Сочинение на тему "путь васи к добру и правде". Сочинение на тему "путь васи к добру и правде" Трудная дорога васи к добру

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, что позволяет вспомнить содержание произведения, неодходимое для написания сочинения. Также эта техника интересна тем, что дети учатся не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их, дифференцируя на "Толстые" и "тонкие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

Составляют план сочинения

Самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

Осуществляют контроль своих действий

вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

Познавательные

Выдвигают предположения (гипотезы)

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

Структурируют информацию в виде ответов на вопросы

Осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

Толерантно относятся к окружающим

Оборудование : выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

I. Оргмомент. «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Что узнаем, чему научимся?

А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя - показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

Обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

IV. Подготовка к сочинению

Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2. Основная часть

Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


Сочинение для 5 класса на тему «Путь Васи к правде и добру» (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе») В своей повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко показывает, как под воздействием чрезвычайных обстоятельств формируется личность главного героя повести мальчика Васи, сына местного судьи. Со знакомства с «дурным обществом» начинается для главного героя путь к добру и правде.

Вася рано потерял мать. Отец, убитый горем, перестал обращать внимание на своего маленького сына. Мальчик постепенно отдалялся от отца, искал утешения на улице. Вскоре все окружающие стали считать его пропащим человеком. Из-за этого старая нянька запретила Васе играть с сестрой Соней, которую он очень любил. Соня была последней ниточкой, которая привязывала его к семье, к отцу. Но теперь была разорвана и она.

Все в жизни мальчика вело к тому, чтобы он действительно стал плохим человеком. Ведь постепенно он мог озлобиться на весь мир, и тогда уже ничто хорошее не развилось бы в его душе. Но, к счастью, на пути Васи встретился Тыбурций и его дети, Валек и Маруся. Именно они повлияли на формирование личности героя, хотя сами относились к «дурному обществу». Они были нищие. Пропитание добывали себе нередко воровством. Но в их семье Вася нашел то, чего ему так не хватало в родном доме – любовь.

Жили Валек и Маруся в подземелье старой разрушенной церкви. Осматривая развалины, Вася и познакомился с детьми. Его поразила Маруся. Она не смеялась, не бегала. Его сестра Соня, ровесница Маруси, была живым, подвижным ребенком. А Маруся больше сидела. Шумные игры Васи вызывали у нее слезы. А еще Васю поразило то, как заботился о сестре Валек. Как он бережно относился к ней. Приноравливаясь к образу жизни своих новых друзей, мальчик старался обуздать свой непоседливый характер.

Вася боялся встречи с Тыбурцием. Но, познакомившись с ним, он увидел, как сильно этот нищий материально, но богатый душой, человек любит своих детей, как самая малая радость делает эту семью счастливой. Рядом с Валеком и Марусей Вася оттаял душой. Из разговоров с новыми друзьями об отце он узнал его с другой стороны, совершенно ему незнакомой. Он стал лучше понимать ставшего чужим когда-то близкого человека.

Случай с куклой показывает, насколько изменился Вася. В его душе теперь жила любовь не только к умершей матери, к Соне, но и к Валеку, а особенно к Марусе, больной девочке, которая умирала у него на глазах. Новый Вася смог понять и простить отца, потому что узнал правду жизни: не только в чистых домах с достатком живут любовь и забота о близких; нищие тоже могут любить, порой сильнее, чем богачи.
ТУТ КРЧ ПОСМОТРИ ТУТ МОЖНО ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ НАЙТИ

По повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

В жизни каждого человека происходит множество разных событий. Они приносят нам как положительные, так и отрицательные эмоции. Но можно ли извлечь верный нравственный урок из того, что ты встречаешь на своем жизненном пути? Попытаемся найти ответ на этот вопрос на страницах книги Короленко «В дурном обществе».

Мальчик Вася, главный герой рассказа, за свою жизнь в городе Княжье-Вено видел
много пугающих вещей. Ведь он столкнулся с жизнью так называемого «Дурного общества», которая была совсем не легка.

Дурным обществом называли в его городе людей, которые не имели собственного дома и жили в подземелье около часовни. Все они с трудом перебивались ворованной едой и в целом влачили достаточно жалкое существование.

Главный герой знакомится с Марусей и Валеком, детьми главы «Дурного общества», живущими с людьми из подземелья. В них мальчик находит новых друзей, которые были ему так необходимы. Общаясь с детьми Тыбурция, Вася понимает, что жизнь этих людей трудна и часто безрадостна. Но они совсем не плохи и даже во многом более порядочны, чем другие горожане. Особенно сильное впечатление на мальчика производит тот факт, что Валек ворует еду, чтобы прокормить себя и сестру.

