Материал (старшая группа) на тему: Медовый Спас. Материал на тему: Сценарий развлечения «Спас медовый, яблочный и ореховый

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Программное содержание:

  • вспомнить и приобщиться к традициям русского народа;
  • развивать внимание;
  • речь;
  • эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений;
  • обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику.

Оборудование:

Костюм для медведя, белки, пчелы; маски-шапочки для маленьких пчёл; узорчатые платки; полоса препятствий; искусственные цветы: маки, ромашки, васильки, одуванчики; туесок с медом; угощение по количеству детей.

Ход развлечения

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

Танец с платками » Медовый Спас» (анс.Медовый Спас»)

Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я — мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.

Горшочек с мёдом — вот мечта, манящая всегда.

Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд!

Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки». (Муз. сопровождение песня» Хорошее настроение» исп.» Волшебники двора»)

Дети встречают Белочку

Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,

Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.

Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам.

Белка: А зачем вам пчёлы?

Топтыжка: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.

Белка: Отгадайте, ребятки, мои загадки, какие запасы я на зиму делаю, тогда покажу:

1. Стоит высоко, висит далеко,

Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)

4. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:

Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.

Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.

Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.

Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)

Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

Душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут » крылышками»

Пчёлы. и » жужжат»)

Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.

Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.

Топтыжка: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли.

1 пчела: Пчёлам всем летом много работы,

Надо чтоб мёдом наполнились соты,

2 пчела: Дружной семьей мы над садом летаем,

Сладкий нектар из цветов собираем,

3 пчела: Мы от работы не устаем,

Мёд собираем и песни поем.

Хоровод» Весёлая пчёлка» (муз.Д.Тухманова,сл.Ю.Энтина; исп.»Непоседы»)

Топтыжка: А, давайте, мы пчел позабавим, в игру поиграем.

Подвижная игра «Медведи и пчёлы».

Выбирают две команды считалкой:

Мак-мак, василек, водит желтенький цветок.

Раз, два, три — водишь с ним и ты!

После этого дети — «медведи» говорят слова:

Мишка лапой косолапой не спеша малину рвёт,

Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. (Е. Мельникова)

«Медведи» ходят по площадке, приседают, «собирают малину». По сигналу » Пчёлы!»- разбегаются по площадке, стараются залезть повыше и замирают. «Пчёлы» дотрагиваются, « жалят» тех, кто не успеет найти место на возвышении. После сигнала: «пчёлы улетели» «медведи» спускаются и вновь ходят по площадке. Затем меняются ролями.

Топтыжка: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.

Пчёлы угрожающе «жужжат».

Топтыжка:Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?

Игра » Собери букет»

По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет.

Топтыжка: Пчёлки мы вам подарки принесли, нам ничего от вас не надо, только станьте, пожалуйста, добрее. (Дарит цветы пчёлам)

Песня-инсценировка «Что такое доброта»(исп. «Барбарики). Дети остаются стоять в кругу.

Выходит большая пчела, выносит мёд в туесочке.

Пчела: Я — Жужа, пчела, я вам мёду принесла,

Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.

Топтыжка: Жужа, Жужа, пчёлка, золотая чёлка,

Дай, пожалуйста, нам мёду, но чуть-чуть, не всю колоду.

Нынче, ведь Медовый Спас, будем праздновать сейчас!

Пчёлка Жужа отдает туесок с мёдом ребёнку. Дети по кругу передают туесок с медом друг другу, пока он не дойдет до Топтыжки.

Топтыжка: Жужа, мы тебя благодарим, все СПАСИБО! говорим.

Топтыжка: Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Угощаем детей выпечкой с маком и медовым сбитнем.

Литература:

М.Ю.Картушина « Русские народные праздники в детском саду»;

В.А.Руднев «Обряды народные и обряды церковные»;

Л.Ю.Глазырина « Физическая культура дошкольника»;

М.Ф.Литвинова « Русские народные подвижные игры»;

Г.Дзюбенко « Загадки».

Действующие лица:

Пасечник
Королева Медового Царства
Винни-Пух
Карлсон
Пчелки и другие герои мультфильмов

Звучит музыкальная пьеса «Народный праздник» А. Курченко.
На сценическую площадку выходит Пасечник.

