Проектный метод в духовно нравственном воспитании. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности. Притча о гвоздях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Одной из результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным. А вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность даёт эффективные положительные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

ДОКЛАД

на тему:

«Проектный метод в духовно - нравственном

воспитании старших дошкольников»

(из опыта работы)

Подготовила:

Проскурякова Т.А.

воспитатель

Излучинск, 2018 г.

В настоящее время в нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии. Продолжается разрушение института семьи, не соблюдается историческая преемственность поколений.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей.

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности. Этот период детства, самый благодатный для формирования духовно-нравственных основ.

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного восприятия мира и духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В нашей дошкольной группе задачи духовно-нравственного воспитания мы реализуем через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: организованная образовательная деятельность; педагогические проекты; мастер-классы, досуги, развлечения, экскурсии, конкурсы, тематические выставки.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как через систему традиционных мероприятий, так и внедрения новых форм работы. В этом году наши дошкольники приняли участие в конкурсе чтецов, который впервые проводился в учреждении. Родители воспитанников апробируют новую форму работы по духовно-нравственному воспитанию: ресурсный круг.

Система духовно-нравственного воспитания помогает нам заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Родители наших воспитанников являются активными участниками и непременными помощниками в системе духовно-нравственного воспитания. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Поэтому совместные мероприятия, как спортивные соревнования, экскурсии, участие в тематических выставках, конкурсах различного уровня, как никогда объединяют детей и родителей в одну сплочённую, творческую семейную команду, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке.

Подобные мероприятия, на мой взгляд, являются эффективной формой работы с семьями воспитанников. Одной из результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В современном информационном обществе метод проектов является особенно актуальным. А вовлечение родителей в педагогический процесс через проектную деятельность даёт эффективные положительные результаты.

В совместной деятельности, решающей задачи духовно-нравственного развития, дети получают представление: о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему миру. Дети знакомятся с культурой и историей своей страны, учатся создавать, беречь и поддерживать красоту в ближайшем окружении, а также проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание. У дошкольников формируются представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

Темы проектов, решающих задачи духовно-нравственного воспитания в нашем учреждении разнообразны. Так, например, наши воспитанники совместно с родителями приняли активное участие в реализации проектов: «Покормите птиц зимой» и «Сохраним планету от мусора».

Используя метод проектной деятельности, как более востребованный и современный метод работы, мной был разработан и реализован практико-ориентированный проект на тему: «Кукла из бабушкиного сундучка». Целью данного проекта является: «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников через формирование интереса к русской народной кукле».

Красной нитью проекта проходит знакомство дошкольников с русской культурой через историю возникновения народной куклы, ее особенностью и предназначением.

Ведь именно кукла является самой древней и наиболее популярной игрушкой. Эта игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Учитывая то, что игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, то можно смело утверждать, что, играя с куклой ребенок имитирует поведения того или иного человека, как бы апробируя новые способы взаимодействия, приобретая навыки коммуникации. Другими словами, кукла является своеобразным образцом для подражания, служит проводником социальных и нравственных норм между поколениями. Она несет в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, о смысле жизни и предназначении.

Актуальность данного проекта заключается в следующем: в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, а в наших магазинах невозможно найти именно народную игрушку.

Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, его удовлетворяют магазины народного творчества. Но, к сожалению, не в таком объеме, как раньше, когда производили их в семьях, мастерство передавали из поколения в поколение. Возрождением народной куклы в настоящее время увлеченно занимаются народные мастера, художники, искусствоведы. А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я стараюсь помочь дошкольникам найти пути возвращения традиций и обычаев. Многовековой опыт человечества показал, возможность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, а значит, и не будут достигнуты задачи духовно-нравственного воспитания.

При разработке проекта я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогатить знания детей о народных куклах, истории их возникновения, видах кукол.

2. Познакомить детей через народную куклу с жизнеустройством быта и мировосприятием наших предков, тем самым приобщая дошкольников к истокам русской народной культуры.

3. Способствовать формированию и развитию коммуникативных навыков, желание использовать народную игрушку в совместной и самостоятельной деятельности.

Реализация проекта: «Кукла из бабушкиного сундука», состоит из трёх этапов: подготовительный, практический и заключительный.

