефлексов, а именно сосательный, хватательный, поисковый, рефлексы Бабкина, Мора и Бабинского, рефлекс опоры, плавательный, рефлекс ползания Бауэра, ходьбы. Сосательный рефлекс проявляется в воспроизведении посасывающих движений малышом при раздражении его губ при помощи пальца или соски. При вложении в ручку крохи пальца, он тотчас же смыкает ее. Таким образом, проявляется хватательный рефлекс.

Поисковый рефлекс проявляется в поворачивании головки малышом при касании или поглаживании его щечки. При надавливании на холмик большого пальца малыша, он разевает рот и наклоняет голову. Так проявляется рефлекс Бабкина. Рефлекс Мора проявляется в резком разведении ручек или ножек крохой либо в их сведении при громком звуке. Рефлекс Бабинского выражается при проведении пальцем либо другим предметом по наружной части детской стопы от пяточной области к мизинцу. Ответной реакцией на данное действие будет разведение пальчиков. Наряду с этим будет сгибаться ножка малыша в голеностопе, колене и бедре. Если поставить новорожденного на твердую гладкую плоскость при этом, придерживая его в области подмышек, то он будет стопой целиком упираться в эту плоскость, разгибая ножку. Таким образом, проявляется рефлекс опоры. Находясь в лежачем положении на животике, младенец будет воспроизводить движения, напоминающие плавательные – плавательный рефлекс. Рефлекс ползания Бауэра проявляется при создании опоры для стоп, когда кроха в положении на животе. Младенец при таких действиях будет выполнять движения, напоминающие ползание. Если младенца поддерживать под ручками таким манером, чтобы он касался плоскости пола, то он будет имитировать шаги – это рефлекс ходьбы.

В сущности, приблизительно семьдесят процентов времени первых тридцати дней жизни ребенок тратит на сон. В первый месяц младенец еще плохо может фокусировать взор на лицах, склоненных над ним. Однако уже к началу третей декады малыш, находясь лежа на животе, старается приподнять и удержать головку, может зафиксировать взгляд на недвижимом предмете. Ребенок реагирует на колокольный звон или звуки погремушки, может вздрагивать от громких звуков.

Отсутствие одного либо нескольких рефлексов может свидетельствовать о нарушениях формирования, поэтому нужно проштудировать различные источники, в которых будет описано развитие ребенка по месяцам до 1 года. Такие действия помогут выявить отклонения и предоставят возможность, как можно раньше отреагировать на любые расстройства в детском поведении.

Большинство исследователей убеждено, что в первые три декады жизни новорожденного закладывается фундамент, на котором выстраивается доверие к миру, зависящее от первичной психологической и эмоциональной связи с мамой. Ведь, все в чем нуждается младенец (защите, пище, заботе и др.) он получает от матери. Именно благодаря маминой близости, заботе и поддержке новорожденный учится адаптироваться к окружающей реальности.

Двухмесячный младенец спокойно бодрствует, разглядывая висящие перед ним игрушки, может следить зрачками за передвигающимся предметом, прислушивается звучанию предмета или звуку голоса, обращение к нему улыбкой.

Ребенок на этом этапе учится существовать по ритмам. У младенца вырабатывается суточный режим жизни – он спит преимущественно ночью, а бодрствует – днем. Грудничок уже узнает прикосновения мамы, ее голос, наблюдается эмоциональное реагирование на общение с ним. Он учится управлять собственным телом. В состоянии бодрствования малыши практически постоянно двигают в разные стороны ручками и ножками, так как не в состоянии пока их контролировать. Если уложить малыша на бок, то он самостоятельно сможет перевернуться на спину. К концу третей декады второго месяца грудничок уже может приближать ручки к своему рту и сосать пальчик. А увидев красочную игрушку, дите начинается тянуться к ней, пытаясь схватить. Предметы, попавшие в ручки крохи, он ощупывает и неотступно тянет в рот. Малыш уже может провожать взглядом родителей, отходящих от кроватки, также он радуется матери и улыбается ей, размахивает конечностями.

Третий месяц знаменуется устойчивым удерживанием головки малышом, лежа на животике, операясь на предплечья, или находясь на руках родителей в вертикальном положении. Также находясь у родителя на руках, который разговаривает с ним, кроха фиксирует собственный взор на его лице, прислушиваясь к голосу. Ответной реакцией на разговор родителя с ним является проявление радости: улыбкой, различными звуками, оживленными движениями конечностей (комплекс оживления). При поддержании под мышками, младенец может согнутыми в бедре ногами устойчиво упираться о твердую плоскость.