Пасечник. Здравствуйте, ребята!
Сегодня в Медовом Царстве праздник — Медовый Спас. Знаете, что это за праздник? (Ребята отвечают)
А хотите, я вам расскажу о нем подробно? (Ребята отвечают)

К этому празднику пчела перестает носить взятки, приходится подрезать, «заламывать» пчелиные соты в ульях. Опытные пасечники говорят, что если не заломать соты, то соседние пчелы могут вытаскать весь мед. Вырезанные соты несли в церковь для освящения и на помин родителей. Отсюда название Медовый Спас или спас в меду.
Сегодня на празднике вы сможете подружиться с пчелками — труженицами, повеселиться, полакомится медом, поводить хороводы, поиграть.

Звучит «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Из-за пчелиных домиков выбегают Пчелки и кружатся по сцене в танце, вместе с ними Королева Медового Царства. Музыка стихает.

Королева Медового Царства. Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки? Вы узнали меня? Кто я? (Ребята отвечают) Правильно, друзья! Я Королева Медового Царства. И очень рада, что сегодня с вами встретилась. Приветствую вас в Медовом Царстве. Сегодня у нас великий праздник. В старину именно с 14 августа начинали водить осенние хороводы. Как вы думаете, ребята, какие движения понадобятся нам для сегодняшнего хоровода. (Ребята отвечают) Правильно? Наш танец должен напоминать движения пчелок в полете! Давайте вместе с Пчелками покружимся в хороводах.
Пчелки помогают детям выстроиться в хороводы и под мелодию русской народной песни «Полоса моя, полосонька», «Выйду ль я на реченьку», «У зори-то, у зореньки» и др. кружатся с ребятами в хороводах. Музыка стихает, Пчелки возвращаются к ульям.

Королева Медового Царства . Ребята, сегодня к нам на праздник приглашены мульти-сладкоежки. Каких героев — сладкоежек из мультфильмов, вы знаете? (Ребята отвечают). А теперь встречайте… Самый большой любитель меда в мире! Винни – Пух!

(Появляется Винни-Пух. Прохаживаясь вокруг ульев, он напевает песенку.)

Винни - Пух. Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?

Добрый день, сладкоежки! Первый раз, меня пригласили в Мeдовое Царство. (Оглядывается) Боюсь, как бы пчелы не покусали… Со мной всегда какие-то истории приключаются. Однажды гуляя, по лесу, я вышел на полянку и увидел высокий — превысокий дуб, на самой верхушке которого кто-то громко жужжал…
…Я сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать. Сначала я подумал так: «Это «жжжж» неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему, так!» Потом я еще подумал, подумал и сказал про себя: «А зачем на свете, пчелы?». А? Ребята, зачем? (Дети отвечают) Для того, чтобы делать мед! По-моему так, а зачем на свете мед? (Ребята отвечают)
Для того, чтобы я его ел. По-моему, так, а не иначе! Мед я очень люблю, а еще очень люблю веселые игры. Ребята, хотите со мной поиграть? (Ребята отвечают)

Винни - Пух идет в зал к ребятам.

Винни – Пух. Давайте поиграем в мою самую, самую любимую игру «У медведя во бору». Знаете эту игру? (Ребята отвечают). Тогда я напомню, как в неё играть. Я — водящий. Я буду спать в берлоге (в условном месте). А вы, ребята, расположитесь на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между вашим домом и моей берлогой — лес, или еще его называют бор. Вы пойдете в бор за грибами. Собирая их, напевайте:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь простыл,
На печи застыл!
И постепенно приближайтесь к берлоге.
Последние две строчки: могут звучать так:
А медведь сидит
И на нас рычит!
Я буду притворяться спящим. На последних словах вскочу и начну вас ловить. Вы же должны быстро убежать к себе домой или разбежаться в стороны, стараясь не попасть ко мне в лапы.
Кого я поймаю, тот выходит из игры, а с остальными ребятами мы продолжим игру… В конце игры все пойманные ребята хором поют нам веселую песню.

(Звучит музыка, ребята с Винни — Пухом играют в игру)

Пасечний. Устали? Отдыхайте. Сейчас мы с вами послушаем концертный номер.
(Идет номер художественной самодеятельности. На сценическую площадку выбегает Карлсон)

Карлсон . Спокойствие, только спокойствие, без паники! А есть ли у вас медовые пряники?

Пасечник (улыбаясь). А зачем тебе медовые пряники?