На первом подготовительном этапе была изучена литература по данной теме и разработан план реализации проекта.

Второй - практический этап был направлен на реализацию поставленной цели и задач. На данной этапе я использовала следующие формы и методы работы с родителями:

  • Привлечение родителей воспитанников к пополнению экспонатов русского народного творчества в мини-музее, созданного в группе.
  • Мастер-класс «Кукла-закрутка» (из лоскутков ткани). Его провела педагог районного центра творчества детей и молодёжи «Спектр», который мы посетили.
  • Участие в выставке «Народная кукла».

С дошкольниками на данном этапе были проведены тематические беседы: «Как выглядели куклы раньше», «В какие куклы играли наши бабушки». Детям была представлена слайдовая презентация «Путешествие в прошлое куклы». С дошкольниками были проведены: Беседы: «Быт русского народа» ; «Праздники на Руси» ; «Чем играли наши бабушки» ; «Зачем нашим предкам были нужны куклы» . Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы» ; «Одень куклу» ; «Народные промыслы» ; «Что бывает из соломы, дерева, ткани» ; «Где что стоит в горнице»; «Составь орнамент» ; «Что лишнее?» . Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину» ; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах» ; «Обереговые куклы» . «Чтение художественной литературы»

Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла» ; И. Рюмина «Куклы наших бабушек» . Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков. Русской народной сказки «Василиса прекрасная»

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

«Коляда. Коляда!» ; «Как на Масляной неделе…» ;

На третьем заключительном этапе была организована выставка совместного творчества детей и родителей «Народная кукла»; создан мини-музей «Тряпичная кукла»; оформлена папка-передвижка «Народная кукла», создана слайдовая презентация по итогам реализации проекта.

В ходе реализации данного проекта достигнуты следующие результаты:

  • у дошкольников сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
  • изготовлены игрушки своими руками для обыгрывания в театре;
  • создана развивающая предметно-пространственная среда – мини-музей «Тряпичная кукла»;
  • установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта;
  • в своих играх дети стали больше использовать народную игрушку.

Подводя итоги по реализации проекта «Кукла из бабушкиного сундучка», можно сделать вывод, что знакомство с историей народной куклы, а также, технологией её изготовления необходимо начинать с дошкольного возраста. Изготовление народных кукол позволило познакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

А чтобы интерес у дошкольников к народной кукле не угас, мы будем продолжать использовать игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические; подвижные народные и хороводные игры; сюжетно-ролевые, а также календарно-тематические праздники и развлечения.

От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с народной игрушкой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектный метод в системе духовно – нравственно го воспитани я старших дошкольников Подготовила: воспитатель Проскуряков а Т.А.

Духо́вно - нра́вственное воспита́ние - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

В рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в качестве ожидаемых результатов духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем ДОУ выступают следующие целевые ориентиры: – приобретение социальных представлений и навыков (об общественных нормах и ценностях, включая моральные и нравственные ценности, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), – формирование позитивных отношений ребенка к базовым ценностям общества (человек, семья, малая родина и Отечество, природа, мир, знания, труд, социокультурные ценности нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира),

Решение задач духовно- нравственного воспитания в ДОУ в процессе различных видов деятельности Тематические выставки д е т с ко - р о д и т е л ьс к о г о творчества Цикл бесед «Уроки доброты» Знакомство и проведение некоторых календарных православных и народных праздников Экскурсии Чтение литературных прои з в е д е н и й Совместные мероприятия с родителями

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Изготовление буклетов для родителей; Проведение ресурсного круга; Консультации по духовно-нравственному воспитанию; Совместные экскурсии; Помощь родителей в создании развивающей среды:

« Куклы из бабушкиного сундука» Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Сроки реализации: среднесрочный. Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.

А к т у а л ьн о с т ь В желании знать, какой была народная кукла, как ею играли, и что она значила, кроется не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. . , .

Цель: Пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к миру народной куклы. Задачи: 1. Формировать представления о разнообразии и назначении народной куклы. 2. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол. 3. Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками. 4. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. 5. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 6. Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Ожидаемый ре з у л ь т а т: дан н ый пр о е к т по мо ж е т в ос п и т а т е л ям рас к р ыть ребенку мир народ н ой ку клы, расширить представление об образе жизни наших предков, их обычаях и традициях на основе познания. Способствовать речевому, художественно- эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа.

