Формы работы с детьми по экологии в доу. Формы и методы экологического воспитания детей. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ФГБОУ ВПО "МАГУ")

ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Теория и технология экологического воспитания детей"

Выполнила студентка: Павловская Елена Сергеевна,

направление подготовки "Педагогическое образование",

профиль "Дошкольное образование", 2 курс, заочная форма обучения (3,6)

Проверила: Васюкевич Валентина Валентиновна,

доцент, к.п.н., доцент кафедры педагогики

Мурманск

1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях закрепляются в повседневной жизни. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым - кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, рисование, лепку. Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе, ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Одним из ведущих методов определено наблюдение (Б.Г. Ананьев, В.Т. Логинова, А.А. Люблинская, П.Г. Саморукова). Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений.

2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

В детском саду используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Хороший приём развития наблюдательности - это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

3. Занятие по экологическому воспитанию дошкольников подготовительная группа «Подарки осени»

Цель: закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Задачи : Создать условия для развития мыслительных процессов, для выражения детьми своего мнения посредством побуждения к речевой активности (речевое, познавательное развитие;

Создать условия для развития общей и мелкой моторики, памяти, внимания, ориентировку в пространстве, сравнивать и сопоставлять;

Ход занятия : Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Настал новый день! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра!

Солнце ярче светит,

Дует свежий ветер.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои приметы. Какое сейчас время года?

А какая осень бывает? (красочная, золотая, нарядная, шуршащая).

Сегодня ребята, я приглашаю Вас в путешествие по самому красивому времени года - осени. Деревья вокруг желтые, словно из золота. Под ногами шуршит листва, а в лужах, словно желтые кораблики плывут листочки. Такая красота вокруг! Я собрала листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (Воспитатель показывает венок из осенних листьев.)

Беседа «Приметы осени»

экологический воспитание дошкольник занятие

Ребята! Вам нравятся листья? А какие они? Почему они такие? По каким приметам вы узнали, что сейчас осень? А вам нравится осень или нет? Почему? Как об осени говорят? (Дети вспоминают пословицы, и поговорки об осени) .

Лето со снопами - осень с пирогами.

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

В ноябре зима с осенью борется.

В осеннее ненастье семь погод на дворе - сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Венок из листьев обладает волшебной силой - тот, кто его надевает, становится волшебницей - Осенью. (Воспитатель надевает венок на голову)

Какие вы знаете осенние месяцы?

Послушайте загадки и найдите картинки с ответами.

1. Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Что это за месяц? (Сентябрь)

2. Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился (Октябрь)

3. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Посмотрите, сентябрь оставил нам корзинку. Давайте посмотрим, что в ней? (фрукты и овощи)

Загадки о фруктах и овощах.

Игра " Свари компот и борщ"

После того как дети разложили овощи и фрукты по кастрюлям воспитатель задает вопрос!

Из чего вы сварили борщ? Из овощей

Как еще можно назвать этот суп? (овощной)

Из чего вы сварили компот? (из фруктов)

Какие фрукты вы положили в кастрюлю?

Ребята, а где растут овощи? А фрукты?

Игра «Вершки- корешки»

А как овощи растут?

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет в земле - кисти рук опускают вниз. (Морковь, капуста, свекла, картофель, томат, перец, редиска, огурец, кабачок, репа.)

Ребята, а как вы думаете, овощи сами в огороде выросли? (Нет их вырастили люди.)

Игра с мячом, «Какой лист»

Воспитатель кидает мяч каждому ребенку и называет лист. Ребенок возвращает мяч с ответом. Например: лист с клена - кленовый; рябины - рябиновый; березы - березовый; с дуба - дубовый; тополя - тополиный; осины - осиновый; липы - липовый; с каштана - каштановый; с черемухи - черемуховый

Вот и закончилось наше путешествие. Вы отлично справились со всеми заданиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников [Текст]: Дошкольная педагогика / О.А. Воронкевич - М. : 2006. - С.23.

2. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 27-35 /

3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9 /

4. Клепинина, З.А. Природоведение[Текст] : З. А. Клепинина, Л. Ф. Мельчаков - М. : Просвещение, 2006. - 438 с.

5.Зебзеева, В.О. Формах и методах экологического образования дошкольников: [Текст] / В.О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - с. 45-49.

6.Лопатина А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания[Текст]: А. Лопатина, М. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

7.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб. : Детство-пресс, 2003. - 319 с.

Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ [Текст] / Н.Ю. Румянцева [и др.] ; Департамент образования адм. Ярослав. обл., Гос. образоват. учреждение Ярослав. обл. «Ин-т развития образования». - Ярославль: ИРО, 2005. - 29 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 10.04.2015

    Неживая природа и ее место в системе экологического воспитания дошкольников. Изучение опыта работы дошкольных учреждений по знакомству с физическими явлениями. Анализ методики ознакомления детей с физикой и астрономическими понятиями в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью формирования системы знаний о животных.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Методы и формы экологического воспитания. Проектная деятельность как средство экологического воспитания школьников. Тип доминирующей установки в отношении к природе у младших школьников. Уровень ценностного отношения к природе у детей младшего возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Психологические особенности дошкольников. Цели, задачи и система экологического образования дошкольников. Комплексное использование разных видов деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе. Роль экологических знаний для детей.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Определение сущности экологического воспитания детей, их ответственного отношения к природе. Круг экологических знаний дошкольников и представлений, полученных в процессе познания окружающего мира. Значимые методы в воспитании детей, их содержание.

    реферат , добавлен 05.03.2016

    Сущность, основные цели и задачи развития экологической культуры ребенка. Формы и методы ознакомления детей с природой. Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Создание уголка и зоны природы в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

    Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе. Экологическая культура, ее проявления и задачи. Цели и результат экологического образования дошкольников. Учебно-тематический план по программе "Берёзка".

Надежда Савельева
Формы и методы экологического воспитания дошкольников

Методы и формы экологического воспитания дошкольников

1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств » , их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания : она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших» . Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

2. Наблюдение

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное , слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

Требования к проведению наблюдений :

1. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия . Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать запах, подержать его в руках, если это возможно.

2. Временным параметром наблюдения : рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. 3-10 минут - оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения информации . Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без утомления.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Во второй, основной части, педагог задает вопросы, выслушивает ответы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов.

3. Игра - это еще один очень важный .

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны : во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Игрушка - обязательный спутник детских игр. Готовые игрушки (куклы, животные) используются на занятиях кружка «Мир вокруг нас» . Сказочные персонажи «выходят» за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают характерную им них линию поведения. Например, Чиполлино, много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Карлсон, большой хвастунишка, баловник и любитель поесть, он может сообщить много интересного о воздухе в округе, изменениях в погоде и сезонах года. Незнайка часто попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Этот персонаж очень часто используется на занятиях.

Полуготовые игрушки - кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов. Например, при изучении темы «Растения» , мы используем разрезной картонный макет : корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки соседа.

Особо ценной можно считать игрушку - материал (глина, песок, кар-тон, бумага, природный материал, которая дает простор детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в частности - листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на лист бумаги и получили коллективную работу-панно. Изучая тему «Песок» , педагог с детьми на прогулке играли в песок и еще раз закрепили его свойства - сыпучесть, водопроницаемость и т. д.

Возможность использования игрушек-материалов очень велика : поделки из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; по итогам изучения каждой темы делаются выставки творческих работ детей : рисунки, оригами и т. д. При изучении темы «Домашние питомцы» мы используем игру-практикум. Каждый ребенок приносит игрушку - кошку или собачку. Разыгрываем сценки - ситуации : животное хочет есть - дети кормят его, комментируя - чем; питомец испачкался - купаем его; гуляем и играем с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим» .

Игры-иллюстрации мы используем, чтобы показать свойства веществ. Например, при изучении темы «Воздух» . Показать детям воздух наглядно, можно используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства - летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем : у кого самый большой мыльный пузырь? Чей ярче? Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности.

В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, используем игру «Правильно - неправильно» . Когда педагог дает правильное утверждение - дети должны хлопнуть в ладоши, неправильное - не хлопают. Например, при изучении темы «Летающие семена» : одуванчик - хлопок, клен - хлопок, желудь - тишина. Дети учатся концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать или отбросить брошенный ему мяч. В данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость, скорость реакции.

Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления мате-риала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т. д.) . Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, мы читали сказку В. Бианки «Заяц, Медведь, Косач и Весна» . Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых слов (Косач - это тетерев, отмечают особенности поведения этих животных весной. Потом мы распределяем роли и проигрываем сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «своими словами» . Важно обратить внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с артистическими способностями, поэтому нужно давать роли разным ребятам.

Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры - «Зоологическое лото» , «Ботаническое лото» , «Кто, где живет?» и т. д.

Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний . Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору» , дети должны собрать разбросанные по площадке карточки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя» . Дети любят играть в «Лесные пятнашки» , когда нельзя «посалить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного древа - береза, клен, липа и т. д.