Карлсон. Вы забыли, что я самый лучший в мире пожиратель медовых пряников, печенья, клубничного варенья, плюшек, ватрушек, мармелада!… Помните, когда я был в гостях у Малыша, он подарил мне столько сладостей, что я не смог все съесть. Ребята, а вы тоже любите сладости? (Дети отвечают) Вы любите печенье? (Дети отвечают) А клубничное варенье? (Дети отвечают) А мармелад? (Дети отвечают) Ну, а мед? (Дети отвечают).

Королева Медового Царства. Постойте, постойте. Позвольте вас представить ребятам.

Карлсон. Нет-нет, я думаю, что здесь собрались дети, которые хорошо меня знают. Верно, ребята? (Дети отвечают) Так кто из вас скажет, как меня зовут? (Дети отвечают). А как вас зовут, ребята? Три, четыре… (Дети называют свои имена) Какие у вас красивые имена! Здесь действительно собрались славные ребята. (Поет и читает под музыку)

Счастлив видеть малышей и малышек,
Всех, всех, всех веселых ребятишек
Карлсон, который живет на крыше!
А тем, кто до меда охоч,
Карлсон всегда готов помочь!
Я задам сейчас загадки-
Крепко думайте ребятки,
Будет вам вознагражденье –
Очень сладкое угощение!
Пораскинь умом немножко –
И получишь сразу ложку!

На сцену выносят бутафорскую бочку, на которой яркими буквами написано «Мед». В бочке находится банка с медом для угощения ребят.

Загадки Карлсона

Кто там кричит в рассветный час:
«Ко-ко-ко — кормите нас!» (Куры)
Ответившему (или всеми ответившим) Карлсон дает ложку меда. Из гигиенических соображений запаситесь одноразовыми пластмассовыми ложками. Игра в загадки, которую потом будет проводить Винни — Пух, продолжается на тех же условиях.
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый обедать пошел.
И с ним бесполезна любая беседа:
Он вымоет лапки,
Но после обеда! (Кот)

Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок,
Холодок,
Дай лизну тебя разок! (Мороженое)

Это кто,
Это кто,
Скачет по тропинке?
У кого,
У кого,
Ножки, как пружинки?
У кого,
У кого,
На спине веснушки?
Знаем,
Знаем, у кого —
У речной… (Лягушки)

На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Голову свою. (Подсолнечник)

Винни-Пух. Карлсон, а можно и мне загадать ребятам загадки?
Карлсон. Конечно можно.

Загадки Винни-Пуха.

Все говорят,
Что похож я на папу.
Такой темно — бурый,
Такой косолапый…
Но только и папа
Похож на меня.
Такой же охотник до меда,
Как я!
О ком эта загадка? (Медвежонок)

Ходит по лесу, ревет,
Любит ягоды и мед. (Медведь)

Карлсон. Ну, что ты все про себя загадки загадываешь? Ишь, как себя любишь, больше меда, наверное…

Винни-Пух (весело смеется).
И еще одна загадка –
Кто играет с нами в прятки?
Коль окликнешь - то услышишь,
А увидеть — не увидишь. (Эхо)
Карлсон. Молодцы, ребятки, умеете разгадывать загадки. А кто у нас самый голосистый на празднике? (Ребята отвечают) Это мы сейчас проверим. Музыкант будет наигрывать мелодии песен, ваша задача — узнать мелодию и запеть песенку. Кто первый узнает, тому и сладкий приз.

Идет конкурс
Королева Медового Царства . Здесь действительно собрались славные ребятки! Надо же, вспомнили все песенки!
Идет к зрителям на площадку.

Подойдите ко мне все самые ловкие, осторожные, чуткие и внимательные, все кто хочет поиграть в замечательную игру «Пчелы».
Дети подходят. Королева Медового Царства выбирает несколько водящих. Они будут цветами. Остальных ставит в несколько кругов вокруг цветов - это сторожа, остальные ребята – пчелки.
Итак, ребята, объясняю условия игры: сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветов и поют:
Пчелки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет?
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые –
На кругленький лужок.
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удается проникнуть в круги и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь «ужалить» и пожужжать в уши.