Этапы реализации проекта. Подготовительный этап: Планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор литературы, составление планов работы. Основной этап: Подбор и рассматривание игрушек – народных игрушек; Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных кукол; Изготовление воспитателем образцов народных кукол; Подбор природного и бросового материала; Подбор дидактических игр; Подбор сказок, стихов, загадок о кукле. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”; Завершающий этап: Оформление в группе мини-музея, с помощью родителей, «Куклы из бабушкиного сундука»

Мастер класс в доме творчества «спектр» .

Вот и куколка готова! Утешница -наша верная подружка!

Наш мини музей Спасибо родителям за изготовление экспонатов в наш музей! Пример, который показывают родители своими делами и поступками, намного больше дает эффекта в деле воспитания, чем слова.

В перспективе продолжить ра б о т у п о ф о р м и р о в а ни ю у д о ш к о л ь н и к ов д у х о в н о- н ра в с т в е н н ы х ц е нн о с т е й в х о д е ре а л и з а ци и п р ое к т ы по п рое к т н о й д е я т ель н о с т и, и о с у щ е ств и ть следующим темам: « Сказка ложь, да в ней намек…» «Традиции семейного воспитания» «Традиции русского народа»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Светлана Замараева
Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию . Приобщение детей дошкольного возраста к русским культурным традициям способствует личностно-нравственному развитию . Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность , эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, формирующей в детях широкий круг нравственных представлений : о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости) .

В результате нравственного воспитания детей с опорой на элементы национальной культуры отношения дошкольников с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности . У детей развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе

моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно -волевую готовность к дальнейшей социализации.

Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников , их личностных потребностей через метод проектов .

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям , которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Основой развития этих представлений являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также их личный опыт в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том , чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения . Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности .

Духовно-нравственное воспитание в воспитательно -образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, основывающийся на интересах дошкольников . Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков.

Средствами воспитания гуманных отношений в дошкольном возрасте во все времена являлись и являются сказки, в которых заложены истоки добра, справедливости, развития фантазии и воображения. Воспитательное значение пословиц и поговорок заключается в их краткости, меткости, точности и емкости мысли. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребенка, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки развивают с самого раннего детства зачатки образности языка, чувство юмора. Загадки, являясь самым афористичным жанром устного поэтического творчества, развивают образное мышление и память.

Истоки национальной культуры являются не только богатой информационной базой для подбора материала, наполняющего содержание проектную деятельность воспитателя , но и источником нравственной воспитанности человека .

Практическое применение метода проектов позволяет воспитателям организовать систематическую работу, направленную на воспитание нравственных качеств дошкольников .

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться) .

Для формирования нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности .

В ходе реализации метода проектов дети учатся : в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку .

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду и родной стране. Участвуя в проектной деятельности , дошкольник знакомится с родным городом или своей страной. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Таким образом, рассмотрев выше представленные возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и патриотизма, можно сделать вывод : что он является эффективным средством нравственного воспитания . А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств .

Литература

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников . М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

2. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., М.: Смысл, 2000. – 167с

3. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Академия, 1976. – 311 с.

4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

5. Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М .: Просвещение, 1993. – 243 с.

Публикации по теме:

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная.

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…» Д. Д. Шостакович Ни одно из.

В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Одной из важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Кроме того, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души.

Не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Все это подтверждает актуальность и приоритетность духовно-нравственного воспитания детей.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки современных малышей) выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты, отодвинуты на задний план.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т. д.

Комплексные блочно-тематические занятия

Интеграция:

o частичная (одно из направлений программы интегрируется с другим);

o полная (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы)

Метод проектов:

o форма организации образовательного пространства;

o метод развития творческого познавательного мышления.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

На протяжении последних лет наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Вадского муниципального района Нижегородской области пытается в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания в семье, тесно при этом с семьей сотрудничая. Особое внимание в нашей работе уделяется проектной деятельности. Так, например, в работе с детьми нашей группы за текущий год были разработаны и реализованы следующие проекты: «В каждой семье свои традиции» и «Гость на порог – радость в дом».

