Диагностирование экологических умений старших дошкольников. Диагностика по экологическому воспитанию детей в старшей и подготовительной группах. воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: определить динамику развития уровня экологических знаний детей 4-5 лет.

  • 1. Определить влияние разработанной программы на формирующем этапе эксперимента на экологические знаний детей 4-5 лет;
  • 2. Провести сравнительный анализ экологических знаний детей до и после апробации программы формирующего эксперимента.

На данном этапе использовалась тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.

Методика О. А.Соломенниковой «Диагностика уровня экологических знаний детей»

Цель: определить уровень экологических знаний у детей средней группы.

Материал и оборудование: картинки с изображениями: животных (по 3 вида диких и домашних);растений (3вида);птиц (по 3 вида диких и домашних); рыб; деревьев; овощей, фруктов, ягод (по 3 вида); с разными временами года.

Инструкция: « Я тебе буду говорить, какую картинку нужно найти и задам вопрос по этой картинке, а ты из всех картинок должен выбрать правильную и ответить на мои вопросы». Педагог давал следующие инструкции:

  • 1. Назови и покажи животных на картинке
  • 2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
  • 3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
  • 4. Назови и покажи птиц на картинках
  • 5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
  • 6. Назови и покажи домашних птиц
  • 7. Расскажи, как выросла птичка?
  • 8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
  • 9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
  • 10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь?
  • 11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
  • 12. Узнай, с какого дерева лист.
  • 13. Назови, узнай растение по цветку
  • 14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды
  • 15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы
  • 16. Определи, какие растения надо полить?
  • 17. Что нужно, чтобы растение росло?
  • 18. Что произойдёт, если растение не поливать?
  • 19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

Протокол обследования. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Все дети сразу же поняли инструкции педагога и с большим интересом принялись их выполнять.

Результаты заносились в протокол (Таблица 6)

Таблица 6. Результаты выполнения диагностики по методике О.А. Соломенниковой

Фамилия, имя ребенка

Номер инструкции

Общий балл

Сергей С.

Сравнивая данные первой диагностики на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, мы построили гистограмму (Рис 3.)

Рис 3.

Вывод: Сравнивая результаты первой диагностирующей методики можно сделать вывод о том, что почти все дети улучшили свои показатели. Особенно нас удивили результаты Ани Щ. Девочка улучшила свой результат на 23 балла. К сожалению, имеются и отрицательные моменты. Например, Сос Ч. Нисколько не увеличил свои показатели. Данный факт может говорить о том, что ребенок воспитывается в условиях двуязычия, преобладающим является армянский язык. Поэтому ребенок не понял инструкции педагога.

Методика С.Н. Николаевой «Диагностика сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста»

Данная методика включила в себя так же 3 задания.

Задание 1.

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

Инструкция: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) - живые? Почему?

Задание 2.

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Инструкция: Педагог просит ребенка назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части и ответить на следующие вопросы:

  • 6. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
  • 7. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
  • 8. Что нужно для того, чтобы растение росло?
  • 9. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
  • 10. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Вопросы и задания:

  • 1. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
  • 2. Где растут овощи (фрукты, цветы)?
  • 3. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
  • 4. Могут ли овощи расти в лесу?
  • 5. Из чего выросли овощи (цветы)?
  • 6. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Задание 3.

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

Инструкция: Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

  • 6. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
  • 7. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
  • 8. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
  • 9. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
  • 10. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").

Протокол обследования. Задания давались индивидуально каждому ребенку. 9 испытуемых сразу поняли инструкции педагога и отнеслись к ним спокойно и доброжелательно; сразу приступили к работе. Легко и быстро отвечали на вопросы, практически не отвлекаясь на посторонние раздражители. При выполнении заданий у детей практически не возникало трудностей. Педагог видел, если ребенок затрудняется в ответе на тот или иной вопрос, наводящим вопросами побуждал детей дать правильный ответ. При выполнении задний у одного ребенка (Соса Ч.) постоянно возникали затруднения. Ребенку не помогали даже наводящие вопросы экспериментатора. Над ответами мальчик долго задумывался, стараясь понять, что от него требуется. Педагог старался помочь мальчику дать правильный ответ (приводил примеры, показывал картинки), но результаты не оказались успешными.