Третий месяц характеризуется возникновением комплекса оживления не только исключительно при виде родителя, но и при звучании его голоса, после кормления, купания, другими словами, в моменты, когда кроха ощущает комфорт или удовольствие. На данном этапе ответной реакцией на обращенную к малышу речь, он будет «гулить» –издавать тихие гласные звуки.

Четвертый месяц характеризуется умением крохи отыскивать невидимый предмет по звуку (он поворачивает в сторону источника звучания голову). В состоянии бодрствования кроха издает громкие звуки, часто улыбается и много двигается, громко смеется при заигрывании с ним, разглядывает висящие над ним погремушки, ощупывает и захватывает, при кормлении придерживает ручками грудь матери или бутылку с питанием. На данном этапе грудничок изучает окружающий мир. Он подолгу находится в хорошем настроении, довольно громко и длительно гулит. Кроха в четыре месяца хочет сидеть, так как лежать ему уже надоело, а также его начинает остро интересовать мир с вертикальной позиции. Поэтому на данном возрастном промежутке малыш будет совершать первые попытки сесть. Держа за ручки грудничка или поддерживая его под мышки, малыш будет стоять, переступая ножками. Находясь на животе, младенец может приподниматься на выпрямленных руках. На этом этапе у него появляется способность на близком расстоянии разглядывать предметы, начинает различать отдельные цвета и конфигурации, а также голоса родных.

На пятом месяце ребенок реагирует уже по-разному на близкое окружение и посторонних, то есть уже выделяет близких. Также он различает тон голоса, обращенный к нему. Может длительно лежать на животике, приподняв корпус и упираться на выпрямленные руки. При поддержании под мышками устойчиво стоит на ножках. Также кроха учится выговаривать первые слоги, состоящие из гласных и губных согласных. Пятый месяц знаменуется переходом в вертикальное (стоячее) положение. Организм младенца стремится приспособиться к вертикальному положению. Данный этап можно охарактеризовать как исследовательский. Ребенка начинают интересовать различные предметы и вещи, он стремится научиться с ними обращаться. В такие исследовательские действия вовлечено зрение, обоняние, вкус и осязание.

Развитие ребенка на пятом месяце характеризуется началом тренировки пальчиков и выработкой первых хватательных движений. В этом возрастном периоде малыш уже научился перехватывать предмет из руки родителя. Завладевая, отталкивая или притягивая погремушки или другие предметы, кроха учится определять их форму, звук, цвет, вес.

Полугодовалый кроха уже может отчетливо произносить слоги, свободно брать из различных положений погремушку, продолжительное время с ней играть, переворачиваться без затруднений с животика на спину, хорошо кушать с ложечки, захватывая пищу губами. Полугодовалое дите уже может устойчиво стоять и сидеть при этом, сохраняя равновесие и не заваливаясь в сторону. Он самостоятельно пытается сесть из позиции лежа. В шестимесячном возрасте грудничок совершает первые попытки ползания, передвигаясь на четвереньках, опираясь на ладони. Зачастую в этом возрасте начинает прорезаться первый зуб, что может повлиять на поведение младенца.

На седьмом месяце развития ребенок способен подолгу лепетать при этом повторно произнося одинаковые слоги. Если задать вопрос младенцу, где находится какой-нибудь предмет, хорошо знакомый ему и неоднократно называемый (например, часы), то он будет искать его взглядом и находить в конкретном месте. Играя игрушкой, кроха будет стучать и размахивать ею. Семимесячный малыш виртуозно (быстро, в различных направлениях) и подолгу ползает. Его движущей силой является любопытство. Поэтому зная физическое развитие ребенка до года по месяцам, родители могут заранее позаботиться о безопасности крохи. Также бывают дети, которые минуют стадию ползания и начинают сразу ходить. Семимесячные малыши довольно много вертятся и могут самостоятельно перевернуться в любые стороны, поэтому без присмотра их нельзя оставлять на плоскости, расположенной на высоте и не ограниченной бортиками. Еще одним новообразованием этого периода становится способность младенца брать самостоятельно предметы из разных позиций. Ручки крохи становятся более умелыми на седьмом месяце. На этом возрастном промежутке он учится из руки в руку перекладывать игрушки, притягиванию, постукиванию, отбрасыванию.