«Без промаха» - собираем до 5 еловых шишек и бросаем в цель-мишень, кто попал 5 из 5, становится победителем. «Следопыты» - педагог просит детей найти на определенном участке «несообразности» , подготовленные им заранее : на березе - желудь, под яблоней - шишка, на каштане - гроздь рябины и др. Кто быстрее и внимательнее, тот и победил. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и здоровья.

Интересно провести в детском саду длительную сюжетно-ролевую игру «Экологическая почта » . На протяжении игры каждый ребенок выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем и отправителем корреспонденции, а главное - автором писем, причем не только от себя как ребенка, но и от первого лица тех или иных представителей животного и растительного мира.

Экскурсия - еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий . Экскурсия - это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера : наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность : развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т. д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит экскурсия.

Экологические занятия , как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей , имеют важную функцию - они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать - расширить, углубить, систематизировать.

Можно выделить несколько типов занятий :

Первично-ознакомительный тип. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, которых нет в ближайшем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным компонентом таких занятий становится наглядность - демонстрационные пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.

Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу, то есть первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания .

Обобщающий тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников .

Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи и строятся на различных видах деятельности. Например, в конце осени обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из не-скольких частей. Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников : уточняются и обобщаются представления детей об осени, выделяются характерные особенности этого сезона. Активно используется календарь природы.

Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду - это экологические праздники и досуги .

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т. д. Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие , мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, пес-ком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука.

Таким образом, самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников .

Экологическое воспитание – важная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе и детских садах. Свою работу в этом направлении педагоги организовывают как в процессе образовательной деятельности, так и во внеклассной работе. Формы, средства и методы экологического воспитания избираются в соответствии с возрастом детей, степенью их заинтересованности, природного окружения.

Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возраста детей. Ведущей формой организации работы по экологическому воспитанию является урок (). Опыты, эксперименты, наблюдения, проекты, использование литературы, беседы – те методы, которые использует педагог в непосредственной образовательной деятельности. Помимо этого, во внеклассной работе. К внеклассной работе можно отнести экскурсии, праздники, тематический досуг, работу с родителями. Все формы и методы могут быть использованы как в совокупности, так и по отдельности.

Формы экологического воспитания

  1. Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.

Методы и приемы экологического воспитания

Экологическое воспитание в рамках государственной образовательной программы – важная часть общего педагогического процесса. Как в любом процессе, педагоги стараются использовать все доступные им методы и приемы воспитания.

Наглядные методы

Как говорится, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать, особенно если речь идет о детях и их отношениях с природой. В экологическом воспитании наглядными методами выступают:


Практические методы

Практические методы необходимы для полной интеграции детей в экологическую культуру.

  1. Моделирование. Метод моделирование хорошо подходит для детей начальных и средних классов. Он представляет собой замещение реальных объектов (явлений) с помощью схем, знаков, фигур или изображений. Моделирование помогает создать у детей общее представление об изучаемом объекте.
  2. Опыты и эксперименты. Опыт в экологическом воспитании – это наблюдение над изучаемым объектом в специально созданных для этого условиях. У опыта должна быть цель и задача. Ход эксперимента должен быть продуман, а также продуманы технологии и средства. Сам опыт логически завершен словесно или письменно.
  3. Экологические игры. Дидактические, подвижные, настольные или словесные – игра, это ознакомление, познание и закрепление материала. Игра, как метод экологического воспитания широко используется воспитателями детских садов, так как в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность.

Словесные методы

Под словесными методами мы подразумеваем беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.

Одним из словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 12 МЕЦЛЕР Т.И..

«У маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий; так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир» В.А.Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСВОЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ В РИСУНКАХ, РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАГЛЯДНЫЕ – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, демонстрация слайдов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. ПРАКТИЧЕСКИЕ- игры, опыты, моделирование. Использование этих методов позволяет педагогу уточнять и углублять представления путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания. СЛОВЕСНЫЕ- рассказы, художественные произведения, беседы, словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НОД ЭКСКУРСИИ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУД ВПРИРОДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРОЕКТЫ

НОД КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Занятия первично-ознакомительного типа Занятия углубленно-познавательного типа Занятия обобщающего типа Занятия комплексного типа

Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Занятия углубленно-познавательного типа. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Занятия обобщающего типа

Занятия комплексного типа Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

НАБЛЮДЕНИЯ Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Как было уже сказано, основной метод в экологическом воспитании – наблюдение, но чтобы увиденное в природе не потерялось в память ребенка, необходимо полученное знание закрепить в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Все затронет эмоции, чувства, а значит отложится у ребенка надолго.