Данные диагностики заносились в протокол (Таблица 7)

Таблица7 . Результаты диагностики по методике С.Н.Николаевой

Фамилия, имя ребенка

Номер задания

Общее кол-во баллов

Сергей С.

Сравнивая результаты заданий методики С.Н.Николаевой на констатирующем и контрольном этапах, мы построили гистограмму (Рис 4.)


Рис 4.

Вывод: Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов мы видим, что у 9 детей (90%) произошли изменения. У одного ребенка (Сос Ч.) изменений не произошло.

Результаты двух методик на контрольном этапе эксперимента мы занесли в сводную таблицу (Таблица 8)

Таблица8 . Сводная таблица показателей двух диагностирующих методик на контрольном этапе эксперимента.

Фамилия, имя ребенка

Методика О.А.Соломенниковой

Методика С.Н. Николаевой

Общее кол-во баллов

Сергей С.

По результатам сводной таблицы мы распределили детей по уровням экологических знаний (Рис.5)


Рис 5.

Сравнивая уровни контрольного и констатирующего эксперимента, мы получили следующие данные (Рис 6.)

Рис 6. Сравнительные данные распределения детей по уровням экологических знаний

Таким образом, из сравнительных данных можно увидеть, что 1 человек (10%) повысил свой уровень до среднего. Остальные дети достались на том же уровне, что и на констатирующем этапе, но, несмотря на данный факт у испытуемых улучшились показатели по выполнению отдельных заданий. Об этом свидетельствует темп прироста общий показателей (Таблица 9)

Таблица 9.Темп прироста сводных показателей

Фамилия, имя

Общий результат на контрольном этапе

Общий результат на констатирующем этапе

Темп прироста

Сергей С.

Как видим из таблицы, у всех детей произошел прирост показателей экологических знаний. Количество баллов прироста у детей разное: от 1балла (Сос.Ч.) до 20 баллов(Аня Щ.).

Прирост показателей свидетельствует о повышении экологических знаний.

ОБЩИЙ ВЫВОД 2. Таким образом, результаты опытно-практической работы позволили нам сделать следующий вывод. В процессе использования экологической тропы в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

В какой степени ребенок освоил экологиче­ские знания;

Какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

В какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

Формирование экологических знаний и

Экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ре­бенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических за­даний фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

От 1 до 1,6 баллов - низкий уровень;

От 1,7 до 2,3 баллов - средний уровень;

От 2,4 до 3 баллов - высокий уровень.

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о призна­ках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о по­требностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, авто­мобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой при­роды. После этого задаются вопросы:

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хоро­шей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии жи­вотных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, во­доем, деревенский дворик; картинки с изображениями живот­ных: 3-4 вида домашних и диких животных, 3-4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребенку предлагается назвать животных, помес­тить на картины в зависимости от мест их обитания и обос­новать свой выбор.

Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезон­ных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

Какое это время года?

Почему деревья так выглядят?

Как изменяется жизнь животных (называется время
года)?

Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 8.

Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правиль­ного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

Как бы ты поступил на его (ее) месте?

Какие добрые дела ты делал для растений, животных,
людей?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

Какого цвета может быть вода?

Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

Зачем нужна вода?

О песке:

Чем отличается сухой песок от влажного?

Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

Зачем нужен дождь в природе?

Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

Что появляется после дождя на городских улицах?

Как меняется небо весной, летом, зимой?

Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к живот­ным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребен­ка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор де­ятельности - либо с природными объектами, либо другой де­ятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении, растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необ­ходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

Как ты это узнал?

Как ему можно помочь?

Хотел бы ты ему помочь?

Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объек­тами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за рас­тениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухажи­вать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объ­яснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

Выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

Рассказать о последовательности ухода за растением;

Непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Уровни экологических представлений и отношения к природе:

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.

Трудовые процессы вы­полняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Прояв­ление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок различает большое количе­ство объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и - под ру­ководством педагога - существенные признаки. Знает при­знаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел об­щими понятиями и общими связями.

Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых су­ществ, средой обитания и соответствием условий потреб­ностям. Знания носят обобщенный, системный характер.

Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.

Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Береж­но, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших ре­зультатов.

