Классный час: «Я - личность» - Сценарии - Блок образования - Информационно-развлекательный портал. Разработка классного часа по самопознанию Классный час на тему самопознание

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день рада
Вас увидеть я!

Классный час начать я хочу скорей!

(минутка вступления)

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба.

Тема классного часа «Умейте дружбой дорожить!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по Самопознанию «Умейте дружбой дорожить»

Цель: содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи:

1. Дать представление о понятии «дружба», правилах поведения с друзьями.

2. Развитие внимания, памяти, сообразительности; образного мышления.

3. Воспитание чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей
Классный час начать я хочу скорей!

(минутка вступления)

Учитель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

Правильно, это дружба.

Тема классного часа «Умейте дружбой дорожить!»

Песня «Мир похож на цветной луг»

II. Основная часть. 1. Работа над понятием «дружба».

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает Саша
Это слово? Значит что оно?

Дружба – что такое?

Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют. Бекзат

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

Учитель: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дано такое объяснение слову «дружба»: Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Игра: «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл)

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов)

7. Веселый Дядя Федор и… (кот Матроскин, пес Шарик)

8. Добрая Герда и …(Кай)

9. Маленькая Дюймовочка и …(Ласточка)

10. Большая черепаха и …(Львенок)

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Ученики:

Друг – это интересная книга, которую читаешь. Денис

Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту. Лаура

Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний. Бекзат

Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо. Сабрина

Друг – это мой непослушный щенок. Арсений

Кого можно назвать другом?

Учитель: Заглянем в словарь Ожегова. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.

Ребята, а у вас есть друзья?

(Высказывания учащихся)

А кого называют настоящими друзьями? (ответы детей)
/ Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы/

3. Игра "Цветик-семицветик"

Учитель: У вас на партах лежат лепестки "Цветика-семицветика".

Вы должны продолжить предложение и прикрепить лепесток .

« Если хочешь быть хорошим и верным другом…»

1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

2. Умей слушать.

3. Оказывай другу помощь и поддержку.

4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

5. Сохраняй тайны своего друга.

6. Не обсуждай друга в его отсутствие.

7. Радуйся успехам своего друга.

8. Завидуй успехам друга.

9. Никогда не заступайся за друга.

10. Дерись за место за партой.

11. Радуйся неприятностям друга.

12. В лицо говори одно, а за спиной другое.

4. Чтение стихотворения. Беседа по вопросам.

Учитель: Иногда от ребят нашего класса можно слышать грубые слова, а иногда бывает так, как в стихотворении. Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. Внимательно слушайте.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонечко приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней, Милана

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Все внимательно слушали стихотворение?

А теперь скажите мне, о чем оно?

Можно ли такое отношение назвать дружеским?

Учитель: Правильно, конечно же, нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.

Песня: Ты, да я, да мы с тобой.

5. Игра «Терем – теремок»

В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей.

Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участник игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабу, мухи и т.д., исполняют роли статистов – они только произносят слова: «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить». Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего: они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например: «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «…он станет двор мести».

Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.

Интересно наблюдать, какие аргументы будут приводить дети и какие из них окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все участники размышляют о том, что было главным в ходе игры).

Если дружбой дорожить,
Можно спорить
И дружить, Алина
И не вспыхнет
Ссора
Из любого спора!

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Лаура

То любое желанье исполнится.

6. Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

Учитель: Ребята, а нужна ли дружба в классе?

Выберите и займите позицию, которая вам ближе:

«дружба в классе нужна», «дружба в классе не нужна» .

Я рада ребята, что большинство из вас выбрали позицию, что дружба в классе нужна.

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь - он спать не может, Арсений

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал - богаче стал, Сабрина

Что сберег, то потерял.

7. «Дерево дружбы»

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать вашим другом?

Давайте вместе составим « Дерево дружбы ». Продолжите утверждения. Сейчас я буду называть качества свойственные дружеским отношениям и несвойственные дружеским отношениям . А вы в первом случае хлопаете в ладоши. А во втором топаете ногами.