Проект «В каждой семье свои традиции» направлен на формирование у детей 4-5 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи. Почему была взята именно эта тема для проектной деятельности?

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября – Дня октябрьской революции 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же, появились новые.

Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

В нашей группе была проведена опрос-беседа с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?

В связи со всем выше сказанным возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на приобщение детей к семейным традициям и на просвещение родителей по данному вопросу.

В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность («Колыбельные», «Папа, мама, я…»), беседа («Моя семья», «Мой день рождения», «Счастливый выходной»), дидактическая («Мамины помощники», «Любовь, доброта, забота») и сюжетно-ролевая («Семья», «Семейный праздник») игра.

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников было проведено родительское собрание «В каждой семье свои традиции», подобран и разработан информационный и консультативный материал («Как организовать семейный праздник», «Не забывайте народные игры»,

Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.

Основным направлением проекта «Гость на порог – радость в дом» является формирование у детей 4-5 лет навыков культуры поведения, посредством приобщения к народной традиции – «гостеприимство». Причиной для выбора темы послужило то, что в настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Гостеприимство – одна из самых исконно русских народных традиций. Русский народ издревле славился своим гостеприимством, слыл народом хлебосольным.

С детьми нашей группы была проведена опрос-беседа по следующим вопросам:

 Вы любите ходить в гости? Почему?

 Часто ли к вам приходят гости?

 Как вы их встречаете?

 Что такое «гостеприимство»?

Опрос-беседа была проведена и с родителями воспитанников.

Изучив ответы, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных детей и их родителей затрудняются рассказать о традициях гостеприимства, о том, что такое гостеприимство и очень редко ходят в гости. Так возникла необходимость в разработке данного проекта.

На практическом этапе проекта дети учились правилам гостеприимства, педагоги способствовали развитию у детей умения общаться, мыслить, повышению уровня педагогической культуры родителей по теме проекта.

Продукт проекта «Гость на порог – радость в дом» – музыкально-театрализованная постановка сказки «Муха-цокотуха на новый лад».

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Добившись определенных результатов в работе с детьми по данной теме, мы не стоим на месте. Наш педагогический коллектив ищет новые формы работы, обновляет содержание используемых. В перспективе намечено разработать и реализовать следующие проекты: «Моя малая родина», «Семейное чтение».

Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

Ирина Ополяр
Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Почему мы отдаём предпочтение проектному методу ?

На сегодняшний день особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Проект позволяет выделить главные знания : история, литература, естествознание, мораль, этика, т. е. гуманитарные науки, которые дают «человеческое» образование. Проектный метод предполагает подачу материала в определенной последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребенок прочно и надолго запомнил, «принял» в себя навечно. Кроме того, материал подается частично или полностью интегрированный, что позволяет расширить его объем, не создавая при этом дополнительной нагрузки на ребёнка.

Полученными знаниями можно сразу пользоваться. «Живая» подача материала, активное участие в накоплении и усвоении знаний; практическое овладение детьми нравственно-этическими нормами и правилами поведения.

Работу начинаем с формирования в сознании ребенка области идеального : наполняем эту область идеалами (мама, папа, родной очаг, Родина, друзья, русские богатыри, мир природы, Пушкин А. С., Великая Победа, полет Гагарина; праздники Рождества и Пасхи и т. д). Все это создает внутреннюю среду ребенка.

А так же метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность , их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.

Цель которую поставили в проектной деятельности :

Достижение качества образования воспитанников на основе духовно-нравственного воспитания и развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка.

Для осуществления наших проектов и решения ряда задач с родителями были организованы :

Круглые столы,

Совместные проекты ,

Тренинги,

Беседы на духовно-нравственные темы ,

Семейные конкурсы,

Фотовыставки.

Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей : «Дары Осени» , «Мужчины - наши защитники» , «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин : наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» ,что способствует сплочению семейных отношений.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей , повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями , психологом.

Все проекты осуществляем по схеме :

1 этап- Формирование проблемы (цели) . Введение в игровую

ситуацию. Вхождение детьми в проблему, принятие

задачи, вживание в игровую ситуацию

2 этап - Объединение детей для решения задачи, распределение

ролей. Помощь родителей в решении задач.