Елизавета Иштыкова
Диагностический материал для выявления сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

В данном пособии предложен методический материал для проведения диагностики знаний по выявлению уровней и показателей . Данные диагностики направлены на выявление у детей экологического сознания и отношения к природе. Диагностический материал предложен в вариативных формах.

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей.

Уровни и показатели сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным : с живым признакам.

Средний уровень знаний - Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост) . По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний - Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер : характеризуют свою группу живого в целом.

2. Отношение

Низкий уровень отношений - Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому.

Средний уровень отношений - настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность : интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношений - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Диагностика сформированности экологической культуры

Задания по ознакомлению с природой

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения : модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).

МАТЕРИАЛ .

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла) : два набора - «много» воды - жарко; два набора -«много» воды - холодно; два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек : карточки с условными обозначениями частей растения :

корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.) ;

лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.) ;

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей . Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале » наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям : предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах» .

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень - дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения,

Средний уровень - дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Занятие №2.

Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город) . Проводится в конце учебного г ода.

МАТЕРИАЛ .

Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город) ; наборы картинок растений и животных указанных; экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы) : леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи) ; луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей;

перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда (водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар) ; города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха) .

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ. В занятии участвуют 8 детей . Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину

города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию) ; каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.

В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой - всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных, приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.

Первый показатель - знание растений и животных экосистемы.

Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.

Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка) .

Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.

Второй показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.

Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.

Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого) .

Высокий уровень - дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.

Задания, направленные на выявление уровня сформированное представлений и понятий о природе.

1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное» . Каких животных, ты знаешь?

А) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;

Б) умение определить условия жизни животных : где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением, образом : жизни и средой обитания (вода, земля и т. д., характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

В) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов) .

3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны) ; знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет : на лугу, в поле, лесу и т. д.) . (Использование картины с сознательно допущенными ошибками : водные растения в лесу, лесные растения - на лугу и т. п.). Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года). Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка : задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

1 балла (средний уровень) - имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

2 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленноеги к среде обитания.

3 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы , устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости) .

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе :

От 7 до 12 баллов - низкий уровень;

От 13 до 17 баллов - средний уровень;

От 1.8 до 23 баллов - выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов - высокий уровень.

отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении, не способен к установлению связей и зависимостей.

Качественная диагностика

Цель качественной диагностики - отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для проведения такой диагностики воспитатели , педагог- эколог должны регулярно вести записи наблюдений за детьми в детском саду и отмечать высказывания родителей. Они могут быть зафиксированы в свободной форме. Качественная диагностика помогает воспитателю заполнить на детей карты экологической воспитанности .

Форма для записей воспитателя может быть разной : можно заносить отдельные высказывания детей в толстую тетрадь (своеобразный «Дневник наблюдений» , выделив заранее разделы : «Поведение» (в групповом помещении, на прогулке, в живом уголке, «Высказывания» и т. п. В этом случае в каждом разделе будет отражена информация о разных детях. Еще вариант : результаты наблюдений фиксируются отдельно для каждого ребенка (отдельные странички с фамилиями детей в тетради или карточки на каждого из них). Для облегчения работы можно записывать высказывания детей на магнитофон или видеомагнитофон.

Карта экологической воспитанности

Естественно, перечисленные виды диагностики не отражают все разнообразие, однако можно утверждать, что наиболее объективные результаты возможны при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе (сочетание количественной и качественной диагностики , диагностирование ребенка в процессе разнообразных видов деятельности, а не только опросов). На основе такой разносторонней и длительной диагностики воспитатели смогут заполнить «Карту экологической воспитанности ребенка» , которая составлена нами по типу карт показателей развития, включенных в «Карту развития ребенка 6-7 лет» (JT .А. Парамонова и др.) . В карте в той или иной степени отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, имеющиеся навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. Заполнять карту нужно аналогично другим картам такого же типа : утвердительный ответ педагога фиксируется галочкой, если данные неопределенные - знак вопроса, если результат ниже возрастных возможностей - ставится флажок (авторы «Карты индивидуального развития.» предлагают рассматривать такой флажок как сигнал неблагополучия). Обсудить карту целесообразно с экологом , психологом и родителями. Ниже приводится проект «Карты экологической воспитанности ребенка 6-7 лет» . Автор будет благодарен читателям за все высказанные замечания и предложения.