Добрый -отзывчивый -чёрствый -искренний враждебный

Рассудительный -лживый -ласковый -любознательный общительный

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад. Денис

Лишь тот не на год - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет сквозь года.

Учитель: Но, к сожалению, ребята иногда даже между самыми закадычными друзьями происходят ссоры.

А в нашем классе часто ссорятся друзья?

Из-за чего происходят ссоры?

А как можно помириться?

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою. Юра

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям Милана

Никогда не надо!

Учитель: Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать "Правила дружбы".

Памятка «Правила дружбы»

1. Не обижай своих товарищей, не обзывайся.

2. Относись к своим одноклассникам уважительно.

3. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду.

4. Не смейся над своими друзьями.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

6. Не жадничай! Делись с товарищами.

7. Не бойся попросить прощения.

8. Не бросай друга в беде.

9. Не выдавай чужие секреты.

10. Не ябедничай.

11. Если друг в чем-то не прав, то скажи сразу ему об этом.

12. Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи его.

13. Умей принимать помощь, советы и замечания от других ребят.

Знайте и выполняйте их!

Что чудес никаких не имеется.

Есть на Земле чудеса, Саят

Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда.

Сто открытий для нас всех таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

III. Подведение итогов. Рефлексия.
Посмотрите на экран и продолжите предложения:

Что для меня было сегодня самым интересным…

Что важного для себя я открыл сегодня…

Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Учитель: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Песня «Будьте добры»
Учитель: Вот и подошёл наш классный час к концу. Надеюсь, что сегодняшний классный час, поможет вам стать более дружными. Спасибо за активную работу!


Задачи:

  • Научить обучающихся изучать себя, определять свои потенциальные возможности;
  • Развивать свои способности;
  • Формулировать в себе положительные качества.

Основная цель:

  • Познакомить обучающихся с понятием «самопознание»;
  • Развивать культуру общения с собеседниками;
  • Развивать желание высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Ход занятия

Начало занятия

Тема: Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?

Эпиграф: «Я мыслю, следовательно, я существую» Рене Декарт

Аукцион вопросов темы

Каждый ученик готовит ответ «Как я понимаю, что такое самопознание»

Игра «Оптимисты и пессимисты»

Продолжите фразы и выскажите своё мнение:

  • Мне необходимо познавать себя для того, чтобы…
  • Я не хочу познавать себя, потому что…

Продолжаем игру, отвечая на вопросы:

  1. Я живу, чтобы есть или ем, чтобы жить?
  2. Жизнь – это штука трудная или не очень?
  3. Цель жизни – это важно или нет?
  4. Что значит «хороший человек?
  5. Много друзей – это хорошо или плохо?
  6. Хорошо выглядеть и быть хорошим – одно и тоже?
  7. Свобода и ответственность – слова одного корня?
  8. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?
  9. Чтобы я хотел узнать о себе и в себе?
  10. Какие дороги ведут человека к познанию себя?

Информационный блок (вступительное слово учителя)

Ориентация учащихся на участке в уроках курса, объяснение структуры работы по курсу, анализ перспектив участия в изучении курса.

Деловая игра «Пресс-конференция»

Учащиеся делятся на группы и готовят вопросы учителю по учебному курсу.

  • Специальная группа «Журналисты» задаёт членам группы вопросы по теме разговора.
  • Специальная группа «Эксперты» анализирует результаты работы в группе.

Блок самопознания

    Из каких источников вам известны слова «самопознание», «саморазвитие», «самовоспитание» ?
    А. Книг
    Б. Друзей
    В. Родителей
    Г. Учителя
    Д. Радио, телевидение

    Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Иногда, но безуспешно

    Надо ли человеку совершенствовать себя?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Не знаю

    Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняйтесь?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Затрудняюсь ответить

    Кто этот человек?
    А. Мои родные
    Б. Мой педагог
    В. Мой друг (подруга)
    Г. Герой кино, литературного произведения
    Д. нет такого человека

    Можете ли вы назвать людей, ставших известными, благодаря работе над собой.
    А. Да
    Б. Нет

Рефлексия занятия

У учащихся лежат на столах вырезанные из картона градусники. Ребята должны отметить на них температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая:

36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;
38 – страшно, сложно, неинтересно, обременительно;
34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично.