Королева Медового Царства. В народе есть пословица такая: «Одна пчелка немного меду натаскает»… Вот и живут пчелы семьями, большими и малыми — семья эта называется-рой. Давай, ребята, поиграем в игру «Пчелы и рой».
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке громко жужжать, в этот момент они все являются пчелами. Как известно, пчелы собираются в рой - семью, состоящую из определенного количества пчел. В рое может быть любое количество пчел по желанию ребят. Играющим по команде ведущего, нужно будет создать рой, т.е. схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы рой вновь распался на отдельных пчелок, служит команда Королевы

Медового Царства:
Пчелка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси!
Во второй раз:
Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите по волюшке…
Несите медок в сотушки!
Королева Медового Царства. Какие вы дружные ребята! Как настоящие пчелки. Хотите еще поиграть? В игры «Перелет пчелиного роя» смогут победить только самые дружные и ловкие ребята. Объясняю условия нашей эстафеты: в ней можно участвовать всем желающим. Для этого нужно объединиться в несколько команд, выбрать трех ребят, которые станут препятствиями на пути команды — пчелиного роя. Три человека от каждой команды встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга. Им не надо ничего делать, просто стоять, как препятствие. Остальная команда будет пчелиным роем.
Сколько таких роев у нас получилось?

Карлсон и Винни-Пух считают и называют количество «роев»

Стать роем легко: всем игрокам нужно выстроиться в колону и положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет «головой» роя, замыкающий колонну — «хвостом». Рой готов к движению. Двигается он, как вы знаете, кружась и петляя. Нашему рою тоже придется кружить и петлять, не толкая «столбы» и не разрывая на кусочки свое «туловище» обогнуть поворотный флажок и двигаться обратно. Команда — победитель определяется по «хвосту» роя, т.е. последнему участнику. А теперь внимание! Старт!

Звучит «Полет шмеля». Ребята играют в игру. Каждому игроку победившей команды вручается шуточная медаль.
Пасечник, Королева Медового Царства, мультисладкоежки Винни-Пух и Карлсон, Пчелки выходят на сценическую площадку.

Пасечник. Пусть праздник Медовый Спас длится…
Королева Медового Царства. Не уставайте никогда дружить и веселиться….
Винни-Пух. (вместе.) Не жадничать, не лгать, не злиться…
Пчелки. (все вместе). И быть счастливыми всегда!

Составитель: зам. директора МБУК
«КДЦ» Токаревского района
Н.И. Замараева

Post Views: 2 402

Цели: Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений.

Ведущая - Лето:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
Я – жаркое Лето, богатое Лето,
В душистый венок из цветов я одета.
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!

Солнце светит,
Полянку согревает,
Медовый Спас сегодня
Детишек собирает!

Ведущая:

Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сейчас идет Спас медовый,
Расскажу о нем толково.

Медовым Спас называется потому, что соты в ульях наполнены до отказа мёдом, пасечники приступают к его сбору. А пчёлам пора устраиваться на зимовку.

На Руси в этот день всех медом угощали и чаи распивали.

Ребенок:

Первый я - Медовый Спас.
Я медку припас для вас.
Мед цветочный, мед гречишный,
Терпкий, золотой, отличный.

Ведущая:

- А кто же в природе нам мед добывает?

Дети: Пчелы!

Ребенок:
Работать малой пчелке

Нисколечко не лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

На много километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

По крохам собирает

Цветочный аромат,

И станет мед душистым,

Чему я очень рад. Н. Мигунова

Ведущая:
Чтобы нам медок собрать,
Надо пчелок всем позвать.

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте.

Летят пчелки 3 девочки .

1 пчела:

Надо славно потрудиться,
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать,
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Ведущая: Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов.
И с собой гостей чудесных я к вам в гости привела. Я загадки загадаю, что за гости – угадайте!

Ведущая загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети находят цветок и «высаживают» на клумбу.

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой
На опушке цветок повстречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.
Там цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки,
Стоит солнышко на ножках.
Только желтые лучи,
У него не горячи. (Подсолнух.)

Ведущая:
Эй, цветочки, расцветайте,
И лужок наш украшайте.
Посмотри, честной народ
Цветы-то встали в хоровод.

Танец цветов и пчелок под музыку «Вальс цветов» .

3 пчела:
Ох, как славно потрудились,
Да еще повеселились.
Медок в улей понесем
Песню дружно все споем.

Ведущая:
У нас на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее».

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром». Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Ведущая:
Вот сколько нектара собрали пчелки.
-
А кто же из лесных жителей мед обожает?

Дети: Медведь!

Хозяйка:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают.
Вдруг услышали медведь…
К ульям крадется,
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется.