Карта экологической воспитанности ребенка 6-7 лет

ФИО___ДОУ №___

Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность

Проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы___

Имеет представления о взаимосвязях в природе (обозначает причину - следствие, последовательность явлений) ___

Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делит животных на «вредных» и «полезных» и т. п.)___

Умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразитель-ную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку___

Знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки___

Понимает существование связи между своим здоровьем и состоянием

окружающей среды ___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в природе (во время отдыха в лесу, на реке и т. п.) ___

Имеет навыки экологически грамотного поведения в быту (закрывает кран, выключает свет и т. п.) ___

Имеет навыки экологически безопасного поведения (где можно играть и отдыхать, а где - нельзя) ___

Может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отно-шению к окружающей среде

Пытается ограничивать свои желания и потребности, если они могут

нанести вред окружающей среде

Проявляет инициативу и желание участвовать в практической деятель-ности (по уходу за растениями, животными, уборке мусора, посадке деревьев, подкормке птиц)

Диагностика знаний детей о природных объектах

1. Какие деревья ты видел на экологической тропе ? (Назвать основные виды деревьев : сосна, ель, береза, дуб, клен) .

2. Какие кустарники ты видел? (Ива, ольха серая, черемуха, малина) .

3. Какие травянистые растения ты видел? (Мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, плаун, папоротник, крапива двудомная, ветреница, тысячелистник, купальница, кипрей (иван-чай, кислица) .

4. Какие из них лекарственные? (Сосна, береза, ольха серая, малина, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива двудомная, плаун, папоротник, тысячелистник, кипрей).

5. Какие ядовитые растения ты видел на экологической тропе ? (Печеночница, ветреница, купальница) .

6. Каких насекомых ты наблюдал на экологической тропе ? (Муравьи, бабочки, лесной клоп, кузнечик, майский жук) .

7. Каких птиц ты заметил на экологической тропе ? (Трясогузка, поползень, утки, дятел, грачи, синицы, воробьи, скворцы, пеночки, клесты, вороны).

8. Каких зверей ты видел? (Белки) .

9. Какие ландшафты ты встречал? Выбери на картинках. (Берег реки, холм, луг, лес, заболоченный участок) .

10. Отражение знаний в рисунке. (Высокий уровень - на рисунке изображены все объекты; средний уровень - на рисунке изображены только наиболее яркие объекты : высокие деревья, цветущие растения, река; низкий уровень - на рисунке изображены 1--2 объекта).

11. Отражение в речевой деятельности. Задание : расскажи, что ты видел на экологической тропе (по схеме) . (Высокий уровень - рассказ полный, обо всех объектах; средний уровень - рассказ о самых ярких, запоминающихся объектах; низкий уровень - перечисление объектов без подробного описания).

12. Самостоятельное ориентирование на экологической тропе . Задание : составь маршрут на панно.

Другие формы диагностики

Игры. Пример : игра в мяч по типу «Съедобное - несъедобное» с целью диагностики усвоения материала по теме «Живая и неживая при-рода» . Педагог бросает ребенку мяч, называя объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребенок ловит мяч, если к неживой - отбрасывает. Второй воспитатель фиксирует результаты. На прогулке педагог продолжает игру по этой же теме : предлагает детям найти как можно больше объектов живой и неживой природы. Другой вариант : воспитатель называет слово, дети должны определить, обозначает ли оно объект природы (если да, они прыгают, если нет - замирают на месте) . При этом взрослый делает обманные движения.

Сочинение сказок. Педагог предлагает дошкольникам сочинить сказку , определяя заранее тематику повествования и отмечая, насколько полно дети отражают в сказке пройденный материал . Диагностика может включать разные варианты. Например, педагог начинает сказку, дети - продолжают. Например, по теме «Ветер» .

«Жили-были два брата-ветра. Один из них был злым и колючим, его звали. (имя придумывают дети, а второй - ласковым и добрым по имени. Злой ветер срывал с людей шляпы, с домов - крыши, переворачивал корабли в море и был очень доволен своей работой. А младший брат, добрый ветер.».