Творческое домашнее задание:

Написать сочинение-размышление «Мне обо мне. Взгляд на меня со стороны».

Классный час.
Тема: "Доброта начинается с детства"
Учитель: Маркштедер О.Г.
Цели:
Формирование у учащихся ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения.
развитие умения отличать плохое от хорошего.
воспитание заинтересованности к предмету.

Ход классного часа
Оборудование:
Плакаты: / Солнце с лучами и надписью /, портрет С.А.Назарбаевой
Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.
Маркировка начала занятия.
Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.
Учитель. Метафора “Все в твоих руках”.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Показ на плакат: “Добрые дела красят человека”.
Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о доброте. Давайте встанем в круг, улыбнёмся друг другу, скажем добрые слова друг другу. Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву “Д”.
Ученики. Добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.
Учитель. Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Как вы понимаете это слово?
Ученики. Доброта проявляется в поступках.
Учитель. Приведите примеры доброго отношения людей.
Высказывания детей.
Ученики. Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.
Учитель. Какие добрые поступки совершили вы?
Ученики. Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, убрали мусор, защитил от собаки, починил парту, ухаживаем за цветами.
Учитель: Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.
Работа в группах. А теперь поиграем. Игра называется “Собери пословицы и поговорки”. Объясни значение.
Добрые дела красят человека
Делать добро спеши
Без добрых дел нет доброго имени
Жизнь дана на добрые дела
Злой не верит что есть добрые люди
Скромность каждому к лицу
Скромность украшает человека
За добро добром и платят

Учитель: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Выступление детей:
1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2. Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!
4. Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это- просто красота,
Только так и нужно!
6. Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7. Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Учитель. Послушайте басню..
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно Что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Учитель. Кто из героев сказки вызывает ваши симпатии, а кто нет?
Высказывания детей.
Учитель. В чем нравоучительный смысл сказки? Чему учит сказка?
Высказывания детей.
Вывод. Не делай зла, будь добрым.
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Перед вами портрет С.А.Назарбаевой – основателя предмета самопознания
Давайте внимательно посмотрим на портрет С.А. Назарбаевой. Сколько доброты во взгляде. А как вы думаете, какие еще положительные качества у Сары Алпысовны? (Дети называют качества, а один из учеников записывает их на доске).
радостная
веселая
красивая
скромная
вежливая
сердечная
внимательная
Далее учитель просит опустить головы и закрыть глаза, а сам стирает с доски слова.
Учитель: Поднимите головы. Посмотрите на доску. На ней ничего нет. Но куда же ушли лучшие качества? В ВАШИ СЕРДЦА!!!
Учитель. Спешите делать добро!
Детям предлагается составить “букет добрых дел”.
(На столах разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки, основа для букета (из зеленой бумаги – на доске).
Каждый должен выбрать по одному цветочку, написать на нем доброе дело, которое ребенок может сделать для своих родных, близких, окружающих, затем прикрепить свой цветок на основу букета.
Обобщение.
- Я уверена, что вы всегда будете совершать добрые поступки, делать добрые дела.
- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. (Эти слова на доске).
На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.
IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.
Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.

Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»

Многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, самореализация).

Его цель: развитие представления старшеклассников о самопознании и саморазвитии.

Задачи часа общения:

· Развивать у каждого ученика понимание цели самооценки

· Совершенствовать знания уровней самооценки (завышенная, заниженная, объективная)

· Способствовать развитию умения составлять самохарактеристику.

Материал часа общения подбирался с учётом возрастных особенностей учеников, навыков и способов деятельности, которыми они уже владеют.

В ходе проведения часа общения использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная и игровая ситуации, поскольку они позволяют наиболее полно решить поставленные задачи.

Применение информационно-коммуникационных технологий (презентация, мультимедийный проектор) обусловлено стремлением наиболее образно представить информацию и создать дополнительную мотивацию к высказыванию своего мнения.