Медведь:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду.
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай.
Нынче ведь Медовый Спас,
Будет праздник тут сейчас.

Медведь:
Буду я тогда скучать,
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй.

Игра « У медведя во бору» .

Медведь:
Ох и ловкие детишки,
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучают.
Пчелки:
Мишка, с нами поиграй
Голосочек наш узнай.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок .

Ведущая:
Пчелки, мед еще несите
Деток медом угостите.

Пчелки:
Наступил Медовый Спас,
Угостить хотим мы вас.

Ведущая:

Чтобы все вы подрастали
Умными, большими стали.
Ведь полезен всем медок,
Угощяйся-ка, дружок.

Входят зайчата.

1.Ради праздника такого
Угостить вас мы готовы
Пряники медовые из печи, готовые!

2.Медом поливали, в сахаре купали
Вот не пряник, а успех
Угостить хотим мы всех!

Медведь: С праздником всех поздравляю,
И от всей души желаю
Каждый день вам подрастать,
Спасы дружно отмечать!

Ведущая: Не сердиться, не браниться,
Только доброму учиться!
Песни петь и танцевать,
Праздник весело встречать!

Галина Дятлова
«На пасеке». Сценарий праздника Медовый спас для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Познание» .

Виды детской деятельности : игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Цели : Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями ; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику .

Планируемые результаты : проявляет положительные эстетические чувства и эмоции; умеет поддерживать беседу, проявляет интерес к участию в играх и инсценировках ; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых задач.

Материалы и оборудование : фонограммы – жужжание пчел, рев медведя, иллюстрации насекомых – шмеля, пчелы, осы, комара; искусственные цветы – роза, колокольчик, одуванчик, мак, василек, подсолнух; тарелочка с шишками; «Клумба» (ваза с песком) ; туесок с медом , бочонок.

Действующие лица :

Дед Тимофей – пасечник взрослые

Белочки дети

Дети входят в зал и становятся в круг.

Ведущий :

Вас встречаю у ворот –

Праздник нынче всех вас ждет !

Дружно за руки беритесь,

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу,

Вас на полянку поведу!

Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой

Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки

В лес зеленый мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Проигрыш Кружатся, поставив руки на пояс.

Нагибайся, погляди-ка, Выполняют «пружинку»

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника, грозят пальцем

Все равно тебя найдем!

Проигрыш «Собирают ягоды»

Комары звенят над нами, поднимают и опускают руки, быстро

перебирают пальцами

Комары кусают в лоб, на последнее слово хлопают себя по лбу

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Проигрыш Хлопают в ладоши.

Звучит жужжание пчел.

Ведущий. Посмотрите, тропинка привела нас на пасеку . Вот и ульи стоят. А кто в них живет?

Дети отвечают.

Светит солнышко, жужжат пчелы…А вот и пасечник дед Тимофей идет .

Напевая входит дед Тимофей.

Дед Тимофей. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, дедушка Тимофей!

Дед Тимофей.

Рад я приветствовать на пасеке своей гостей ,

Таких хороших да воспитанных детей .

На моей пасеке лету радуются – и цветы и насекомые. А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю загадки.

Хлопотлива и смела

Медоносная… (пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела :

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (оса) .

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько попивает,

Превращая жизнь в кошмар.

Как зовут его?. (комар)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (шмель) .

Много вы знаете насекомых. Но самые мои любимые насекомые – пчелы. Я для них много домиков настроил – вот таких. (показывает ульи) . Называется пчелиный дом – улей. Про пчел народ пословицы и поговорки сложил. А вы их знаете?

Дети. «Около пчелки медок » , «И пчела не на себя работает» , «Трудится, как пчела» , «Одна пчела много меду не наносит» .

Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься от зари до зари, как пчела. Отдохни, поиграй с нами.

Дед Тимофей. Играть я люблю. Вставайте скорее, играть будем, посмотрю кто из вас умеет быстро бегать.

Игра «Дедушка Тимофей»

Играющие встают в круг, дедушка Тимофей – в центре.

Здравствуй, дед Тимофей! Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют

Посмотри ты на детей , дедушка выполняет движения : прикладывает

ладонь к глазам

не качай головой, укоризненно качает головой,

не тряси бородой, трясет «бородой» ,

ты не топай ножкой, топает одной ногой

постой на дорожке встает смирно

да послушай, что мы скажем прикладывает одну руку к уху

посмотри, что мы покажем! Приставляет к глазам руки, указательный и

большой пальцы соединены.