Видя, как нелегко приходится новым друзьям, Вася помогает им всем, чем может: приносит яблоки, часто играет с ними на горе, морально поддерживает ребят. Он твердо верит, что такие хорошие люди не заслужили тех испытаний, которые посылает им судьба. Вместе с тем герой видит, что в этом мире обездоленных есть место любви и заботе. Он осознает, что отец этих детей интересуется их жизнью и благополучием, любит их и старается подарить им хоть немного радости. Когда мальчик видит это, ему становится грустно от понимания того, что его собственный папа не уделяет ему и половины такого внимания.

Осенью Вася, видя, что Маруся тяжело заболела и увядает, можно сказать, прямо на глазах, старается помочь ей. И для того чтобы развеселить девочку хоть немного, он просит у своей сестренки красивую куклу и приносит Марусе. Когда девочка играет с куклой, ей становится лучше.

Когда Васю не выпускают из дома за то, что он общался с членами Дурного общества, он не перестает переживать за своих друзей и надеется, что у них все будет хорошо. И однажды все же убегает из дома, чтобы повидать их.

Но ни кукла, ни забота Тыбурция не помогли Марусе избежать ее горькой участи. Трагические события тех лет оставили неизгладимый след в душе главного героя.

Отец мальчика был поражен, когда узнал о том, зачем сыну нужна была кукла и какие ужасные вещи произошли с друзьями его сына. Он осознал, насколько сильно был не прав, уделяя Васе мало внимания, и стал больше общаться с ним.

Можно с уверенностью сказать, что жизненный опыт, который герой получил в ходе событий, описанных в рассказе Короленко, стал одним из шагов на пути к правде и добру. Все, что произошло в то время, научило Васю быть мужественнее, добрее и благороднее. Сделало его настоящим мужчиной и позволило построить хорошие отношения со своим отцом. Это доказывает, что сложный жизненный опыт помогает человеку построить свою судьбу достойно.

«Путь Васи к правде и добру».

Цель: работа по развитию речи учащихся; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание толерантного отношения к окружающим.

Оборудование: выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока.

1.Организация рабочего места.

Проверка д/з «Выставка рисунков».

2. Подготовка к написанию сочинения.

Тема «Путь Васи к добру и правде»

Беседа:

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более чёткого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: “...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом”. Говорить “вернула добрые отношения с отцом” - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились, и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: “Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе”. Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.

3.Идея сочинения.

Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

- Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

План.

1.Вася-герой повести в «В дурном обществе».

2.Путь Васи к добру и правде.

3.Дружба с обездоленными детьми в жизни Васи.

Итог урока. Рефлексия.

Д/З написать сочинение.

Средняя оценка: 4.3

Мальчик Вася - герой произведения В. Короленко «В дурном обществе», которое также известно как «Дети подземелья». Он родился в обеспеченной семье, но рано остался без матери. Отец Васи тяжело переживает потерю жены и все душевное тепло отдает маленькой дочери Соне. Неизбалованный вниманием со стороны отца, мальчик все же сохраняет доброту и способность к сопереживанию. Вася любит свою сестру и отца, но не чувствует себя счастливым в своем доме.

Взгляд на свою жизнь у Васи меняется после знакомства с детьми пана Тыбурция Драба - Валеком и Марусей, которые жили в страшной нищете. Дети сблизились и возникшая дружба принесла Васе понимание, что его проблемы не такие большие, по сравнению с жизнью Валека и Маруси. К этому он пришел не сразу, сначала Вася даже мысленно осуждал детей за способ добычи еды, но постепенно стал сам помогать ребятам, приносил им яблоки из своего сада. Особо поразила мальчика Маруся, которая была очень больна, но мужественно переносила свою болезнь и не капризничала. Чтобы облегчить ее страдания Вася даже украл из дома куклу, чтобы подарить Марусе и облегчить ее страдания. Вася искренне переживал за нее, ведь он успел привязаться к девочке. «Маруся, казалось, опять ожила» когда Вася дал ей куклу. К сожалению, смерть все же настигла Марусю, но мальчику удалось сделать ее последние дни яркими и счастливыми. Здесь Вася показал себя как настоящий друг, умеющий разделять не только радость, но и горе, способный прийти на помощь, когда это необходимо. Пусть даже ему пришлось объяснять свой поступок с куклой перед отцом. История с куклой, где Вася проявил себя как человек милосердный, сочувствующий и правдивый, помогла и его отцу осознать, что закрывшись в себе после смерти жены, он отдаляется от своих детей и рискует потерять их в будущем. Он оказался честным судьей, пользующимся уважением людей и смог понять, что его сын очень нуждается в любви и понимании отца.

Прочитав повесть, я задумался, насколько важно иметь любящих родителей и друзей и что еще важнее, ценить эту любовь. Быть чуткими к окружающим людям, стараться понять их и помочь им, невзирая на социальный статус. Ведь быть добрыми, уметь любить и сострадать могут не только люди из «порядочного» общества, но и имеющие «дурное» происхождение.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?