На восьмимесячном возрастном этапе развития ребенок громко произносит различные слоги, долго манипулирует игрушками, рассматривает их, постукивает друг об друга. По просьбе родителя выполняет разученные ранее движения, например: «ладушки» и пр. Самостоятельно ложится из позы сидя или садится, при помощи рук, например, придерживаясь ими за перила кроватки, сам встает и опускается, переступает ножками, пьет из чашки, придерживаемую взрослым. На этом временном промежутке кроха играет с пирамидкой. Также он умеет производить с предметами «прямые» и «возвратные» действия. К примеру, складывать шары в ящик и высыпать их. Гуление сменятся четким лепетом. Младенец уже узнает предметы с разной дистанции и под различным углом зрения, опознавая их по внешним признакам, таким как величина, конфигурация, цвет. К концу третьей декады у младенца формируется по отношению к матери сильная эмоциональная привязанность. Он готов с ней проводить каждое мгновение существование.

На девятимесячном возрастном этапе развития ребенок начинает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги, ранее произносимые им. При вопросе «где», младенец находит несколько известных ему предметов. Он знает собственное имя, если его зовут, то оборачивается. Манипуляции с предметами становятся более осознанными. Ребенок уже может производить с ним действия в соответствии с их свойствами. Например, шар он будет катать. Девятимесячный младенец становится крепче. Его организм подготовлен к перемещениям на собственных ножках, костно-мышечный скелет окреп, сердечнососудистая система и пищеварительный тракт также адаптировались к силе тяжести, действующей вдоль оси корпуса тела. Поэтому данный этап знаменуется первыми попытками делать самостоятельные шажки. Некоторые дети именно в девятимесячном возрасте начинают с усиленным рвением постигать навыки хождения, а у других интенсивное овладение ходьбой наступает позже. Ходьба у девятимесячных младенцев характеризуется неуверенностью, частыми падениями и настойчивыми попытками ходить. В процессе собственных передвижений кроха опирается за стенку, мебель, родительские руки. Если рядом отсутствует опора, то будет передвигаться ползком.

На десятимесячном возрастном этапе развития ребенок продолжает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги и различные звуки. У малышей наблюдается ответная реакция на различные заигрывания, известные ему, например, при произнесении «ку-ку» закрывает лицо материей. По просьбе родитель может найти и дать знакомый предмет. Играя самостоятельно, умеет проделывать разученные ранее манипуляции с объектами, подсказанные их качествами, например, открывать и закрывать. Держась за перила, малыш может подняться вверх на 3-4 ступеньки. На этом этапе грудничок готов к общению, наблюдая за взрослыми, он им подражает. Его интересует, каким образом используют родители те либо иные предметы. Вследствие этого младенец начинает практически зеркально копировать взрослое окружение и отражать повседневные ситуации и действия. Подражательная склонность малыша способствует появлению умения пить из чашки, пользоваться ложкой и т.п. Десятый месяц знаменуется развитием моторики. Кроха может самостоятельно собрать игрушки, взять двумя пальчиками предметы, разъединить или соединить отдельные части игрушки и др. Кроме этого младенец уже понимает речь, к нему обращенную, а также в состоянии произнести отдельные слова (мама, баба или папа). Малыш выполняет несложные просьбы родителей, хорошо разумеет слова запрещающего характера, понимает названия множества предметов или частей тела. У него значительно увеличился активный словарный запас.

Одиннадцатый месяц знаменуется употреблением первых слов-обозначений, например, дай или кис-кис. По предложению взрослого находит необходимый предмет или объект, выполняет ранее разученные манипуляции с сюжетными игрушками (покажи у котенка глазки, покачай ляльку). На этом этапе младенец устремлен к самостоятельности. Он старается помочь при одевании, стремится кушать самостоятельно без помощи мамы. Малыш характеризуется проявлением все большей активности и совершенствованием навыков ходьбы. Может присесть, если есть необходимость поднять игрушку с пола, а потом встать. Он учится играть с игрушками, которые напоминают собой живое существо, например, куклой или плюшевой собакой. Такая игрушка для малыша становится вторым «Я» для него. Игровые манипуляции передают не только исключительно действия малыша, но и отображают его эмоциональное состояние. Одиннадцатимесячный кроха уже может на рисунке узнать знакомый объект.