Затем дед Тимофей спрашивает, дети отвечают.

Дед Тимофей. Где вы, дети, были?

Дети. Во сыром борочке.

Дед Тимофей. А Что вы там делали?

Посидели на кочке Приседают

Постояли на пенечке, Встают прямо, подняв руки.

Голову почесали Чешут рукой голову.

Да от тебя убегали! Вытягивают руки вперед.

Дети убегают от деда Тимофея, он старается осалить как можно больше детей .

Дед Тимофей.

Пчелка, добрая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Меда принесет в свой дом.

Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы.

Дед Тимофей загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком) .

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,

В середине уголек,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок найдешь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Дед Тимофей.

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

«Хоровод цветов» Ю. Слонова

Дед Тимофей. У меня на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Дед Тимофей. Вот сколько нектара собрали пчелки. Пойду и я за угощением. А вы посидите, и немного отдохните.

Дед Тимофей уходит. Раздается рев медведя.

Тише, тише! Не шуметь!

К нам сюда спешит (медведь)

Входит Медведь.

По дороге мишка шел

И на пасеку пришел .

Здравствуйте, ребята!

Я – Мишка косолапый,

Немного толстоватый,

Так хочу я похудеть,

Но не знаю, как мне быть.

Ну-ка, Мишенька, вставай,

С нами танец начинай.

Пляска с медведем.

Я так весело плясал,

И ужасно я устал.

Не пора ли отдохнуть, перекусить да и вздремнуть?

К медведю подбегают белочки с тарелкой шишек.

Мы хотели Мишке

Дать на ужин шишки.

Вдруг как начал он реветь :

Я не белка! Я – Медведь!

Уберите ваши шишки!

Мед на ужин нужен Мишке!

Слушай, Мишка, не реви.

Лучше пчелку позови.

Где ты, пчелушка - пчела?

Ты скорей лети сюда.

К Медведю подбегает пчела.

Здравствуй, милая пчела.

Как здоровье? Как дела?

Все тружжусь и все жужжу!

Я на месте не сижу.

Русская народная песня «Ивановы пчелки»

Ивановы пчелки Дети взмахивают руками, как крыльями.

По полю летали.

По полю летали.

По полю летали, Взмахивают кистями рук.

Медок собирали . «Собирают мед»

Честь ему, хвала ему, Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Медок собирали .

Медок собирали , «Собирают мед» .

Мишку угощали. Кланяются, разводя руки в стороны.

Честь ему, хвала ему Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Мишку угощали. Мишку угощали.

Пчелка отдает Медведю бочонок с медом .

Медведь :

С праздником всех поздравляю ,

И от всей души желаю

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать !

Медведь уходит. В зал входит дед Тимофей. Несет туесок с медом .

Дед Тимофей.

Угощайтесь, ребятки,

Мед полезный, сладкий.

Дед Тимофей отдает ведущему и детям туесок с медом .

Дети, пчелки мои играли с утра, солнышку радовались, а теперь толкутся, гудят – не иначе жди ненастной погоды. Возвращайтесь-ка вы до дождя домой. До свидания!

Ведущий и дети прощаются с дедушкой Тимофеем и выходят из зала под жужжание пчел.

Список использованной литературы :

И. А. Лыкова : Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Издательство Карапуз-Дидактика /Москва 2007г.

А. Н. Зимина. Народные игры с пением. М., 2000.

А. Н. Зимина, Л. И. Мельникова. детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

М. И. Картушина. Русские народные праздники в детском саду . М., 2007.

(театрализованное представление)

Действующие лица:

2 крестьянки (ведущие);
2 внучки крестьянок;
Маша и Медведь (персонажи сказки «Маша и Медведь»);
4 девочки-пчёлки;
Мальчик-самовар;
Народный вокальный ансамбль

Звучат фанфары.

Ведущая 1: «Велика наша родная земля!» — так издавна говорили в народе. Простору на все четыре стороны много», немало на свете диковинных мест, но «лучше родной нет никакой!».
«Родина облачается небесами, подпоясывается зорями, застёгивается звёздами» вот какими словами говорили о родной земле, о той, «что всегда и в горсти мила», без которой человек, «что рыба без воды, что соловей без песни».
На Руси селом называлась та местность, где находилась церковь. Церковь
На сценической площадке участники театрализованной миниатюры.
Крестьянская семья.