Экологическая тропа Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

ЭКСКУРСИИ На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей:

Эксперименты и опыты. . В процессе опытно-экспериментальной работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Дидактические игры. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербург

Консультация для воспитателей ГБДОУ №32

ТЕМА: « Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию »

Выполнили:

Дементьева Н.А.

Шерстунова М.Г

Малышева И.В.

Георгиева Т.В.

Санкт- Петербург

2018 г.

«Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы и методы» + показ презентации.

2 слайд

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология ?

3слайд

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам : живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

4 слайд

За последнее время были созданы программы двух типов : комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные : «Радуга» , «Детство» , «Развитие» , «Истоки» , «От рождения до школы» , «Кроха» . Парциальные (экологические) : «Семицветик» , «Природа и художник» , «Наш дом – природа» , «Жизнь вокруг нас» , «Паутинка» , «Мы» , «Юный эколог» .

5 слайд

Задачи экологического воспитания и образования детей :

1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5. Воспитание эстетических чувств;

6. Воспитание любви к природе, родине;

7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится

по 3-м блокам :

Специально организованное обучение в форме занятий;

Совместная деятельность взрослого с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

6 слайд

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :

Проведение экологических праздников

Наблюдения на прогулках

Занятия

Календари природы

Работа с родителями

Игровая деятельность

Музыкальная деятельность

Труд в уголке природы

Организация исследовательской деятельности

Экскурсии в природу

Художественная деятельность

7,8,9,10 слайд

Методы работы по экологическому воспитанию и образованию.

Словесные методы:

Рассказы воспитателя

Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы

Беседы

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед : предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией.. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Художественная литература

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе

Наглядные методы:

  • Наблюдение
  • Картины
  • Показ моделей
  • Календари природы

Практические методы:

  • Труд
  • Опыты
  • Моделирование
  • Поисковая деятельность, квесты
  • Экскурсии

Занятия по экологии бывают :

Занятия-наблюдения за животными и растениями;

Занятия по классификации представлений о природе;

Занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

Занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

Занятия-исследования;

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

Комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе :

Решение проблемных ситуаций;

Элементарное экспериментирование;

Работа с моделями;

Моделирование;

Игры;

Наблюдение;

Постановка проблемных вопросов;

Участие детей в уходе за растениями и другое.

14 слайд

В детском саду применяются следующие виды игр :

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2. Предметные игры : (с листьями, семенами, цветами) «Чудесный мешочек» , «Узнай, что в руке» , «Вершки и корешки» .

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4. Словесные игры : «Кто летает, бегает, прыгает» , «В воздухе, в воде, на земле» , «Четвертый лишний» .

5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот» , «Солнышко и дождик» , «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений :

Сказки-кроссворды о животных;

Отгадай загадки и узнай героев;

Найди ошибки у художника, поэта;

Может так быть или нет и др.

15 слайд

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей :

Проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др) ;

Выезды с детьми на природу;

Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

Совместное озеленение территории детского сада;

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

Наглядная информация;

16 слайд, 17 слайд

Закончить нашу консультацию хочется словами В. А. Сухомлинского:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»

18 слайд

При отборе растений для уголка природы следует учитывать следующие требования:

  • Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.
  • Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
  • Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразию и неповторимости живых организмов.
  • Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

Младшая группа. 19 слайд

Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие яркие и крупные листья и долго цветущие: герань, бегония, аспидистра, фикус, фиалка.

Средняя группа. 20 слайд

В средней группе усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают аспарагус, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.

Старшая группа. 21 слайд

Старшая группа. 22 слайд

Дети старшей группы должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград или вьющийся плющ, фикус Бенджамина, эпифиллум, кливия или амариллис.

23 слайд

Растения, которые нельзя содержать в уголке природы детского сада

Растения, которые имеют колючки или острые края листьев, о которые ребенок может пораниться: кактус, юкка, агава, роза, некоторые вида алоэ.

Растения, которые содержат ядовитый сок, при контакте с кожей могут вызвать сильный ожог, переходящий в долго незаживающую язву: диффенбахия, алоказия, филодендрон, антуриум, молочай, кротон.

Растения с яркими и привлекательными ягодами, употребление которых в пищу может вызвать серьезное отравление: тошнота, рвота, боли в животе: аглаонема, паслен.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Что нужно делать, чтобы убрать пигментные пятна вокруг глаз? Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Кармические причины возникновения проблем, или Как изменить свою жизнь Как избежать трещин во время кормления грудью? Как избежать трещин во время кормления грудью?