Ожидаемые результаты : в конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты), где он укажет ключевые моменты процесса самоопределения (удовлетворенность своим внешним видом, свои увлечения, способности, трудовые обязанности, свои положительные и отрицательные качества).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Путь к себе: Как научиться оценивать себя?»

Пояснительная записка к часу общения «Путь к себе»

Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»

Многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, самореализация).

Его цель: развитие представления старшеклассников о самопознании и саморазвитии.

Задачи часа общения :

  1. Развивать у каждого ученика понимание цели самооценки

Материал часа общения подбирался с учётом возрастных особенностей учеников, навыков и способов деятельности, которыми они уже владеют.

В ходе проведения часа общения использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная и игровая ситуации, поскольку они позволяют наиболее полно решить поставленные задачи.

Применение информационно-коммуникационных технологий (презентация, мультимедийный проектор) обусловлено стремлением наиболее образно представить информацию и создать дополнительную мотивацию к высказыванию своего мнения.

Ожидаемые результаты : в конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты), где он укажет ключевые моменты процесса самоопределения (удовлетворенность своим внешним видом, свои увлечения, способности, трудовые обязанности, свои положительные и отрицательные качества).

Цель : развитие представления детей о самопознании и саморазвитии.

Задачи:

  1. Развивать у учеников понимание цели самооценки
  2. Совершенствовать знания уровней самооценки (завышенная, заниженная, объективная)
  3. Способствовать развитию умения составлять самохарактеристику.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа : подготовка презентации, раздаточного материала для работы в группах.

Оборудование : мультимедийный проектор, чистые листы бумаги (для определения уровня самооценки), анкета для составления самохарактеристики каждому ученику, магнитная доска

  1. Мотивационный этап.

1. Даосская притча (Слайд 1 ) (классный руководитель читает вслух)

Однажды пришёл к даосскому монаху человек и пожаловался, что, как ни пытается, не может понять мудрость мира. А, следовательно, он сомневается в мудрости Бога. Это очень смущает его. Монах согласился помочь этому человеку, но при одном условии: тот будет выполнять его требования.

Первое его требование было таким: сидеть у берега и слушать, как поёт река.

Так человек и сделал. Но вечером, когда монах спросил его, понял ли он мудрость мира, он покачал головой.

Тогда монах приказал человеку смотреть в костёр.

Это танец Бога, - сказал он.

Но утром вновь человек сказал, что не понял мудрость мира. Монах задумался. А на третий день сказал:

Тогда посмотри в себя , там таятся все твои сомнения.

И, увидев в своей душе отражение целой вселенной, человек понял мудрость Бога. И сомнения отступили, и покой заполнил его душу.

  1. Открытие темы, целеполагание. Классный руководитель: Как вы думаете, о чем эта притча? Как она связана с нашим часом общения? О чем мы поговорим сегодня? (Ответы учеников: Как оценивать себя, Путь к себе, самооценка) (Слайд 2. Путь к себе )
  1. Основной этап.
  1. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

(Слайд 3. Цитата И.В. Гёте ) Классный руководитель . Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Ученики высказывают своё мнение)

Классный руководитель: А что можно узнать о себе? (Слайд 4. Что можно узнать о себе?)

Примерные ответы учеников:

Свои физические возможности, состояние здоровья.

Свои таланты, способности (умственные, творческие).

Свой характер, темперамент, волю.

Свои вкусы, привычки.

Свои сильные и слабые стороны.

(Слайд 5. Зачем нужна самооценка? ) Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (ученики высказывают свое мнение)

Понять призвание, выбрать профессию.

Избежать ошибок и разочарований.

Правильно вести себя с окружающими.

Не браться за невыполнимые дела.

Правильно определить цель в жизни.

2. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки» (Слайд 6. Определение уровня самооценки )

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно поместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа – с завышенной, вторая – с заниженной и третья – с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие – обосновать свой выбор.