Задание : продолжить сказку.

Еще вариант : один ребенок (или воспитатель) начинает сказку, ос-тальные продолжают по очереди, произнося одну - две фразы. Такие сказки (рассказы) можно сочинять и во время экскурсий. Например, вы стоите с детьми возле кротовой норы и предлагаете им сочинить сказку о кроте, который здесь обитает. Первый ребенок говорит : «Жил-был крот» . Второй : «Он был черный, толстый и слепой» . Третий : «Однажды крот решил отправиться в путешествие» и т. п.

Рассказы с ошибками. Педагог предлагает детям рассказы, сказки с ошибками. Они должны внимательно прослушать тексты и найти как можно больше неточностей, объяснить свою точку зрения. Вот пример рассказа с ошибками известного путешественника барона Мюнхгаузена.

«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам».

Рассказы с вопросами. Составляются рассказы с вопросами, при ответе на которые дети используют полученную на занятиях информацию. Пример по теме «Летающие семена» .

«Однажды Катя с мамой гуляли по улице и любовались плывущими облаками. И вдруг Катя закричала : "Мама, мама, смотри, на крыше двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?"»

Вопросы ребятам : Кто, действительно, посадил одуванчик на крыше? Как он туда мог попасть? Может быть, его вырастил Карлсон? Какие еще растения могли бы забраться так высоко? (Дошкольники вспоминают материал о семенах , распространяемых ветром.)

Рисунки. 1. Рисунки с однозначным заданием (на знание и понимание материала ) . Выполняя задания такого типа, дети раскрашивают кон-турные изображения. Например, на листе бумаги изображены растения суши и водоемов. Задание : раскрасить только водные. Другой вариант : ребенку предлагаются картинки с изображением ветреной и безветренной погоды. Раскрасить нужно только те из них, на которых нет признаков ветра. Дошкольники также получают задания, обозначенные с помощью различных знаков. Так, на одном из рисунков они должны дорисовать верхнюю часть дерева в наклоненном состоянии, учитывая направление ветра (оно было показано на листе с помощью стрелки) . Еще вариант : среди предложенных картинок дети выбирают сюжеты природоохранного содержания и отмечают их значками определенного цвета. Для таких целей используются и перфокарты.

2. Творческие рисунки помогают прежде всего определить эмоцио-нальное отношение ребенка к природе, его способность выражать чувства через изобразительное искусство (пример : выбор красок для определения «настроения» чистой и грязной реки, дерева в разную погоду и т. п.).

Обсуждение литературных произведений. Задания сказочных персонажей. Известно, что дошкольники с удовольствием выполняют просьбы различных сказочных персонажей. Так, часть диагностики можно проводить на экологической тропинке , оформив задания как пожелания хозяина этой тропинки - Боровичка.

Другие творческие задания. Для детей старшего возраста с высоким уровнем умственного развития можно предложить ряд особых заданий. Чтобы выполнить их, они должны воспользоваться уже полученной информацией, но не просто воспроизвести, а применить творчески. Вот примеры таких заданий по блоку занятий «Воздух» .

1. Ветер - известный шутник. Но мало кто знает, что он умеет делать флаги. Конечно, это не настоящие знамена с полотнищами, а особые, природные флаги. Где их можно увидеть? Если забраться высоко

Высоко в горы, почти у самых вершин можно обнаружить удивительные деревья : все ветки у них с одной стороны. Издалека кажется, что кто- то расставил на склоне горы флаги. Это - работа ветра. Как ему удается превратить обычное дерево в дерево-флаг?

2. Однажды ученые приплыли на небольшой остров и стали изучать обитающих на нем животных. Они были очень удивлены, что большин-ство насекомых (стрекоз, жуков) почти не умеют летать, зато хорошо ползают. Оказалось, что крылья им не нужны. Сначала ученые недоумевали, но потом решили : во всем виноват ветер. Дело в том, что на острове постоянно дуют сильные ветры : с утра до ночи и с ночи до утра. Возможно, они решили поселиться на этом острове. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летают, а ползают по земле?

Литература. Воспитатель подбирает соответствующие тематике рассказы, стихи и составляет к ним комплекс вопросов (на усвоение знаний, развитие образного мышления и т. п.) .