1 ведущая: Ну, с зажином вас!
2 ведущая: Солнце ещё только встаёт! До вечерни нс одну сотню снопов свяжем.
1 ведущая (девочке) : А ты, Дарья, не стой, колоски следом подбирай, да связывай.
1 внучка: Да не получается!
2 ведущая: Ничего получится! А ты, Ольга, первый сноп заприметь.
2 внучка: Это ещё зачем, бабушка?
1 ведущая: Украсим его разноцветными лентами и в горницу поставим. С него обмолот начинать будем.
2 ведущая: А зерном тем корову накормить надо.
1 внучка: Зачем?
2 ведущая: Чтоб здоровой была, да приплод давала.
2 внучка: Ой, бабушка, а вон колосья-то среди поля пропустили.
2 ведущая: Вот и хорошо, будет из чего бороду деду свить.
2 внучка: Какому деду?
I ведущая: Который тут живёт. Холодно ему тут в лютую зиму, вот под бородой и коротает он её, приносит полю плодородие. Ну, да хватит разговоры разговаривать. С работой управиться сегодня надо пораньше.
I внучка : Что это с тобой, бабушка?
1 ведущая : Праздник сегодня.
I внучка : Что за праздник?
1 ведущая : В народе называют его поразному. Первый Спас, Медовый, или Маковый Спас, Спас на воде. Начинается он в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю). Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
I, 2 внучки (одновременно) : Расскажи, расскажи, бабушка!
1 ведущая : Припасла для вас
Я такой рассказ.
А вы — на праздник гостей собирайте,
Да звонкой песней созывайте!
Звучит песня «Праздники».
1 ведущая: Сколько к нам пришло народу!
Быть сегодня хороводу!
Песни пойте до утра,
А завтра нельзя — начало Успенского поста.
Много дел в поле, в огороде,
А пока побалуйтесь вы мёдом.
(авторские стихи)
Первый Спас — начало сева озимых. В народе говорили: «Спасов день пока¬жет, чья лошадка обскачет» (то есть покажет, кто раньше начал сеять). Медовым его называют потому, что в этот день на Руси «ломали» первый мед на пчельни¬ках. «Наш Спас много мёда припас». Потрудилась на славу «Божья работница» — пчелка. А кто главный в улье?
I, 2 внучки : Матка.
I ведущая : Правильно! В своём доме она — главная хозяйка, «хранительни¬ца домашнего очага». А вот во «….. улье» хранитель домашнего очага ……., старейший житель села, ему уже … лет. Когда в родительский дом приезжают двое детей, трое внучат, два правнука, то он на¬полняется жизнью и звучат задорные песни.

Звучит песня «Эх, гармошечка!».

Участник ансамбля «….»: Мы не случайно исполнили эту песню, ведь в вашем селе тоже есть гармонисты, и одного из них мы видим среди зрителей, он пришёл со своей гармошкой.

На сцену приглашается местный гармонист в его исполнении звучит песня.

Па сценическую площадку выходит 1 ведущая и дети с горшочками мёда.

I ведущая: Правду говорят в народе: «Кто пчеле рад, тот будет богат» и дом построил, и детей вырастил, и сад посадил, и сладко на душе от мёда, и поёт она под гармошку, и радостно становится, когда ребятня угощением пчеловода лакомится. Этот мёд нам предоставил ….. Вкусно!? (обращается к детям).
1 внучка: Ой, вкусно! Давай всех, кто к нам на праздник пришёл, тоже угостим.
2 внучка : Эй, Мишка, выходи
Людей мёдом угости!
К зрителям выходят персонажи русской народной сказки «Маша и Медведь» и угощают всех мёдом. Дети на сценической площадке благодарят пчеловода Анатолия Григорьевича Коваленко.
1 внучка: Дай, Господи, хозяину МНОГИЕ лета,
Многие лета-долгие годы!
2 внучка: А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
1 внучка: Божьих пчел водить, ярый воск топить-
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
1 ведущая: Угощайтесь, гости дорогие! «Спасовка-лакомка», «Медовый Спас — медовый стол», «У хорошего пчеловода нет плохого года», — так о празднике говорят в народе. Росу медвяной называют, уста — медоточивыми, а месяц — медовым.
1 внучка: А что такое медовый месяц?
1 ведущая: На этот вопрос знают ответ семейные пары, которые много лет прожили рука об руку.
На площадку приглашаются семейные пары,
которые прожили в браке 40, 45, 55 лет.
1 ведущая : В августе в селе ….родились:
На площадку приглашаются юбиляры (75, 80 лет).
1 ведущая: Дорогие юбиляры, вас поздравляет ваша односельчанка, которая приготовила особенные пироги.
По старым обычаям предков славяне пекут «мачники» — постные пироги с маком и мёдом. Мёд силу даёт, а мак от зла защищает. Жить вам в здравии, да согласии».
Юбиляры: А мы тоже приготовили подарок для ….. В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крестный ход на реку, родники для освящения воды. Ваши пироги будут намного вкуснее с использованием святой воды. Здравия вам и благополучия (дарят бутылку со «святой водой»),
1 ведущая: Подарок есть и у нас
Песня прозвучит для вас!