3 этап - Практическая помощь (по необходимости) . Направление

и контроль осуществления проекта . Формирование

знаний, умений у детей. Совместная

творческая деятельность родителей и детей.

4 этап - Подготовка к презентации. Представление

детьми продукта деятельности, оценка

продукта деятельности.

Основные направления работы, которые мы использовали в работе по проектной деятельности :

Организованная образовательная деятельность.

воспитателя и детей в ходе режимных

моментов.

Совместная образовательная деятельность

воспитателя и детей осуществляемая в

процессе организации различных видов детской

деятельности.

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями (социальными

партнёрами).

Организация развивающей среды для самостоятельной

деятельности детей

Так же мы использовали различные технологии :

1. Здоровьесберегающие-дыхательная гимнастика,

динамические паузы в сочетании с речевым материалом,

пальчиковая гимнастика.

2. Технология развивающего обучения- ориентация

познавательной деятельности на потенциальные

возможности ребёнка.

3. Технология проблемного обучения- последовательное,

целенаправленное выдвижение перед ребёнком

познавательных задач.

4. Технология игрового обучения.

5. Технология интегрированного обучения.

Применяли различные формы работы.

Подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, чтение и обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, самостоятельная художественно-речевая деятельность, выставки в книжном уголке, экскурсии, конструирование, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Нельзя обойтись и без методического сопровождение проекта - этоконсультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно-познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты НОД с детьми, картотека дидактических игр, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото, дидактические игры.

Воспитание у дошкольников духовно - нравственного чувства связывает тонкой нитью с чувством патриотизма –эта задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос : с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному поселку вместе с родителями оформили патриотический уголок своими руками. Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности :

В уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

В уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр : «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» . Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях людей.

В уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм.

В уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста , что помогает в реализации различных проектов .

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. А также незаменимым орудием труда.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает мне совершенствовать воспитательно -образовательный процесс, а использование мультимедийных презентаций побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развитию памяти, воображения, творчества детей. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Мною был составлен план мероприятий, работа над проектами проводилась блоками :

«Отношение к себе» .

«Отношение к другим» .

«Отношение к вещам» .

«Отношение к природе» .

«Отношение к труду» .

«Отношение к малой родине» .

«Отношение к народно – прикладным искусствам»

«Отношение к здоровью» .

На каждый блок были проведены проекты с детьми и родителями :

«Мой герб семьи» ,«Подарки своими руками» , «Моя любимая игрушка»

«Береги природу от огня» , «Все работы хороши, выбирай на вкус» ,

«День победы» ,«Пасхальное яйцо» , «Правильное питание – залог здоровья» .

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре : дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Проектная деятельность помогает мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменила межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень вовлеченности в деятельность.

Переверзева Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ
д/с №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. С 2012 года в школьную программу начальных классов введен учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одним из его модулей является модуль «Основы православной культуры». Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения.

Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях. Ориентируясь на социальный заказ общества, мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:

  1. Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.
  2. Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы используем следующие формы работы: совместная организация педагогов с родителями православных и фольклорных, церковных праздников, проведение круглых столов, детско-родительских клубов, творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания. Так же в нашем дошкольном учреждении педагоги используют метод проектов, как основное средство патриотического воспитания. Метод проектов развивает познавательный интерес старших дошкольников к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Работа над проектом включает в себя семь этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;
  4. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  5. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  6. работа над частями проекта, коррекция;
  7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Наш проект направлен на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Цель проекта - возрождение и одухотворенность семейных ценностей и традиций. Для осуществления нашего проекта и решении задач был организован круглый стол «Как правильно любить ребенка?», где проводятся психолого-педагогические консультации, тренинги, беседы со священником на духовно-нравственные темы, семейные конкурсы, фотовыставки. Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей: «Дары Осени», «Мужчины - наши защитники», «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин: наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивной акции «Папа, мама, я - спортивная семья», способствовало сплочению семейных отношений, увеличению числа детей, занимающихся в спортивных секциях города.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями, психологом и священником.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
  2. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. -1988. - 4
  3. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1976.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. .
  5. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. .
  6. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение, 1987.
  7. Счастная A. M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник) . -Минск, 1990.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?