Диагностирование поведения ребенка и его отношения к природе.

Создание проблемных ситуаций как форма диагностики уже используется в экологическом образовании . При таком подходе взрослый целенаправленно, не ставя ребенка в известность, создает определенную ситуацию и наблюдает за его поведением. Важно не ограничиться фиксацией наблюдений, а выяснить хотя бы некоторые причины несоответствия между «словом и делом» .

Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Целью экспериментального исследования стало выявление уровня сформированности у детей старшей группе экологической культуры и определение эффективности созданных условий и проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперименте.

Эксперимент проходил в три этапа:

констатирующий эксперимент;

формирующий эксперимент;

контрольный эксперимент;

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ " Одуванчик" г. Волгодонска, с 06.02.2012 по 05.03.2012г.

Экспериментальную и контрольную группы составляли дети старшей группы, в количестве 22 человек.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

1. формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам;

2. ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

правильное отношение к живой природе;

знания о растительном мире;

знания о мире животных;

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным объектам

Задание 1. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

3. Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

4. Как мы можем помочь зимующим птицам?

Высокий уровень (3 балла)

* Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

* Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

* Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

* Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (2балла)

* Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

* В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

* Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

* Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (1 балл)

* Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

* Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

* Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

* Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

В результате выполненных заданий наибольшее количество баллов, которое мог бы набрать составляет 9 баллов.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников о живой природе

Задание 2. Определение уровня знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых.

(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (3 балла)

* Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

* Соотносит представителей фауны со средой обитания.

* Знает характерные признаки.

* Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (2 балла)

* Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

* В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

* Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

* На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (1 балл)

* Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

* Не всегда аргументирует свой выбор.

* Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

* Затрудняется назвать характерные признаки.

* На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

* Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 3. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (3 балла)

* Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

Средний уровень (2 балла)

* Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

* В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (1 балл)

* Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

* Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

* В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Уровни сформированности экологических знаний.

Высокий уровень (9-8 баллов). Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Знает об изменении образа жизни животных по сезонам.

Ребенок классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (7-5 баллов). Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. В основном знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногда не может знать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В основном сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (4-3 балла).

Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Допускает значительные ошибки при разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).Не знает, как нужно ухаживать за животными и обитателями уголка природы. Не знает об изменении образа жизни животных по сезонам. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально не выражает свое отношение к представителям животного мира.

Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У него не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в Таблице 1, Таблице 2.

1. Дошкольники экспериментальной группы в целом показали низкий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения детей к живой природе, а дети контрольной группы показали средний уровень сформированности соответственно 5,62 и 6,54 балла.

2. Уровень знания дошкольников о мире животных в экспериментальной группе ниже чем в контрольной группе, соответственно 1,91и 2,09 балла.

3. Уровень знания о растительном мире и уровень экологически правильного отношения к миру живой природы у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 1,90 и 2,27 баллов

4. Уровень отношения к миру природы в экспериментальной группе ниже, чем у дошкольников контрольной группы, соответственно 1,81 и 2,18 балла.

Наиболее затруднительным в обеих группах оказался вопрос об особенностях жизни животных и растений в разное время года. Дети не имеют представления об изменениях, которые происходят с живым природным миром в природе. Лишь некоторые воспитанники сказали, что летом на деревьях есть листья, а зимой они голые. Более глубоких познаний об изменениях в живой природе дети не показали.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме (Приложение 10, Рис.1)

Критерии сформированности экологических знаний детей;

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологичских знаний детей;

Оценки результатов деятельности;

Инструкция к проведению;

Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей дошкольного возраста;

Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика

экологических знаний детей дошкольного возраста

Группа «Радость».

Критерии сформированности экологических знаний:

Знания о неживой природе;

Уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;

Знания о временах года;

Уровень отношения к миру природы;

Знания о мире животных.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников :

(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).

Задание 1

Цель : определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование : иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».

Инструкция к проведению : Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?

Где спряталась вода?

- Кто не может жить без воды?

Где живёт вода?

Кому нужна вода?

Что такое кислый дождь?

Высокий уровень.

(ребёнок без труда отвечает на вопросы).

- Правильно называет отличительные признаки неживой природы:

Самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:

Отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.

Средний уровень .

- Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;

Называет отличительные признаки неживой природы;

Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.

Уровень ниже среднего .

- Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;

Не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;

Затрудняется при ответе на вопросы.

Задание 2

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.

Оборудование : конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».

Инструкция к проведению .

Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень .

- Ребёнок без труда отвечает по картинкам;

Правильно называет правила поведения в окружающей природе;

Анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.

Средний уровень .

Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;

Отвечает на дополнительные вопросы;

Не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.

Низкий уровень .

Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;

Затрудняется при ответе на вопросы;

Не может анализировать поступки людей к природе.

Задание 3

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень знания времён года.

Оборудование . Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.

Инструкция к проведению

Педагог.

- Какое время года тебе нравится больше и почему?

Назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;

С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Вопросы для детей подготовительной группы:

Назови времена года;

Назови три месяца осени;

Назови месяца весны и т.д.

Оценка результатов деятельности .

Высокий уровень.

- перечисляет их в нужной последовательности;

- знает характерные признаки каждого времени года;

Проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;

По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;

Средний уровень .

- Ребёнок правильно называет времена года;

- иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;

В, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;

Выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего.

- Ребёнок не всегда правильно называет времена года;

Затрудняется назвать их в нужной последовательности;

Не знает характерных признаков разных времён года;

На вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;

Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень отношения к миру природы.

Инструкция к проведению .

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);

Если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

Что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;

Как мы можем помочь зимующим птицам?;

Какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Оценка результатов деятельности .

Высокий уровень .

- Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;

Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

Понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

Без труда выражает своё отношение к проблеме.

Средний уровень.

- Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;

В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

Может выразить своё отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего.

- Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;

Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

Затрудняется выразить своё отношение к проблеме.

Задание 5

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель : определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование . Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам :

- как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нём?

Твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Уровень ниже среднего .

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

Высокий уровень .

(13- 15 баллов )

Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

Средний уровень .

(8 – 12баллов)

Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные

характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

Уровень ниже среднего .

(5 – 7 баллов)

Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Цель:

  • Расширить представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).
  • Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
  • Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
  • Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.

Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2009 – 2010 учебный год.

  • Высокий уровень (от 2,4 до 3) – 17 детей;
  • Средний уровень (от 1,3 – до 2,3) – 6 детей;
  • Низкий уровень -0.

(6*2 + 17*3)/23= 2,7 (высокий).

Показатели уровня овладения экологическими знаниями детей старшего дошкольного возраста .

2010 – 2011 учебный год.

Результаты : (старшая группа)

  • Низкий -0;
  • Средний (от 1,3 до 2,3)-1;
  • Высокий (от 2,4 до 3)-25.

(1,2* +25*3)\26=3 (высокий).

Результаты: (подготовит.гр.).

  • Низкий – 0;
  • Средний(от 1,3 до 2,3)-0;
  • Высокий (от 2,4 до 3)-26.

(26*3)/26=3 (высокий)

Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей подготовительной группы «Радость».

Конец 2010 года. Высокий уровень – 26 детей.

Цель диагностики :

Выявить уровень сформированности у детей экологических знаний.

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.

Выводы по диагностическим данным уровня развития экологической деятельности у детей средней и старшей группы «Радость».

Конец 2010 года.

Высокий уровень -25 детей.

Средний уровень -1.

Учитывая показатели уровня овладения экологическими знаниями детей, можно допустить положительную динамику сформированности у детей экологических умений и навыков.

Однако, результаты критериев развития (живой и неживой природы, времени года) остаются ниже других составляющих критериев экологической деятельности.

Соответственно:

  • Для развития у детей экологической деятельности обогатить группу материалами: дополнить мини – лабораторию, исследовательский центр.
  • Использовать в речи словесно – дидактические игры.
  • Применять в работе инновационные методы и приёмы как: проектная деятельность, музейная педагогика, интегрированные методы обучения.

Диагностика детской экологической деятельности в средней и старшей группе «Радость».

Конец 2010 год .

р Конец 2010 г. Ррррр ррррр

Конец 2011 г.

рррррррррррр

В Высокий уровень

Нн Средний уровень Диагностику провела:

Воспитатель группы «Радость»

Нуреева Фаниса Мирхабипзяновна.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?