Звучит песня «За деревней, за дубравой!»

На сценическую площадку выходит 1-я ведущая, внучки, девочки-пчёлки

I внучка: А вот и пчёлки прилетели.
1 ведущая: «Пчёлка — божья пташка». Если у кого заведутся пчёлы, это знак особенной Божьей милости к человеку. Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. «Без пчелы», — говорили в народе, — «не могла совершиться обедня». В старину верили, что мёд, продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. По легенде, пчёл на Русь «принесли странники соловецкие, в своих посохах святых».

1 пчёлка: Над селом мы все летали,
Краше места не видали.
Здесь усадьба одна есть,
Что и глаз нельзя отвесть!

2 пчёлка: Много там цветов растёт,
Значит, дел невпроворот.
Ну, сестрицы, не ленитесь,
В цветник к Ирине Георгиевне слетитесь.

3 пчёлка: Загудел пчелиный рой.
Мы спешим к тебе домой.
Соты мёдом наполняем
И хозяйку почитаем.

4 пчёлка: В гости всех мы приглашаем.
Медом нашим угощаем.
И в морозный зимний час Вспоминать мы будем вас.
(авторские стихи)

1 ведущая: О ком, о ком это вы здесь «жужжите»?
Пчёлки (вместе): Об …..
1 ведущая приглашает на сцену хозяйку лучшей усадьбы на селе.
1 ведущая: …, для вас мои внуки собрали особенный букет, который состоит из мяты, чабреца, календулы. Каждой из них народ приписы¬вал магическое значение, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Дети дарят букет лучшей хозяйке усадьбы.
Пчёлки: (вместе) На радость вам и на здоровье!
1 ведущая: А гостей на чай приглашаем!
Ароматным, сладким угощаем!
Вот наш русский самовар.
Рад ему и млад, и стар!
Среди зрителей появляется мальчик в костюме «Самовара»,
он угощает гостей чаем из трав.
1 ведущая: Пейте чай, да знайте, что на Руси с этого дня начинался сбор лекарственных трав. «Спас — всему час».

Звучит песня.

1 ведущая: «С первого Спаса - холодные росы». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». «Ласточка весну начинает, осень накликает». На первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети улетающим птицам кричали:
1 внучка: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы? Где твои детки? Где же твои сестрицы? Испей спасовой водицы! Улетать — не уле¬тай. До Спожинок доживай!».
1 ведущая: Прощаются с нами птицы. Говорим и мы вам до свидания, а ещё с радостью встретить два Спаса.
2 ведущая: Едва Медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий — с вечери Успенской.
Иванов день: всему свой час».
(Вячеслав Иванов)
1 ведущая: С Медовым Спасом! Радости и покоя! Пусть дни твои станут чистыми и светлыми! Всегда помни, что Создатель посылает испытания тем, кому желает блага. Так никогда не отступай же перед трудностями. И пусть покой, достаток и счастье не покидают тебя!
Благославляю этот час!
С праздником! Со Спасом вас!
Создатель все обиды вам прощает,
На жизнь в миру благославляет!
В пчелиной суете работ Вы отдохните от забот.
Медовый пряник, сбитень, квас Вам приготовил этот Спас.
Пусть будут помыслы чисты,
Как родники святой воды,
И медосочная роса Ложится прямо на уста!
Благославляю этот час.
С праздником! Со Спасом вас!

Е. Шарапова,
методист Центра культуры и досуга «МИР» Грибановского района

Post Views: 2 770

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?