На двенадцатом месяце ребенок уже владеет десятью словами и приумножает запас понимаемых слов. Ходит без помощи и не придерживаясь, садится, встает, пьет из чашки, держа ее самостоятельно. Важнейшим направлением развития крохи в этот период является речь. Теперь он за взрослым вслед моментально повторяет наиболее простые слова-обозначения. Он уже осознанно может произносить слова, а иногда и просты фразы, например, «папа, иди». Количество понимаемых слов раз в 6 больше, чем младенец может использовать в активной речи. Кроха реагирует на просьбы родителей или другого взрослого окружения, понимает просьбы, обращенные к нему, такие как найти, дать, принести и др. Знает и понимает слово «нельзя». Он учится обобщать предметы, запоминая их названия, узнает на картинке знакомые игрушки. Годовалый младенец ориентируется среди игрушек, выделяя по форме некоторые из них. Например, среди кубиков выбирает шарики. Если малышу нужен определенный предмет, то он указывает на него. Двенадцатимесячный малыш может запоминать имена родных и клички животных.

Кроме вышеперечисленной информации родителям следует также изучить развитие зубов по месяцам. Дети до года могут становиться более капризными и беспокойными, они тянут все предметы в рот, облегчая зуд, у них пропадает аппетит.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.

Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.

В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.

На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.

Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.

На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.

На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.

Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.

В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.

Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.

В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.

Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.

Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.

Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.

Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

Доброго времени суток! Сегодня у нас очень интересная тема – и мальчик не особо отличаются по развитию в этот период, но есть небольшие нюансы, о которых я вам подробно и расскажу.

Разница между девочками и мальчиками в визуальном плане следующая:

  • у девочек больше жировых запасов при рождении;
  • у мальчиков чаще всего отмечают больший рост и вес;
  • мальчишки растут и набирают вес быстрее девчонок;
  • окружность головы обычно у мальчиков чуть больше.

Вообще все дети развиваются по-разному, но есть определенные нормы, которым должны соответствовать младенцы. Именно поэтому, в первый год жизни, следует водить ребенка каждый месяц в поликлинику. Там подробно рассказать врачу, чему научился ваш малыш за прошедшие 4 недели.

Регулярные осмотры помогут вовремя распознать любую патологию или задержку в развитии. Если начать лечение незамедлительно, то у вас будут все шансы полноценно вылечить ребенка.

Существуют специальные точные таблицы, где указано соответствие роста, веса и остальных навыков к возрасту. На их данные мы и будем опираться.

Развитие малышки по месяцам

Давайте подробнее рассмотрим, что должна уметь малышка:

1 месяц:

  • прибавка в весе должна быть от 500 грамм и более (считать нужно от минимального веса.);
  • рост увеличивается на 2-3 см;
  • ребенок спит 70% времени;
  • практически не реагирует на звуки;
  • маленький грудничок хорошо знает запах и голос мамы;
  • во время выкладывания на животик старается на несколько секунд удерживать головку.

2 месяца

  • увеличение массы тела от 750 грамм;
  • рост + 3 см;
  • малышка бодрствует примерно четверть часа;
  • если с ребенком часто общаться, она может начать гулить;
  • задерживает взгляд на предметах на некоторое время;
  • тащит все в рот (чаще пальцы);
  • умеет проявлять радость и улыбаться.

3 месяца

  • масса в среднем увеличивается на 750 грамм;
  • рост +3 см;
  • малышка спит около 14-15 часов в сутки;
  • удерживает головку с поднятом состоянии пол минуты;
  • видит разницу между разнообразными звуками;
  • проявляет много активности;
  • хорошо отличает всех родных людей от друга;
  • ей нравится, когда с ней рядом кто — нибудь, если вы попробуете отойти от малышки, можете вызвать у нее недовольство и крик.

4 месяца

  • прибавка массы 700 грамм;
  • в росте +2,5;
  • пытается копировать эмоции взрослых;
  • любит, когда с ней проводят время и берут на ручки;
  • развитый ребенок в это время хорошо держит головку и даже умеет ее поворачивать;
  • продолжает тянуть в рот все подряд (следует тщательно следить за ребенком);
  • отлично распознает предмет на расстоянии до 4 метров.

5 месяцев

  • масса + 700 грамм;
  • рост + 2,5 см;
  • малышка уже научилась переворачиваться, поэтому за ней нужно более пристально следить, чтобы не упала;
  • может дотянуться до нужного предмета;
  • обследует пальцы ножек ртом;
  • умеет перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • копирует движения взрослых, например, если показать ей, как делать ладушки, она без проблем сможет похлопать в ладоши;
  • может показать свое недовольство, в виде плача;
  • умеет громко хохотать и пищать;
  • ребенку понравится, если родители будут читать ей или петь.