(Ученики отвечают, обосновывают свой выбор, правильные ответы прикрепляют магнитами на доску в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках:

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель . Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Примерные ответы учеников: Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

3. Выработка правил самооценки. (Вопрос классу): Как вы думаете, что легче – оценить кого-то или поставить оценку себе? (Ученики высказывают свое мнение) А есть ли такие «Правила самооценки»? Давайте постараемся их найти. Как вы думаете, о чём говорят эти пословицы и какие правила самооценки можно по ним выделить: (Слайд 7. Правила самооценки )

  1. Будь умелым не речами, а делом. (Примерный ответ учеников: Судите о себе по делам)
  2. И мудрому человеку совет требуется. (Будь снисходительным к другим, но строгим к себе)
  3. Всякий совет к разуму хорош. (Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. Сюнь-цзы)

4. Проблемная ситуация «Как себя оценить?» (Слайд 8 )

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые мы с вами выявили. Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя? (высказывания учеников)

5. Составление самохарактеристики (Слайд 9. Составляем самохарактеристику )

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты (Текст анкеты в приложении 1)

6. Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, ученики угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя?

  1. Рефлексия (Слайд 10 )

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других? (высказывания учеников)

Приложение 1.

Самохарактеристика

Мой внешний вид: я доволен (не доволен) своей внешностью. Я (не) стараюсь выглядеть

Лучше всего у меня получается___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Больше всего мне интересно _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мои трудовые обязанности в семье _____________________________________________________________________________

Самыми ценными качествами в себе я считаю _____________________________________

_____________________________________________________________________________

Самыми отвратительными качествами в себе я считаю _____________________________________________________________________________

Признаки людей с разной самооценкой Завышенная Заниженная Объективная Уравновешен-ность Самоуверен-ность Обидчивость Уверенность в себе Чувство собственного достоинства Нахальство Пассивность Вспыльчи-вость Внушаемость

Правила самооценки Будь умелым не речами, а делом. И мудрому человеку совет требуется. Всякий совет к разуму хорош.

Составляем самохарактеристику Мой внешний вид: я доволен (не доволен) своей внешностью. Я (не) стараюсь выглядеть __________________________________________________ Лучше всего у меня получается __________________________________________________ Больше всего мне интересно __________________________________________________ Мои трудовые обязанности в семье __________________________________________________ Самыми ценными качествами в себе я считаю __________________________________________________ Самыми отвратительными качествами в себе я считаю _________________________________________________

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Публий Сир


Классный час.

Тема. Познай самого себя.

Класc 7

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  1. акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  1. познакомить детей с приемами самопознания;
  2. дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  3. научить определять свои личные особенности;
  4. развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  5. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  6. побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию;

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой.

Подготовка.

Перед классным часом дети объединяются в группы.

Оборудование.

На парту для каждого ученика: листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета; листы бумаги для тестов, ключ к тесту, фигурки для оценки встречи. Во время самостоятельной работы (автопортрета и теста) включать музыкальные отрывки (детская песня «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» и спокойная мелодия).

План:

  1. определение темы встречи.
  2. беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. осознание своей уникальности через творческое задание
  4. как оценить себя
  5. информация к размышлению
  6. ваше мнение о теме встречи (подведение итогов)

Ход классного часа.

Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни.


Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
1. Нужно ли человеку познавать себя? Нужно.

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.
2. Для чего человеку нужно познавать себя?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».

Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать.

Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно. Можно познавать себя, полагаясь на собственный разум? Только одного разума не будет достаточно.

Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих ? Окружающие не могут правильно оценить.

Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.


Что лучше: переоценить себя или недооценить?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» , «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

(дети высказывают свое мнение)

Как вы думаете, знаете вы себя? Какая у вас память? (пригласить к доске ученика уверенного, что у него плохая память) Проверим, как вы себя оценили.

У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам:

Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (ребенок у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (записаны на доске ):

1.Самообладание.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности (под песню «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» дети работают).

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всему классу? (зачитываются несколько работ )

Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них туфигуру, глядя на которую можно сказать: «Скорее всего, это я».

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности.

Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1.

И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставилбукву в середине, имеют правильную самооценку. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь тебе в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи.

Солнце - понравился классный час

Туча - совсем не понравилось

Приложение №1.

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Неологичность

Раскованность

Непрактичность

Приложение № 2.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?