6 месяцев

  • таблица роста и веса показывает нам такие же показатели прибавки в весе, как и в 5 месяцев, т.е. 700 грамм;
  • малышка уже умеет самостоятельно сидеть и пытается ползать;
  • ребенка можно начать приучать пить из чашки и кушать ложечкой в этом возрасте (естественно с помощью взрослых);
  • проявляет недоверие к малознакомым людям.

7 месяцев

  • прибавка в массе 550 грамм;
  • вес + 2 см;
  • малышка может подолгу лежать, гулить и играться;
  • уверенно сидит и ползает, а также, придерживаясь за что-либо, умеет вставать;
  • знает предназначения предметов;
  • продолжает изучать предметы через рот;
  • понимает запреты;
  • знает свои части тела и может их показать.

8 месяцев

  • вес + 550 грамм
  • рост + 2 см
  • знакома с множеством предметов, знает для чего они предназначены;
  • передвигается, при помощи опоры;
  • садится и встает;
  • может распознавать и выполнять простые просьбы родителей;
  • умеет складывать пирамидку и открывать ящики, изучая их содержимое;
  • может показать на фото родственников.

9 месяцев

  • прибавка в весе колеблется от 100 до 600 грамм;
  • рост + 2 см;
  • малышка использует в игре сразу несколько предметов;
  • может подолгу засиживаться и играть;
  • ее интересует абсолютно все, юная леди проверяет содержимое коробок и баночек (родителям следует быть предельно осторожными и не оставлять в доступных местах опасные предметы и всякую мелочь, которую ребенок может проглотить, выпить или засунуть в носовой проход);
  • разговаривает на своем языке, некоторые слова могут понимать близкие люди;

10 месяцев

  • вес + 350 грамм;
  • рост + 1 см
  • малышка очень подвижна, копирует родственников, часто смеется и болтает;
  • самое время познакомить ребенка с детской площадкой, ведь она уже может начать контактировать с детками;
  • продолжает изучать предметы и их предназначение.

11 месяцев

  • прибавка массы тела 350 грамм;
  • в этом месяце девочки в среднем прибавляют + 1 см;
  • отлично понимает речь родителей и их просьбы;
  • может начать называть животных, например, собаку «ав-ав» или «ака»;
  • хорошо и подолгу болтает о чем-то своем;
  • машет рукой при приветствии, или прощании;
  • уверенно кивает головой, в знак согласия, или наоборот;
  • отлично справляется с уходом за своей любимой игрушкой;
  • умеет пить из кружки.


12 месяцев

  • вес + 350 грамм;
  • рост + 1 см;
  • ребенок может ходить самостоятельно (если этого не случилось ровно в год, не расстраивайтесь, ваше чадо обязательно пойдет чуть позже);
  • ребенок сосредотачивается на движениях, активно ходит и бегает (может даже первое время часто падать, придерживайте малышку за ручку).

Отклонения от нормы

Дорогие родители, если вы сомневаетесь в том, нормально ли ваше чадо набирает вес и растет, вы может обратиться к педиатру. Врач предоставит вам точную таблицу на 2018 год, в которой будут четко указаны возрастные нормы. Если что-то беспокоит малыша, никогда не ждите, лучше перестрахуйтесь и сходите к врачу на осмотр.

Вот список симптомов, при которых лучше обратиться за советом к квалифицированному специалисту:

  1. Малыш часто срыгивает, не читайте пожалуйста в интернете, что это норма. Лучше скажите об этом врачу и лишний раз посетите невролога, на всякий случай.
  2. Ребенок не может удерживать головку в 3-х месячном возрасте.
  3. Повышение температуры также следует незамедлительной врачебной консультации. Помните, температура поднимается в том случае, когда в организме есть какой-либо воспалительный процесс, или малыш подхватил вирусную инфекцию.
  4. Понос и Рвота. Эти неприятные симптомы грозят ребенку обезвоживанием.
  5. Сыпь. Даже при появлении небольших высыпаний лучше обратиться к врачу.
  6. Повышенная капризность. Дети, конечно, часто плачут, но, если плач очень частый, скорее всего малыша что-то беспокоит.
  7. Вялость.
  8. Дрожание подбородка.
  9. Судороги.

С появлением малыша в семье каждой маме интересно и важно его развитие, советую купить специальный альбом, чтобы вклеивать в него фото и записывать изменения, которые произошли с крохой за прошедший месяц.

Фото на планшетах и флэшках — вещь хорошая, но альбом с записями и отпечатанными фото не будет лишним, поверьте моему опыту.

На этом я с вами прощаюсь, уважаемые читатели, желаю вам удачи и терпения в воспитании ваших девчонок. Следите за обновлениями блога.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью? С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками